Перечисление элементов материального творения — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Перечисление элементов материального творения

2020-07-03 118
Перечисление элементов материального творения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

1-3. Уддхава спросил: Мой дорогой Господь, О хозяин вселенной, сколько различных элементов творения было перечислено великими мудрецами? Я слышал, что Ты лично описал всего двадцать восемь - Бога, дживу, махат-таттву, ложное эго, пять грубых элементов, десять чувств, ум, пять тонких объектов восприятия и три качества природы. Но некоторые авторитеты говорят, что существует двадцать шесть элементов, тогда как другие упоминают двадцать пять или семь, девять, шесть, четыре или одиннадцать, а третьи говорят, что существует семнадцать, шестнадцать или тринадцать. Что имеет ввиду каждый из этих мудрецов, когда он исчисляет элементы творения различными способами? О в высшей степени вечный, будь добр, объясни это мне.

4. Господь Кришна ответил: Так как все материальные элементы присутствуют повсюду, вполне разумно что различные ученые брахманы проанализировали их различными способами. Все такие философы говорили под покровительством Моей мистической потенции, и таким образом они смогли сказать все без противоречия истине.

5. Когда философы спорят, - «Я не выбираю для анализа эту данную причину тем же самым образом, как сделал это ты,» - это просто Мои собственные непреодолимые энергии вызывают их аналитические разногласия.

6. Из взаимодействия Моих энергий возникают различные мнения. Но для тех, кто зафиксировал свой разум на Мне и подчинил контролю свои чувства, различия восприятия исчезают, и следовательно пропадает сама причина для спора.

7. О лучший среди людей, так как тонкие и грубые элементы взаимно входят друг в друга, философы могут исчислять основные материальные элементы по-разному, в соответствии с их личным желанием.

8. Все тонкие материальные элементы на самом деле присутствуют в их грубых последствиях; подобно этому, все грубые элементы присутствуют в их тонких причинах, так как материальное творение имеет место при прогрессивном <эволюционном> проявлении элементов от тонких к грубым. Таким образом мы можем найти все материальные элементы в любом одном единственном элементе.

9. Поэтому, не считаясь с тем, о каких из них говорят философы, и не взирая на то, включают ли они в свои вычисления материальные элементы в предшествующих им тонких причинах или в результирующих материальных продуктах, Я принимаю их заключения, как авторитетные, потому что логическое объяснение может всегда быть дано для каждой из различных теорий.

10. Так как человек, который покрыт невежеством с незапамятных времен, не способен привести в исполнение свою собственную самореализацию, требуется некоторая другая личность, которая пребывает в действительном знании Абсолютной Истины и может сообщить ему это знание.

11. Согласно знанию в материальном качестве благости, нет качественного различия между живым существом и высшим правителем. Воображение о качественном различии между ними является просто бесполезным разглагольствованием.

12. Природа существует изначально, как равновесие трех материальных гун, которые имеют отношение только к природе, но не к трансцендентальной душе. Три гуны - благость, страсть и невежество - это эффективные причины творения, поддержания и уничтожения этой вселенной.

13. В этом мире гуна благости признается, как знание, гуна страсти, как плодотворная работа, и гуна темноты, как невежество. Время воспринимается, как возбужденное взаимодействие материальных гун, и совокупность функциональной склонности <природа> олицетворяется первоначальной сутрой, или махат-таттвой.

14. Я рассказал о девяти основных элементах, как о наслаждающейся душе, природе, первоначальном проявлении махат-таттвы природы, ложном эго, эфире, воздухе, огне, воде и земле.

15. Слух осязание, зрение, обоняние и вкус - это пять получающих знание чувств, Мой дорогой Уддхава, и речь, руки, ноги, гениталии, анус и ноги составляют пять рабочих чувств. Ум относится к обеим этим категориям.

16. Звук, прикосновение, вкус, запах и форма - это объекты получающих знание чувств, и движение, речь, выделение и (вос)производство - это функции рабочих чувств.

17. В начале творения природа принимает, под воздействием качеств благости, страсти и невежества, свою форму, как воплощения всех тонких причин и грубых проявлений во вселенной. Верховная Личность Бога не вступает во взаимодействие с материальным проявлением, а лишь только бросает взгляд на природу.

18. Как только материальные элементы во главе с махат-таттвой трансформируются, они получают свои специфические возможности <потенции, энергии> от взгляда Верховного Господа, и будучи соединенными силой природы, они создают вселенское яйцо.

19. Согласно некоторым философам существует семь элементов, а именно, - земля вода, огонь, воздух и эфир вместе с сознательной духовной душой и Высшей душой, которая является основой как материальных элементов, так и обычной духовной души. Согласно этой теории тело, чувства, жизненный воздух и все материальные явления происходят от этих семи элементов.

20. Другие философы утверждают, что существует шесть элементов - пять физических элементов [земля, вода, огонь, воздух и эфир] и шестой элемент, Верховная Личность Бога. Этот Верховный Господь, наделенный элементами, которые Он породил из Себя самого, создает эту вселенную и затем лично входит в нее.

21. Некоторые философы предполагают существование четырех основных элементов, из которых три - огонь, вода и земля - происходят от четвертого, Меня. Некогда существуя, эти элементы производят космическое проявление, в котором имеет место все материальное творение.

22. Некоторые насчитывают существование семнадцати основных элементов, а именно, - пяти грубых элементов, пяти объектов восприятия, пяти органов чувств, ума и души в качестве семнадцатого элемента.

23. В соответствии с подсчетом шестнадцати элементов единственное отличие от предыдущей теории заключается в том, что душа отождествляется с умом. Если мы размышляем в терминах пяти физических элементов, пяти чувств, ума, индивидуальной души и Верховного Господа, то существует тринадцать элементов.

24. Подсчет одиннадцати - это душа, грубые элементы и чувства. Восемь грубых и тонких элементов плюс Верховный Господь составляют девять.

25. Таким образом великие философы проанализировали материальные элементы многими различными способами. Все их предположения разумны, так как все они представляются с достаточным обоснованием. На самом деле, такой философский блеск предполагается истинно ученым.

26. Шри Уддхава спросил: Несмотря на то, что природа и живое существо постоянно различны, О Господь Кришна, кажется, что нет разницы между ними, потому что они находимы пребывающими друг в друге. Таким образом душа кажется находящейся внутри природы и природа (кажется находящейся) внутри души.

27. О лотосоокий Кришна, о всезнающий Господь, будь добр, удали это великое сомнение из моего сердца Своими собственными словами, которые показывают Тебя великим мастером в убеждении <обсуждении>.

28. От Тебя одного возникает знание живых существ, и с помощью Твоей потенции это знание бывает украдено. На самом деле, никто, кроме Тебя, не может понять настоящую природу Твоей иллюзорной энергии.

29. Верховная Личность Бога сказал: О лучший среди людей, материальная природа и наслаждающийся ею явно различны. Это проявленное творение подвергается постоянному преобразованию, основанному на возбуждении гун природы.

30. Мой дорогой Уддхава, Моя материальная энергия, заключающая в себе три гуны и действующая через них, проявляет разнообразные творения вместе с разнообразием сознания для восприятия их. Проявленный результат материального преобразования понимается в трех аспектах: адхйамтмическом, адхидаивическом и адхибхаутическом.

31. Зрение, видимая форма и отражение Солнца в зрачке глаза - все работают вместе, чтобы открывать друг друга. Но изначальное Солнце, находящееся в небе, является самопроявленным. Подобно этому, Верховная Душа, изначальная причина всех существ, которая таким образом отделена от всех из них, действует посредством света Своего собственного трансцендентального опыта как окончательный источник проявления всех обоюдно проявляемых объектов.

32. Подобно этому, органы чувств, а именно, - кожа, уши, глаза, язык и нос, - а также функции тонкого тела, а именно, - обусловленное сознание, ум, разум и ложное эго - могут все быть проанализированы в терминах тройственного различия чувства, объекта восприятия и председательствующего божества.

33. Когда возбуждаются три качества природы, результирующее преобразование появляется, как элемент ложное эго в трех фазах - благости, страсти и невежестве. Рожденное из махат-таттвы, которая сама производится от непроявленной прадханы, это ложное эго становится причиной материальной иллюзии и двойственности.

34. Спекулятивный спор философов - «Этот мир реален.» «Нет, он не реален,» - основывается на неполном знании Высшей Души и просто нацелен на понимание материальных двойственностей. Несмотря на то, что такой спор бесполезен, люди, которые отвлекают свое внимание от Меня, их собственного истинного «Я», неспособны оставить его.

35-36. Шри Уддхава сказал: О верховный хозяин <господин, учитель>, разум тех, кто посвятили себя плодотворной деятельности, определенно уклоняется от Тебя. Пожалуйста, объясни мне, как такие личности принимают высшие и низшие тела посредством своих материалистических поступков и затем покидают такие тела. О Говинда, эта тема очень трудна для понимания глупых людей. Будучи обманутыми иллюзией в этом мире, они в основном не сознают этих фактов.

37. Господь Кришна сказал: Материальный ум людей формируется последствиями плодотворной работы. Вместе с пятью чувствами он переходит из одного материального тела в другое. Духовная душа, хотя и отличная от этого ума, следует за ним.

38. Ум, прикованный к последствиям плодотворной работы, всегда медитирует на объекты чувств - как на те, что наблюдаются в этом мире, так и на те, о которых он слышит от Ведического авторитета. Следовательно, ум, по-видимому, входит в существо и подвергается уничтожению вместе с его объектами восприятия, и таким образом его способность различать прошлое и будущее теряется.

39. Когда живое существо переносится из предыдущего тела в следующее тело, которое создается его собственной кармой, оно погружается в приятные и болезненные ощущения нового тела и полностью забывает об опыте предыдущего тела. Это полное забвение своего предыдущего материального тождества, которое происходит по той или другой причине, называется смертью.

40. О самый милосердный Уддхава, то, что называется рождением, - это просто полное отождествление личности с ее новым телом. Каждый воспринимает новое тело точно также, как он полностью воспринимает опыт сна или фантазии, как реальность.

41. Точно также, как личность, воспринимающая (новый) сон или мечту <грезу, дневной сон>, не помнит свои предыдущие сны или мечты, так и личность, находящаяся в своем настоящем теле, хотя и существовавшая раньше него, считает, что она только недавно нашла свое существование.

42. Так как ум, который является пристанищем чувств, создал отождествление с новым телом, тройственное материальное разнообразие высокого, среднего и низкого класса выглядит так, как будто бы присутствует в реальности души. Таким образом эго создает внешнюю и внутреннюю двойственность, точно также как человек может дать рождение плохому сыну.

43. Мой дорогой Уддхава, материальные тела постоянно подвергаются творению и уничтожению под воздействием силы времени, чья быстрота незаметна. Но из-за тонкой природы времени никто не замечает этого.

44. Различные стадии превращения всех материальных тел происходят в точности подобно оным горению свечи, течению реки или плодов дерева.

45. Несмотря на то, что освещение лампы состоит из бесчисленных лучей света, подвергающихся постоянному творению, преобразованию и уничтожению, человек с иллюзорным разумом, который видит свет в течение мгновенья, скажет ложно, - «Это свет лампы.» Когда кто-либо наблюдает текущую реку, приходит и уходит вечно новая вода, и все таки глупый человек, наблюдающий за одной точкой в реке, ложно утверждает, - «Это вода реки.» (*) Подобно этому, несмотря на то, что материальное тело человеческого существа постоянно подвергается трансформации, те, кто просто попусту тратят свои жизни, ложно считают и говорят, что каждая определенная стадия тела и является истинным тождеством личности.

-----

(*) В оригинальном тексте в предложениях «This is the light of the lamp» и «This is the water of the river» («Это свет лампы» и «Это вода реки» соответственно) артикль «the» перед словами «light» (свет) и «water» (вода) выделен курсивом, и поэтому он играет основную роль в данных предложениях. На русский язык этот артикль в данном случае никак не переводится и только передает определенность, обособленность или единственность следующего за ним слова. Следовательно при прочтении данных предложений на русском языке нужно делать ударение на слове «это» (прим. перев).

46. На самом деле личность (как таковая) не принимает рождения из семени прошлой деятельности, и также, будучи бессмертной, она не умирает. Из-за иллюзии живые существа кажутся рождающимися и умирающими, точно также, как огонь в связи с деревом кажется начинающим и прекращающим существовать.

47. Оплодотворение, созревание, рождение, младенчество, детство, юность, средний возраст, старость и смерть - это девять возрастов тела.

48. Хотя материальное тело и отлично от эго <от «я»>, из-за невежества вследствие материального общения каждый ложно отождествляет себя с высшими и низшими телесными условиями. Иногда удачливый человек бывает способен оставить такую умственную стряпню.

49. Вследствии смерти отца или деда каждый может сделать предположение о своей собственной смерти, и вследствии рождения сына каждый может понять состояние своего собственного рождения. Человек, который таким образом реалистично понимает творение и разрушение материальных тел, становится более не подверженным этим двойственностям.

50. Тот, кто наблюдает рождение дерева из его семени и конечную смерть дерева после зрелости, определенно остается независимым наблюдателем, изолированным от дерева. Таким же самым образом, свидетель рождения и смерти материального тела остается изолированным от него.

51. Неразумный человек, бессильный отличить себя от материальной природы, считает природу реальной. При помощи контакта с ней он становится полностью сбитым с толку и входит в цикл материального существования.

52. Вынужденная скитаться из-за своей плодотворной работы обусловленная душа, при помощи контакта с гуной благости, принимает рождение среди мудрецов или полубогов. При помощи контакта с гуной страсти она становится демоном или человеческим существом, и при помощи общения с гуной невежества она принимает рождение как привидение или в животном царстве.

53. Точно также, как каждый может имитировать людей, которых он видит танцующими и поющими, так и душа, хотя и не бывающая никогда исполнителем материальных поступков, пленяется материальным разумом и таким образом бывает вынуждена имитировать их качества.

54-55. Материальная жизнь души, или опыт чувственного удовлетворения, на самом деле ложна, О потомок Дашархи, в точности подобно иллюзии дрожания деревьев, когда деревья отражаются в возбужденной воде, или подобно иллюзии вращения Земли вследствие вращения глаз, или подобно миру фантазии или сна.

56. Для того, кто медитирует на чувственное удовлетворение, материальная жизнь, хотя и лишенная фактического существования, не уходит прочь, точно также, как не уходят прочь неприятные ощущения сна.

57. Поэтому, О Уддхава, не пытайся наслаждаться чувственным удовлетворением при помощи материальных чувств. Посмотри, как иллюзия, базирующаяся на материальных двойственностях, препятствует душе осознать себя.

58-59. Даже хотя и презираемый, оскорбляемый, высмеиваемый скверными людьми и подвергающийся нападкам их зависти, или даже хотя и постоянно возбуждаемый, будучи избитым, связанным или лишенным занятия, заблеванным или запачканным мочой невежественными людьми, тот, кто желает достичь высшей цели в жизни, должен вопреки всем этим трудностям использовать свой разум, чтобы сохранить себя невредимым на духовной платформе.

60. Шри Уддхава сказал: О лучший из всех ораторов, пожалуйста объясни мне, как я могу надлежащим образом понять это.

61. О душа вселенной, обусловленность личности в материальной жизни очень сильна, и поэтому очень трудно даже для ученых людей стерпеть оскорбления, наносимые им невежественными людьми. Только Твои преданные, которые сосредоточены на Твоем любовном служении и которые достигли умиротворения, обитая у Твоих лотосных стоп, способны вынести такие оскорбления.

 

Глава Двадцать Третья

Песня Аванти Брахманы

 

1. Шукадева Госвами сказал: Господь Мукунда, глава Дашархов, таким образом почтительно спрошенный лучшим из Его преданных, Шри Уддхавой, сначала подтвердил соответствие утверждения Своего слуги. Затем Господь, чьи славные подвиги являются самыми достойными для слушания, начал отвечать ему.

2. Господь Кришна сказал: О ученик Брихаспати, фактически в этом мире не существует святого человека, способного успокоить свой собственный ум после того, как он был обеспокоен оскорбительными словами нецивилизованных людей.

3. Острые стрелы, которые пронзают грудь человека и достигают сердца, не вызывают такого сильного страдания, как стрелы грубых, оскорбительных слов, которые (надолго) застревают в сердце, когда произносятся нецивилизованными людьми.

4. Мой дорогой Уддхава, всвязи с этим рассказывается самая благочестивая история, и Я сейчас тебе поведаю ее. Пожалуйста, прислушайся (к ней) с тщательно сосредоточенным вниманием.

5. Однажды один саннйаси был по-разному оскорбляем многими неблагочестивыми людьми. Однако, с полной решимостью он помнил, что он вкушает плод своей собственной предыдущей кармы. Я расскажу тебе эту историю и то, что он говорил.

6. Однажды в стране Аванти жил был один брахмана, который был очень богат и одарен всеми богатствами, и который занимался коммерцией. Но он был жалким человеком - похотливым, жадным и очень склонным ко гневу.

7. В его доме, лишенном религиозности и законного чувственного удовлетворения, члены семьи и гости никогда надлежащим образом не почитались, даже на словах. Он даже не допускал подходящего удовлетворения для своего собственного тела в соответствующие (для этого) времена.

8. Так как он был настолько жестокосердечен и скуп, его сыновья, невестки, жена, дочери и слуги начали питать вражду по отношению к нему. Начав испытывать отвращение, они никогда не обращались с ним с любовью.

9. Таким образом господствующие божества пяти семейных жертвоприношений стали сердиться на брахману, который, будучи скрягой, охранял свое богатство подобно Йакше, который не имел хорошей цели ни в этом мире, ни следующем, и который был полностью лишен религиозности и наслаждения чувств.

10. О великодушный Уддхава, своим пренебрежением этими полубогами он истощил свой запас благочестия и все свое богатство. Накопление его повторных исчерпывающих усилий было полностью потеряно.

11. Мой дорогой Уддхава, что-то из богатства этого так называемого брахманы было отнято его родственниками, что-то ворами, что-то капризами судьбы, что-то последствиями времени, что-то обычными людьми, и что-то правительственными чиновниками.

12. В конце концов, когда его собственность была полностью потеряна, он, который никогда не занимался религией или чувственным удовлетворением, стал избегаемым членами его семьи. Таким образом он начал чувствовать невыносимую тревогу.

13. Утратив все свое богатство, он ощутил великую боль и скорбь. Комок подкатил к его горлу, и он со слезами в течение долгого времени медитировал на свою удачу. Затем его охватило могущественное чувство отречения.

14. Брахмана сказал следущее: О что за великая неудача! Я просто без толку мучал себя, так тяжело борясь за деньги, которые даже не предназначались для религиозности или материального наслаждения.

15. В основном богатство скупцов никогда не приносит им никакого счастья. В этой жизни оно является причиной их самоистязания, и, когда они умирают, оно отправляет их в ад.

16. Какой бы чистой славой ни обладал известный и какие бы достойные восхваления качества ни наблюдались в добродетельном - они уничтожаются даже ничтожным количеством жадности, точно также, как привлекательная физическая красота разрушается следом белой проказы.

17. В зарабатывании, достижении, увеличении, защите, расходах, потере богатства и в наслаждении им все люди испытывают великий труд, страх, беспокойство и заблуждение.

18-19. Воровство, насилие, ложь, двуличие, похоть, гнев, замешательство, гордость, вражда, злоба, безверие, зависть и опасности, вызываемые женщинами, азартной игрой и интоксикацией, - это пятнадцать нежелательных качеств, которые оскверняют людей из-за жадности до богатства. Хотя эти качества и нежеланны, люди фальшиво приписывают им значимость. Любой желающий достичь настоящего блага в жизни должен поэтому оставаться поодаль от нежелательного материального богатства.

20. Даже братья человека, его жена, родители и друзья, объединенные с ним любовью, немедленно прекращают свои любовные взаимоотношения и становятся врагами из-за одной единственной монеты.

21. Даже из-за небольшого количества денег эти родственники и друзья становятся очень возбужденными, и возгорается их гнев. Действуя, как соперники, они быстро оставляют все сентименты доброжелательности и тотчас отвергают человека, не брезгуя даже убийством вплоть до точки совершения убийства.

22. Те, кто достигают человеческой жизни, которая восхваляется даже полубогами, и в этом человеческом рождении становятся первоклассными брахманами, являются крайне удачливыми. И если они пренебрегают этой важной возможностью, они определенно убивают свой собственный личный интерес и таким образом достигают самого плачевного конца.

23. Какой смертный человек, достигнув этой человеческой жизни, которая является широкими вратами как в рай, так и в освобождение, будет старательно привязываться к этой обители никчемности, материальной собственности?

24. Тот, кто оказывается не в состоянии раздать свое богатство надлежащим пайщикам - полубогам, мудрецам, предкам и обычным живым существам, а также своим непосредственным родным, родственникам со стороны жены и самому себе - поддерживает свое богатство, просто как Йакша, и обязательно падет.

25. Проницательные личности способны использовать свои деньги, молодость и силу для достижения совершенства. Но я лихорадочно расточил все это в бесполезном стремлении к дальнейшему богатству. Сейчас тем, что я старик, чего я могу достичь?

26. Почему разумный человек должен изводиться своими постоянными тщетными усилиями получить богатство? На самом деле весь этот мир совсем сбит с толку чьей-то иллюзорной энергией.

27. Для того, кто находится в тисках смерти, что проку в богатстве или в тех, кто предлагает его, в чувственном удовлетворении или в тех, кто предлагает его, или, если уж на то пошло, в любом типе плодотворной деятельности, которая просто заставляет его снова принять рождение в материальном мире?

28. Верховная Личность Бога, Господь Хари, который содержит в Себе всех полубогов, должно быть был доволен мной. На самом деле Он поместил меня в это болезненное состояние и заставил меня испытать отречение, которое является кораблем, могущим перенести меня через этот океан материальной жизни.

29. Если еще осталось какое-то время в моей жизни, я буду совершать аскезы и заставлю свое тело существовать только за счет самого необходимого. Без дальнейшего заблуждения я брошусь в погоню за тем, что составляет весь мой личный интерес в жизни, и я буду оставаться удовлетворенным в самом себе.

30. Таким образом пусть господствующие божества этих трех миров сердечно окажут свою милость мне. На самом деле Махараджа Кхатванга смог достичь духовного мира за одно мгновение.

31. Господь Шри Кришна продолжал: Его ум был так решительно настроен, что самый отличный Аванти брахмана смог развязать узлы желания в своем сердце. Затем он принял роль умиротворенного и молчаливого нищего саннйаси.

32. Он бродил по земле, держа под контролем свои разум, чувства и жизненный воздух. Чтобы просить милостыню, он путешествовал в одиночестве по различным городам и деревням. Он не рекламировал своей возвышенной духовной позиции и таким образом никогда не признавался другими.

33. О добрый Уддхава, завидев его, как старого, грязного попрошайку, хулиганы бесчестили его посредством множества оскорблений.

34. Некоторым из этих людей нужно было отнимать его посох саннйаси, и некоторым - водяной горшок, который он использовал в качестве чаши для просьб. Некоторые отбирали его подстилку из оленьей шкуры, некоторые - его четки для воспевания, и некоторым нужно было воровать его изорванную, клочками свисающую одежду. Выставляя напоказ перед ним эти вещи, они притворялись, что вернут их обратно, но затем скрывали их снова (~).

35. Когда он садился на берегу реки, чтобы принять пищу, которую он собрал посредством прошения, такие грешные негодяи приходили и мочились на нее, и они даже осмеливались плевать на его голову.

36. Несмотря на то, что он принял обет молчания, им нужно было пытаться заговорить с ним, и если он не отвечал, им нужно было бить его палками. Другим было надо оскорблять его, говоря, - «Этот человек должно быть является вором.» И другим было надо связывать его веревкой, крича, - «Свяжем его! Свяжем его!»

37. Они критиковали и оскорбляли его, говоря, - «Этот человек точно является лицемером и обманщиком. Он делает бизнес на религии просто потому, что он потерял все свое богатство и его семья вышвырнула его.»

38-39. Некоторым было надо высмеивать его, говоря, - «Ох, ну посмотрите на этого велико могущественного мудреца! Он также стоек, как Горы Хималайи. С помощью практики молчания он борется за свою цель с великой решимостью, в точности подобно утке.» Другим людям надо было испускать перед ним вонючий воздух, и иногда им нужно было сажать этого дваждырожденного брахмана на цепь и держать его в плену, как домашнее животное.

40. Брахмана понимал, что все его страдания - от других живых существ, от высших сил природы и от его собственного тела - были неизбежными, будучи ниспосланными ему провидением.

41. Даже будучи оскорбляемым низкосортными людьми, которые пытались вызвать его падение, он оставался стойким в своих духовных обязанностях. Сосредоточив свою решимость в гуне благости, он начинал петь следующую песню.

42. Брахмана говорил: Эти люди не являются причиной моих счастья и несчастья. Ей не являются ни полубоги, ни мое собственное тело, ни планеты, ни моя прошлая работа, ни время. Скорее ум - это единственное, что вызывает счастье и несчастье и увековечивает круговорот материальной жизни.

43. Могущественный ум возбуждает функции материальных гун, из которых развиваются различные виды материальной деятельности в гунах благости, невежества и страсти. Из деятельности в каждой из этих гун развиваются соответствующие условия жизни.

44. Несмотря на присутствие вместе с борющимся умом внутри материального тела, Сверхдуша не делает усилий, потому что Она уже наделена трансцендентальным просвещением. Действуя, как мой друг, Она просто взирает (на меня) со Своей трансцендентальной позиции. Я же, бесконечно малая духовная душа, наоборот, заключил в объятья этот ум, который является зеркалом, отражающим образ материального мира. Таким образом я стал занятым наслаждением объектами желания и запутался из-за контакта с гунами природы.

45. Милостыня, предписанные обязанности, соблюдение первичных и вторичных регулирующих принципов, слушание из писания, благочестивые труды и очищающие обеты - все имеют своей конечной целью обуздание ума. На самом деле, концентрация ума на Всевышнем - это высочайшая йога.

46. Если ум человека совершенно зафиксирован и умиротворен, то затем, скажите мне, какая нужда совершать ему ритуальную милостыню и другие благочестивые ритуалы? И если ум человека остается неуправляемым, заблудившимся в невежестве, то что проку для него во всех этих занятиях?

47. Все чувства находятся под контролем ума с незапамятных времен, и ум сам никогда не подчиняется власти ничего другого. Он сильнее сильнейшего, и его божественная сила страшна. Поэтому любой, кто может подчинить ум контролю, становится хозяином чувств.

48. Неспособные победить этого неукротимого врага, ум, чьи побуждения невыносимы и который мучает сердце, многие люди полностью заведены в тупик и порождают бесполезную вражду с другими. Таким образом они заключают, что другие люди являются либо их друзьями, либо их врагами, либо нейтральными партиями к ним.

49. Люди, которые отождествляют себя с этим телом, которое просто является продуктом материального ума, ослепляются в своем разуме, размышляя в терминах «Я и мое.» Вследствии их иллюзии «это я, а это кто-то другой» они скитаются в нескончаемой тьме.

50. Если ты говоришь, что эти люди являются причиной моих счастья и несчастья, то где есть место душе в такой концепции? Эти счастье и несчастье относятся не к душе, а к взаимодействию материальных тел. Если кто-нибудь прикусывает свой язык своими собственными зубами, то на кого же он может сердиться в (этом) своем страдании?

51. Если ты говоришь, что страдание вызывается полубогами, которые правят чувствами тела, то, все таки, как такое страдание может быть применено к духовной душе? Это действие и воздействие на него (~) - это только взаимодействия изменчивых чувств и их господствующих божеств. Когда одна конечность тела бьет другую, то на кого же может сердиться личность в этом теле?

52. Если бы душа сама была причиной счастья и страдания, то мы не могли бы обвинять других, так как счастье и несчастье были бы просто природой души. Согласно этой теории, ничто не исключает, что душа действительно существует, и если бы мы воспринимали что-либо кроме души, то это было бы (просто) иллюзией. Поэтому, так как счастье и несчастье в действительности не существуют в этой концепции, почему же нужно сердиться на себя или на других?

53. И если мы рассматриваем гипотезу, что непосредственной причиной страдания и счастья являются планеты, то, опять же, где взаимосвязь с душой, которая вечна? Помимо всего прочего, влияние планет воздействует только на вещи, которые родились. Опытные астрологи кроме того объяснили, что планеты только причиняют боль друг другу. Поэтому, если живое существо отлично от этих планет и от материального тела, то на кого же оно должно изливать свой гнев?

54. Если мы допустим, что причиной счастья и страдания является плодотворная работа, то мы все таки не будем иметь дело с душой. Идея материальной работы возникает, когда есть духовный актер, который сознателен, и материальное тело, которое подвергается трансформации счастья и несчастья в качестве реакции на такую работу. Раз тело не имеет жизни, оно не может быть настоящим приемником счастья и несчастья, и не может им быть душа, которая в конечном счете духовна и находится в стороне от материального тела. А раз карма таким образом не имеет конечной основы ни в теле, ни в духовной душе, на кого же можно сердиться?

55. Если мы принимаем время за причину счастья и несчастья, то опыт все таки не может быть применен к духовной душе, так как время является проявлением духовной потенции Господа и живые существа также являются экспансиями духовной потенции Господа, проявляемыми через время. Несомненно огонь не обжигает свои собственные языки пламени или искры, равно как и холод не наносит ущерба своим собственным снежинкам или граду. Фактически духовная душа является трансцендентальной и находится выше опыта материальных счастья и несчастья. На кого же, поэтому, человек должен сердиться?

56. Ложное это придает форму иллюзорному материальному существованию и таким образом воспринимает материальные счастье и несчастье. Духовная душа, однако, трансцендентальна к материальной природе; она никогда не может быть на самом деле затронута материальными счастьем и несчастьем ни в каком месте, ни при каких обстоятельствах, ни через посредство какой-либо личности. Человек, который понимает это, ничего не должен бояться из материального творения.

57. Я пересеку непреодолимый океан незнания с помощью твердого сосредоточения в служении лотосным стопам Кришны. Это одобрялось предыдущими ачарйами, которые были сосредоточены в стойкой преданности Господу, Параматме, Верховной Личности Бога.

58. Господь Шри Кришна сказал: Таким образом став отреченным по случаю потери своей собственности, этот мудрец оставил свою печаль. Он бросил дом, принял саннйасу и начал путешествовать по всей Земле. Даже когда его оскорбляли глупые негодяи, он оставался непоколебимым в своем долге и воспевал эту песню.

59. Никакая другая сила, кроме собственного умственного беспорядка, не заставляет душу испытывать счастье и несчастье. Ее восприятие друзей, нейтральных сторон и врагов и вся материальная жизнь, которую она городит вокруг этого восприятия, просто создаются из невежества.

60. Мой дорогой Уддхава, фиксируя свой разум на Мне, ты должен таким образом полностью контролировать ум. Это суть науки йоги.

61. Любой, кто прислушивается или цитирует другим эту песню саннйаси, которая представляет научное знание об Абсолюте, и кто таким образом медитирует на нее с полным вниманием, никогда не будет снова поглощен двойственностями материального счастья и несчастья.

 

Глава Двадцать Четвертая

Философия Санкхйи

 

1. Господь Шри Кришна сказал: Сейчас Я расскажу тебе о науке Санкхйи, которая была в совершенстве основана древними авторитетами. Поняв эту науку, человек может немедленно оставить иллюзию материальной двойственности.

2. Изначально, в течение Крита-йуги, когда все люди были очень опытны в духовной проницательности, и также до этого, в течение периода уничтожения, существовал один провидец, неотличный от наблюдаемого объекта.

3. Эта единая Абсолютная Истина, оставаясь свободной от материальных двойственностей и неприступной для обыкновенных речи и ума, разделила Себя на две категории - материальную природу и живых существ, которые пытаются наслаждаться проявлениями этой природы.

4. Из этих двух категорий проявления одна является материальной природой, которая олицетворяет тонкие причины и проявляет продукты материи. Другая - это сознательное живое существо, определяемое, как наслаждающийся.

5. Когда материальная природа была возбуждена Моим взглядом, проявились три материальные гуны - благость, страсть и невежество, - чтобы исполнять ожидающие разрешения желания обусловленных душ.

6. Из этих трех гун возникла первоначальная сутра вместе с махат-таттвой. Посредством преобразования махат-таттвы было произведено ложное эго, причина заблуждения живых существ.

7. Ложное эго, которое является причиной физического ощущения, чувств и ума, окружает как дух, так и материю и проявляется в трех видах: в гунах благости, страсти и невежества.

8. Из ложного эго в гуне невежества произошли тонкие физические восприятия, из которых были произведены грубые элементы. Из ложного эго в гуне страсти произошли чувства, и из ложного эго в гуне благости возникли одиннадцать полубогов.

9. Приведенные Мной в движение все эти элементы объединились для функционирования в упорядоченный клубок и вместе дали рождение вселенскому яйцу, которое является Моим отличным <прекрасным> местом обитания.

10. Я Сам появился внутри этого яйца, которое плавало в причинных водах, и из Моего пупка возник вселенский лотос, место рождения саморожденного Брахмы.

11. Господь Брахма, душа вселенной, будучи наде


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.111 с.