Значимые для разработки и реализации Рабочей программы характеристики. Возрастные особенности детей пятого года жизни. — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Значимые для разработки и реализации Рабочей программы характеристики. Возрастные особенности детей пятого года жизни.

2020-11-03 93
Значимые для разработки и реализации Рабочей программы характеристики. Возрастные особенности детей пятого года жизни. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появ­ляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимо­действий детей.

Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразитель­ной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т. д.

Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 дета­лей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.

Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изме­нениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координа­ция движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Ус­ложняются игры с мячом.

К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на кото­рую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку — ве­личине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве.

Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предме­тов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут вы­учить небольшое стихотворение и т. д.

Начинает развиваться образное мышление. Дети способны исполь­зовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа.

Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж. Пиаже: сохранение количества, объема и величины. Например, если им предъявить три черных кружка из бумаги и семь белых кружков из бумаги и спросить: «Каких кружков больше — черных или белых?», большинство ответят, что белых больше. Но если спросить: «Каких больше — белых или бумажных?», ответ будет таким же — больше белых.

Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его осо­бенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятель­но придумать небольшую сказку на заданную тему.

Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удержи­вать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.

В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция.

 Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы.

Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при вза­имодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении с взрослым становится внеситуативной.

Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок полу­чает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес.

У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.

Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются посто­янные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появля­ются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации.

Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятель­ности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изоб­разительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и вооб­ражения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации; формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками; дальнейшим развитием образа Я ре­бенка, его детализацией.

 

                Списочный состав группы

 

 

Ф.И. ребёнка

Дата рождения Группа здоровья

1.

Абросимов Илья 05.10.2015 II

2.

Алексеева Василиса 19.10.2015 II

3.

Алексеева Елизавета 21.10.2015 II

4.

Васильев Артём 19.01.2016 II

5.

Васильев Глеб 13.12.2015 II

6.

Гайсина Азалия 16.09.2015 II

7.

Горбунова Екатерина 28.07.2016 II

8.

Дёмин Матвей 30.06.2016 II

9.

Казакова Полина 25.11.2015 II

10.

Кодесникова Кира 24.07.2016 II

11.

Колеватова Аделина 01.10.2015 I

12.

Кузнецов Арсений 06.09.2015 II

13.

Мамонтова Арина 29.06.2016 II

14.

Никифоров Илья 10.09.2015 III

15.

Осипова Алина 05.08.2016 II

16.

Пасынкова Алиса 21.10.2015 II

17.

Пудова Мария   II

18.

Рамазанова Аливия 28.05.2016 II

19.

Соловьёв Матвей   II

20.

Старков Никита 14.11.2015 I

21.

Сунцова Анна 23.08.2016 II

22.

Титова Ксения 04.03.2016 II

23.

Ушаков Артур 26.10.2015 II

24.

Филатова Кира 10.02.2016 II

25.

Чернов Тимофей 03.09.2015 II

26.

Чистякова Арина 08.04.2016 II          

 

                                          Характеристика группы

В нашей группе 27 детей: 16 девочек и 11 мальчиков. Группа очень дружная, активная. В группе есть лидеры,  как среди мальчиков, так и среди девочек. Дети хорошо контактируют между собой. Группа очень легка на подъем, хорошо отзывается на любой вид совместной деятельности. Дети очень любят чтение художественной литературы, совместное обсуждение прочитанного, сопереживают героям произведений. Из игр, организованных воспитателем, особенно нравятся театрализованные игры.

Группа подвижная, физически развитая. Спортивный уголок вызывает у детей повышенный интерес.

Все дети в группе очень мирные и добрые. Они с радостью отзываются на просьбы своих  сверстников, а также на просьбы взрослых.

В нашей группе уже есть свои традиции и обычаи.

Родители также являются членами нашей группы. Они активно участвуют в мероприятиях и стараются, чтобы их дети чувствовали себя комфортно.

 

                                        

Социальный паспорт семей на 2020-2021 год /средняя группа /

Показатели Количество Проценты
1. 1.1 1.2 1.3 Количество семей:  Количество семей с 1 ребёнком  Количество семей с 2 детьми Количество семей с 3 и более детьми 26 3 12 11 100% 11,5 46 42,5
2. 2.1 Состав семьи по объему Полная семья   22   86
2.1.1 Оба родителя родные 25 96
2.1.2 Воспитывает отчим - -
2.1.3 Воспитывает мачеха - -
2.1.4 Опекуны (она) 1 4
2.1.5 Работают оба (по всем категориям) 14  54
2.1.6 Работает один (по всем категориям) 10 38
2.1.7 Не работают оба (по всем категориям) 2 8
2.2 Неполная семья 4 14
2.2.1 Одинокая мать 1  4
2.2.2 Мать в разводе 2  8
2.2.3 Мать вдова 1 4
2.2.4 Отец в разводе - -
2.2.5 Отец вдовец - -
2.2.6 Опекун (он или она) 1 4
2.2.7 Работает (по всем категориям) 2  8
2.2.8  Не работает (по всем категориям) 1 1
3. Состав семей по сложности    
3.1 Простая семья 20 77
3.2 Сложная семья 6  23
4 Национальная принадлежность семьи    
4.1 Русские 9  35
4.2 Удмурты 11 42
4.3 Татары - -
4.4 Смешанные и прочие национальности 6  23
5. Психологический климат в семье    
5.1 Благополучные семьи 26 100%
5.2 Неблагополучные семьи - -
5.3 Конфликтные семьи - -
5.4 Противоречивые семьи - -
6. Образовательный уровень родителей 47 100%
6.1 Высшее образование 19 40
6.2 Среднее специальное (в т.ч.технич.) 16 34
6.3 Среднее профессиональное 1 4
6.4 Среднее 11 22
7. Социальный статус родителей    
7.1 Рабочие 20 42
7.2 Служащие 18 38
7.3 Частные предприниматели -  
7.4 Безработные 6 12
7.5 Пенсионеры 3 8
7.6 Студенты - -

                

                Планируемые результаты освоения Рабочей программы

     Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов и обусловливает необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.

     Целевые ориентиры дошкольного образования, представленные в ФГОС ДО, следует рассматривать как социально-нормативные возраст­ные характеристики возможных достижений ребенка. Это ориентир для педагогов и родителей, обозначающий направленность воспитательной деятельности взрослых.

     Целевые ориентиры программы «От рождения до школы» даются для старшего дошкольного возраста (на этапе завершения дошкольного образования).

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования

• Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.

• Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.

• Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.

• Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности.

• Понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных и других верований, их физических и психических особенностей.

• Проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается.

• Проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими.

• Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации; умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам. Умеет распознавать различные ситуации и адекватно их оценивать.

• Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.

• У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.

• Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным

нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и навыки личной гигиены.

• Проявляет ответственность за начатое дело.

• Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

• Открыт новому, то есть проявляет желание узнавать новое, самостоятельно добывать новые знания; положительно относится к обучению в школе.

• Проявляет уважение к жизни (в различных ее формах) и заботу об окружающей среде.

• Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства (музыку, танцы, театральную деятельность, изобразительную деятельность и т. д.).

• Проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, ее достижения, имеет представление о ее географическом разнообразии, многонациональности, важнейших исторических событиях.

• Имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, проявляет уважение к своему и противоположному полу.

• Соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные

ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо»,

стремится поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о младших.

• Имеет начальные представления о здоровом образе жизни. Воспринимает здоровый образ жизни как ценность.

Достижения детьми планируемых результатов освоения части Рабочей программы, формируемой участниками образовательных отношений

(региональный компонент)

Физическое развитие Имеет представления об удмуртских и русских народные игры.
Социально-коммуникативное развитие Знает свое имя, фамилию, возраст, имена членов своей семьи; свой детский сад, город, республику, страну. Владеет основными правилами безопасного поведения на улицах (ПДД), в общественных местах, в лесу (способы взаимодействия с растениями и животными), дома. Имеет представления о профессиях членов своей семьи, о трудовых обязанностях по возрасту в группе, на участке детского сада, дома.
Познавательное развитие Знает достопримечательности своего города, Имеет представления о растительном и животном мире родного края
Речевое развитие Проявляет интерес к изучению родного языка. Знает удмуртский народный фольклор, произведения удмуртских писателей и поэтов
Художественно-эстетическое развитие Имеет представления об удмуртских народных инструментах, песнях удмуртских композиторов, праздниках и развлечениях. Выполняет элементы удмуртского орнамента, дымковских, городецких, филимоновских узоров. 

Мониторинг достижения детьми планируемых результатов достижения

Программы

 

       В соответствии с ФГОС ДО, целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Освоение ООП не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.

Однако педагог в ходе своей работы должен выстраивать индивидуальную траекторию развития каждого ребенка. Для этого педагогу необходим инструментарий оценки своей работы, который позволит ему оптимальным образом выстраивать взаимодействие с детьми. Непосредственное наблюдение строится в основном на анализе реального поведения ребенка. Информация фиксируется посредством прямого наблюдения за поведением ребенка. Результаты наблюдения педагог получает в естественной среде: в игровых ситуациях, в ходе режимных моментов, на занятиях.

Инструментарий для педагогической диагностики — карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе:

• коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и поддержания контакта, принятия;

• познавательной деятельности (как идет развитие детских способностей, познавательной активности);

• проектной деятельности (как идет развитие детской инициативности, ответственности и автономии, как развивается умение планировать и организовывать свою деятельность);

• художественной деятельности;

• физического развития.

Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка,

построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

2) оптимизации работы с группой детей.

В ходе образовательной деятельности педагоги должны создавать диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия.

 совместных решений, разрешения конфликтов, лидерства и пр.);

• игровой деятельности.

Реализация программы предполагает оценку индивидуального развития детей в рамках педагогического мониторинга (диагностики). Мониторинг индивидуального детского развития проводится два раза в год (в сентябре, в мае).

Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики — карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе:

· коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и поддержания контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, лидерства и пр.);

· игровой деятельности;

· познавательной деятельности (как идет развитие детских способностей, познавательной активности);

· проектной деятельности (как идет развитие детской инициативности, ответственности и автономии, как развивается умение планировать и организовывать свою деятельность);

· художественной деятельности;

· физического развития.

Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

2) оптимизации работы с группой детей.

В ходе образовательной деятельности педагогом создаются диагностические ситуации, для оценивания индивидуальной динамики развития детей.


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.052 с.