Купите ребенку книгу, которую он выберет. Возможно, именно это поможет ему увлечься чтением. Фото: pixabay.com — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Купите ребенку книгу, которую он выберет. Возможно, именно это поможет ему увлечься чтением. Фото: pixabay.com

2020-10-20 62
Купите ребенку книгу, которую он выберет. Возможно, именно это поможет ему увлечься чтением. Фото: pixabay.com 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Мне помогли ваши советы расчитать Захара. Вы сказали: «Делаете просто: ведете его в книжный магазин, и там покупаете любую книжку, которую он захочет (понятно, что из какого-то спектра детской литературы), но с одним условием: “Если я тебе покупаю эту книжку, ты ее потом читаешь”». Мы провели в книжном магазине, кажется, час. Захар выбрал какую-то страшенную книгу про драконов, скрещенных с единорогами. Я в ужасе на нее смотрела. Мы пришли домой, он сел, и все, и мы его больше не видели — он стал читать про этих драконов. Потом он стал вслух себе ее читать. Это сработало гениально. Я думала, что у нас это никогда не произойдет.

— Потому что, вероятнее всего, вы бы это не купили никогда. Если бы вы увидели эту книгу сами, вы бы ее не выбрали. Ребенок не всегда может выразить свой интерес. «Что ты хочешь почитать? Расскажи». Он сам не знает, но если он это увидит глазами, то почувствует, что это ему может понравиться.

Есть еще одно подспорье — можно иногда заранее читать текст и выписывать — лучше печатными буквами — трудные слова. Например, слово СССР — оно не частотное, ребенок, скорее всего, прочитает абракадабру, потому что это слово выпало из употребления. Поэтому мама читает заранее текст и выписывает эти слова, а затем читает их отдельно вместе с ребенком. Когда это слово встретится ему в тексте, он уже его начнет идентифицировать.

С какого возраста имеет смысл учить ребенка скорочтению, и как контролировать этот процесс — насколько ребенок понимает все, что он прочитал?

— Способ контроля — это пересказ, другого не придумали — попросите ребенка пересказать прочитанное. Причем пересказом считается главная мысль рассказа. Конечно, лучше, чтобы ребенок рассказал все, но не все могут. Ребенок может не пересказать всех нюансов, если у него не очень развитая речь, но если он смог донести главную мысль текста, то это считается пониманием.

Некоторые родители для контроля просят детей читать вслух, но эта функция отпадает сама собой, не нужно ребенка к этому принуждать. Мы возвращаемся к чтению вслух, если мы сами не понимаем слово — несколько раз его прочитываем, даже губами шевелим, то есть таким образом подставляем себе костыли — внешние опоры.

Скорочтением специально заниматься не надо, ребенок, нарабатывая навык, придет к этому сам. Если ребенок — дошкольник, его досуг — это игра, а в школьный период — книга. Ребенок должен читать всегда, читать много. Если он это будет делать часто, то навык образуется и проблем не будет.

Слушатели нас спрашивают, почему в советское время никто специально никого ничему не учил, все просто брали и читали? На самом деле это не так. Я могу привести пример дочери тележурналиста Леонида Парфенова Марии. На «Правмире» было замечательное интервью с ней, которое брала Катерина Гордеева. Она рассказывала про то, как, несмотря на принадлежность к такой читающей, пишущей, потрясающе образованной семье, в течение долгого времени у нее вообще никак не складывалось с чтением: «Я думала, что я просто усыновленная». Главная проблема была в том, что в течение многих лет никто не мог разобраться, в чем дело, и это стало не просто колоссальной проблемой, но еще и психологической травмой. И таких людей очень много, у которых есть такой страх. Другое дело, что раньше про это не рассказывали.

— Конечно. Я тоже могу рассказать такую историю, не связанную с дислексией, но подчеркивающую эту общую установку, что у всех все должно быть одинаково.

Раньше, например, нельзя было действовать левой рукой. В Советском Союзе считалось, что надо работать только правой. Соответственно, это навязывалось настолько сильно, что даже левую руку привязывали детям. Однажды я возвращалась домой и около подъезда увидела мальчика: он сидел и рисовал левой рукой. Рядом на лавочке сидели бабушки, и одна из них сказала: «Возьми сейчас же мелок в правую руку. Если будешь рисовать левой, станешь левшой».

Если нет проблемы, какая разница, какая рука? Так и с чтением. Если нет проблем, то какая разница, как что происходит? Ребенок учится, ребенок читает, ребенок усваивает материал, и не стоит далее анализировать. Если у человека есть проблема — моторная, неврологическая, проблема с речью, любая другая проблема — мы ее начинаем решать. Просто так никому в голову не придет заниматься, если нет проблемы у человека. Я всегда людям говорю: «Вы бы ко мне никогда не пришли, если бы у вас все было благополучно».

— Спрашивают нас про школьную программу. Какая из них вам кажется оптимальной на сегодняшний день?

— Если речь идет об обычном ребенке, то самой простой на сегодняшний момент считается «Школа России», хотя я не считаю, что это так. Есть англоязычные, языковые школы, если у ребенка есть склонность, то надо идти туда обязательно. Есть творческие школы, есть спортивные школы, есть математические.

Я повторяю, самое важное, чтобы у ребенка сформировались три базовых школьных навыка — письмо, чтение и счет. Если эти навыки сформировались, то проблем с усвоением новых знаний не будет.

По сути, нарушения чтения мешают всему учебному процессу. Проблема проявляется, как только ребенку предлагают что-то читать, а это необходимо делать практически на всех предметах. Процесс не прогрессирует, но самостоятельно и не автоматизируется, а доставляет столько проблем, что ребенок может потерять всякий интерес к учебе как таковой. Чтение становится ненавистным процессом, урок литературы — мука.

Спрашивают, что важнее: качество чтения — прочитал мало, но понял, или количество? Может ли чтение из-под палки перерасти в любовь к чтению? Я понимаю, что речь идет о такой ситуации, когда ребенок говорит: «Я уже одну страничку на сегодня прочитал, с меня хватит, мама».

— Если уже пошло «из-под палки», значит, отношения с родителями уже разладились, что-то уже сделали неправильно. Как лучше? Где-то, может быть, надо предложить по времени, а где-то по интересу. Надо экспериментировать, пробовать разные варианты с конкретным ребенком, как ему будет проще.

Одни родители мне сказали: «Мы договорились, чтобы он читал столько по времени, сколько потом играл в компьютере». Я спросила: «Сколько он играл?» — «Час». Первая реакция «кошмар», но ведь он перед этим и целый час читал. Они поняли своего ребенка, нашли правильный ключик и достигли желаемого финала.

Спрашивают про краткий пересказ. Ребенок много читает и длинно пересказывает, почти наизусть, но стоит попросить краткое содержание, сразу начинает плыть. Что делать?

— Смотря какая задача. Есть разные виды пересказа: краткий, полный и пересказ по вопросам. Если учитель просит краткий пересказ, то нужно тренировать и на это. Можно пересказывать по наводящим вопросам. Попробуйте пересказывать рассказы Толстого, там главное — понять скрытый смысл. Причем у Толстого все хорошо — там и маленький объем, и содержание хорошее, и язык прекрасный.

Нас спрашивают, что читать после букваря?

— Какая разница? Уже не имеет никакого значения. Дальше надо работать с библиотеками, с тем, что есть в арсенале. По идее, все должно произойти наилучшим образом: ребенок наконец зачитал и пошел к вашей домашней библиотеке, если таковая имеется. Если нет, значит, покупка книг или поход в публичную библиотеку. Что он там выберет, я не знаю. Дальше у каждого есть свой интерес: фантастика, книги военной тематики, про животных.

Я могу рассказать о своем опыте с маленькими детьми. Есть метод Олеси Лихуновой, это такая замечательная многодетная мама-блогер, у нее есть пособия, которые можно скачать и распечатать. Она пишет для своих детей маленькие смешные короткие предложения, например: «Синий дедушка гордо бежал по зеленому облаку». Ребенку это очень смешно читать, и дети очень любят такую несерьезность.

Я могу посоветовать книжки Татьяны Русситы, совсем маленькие. Еще есть классная штука — письма от гномика Гоши «Я научу тебя читать». Там три части в этой книжке, очень несложно, можно писать ответ, у нас пошло хорошо. Третьим этапом у нас был «Котенок Шмяк», тоже всем детям хорошо заходил.

— У меня есть тоже пособие, называется «Чтение с увлечением», это, по сути, пособие для автоматизации навыка — там очень много слов разной структуры и можно рисовать. Сейчас его уже невозможно купить, но вроде бы переиздадут. Без моего разрешения его выложили в интернет, так что его тоже можно скачать. Я не противлюсь тому, что оно пошло в мир.

В четвертой части тоже есть короткие рассказы и смешные предложения, типа такого «Муха села Петьке на нос». Вот это прямо идет на ура. Еще дети очень откликаются, когда мы рисуем. Понятно, что читать поначалу скучно, естественно, мотивировать ребенка к этому очень сложно, но нужно. Надо искать писателей, которые это понимают и придумывают разные способы, в том числе и интерактивные.

 


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.