Расчет на прочность прямобочных шлицевых соединений — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Расчет на прочность прямобочных шлицевых соединений

2020-11-03 426
Расчет на прочность прямобочных шлицевых соединений 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Проверочный расчет на прочность прямобочных зубчатых соединений аналогичен расчету призматических шпонок.

Основными критериями работоспособности зубчатых (шлицевых) соединений являются сопротивления рабочих поверхностей смятию и изнашиванию в результате относительных перемещений, обусловленных деформациями и зазорами.

В зависимости от диаметра вала d (рис. 26) по табл. 3 выбирают па­раметры зубчатого соединения, после чего соединение проверяют на смя­тие. Проверку зубьев на срез не производят.

Рис. 26. К расчету прямобочного шлицевого соединения

 

При расчете допускают, что по боковым поверхностям зубьев нагрузка распределяется равномерно, но из-за неточности изготовления в работе участвует только 75% общего числа зубьев (т.е. коэффициент неравномер­ности распределения нагрузки между зубьями (шлицами) ψ = 0,75).

По аналогии с условием (3)

где Т — вращающий момент на валу, Нмм; ψ= 0,75; z — число зубьев (выбирают в зависи­мости от d по табл.3); h – высота поверхности контакта зубьев; L – длина поверхности контакта зубьев; dcp — средний диаметр соединения, мм; l — рабочая длина зубьев, мм; D, l, r (см. рис. 26) — выбирают в зависимости от d по табл. 3; [σ]см - допускаемое напряжение на смятие боковых граней зубьев из ста­лей, имеющих σв> 500 МПа ([σ]см принимают по табл. 4). В таблице 4 приведены значения [σ]см для изделий общего машиностроения и подъемно-транспортных устройств, рассчитанных на длительный срок службы. В каждой отрасли машиностроения рекомендуют свои значения с учетом специфики эксплуатации (срок службы, режим нагрузки и пр.), качества изготовления, прочности материалов и др.

Например, в станкостроении рекомендуют более низкие значения: [σ]см = 12 – 20 МПа для неподвижных соединений и [σ]см = 4 – 7 МПа для подвижных без нагрузки – здесь учитывают влияние соединений на точность станков; в авиации для соединений валов с зубчатыми колесами рекомендуют более высокие значения [σ]см = 50 – 100 МПа – для получения легких конструкций.

Для прямобочных шлицев h=0,5(D-d)-2f;  dср=0,5(D+d),

где f- величина фаски зуба.

для эвольвентных шлицев h=θm; dср=D-1,1m,

где θ=1 - при центрировании по боковым поверхностям и θ=0,9 при центрировании по наружному диаметру;

m - модуль шлицев;

d - диаметр делительной окружности.

Для треугольных шлицов h=0,5(D-d); dcp=d=mz.

При проверке соединения на износ действующие напряжения, вычисленные по (9), проверяются на выполнение соотношения

где  – коэффициент, учитывающий число циклов нагружения, а допускаемые напряжения по износу [σ]изн зависят от параметров внешней нагрузки и термообработки рабочих поверхностей шлицов. Для шлицов, закалённых до поверхностной твёрдости HRC 60, принимают [σ]= 40…85 МПа, а для шлицованных деталей без термохимической обработки – [σ]изн = 25…50 МПа.

Предельный вращающий момент, передаваемый соединением, равен Тmax=0,5σсмzhψldср

 

Таблица 3. Зубчатые прямобочные соединения, размеры, мм

Номинальные размеры z х d х D b l r, не более Серия
6 х 26 х 30 6 0,3 0,2

Легкая

8 х 32 х 36 6 0,4 0,2
8 х 36 х 40 7 0,4 0,3
8 х 42 х 46 8 0,4 0,3
8 х 46 х 50 9 0,4 0,3
8 х 52 х 58 10 0,5 0,5
6 х 11 х 14 3 0,3 0,2

Средняя

6 x 21 х 25 5 0,3 0,2
6 х 26 х 32 6 0,4 0,3
8 х 36 х 42 7 0,4 0,3
10 х 16 х 20 2,5 0,3 0,2

Тяжелая

10 х 18 x 23 3 0,3 0,2
10 x 21 х 26 3 0,3 0,2
10 x 23 x 29 4 0,3 0,2
10 x 26 x 32 4 0,3 0,2
10 x 28 x 35 4 0,4 0,3
10 x 32 x 40 5 0,4 0,3
10 x 36 x 45 5 0,4 0,3
10 x 42 x 52 6 0,4 0,3

 

 

Таблица 4. Допускаемые напряжения смятия [ 𝛔 ]см на рабочих гранях зубьев (шлицев)

Соединение

Условия эксплуатации

[σ]см на рабочих гранях зубьев

без термической обработки с термической обработкой
Неподвижное Тяжелые Средние Легкие 35-40 60-100 80-120 40-70 100-140 120-200
Подвижное ненагруженное Тяжелые Средние Легкие 15-20 20-30 25-40 20-36 30-40 40-70
Подвижное под нагрузкой Тяжелые Средние Легкие 3-10 5-15 10-20

Примечания: тяжелые условия эксплуатации означают, что нагрузка знакопеременная с ударами; вибрации большой частоты и амплитуды; плохие условия смазки в подвижных соединениях; невысокая точность изготовления.

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.