Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Топ:
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Интересное:
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Дисциплины:
2020-07-03 | 121 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Составляющие стиля лидерства:
- Y-е: личностная стилевая характеристика руководителя и наличная ситуация
- неY: эффективность деятельности руководителя, рассм. по продуктивности д-ти группы. иногда примешивается критерий удовлетворенности.
Эффективность лидера как функция от:
- степени контроля в группе,
- ориентации лидера на решение задачи или межличностные отношения
- отношения к наименее предпочитаемому сотруднику (НПС)
Связь между личностно-стилевой ориентацией руководителя и его эффективностью носят вероятностный характер, будучи обусловлены степенью его контроля над ситуацией. При ориентации на задачу НПС низкий, а на отношения — выше.
33. Групповые решения как группе-динамический процесс.
Связано с проблемой лидерства, т.к принятие решения — одна из ф-ций руководителя. Гр. решение принимается в ходе групповой дискуссии. Легкость принятия гр. решения связана со сплоченностью группы, со степенью удовлетворенности трудом каждого из членов группы, а также с общественной значимостью задачи. Левин повел эксперименты в США и выявил следующие закономерности:
1. гр. дискуссия позволяет столкнуть противоположные позиции и тем самым помочь участникам увидеть разные стороны проблемы, уменьшить их сопротивление новой информации.
2. Если решение выдвигается в ходе групповой дискуссии, то его значение возрастает, т.к оно превращается в групповую норму. Уже сам факт дискуссии перестраивает структуру групповых отношений.
Методы групповой дискусии:
1. Брейнсторминг (придумал Осборн): группа делится руководителем на 2 части: генераторов идей и критиков. На первом этапе генераторы высказывают все идеи, приходящие на ум. Здесь нет критики. На втором этапе критики отбирают хорошие идеи, рассм. спорные и отбрасывают негодные. Т.о. группа получает большой разброс решений.
|
2. Синектика (Гордон): 5-7- синекторов (человек, наиб. активно заявляющие свою позицию в группе) начинают дискуссию. Потом к ней присоединяются все остальные, но задача синекторов —наиб. четко сформулировать противоположные мнения, чтобы группа видела крайности. В ходе дискуссии крайности отбрасываются и принимается решение, удовлетворяющее всех. Ура!
34. "Сдвиг риска" и групповая поляризация.
''Поляризация группы'' – сущность этого явления закл-ся в том, что в ходе групповой дискуссии противоположные мнения, имевшиеся у различных группировок, не только обнажаются, но и вызывают принятие или отвержение и всей массой членов группы.
Сдвиг к риску — явление при групповой дискуссии, при повышении экстремальности принимаемых решений. три типа эксперимента:
1. сравнение первичных индивидуальных решений и согласованных групповых: риск растет
2. сравнение первичных индивидуальных решений и вторичных индивидуальных после общей дискуссии с обязательным согласованием: риск растет
3. сравнение первичных индивидуальных решений и вторичных индивидуальных после общей дискуссии без обязательного согласования: риск растет
максимальный сдвиг к риску наблюдался при лабораторных исследованиях в группе 5-6 человек и обсуждении от 3 до 5 минут. При этом наблюдается Эффект потолка, высказывание в пользу риска, значимое влияние рискующего лидера.
Объяснения:
риск как ценность
распределение ответственности
35. Проблема развития группы в социальной психологии. + 37. Стадии и уровни развития группы (вместе)
(зарубежные и отечественные исследования).
Определение группы, ее характеристики (в т.ч. развитие как групповой процесс)
Проблема развития группы является одной из важнейших (см.27)
Отечественные исследования и подходы:
Стратометрическая концепция (Петровский): основа концепции – степень опосредованности межличностных отношений в группе содержанием совместной деятельности и ее общественной значимостью. Развитие группы – движение в континууме с положительным полюсом (коллектив) и отрицательным (корпорация).
|
· коллектив (высокий показатель опосредованных межличностных отношений и общественной значимости)
· просоциальная ассоциация (низкая степень опосредования межличностных отношений)
· диффузная группа (отсутствие совместной деятельности)
· асоциальная ассоциация (низкая степень опосредования межличностных отношений)
· корпорация (высокий показатель опосредованных межличностных отношений, но низкий показатель общественной значимости)
Параметрическая концепция (Уманский): основа схемы – социально-психологические параметры группы: содержание нравственной направленности группы, единство целей, ценностей, организационное и психологическое единство и т.д.). Развитие группы – также движение в континууме.
· коллектив
· автономизация (синтетические процессы: групповая идентификация, обособление, внутренняя слитность)
· кооперация (высокий уровень подготовки, сотрудничества и организационной структуры)
· ассоциация
· номинальная группа
· конгломерат (все незнакомы)
· антиколлектив
Зарубежные исследования и подходы:
Двухфакторная модель (Такмен): два фактора групповой активности – деловой (решение групповой задачи) и межличностный (развитие групповой структуры), но он не знает, как они соотносятся.
Этапы межличностной активности:
(1) проверка и зависимость (ориентировка участников в характере действий друг друга, поиск взаимоприемлемого поведения)
(2) внутренний конфликт (нарушение взаимодействия, отсутствие единства)
(3) развитие групповой сплоченности (исчезновение конфликта, гармонизация отношений)
(4) функционально-ролевая соотнесенность (образование ролевой структуры)
Этапы деловой активности:
(1) ориентировка в задаче (поиск оптимального способа решения задачи)
(2) эмоциональный ответ на требования задачи (противодействие требованиям задачи из-за несовпадения ее предписаний с личными намерениями)
(3) открытый обмен релевантными интерпретациями (обмен мнениями, проникновение в намерения друг друга, выработка альтернативной трактовки информации)
|
(4) принятие решений (конструктивные попытки успешного решения)
Модель Обера (Обер:) – нормативно-ролевая система:
1) формирование экспрессивных норм и разностатусных ролей
2) возмущение (разрушение наличной ролевой структуры вследствие возникающих внутригрупповых разногласий)
3) формирование инструментальных норм и гармонизация отношений в группе
4) выполнение (образование функциональных ролей, установление гибкой взаимозависимости отношений)
Однофакторная модель (Мабри) для группы, ориентированная на решение задачи инструментального типа, включает следующие стадии:
1) латентная (ознакомление с задачей)
2) адаптационная (соотнесение возможностей участников с требованиями задачи)
3) интегративная (объединение усилий, координация стратегий)
4) достижение требуемого решения
Еще одна однофакторная модель (Волков) – эмоциональная динамика:
1) фаза первичного восприятия и опознания, формирование первого впечатления о партнере
2) фаза сближения, формирование оценки и самооценки, развитие рефлексивных отношений, установки на совместное действие
3) фаза совместного действия, принятие межличностных ролей, определение статуса в общении
4) фаза сцепление (укрепление чувства общности «мы», формирование норм общения, включение механизмов взаимовлияния
Особые формы принимает развитие группы в экстремальных условиях (ознакомление, дискуссии, ролевые ориентации). Но это, малыш, уже совсем другая история…
Важно учитывать, что происходит преобразование «просто кучки людей» в группу в полном психологическом смысле понятия. Чтобы проследить этот процесс, изучается принятие норм группы каждым новым участником (феномен давления группы, изучение конформизма), разделение членами группы групповых норм и целей (формирование групповой сплоченности).
36. Теория деятельностного опосредования внутригрупповой активности и психологической теории коллектива.
Влияние совм. д-ти на внутригрупповые процессы, формирование психологической общности
Макаренко: признак коллектива —социально-позитивная д-ть, отвечающая потребностям общества. Природа отношений в коллективе обладает особым свойством, признанием важнейшей роли совм. д-ти в кач-ве фактора, образующего коллектив и посредующего всю систему отношений между членами коллектива.
|
Концепция Уманского: коллектив —предел развития группы. Этапы гр. развития:
1. Момент возникновения группы: группа — конгломерат.
2. Момент присвоения группе имени: номинальная группа.
3. Группа — ассоциация: уровень эмоц. интеграции, появления чувства «мы».
4. Группа – кооперация: деловое и инструментальное единство
5. Группа-автономия: собственно коллектив — группа, реализующая соц. значимые цели, кот встроены в контекст наиболее общего плана, или лже-коллектив, если цели группы становятся более значимы, чем все остальные. Замыкание внутри группы.
38. Психология межгрупповых отношений (основные подходы к исследованию).
Подходы:
1. Ситуативный: исследования Шерифа про мальчиков в лагере (см. стр. 219 у Андреевой). Источники межгрупповой враждебности отыскиваются в ситуациях гр. взаимодействия.
2. Когнитивный подход. Тэшфел: внутригр. симпатия возникает и в сит, где нет основы для межгр. конфликта. Причина межгрупповой дискриминации сокрыта в простом факте осознания принадлежности к своей группе. Кооперативная неудача вела к большей гр пристрастности, чем кооп успех, а конкурентный успех больше, чем неудача.
3. Деятельностный (?) Агеев: проблема отношения между группами — внутренняя психологическая категория. Межгр. восприятие зависит от адекватности совместной гр. д-ти. Эксперимент со студентами и зачетом автоматом. 2 группы, одна из которых могла получить автомат за хорошую работу на семинарах. Зачет группе складывался из индивидуальных ответов. Что проявилось: больше число выступлений в поддержку своей группе, большее кол-во попыток регуляции выбора выступающего, давление на экспериментатора. Успех своей группы объясняли внутригрупповыми факторами, а неудачу — обстоятельствами. И так понятно…
4. Мотивационный: Фрейд:
враждебность неизбежна и универсальна.
Ф-ця враждебности: поддержание сплоченности и стабильности группы.
В других исследованиях также исследовались факторы:
1. Содержания выступлений и реплик с точки зрения согласия с членами своей и чужой групп
2. Регуляция выбора выступающих
3. Частота использования разных местоимений. (мы, они и т.п.)
4. Частота и характер отклонения от темы дискуссии.
39. Феномены ингруппового фаворитизма и аутгрупповой враждебности.
Фаворитизм — благоприятствование членам собственной группы в противовес членам другой. Проявляется как во внешнем поведении, так и в процессах соц восприятия. Гр.Ф. Тем выше, чем:
Важнее для группы критерий гр. сравнения
|
Более сравнимыми являются ингруппа и аутгруппа.
Меньше уверенность законности группы.
Больше сходство взглядов членов группы.
Принадлежность к меньшинству увелич. фаворитизм
Враждебность — противоположное явление.
Нарциссизм малых различий — проявляется в виде обострения враждебности по отношению к сходным группам. Для сравнения с собой всегда используется максимально приближенная этническая или соц. группа.
Из эксперимента в лагере была выведена теория межгруппового конфликта Кемпбелла: конфликт обусловлен конкуренцией и ожиданием угрозы со стороны «враждебной группы.
40. Проблема личности в социальной психологии.
Исследование личности в с.п. надо отличать от исследований в социологии и психологии. С.п. занимается рассмотрением личности как представителя определенной соц. группы.
Главные проблемы общей психологии — проблема соц. типологии личности, социализации личности, структуры личности. структура личности рассматривается как:
1. конкретный субъект д-ти в единстве его инд св-в и соц. ролей
2. соц св-во индивида, совокупность интегрированных в нем соц. черт.
С.п выясняет, каким образом, т.е. в каких конкретных группах личность усваивает соц влияния, и каким образом она реализует свою соц. сущность. С.п. выясняет, каким образом складываются социально-типические черты личности. исследуется и макро- и микросреда индивида. осн проблемы здесь –
1. взаимоотношение личности с группой
2. проблема социализации и вопрос, посредством каких групп осуществляется влияние общества на личность.
3. проблема соц. установки (см 45)
Теории развития личности:
Мид: Я — соц. продукт, сформированный на осн. взаимодействий с др. людьми
Кули: эффект зеркального отражения: чел воспр себя так, как его оценивают другие.
Фрейд: личность проходит стадии, на кажд. из которых возн напряженность между Ид и Суперэго. различные кач-ва формируются у человека в зависимости от успешности прохождения стадии.
Пиаже: стадии
сенсомоторная стадия – 0-2
предоперациональная стадия — 2-7
стадия конкретных операций – 7-11
стадия формальных операций – 12-15
Колберг: стадии
избегание наказания
завоевание поощрения
завоевание одобрения других
осознание интересов общества и правил поведения в нем.
осмысление возможных противоречий между различными нравственными убеждениями
формирование собственных нравственных принципов.
Эриксон: стадии
Стадия | Задача | Значимая группа |
0-1г Младенческая | Базовое доверие к миру | мать |
1-3г Ранний возраст | Приобретение автономии | взрослые члены семьи |
3-6(7)л Игровая стадия | Формирование инициативности | сверстники |
7-12л Школьная стадия | Приобретение компетентности | значимые чужие |
12-18л Подростковая стадия | Приобретение Эго-идентичности | сверстники |
18-25 Юность | Научиться любить | близкие друзья, любимые |
25-54 Взрослость | Самореализация | коллеги или семья |
54- Старость | Становление Эго-идентичности. | несколько человек / весь мир |
41. Содержание и механизмы социализации.
Соц-я – это двухсторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны,
усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему соц. связей; с другой стороны,
процесс активного воспроизводства социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду.
В процессе социализации обычно выделяют три сферы, в которых осуществляется прежде всего становление личности: деятельность, общение, самосознание.
Деятельность На протяжении всего процесса соц-и личность имеет дело с расширением «каталога» деятельностей, т.е. с освоением все новых видов деятельности. При этом происходит два важных процесса.
1. Это ориентировка в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности и между ее различными видами.
2. Определенное центрирование деятельности вокруг главного вида и соподчинение ему всех остальных деятельностей.
Общение – рассматривается в контексте социализации также со стороны его расширения и углубления. Задача эксперим. исслед-й закл. в том, чтобы показать, во-первых, как и при каких обст-вах осущ-ся умножение связей общения и, во вторых, что получает личность от этого процесса.
Самосознание – становление в человеке образа его Я. Это контролируемый процесс, кот. не возникает у человека сразу, а складывается на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных связей. Важно определиться, что входит в качестве «составляющих» «Я образ». Есть несколько разл. подходов к структуре. Один из них принадлежит Мерлину, кот. выделяет в структуре самосознания 4 компонента:
сознание тождественности (отличие себя от остального мира);
сознания Я как активного начала, субъекта деятельности;
осознание своих психических свойств;
социально- нравственная самооценка, кот. форм. на основе накопл. опыта общения и деятельности.
Самосознание относится к самым глубоким, интимным хар-кам человеческой личности, его развитие немыслимо вне деятельности: лишь в ней постоянно осуществляется определенная «коррекция» представления о себе в сравнении с представлением, складывающимся в глазах других. Общим для всех трех сфер является процесс расширения, умножения соц связей личности с внешним миром.
42. Стадии и институты социализации.
По вопросу о стадиях идет оживленная дискуссия. Поскольку само понятие социализация предполагает усвоение социального опыта прежде всего в ходе трудовой деятельности, постольку основанием для классификации служит отношение к трудовой деятельности. Андреева выделяет три осн. стадии:
1. Дотрудовую:
ранняя (0-7)
стадия обучения (7-17)
ВУЗ/техникум — на грани между
2. Трудовую — период зрелости
3. Послетрудовую — пожилой возраст.
Институты социализации – это те конкретные группы, в кот. личность приобщается к системам норм и кот. выступают своеобразными трансляторами социального опыта. На дотрудовой стадии – семья, дошкольные детские учр., школа. На трудовой стадии – трудовой коллектив.
43. Сущность, структура и функции аттитюдов.
В западной с.п. для обозначения социальных установок используется термин «аттитюд». Исследования аттитюдов превратились в самостоятельную область с.п., кот. явл-ся одной из самых разработанных областей в западной с.п. Впервые в 1918г. амер. Томасом в социально- психологическую лит-ру было введено понятие аттитюд, кот. было определено как «психологичесское переживание индивидом ценности, значения, смысла социального объекта» или как «состояние сознания индивида относительно некоторой социальной ценности».
Терстоуном выделены 4 функции аттитюдов:
1)приспособительная (иногда называемая утилитарной, адаптивной) – атттитюд направляет субъекта к тем объектам, кот. служат достижению его целей;
2)функция знания – аттитюд дает упрощенные указания относительно способа поведения по отношению к конкретному объекту;
3)функция выражения (иногда называемая функцией ценности, саморегуляции) – аттитюд выступает как средство освобождения субъекта от внутреннего напряжения, выражения себя как личности;
4)функция защиты – аттитюд способствует разрешению внутренних конфликтов личности.
Все эти функции аттитюд способен выполнить потому, что обладает сложной многосторонней структурой.
Эксперимент Лапьера 1934 г.: посещал отели с двумя китайцами (которых там не любили), и не обнаружил различия между обслуживанием его и китайцев. Через год послал письма в отели с вопросом, может ли он посетить их еще раз с китайцами же. Ему ответили, что нежелательно. Вывод: не всегда установка соответствует реальному поведению. (См. след билет)
1935 —Олпорт:
1. опр состояние сознания и нс
2. выражающее готовность к реакции
3. организованное
4. на основе предш. опыта
5. оказывающее направляющее динамическое влияние на поведение.
|
|
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!