Цветовая символика в Древней Индии и Китае — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Цветовая символика в Древней Индии и Китае

2020-11-03 143
Цветовая символика в Древней Индии и Китае 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цветовой символизм народов Ближнего Востока, Центральной Азии и Египта

Античность

Средневековье

Цветовые символы Христианства

Цветовая символика Исламских народов

Ренессанс

1.7. Формы и содержание цветовой символики в 17-19 веках

Учение о цвете И.В. Гете

Цветовая символика в философской литературе

Двадцатый век

«Язык красок» В. Кандинского

Резюме

Литература

Глава 2. Психофизиологическое и психологическое воздействие цвета на человека

Воздействие цвета на вегетативную нервную систему

Воздействие цвета на центральную нервную систему и психическую деятельность человека

Цветовые предпочтения

Цветовые предпочтения в детском возрасте

Цветовые предпочтения взрослого населения

Идентификация как механизм цветовых предпочтений

Цвет и эмоции человека

Цвет и характер

Отношение к цвету в процессе мышления

Резюме

Литература

Глава 3. Отношение к цвету при психических заболеваниях

Шизофрения

Цветовое зрение больных шизофренией

Цветовые предпочтения

Клиника шизофрении и цветовые выборы больных

Эмоциональные нарушения

Психосемантика цвета при шизофрении

Маниакально-депрессивный психоз

Эпилепсия

Неврозы

Алкоголизм

Другие заболевания

Резюме

Литература

Глава 4. Цветовая психодиагностика

Цветовой тест М. Люшера

Структура и процедура теста Люшера

Обработка результатов тестирования

Основы интерпретации

Тест Люшера – «за и против»

Тест цветных пирамид

Цветовой тест отношений (ЦТО)

Методика цветовых порогов

Резюме

Литература

Заключение­

 

На зеленой траве — желтые одуванчики.

Обманщики!

Золота груды.

Подходи, пруды пруди.

Есть и изумруды.

Господи! За что такое искушенье?

На зеленой траве - желтые одуванчики.

Обманщики!

ВВЕДЕНИЕ

  Многие из нас в детстве развлекались тем, что прикладывали к глазам цветные стеклышки: вот синее стекло - мир становится серьезным, строгим, печальным; желтое - непроизвольно хочется улыбнуться, все кажется праздничным, даже если день пасмурный. Несерьезное, бессмысленное занятие?

   Со времен И. Ньютона цвет почти утратил свои магические, ритуальные функции. Когда-то цвета считались, чуть ли не божествами, но объективная наука доказала, что цвет - лишь субъективное ощущение, возникающее при воздействии на зрительный анализатор электромагнитной волны определенной длины. Оно объективно зависит от характеристик преломления, отражения и поглощения световых волн тех сред и поверхностей предметов, которые находятся между источником излучения и глазом человека, а также в поле его зрения. Субъективно человек может цвета не ощущать (цветовая слепота), либо воспринимать их искаженно (дальтонизм). Объективные аспекты цветового зрения изучаются физической оптикой, субъективные - физиологической  и психологией цветового восприятия.

    Нравится ли человеку какой-либо цвет, что он думает о нем, какие ассоциации он у него вызывает, ни физиологическую, ни, тем более, физическую оптику не интересует, впрочем, как и психологию цветового восприятия. Это, отнюдь, не означает, что нет таких наук, для которых подобные вопросы представляли бы интерес. Однако для большинства из них они являются второстепенными (этнография, психология эмоций, цветоведение и т.д.).

    Наука, для которой они могут считаться основными, называется, может быть не совсем удачно, психологией цвета. Ее предметом являются взаимосвязи цвета и психики. В сферу ее интересов входят влияние цвета на психическую деятельность человека, объективация посредством цвета психических процессов и состояний, цветовая психодиагностика и т.д.

    На сегодняшний день цветовая психология - эмпирическая наука.     Одним из главных препятствий на пути создания научной теории взаимосвязи цвета и психики является недостаточная степень систематизации и обобщения накопленных фактов, касающихся отношения цвет-психика. Предлагаемая читателю монография является попыткой преодолеть это препятствие.

 ГЛАВА 1. ЦВЕТОВОЙ СИМВОЛИЗМ В ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЕ ЧЕЛОВЕКА

   Проблема цветового символизма является одной из центральных при изучении взаимосвязей между цветом и психикой. Происхождение цветового символа, его содержание, отношение к тем или иным явлениям и событиям в жизни людей, межкультурные различия в цветовой символике – вот одни из главных вопросов этой проблемы.

   Количество цветовых символов достаточно ограничено. Наиболее часто в этом качестве используются т.н. "основные цвета", к которым, обычно, относят белый, черный, красный, синий, зеленый, желтый и фиолетовый. Этот список может меняться в зависимости от конкретной культуры. Попытки ввести жесткие критерии, позволяющие отнести тот или иной цвет к «основным», либо нет, не увенчались успехом. Содержание понятия "основной цвет" далеко не однозначно. Более подробно с этой проблемой можно ознакомится в работе Р.М. Фрумкиной "Цвет, смысл, сходство" (1984).

   Можно выделить три основных типа цветовой символики. Цвет сам по себе (т.е. изолированно от других цветов и форм) представляет собой первый тип цветового символа, отличающийся многозначностью и противоречивостью. Вторым типом цветового символа является цветовое сочетание, содержащее два и большее число цветов, составляющих символическое целое, смысл которого не сводится к сумме значений отдельно взятых    цветов. Соединение цвета и формы представляет собой третий тип цветового символа - символика цветных форм, причем, как абстрактных геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник), так и конкретных физических предметов, например, символика драгоценных камней.

   Кроме наглядно-чувственных, визуальных форм цветового символа, существует и языковые, речевые - "цветовые метафоры". Они широко используются в бытовой и литературной речи, и стали неотъемлемым компонентом современных языков, причем, многие из них возникли сравнительно недавно (например, «синий чулок»).

  Цветовая символика имеет древнейшее происхождение, возникнув в те времена, когда человек научился добывать, и использовать природные краски. С тех пор цветовой символизм прошел большой путь. Традиции цветовой символики сейчас, во многом, утеряны особенно в индустриальных странах, в которых преобладает утилитарное отношение к цвету.

  С момента своего возникновения цветовой символизм самым тесным образом был связан с магией и религией. Цвет рассматривался как атрибут магических, сакральных, божественных сил, а в определенных случаях и как само божество. Само деление магии на "белую" и "черную" свидетельствует о важнейшей роли цвета в магических ритуалах. Роль цвета в религиозном сознании людей, особенно древних, трудно переоценить. Как показывают археологические, исторические и этнографические исследования мистические представления человека и цветовая символика были тесно взаимосвязаны.

 


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.