Способы крепления и центрирования колес — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Способы крепления и центрирования колес

2020-11-03 130
Способы крепления и центрирования колес 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

  Колеса крепятся к ступицам и вращаются на них. Существует два типа ступиц: фланцевые и спицевые.

  На легковых автомобилях, грузовых автомобилях малой и средней грузоподъемности и тракторах для дисковых колес применяются фланцевые ступицы (рисунок 2.21). Колесо автомобиля крепится к фланцу ступицы 5, вращающейся на роликовых подшипниках 4 и 6, установленных на цапфе 17 поворотного кулака.

Таблица 2.2 – Соответствие размеров шин размерам профилей ободьев колес

Обозначение шины 135/80R12 155/80R13 155/65R13 145/80R13 175/70R13 185/65R13 175/60R13
Обозначение обода колеса 4,00В 4½J     5J  5J, 5½J 5½J
Обозначение шины 155/65R14 185/70R14 165/65R14 175/65R14 185/55R14 165/55R14 205/70R14
Обозначение обода колеса 4,5J, 5J,  5½J 5J, 5½J 5J, 5½J, 6J     6J   6J, 6½J
Обозначение шины 175/65R15 175/60R15 185/65R15 175/50R15 205/65R15 195/55R15 215/75R15 205/60R15 195/45R15 235/75R15 225/75R15
Обозначение обода колеса  5½J, 6J   6J 6J, 6½J  6½J, 7J 7J
Обозначение шины 175/80R16 205/60R16 235/60R16 225/65R16 205/50R16 245/70R16 225/55R16 265/70R16 255/65R16 245/50R16
Обозначение обода колеса 5½J, 6J 6J, 6½J, 7J  6½J, 7J  7J, 7½J  8J
Обозначение шины 235/60R17 215/50R17 205/50R17 225/50R17 215/35R17 245/60R17 235/45R17 255/65R17 245/50R17 285/70R17 265/65R17
Обозначение обода колеса 7J  7J, 7½J  7½J, 8J  8J 8J, 8½J
Обозначение шины 235/60R18 255/55R18 245/45R18 265/65R18 235/40R18 255/45R18 245/40R18 285/55R18 275/40R18
Обозначение обода колеса 7½J  7½J, 8J   8J  8J, 8½J 8½J, 9J
Обозначение шины 225/55R19 235/55R19 225/35R19 255/45R19 245/35R19 235/35R19 255/30R19 265/50R19
Обозначение обода колеса 7½J   8J  8J, 8½J  8½J, 9J 9J, 9½J
Обозначение шины 255/50R20 225/30R20 245/40R20 265/50R20 275/40R20 305/50R20 285/50R20
Обозначение обода колеса  8J 8J, 8½J 8½J, 9J  8½J, 9J,  9½J 9J, 10J
Обозначение шины 245/40R22 265/40R22 295/40R22 285/45R22 305/40R22 305/30R26
Обозначение обода колеса  8½J 9½J  9½J, 10J,  10J, 10½J 10J

    На грузовых автомобилях для бездисковых колес применяются спицевые ступицы (см. рисунок 2.14, поз. 2). В их конструкции пять или шесть спиц выполняют функции дисков колес, а разъемно-разборный обод 3 (рисунок 2.22) устанавливают на конических посадочных поверхностях, выполненных на концах спиц 1. Колесо от поперечных перемещений удерживается прижимами, крепящимися на шпильках 2 к спицам.

          

Рисунок 2.21 – Фланцевая ступица:

1– колпак ступицы; 2 – гайка; 3 – стопорная шайба; 4 и 6 – подшипники;

5 – ступица; 7 – сальник; 16 – упорная шайба; 17 – цапфа

Рисунок 2.22 – Спицевая ступица: 1 – спица; 2 – шпилька крепления прижима; 3 – разъемно-разборный обод

  Ступицы колес изготавливают литьем из ковкого чугуна.

  Применяются два способа центрирования дисковых колес при креплении на ступицах:

- по коническим и сферическим поверхностям, по которым сопрягаются прижимные части крепежных болтов (или гаек) (рисунок 2.23) и гнезда крепежных отверстий в диске – на всех колесных машинах. Радиус сферы обычно составляет 14…18 мм, а угол конуса – 60…900. При сдвоенных колесах точное центрирование внутреннего колеса не обеспечивается;

  - по центральному отверстию в диске (рисунок 2.24) – на грузовых автомобилях и тракторах. При этом обеспечивается точное центрирование как одиночных (рисунок 2.24, а), так и сдвоенных (рисунок 2.24, б) колес колесных машин.

Рисунок 2.23 – Крепежные детали: а и б – с конической прижимной частью; в – со сферической прижимной частью

  Внутренний диаметр центрального отверстия и наружный диаметр ступицы имеют размеры с допусками. Зазор между указанными деталями может составлять от 0,2 до 0,6 мм. Крепежные отверстия – цилиндрические, требующие лишь грубой обработки. Их диаметр на 3…4 мм больше диаметра шпильки, что необходимо для предотвращения двойной посадки.

   а)              б)
Рисунок 2.24 –       Центрирование по центральному     отверстию одиночных (а) и сдвоенных (б) колес

  Преимуществом способа центрирования по центральному отверстию в диске является малое радиальное биение колеса, поэтому такое центрирование применяется также на спортивных легковых автомобилях, а недостатком – коррозия в зоне центрирования как при стальных колесах, так и колесах из легких сплавов.

  Центрирование разъемных в продольной плоскости ободов на ступицах (передние и задние внутренние колеса) и прижимах (задние наружные колеса) осуществляется по коническим поверхностям А (см. рисунок 2.13), которые имеют обода в замочной части с внутренней стороны.

Присоединительные размеры для крепления дисковых колес стандартизованы и включают:

 
Рисунок 2.25 – Параметры дисков: PCD – диаметр     расположения крепежных отверстий; ЦО – диаметр центрального отверстия; ЕТ – вылет колеса

- диаметр окружности расположения отверстий под шпильки (или болты) крепления колеса (PCD);

- количество (LZ) и диаметр крепежных отверстий;

- диаметр центрального отверстия под ступицу (DIA);

- вылет колеса (обозначение ET на рисунке 2.25, от немецкого слова Einpresstiefe).

     Вылет колеса – расстояние от плоскости симметрии обода до плоскости крепления к фланцу ступицы. Вылет колеса может быть положительным (как показано на рисунке 2.25) и отрицательным.

  Формула колеса (рисунок 2.26) (например, PCD 4/100) указывает, что крепежных отверстий – 4, а диаметр окружности расположения их центров – 100 мм.

  Параметр PCD должен обязательно соответствовать автомобилю, так как, если диаметр расположения отверстий будет отличаться всего на 2…3 мм, то колесо при качении будет иметь биение. Колеса легковых автомобилей имеют 3…6 отверстий.

Рисунок 2.26 – Формула расчета PCD по расстоянию между центрами отверстий (А)

  В таблицах 2.3 и 2.4 приведены основные характеристики колес некоторых легковых автомобилей и значения коэффициентов ширины обода их шин.

Таблица 2.3 – Основные характеристики колес некоторых легковых автомобилей

Модель автомобиля ВАЗ-1113 «Ока» ВАЗ- 2101-07 Лада Приора (Калина) ВАЗ- 21214 «Нива» ГАЗ- 3102 GAZ Siber
Обозначение шины 135/80R12 175/70R13 185/65R14 (175/65R14) 175/80R16 195/65R15 205/65R15 205/60R16
Обозначение обода колеса 4.00Вх12 5J х 13 5½J х 14 5½J х 16 6J х 16 6½J х 15 6J х 15 6½J х 16
Вылет колеса (ЕТ), мм   40   23   37   52   45 44
Диаметр расположения шпилек (болтов) (PCD), мм     98     98     98     139,7     108     100
Диаметр центрального отверстия, (ЦО), мм 60 58,5 58,6 98,5 58,1 57,1
Модель автомобиля Ford Focus Renault Logan Chevrolet Niva UAZ Patriot Ssang Yong Rexton II Hummer H2
Обозначение шины 195/65R15 205/55R16 165/80R14 185/65R15 205/75R15 215/65R16 245/70R16 235/75R16 255/60R18 315/70R17
Обозначение обода колеса 6J х 15 6½J х 16 5½J х 14 6J х 15 6½J х 15 6½J х 16 7J х 16 6½J х 16 7½J х 18 9J х 17
Вылет колеса (ЕТ), мм 52,5 43 (5½J) 50 (6J)   48   40   43   10
Диаметр расположения шпилек (болтов) (PCD), мм     108     100     139,7     139,7     130     165,1
Диаметр центрального отверстия, (ЦО), мм 63,3 60,1 98 108 84,1 117

 

  Анализ данных таблицы 2.4 позволяет определить коэффициент ширины обода (отношение ширины профиля обода колеса к ширине профиля шины, b/В) шин для легковых автомобилей, который составляет 0,69…0,92. При этом на легковые автомобили устанавливаются как низкопрофильные (с посадочным диаметром d от 12 до 17”), так и сверхнизкопрофильные шины (d ≥ 13”).

Таблица 2.4 – Значения ширины обода шин легковых автомобилей

Профиль шины

        Низкопрофильная

         (Н/В = 0,70...0,80)

     Сверхнизкопрофильная

(Н/В = 0,30...0,65)

 Посадочный диаметр обода   12”   13”      14”    13”    14”   15”
Ширина про-  филя обода  колеса (b)   4”   (4½...5)”  (5...6½)” (5...5,5½)”  (4½...6)”  (5...5,5½)”
Ширина про- филя шины (В), мм     135  145...165  185...205  155...185 155...185  185...205
Коэффициент ширины обода   0,75 0,74...0,88  0,69...0,80 0,73...0,85 0,74...0,92  0,74...0,91
 Посадочный диаметр обода   15”   16”   17”    16”    17”   18”
Ширина про-  филя обода  колеса (b)  (6½...7)” (5½...8)”    (7...8½)” (6...8)”  (7...8½)” (5½...6,5½)”
Ширина про- филя шины (В), мм    215...235  175...265  245...285   205...255 205...265  225...285
Коэффициент ширины обода 0,73...0,83 0,73...0,87  0,71...0,77  0,70...0,87 0,76...0,92 0,74...0,90
 Посадочный диаметр обода          19”    20”   22”
Ширина про-  филя обода  колеса (b)       (6...8)”  (7...8½)” (5½...6,5½)”
Ширина про- филя шины (В), мм       205...255 205...265  225...285
Коэффициент ширины обода        0,70...0,87 0,76...0,92 0,74...0,90

 

 

Список литературы

1. Автомобильные шины: Устройство, работа, эксплуатация, ремонт / В.Н. Тарновский, В.А. Гудков, О.Б. Третьяков. – М.: Транспорт, – 1990.

2. Афанасьев Б.А., Даштиев И.З. Проектирование элементов подсистем автомобиля из композиционных материалов: Учеб. пособие / Под ред. Б.А. Афанасьева. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э.Баумана, – 2007.

3. Барский И.Б. Конструирование и расчет тракторов. – М.: Машиностроение, – 1980.

4. Иванов А.М., Солнцев А.Н., Гаевский В.В. и др. Основы конструкции автомобиля. – М.: ООО КЖИ «За рулем», – 2005.

5. Кнороз В.И., Кленников Е.В. Шины и колеса. – М.: Машиностроение,    – 1975.

6. Колеса и шины. Краткий справочник. С рекомендациями журнала «За рулем». – М.: ЗАО «КЖИ «За рулем», – 2000.

7.  Лукин П.П., Гаспарянц Г.А., Родионов В.Ф. Конструирование и расчет автомобиля. – М.: Машиностроение, – 1984.

8. Отчет о НИР «Исследование проблем расширения состава унифицированных семейств и улучшения эксплуатационных свойств военной автомобильной техники». ОКР «Буерак». Этап 3. «Исследование направлений улучшения параметров основных эксплуатационных свойств ВАТ». – ФГУП 21 НИИИ МО РФ, Инв.№ 9824, – 2007.

9. Оценка и выбор пневматических шин регулируемого давления для армейских автомобилей / В.Н. Абрамов, М.П. Чистов, И.В. Веселов, А.А. Колтуков; Под ред. В.В. Шипилова. – ФГУП 21 НИИИ МО РФ, – 2006.

10. Проектирование полноприводных колесных машин: В 2 т., Т.2 / Под общ. ред. А.А. Полунгяна. – М.: МГТУ им. Н.Э.Баумана, – 2000.

11. Раймпель Й. Шасси автомобиля: Амортизаторы, шины и колеса / Пер. с нем. В.П. Агапова; Под ред. О.Д. Златовратского. – М.: Машиностроение,         – 1986.

12. Родичев В.А., Родичева Г.И. Тракторы и автомобили. – М.: Колос,          – 1998.

13. Техническое обслуживание автомобилей КрАЗ-255Б, КрАЗ-255В, КрАЗ-256Б, КрАЗ-257 и КрАЗ-258. Инструкция. – М.: Воениздат, – 1973.

14. Шарипов В.М. Конструирование и расчет тракторов. – М.: Машиностроение, – 2004.

15. Янчевский В. Линии жизни протектора // Коммерческий транспорт. 2007, № 2. С.134-136.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Основные требования к боестойким колесам с пневматическими шинами для армейских автомобилей многоцелевого назначения (АМН) и специальных колесных шасси (СКШ)

  На современном этапе боестойкие колеса с пневматическими шинами и другими элементами их конструкции должны отвечать следующим основным требованиям:

1. Конструкция боестойких колес с неповрежденными пневматическими шинами в сборе не должна снижать достигнутый уровень эксплуатационных характеристик АМН и СКШ с серийными колесами и современными шинами регулируемого давления, а также обеспечивать сохранение подвижности образцов ВАТ в случаях повреждения шин.

2. В конструкциях боестойких колес с пневматическими шинами и различными средствами повышения боестойкости должна быть обеспечена надежная посадка шины на ободе, исключающая их взаимное проскальзывание как при наличии, так и при отсутствии избыточного давления воздуха в шинах.

3. Конструкция обода боестойких колес должна обеспечивать монтаж-демонтаж шины с внутренней дополнительной опорой или распорно-герметизирующим кольцом и шины с усиленными боковинами, а также шины каркасного типа с заменой в полевых условиях поврежденных элементов этих колес с помощью придаваемых в ЗИП инструментов.

4. Обода боестоких колес должны быть разборными и обеспечивать стягивание и сжатие бортов шин с распорно-герметизирующим кольцом или с внутренней дополнительной опорой.

5. Конструкция внутренней дополнительной опоры должна при разрушении шины обеспечивать сохранение подвижности образцов ВАТ с наименьшим ухудшением показателей их движения по дорогам с твердым покрытием и деформируемым грунтам.

6. Шины для боестойких колес перспективных образцов АМН и СКШ во всех классах грузоподъемности должны быть радиальной конструкции в бескамерном исполнении с регулируемым давлением воздуха. Их нагрузочные, жесткостные и размерные параметры должны соответствовать характеристикам опорной поверхности и обеспечивать работоспособность во всех климатических и дорожных условиях.

7. Приведенная удельная нагруженность шин по объему при движении по деформируемым грунтам не должна превышать 8 т/м3. При эксплуатации на дорогах с твердым покрытием для транспортных образцов допускается превышение указанной нагруженности на 20…25 %, но разогрев этих шин при движении с максимальной скоростью должен быть не менее чем на 100С ниже уровня критических температур нагрева для используемых шинных материалов (1200С).

8. При движении по дорогам с твердым покрытием с начальным номинальным давлением воздуха в шинах удельное сопротивление качению автомобиля в ведомом режиме со скоростью 40 км/ч должно быть не более 0,020 с «холодными» (+ 200С) и 0,012 с прогретыми до установившихся температур шинами.

9. При движении по деформируемым грунтам с минимальным давлением воздуха в шинах их конструкция должна обеспечивать получение максимальной удельной силы тяги по сцеплению, не менее:

- 0,5 – на сухом торфянике;

- 0,25 – на мягком торфяном грунте и сухом сыпучем песке;

- 0,15 – на снежной целине с плотностью снега 0,25…0,40 т/м3 и температурой не выше минус 50С при глубине снежного покрова не менее 0,3 от наружного диаметра колеса (шины).

10. При номинальном давлении радиальный прогиб шины под нагрузкой должен соответствовать 4 %, а при минимальном – 12 % от наружного диаметра шины.

11. Для сокращения времени регулирования давления воздуха в шинах боестойких колес должны применяються вентили по типу используемых с бескамерными шинами с проходными сечениями по диаметру не менее 5, 8 и 10 мм для шин с объемом 0,10…0,14; 0,19…0,40 и 0,50 м3 и более, соответственно.

12. Интенсивность износа шин не должна превышать 0,25 мм/тыс. км на АМН и 0,30 мм/тыс. км – на СКШ.

13. Гарантийный пробег шин на АМН должен составлять не менее 50 и СКШ – не менее 45 тыс. км, а гарантийный срок службы – не менее 15 лет с момента изготовления.

14. При повреждениях шины с размерами сквозных отверстий до 8 мм и их количеством – до 10 ед. она должна сохранять работоспособность в движении на расстояние не менее 50 км при обеспечении соответствующего соотношения между внутренним давлением и скоростью.

15. Вентили для подвода воздуха к шинам боестойких колес должны вкручиваться через отверстия в ободе во втулку распорно-гетметизирующего кольца или внутренней дополнительной опоры.

 

Александр Владимирович Острецов, доц., к.т.н.

Павел Александрович Красавин, доц., к.т.н.

Виктор Владиславович Воронин, ст. препод.

Шины и колеса для автомобилей и тракторов: Учебное пособие по дисциплине «Конструкция автомобиля и трактора» для студентов вузов, обучающихся по специальности 190201 (150100) «Автомобиле – и тракторостроение»

 

Подписано в печать                Заказ                              Тираж 200

Усл.п.л.   4,04                          Уч.-изд.л. 4,2                                      

──────────────────────────────────────────

МГТУ «МАМИ», 107023, Москва, Б.Семеновская, 38


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.044 с.