Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Топ:
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Интересное:
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Дисциплины:
2020-07-03 | 102 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
ПРОГРАММА
Стажировка в качестве учителя-дефектолога (учителя-логопеда)
(наименование дисциплины)
специальности переподготовки 1 – 03 03 71 ЛОГОПЕДИЯ
(квалификация: учитель-логопед)
(код и наименование специальности и квалификации переподготовки)
в соответствии с типовым учебным планом переподготовки, утвержденным__________________________________
(дата утверждения, регистрационный номер)
Мозырь, 2012
Разработчик программы:
Кафедра практической психологии и дефектологии
Е.Н. Михайлова, старший преподаватель
(инициалы, фамилия, должность, ученая степень, ученое звание)
Рекомендована к утверждению:
кафедрой практической психологии и дефектологии ____________________
наименование кафедры (цикловой комиссии) или совета факультета (отделения), рекомендовавших учебную программу по дисциплине специальности переподготовки к утверждению
Протокол заседания от _________№ _______
__________________________________________________________________
наименование научно-методического (методического) совета учреждения образования, рекомендовавшего учебную программу по дисциплине специальности переподготовки к утверждению
Протокол заседания от __________№______
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Стажировка в качестве учителя-дефектолога (учителя-логопеда)» разработана с учетом требований, предъявляемых к данному виду деятельности слушателей педагогического вуза.
Стажировку в качестве учителя-дефектолога (учителя-логопеда) проходят слушатели, получающие специальность «Логопедия» факультета повышения квалификации и переподготовки кадров заочной формы обучения. Выполняя функции учителя-дефектолога (учителя-логопеда), слушатели овладевают системой специальных педагогических знаний, умений и навыков, позволяющих осуществлять дифференциальную диагностику речевых нарушений, методическую, просветительскую работу, планировать и проводить логопедические занятия с детьми с нарушениями речи. Слушатели получают необходимые сведения о психофизиологических особенностях детей с речевыми нарушениями, специфике их поведения, деятельности, познавательной и эмоционально-волевой сфер.
|
Целью стажировки является овладение системой профессионально-педагогических умений и навыков учителя-логопеда.
Задачи стажировки:
- закрепление и углубление теоретических знаний слушателей по различным разделам медико-педагогических и психолого-педагогических дисциплин;
- закрепление умений слушателей осуществлять профилактическую, диагностическую, коррекционную работу в отношении детей с нарушениями речи;
- формирование необходимых для учителя-логопеда личностных качеств;
- анализ и реализация преемственности в работе специалистов разного профиля в условиях учреждения, на базе которого организована логопедическая помощь;
- формирование навыков анализа и обобщения педагогического опыта;
- воспитание творческого подхода к педагогической деятельности.
В результате прохождения практики слушатели приобретают умения:
- педагогически грамотно обследовать детей с различными речевыми нарушениями;
- планировать коррекционно-педагогическую работу и реализовывать коррекционные задачи в различных видах деятельности детей-логопатов;
- устанавливать позитивные отношения со специалистами разного профиля, с родителями детей-логопатов и владеть техникой их консультирования;
- осуществлять отбор, дидактическую переработку и адаптацию учебного материала с учетом индивидуальных особенностей и потребностей детей с нарушениями речи;
|
- осуществлять профилактическую работу в отношении осложнений, вторичных проявлений, вызванных речевыми нарушениями;
- владеть навыками ведения документации учителя-логопеда;
- работать с учебно-методической литературой, нормативными документами, регламентирующими деятельность системы специального образования, учреждений, на базе которых организована стажировка.
Сформированные в период стажировки специальные педагогические умения и навыки составляют важный компонент профессиональной подготовки будущих специалистов-дефектологов.
Для прохождения стажировки слушатели распределяются в учреждения, на базе которых организована коррекционная логопедическая помощь детям с речевыми нарушениями.
Руководство и контроль над работой слушателей в период стажировки осуществляют групповой руководитель стажировки от кафедры практической психологии и дефектологии, учитель-дефектолог учреждения, на базе которого организована логопедическая помощь.
Форма контроля – дифференцированный зачёт.
СОДЕРЖАНИЕ СТАЖИРОВКИ
Слушатели во время прохождения стажировки реализуют следующие направления профессиональной деятельности учителя-логопеда:
· осуществление логопедического и психолого-педагогического обследования детей с нарушениями речи;
· проведение дифференциальной диагностики различных форм нарушений речи у детей на основе анализа материалов обследования;
· текущее и перспективное планирование педагогической деятельности (перспективный план, планы индивидуальных и подгрупповых занятий);
· организация и проведение логопедических занятий с детьми с нарушениями речи;
· консультирование родителей детей с нарушениями речи, а также специалистов дошкольного учреждения, работающих с данной категорией детей;
· осуществление информационно-просветительской деятельности, пропаганда логопедических знаний;
· самообразование и самоподготовка.
Осуществление слушателями названных направлений деятельности в условиях учреждения образования обеспечивает закрепление теоретических знаний, овладение практическими умениями и навыками, подготовку к самостоятельной профессиональной деятельности по специальности.
СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУШАТЕЛЕЙ
I ЭТАП стажировки – установочный.
|
Основным содержанием этапа является ознакомление с задачами, организацией, этапами практики, отчетной документацией, закрепление за руководителями (методистами) и распределение по учреждениям.
II ЭТАП стажировки – организационно-ознакомительный.
Основным содержанием стажировки на данном этапе является формирование у слушателей умений проводить психолого-педагогическое обследование детей с речевыми нарушениями, анализировать его результаты, составлять перспективный план логопедической работы.
Виды деятельности на организационно-ознакомительном этапе стажировки:
- знакомство с администрацией, логопедом, другими специалистами учреждения, а также с режимом работы учреждения образования;
- изучение нормативной документации, регламентирующей работу учреждения, на базе которого организована практика; изучение документации учителя-дефектолога:
Ø протоколы обследования ребенка на МППК (в ЦКРОиР);
Ø речевые карты детей;
Ø журнал учета продвижения детей;
Ø перспективный план работы;
Ø календарные планы подгрупповых и индивидуальных занятий;
Ø журнал учета посещения детьми занятий;
Ø график работы логопеда, заверенный заведующей;
Ø тетрадь преемственности работы логопеда, воспитателя и музыкального работника;
Ø индивидуальные тетради домашних заданий;
- наблюдение за проведением логопедического и психолого-педагогического обследования детей учителем-логопедом;
- наблюдение за консультативной работой учителя-логопеда с родителями и педагогами;
- текущее и перспективное планирование педагогической деятельности (перспективный план, планы индивидуальных и подгрупповых занятий, составление графика проведения зачетных занятий).
III ЭТАП стажировки – основной.
В этот период слушатели активно проводят индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми с нарушениями речи. Обращается внимание на особенности познавательной деятельности, речевого поведения детей в различных ситуациях и общении со сверстниками и взрослыми, необходимость их учета в коррекционной работе.
Рекомендуется систематически проводить разнообразные игры и упражнения, направленные на развитие и совершенствование мелкой моторики пальцев рук, на развитие дыхательной и голосовой функции детей-логопатов. Слушатели овладевают практическими навыками коррекционно-педагогического воздействия на ребенка, взаимодействия с окружающими его людьми с целью нормализации микросреды ребенка. Обращается внимание слушателей на важность профилактической работы с целью предупреждения усиления речевой симптоматики и появления вторичных нарушений.
|
Работа с родителями детей ведется слушателями по разным направлениям. Выясняются условия воспитания в семье, особенности различных видов деятельности и поведения детей дома, анализируются трудности обучения, проводятся беседы и консультации с родителями.
Виды деятельности на основном этапе стажировки:
- участие в диагностической работе логопеда, самостоятельное логопедическое обследование детей и диагностика речевых нарушений на основе анализа материалов обследования;
- наблюдение и анализ хода и результатов индивидуальных и подгрупповых занятий, проводимых учителем-логопедом;
- методически правильный подбор, изготовление речевого и наглядного дидактического материала для самостоятельного проведения занятий;
- самостоятельное проведение занятий, самоанализ занятий;
- логопедическая пропаганда среди педагогов и родителей детей с речевыми нарушениями (лекции, беседы, составление памяток, выступление с сообщениями по материалам своих научно-исследовательских работ и др.);
- консультативная работа с родителями;
- изучение нормативной документации, методических пособий и литературы по вопросам коррекционного обучения детей с нарушениями речи.
IV ЭТАП стажировки – заключительный.
Подведение итогов стажировки в условиях учреждения, на базе которого она организована, выводы по основным результатам стажировки.
Составление итоговых отчетов, предложения по совершенствованию организации и содержания стажировки.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОХОЖДЕНИЯ СТАЖИРОВКИ
№ п/п | Наименование этапа стажировки | Количество недель (дней) |
1. | Установочный этап | 1 день |
2. | Организационно-ознакомительный этап | 1 день |
3. | Основной этап | 1,5 недели |
4. | Заключительный этап | 1 день |
Итого: | 2 недели |
ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАДАНИЯ И ОТЧЕТА ПО СТАЖИРОВКЕ
ОТЧЕТНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ:
1. Карта учета слушателя при прохождении стажировки, заверенная печатью учреждения.
2. Дневник стажировки, в котором отражаются:
– расписание работы логопеда;
– картотека логопеда;
– перспективный план логопедической работы на период прохождения стажировки;
|
– список детей, их речевой диагноз;
– индивидуальный план работы слушателя; график проведения индивидуальных и подгрупповых занятий;
– конспекты занятий, проведённых логопедом, их анализ;
– конспекты собственных занятий с записью замечаний и рекомендаций логопеда и руководителя стажировки;
– список литературы, рекомендованной логопедом и руководителями стажировки для проведения коррекционной работы с детьми.
3. Две речевые карты на детей с различной речевой патологией.
4. Конспекты 2-х зачётных логопедических занятий с самоанализом (подгрупповое и индивидуальное занятия).
5. Тексты двух бесед (консультаций) для родителей и других специалистов по проблемам воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями (ОНР, ФФН, заикание).
6. Наглядное пособие для коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями.
7. Отчёт о прохождении стажировки.
СХЕМА ОТЧЕТА СЛУШАТЕЛЯ О ВЫПОЛНЕНИИ ПРОГРАММЫ СТАЖИРОВКИ
Отчет о стажировке в качестве учителя-дефектолога
(учителя-логопеда) учреждения образования
слушателя специальности «Логопедия» ФПКиПК УО МГПУ им. И. П. Шамякина ___________________________(Ф.И.О.)
в (название учреждения)_______________ в период с ______ по ______ 20... г.
I. Краткая характеристика основных этапов стажировки.
II. Объем и содержание педагогической работы, выполненной за период стажировки:
1. Количество проведенных подгрупповых и индивидуальных занятий. Трудности, возникшие при проведении занятий, их причины. Использование в работе специальной литературы, дидактического материала и наглядных пособий. Характер и степень помощи учителя-логопеда и руководителя стажировки.
2. Количество посещенных и проанализированных занятий, степень сформированности собственных навыков оценки занятий (трудности, возникшие при анализе и оценке посещенных занятий).
3. Краткая характеристика детей, с которыми проводились индивидуальные логопедические занятия, результаты этих занятий, их самооценка (что удалось, не удалось, причины неудач).
4. Участие в процессе анализа и обсуждения логопедических заключений на детей группы.
5. Данные о содержании и результатах научно-исследовательской работы, выполненной в период стажировки.
6. Содержание и основные результаты работы с учителем-логопедом, с другими специалистами, с родителями. Количество открытых занятий, бесед, консультаций, проведенных для родителей.
7. Количество и название изготовленных наглядных пособий и дидактического материала.
8. Название, количество документов, подготовленных к окончанию стажировки, сроки их оформления.
9. Выводы и предложения по совершенствованию организации и содержания стажировки.
_________________
(дата)
(подписи) И. О. Фамилия руководителя учреждения
И. О. Фамилия учителя-логопеда
И. О. Фамилия слушателя
М.П. ( заверяется печатью)
ОФОРМЛЕНИЕ ДНЕВНИКА СТАЖИРОВКИТитульный лист
Дневник педагогической стажировки
слушателя ФПКиПК
УО МГПУ имени И. П. Шамякина
Стажировка в ГУО № _____ г.
в группе
с по 20.... г.
1страница __
Методист (Ф.И.О.)
Учитель-логопед (Ф.И.О.)
Воспитатели групп (Ф.И.О.)
Руководитель учреждения (Ф.И.О.)
Адрес учреждения _______________________Телефон_______________
2 страница Расписание работы логопеда.
3 страница Индивидуальный план работы на период педагогической стажировки.
4 страница (и далее) Фиксируется ежедневная работа. Записи ведутся в свободной форме.
СХЕМА КОНСПЕКТА ЗАЧЕТНОГО ЗАНЯТИЯ
Титульный лист
Конспект логопедического занятия,
проведенного слушателем факультета ПКиПК
УО МГПУ им. И.П.Шамякина
в группе ____________ учреждения ________
дата проведения _______ время проведения _____________
Учитель-дефектолог _______________________
подпись
Групповой руководитель стажировки ______________________
подпись
Конспект
1. Тема и цель занятия.
2. Основные задачи занятия.
3. Оборудование занятия (демонстрационный и раздаточный материал, игрушки).
4. Речевой материал.
5. Этапы занятия.
6. Содержание этапов занятия (с указанием инструкций учителя-дефектолога, предполагаемых ответов детей, основных методических приемов).
7. Используемая литература.
8. Самоанализ занятия.
ПРИМЕРНАЯ СХЕМА АНАЛИЗА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
1. Выбор темы занятия, его место в общей системе занятий по преодолению того или иного речевого нарушения. Соответствие материала занятия программе, речевым и возрастным особенностям детей. Объем материала и его доступность.
2. Правильность постановки цели и задач занятия, их соответствие теме и содержанию занятия. Комплексность коррекционно-образователъных, коррекционно-воспитательных и коррекционно-развивающих задач. Адекватность выбора речевого материала задачам занятия.
3. Организация занятия: умение регулировать поведение; эстетическое оформление, используемое оборудование, качество наглядных пособий и дидактического материала.
4. Структура занятия: основные этапы, их логическая последовательность, композиционная стройность, четкость перехода от одного этапа к другому, связь между отдельными частями занятий, продолжительность занятия и его этапов; соотношение времени, отведенного на групповую и индивидуальную работу, соотношение речевых и неречевых заданий (по количеству и отведенному времени). Соответствие фактического хода занятия запланированному, отступления от конспекта, их причины.
5. Анализ этапов занятия. Содержание этапов, подготовка детей к предстоящему этапу. Реализация общедидактических и специальных принципов обучения. Правильность отбора разнообразных приемов и методов, их соответствие целям занятия. Разнообразие, взаимосвязь, обоснованность методов и приемов обучения. Знание учебного материала, владение методами и приемами работы на занятии, осуществление коррекционных приемов обучения, умение использовать методические пособия, ТСО. Характеристика применяемых методических приемов (приемы привлечения внимания, активизации познавательной деятельности и др.), способов поддержания интереса, коммуникативной активности детей. Дифференцированный и индивидуальный подход в процессе занятий для активизации познавательной деятельности. Сочетание индивидуальных и групповых форм работы. Контроль над речью детей, исправление допущенных детьми ошибок. Адекватность предъявляемых требований с учетом речевых возможностей и личностных особенностей каждого ребенка. Доступность и четкость инструкций и вопросов учителя-логопеда. Включение элементов логопедического массажа, психогимнастики, рациональной психотерапии, логоритмики на занятии.
Подведение итогов занятия, оценка деятельности детей. Содержание и методика домашнего задания. Инструктаж о его выполнении. Дополнительные и индивидуальные задания.
6. Особенности речевой и неречевой деятельности, поведения детей на занятии: активность, проявление интереса, степень сформированности структуры деятельности, уровень сосредоточенности на заданиях, устойчивости внимания в начале занятия и на определенных этапах, возможности переключения внимания от одного задания к другому, причины отклонений в деятельности и поведении детей, качество знаний, умений и навыков, полученных или закрепленных детьми на занятии.
7. Характеристика деятельности логопеда. Возможности контакта с группой детей, умение владеть вниманием детей и организовать их для работы, владение приемами повышения активности, интереса и внимания детей, настойчивость в достижении цели, проявление педагогического такта. Речь логопеда (доступность, логичность, интонационная выразительность и эмоциональность).
8. Результаты занятия. Достижение цели и задач, выполнение намеченного плана, эффективность использованных методов и приемов.
9. Педагогические выводы, пожелания к совершенствованию занятия. При анализе логопедического занятия необходимо руководствоваться следующими положениями педагогической этики:
- доброжелательный тон анализа;
- объективность, принципиальность в оценке позитивных и негативных моментов занятия;
- аргументация замечаний.
СХЕМА-ПАМЯТКА САМОАНАЛИЗА ЗАНЯТИЯ
(занятие по развитию речи, звукопроизношению, грамоте)
1.Тема, цель.
2.Реализация коррекционных задач (обоснование актуальности поставленных коррекционно-развивающих задач для конкретных детей и возможностей их реализации на данном занятии; оценка формулировок задач с позиций направленности на ребенка, конкретности и конструктивности; степень реализации поставленных задач).
3.Построение занятия (структура, этапы).
4.Организация деятельности детей (фронтальная, групповая, индивидуальная работа; инструктирование, организация внимания и деятельности детей, контроль). Оценка руководства работой детей.
5.Направления логопедической работы (развитие артикуляционного аппарата; работа по развитию речевого слуха; работа по развитию фонематического слуха; речевое дыхание; воспитание голоса; звуковой анализ слова; характеристика звуков, букв; состав речи; подготовка к письму (создание условий); письмо (качество, постановки руки ребенка, координация и т.д.).
6.Средства обучения (методы и способы, приемы), используемые педагогом. Опора на наглядные средства.
7.Степень активности детей на занятии.
8.Логическая связь между частями занятия.
9.Дифференцированный подход в учебно-воспитательной деятельности. Учет индивидуальных особенностей ребенка.
10.Типичные речевые затруднения и ошибки детей, коррекция их педагогом.
11.Результаты занятия. Итоги деятельности детей (качество выполнения работы, что приобрели нового, что повторяли и т.д.). Самооценка логопеда.
СХЕМА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА
1. Общие сведения о ребёнке.
2. Характеристика условий воспитания.
3. Состояние представлений об окружающем.
4. Особенности развития познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления, речи.
5. Особенности личности и межличностных отношений.
6. Особенности развития моторики.
7. Особенности характера и поведения ребёнка.
8. Заключение.
9. Рекомендации.
ЛИТЕРАТУРА
Основная
1. Баль, Н.Н. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с детьми с тяжелыми нарушениями речи: учеб.-метод. пособие для учителей-дефектологов дошкольных учреждений / Н.Н. Баль, Н.В. Дроздова. – Мн.: Адукацыя і выхаванне, 2010. – 151 с.
2. Волкова, Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики / Г.А. Волкова. - СПб., 2003.
3. Зайцева Л.А. Метадычныя матэрыялы па карэкцыі маўленчай i пазнавальнай дзейнасці вучня з цяжкім парушэннямі маўлення. – Мн., 1996.
4. Зайцева Л.А. Обследование детей с речевой патологией: Метод. рекомендации. – Мн., 1994.
5. Методические рекомендации к планированию работы логопедов специализированных дошкольных учреждений и групп при детских садах общего типа для детей с общим недоразвитием речи / Сост. Л.Н. Мороз. – Мн., 1987.
6. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / Под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной. – 3-е изд., доп. – М.: АРКТИ, 2003. – 240с.
7. Миронова С.А. Логопедическая работа в дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями речи. – М., 1993.
8. Психолого-педагогическая диагностика: Учеб.-метод. пособие / Сост.: Н.Н. Баль, Н.И. Логинова. – Мн.: БГПУ, 2004. – 29 с.
Дополнительная
1. Белякова, Л.И. Логопедия. Заикание: Учеб. пособие./ Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова. - М., 2001.
2. Белякова, Л.И. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи. / Л.И.Белякова, Н.Н.Гончарова, Т.Р. Шишкова. - М., 2004.
3. Богомолова А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. – Спб., 1994. – 208 с.
4. Гаркуша Ю.Ф. Система коррекционных занятий воспитателя в детском саду для детей с нарушениями речи. – М., 1992.
5. Гладкая, В.В. Я и мир: учеб. пос. для подгот. кл. спец. общеобразов. шк. для детей с ЗПР и спец. общеобразов. шк. для детей с ТНР с рус. яз. об. / В.В. Гладкая. – Мн.: «Народная асвета», 1999. – 187 с.
6. Грибова О.Е., Бессонова Т.П. Дидактический материал по обследованию речи детей: словарный запас. – М.: АРКТИ, 2001.
7. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника: Учеб. пособие / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, А.Н. Белоус и др.; Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. – Мн.: Універсітэцкае, 1997. – 237 с.
8. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – 2-е изд., перераб. – М., 1985.
9. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – 2-е изд., перераб. – М., 1990.
10. Забрамная С.Д., Боровик О.В. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей: Пособие для психол.-пед. комис. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 32 с.; 115 карт.
11. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии: пособие для учителя. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 224 с.
12. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. – М., 1985.
13. Коррекционная педагогика в начальном образовании: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Г.Ф. Кумарина, М.Э. Вайнер, Ю.Н. Вьюнкова и др.; Под ред. Г.Ф. Кумариной. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 320 с.
14. Методика обследования нарушений речи у детей: Сб. науч. тр. / Отв. ред. Т.А. Власова, И.Т. Власенко, Г.В. Чиркина.- М., 1982.
15. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М., 1991.
16. Нищева, Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР / Н.В. Нищева. - СПб., 2003.
17. Организация работы дошкольного логопедического пункта при массовых детских садах: Методические рекомендации / Под ред. Г.И.Селиверстова. – М., 1988.
18. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению / Под ред. Т.В. Волосовец. – М.: Изд. центр «Академия», 2000. – 200с.
19. Психолого-педагогическая диагностика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамная, Т.А. Добровольская и др.; Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 320 с.
20. Селиверстов В.И. Психокоррекционные и дидактические основы логопедических занятий. – М., 1994.
21. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. – М., 1994.
22. Успенская Л.П., Успенский М.Б. Учись говорить правильно: Сб. речевого материала для логопедических занятий с детьми. – 2-е изд., испр. и доп. – Кызыл, 1993.
23. Филичева Т.Е., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: Учеб. пособие. Ч.1-2. – М., 1993.
24. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. – М., 1987.
25. Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. – М.: АРКТИ, 2000. – 56 с.
ПРОГРАММА
Стажировка в качестве учителя-дефектолога (учителя-логопеда)
(наименование дисциплины)
специальности переподготовки 1 – 03 03 71 ЛОГОПЕДИЯ
(квалификация: учитель-логопед)
(код и наименование специальности и квалификации переподготовки)
в соответствии с типовым учебным планом переподготовки, утвержденным__________________________________
(дата утверждения, регистрационный номер)
Мозырь, 2012
Разработчик программы:
кафедра практической психологии и дефектологии
Е.Н. Михайлова, старший преподаватель
(инициалы, фамилия, должность, ученая степень, ученое звание)
Рекомендована к утверждению:
кафедрой практической психологии и дефектологии ____________________
наименование кафедры (цикловой комиссии) или совета факультета (отделения), рекомендовавших учебную программу по дисциплине специальности переподготовки к утверждению
Протокол заседания от _________№ _______
__________________________________________________________________
наименование научно-методического (методического) совета учреждения образования, рекомендовавшего учебную программу по дисциплине специальности переподготовки к утверждению
Протокол заседания от __________№______
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Стажировка в качестве учителя-дефектолога (учителя-логопеда)» разработана с учетом требований, предъявляемых к данному виду деятельности слушателей педагогического вуза.
Стажировку в качестве учителя-дефектолога (учителя-логопеда) проходят слушатели, получающие специальность «Логопедия» факультета повышения квалификации и переподготовки кадров заочной формы обучения. Выполняя функции учителя-дефектолога (учителя-логопеда), слушатели овладевают системой специальных педагогических знаний, умений и навыков, позволяющих осуществлять дифференциальную диагностику речевых нарушений, методическую, просветительскую работу, планировать и проводить логопедические занятия с детьми с нарушениями речи. Слушатели получают необходимые сведения о психофизиологических особенностях детей с речевыми нарушениями, специфике их поведения, деятельности, познавательной и эмоционально-волевой сфер.
Целью стажировки является овладение системой профессионально-педагогических умений и навыков учителя-логопеда.
Задачи стажировки:
- закрепление и углубление теоретических знаний слушателей по различным разделам медико-педагогических и психолого-педагогических дисциплин;
- закрепление умений слушателей осуществлять профилактическую, диагностическую, коррекционную работу в отношении детей с нарушениями речи;
- формирование необходимых для учителя-логопеда личностных качеств;
- анализ и реализация преемственности в работе специалистов разного профиля в условиях учреждения, на базе которого организована логопедическая помощь;
- формирование навыков анализа и обобщения педагогического опыта;
- воспитание творческого подхода к педагогической деятельности.
В результате прохождения практики слушатели приобретают умения:
- педагогически грамотно обследовать детей с различными речевыми нарушениями;
- планировать коррекционно-педагогическую работу и реализовывать коррекционные задачи в различных видах деятельности детей-логопатов;
- устанавливать позитивные отношения со специалистами разного профиля, с родителями детей-логопатов и владеть техникой их консультирования;
- осуществлять отбор, дидактическую переработку и адаптацию учебного материала с учетом индивидуальных особенностей и потребностей детей с нарушениями речи;
- осуществлять профилактическую работу в отношении осложнений, вторичных проявлений, вызванных речевыми нарушениями;
- владеть навыками ведения документации учителя-логопеда;
- работать с учебно-методической литературой, нормативными документами, регламентирующими деятельность системы специального образования, учреждений, на базе которых организована стажировка.
Сформированные в период стажировки специальные педагогические умения и навыки составляют важный компонент профессиональной подготовки будущих специалистов-дефектологов.
Для прохождения стажировки слушатели распределяются в учреждения, на базе которых организована коррекционная логопедическая помощь детям с речевыми нарушениями.
Руководство и контроль над работой слушателей в период стажировки осуществляют групповой руководитель стажировки от кафедры практической психологии и дефектологии, учитель-дефектолог учреждения, на базе которого организована логопедическая помощь.
Форма контроля – дифференцированный зачёт.
СОДЕРЖАНИЕ СТАЖИРОВКИ
Слушатели во время прохождения стажировки реализуют следующие направления профессиональной деятельности учителя-логопеда:
· осуществление логопедического и психолого-педагогического обследования детей с нарушениями речи;
· проведение дифференциальной диагностики различных форм нарушений речи у детей на основе анализа материалов обследования;
· текущее и перспективное планирование педагогической деятельности (перспективный план, планы индивидуальных и подгрупповых занятий);
· организация и проведение логопедических занятий с детьми с нарушениями речи;
· консультирование родителей детей с нарушениями речи, а также специалистов дошкольного учреждения, работающих с данной категорией детей;
· осуществление информационно-просветительской деятельности, пропаганда логопедических знаний;
· самообразование и самоподготовка.
Осуществление слушателями названных направлений деятельности в условиях учреждения образования обеспечивает закрепление теоретических знаний, овладение практическими умениями и навыками, подготовку к самостоятельной профессиональной деятельности по специальности.
|
|
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!