Тактические особенности допроса несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Тактические особенности допроса несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого

2020-11-02 89
Тактические особенности допроса несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Допрос - одно из наиболее распространенных следственных действий, в ходе которого следователь получает большую часть информации, необходимый для принятия решения по делу. Поэтому следует отнестись к данному следственному действию серьезно, особенно, когда речь идет о допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого. Выделяют несколько этапов допроса: это подготовка к допросу, которая включает в себя решение следователем общих организационных моментов уголовного дела, изучение личности допрашиваемого, определение способа вызова и вызов несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого на допрос, обеспечение участия защитника, педагога, психолога, законных представителей, выбор времени и места проведения допроса, тактическое обеспечение, техническое обеспечение, устранение из кабинета посторонних лиц, предметов, способных отвлечь внимание несовершеннолетнего; допрос подозреваемого, обвиняемого; фиксация результатов допроса.

Отдельным этапом допроса, кроме того может являться установление психологического контакта, предшествующее свободному рассказу допрашиваемого, постановке ему вопросов, ознакомлению допрашиваемого с протоколом и аудио - и (или) видеозаписью его показаний. На наш взгляд, здесь абсолютно верно определено место установления психологического контакта как этапа допроса. Но при этом не следует забывать о постоянной поддержке психологического контакта с допрашиваемым на протяжении всего следственного действия.

Необходимо заметить, что при работе с несовершеннолетними намного больше, нежели со взрослыми, недопустимо установление каких-либо шаблонов. Не только к каждому несовершеннолетнему, но и к каждой конкретной ситуации следователь должен подходить индивидуально. Для этого при подготовке к следственному действию необходимо решить такие моменты, как выбор места допроса, участие законных представителей, защитника, педагога, психолога.

Выбор места допроса будет, зависит от процессуального положения несовершеннолетнего, его возраста. Подозреваемые, обвиняемые допрашиваются в кабинете следователя, специализированном кабинете для допросов, имеющихся в отделах внутренних дел, если в отношении них избрана мера пресечения, не связанная с заключением под стражу. По мнению О. Я. Баева, проведения допроса в месте производства следствия наиболее оптимально по ряду причин организационного и тактического характера. Среди них - возможности применения криминалистической и иной техники, использование доказательств, оперативного обмена информацией, требуемой для допроса или получаемой в его процессе, с другими участниками расследования и т.п. важное место занимают и причины психологического плана: в своем кабинете следователь чувствует себя «хозяином», владеет обстановкой допроса, может при необходимости четко сохранять так называемое «ролевое расстояние» между собой и допрашиваемым, тогда как при допросе по месту нахождения допрашиваемого следователь все же «гость», и чаще всего незваный и нежелательный.

В своем кабинете следователю целесообразно убрать предметы, которые могли бы отвлечь внимание несовершеннолетнего. В ходе допроса рекомендуется наблюдать за несовершеннолетним и устранять факторы, препятствующие благоприятному проведению следственного действия. Так же рекомендуется удалить из кабинета лиц, на которых мог бы отвлекаться несовершеннолетний.

Существенное значение может иметь время проведения следственного действия. Так при отсутствии острой необходимости не следует вызывать несовершеннолетнего в часы занятий, а при нахождении его под стражей - во время, отведенное для обеда или прогулки. Кроме того, следственное действие с участием несовершеннолетнего лучше проводить не более 45 минут, поскольку затем подросток устает, его внимание рассеивается.

Допрос несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого не может продолжаться без перерыва более 2 ч, а в общей сложности более 4 ч в день.

Приняв дело к своему производству и установив, что подозреваемым, обвиняемым является несовершеннолетний, следователь выбирает тактические приемы установления психологического контакта. Для этого допросу должна предшествовать беседа, в ходе которой с несовершеннолетним подозреваемым, обвиняемым целесообразно прибегнуть к полуофициальному тону, настроить подростка на дружественный лад. Дружественная беседа не должна перейти в панибратские отношения, т.к. субъект (несовершеннолетний подозреваемый, обвиняемый) должен четко осознавать границу между собой и следователем. Это будет удерживать подростка от развязного тона в разговоре, неуважительного поведения в кабинете следователя (например, сидеть, раз валившись на стуле). Если это все же произошло, следователю необходимо сделать корректное, но твердое замечание и в дальнейшем в том же тоне пресекать подобные попытки со стороны допрашиваемого. Не следует кричать на несовершеннолетнего. Следователь должен вести себя уважительно по отношению к подростку, его защитнику, законным представителям.

Как правило, если допрос производится непосредственно после совершения преступления, то подросток эмоционально возбужден, его угнетает непривычность обстановки, страх перед родителями, перед разоблачением, перед угрозой наказания. Однако такое состояние не может служить препятствием к беседе с подростком и его допросу.

Перед началом допроса подростку необходимо объяснить, в связи с чем он был задержан, в совершении какого преступления подозревается, подробно разъяснить его права. Во время допроса у подростка выясняются условия его жизни: с кем проживает, в каких отношениях находится с родителями или лицами, их заменяющими; чем он занимается, где учится или работает, кто его друзья, круг его интересов, хобби, как проводит свободное время. Эта информация позволит следователю понять личность несовершеннолетнего, определить истинную причину совершения разбойного нападения, для того чтобы в последующем постараться предотвратить повторное совершение преступлений данным лицом. Необходимо выяснить, были ли у несовершеннолетнего травмы головы, страдает ли он какими-либо психическими заболеваниями. Это необходимо для проведения, последнему комплексной психолого-психиатрической экспертизы, чтобы получить заключение о том, что несовершеннолетний психически здоров (это должно быть подтверждено анамнестическими сведениями об отсутствии сведений какого-либо психического расстройства на протяжении жизни). Заключение подтверждается результатами освидетельствования, выявившего сохранность памяти, интеллекта, критических способностей. Экспертизой устанавливается, что в период времени, к которому относится инкриминируемое деяние, несовершеннолетний также не обнаруживал признаков какого-либо временного психического расстройства, поскольку его действия были последовательными, целенаправленными, не сопровождались бредом, «обманами» восприятия, омраченным сознанием.

На основании изложенного несовершеннолетний признается вменяемым, не нуждающимся в принудительных мерах медицинского характера, а также что психическое развитие испытуемого в целом соответствует нормам его возрастного периода, и поэтому он в полной мере мог осознавать фактический характер, общественную опасность своих действий и руководить ими. После этого следователь переходит непосредственно к выяснению обстоятельств совершенного преступления. Наводящие вопросы во время проведения допроса недопустимы, поэтому целесообразно задавать, например, такие вопросы, как «поясните, что Вы делали такого-то числа» или «расскажите об обстоятельствах совершенного преступления». Изъясняться следует словами, понятными допрашиваемому.

Следователь предлагает несовершеннолетнему в свободной форме рассказать о совершенном преступлении. Прерывать рассказ не рекомендуется, поэтому лучше внимательно выслушать подростка, а по ходу рассказа делать заметки. После рассказа следователь задает допрашиваемому уточняющие вопросы и приступает к фиксации показаний. Уточним, что, исходя из категории рассматриваемых нами преступлений, у следователя к моменту допроса подозреваемого, на основании ознакомления с протоколами допроса потерпевшего, осмотра места происшествия и другими материалами уголовных дел, имеется информация о количестве исполнителей преступления, именах или прозвища, если они назывались при потерпевшем, внешнем виде преступников и др. Поэтому входе допроса подозреваемого необходимо сопоставлять данные, имеющиеся в распоряжении следователя, и данные, полученные от подозреваемого. От допрашиваемого следует добиваться детального рассказа о совершенном преступлении, выяснять, по какой причине он совершил разбойное нападение. Если в совершении преступления участвовало несколько лиц, а задержан только один, то у допрашиваемого выясняется информация о его сообщниках, их именах, внешнем виде, месте жительства, местах, где их можно найти. Также необходимо выяснить место нахождения похищенного имущества с целью незамедлительного принятия мер к его изъятию.

Если несовершеннолетний подозреваемый заявляет о своем алиби на момент совершения преступления, то необходимо допросить его детально о действиях в то время, когда было совершено преступление, для последующей проверки его показаний.

Изучение следственной практики показывает, что несовершеннолетний правонарушитель заранее не подготавливает доказательства своего алиби, поэтому детальный допрос о месте и времени нахождения в момент совершения преступления, его занятиях в этот период и в предшествующие дни, сопоставление полученных данных с другими материалами дела позволяют выявить дачу им ложных показаний.

На основании изложенного предлагаем следующие тактические рекомендации по допросу несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого:

необходимо детализировать действия допрашиваемого и его соучастников (если таковы имеются) до, во время и после совершения преступления. Этим выявляется роль каждого из совершивших преступление, имелся ли предварительный сговор либо преступление совершено с внезапно возникшим умыслом, кто явился инициатором разбойного нападения и т.д.;

целесообразно задавать вопросы, которые могли бы активизировать память несовершеннолетнего в тех случаях, когда допрашиваемый в силу переживания, эмоционального напряжения допускает какие-либо неточности в своих показаниях. Также можно ознакомить несовершеннолетнего с протоколом его допроса в качестве подозреваемого;

если несовершеннолетний не признает вину в предъявленном ему обвинении, при разработке тактики следственного действия следует проявлять особую осторожность;

При этом необходимо помнить, что раскаяние и осознание своей вины связаны со способностью к самокритике, которая у подростков может быть не развита в достаточной степени. Следует попытаться возбудить в нем эту способность, разъяснив опасность и вредные последствия совершенного им деяния. Это нередко дает положительный результат, т.к. несовершеннолетний не всегда полностью осознает общественную опасность и противоправность своего поступка. Осознав же это, он обычно искреннее, чем взрослые, раскаивается в совершенном преступлении. Даже при допросе взрослых нередко бывает, что содержание показаний, особенно после предъявления доказательств и постановки вопросов, уличающих во лжи, противоречит ответу на вопрос о виновности. Еще чаще такая ситуация возникает при допросе несовершеннолетнего, заявившего, что «он не признает себя виновным», без серьезного обдумывания своей позиции. В подобных случаях в конце допроса необходимо вновь вернуться к выяснению допроса о виновности, если отношение к нему изменилось, зафиксировать это в протоколе.

также при допросе целесообразно использовать предъявление доказательств, изобличающих вину подростка;

целесообразно и очень действенно задавать второстепенные вопросы, уличающие допрашиваемого во лжи;

в любом случае следует сопоставлять показания допрашиваемого с материалами уголовного дела и задавать уточняющие вопросы;

протокол рекомендуется составлять после свободного рассказа несовершеннолетнего.

Таким образом, в процессе допроса несовершеннолетнего необходимо выяснить: имеются ли соучастники преступления, если таковы есть, как выглядят, кто был инициатором совершения преступления; совершал ли ранее преступления; что делал несовершеннолетний перед совершением разбойного нападения; где приобрел оружие или предметы, заменяющие его, средства маскировки, транспортные средства; как проник на место происшествия; какие телесные повреждения были нанесены потерпевшему; в чем конкретно выражалось психическое насилие; каким путем удалился с места происшествия; как распорядился похищенными ценностями и др.

 


3. ТАКТИКА ПРОИЗВОДСТВА ОТДЕЛЬНЫХ СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ ПОСЛЕДУЮЩЕГО ЭТАПА РАССЛЕДОВАНИЯ

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.