Тема 9. Административная ответственность — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Тема 9. Административная ответственность

2020-07-03 114
Тема 9. Административная ответственность 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Е ЗАНЯТИЕ

Задачи №1,2,3,4,5,7 и 8

ЗАДАЧА 1

Исходя из нормативно-правового регулирования административной ответственности можно выделить следующие её особенности, отличающие её от иных видов юридической ответственности.

1. Одна из основных особенностей административной ответственности, изначально ей присущих – это применение за нарушение подзаконных нормативных актов, т.е. административно-правовых актов, с помощью которых органы исполнительной власти реализуют принадлежащие им полномочия. При этом сама ответственность в соответствии с конституционными принципами ограничений прав человека только законом может предусматриваться только законодательными нормами, что порождает проблему соотношения действия во времени законодательства об административной ответственности и актов, за нарушение которых она наступает (см. след. §).

Однако в настоящее время административная ответственность сфера применения административной ответственности стала шире, и она обеспечивает действие не только административно-регулятивных норм, но и норм других отраслей права, в том числе установленных на законодательном уровне. В этом случае административная ответственность фактически превращается в «малую уголовную» ответственность.

2. Административную ответственность объединяет с уголовной ответственностью её публично-правовой характер. Административная ответственность наступает перед государством, а размер применяемых санкций напрямую не связан с размером причиненного вреда, а увязывается с характером и степенью общественной опасности правонарушения. Административная ответственность носит карательный, а не компенсационный характер (в отличие от гражданско-правовой или материальной ответственности).

3. В то же время ряд признаков отличает административную ответственность от уголовной.

Во-первых, административная ответственность наступает за административное правонарушение (административный проступок), которое отличает от уголовного преступления меньшая степень общественной опасности (менее значительная угроза охраняемым общественным отношениям). Степень общественной опасности может выражаться как в характере самого деяния, так и в значительности наступивших общественно-опасных последствий.

Во-вторых, меры административного наказания носят менее суровый характер по сравнению с уголовным наказанием. Это может выражаться в видах наказания, размерах отдельных видов наказаний и пределах ограничения прав (в связи с административной ответственностью не наступает судимости).

В-третьих, административная ответственность выступает такой мерой публично-правовой ответственности, которую несут не только физические, но и юридические лица, что позволяет отметить определенную экономическую основу такой ответственности.

Наконец, в-четвертых, в отличие от уголовной ответственности, привлечение к административной осуществляется в упрощенном порядке, по административно-юрисдикционной процедуре, не требующей состязательного процесса и позволяющей реализовать меры ответственности более оперативно.

4. Реализация мер административной ответственности осуществляется не судом, а уполномоченными должностными лицами государственных органов с тем, чтобы обеспечить оперативность её применения.

5. Привлечение к административной ответственности осуществляется в отношении тех лиц, которые не находятся в прямом подчинении лиц и органов, применяющих меры ответственности.

Через признаки принудительной деятельности:

Обычно указываются такие особенности мер административного принуждения, как:

· индивидуальный характер (административное принуждение всегда адресовано конкретному лицу),

· обеспечение исполнения правовых обязанностей, запретов и ограничений,

· лишение адресата свободы выбора варианта поведения, ограничение его воли посредством организационного, психологического, физического или имущественного воздействия,

· осуществление на основе законодательно предусмотренных принудительных полномочий в рамках специального административного охранительного правоотношения

· применение административными органами к тем лицам и организациям, которые не находятся у них в прямом подчинении.

Ст.16 п.9 Закона о высшем образовании – говорится о возможности дисциплинарном взыскании в отношении студентов, которые могут быть предусмотрены в уставах.

 

 

10 ноября 2009 года N 259-ФЗ


 

 

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

 

О МОСКОВСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

ИМЕНИ М.В. ЛОМОНОСОВА И САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОМ

ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

 

 

Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом

 

2. Законодательство Российской Федерации в области образования применяется к Московскому государственному университету имени М.В. Ломоносова и к Санкт-Петербургскому государственному университету с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

 

 

22 августа 1996 года N 125-ФЗ


 

 

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

 

О ВЫСШЕМ И ПОСЛЕВУЗОВСКОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

 

 

Статья 16. Студенты высших учебных заведений

 

 

9. За нарушение студентом обязанностей, предусмотренных уставом высшего учебного заведения и правилами его внутреннего распорядка, к нему могут быть применены дисциплинарные взыскания вплоть до отчисления из высшего учебного заведения.

Дисциплинарное взыскание, в том числе отчисление, может быть наложено на студента высшего учебного заведения после получения от него объяснения в письменной форме.

Дисциплинарное взыскание применяется не позднее чем через один месяц со дня обнаружения проступка и не позднее чем через шесть месяцев со дня его совершения, не считая времени болезни студента и (или) нахождения его на каникулах. Не допускается отчисление студентов во время их болезни, каникул, академического отпуска или отпуска по беременности и родам.

 

 

БЕЛОВ С.А.:

Административная ответственность – вид юридической ответственности, которая выражается в применении в рамках административной юрисдикции (во внесудебном порядке) уполномоченным органом административного взыскания к лицу, совершившему административное правонарушение.

Это разновидность административного принуждения и особое охранительное административное правоотношение.

Обычно указываются такие особенности мер административного принуждения, как:

· индивидуальный характер (административное принуждение всегда адресовано конкретному лицу),

· обеспечение исполнения правовых обязанностей, запретов и ограничений,

· лишение адресата свободы выбора варианта поведения, ограничение его воли посредством организационного, психологического, физического или имущественного воздействия,

· осуществление на основе законодательно предусмотренных принудительных полномочий в рамках специального административного охранительного правоотношения

· применение административными органами к тем лицам и организациям, которые не находятся у них в прямом подчинении.

Можно говорить о том, что АО обладает сразу особенностями, признаками и является видом юр.ответственности. И одновременно является мерой адм.принуждения. Конечно, глядеть на АО можно под разными углами зрения, считать любую составляющую главной и наиболее существенной. Одни делают акцент на то, что АО должна быть вписана в единый механизм адм.принуждения, и это было характерно для советской науки АП, где адм.ответственность мало чем отличалась от, например, адм.конфискации, иных мер, связанных с принудительной реализацией требований закона органами управления. Отв-сть была определенным инструментом реализации функций органов гос.управления, одним из инструментов достижения целей органов управления. Сегодня делать акцент в этом ключе будет неправильно. Сегодня АО может рассматриваться в контексте неких общих стандартных представлений о мерах юр.отв-сти, и рассм.не столько как инструмент реализации полномочий и функций органа администрации, сколько как общий комплексный правовой институт, система мер, направленных на обеспечение действия правовых норм, а не на обеспечение реализации полномочий органов адм.власти.

 

Специфические признаки адм.ответственности как разновидности юр.ответственности и адм.принуждения:

1. Одна из основных особенностей административной ответственности, изначально ей присущих – это применение за нарушение подзаконных нормативных актов, т.е. административно-правовых актов, с помощью которых органы исполнительной власти реализуют принадлежащие им полномочия.

При этом сама ответственность в соответствии с конституционными принципами ограничений прав человека только законом может предусматриваться только законодательными нормами, что порождает проблему соотношения действия во времени законодательства об административной ответственности и актов, за нарушение которых она наступает (см. след. §).

Однако в настоящее время административная ответственность сфера применения административной ответственности стала шире, и она обеспечивает действие не только административно-регулятивных норм, но и норм других отраслей права, в том числе установленных на законодательном уровне. В этом случае административная ответственность фактически превращается в «малую уголовную» ответственность.

2. Административную ответственность объединяет с уголовной ответственностью её публично-правовой характер. Административная ответственность наступает перед государством, а размер применяемых санкций напрямую не связан с размером причиненного вреда, а увязывается с характером и степенью общественной опасности правонарушения. Административная ответственность носит карательный, а не компенсационный характер (в отличие от гражданско-правовой или материальной ответственности).

 

3. В то же время ряд признаков отличает административную ответственность от уголовной.

Во-первых, административная ответственность наступает за административное правонарушение (административный проступок), которое отличает от уголовного преступления меньшая степень общественной опасности (менее значительная угроза охраняемым общественным отношениям). Степень общественной опасности может выражаться как в характере самого деяния, так и в значительности наступивших общественно-опасных последствий.

Во-вторых, меры административного наказания носят менее суровый характер по сравнению с уголовным наказанием. Это может выражаться в видах наказания, размерах отдельных видов наказаний и пределах ограничения прав (в связи с административной ответственностью не наступает судимости).

В-третьих, административная ответственность выступает такой мерой публично-правовой ответственности, которую несут не только физические, но и юридические лица, что позволяет отметить определенную экономическую основу такой ответственности.

Наконец, в-четвертых, в отличие от уголовной ответственности, привлечение к административной осуществляется в упрощенном порядке, по административно-юрисдикционной процедуре, не требующей состязательного процесса и позволяющей реализовать меры ответственности более оперативно.

4. Реализация мер административной ответственности осуществляется не судом, а уполномоченными должностными лицами государственных органов с тем, чтобы обеспечить оперативность её применения.

5. Привлечение к административной ответственности осуществляется в отношении тех лиц, которые не находятся в прямом подчинении лиц и органов, применяющих меры ответственности.

По условиям задачи, применение к студенту такой меры ответственности за нарушение требований Устава Университета как отчисление не может считаться разновидностью адм.ответствнености. В рассматриваемом случае отсутствуют некоторые необходимы признаки, присущие АО и отличающие ее от иных видов ответственности, а именно:

1) Установление состава нарушения и санкции за него в законе. Сама ответственность в соответствии с конституционными принципами ограничений прав человека только законом может предусматриваться только законодательными нормами. По условиям задачи состав нарушения, а также конкретная санкция за него определялась на момент составления задачи локальным актом – Уставом СПбГУ.

2) Применение данных мер является полномочием, принадлежащем не административному органу, должностному лицу или специальному образованию, созданному для применения мер АО, а СПбГУ – т.е. учреждением, осуществляющим функции по оказанию гос.услуг. Студенты в рамках оказания образовательных услуг находятся в дисциплинарной подчиненности принятым в локальном порядке правилам и нормам поведения. Следовательно, данная ответственность не является АО, т.к. СПбГУ является лицом, в прямом подчинении которого в соотв.с принятыми на себя обязательствами по соблюдению дисциплинарных требований находится студент данного учебного заведения. Поскольку мы не можем говорить также о таком признаке, как осуществление в отношение тех лиц, которые не находятся в прямом подчинении лиц и органов, применяющих меры ответственности.

Еще одним аргументом против отнесения данной меры к разновидности адм.ответственности может являться ссылка на ч.9 ст.16 ФЗ О высшем образовании, где данные меры прямо отнесены к дисциплинарным.

 

ЗАДАЧА 2

Одна из основных особенностей административной ответственности, изначально ей присущих – это применение за нарушение подзаконных нормативных актов, т.е. административно-правовых актов, с помощью которых органы исполнительной власти реализуют принадлежащие им полномочия. При этом сама ответственность в соответствии с конституционными принципами ограничений прав человека только законом может предусматриваться только законодательными нормами, что порождает проблему соотношения действия во времени законодательства об административной ответственности и актов, за нарушение которых она наступает.

 

Административная ответственность остается единственным институтом

административного права, законодательная основа которого на федеральном уровне кодифицирована. Основным, системообразующим актом в области административной ответственности выступает Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ (СЗ РФ. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 1) (далее – Кодекс, КоАП). В соответствии с положениями этого Кодекса (ст.1.1, 1.3), административная ответственность может предусматриваться федеральными законами и законами субъектов РФ.

 

30 декабря 2001 года N 195-ФЗ


 

 

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

 

КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

 

 

Статья 1.1. Законодательство об административных правонарушениях

 

1. Законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.035 с.