Какие проблемы могут мешать ребенку читать — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Какие проблемы могут мешать ребенку читать

2020-10-20 72
Какие проблемы могут мешать ребенку читать 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Какие проблемы возникают, когда ребенок уже осваивает чтение, и что с ними делать? Я помню, например, что мой старший ребенок очень долго читал фактически по буквам, даже не по слогам. Вы сказали про проблему угадывания, и тоже не совсем понятно, что с ней делать. Какие еще?

— Наша задача — определить уровень развития ребенка, его возможности, и от этих стартовых возможностей идти дальше. Вы спрашивали, как понять, готов-не готов. Можно, конечно, сделать диагностику зрительных вызванных потенциалов и посмотреть сформировались ли зрительные дифференцировки или нет.

Но нужно помнить, что пока наука не дошла до того, чтобы все можно было померить, как температуру градусником. Стоит ли вести на длительную процедуру ребенка, когда психолог, логопед или нейропсихолог могут, задав несколько вопросов, протестировать ребенка, заодно и рассказать, как подтянуть то, что еще не сформировалось.

Итак, какие факторы могут повлиять на формирование чтения? Первое — это слабые языковые навыки и речевые проблемы: позднее (реже раннее) начало собственной речи, свойственны яркие обороты речи, недостатки в фонетике; трудности с тем, чтобы передать мысли словами; заикание.

Второе — это проблемы усвоения навыков, связанных с письмом, чтением, музыкой, нотной грамотой (трудности в написании слов, разворот букв и цифр, большое количество ошибок при списывании и написании под диктовку, плохой почерк, в письменных работах много исправлений). Утяжеляют ситуацию слабые математические навыки: трудности в учебе, сложности с оценкой времени, может выполнить арифметические действия, но не умеет записать или прочитать их, проблемы с алгеброй, плохая память для последовательностей.

Дальше, психологические трудности. Все, что связано с успеваемостью, поведением, гиперактивностью, с развитием высших психических функций (недостаточная сформированность зрительной памяти, низкая скорость выполнения заданий и неумение уложиться в отведенный для выполнения задания срок, эмоциональная нестабильность — излишняя эмоциональность или раздражительность; трудности концентрации внимания, проблемное переключение на разные виды деятельности, потеря интереса, неуверенность в себе, высокий уровень тревожности и страх ошибки).

Огромный блок проблем — это моторные и психомоторные трудности: плохой почерк, расстройства пространственной ориентировки, зрительно-моторной координации, неуклюжесть, неловкость, нарушения межполушарного взаимодействия, нарушение координации движений, и связанное с этим усвоение знаний — нарушение усвоения схемы тела, путают «право»–«лево» и «над»–«под», отстает в командных видах спорта, имеет трудности с моторно-ориентированными задачами, учится лучше через практический опыт.

Нам нужно обязательно обращать внимание на моторную неловкость у ребенка, на формирование «лево-право». Ведь у нас обращают внимание только на руку, как формируется рука, правая или левая. А нога? А глаз, а ухо? Эти латеральные профили к школе должны быть уже сформированы.

Если ребенка отдают в лингвистический класс, а он к этому не готов или у него математические наклонности, то ему будет трудно. Или, наоборот, ребенку со способностями к рисованию предлагают математическую программу Петерсон, то и его могут ждать трудности. Поэтому в начальной школе лучше обучать базовым навыкам — чистописание, арифметика и чтение, и только потом уже идут русский язык, всякие другие предметы.

У малыша кора не сразу начинает функционировать так, как во взрослом возрасте. Нужно обязательно нарастить все нейронные связи и сформировать базовые функции, чтобы ребенок мог овладевать учебным процессом адекватно.

Вот до революции было много неграмотных людей, но это не означало, что они были интеллектуально снижены. Пришло время борьбы с неграмотностью и все эти люди благополучно научились читать.

Да, если человек плохо читает или у него дислексия, то ему будет сложнее в жизни. Ему «не помогает» этот процесс (чтение). И тем не менее эти люди приспосабливаются получать информацию через слух. Огромное количество людей совершенно скомпенсированы, не скоррегированы, а именно компенсированы. Я знаю человека, который возглавляет отдел в «РИА Новости». Об этом он рассказал сам на конференции по дислексии: «Я — тот человек, который всю жизнь испытывал дислексические проблемы, поэтому я все, что связано с чтением, поручаю секретарю». При этом он прекрасно владеет устной связной речью.

Вы затронули тему моторной неловкости, мне кажется, что эта проблема очень сильно у нас недооценена, ее часто не видят даже хорошие неврологи. Но такими вещами ни в коем случае нельзя пренебрегать. Мне кажется, что у нас в отношении к этому еще много от традиций дедушек-бабушек, не придававшим таким вещам особого значения: «Просто ребенок неуклюжий, он, как слон в посудной лавке, он собирает все углы». Просто так все углы ребенок, конечно, собирает, только надо проверять на предмет моторной неловкости. Возможно, нужна и какая-то специальная реабилитация, и обучение.

— Нужно упомянуть еще два фактора, утяжеляющих ситуацию при дислексии, и окончательно пролить свет. Это неврологические проблемы, как раз там будут отмечаться и все моторные неловкости, и энурезы, и головные боли, и раздражительность, вечная несобранность или, наоборот, гипераккуратность, и все то, что беспокоит родителей. Невролог не должен отмахиваться от жалоб родителей.

Второй фактор — это проблемы со зрением, которые не выявляются в ходе стандартных осмотров. Может быть нарушение восприятия глубины, недостатки периферического зрения.

Вот все эти перечисленные факторы влияют на процессы формирования письмом и чтением. И моторная неловкость в их числе. Всегда нужно помнить, что развитие речи и движения идут параллельно, так заложила природа, мы не должны этим пренебрегать.

К перечисленным факторам можно добавить еще дефициты, которые могут быть сочетанными и изолированными, свойственными только дислексии. У детей может отмечаться дисбаланс в усвоении навыков и несоответствие их усвоения.

Иногда создается впечатление, что умения «зависят от настроения» и меняются изо дня в день. Ребенок с дислексией легко может прочитать и написать какое-нибудь слово сегодня, и также легко не сделать этого завтра. Свойственна вариабельность ошибок: одно и тоже слово может прочесть и верно, и неверно, а ошибочное прочтение с каждой попыткой выглядит по-новому: «кАпать – копАть – катать – гадать». Пытаются обойти трудности чтения путем угадывания слов, опираясь при этом на начальную часть слова или сходство звучания, а не на контекст.

Ребенок, в принципе, может зависеть от настроения, но если это повторяющийся фактор, это настроением не объясняется. Я не люблю, когда родитель говорит о ребенке: «Он человек настроения». Я говорю: «Хорошо, но нельзя же все объяснять только этим, нельзя индульгенцию давать своим слабостям. Можно какие-то вещи исправить».


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.