Феномен удвоения реальности сознания — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Феномен удвоения реальности сознания

2020-11-03 76
Феномен удвоения реальности сознания 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Итак, в течение примерно первых трех лет жизни ребенка у него возникает собственная телесность. Это означает, что он способен выделять собственное тело из окружающей реальности: от мамы, от других людей, от вещей. Тип существования ребенка до трех лет определяется его телесностью как ведущей психической реальностью.

Примерно с трех лет у ребенка начинает формироваться собственное сознание и примерно к семи годам возникает феномен удвоения реальности сознания. Это означает, что ребенок способен отделить собственное сознание от сознания другого человека. Если до сих пор ребенок воспринимал чужие мысли, чужие состояния как свои собственные и, соответственно, свои мысли и состояния переносил на внешние предметы, то теперь он хорошо различает, где собственные мысли и состояния, а где — не его. Возникновение феномена удвоения реальности сознания, т.е. возникновение самости сознания, означает готовность ребенка к школьному обучению, поскольку ребенок способен отличать свое сознание от сознания другого человека. Наличие собственного сознания и собственной телесности дает возможность ребенку строить общие модели мироздания, общества, семьи и проч. и проч.

Если ребенку до трех лет бессмысленно объяснять, что понравившаяся игрушка ему не принадлежит, то в пять лет ребенок хорошо понимает, где доступные ему игрушки, а где — недоступные, хотя и находящиеся в сфере достижимости. Довести до сведения пятилетнего ребенка, что игрушка не его, можно не отнимая ее, как у трехлетнего ребенка, а объяснив это на словах. Это означает, что у ребенка появилось сознание. Для ребенка до трех лет овладение и обладание игрушкой является способом овладения пространством-телом, и ничего морального (или аморального) в его поведении нет. А потому бессмысленно читать ребенку до трех лет мораль. Единственно, почему моральное внушение может пронять ребенка, — это потому, что он чувствует интонации взрослого и поступает в соответствии с этими интонациями.

Итак, примерно в 7 лет возникает феномен удвоения реальности сознания, являющийся итогом развития элементов сознания в предыдущие годы. С 7 лет ребенок — уже сознательное существо, и со временем он лишь совершенствует свое владение сознанием, что происходит примерно до 11-13 лет. Недаром в Древнем Риме именно с 13 лет позволяли ребенку (человеку!) носить меч. Недаром именно в 13 лет во многих культурах отдают девочек (женщин!) замуж. Физиологически к материнству она только вот-вот готова, но социально, как индивидуальное существо — уже вполне полноценная женщина. Но здесь есть еще одна причина того, что замуж выдают в 13 лет. Дело еще и в том, что, с точки зрения множественных реальностей, у человека до 13-14 лет нет еще полноценной собственной реальности личности, хотя элементы реальности личности уже есть. Но где-то в 13-14 лет возникает феномен удвоения реальности личности. И даже если у 13-летнего человека уже возникла собственная личность, то он еще не научился ею хорошо пользоваться, и это как раз то самое время, когда личность еще слаба и может быть достаточно легко сформирована по типу жизни семьи мужа, что, естественно, имеет следствием «согласование», синомию реальностей личности (а также, и воли, возникающей позже) мужа и жены.

Следует отметить, что в традиционных культурах существует и другой способ согласования психических структур супругов. Как описывает М. Мид (1988), в племени арапишей (Новая Гвинея) отдают замуж девочек в 7 лет. И происходит это совсем не потому, что якобы в этой первобытной культуре девочки рано созревают. Девочка, попав в семью мужа в 7 лет, живет там на правах члена семьи, но супруги до достижения женою половой зрелости не вступают в половые отношения. А отдают девочку так рано для того, чтобы, будучи взращенной в семье мужа, она знала, сознавала, что это именно муж обеспечил ее тело питанием, и поэтому она является с мужем одной плотью. Здесь семейные отношения строятся не на согласовании, синомии реальностей личности, а на согласовании, синомии реальностей сознания супругов.

Неразвитость самости сознания заключается в слабом освоении этой реальности, что проявляется в нечеткости различения своего и чужого сознания, в неспособности к полноценному школьному обучению, в асоциальное™ поведения, связанном со спонтанной реализацией своих внутренних образов, в отсутствии способности управлять своими образами и т.п. Сверхразвитость самости сознания заключается в преждевременном освоении взрослого личностного типа поведения: отношений между людьми, отношения к быту, отношения к школьному обучению как уже не важному и не интересному и т.п.


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.