Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания: учебное пособие / Л.И. Маленкова. М.: Педагогическое общество России, 2002. -480 с. — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания: учебное пособие / Л.И. Маленкова. М.: Педагогическое общество России, 2002. -480 с.

2020-11-03 207
Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания: учебное пособие / Л.И. Маленкова. М.: Педагогическое общество России, 2002. -480 с. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Вопросы по дисциплине «Теория литературы»

1. Категория художественного образа.

Предмет и способ художественного сознания (двойная направленность: от автора и «внутрь» автора). Проблема художественной условности. Искусство и наука. Категория художественного образа: эстетическая категория, «язык», «высказывание». Понятие художественности (игровое начало; степень эстетического совершенства).

2. Принципы жанрово-родовой классификации литературы.

История и причины формирования литературных родов и жанров. Принципы жанрово-родовой классификации в работах Аристотеля (по отношению к автору), Гегеля (триада: эпос- теза, лирика- антитеза, драма- синтез). Жанр как «память» литературы. Проблемы жанрово-родового деления литературы в современных исследованиях.

Эпос как литературный род. Эпос в определении Аристотеля, Гегеля. Эпический стиль. Категория эпического. Эпический герой. Эпическое время и пространство (хронологичность, панорамность). Ранние формы эпоса. Эпос как литературный род. Эпические жанры (рассказ, новелла, очерк, эссе, повесть, роман). Эпос и проза. Эпос и роман. Жанровые формы эпической литературы: биографические, эпистолярные, мемуарные произведения, форма дневника, эссе и др. Формы выражения авторского сознания (повествователь, личный повествователь, рассказчик, анонимный рассказчик).

Драма как литературный род. Драма в определении Аристотеля, Гегеля. Понятие зрелища, представления. Драматическое «действо». Категория драматического. Драматический конфликт. Драматический герой. Пьеса и спектакль. Драматическое и драматургическое. Драматические жанры трагедия, комедия, драма). Категории трагического и комического. Формы выражения авторского сознания в драматических произведения (эпическая/речевая, композиционная).

 Лирика как литературный род. Характеристика лирики в «Поэтике» Аристотеля и «Эстетике» Гегеля. Лирика и поэзия. Лирика и песня. Лирические жанры (ода, элегия, послание, гимн, песня и др.). Особенности лирического сюжета и композиции. Лирическое «событие» (движение души). Понятие лиризма. Лирическое «я». Формы выражения авторского сознания в лирике (лирический герой, поэтический мир, повествователь, герой ролевой лирики – маска). Лиро-эпические произведения (поэма, баллада).

Сатира как особый литературный род. Понятие сатиры. Формирование сатирического способа изображения. Основные приёмы сатирического изображения (гиперболизация зла; тяготение к условным формам; связь со сферой комического; ясность позиции, с которой ведётся осмеяние). Сатирические жанры (памфлет, фельетон, анекдот, пародия). Сатирический стиль и пафос. Сатира и юмор.

 

Вопросы по дисциплине «История русской литературы»

1. «Слово о полку Игореве» - выдающееся произведение отечественной и мировой средневековой литературы. Этико-эстетический пафос «Слова…». Проблема вины и величия эпического героя.

Историческая основа «Слова». Влияние основной идеи «Слова» на художественную структуру произведения. Образная система «Слова о полку Игореве». Жанровая природа «Слова». Определение времени написания «Слова»; проблема подлинности; проблема авторства Основные этапы и пути изучения «Слова». Связь «Слова» с устным народным творчеством.

2. Поэзия Г.Р. Державина как выдающееся явление русского поэтического искусства XVIII века. Художественное новаторство. Критика и наука о Г.Р. Державине.

Новаторский характер поэзии Державина. Широта и многогранность художественного воплощения окружающей действительности в ее контрастных проявлениях. Центральная тема поэзии Державина – тема человека, живого современника поэта. Утверждение в поэзии личности автора, автобиографизм державинской поэзии. Создание полотен бытовой живописи, ярких и многоцветных «образов и картин чисто русской природы» (В.Г.Белинский). Языковое и стилистическое богатство поэзии Державина. Державин о назначении поэзии и призвании поэта. Разрыв с теоретическими положениями классицизма и сентиментализма в эстетике: вдохновение как источник творчества; отрицание необходимости жанровых градаций; отказ от представления о единых критериях и «вечном» вкусе, признание закономерности «различных вкусов»; подход к пониманию исторического, постановка проблемы исторической и национальной обусловленности характеров; создание индивидуальной образно-стилистической системы и индивидуально-выразительной поэтической формы и т.д. Споры литературоведов о художественном методе и литературном направлении творчества Державина. Значение поэзии Державина для русской литературы XIX и ХХ вв.

3. Д.И. Фонвизин и его роль в развитии русской драматургии. «Недоросль» Как первая социально-политическая комедия в русской классической драматургии. Традиционное и новаторское.

Новаторство Фонвизина в жанре комедии. Аргументация социально-политической функции комедии «Недоросль». Элементы любовной и бытовой комедии, психологической драмы и трагедии в произведении. Взаимодействие различных жанровых образований в пьесе. Композиция комедии. Идейно-смысловая и сюжетная завершенность как критерий выделения драматической сценки. Типы связи между сценками в комедии. Особенности развития сюжета в пьесе. Основные сюжетные линии и их роль в общеидейном замысле. Сюжетные ходы. Структура сюжета комедии. Кульминация и развязка общественно-политической и любовной линий. Роль интермедий и фарсовых сцен в комедии. Социальная обусловленность системы образов в пьесе. Принципы классификации героев комедии. Роль внесценических персонажей. Проблема художественного метода комедии. Взгляды литературоведения на особенности метода Фонвизина.

4. «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева. Основная идея «Путешествия…». Своеобразие жанра и композиции произведения. Проблема творческого метода А.Н. Радищева.

История создания «Путешествия из Петербурга в Москву» А.Н.Радищева. Судьба книги. Проблема жанра и композиции «Путешествия…». Новаторство Радищева. Новые принципы изображения главного героя. Автобиографический характер образа путешественника. Психологизация повествования. Проблема соотношения автора и героя. Отношение Радищева к крепостному праву. Революционный смысл книги. Вопросы о художественном методе и композиции «Путешествия…». Черты классицизма, сентиментализма, предромантизма и раннего русского реализма в произведении А.Н.Радищева. Язык и стиль «Путешествия…». Метод изображения действительности в произведении; изображение чиновников, помещиков и двора; образы крестьян; образы Путешественника, его «сочувственников» и единомышленников. Сарказм, гротеск, сатира и юмор в произведении; сочетание трагического и комического, патетики и иронии. Дискуссионные вопросы в изучении творчества Радищева. Радищев и русская литература XIX века.

5. Русский сентиментализм. Повести Н.М. Карамзина. Роль Н.М. Карамзина в развитии русского литературного языка. Исследователи о Н.М. Карамзине.

Исторические, философские и литературные истоки русского сентиментализма. Его связь с западно-европейским сентиментализмом, своеобразие русского сентиментализма. Повести Карамзина как вершинное явление русского дворянского сентиментализма. Их стиль; идейно-художественные особенности; отказ от социальной сатиры и изображения «низкого» быта, эстетизация действительности; характер как форма проявления «вечного» темперамента; изображение противоречий человеческого характера и т.д. Значение Карамзина в истории русского литературного языка; карамзинский «новый слог». Карамзин и литература начала XIX века.

6. Романтизм В.А. Жуковского. Своеобразие его этической и эстетической концепции мира и человека в лирике и балладах.

Творчество Жуковского в контексте европейского и русского романтического движения, как первая фаза в развитии русского романтизма; при анализе жанра элегии и баллады первостепенное внимание уделяется выявлению гуманистической философии человека и мира, органично присущей Жуковскому, неизменно высокому этическому, антииндивидуалистичскому пафосу его творчества в целом, значению его эстетических открытий, общекультурному значению его переводческой деятельности для дальнейшего развития русской литературы. Изображение внутреннего мира человека. Гибкость, напевность, музыкальность стиха. Тенденция к сближению литературного языка с разговорным. Использование устнопоэтического творчества. Достижения Жуковского в области стиха и их значение для развития русской поэзии. Элегичность и этико-психологическая сущность романтизма Жуковского. Изменение характера романтизма Жуковского. Рост религиозно -мистических настроений («Невыразимое» и др.). Место и роль творчества Жуковского в отечественной литературе.

7. Мастерство И.А. Крылова-баснописца.

Путь Крылова к реалистической басне. Первые басни. Усиление социально-сатирического начала его басен. Основная проблематика басен: социально-политическая, морально-философская, социально-бытовая. Отклики Крылова на события Отечественной войны 1812г. Развитие русской сатирической литературы. Крылов- новатор басенного творчества. Сравнение его басен с баснями Эзопа и Лафонтена. Превращение им басни из условно-дидактического в подлинно реалистический лиро-эпический жанр. Мастерство Крылова-баснописца. Анализ структуры басни по разным ее уровням: содержанию, поэтической речи, стиху, жанровому своеобразию и др. Образ рассказчика. Роль иронии. Народность крыловских басен. Превращение крыловских афоризмов в пословицы и поговорки. Место и роль Крылова-баснописца в развитии русской литературы, в становлении русского реализма.

8. Проблема творческого метода А.С. Грибоедова. Природа комического и трагического в пьесе «Горе от ума». Литература о А.С. Грибоедове.

«Горе от ума» исследуется в контексте острых научных споров о пьесе (М.В.Нечкина, Ю.Н.Тынянов, В.Н.Орлов, Н.Л.Степанов, И.М.Медведева, В.Г.Базанов и др.), в соотношении (несовпадении) грибоедовского видения русского мира с декабристской политической программой отрицания и насильственного переустройства существующего миропорядка; в центре внимания – творческий метод Грибоедова, его живая динамика от просветительского к раннему классическому реализму; масштаб новаторства Грибоедова-драматурга в сфере поэтики: жанровой природы конфликта, структуры, соотношения комического и трагического, построения характера, монологов, диалогов, речевой характеристики героя; в сфере построения образа положительного героя-энтузиаста, идеолога, человека радикального «ума», но «вечно незрелого юноши» (Герцен), не сознающего всю сложность русской жизни, обрекающей его на идеологический бунт и бесконечную «русскую дорогу». Споры о жанровом своеобразии пьесы, композиция, вольный стих. Органическое единство сатирического и лирического начал.

9. Человек и история, человек и государство в стихотворном эпосе А.С.Пушкина («Полтава», «Медный всадник»).

Человек и история, человек и государство в стихотворном эпосе Пушкина. «Полтава» - историко-героическая и социально-психологическая поэма. Композиция и язык поэмы. Поэма «Медный всадник» - социально-историческая и философская поэма, отражающая поиски Пушкиным разумного, конкретно-исторического решения проблемы власти и народа, частного и общего, личного и государственного. Изображение противоречий, социальных контрастов Петербурга. Образ Евгения, Петра I. Гуманизм и историзм Пушкина. Художественное своеобразие и мастерство поэмы. Ее язык, изобразительные средства, звукопись, стих. Проблематика поэмы. Поэмы Пушкина в контексте современности.

10. «Русский бунт» в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Новаторство А.С. Пушкина-прозаика.

Тема «русского бунта» в историческом романе Пушкина «Капитанская дочка». Путь Пушкина к прозе. Законы пушкинской прозы. Споры в науке о прозе Пушкина (Б.Эйхенбаум, А.Лежнев, Н.Степанов и др.). Тема социального раскола в романе. Дворянство и народ. Изображение крестьянской войны. Образ Пугачева. Трагедия «русского бунта». Позиция автора. Жизненный путь Петра Гринева. Образ Маши Мироновой. Историзм и гуманизм Пушкина. Новаторство Пушкина-романиста.

11. «Русская картина мира» в «свободном романе» А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Духовная трагедия русского героя и русской героини. Образ автора-поэта. Новаторство А.С. Пушкина-романиста.

Проблема создания «свободного романа» в творчестве Пушкина. «Евгений Онегин». Энциклопедия пушкинского романа. Образ автора, лирическое начало в романе. Эпическая линия в романе. Проблема создания реалистического характера «героя века». Судьбы героев романа. Онтологическая драма Онегина, ее истоки и причины. Образ Татьяны как воплощение национального характера. Нравственное содержание жизни Татьяны. Взаимоотношения Онегина и Татьяны. Смысл их противопоставления в романе. Образ России. Особенности стиха. Возможности и функции «онегинской строфы». Новаторство Пушкина-романиста. Мастерство реалистической обрисовки действующих лиц. Глубина и широта типизации, бытописание, лирические отступления. Язык героев и автора романа. Мастерство композиции. Жанровое своеобразие романа.

12. Мир и человек в поэзии А.С. Пушкина. Нравственный идеал поэта. Современная наука о лирике А.С. Пушкина.

Пушкинское творчество изучается как национальное достояние России и общечеловеческой культуры, оно рассматривается в контексте мировой и русской культуры (литературы, фольклора, истории, философии, историософии, критики, эстетики, социологии и т.д.) как вершина русского национального и общечеловеческого развития. Как их этический и эстетический эталон; первостепенное внимание уделяется феномену пушкинской лирики, ее мировым, русским поэтическим и фольклорным традициям, ее новаторству, сущности ее перехода от романтизма к реализму, формированию новой гуманистической (христианской в своей основе) философии человека и мира (В.Непомнящий, Н.Скатов, Ю.Чумаков и др.), созданию принципиально новой поэтической «свободной» системы, равновесие сочетающей мировые и отечественные культурные традиции и великие открытия, предопределяющие в целом пути развития русской поэзии.

13. «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова – социально-психологический и философский роман в русской литературе. Образ лермонтовского героя в контексте русского и европейского романа первой половины XIX века.

Роман Лермонтова «Герой нашего времени» исследуется в контексте европейской романной традиции, как принципиально новый тип «русского социально-универсального романа» (В.Недзвецкий), своеобразного синтеза двух типов европейского романа, «объективного» и «субъективного», как «роман судьбы и воли» (М.Уманская), как роман о духовной трагедии «героя века», обнаружившего призрачность и ложность базовых ценностей европейской цивилизации с ее позитивистским образом мышления, культом индивидуалистической личности, идеей человекобожества, переживающего ситуацию разрыва с национальным и народным миром и не находящей духовных опор в своих метаниях и исканиях, неизбежно трансформирующих ее жизнь в цепь авантюр и приключений, не способных дать ответ «герою века» на его главный вопрос «для какой цели я родился?», не способных разрешить мучительную драму несоответствия его «сил необъятных» и ничтожных результатов печоринских поступков, ведущих к страданиям и гибели людей, с которыми сталкивает его судьба; пафос, логика печоринской судьбы, финал романа. Роман Лермонтова как произведение о великом смятении и сомнениях русского духа и необходимости поиска истинной «спасительной дороги».Система образов романа. Принцип типизации в романе. Связь Печорина с другими типами «лишних людей» русской литературы. Глубина реалистического раскрытия психологии действующих лиц романа. Структура романа, единство составляющих ее элементов. Оценка жанровых особенностей романа. Споры о романе.

14.Трагедия действительности и поиски нравственного спасения России и русского человека в «Мертвых душах» Н.В. Гоголя. Поэма Н.В. Гоголя в контексте современности.

Наследие Гоголя в контексте критики и науки, в аспекте пересмотра концепции советского литературоведения, трактовавшего Гоголя как социального сатирика, как новая фаза в развитии русской культуры 1830-40-х годов в его органичном внутреннем единстве и трагических противоречиях, как «единая книга творений» (С.А.Гончаров) великого писателя, с романтическим энтузиазмом переживавшего свой романтический идеал величия, гармонии и красоты Божьего мира и человека и его драматического несовпадения с реальностью, открывавшего трагедию разрыва авторского идеала с «подлой существенностью» и аполитическую трагедию самой реальной действительности, трагедию «омертвления русского духа» как следствие «всеобщего уклонения» от христианской, «спасительной дороги» для всего человечества; позднее творчество Гоголя как попытка перевести искусство в сферу жизнетворчества, подчинить религиозным задачам духовного «воскрешения людей из мертвых», поставить их силою влияния своего искусства в ситуацию духовного покаяния, очищения и спасения. Гоголевская поэтика, природа гоголевского «магического реализма», взаимодействие в гоголевской картине русского мира «вещественного» описания действительности в ее «телесной сущности» и гоголевских приемов гротеска, фантастики, сатирической метонимии, долженствующих выразить чудовищное отклонение русского мира и человека от христианской нормы. «Мертвые души» Гоголя. Основные образы, отражающие дворянско-поместную, чиновно-бюрократическую Россию. Положительные идеалы. Тема народа в произведении. Структура образов: резкое выдвижение основных черт и их индивидуализация средствами преувеличения. Роль внешнего портрета и бытовых деталей в раскрытии образов. Гиперболико-сатирический принцип речевой характеристики действующих лиц. Пластическая рельефность образов, их нарицательность. Композиция поэмы. Обрисовка губернского общества, чиновно-бюрократической среды. Роль Чичикова в развитии сюжета. Идея человеческого омертвения в помещичьей среде и ее выражение в композиции. Проблема расчеловечивания человека в конкретных условиях того времени. Юмор, сатира и лирические отступления, их взаимосвязь. Жанр, своеобразие авторской речи и речи персонажей. Оценка поэмы в контексте современности.

15. И.А. Гончаров-художник. Традиционное и новаторское в его художественной системе. Место и роль И.А. Гончарова в развитии русского реализма. Проблематика и художественная структура романа «Обломов».

Гончаров-художник. Религиозно-символический философско-синтезирующий характер гончаровского реализма. Идея незыблемости коренных основ национальной жизни и роман «Обломов». Внутренняя связь романа с общим замыслом гончаровской трилогии. Конфликт между двумя укладами жизни, между героями, выращенными этими укладами. Система образов и принципы художественной типизации в романе. Категория христианского покоя в художественной структуре романа. Идеал цельности человека и сложность образа Обломова, многосторонность, социально-нравственный смысл, способы создания, роль художественной детали, символическое значение образа. Проблема идеала и действительности, положительный герой в трактовке Гончарова. Сюжетно-композиционные принципы романа как «монографического», концентрация всех художественных элементов вокруг главного персонажа, элементы статичности, замедленности действия, контрастный параллелизм в изображении двух типов человеческого бытия, характер и роль типических обстоятельств, доминирующее значение мотива любви как структурного компонента, функция пейзажа; эпическая «объективность» повествовательной манеры, разностильность частей, художественное время в романе, речевой стиль автора, авторский лиризм. Корректно ли включение Обломова в галерею «лишних людей»? Что такое обломовщина? Поэтика романа «Обломов». Идейно-эстетическая функция образов «мертво-деятельных людей» Штольца и Ольги Ильинской. «Неучастие», «неделание» Ильи Ильича Обломова и мещански бесцветная штольцевщина как выражение тупой самодовольной обломовщины. Историко-философский смысл романа и проблемы современной интерпретации классики. Особенности реализма, стиль Гончарова-художника. Место Гончарова в истории русской литературы. Современные исследования о Гончарове-художнике.

16. «Отцы и дети» И.С. Тургенева как разновидность «нового романа», особенности его структуры. Нигилист Базаров в изображении И.С. Тургенева и в оценке современников.

Тургенев-романист. Типологические особенности тургеневского романа. Тургенев – летописец духовно-нравственных исканий в культурном слое русского общества. «Отцы и дети» - роман о нигилизме и нигилисте Базарове. Общественный и любовный конфликт в романе. Нигилист Базаров в образной системе романа; его взгляды и духовный облик, противоречивость характера. «Умный и знающий» Базаров в «плену короткомыслия». Базаровская страсть к разрушению. Авторское отношение к Базарову. Нигилизм и нигилист глазами Тургенева-либерала, «неисправимого западника», художника, чье религиозное сознание было сильно затемнено. Творческий диалог Тургенева с Достоевским. «Отцы и дети» в контексте русской религиозно-нравственной философии. Проблемы современной интерпретации романа.   

17. Драма как литературный род и «русская трагедия» А.Н. Островского «Гроза». Образ Катерины в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, Ап.Григорьев и др.).

Островский – ведущий драматург второй половины XIX века, «великий народный поэт, выразитель нашей народной сущности в ее многообразных проявлениях» (Ап.Григорьев). Христианские ценности в художественном мире Островского. Основы драматургического искусства. Большой мир национальной жизни, глубинное общенациональное содержание пьес Островского. Творческая история «Грозы». Конфликт и расстановка действующих лиц в «Грозе». О народных истоках характера Катерины. Одностороннее истолкование характера Катерины Н.А.Добролюбовым и Д.И.Писаревым. Катерина как трагический характер. Дореформенная и пореформенная буржуазия в «Грозе». Катерина Кабанова и Катерина Измайлова: христианский смысл «драмы любви», переживаемой героинями. Искусство диалога и монолога, речевая характеристика. Сюжетно-композиционные принципы, эпичность и динамика действия; пространственно-временные отношения; пейзаж; символика; романтика и лиризм; народно-песенная основа. Новаторство Островского-драматурга. Главнейшие особенности его драматургии. Современные исследования об Островском.

18. Новаторство Н.А. Некрасова-лирика. Русская картина мира в лирике Н.А. Некрасова. Исследования о Н.А. Некрасове.

Некрасов – поэт нового типа, поэт-гражданин. Поэтические декларации Некрасова. Родина, народ и народная жизнь в лирике Некрасова. Поэтическое «многоголосие» (полифонизм). Глубокий психологизм, тяготение к романтизму в любовной лирике. Новый тип социально-детермированного лирического героя. Переплетение боевых, наступательных мотивов с мотивами личной слабости лирического героя. «Покаянная лирика». Эстетическая концепция Некрасова: провозглашение социальной действенности поэзии, гражданской роли поэта в общественной жизни. Идейно-тематический комплекс некрасовской лирической системы; синтетичность разработки тематики, нерасторжимость личных и гражданских мотивов, слитность эпоса и лирики. Новые черты лирического героя: передовой человек, борец. Особенности изображения «лишнего человека» и решения Некрасовым проблемы героя времени. Углубление психологизма. Тема труда и капитала, картины эксплуатации. Русский национальный характер в первых поэмах Некрасова о жизни крестьянства. Их социальный смысл, широта отражения жизни, фольклорная основа, народность.

«Кому на Руси жить хорошо» - вершина поэтического мастерства Некрасова. Исторические предпосылки для создания эпоса нового времени. Масштабность творческого замысла. Революционно-героический пафос. Энциклопедическое изображение народной жизни, национального характера, раскрывающегося в свете общей проблемы – самосознания народа. Типы крестьянской Руси. Поэтизация положительных черт народного характера – основной принцип типизации; средства создания художественных образов. Своеобразие юмора и сатиры. Создание коллективного образа народа, постижение психологии народной массы. Многоголосие. Активность авторской личности. Народность поэмы, ее фольклоризм, функция фольклорных элементов. Специфика жанровой структуры, эволюция эпического жанра в творчестве поэта. Своеобразие сюжета, его связь с фольклорной и литературной традициями, социально-политический аспект основного сюжетного мотива, двойная идейно-художественная его функция. Особенность композиции, ее подчиненность последовательности аналитических суждений автора о народе, судьбах России и будущем революционного движения. Роль вставных эпизодов, легенды, песни, лирических отступлений, их внутренняя взаимосвязь и взаимодействие с другими художественными компонентами, лирическая символика, образ автора и формы выражения авторской позиции. Поэтическая лексика, выразительность стиха. Почему не была закончена поэма «Кому на Руси жить хорошо»? Спорные вопросы изучения некрасовской поэмы в современном литературоведении.

Особенности метода и стиля некрасовского творчества. Жанровое новаторство Некрасова. Многообразие жанровых форм в поэзии Некрасова: поэма, народная эпопея, стихотворный фельетон, пародия, элегия, баллада, дружеское послание. Трансформация традиционных жанров. Творческое слияние в некрасовском стиле поэтики фольклора и литературных средств в богатстве их изобразительных возможностей. Обновление поэтического словаря. Изменение методики стиха, ритмико-интонационное разнообразие. Мастерское использование звукописи, особенности рифмы и строфики. Сказовый стих. Обогащение реализма Некрасова элементами романтизма. Место Некрасова в литературном процессе и в развитии русской реалистической поэзии. Исследования о Некрасове.

19. Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Ф.М. Достоевский об абсолютной ценности человеческой личности. Актуальные проблемы изучения творчества Ф.М. Достоевского.

«Преступление и наказание» Достоевского – роман о «праве на кровь». Преступление – сюжетная основа романа, драматизм и динамизм сюжета. Христосоцентризм художественного мира романа «Преступление и наказание» и его тождественность первохристианскому миру. Социально-философская и религиозно-нравственная проблематика романа. Достоевский об абсолютной ценности человеческой личности (с учетом внутренней связи всех пяти великих романов). Проблемы вины, наказания, «воскресения». Конкретно-исторический и всемирный характер «наполеоновской идеи» Раскольникова. Трагические противоречия духовного мира героя, их раскрытие в сюжете романа, психологическое мастерство Достоевского в изображении душевной борьбы Раскольникова. В чем преступление и в чем наказание Раскольникова. Тайна ницшеанского «сверхчеловека» и герой неверия Раскольников. Соня Мармеладова – христианский этико-этический идеал Достоевского. Соотнесенность с образом главного героя образов Свидригайлова, Лужина, Лебезятникова; их функция как «двойников». Полифонизм художественной структуры романа и его христианский смысл. Проблемы современного прочтения романа. М.М.Бахтин («Проблемы поэтики Достоевского») о романе «Преступление и наказание».

20. «Братья Карамазовы» Ф.М. Достоевского – роман итогов. Полифонизм романа и его христианский смысл. М.М. Бахтин «Проблемы поэтики Достоевского».

«Братья Карамазовы» - роман итогов. Проблематика, основные идеи и образы. Типология героя. Концепции жизни четырех братьев Карамазовых, их нравственно-психологический облик. Проблемы атеизма и своеволия, христианства и смирения, «Очищения сердцем и совестью». Полифонизм романа и его христианский смысл. М.Бахтин о Достоевском. «Легенда о Великом инквизиторе» в контексте русской религиозно-нравственной философии 19-20вв. Философско-историческая, религиозно-нравственная и социальная сущность «Легенды». Три рода мук людских на пути к земному «счастью» (по «Легенде»). Что такое «кармазовщина». Христосоцентризм, соборность и проблема братства в романе «Братья Карамазовы». Евангельские основания романа. Иван Карамазов как трагический символ палящего и иссушающего безверия.

21. «Война и мир» Л.Н. Толстого как роман-эпопея. Проблема личности в истории. Значение романа для русской и мировой литературы.

«Война и мир» как исторический роман-эпопея. Проблема роли личности в истории. «Мысль народная» - основная идея романа. Народ - выразитель сущности русского национального характера и главный герой эпопеи. Смысл противопоставления образа Кутузова образу Наполеона в эпопее, Своеобразие толстовской сатиры в изображении Наполеона. Соотнесенность системы образов романа с «мыслью народной» (Андрей Болконский, Пьер Безухов и др.). Искусство «диалектики души» в романе. «Мысль семейная» в романе «Война и мир». Идеал толстовской женщины. Принципы типизации и индивидуализации, применяемые Толстым в романе. Величие идеи романа-эпопеи, значение его для русской и мировой литературы.

22. Социально-философская и религиозно-нравственная проблематика романа Л.Н. Толстого «Воскресение».

Социально-философская и религиозно-нравственная проблематика романа-завещания Толстого «Воскресение». Образная система, стиль и христосоцентризм романа. Кто «воскресает» в романе? «Кричащие» противоречия мировоззрения Толстого, отразившиеся в романе. Образы главных героев. Новые формы раскрытия внутреннего мира героя: «душевная жизнь, выражающаяся в сценах» (Толстой). Мастерство Толстого в раскрытии характеров, языке, композиции.

23. Новаторские драматургические принципы в пьесах А.П. Чехова. «Вишневый сад» как наивысшее достижение драматурга.

Новаторские драматургические принципы в пьесах А.П.Чехова. «Вишневый сад» как наивысшее достижение драматурга. Чехов - создатель «новой драмы» ХХ века. Роль Московского Художественного театра (1898), «режиссерского театра», «театра переживания» в творческой судьбе Чехова. Первая пьеса – «Безотцовщина» («Платонов»). «Открытия» и «новаторские принципы» Чехова-драматурга, четко обозначившиеся в его поздней драматургии: отсутствие деления героев на положительных и отрицательных; «внутренний» конфликт, неопределенный жанр (и драма, и комедия, и водевиль); несколько сюжетных линий и интриг.

Критическое отношение Чехова к «дорежиссерскому театру». Первые постановки драм Чехова («Иванов», «Леший», «Чайка»). Причины провала «Чайки» на Александрийской сцене (1896). Внимание драматурга к быту самых обыкновенных не-героев, хотя и принадлежащих к творческой интеллигенции (актриса Аркадина, писатели Тригорин и Треплев). Приглушенность главных мотивов: любовного и творческого (разговоры о театре и литературе). Важная черта пьесы - у каждого героя своя драма, трагедия, они разобщены, не слышат и плохо понимают друг друга. Чехов первым увидел, как людям нашего века сложно, а порой и невозможно понять друг друга, как трудно человеку выразить все, что он понимает и чувствует. «Некоммуникабельность» и «разобщенность» героев - тема духовного одиночества, изоляции в «Чайке» и последующих пьесах Чехова («Дядя Ваня», «Три сестры»). 

Литературная генеалогия «Вишневого сада»: «Месяц в деревне» И.Тургенева, «Село Степанчиково» Ф.Достоевского, «Лес» А.Островского, «Антоновские яблоки» И.Бунина и др. Типичность ситуаций и образов или литературное влияние? «Деликатность» пьесы (скрытый, внутренний конфликт при непримиримом его течении), подтекст, с помощью которого Чехов обнаруживает конфликтность бытия, сочетание лирики с комедийностью - все это и составляет новаторство Чехова-драматурга в целом и «Вишневого сада», в частности. Характер конфликта в «Вишневом саде»: отсутствие социального, сословного конфликта (богатый- бедные; герой - среда; герой - и его антагонисты). Герои сложны, неоднозначны, непоследовательны и по-своему несчастны. Каждый наделен своей темой, но все оказываются в конфликте со временем, с обстоятельствами жизни. Гибнущий вишневый сад, олицетворяющий красоту, культуру, прошлую жизнь и судьбу поколений. Подтекст чеховской драматургии.

24. Рассказ, новелла как жанр. Художественный мир прозы А.П. Чехова.

Рассказ, новелла как жанр. Ранний Чехов – автор около 250 блестящих юморесок и рассказов, больше напоминающих новеллы, в которых действуют несколько тысяч персонажей (Чехов считается самым «многонаселенным» писателем в мировой литературе) Псевдонимы Чехова: Антоша Чехонте, Брат моего брата, Человек без селезенки, Вспыльчивый человек, Врач без пациентов, Г.Балдастов и др. - более сорока. Периодика, с которой сотрудничал А.П.Чехов («Осколки», «Стрекоза», «Будильник» и «Петербургская газета»). Особенности Чехова-юмориста. Разные оттенки чеховского смеха: от добродушной усмешки с лирической грустью («Тоска», «Ванька») до иронии и саркастического смеха.

 Отношение к «маленьким людям». Мотив поруганного человеческого достоинства, получивший у писателей натуральной школы сочувственное развитие, у Чехова осмеян, так как достоинство это измеряется ничтожно малыми ценностями. «Говорящие фамилии» чеховских персонажей (Пришибеев, Елдырин, Вонючкин, Подлигайлов, Зюмбумбунчиков, Кашалотов, Подзатылкина), их афоризмы. Роль Григоровича в судьбе Чехова. Первая «серьезное» произведение – повесть «Степь» (1888). Собирательный образ чеховского Города – империи мещанства, бескультурья, обывательщины («Три года», «Моя жизнь», «Ионыч»). Страх как причина рабства человека перед сильными мира сего («Человек в футляре»). Зрелый период творчества Чехова 1888-1895. Пушкинская премия. «Именины», «Огни», «Припадок», «Жена», «Княгиня», повести «Скучная история», «Дуэль» - рассказы романного типа, созданные художником гносеологического видения мира. Взгляды Чехова на литературу и роль писателя. Принципы поэтики Чехова-прозаика: объективность повествования, невмешательство автора, автор-рассказчик-повествователь-герой, их неслиянность, роль детали, подтекста и подводного течения. Лаконизм. Несобственно-прямая речь как основа повествования. Поздний период творчества – 1896-1904. Основные произведения («Дом с мезонином», «Дама с собачкой», «Невеста», маленькая трилогия). Специфика чеховских финалов («открытые» и «закрытые») и особенности композиции рассказов разного типа. Работы В.Б.Катаева, А.П.Чудакова, Э.А.Полоцкой, З.С.Паперного, И.Н.Сухих, М.Л.Семановой.

25. Основные поэтические течения рубежа XIX-XX веков (символизм, акмеизм, футуризм). Философские, эстетические принципы, этапы развития. Основные представители.

Поэтика серебряного века. Модернизм. Декаданс. Основные поэтические течения рубежа веков (символизм, акмеизм, футуризм). Философия. Эстетика. Этапы развития. Основные представители.                                                         

Ранний русский символизм. Творчество К.Бальмонта. Творчество Брюсова. А.Блок и символизм. Основные циклы стихов. Понятие поэтического контекста, опорных слов. «Стихи о Прекрасной Даме». Тема страшного мира, России и истории в поэзии Блока. Поэма «Двенадцать».

Акмеизм. Адамизм. Философия. Эстетика. Основные представители. Творчество А.Ахматовой. Творчество Н.Гумилева. Творчество О.Мандельштама.

Футуризм. Философия. Эстетика. Основные представители. Эго-футуризм. Творчество И.Северянина. Кубо-футуризм. Творчество В.Хлебникова. Творчество В.Маяковского.

26. Лирическая проза И.А. Бунина 1900-х годов. Импрессионизм как стилевая манера раннего И.А. Бунина. Движение И.А. Бунина-прозаика: вечные проблемы жизни, смерти и любви, социальное и философское в его рассказах.

Понятие о лирической прозе. Связь прозы и поэзии. Рассказы «Антоновские яблоки», «Сосны», «Мелитон». Стилевая манера раннего Бунина – импрессионизм («Видишь, слышишь, осязаешь»). Художник должен отличат


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.055 с.