Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Топ:
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Интересное:
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Дисциплины:
2020-11-02 | 78 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Автор выпускной квалификационной работы, анализируя научные статьи о личности несовершеннолетнего преступника отмечает, что каждый преступник как личность своеобразен и характеризуется своими взглядами, ценностными ориентациями, интересами и психологическими особенностями. Иными словами личность любого преступника состоит из комплекса свойств характеризующих ее. Но особое место занимает личность несовершеннолетнего. Изучение личности несовершеннолетнего преступника представляет повышенный интерес, поскольку происходит выявление и оценка особенностей механизма его преступного поведения, выявления специфических причин, порождающих преступное поведение и совершение в этом возрасте разбой. С другой стороны, изучение личности дает ключ для выработки воспитательно-предупредительных мер, особенно индивидуального характера, и предоставляет возможность прогнозирования будущего поведения несовершеннолетнего преступника.
Изучение личности несовершеннолетнего преступника необходимо при решении вопроса о возбуждении уголовного дела, применении меры пресечения, окончании предварительного расследования, назначении наказания.
Возраст несовершеннолетних определяет целый ряд особенностей психики, ее неустойчивость, обусловленную процессом становления личности, физического и духовного развития организма, полового созревания. Эти особенности психики несовершеннолетних во многом способствуют их антиобщественным действиям в результате проявления таких качеств, как:
искаженное представление о подлинной сущности и значении таких важнейших нравственных понятий, как смелость, трусость, верность, предательство, дружба, измена, героизм, мужество, скромность;
|
ошибки в оценках отдельных лиц, явлений, событий, неумение оценить человека в совокупности всех его свойств и качеств;
предпочтение внешним проявлениям человека без учета его подлинных мотивов и целей; - эмоциональная неуравновешенность, неустойчивость, повышенная возбудимость, резкая смена настроений;
обостренное отношение к окружающему, ко всему новому, незнакомому при отсутствии необходимых знаний и опыта;
повышенная физическая активность, инициативность, избыток сил и энергии, обусловленные подъемом жизнедеятельности;
стремление к самостоятельности, самовыражению и самоутверждению «любой ценой»;
неприятие «чужих советов», педагогических сентенций старших и иных форм воспитательного воздействия;
желание показать и доказать свою «зрелость», стремление к лидерству;
внушаемость, излишняя доверчивость, склонность к подражательству, конформизм.
Статья 20 УК РФ определяет список преступлений, за которые ответственность наступает с 14 лет, к ним относится и разбой.
Особенности производства по уголовному делу по статье 162 УК РФ в отношении несовершеннолетних выражаются в необходимости установления перечисленных в ст. 421 УПК РФ обстоятельств. Анализ содержания названной нормы показывает, что все перечисленные в ней положения, закреплены в дополнение к ст. 73 УПК РФ, относится к личности несовершеннолетнего обвиняемого.
Перечень обстоятельств, характеризующих личность несовершеннолетнего, совершившего разбой, не детализирован и поэтому не является исчерпывающим, что предопределили множество мнений относительно элементов, подлежащих установлению и доказыванию, совокупность которой будет достаточной, чтобы считать, что данные, характеризующие личность несовершеннолетнего, в том числе совершившего разбой, собраны в достаточной степени.
Значение, которое законодатель придает ее изучению, комплекс следственных оперативно-розыскных и иных действий, направленных на собирание доказательств, характеризующих подростка, объективно позволяют выделить среди тактических операций, которые могут осуществляться по делам в отношении несовершеннолетних, тактическую операцию «Изучение личности несовершеннолетнего обвиняемого (подозреваемого)».
|
По мере реализации данной тактической операции следователь не только решает названную задачу, но и своевременно получает информацию, служащую целям достижения других промежуточных задач расследования (организационных, воспитательных, профилактических).
Безусловно, нельзя говорить, что все действия в рамках рассматриваемой тактической операции направлены на достижение только единственной цели. Очевидно, что при производстве осмотра места происшествия, допросов и других действий решение вопросов, связанных с получением информации о личности подростка, составляет всего лишь небольшую часть от всех вопросов, разрешаемых в ходе данных следственных действий. Однако выделенная тактической операцией цель изучения личности обвиняемого предопределяет тактику этих следственных действий.
Указанный аспект выступает в качестве одного из доводов в пользу избрания для изучения личности несовершеннолетнего обвиняемого такой организационной формы, как тактическая операция.
Изучение личности несовершеннолетнего, совершившего разбой, предполагает изучение личности преступника. Кроме того, личность несовершеннолетнего рассматривается с учетом процессуального положения, а так же тех специфических задач, которые предстоит выполнить должностному лицу, в производстве которого находится соответствующее уголовное дело.
Несмотря на достаточно широкий круг действий, осуществляемых по собиранию доказательственной информации о личности несовершеннолетнего обвиняемого, это направление в деятельности следователя понимается очень узко, в связи, с чем не используется весь арсенал средств для установления обстоятельств, характеризующих его личность. Чаще всего в ходе расследования следователи ограничиваются приобщением к материалам уголовного дела одной-двух характеристик, нередко не содержащих непосредственно характеризирующих личность обвиняемого сведений, копии приговоров суда и других справок, создающих у следователя внешнее впечатление о знакомстве с психологическими особенностями подростка.
|
В этой связи возникает необходимость очертить весь круг доступных следователю источников информации о личности несовершеннолетнего обвиняемого, позволяющих собрать максимальный объем материала, глубоко и всесторонне характеризующего подростка, совершившего преступление.
Вместе с тем совокупность действий, составляющих тактическую операцию, не представляет собой случайного их набора. Каждое их них обусловлено последовательностью проведения, характером и возможностями решения общего задания.
Место, время и обстоятельства совершения преступлений несовершеннолетним очень специфичны, поскольку разбойное нападение чаще совершают в вечернее время, преимущественно неподалеку от мест, где он проживает.
По большинству уголовных дел осмотр места происшествия однозначно выступает первым следственным действием, посредством которого следователь знакомится с совершенным преступлением. Путем анализа данных об обстановке и механизма его совершения устанавливаются личностные качества и свойства правонарушителя. Поэтому в самом начале осмотра следователь должен определить одной из целей своих действий получение информации об эмоциональном состоянии преступника. Более того, место происшествия иногда позволяет следователю выдвинуть версию о нахождении несовершеннолетнего преступника в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
Личность несовершеннолетнего имеет определенные особенности, связанные с незавершенностью процесса ее формирования. Основной средой, внутри которой происходит становление и развитие личности подростка, является семья. Исследование жилищных условий семьи несовершеннолетнего позволит следователю выяснить отношение к нему родителей, участие их в его жизни и проблемах, создание ими необходимых условий для его здорового, нравственного и физического развития.
Изучение условий жизни и воспитание несовершеннолетнего позволит следователю не только получить данные о его личности, но так же выявить обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, увидеть атмосферу, формирования его личности. Ведь основной причиной более интенсивного возникновения и развития психогенно обусловленных аномалий у несовершеннолетних правонарушителей являются неблагополучные условия их семейного воспитания, выражающиеся в том числе и в наличии различных нервно-психических заболеваний у родителей, в их алкоголизме <http://click02.begun.ru/click.jsp?url=6psKRm1ramt9yr1SpkY4qiK7HNROVdLBKSRxGTEYZikR*9HwRYl9EcuO9t2GIy0K*jF7d64Pq0AIiJooyjGZw3XSwqVC4X0E4qIpG*3dV-vzX5f7X1FuYuxd-gxOAdmVgsFj1X3Cglii92rw*CrGJh57miopxKrz1BDZ2alHIkFf55pWj4Btv981sG4gmk35QtTWuclKTfHjwahR46nO4RXzz5zbHRXjdVFX3KJkUhXPBXOfmtVuZMIhV-YKdqqFWFs7rRpPpu4HMaxo5sl7bqMwLEA9g6Lqh3czVsQQNOXuZQmATFDEPWYV0kzjOgzIrcnhjA> и пьянстве, противоправном и аморальном образе жизни, жестокости в семьях. Совокупность данных обстоятельств может явиться так же для проведения профилактической работы.
|
Кроме того, неблагополучная семья оказывает негативное влияние не только на собственных членов, но и на других подростков, с которыми дружат их дети. Таким образом, происходит процесс «заражения» подростков, не принадлежащих непосредственно к данной семье.
Большое отрицательное воздействие на формирование личности оказывает и воспитание детей с преобладанием методов физических наказаний, что порождают у них чувство озлобленности; запугивание и угрозы влекут за собой уходы из дома, а также ведут к появлению у подростков состояния стресса, переходящего в агрессию, проявлению бездушия. При этом, чем меньше в семье считаются с мнением подростка, тем сильнее желание последнего самоутвердиться, хотя бы и вне дома.
В силу того, что подросткам свойственен максимализм, они хотят и стремятся достичь всего и сразу, не оценивая критически собственные способности и законность способов достижения поставленной цели. Отдаленность подростка от родителей, недоверие к ним обуславливает открытие своих сокровенных желаний и тайн друзьям, соседям, лицам, которые могут понять его, посочувствовать, разделить эти желания. Установление этих лиц может дать ценную информацию о несовершеннолетнем.
Если у несовершеннолетнего имеется отдельная комната, ее изучение может дать полезную информацию о вкусах, интересах и увлечениях подростка. Сведения о круге знакомых и ближайшем окружении несовершеннолетнего могут содержать его записные и телефонные книжки. Распространенность в настоящее время мобильных телефонов позволяет выявить круг друзей, с которыми несовершеннолетний чаще всего общается и проводит свободное время. В этих случаях проводится осмотр названных предметов.
Для получения вышеизложенных сведений можно производить обыск. Однако субъекты исследования жилищных условий семьи несовершеннолетнего и обыска различны. Целью обыска не может являться получение информации об условиях жизни и воспитания подростка. В соответствии со статьей 182 УПК РФ основанием его производства является наличие достаточных данных полагать, что в каком-либо месте или у какого-либо лица могут находиться орудия преступления, предмет, документы и ценности, которые могут иметь значение для уголовного дела. Поэтому ознакомление с условиями жизни и воспитания подростка является сопутствующим фактором розыскных действий следователя, направленных на отыскания и приобщения к материалам уголовного дела дневниковых записей либо иных предметов. В случае если следователю точно известно, где находятся интересующие его предметы, он может произвести их выемку. Другим альтернативным следственным действием может выступить осмотр жилища.
|
Большое значение имеет допрос родителей, законных представителей. Законный представитель должен появиться в уголовном деле к моменту первого допроса несовершеннолетнего, в качестве подозреваемого или обвиняемого. В этой связи у следователя имеется реальная возможность получить от него показания об известных ему обстоятельствах разбойного нападения, а так же о личности подростка. Однако в реальной обстановке расследования такая возможность существует не всегда или просто не используется следователем.
Также необходимо использовать возможности оперативно-розыскной деятельности. Оперативные работники органов внутренних дел к указанному моменту могут уже располагать сведениями о ближайшем окружении несовершеннолетнего подозреваемого, характеристике этих лиц и сообщенными ими данными.
Также сведения, характеризующие личность несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого в совершении разбойного нападения, можно получить по месту его учебы. Показания родителей о личности их ребенка не всегда могут быть объективным, особенно если он дома ласков и послушен, а вне его проявляет себя отрицательно. В этом плане данные, сообщаемые по месту учебы, существенно отличаются от показаний родителей.
Допрос педагога также способствует получить более полные сведения о несовершеннолетнем. Другим источников этих сведений является характеристика. Однако запрос характеристики не обеспечивает освещение различных сторон личности подростка. Такой запрос чаще всего влечет поверхностное отношение к написанию характеристики, ее односторонность, освещение в большинстве случаев отрицательных сторон личности несовершеннолетнего либо вообще отсутствие в ней полезной информации для расследования. Поэтому допрос педагогов - более предпочтительный источник информации.
Большое информационное значение для установления обстоятельств, характеризующие личность несовершеннолетнего, имеют медицинские справки о соматическом и психическом здоровье подростка, отражающие перенесенные им заболевания, черепно-мозговые травмы, органические поражении центральной нервной системы, справки из наркологических кабинетов о том страдает ли подросток алкоголизмом, наркоманией, истории болезней в случае психических заболеваний. Сведения, содержащиеся в этих документах, позволяет решить вопрос об уровне психического развития несовершеннолетнего, своевременно назначить судебно - психиатрическую экспертизу. Указанные данные могут быть получены так же от родителей, родственников или иных свидетелей. Однако эти источники не являются альтернативными, а подлежат обязательному включению в общую доказательственную массу.
Результат психологических, психиатрических или комплексных психолого-психиатрических экспертиз, с одной стороны, предоставляют следователю данные о личности несовершеннолетнего обвиняемого. С другой стороны - их качественное проведение возможно лишь при наличии в материалах уголовного дела достаточной информационной базы для этого.
Таким образом, изучение личности несовершеннолетнего преступника необходимо при решении вопроса о возбуждении уголовного дела, применении меры пресечения, окончании предварительного расследования, назначении наказания. Несмотря на достаточно широкий круг действий, осуществляемых по собиранию доказательственной информации о личности несовершеннолетнего обвиняемого, это направление в деятельности следователя понимается очень узко, в связи, с чем не используется весь арсенал средств для установления обстоятельств, характеризующих его личность. Так, при расследовании разбойных нападений, совершенных несовершеннолетними, следователю необходимо исследовать жилищные условия семьи несовершеннолетнего, условия жизни и воспитания. Другим важным источником сведений, характеризующих личность несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого в совершении разбойного нападения, являются сведения, сообщаемые по месту его учебы.
Следующие особенности психики несовершеннолетних способствуют антиобщественным действиям: искаженное представление о подлинной сущности и значении таких важнейших нравственных понятий, как смелость, трусость, верность, предательство, дружба, измена, героизм, мужество, скромность; ошибки в оценках отдельных лиц, явлений, событий, неумение оценить человека в совокупности всех его свойств и качеств; предпочтение внешним проявлениям человека без учета его подлинных мотивов и целей; эмоциональная неуравновешенность, неустойчивость, повышенная возбудимость, резкая смена настроений; обостренное отношение к окружающему, ко всему новому, незнакомому при отсутствии необходимых знаний и опыта; повышенная физическая активность, инициативность, избыток сил и энергии, обусловленные подъемом жизнедеятельности; стремление к самостоятельности, самовыражению и самоутверждению «любой ценой»; неприятие «чужих советов», педагогических сентенций старших и иных форм воспитательного воздействия; желание показать и доказать свою «зрелость», стремление к лидерству; внушаемость, излишняя доверчивость, склонность к подражательству, конформизм.
Завершив исследование криминалистической характеристики разбойных нападений, совершаемых несовершеннолетними, автор выпускной квалификационной работы сформулировал следующие выводы:
) несовершеннолетние, это лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось 14, но не исполнилось 18 лет.
) для способов совершения разбойного нападения совершенным несовершеннолетним характерны следующие общие черты: внезапность совершения преступления, непродолжительное время совершения разбоев.
) криминалистические особенности разбойного нападения совершенного несовершеннолетними характеризуются следующими основными чертами: специфичностью предмета преступного посягательства, в который входит: сотовые телефоны, часы, спортивные товары, аудио- и видеотехника, ценности, деньги, спиртное; спецификой времени и места совершения преступления (дворы, подворотни, подъезды домов, лифты, парки, дискотеки, ночные клубы и пр.). Большинство уличных разбоев совершаются в темное время суток, преимущественно вечером; спецификой способа совершения преступления, для которого характерно: групповой характер большинства преступлений несовершеннолетних; отсутствие последовательности и логики в действиях подростков; использование так называемых «книжных» способов совершения преступления; совершение на месте происшествия циничных действий, например, бессмысленная порча товаров; неприятие на месте происшествия тщательных мер к сокрытию следов преступления; спецификой сокрытия и использования результатов преступления, обусловленной во многом тем, что несовершеннолетние менее чем взрослые свободны в реализации и хранении имущества.
Исследовав особенности личности несовершеннолетнего преступника автору выпускной квалификационной работы удалось установить, что антиобщественным действиям способствуют следующие особенности психики несовершеннолетних: искаженное представление о подлинной сущности и значении таких важнейших нравственных понятий, как смелость, трусость, верность, предательство, дружба, измена, героизм, мужество, скромность; ошибки в оценках отдельных лиц, явлений, событий, неумение оценить человека в совокупности всех его свойств и качеств; предпочтение внешним проявлениям человека без учета его подлинных мотивов и целей; эмоциональная неуравновешенность, неустойчивость, повышенная возбудимость, резкая смена настроений; обостренное отношение к окружающему, ко всему новому, незнакомому при отсутствии необходимых знаний и опыта; повышенная физическая активность, инициативность, избыток сил и энергии, обусловленные подъемом жизнедеятельности; стремление к самостоятельности, самовыражению и самоутверждению «любой ценой»; неприятие «чужих советов», педагогических сентенций старших и иных форм воспитательного воздействия; желание показать и доказать свою «зрелость», стремление к лидерству; внушаемость, излишняя доверчивость, склонность к подражательству, конформизм.
2. ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП РАССЛЕДОВАНИЯ РАЗБОЙНОГО НАПАДЕНИЯ, СОВЕРШЕННОГО НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМ
|
|
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!