Краткосрочная дополнительная общеобразователная — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Краткосрочная дополнительная общеобразователная

2020-11-02 100
Краткосрочная дополнительная общеобразователная 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

КРАТКОСРОЧНАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛНАЯ

 ПРОГРАММА

«Мир профессий»

 (возраст детей – 7 -10 лет, срок реализации – 18 часов)

 

Составитель:

педагог дополнительного образования

Пименова Наталья Александровна

 

 

                                         Омск-2020

Содержание

I Пояснительная записка 3
  · Актуальность программы 3
  · Цель программы 4
  · Задачи программы 5
  · Планируемые результаты 6
II Учебно-тематическое планирование 8
III Содержание программы 10
IV Контрольно-оценочные средства 16
V Условия реализации программы 17
  · Учебно-методическое обеспечение 18
  · Материально-техническое обеспечение 19
  · Список литературы 20
VI Приложения 22

 

Пояснительная записка

Основными особенностями ребенка дошкольного возраста являются любознательность, познавательный интерес, открытость внешнему миру. Поэтому перед нами стоит увлекательная и сложная задача: определить роль и место профориентационной работы. Чтобы ребёнок осознанно сделал свой выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, т. е. с профессиями людей, хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день. Ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием есть немаловажная составляющая системного знания.

Дополнительная программа «Мир профессий» обеспечивает знакомство с разнообразием профессий уже на начальной ступени обучения, а также в силу возрастных возможностей дошкольников обеспечивает условия - исследовать способности обучающихся применительно к рассматриваемой профессии.

Направленность программы социально-педагогическая. Призвана помочь расширить представления о мире профессий и научить исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии.

Актуальность программы продиктована потребностями детей и их родителей. Среди воспитательно-образовательных задач, выдвигаемых обществом, вопросы трудового воспитания детей всегда стоят на первом месте. А.С. Макаренко отмечал, что правильное воспитание – это обязательно трудовое воспитание, так как труд всегда был основой жизни. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия. Участие в общественном труде, в решении повседневных дел, желание трудиться, приобретение личного трудового опыта – всё это психологически подготавливает ребёнка к созидательному труду. Труд способствует развитию способностей ребёнка. Трудовое воспитание обогащает жизнь дошкольников новыми впечатлениями, новыми поводами для игр, новыми мотивами художественного творчества, новыми гранями в отношениях с людьми.

Цель программы – ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием.

Задачи программы:

  • формировать положительное отношение к труду и людям труда.
  • развивать интерес к трудовой и профессиональной деятельности у дошкольников.
  • содействовать приобретению желания овладеть какой-либо профессией.

Общая характеристика программы «Мир профессий»

Дополнительная программа «Мир профессий» формирует:

знание о труде, понимание значения труда для жизни общества и каждого человека

развитие творческого воображения, мышления, интереса к трудовой и профессиональной деятельности; желания овладеть какой-либо профессией

развитие интеллектуальных способностей, обогащение представлений о различных сторонах профессий;

 развитие у обучающихся чувства ответственности, способности ориентироваться в многообразии трудовой деятельности людей.

Основным методом реализации программы является метод проблемного обучения, позволяющий путём создания проблемных ситуаций, с помощью информационных вопросов и гибкого их обсуждения повысить заинтересованность в тематике занятий. Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определённой профессии, поэтому дети имеют возможность расширить свои представления о мире профессий, а также в силу возрастных возможностей исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии.

Изучение дополнительной программы «Мир профессий» тесно связано с такими дисциплинами как «Математика», «Русский язык», «Литературное чтение», «Изобразительное искусство», «Технология», «Музыка», «Окружающий мир».

 

Набор детей производится без специального отбора на основании письменного заявления родителей.

Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 учебных часа. Продолжительность 1 занятия 30 минут, перерыв 10 минут.

 

  Планируемые результаты реализации программы

· имеет представление о разных профессиях;

· знает где и кем работают родители и в чем ценность их труда;

· соотносит результаты труда и набор трудовых процессов с названием профессии;

· имеет обобщенное представление о структуре трудового процесса, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;

· знает как использовать разные инструменты для выполнения трудовой деятельности;

Метапредметные результаты

● умеет ставить цель, планировать деятельность по достижению результата;

● умеет анализировать и структурировать информацию и вносить рационализаторские предложения;

● сотрудничает со сверстниками и взрослыми, работает в команде; оказывает помощь другим учащимся, проявляет лидерские позиции;

● владеет навыками самостоятельной работы с различными источниками информации, владеет навыками самостоятельного поиска необходимой информации, извлекает, систематизирует, анализирует, и отбирает нужную для решения проблемных ситуаций информацию, преобразовывает, сохраняет, осмысливает полученную информацию, определять связи между разными информациями и представляет материал для работы.

● Владеет навыками работы с интернет ресурсами, выделяет главное, определяет цель, выстраивает алгоритм действий для ее достижения,

Предметные результаты

●  владеет специальной терминологией программы;

● умеет самостоятельно осуществлять трудовую деятельность;

● умеет свободно пользоваться орудиями труда;

● умеет самостоятельно использовать последовательность трудовых действий и объяснить необходимость такой последовательности;

● умеет творчески подходить к окружающему миру и давать ему собственную оценку.

 

Учебно-тематическое планирование

 

№п/п Раздел Кол-во часов Формы контроля
1. 1 Введение в мир профессий Зачем человеку трудиться? 2 Выполнение творческих заданий, вопросы, педагогическое наблюдение
3. 2 Знакомство с различными профессиями: Садовод Артист Продавец, кассир Строитель Пожарный Врач 12 Выполнение творческих заданий, вопросы, педагогическое наблюдение
5. 3 Профессии моих родителей 2 Выполнение творческих заданий, вопросы, педагогическое наблюдение
6. 4 Викторина «Что мы узнали?» 2 Выполнение творческих заданий, вопросы, педагогическое наблюдение
  Итого 18 часов.  

 

Содержание программы

Строитель:

Чтение художественной литературы.

Б. Житков «Что я видел»

Д. Родари «Чем пахнут ремёсла»

Рассматривание иллюстраций.

Сегодня мы с вами поговорим о труде строителей. Много труда надо затратить, чтобы построить дом. Рабочим надо трудиться очень добросовестно и дружно.

Кто же трудится на стройке? (каменщик, плотник, маляр).

На стройке жаркая пора,

Сигнал уже пробил.

Сегодня каменщик с утра

К работе приступил.

Ему идёт двадцатый год,

А он уже герой:

Быстрее всех кирпич кладёт

Строитель молодой.

И с каждым часом, с каждым днём

Всё выше новый дом.

Что вы знаете о работе каменщика?

А как кирпичи попадают на верхние этажи? Какая машина помогает каменщику?

Как каменщик выкладывает стену?

А чем скрепляются кирпичи?

Как вы думаете, трудная ли работа у каменщика? Нужная ли это работа?

Игра «Поможем каменщику».

Дети выбирают двух каменщиков, делятся на две команды и передают кирпичи, стоя в цепочке, «каменщик» в это время строит из кирпичей стену. Побеждает тот «каменщик», который правильно и быстро выложит стену.

Красить комнаты пора – пригласили маляра.

Но не с кистью и ведром, наш маляр приходит в дом.

Вместо кисти он принёс механический насос.

Брызжет краска по стене, солнце светится в окне.

Стали стены голубыми, словно небо в вышине.

Новый дом уже готов, примет к празднику жильцов.

Какую же работу выполняет маляр? (штукатурит, белит потолки, красит стены, рамы, подоконники, двери, полы)

- Это только в сказке дом строится по щучьему велению, и за одну ночь возводится мост хрустальный через реку.

- А в жизни это тяжёлая и кропотливая работа:

- Архитектора,

- Плотника,

- Крановщика,

- Каменщика,

- Маляра,

- Стропальщика,

- Дизайнера.

- Всех, кого называют:

- Строитель!

Просмотр презентации о профессиях на стройке.

Пожарный: Рассматривание иллюстраций о пожарных;

чтение произведений С.Маршака «Кошкин дом», «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое».

В распоряжении пожарных специально оснащенные пожарные машины. Посмотрите на картинки. Машины ярко – красного цвета со складной пожарной лестницей на крыше. Когда они мчатся по улицам, то все другие машины уступают им дорогу, заслышав громкий звук пожарной сирены. Машины оборудованы рацией для связи с пожарной частью и другими машинами.

(рисование пожарной машины.)

Игра с мячом «Кто что делает?»

Воспитатель называет профессию, дети – действие.

Врач - лечит, повар - готовит, пилот – летает, художник – рисует и т.д.

-Отгадайте загадку:

Перетянут он ремнем.

Каска прочная на нем.

Он в горящий входит дом,

Он сражается с огнем.

(пожарный)

-Вы, наверное, догадались, что сегодня у нас разговор пойдет о пожарном.

С давних пор научился человек добывать огонь. Люди превратили языки горячего пламени в своих друзей и помощников. Они поняли, что огонь - это тепло, свет, пища, защита от врагов. Но огонь бывает не только добрый, но и злой. Если огонь выбьется из-под власти человека, то произойдет пожар. Огонь уничтожит все на своем пути: и леса, и жилища людей, и скот.

С силой бушующего огня очень трудно справиться. И вот тогда на помощь приходят люди, чья профессия – побеждать огонь, спасать людей, попавших в беду. И профессия эта называется – пожарный.

Пожарные – это бесстрашные, сильные, тренированные люди.

Сегодня к нам в гости пришёл настоящий пожарный.

(рассказ пожарного о своей профессии)

-Ребята, если вы почувствовали запах гари, увидели дым или огонь, немедленно звоните по телефону «01», вызывая бригаду пожарных.

Сам не справишься с пожаром,

Этот труд не для детей.

Не теряя время даром,

«01» звони скорей.

Набирай умело.

Чтоб не все сгорело

-Пожарные постоянно тренируются, проводят специальные учения, занимаются в спортивных залах, чтобы во время настоящего пожара суметь проявить ловкость, силу, сноровку.

Эстафета «Мы пожарные».

Дети делятся на две команды и выстраиваются у своих «машин».

1. Кто быстрее проползет в тоннель?

2. Распутать и свернуть пожарный рукав (добежать до хаотично сложенного каната, растянуть его и аккуратно свернуть около «пожарной машины»).

3. Спасение пострадавших (бег цепочкой, держась за канат. Спасатель с веревкой бежит на другой конец зала к пострадавшим. Первый ребенок берется за веревку рукой, и оба возвращаются на исходную точку.

4. Тушение пожара (набросить «одеяло» на «горящий предмет» - кубик.)

 

-Сегодня, ребята, мы познакомились с еще одной профессией взрослых – пожарным. Профессия пожарного требует бесстрашного характера, самоотверженности, ловкости, быстроты реакции, силы и крепкого здоровья. Возможно, когда вы вырастете, кто-то из вас выберет профессию пожарного – трудную и опасную, но почетную и нужную людям.

Врач: Мы отправимся на экскурсию в поликлинику, чтобы посмотреть, как работают врачи, а так же люди, которые им помогают.

Мы заходим в поликлинику и первого, кого мы видим, это регистратор. Это очень нужный человек в поликлинике. Его кабинет называется регистратура. Он записывает всех больных на приём к врачу, выдаёт специальный лист – талон. В талоне написано, когда больному нужно придти к врачу и в какой кабинет пройти. В регистратуре можно вызвать врача на дом или получить справку.

А ещё в регистратуре хранятся все медицинские карточки.

Мы идём к врачу педиатру.

Кто же такой педиатр? Это тот врач, который лечит детей, проще говоря – детский врач. Он наблюдает ребёночка от самого рождения, следит за его ростом и весом. Если ребёнок заболел, он его осматривает, прослушивает, измеряет температуру, затем назначает нужные лекарства, следит, чтобы лечение проходило успешно

Наш следующий талон к врачу отоларингологу Но это название очень сложное, поэтому чаще этого врача называют ЛОР.

Лечит этот врач ушки, горло и носик. Обычно, когда детки болеют, они идут сначала к педиатру. И, если заболевание не сложное, педиатр лечит сам. Но если заболевание серьёзное, тогда педиатр выдаёт направление к ЛОРу.

Далее следующий врач, он называется окулист.

В кабинете окулиста, здесь на стене весит плакат с изображением картинок и букв для проверки зрения. Эту профессию ещё называют таким сложным словом, как офтальмолог. Это врач, который лечит наши глазки. Он помогает подобрать очки, проверяет на разных аппаратах здоровье глаз и при серьёзных болезнях назначает лечение, выписывает лекарства.

И последний врач - стоматолог.

Стоматолог – это зубной врач. Он лечит зубы и дёсны; исправляет прикус, если зубы неправильно выросли; помогает, даёт советы, что нужно делать, чтобы зубы не болели. Врач стоматолог учит взрослых и детей правильно чистить зубы. Бояться этого врача совсем не стоит, а вот посещать его надо регулярно, и тогда наши зубки всегда будут красивые и белые. Есть ещё один медицинский работник - это медсестра.

У каждого врача есть медсестра. Медсестра – это главный помощник любого врача. Она помогает врачу, и порой проводит с пациентом больше времени, чем сам врач. Медсестра берёт анализы, ставит уколы, делает прививки, выдаёт справки и направления к другим врачам, заполняет больничные листы. Выполняет все распоряжения доктора.

Ну, вот и закончилась наша экскурсия в поликлинику.

Давайте вспомним всех врачей, с которыми мы сегодня познакомились.

Просмотр презентации «Детская поликлиника».

 

Показатели

Степень выраженности показателей балл Методы  диагностики 1

Предметная теоретическая подготовка ребенка

1.1

Теоретические знания по программе

Соответствие теоретических знаний ребенка

программным требованиям

Низкий уровень: ребенок владеет менее 50% объема знаний предусмотренных программой 1

Педагогическое

наблюдение,

 беседа,

тестирование, опрос

Средний уровень: владеет изучаемым материалом более 50% объема знаний предусмотренных программой. 2 Высокий уровень: владеет теоретическим и практическим объемом предусмотренный программой. 3

1.2

Владение специальной терминологией

Осмысленность и правильность использования специальной терминологии

Низкий уровень: избегает употребления специальных терминов, редко осуществляет действия самостоятельно, нуждается в помощи педагога. 1

Тестирование,

 собеседование

Средний уровень: сочетает специальную терминологию с бытовой. Не всегда осуществляет действия самостоятельно, нуждается в периодической помощи педагога. 2 Высокий уровень: свободно оперирует специальными терминами, объясняет, самостоятельно осуществляет действия. 3 2

Предметная практическая подготовка ребенка

2.1

Практические

 умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам программы)

Соответствие

 Практических

 умений навыков программным требованиям

низкий уровень:

ребенок владеет менее 50% объема практических знаний предусмотренных программой. Постоянно нуждается в помощи педагога.

1

Тестирование

средний уровень:

 владеет изучаемым материалом более 50% объема практических знаний предусмотренных программой. Периодически нуждается в помощи педагога и в незначительных подсказках.

2

Высокий уровень:

владеет практическим объемом предусмотренный программой. Самостоятельно владеет практическими навыками работы.

3

2.2

Владение специальным оборудование

Навыки использования специального оборудования и оснащения

Н Низкий уровень: учащийся в работе с фотооборудованием имеет серьезные затруднения и постоянно требуется помощь педагога.

1

Тестирование,

контрольные задания

Средний уровень: работает с оборудованием с периодической помощью педагога.

2

Высокий уровень: самостоятельно работает.

3 3

3.1

Учебно-интеллектуальные умения

Умение самостоятельно работать с информацией

Низкий уровень: не может самостоятельно находить нужную информацию, требуется постоянная помощь взрослых 1

Педагогическое

наблюдение,

 беседа

Средний уровень: работает самостоятельно с источниками информации, периодически требуется помощь взрослых. 2 Высокий уровень: работает самостоятельно с источниками информации. 3

3.2

Сотрудничество

Взаимоотношения со сверстниками и взрослыми

Низкий уровень: Нет потребности. 1

Педагогическое

наблюдение, беседа

Средний уровень: Способен к сотрудничеству, но не всегда умеет аргументировать свою позицию и слушать партнера. 2 Высокий уровень: Проявляет позитивное отношение к сотрудничеству, планирует, договаривается, распреде­ляет функции, оказывает взаимопо­мощь 3

3.3

Самооценка

Способность оценивать свою деятельность на занятиях

Низкий уровень: Не умеет, не пытается оценивать свои действия, нет потребности 1

Педагогическое

наблюдение, беседа

Средний уровень: С помощью педагога может оценить свои действия на занятии 2 Высокий уровень: Может самостоятельно оценить свои действия на занятии 3

3.4

Интерес к

какой либо

профессии

Проявление

Низкий уровень: не проявляет активность, представляет свои работы с помощью педагога. 1

Педагогическое

 наблюдение,

участие в

проведении

трудовой

деятельности

Средний уровень: Неустойчивый интерес к деятельности, периодически представляет свои работы на занятиях. 2 Проявляет устойчивый интерес к экскурсоводству, активно представляет свои работы на занятиях, экскурсиях, ищет новые возможности для саморазвития и самосовершен­ства. 3              

 

 

Итог реализации программы:

Наблюдение за детьми в процессе трудовой деятельности (закрепление умений и навыков), наблюдения фиксируются и заносятся в таблицу.

Труд в природе.

1) Ребёнку предлагается потрудиться - полить растения, порыхлить их, убрать с них пыль:

- ребёнок принимает цель труда, охотно принимает предложение педагога

- ребёнок соглашается на предложение педагога, но ему необходима дополнительная мотивация («Помоги мне»);

- ребёнок не принимает цель труда вне игровой ситуации («Незнайка не знает, как ухаживать за растениями. Хочешь его научить?»).

2) Ребёнку предлагается отобрать два растения из уголка природы, которые нуждаются в поливе, рыхлении, очистке от пыли, и объяснить, почему он выбрал именно эти растения:

- самостоятелен при определении предмета труда, вычленяет его особенности (сигнальные признаки живого объекта: земля сухая, на листьях пыль и т. д.);

- предмет труда и его особенности, значимые для труда, выделяет с помощью педагога;

- не выделяет предмет труда с его особенностями (даже при помощи взрослого).

3) Ребёнок должен ответить, какими будут растения после того, как он обеспечит уход:

- ребёнок предвидит результата труда (цветы будут хорошо расти после полива, рыхления);

- результат труда определяет при помощи взрослого;

- не справляется с заданием даже при помощи взрослого.

4) Ребёнку предлагается рассказать о последовательности трудовых действий и объяснить необходимость такой последовательности. В случае затруднения дать ребёнку набор картинок с изображением трудовых действий по удалению пыли с растений и предложить последовательно их разложить:

- ребёнок самостоятельно рассказывает, объясняет последовательность трудовых действий;

- раскладывает картинки в нужной последовательности и объясняет;

- не может спланировать последовательность трудовых действий.

5) Предложить ребёнку отобрать необходимое для труда оборудование. Поставить его в ситуацию выбора: вместе с необходимыми инструментами и оборудованием положить ненужные для данного трудового процесса (например, сачок для пересадки рыб и т. д.):

- самостоятельно выбирает необходимое оборудование;

- с помощью небольшой помощи взрослого выбирает необходимые инструменты;

- не может выполнить задания.

6) Ребёнку предлагается показать, как он будет ухаживать за растениями: правильно поливать растения, рыхлить почву, убирать пыль с разных растений:

- все трудовые действия выполняет достаточно качественно и самостоятельно;

- отдельные трудовые операции осуществляет достаточно самостоятельно, но некачественно;

- качество выполнения трудовых действий и качество результата низкие.

Результаты сведены в таблицу 1.

 

Таблица 1 Трудовая деятельность по уходу за растениями

Фамилия, имя ребёнка Умение принять цель труда Умение выделить предмет труда Умение предвидеть результат труда Умение спланировать трудовой процесс Умение отобрать необходимое оборудование Освоение трудовых умений и навыков
             

 

НИЗКИЙ А - результативность трудовой деятельности низкая, требуются указания, прямая помощь взрослого в выполнении трудовых действий.

СРЕДНИЙ Б - труд ребёнка результативен при небольшой помощи взрослых; у ребёнка выражено стремление к самостоятельности.

ВЫСОКИЙ В - ребёнок полностью самостоятелен в трудовой деятельности по уходу за растениями. Труд результативен.

Таблица 2 Опрос о знаниях труда взрослых

Фамилия, имя ребёнка Профессия Орудия Труда Процесс труда (что делает человек?)
       
       
       
       

 

 

Таблица 3.Анализ результативности трудовых навыков у детей

Фамилия, имя ребёнка Ознакомление с трудом взрослых Навыки самообслуживания Трудовые умения и навыки Отношение к труду Результа- тивность труда Общение со сверстниками

 

Оборудование

- ПК, принтер, сканер.

 

Место проведения занятий: учебный кабинет

 

Литература

1. Анохина Т. Педагогическая поддержка как реальность современного образования. - М.: ИПИ РАО, 1998.

2. Асмолов, А.Г. Ягодин, Г.А. Образование как расширение возможностей развития личности [Текст] / А.Г. Асмолов, Г.А. Ягодин // Вопросы психологии. – 1992. - №1. С.6-13.

3. Благинина Е. Н. Тишина. – М.: «Просвещение», 2004.

4.Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. – М., 1968.

5.Борисова Е.М., Логинова Г.П. Индивидуальность и профессия. - М.: Знание, 1991.

6. Газман О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании. - М.: Инноватор, 1997.

7. Дмитриев, Ю. Соседи по планете [Текст] / Ю. Дмитриев. - СП «Юнисам»,1985.

8. Журкова,А.Я. Чистякова С.Н. Методика формирования профессионального самоопределения школьников на различных возрастных этапах [Текс ]: учеб, пособие / А.Я Журкова, С.Н. Чистякова. - Кемерово, 1996.

9. Загребина, Г.В. Давай устроим праздник [Текст] / Г.В. Загребина. - Ярославль, 2003.

10. Игумнова, Е. Банкир, фермер иль портной… кто же я буду такой??? [Текст]: учеб. пособие для преподавателей / Е. Игумнова. - Новосибирск, 1994

11.Климов Е.А. Психология в профессиональном самоопределении. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.

12.Климов Е.А. Путь в профессионализм. - М.: Флинта, 2003.

Кугач, А.Н. Турыгина, С.В. Школьные праздники, конкурсы, шоу-программы [Текст]: учеб, пособие / А.Н. Кугач, С.В. Турыгина. - Ярославль, 2004.

13.Образцова, Т.Н. Ролевые игры для детей [Текст] / Т.Н. Образцова. - М.: ООО “Этрол”, ООО “ИКТЦ “ЛАДА”, 2005.

14.Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. -М.: Изд. «Институт практической психологии»; Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 1996.

15.Пряжников Н.С. Психологический смысл труда. - М.: Изд. «Институт практической психологии»; Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 2001.

16.Федин, С. Игры в пути [Текст]: учеб, пособие / С. Федин. - М.; 2000.

Формирование социально активной личности в младшем школьном возрасте [Текст] / сост. А. Дмитриева, А. Попова. – М.: Прометей, 1993

17. Энциклопедия «Мир профессий». – М.: Изд. «Знание», 2005. Энциклопедия «Я познаю мир». – М.: Изд. Дрофа, 2007.

18. Яровая, Л. Н., Жиренко, О.Е. Внеклассные мероприятия, 2 класс [Текст]: учеб, пособие / Л. Н. Яровая, О.Е. Жиренко. - М: «Вако», 2004

 

 

Методические рекомендации

Приложение 1

Тест «Зачем нужен труд»

1.Можно ли прожить всю жизнь не трудясь? Как ты к этому относишься?

а) не знаю, не задумывался – 2 балла

б) можно, но это неинтересно – 3 балла

в) можно, и это интересно, можно делать все что хочешь – 1 балл

2. Зачем люди трудятся?

а) чтобы получать деньги – 2 балла

б) труд приносит радость, делает человека уважаемым в обществе – 3 балла

в) не знаю – 1 балл

3.Ты хотел бы, чтобы твоя работа была:

а) интересной и полезной людям – 3 балла

б) не обязательно интересной, но высокооплачиваемой – 2 балла

в) я об этом еще не думал – 1 балл

4. Кого можно назвать трудолюбивым человеком?

а) того, кто трудится честно, выполняет качественно свою работу – 2 балла

б) того, кто трудится с любовью – 3 балла

в) не знаю – 1 балл

Высокий уровень – 12 баллов

Средний уровень – 8-11 баллов

Низкий уровень – 7 и менее баллов

Приложение 2

Тест «Какая это профессия?»

1.Как называется профессия, представитель которой занимается покрасочными работами?

· художник

· оформитель

· маляр – 1 балл

2.Чем занимается хлебороб?

· печет хлеб

· выращивает хлеб – 1 балл

· сеет зерно

3. Как называется профессия, представитель которой проектирует здания?

· строитель

· чертежник

· архитектор - 1

4. Представитель какой профессии лечит животных?

· врач

· животновод

· ветеринар – 1 балл

5. Назови профессии, которые ты знаешь. Чем занимаются люди – представители этих профессий?

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

Высокий уровень – 20 и более баллов

Средний уровень – 15-19 баллов

Низкий уровень – 14 и менее баллов

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Таблица результативности констатирующего эксперимента по выявлению уровня трудовой активности у обучающихся

В-высокий

С-средний

Н-низкий

№ п/п Ф.И. ученика Уровень сформированности трудового сознания Уровень трудовой активности
1      
2      
3      
4      
5      
6      
7      
8      
9      
10      
11      
12      
и т.д      
  Итого: высокий (%.)    
  средний    
  низкий    

 

 

Приложение 6

Загадки о профессиях

Кто по рельсам – по путям

Поезда приводит к нам? (Машинист)

Вот на краешке с опаской

Он железо красит краской

У него в руках ведро,

Сам расписан он пестро.

(Маляр).

Ставят ловких две руки

Каблуки на башмаки

И набойки на каблук –

Тоже дело этих рук. (Сапожник).

На работе день деньской

Управляет он рукой

Поднимает та рука

Сто пудов под облака. (Крановщик)

Пускай лекарства пить невкусно,

Пускай чуть-чуть болят уколы,

Ты к ней придешь больной и грустный,

Уйдешь – здоровый и веселый.

(Медсестра или врач)

Целый день плясунья наша

Рада по полу плясать.

Где попляшет, где помашет,

Ни соринки не видать.

(Половая щетка)

Он охотно пыль вдыхает, не болеет, ни чихает.

(Пылесос)

Приложение 7

Игра «Определить профессию»

Задание первое. Определить профессию по пантомиме.

Дети  «изображают»несколько профессий, а члены команд их отгадывают.

Задание второе. Кто кем работает? Образовать женский род от названия следующих профессий:

Повар – повариха

Певец – певица

Портной – портниха

Продавец – продавщица

Пианист – пианистка

Поэт – поэтесса

Писатель – писательница

Плотник - …

Пекари - …

Школьник – школьница

Ученик – ученица.

Задание третье. Закончить фразу.

Трактор водит… (тракторист),

Электричку - … (машинист),

Стены выкрасил … (маляр),

Доску выстругал … (столяр),

В доме свет провел … (монтер),

В шахте трудиться … (шахтер),

В жаркой кузнице - … (кузнец),

Все кто знает - … молодец)!

Приложение 8

Конкурс «Пословицы о труде»

Данный конкурс состоит из четырех заданий.

В первом задании команды должны вспомнить как можно больше пословиц.

1. Без дела жить – только небо коптить.

2. Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

3. Без труда нет и плода.

4. Было бы терпенье будет и уменье.

5. Всякий человек в деле познается.

6. Дело мастера боится.

7. Делу – время, потехи – час.

8. Долог день до вечера, коли делать нечего.

9. Кто любит трудиться, тому на месте не сидится.

10. Не говори - не умею, а говори научусь!

11. Под лежачий камень вода не течет.

12. Пролениться - и хлеба лишиться.

13. Судят не, по словам, а по делам.

14. Терпенье и труд все перетрут.

15. Труд человека кормит, а лень портит.

16. Умелые руки не знают скуки.

17. Что сделано наспех, то и сделано на смех.

Во втором задании необходимо закончить пословицу. Например: Труд человека кормит, а … (лень портит).

Какая команда вспомнит большее количество пословиц.

Задание 1-й команде.

Какова пряха … (такова и рубаха).

Скоро сказка сказывается … (да не скоро дело делается).

Мало хотеть … (надо уметь).

Задание 2-й команде.

Маленькое дело … лучше большого безделья).

Глаза страшатся, а …(руки делают).

Терпенье и труд … (все перетрут).

Ведущий. В третьем задании необходимо «оживить» пословицу.

Командам на выбор предоставляется пословица. Участники команд должны без слов в любой форме передать ее смысл.

Ведущий. И наконец, четвертое задание – «Пословица в рисунке». Нужно сложить в слова первые буквы изображенных на картинках предметов и прочитать пословицу за минуту.

Ответ: Тише едешь – дальше будешь.

Приложение 9

КРАТКОСРОЧНАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛНАЯ

 ПРОГРАММА

«Мир профессий»

 (возраст детей – 7 -10 лет, срок реализации – 18 часов)

 

Составитель:

педагог дополнительного образования

Пименова Наталья Александровна

 

 

                                         Омск-2020

Содержание

I Пояснительная записка 3
  · Актуальность программы 3
  · Цель программы 4
  · Задачи программы 5
  · Планируемые результаты 6
II Учебно-тематическое планирование 8
III Содержание программы 10
IV Контрольно-оценочные средства 16
V Условия реализации программы 17
  · Учебно-методическое обеспечение 18
  · Материально-техническое обеспечение 19
  · Список литературы 20
VI Приложения 22

 

Пояснительная записка

Основными особенностями ребенка дошкольного возраста являются любознательность, познавательный интерес, открытость внешнему миру. Поэтому перед нами стоит увлекательная и сложная задача: определить роль и место профориентационной работы. Чтобы ребёнок осознанно сделал свой выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, т. е. с профессиями людей, хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день. Ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием есть немаловажная составляющая системного знания.

Дополните


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.382 с.