Обращение Святейшего Патриарха Кирилла по случаю Дня трезвости — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Обращение Святейшего Патриарха Кирилла по случаю Дня трезвости

2020-10-20 91
Обращение Святейшего Патриарха Кирилла по случаю Дня трезвости 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил с обращением по случаю Дня трезвости.

Возлюбленные о Господе Преосвященные архипастыри, всечестные отцы, дорогие братья и сестры!

В праздник Усекновения главы Крестителя Господня Иоанна Церковь предписывает соблюдать строгий пост,

11 сентября 2020 г. 09:00
http://www.patriarchia.ru/db/text/5686823.html

дабы, как говорит Устав, «не стали мы сообщниками чревоугодия Ирода». Ведь если бы царь Ирод воздержался от чрезмерного винопития, разжегшего в нем гордыню и другие страсти, то, возможно, он одумался бы и не отдал бы приказ отсечь голову святому Иоанну, которого сам почитал как праведника.

К сожалению, люди нередко совершают непоправимые греховные поступки под влиянием алкоголя, в состоянии опьянения делают то, что никогда бы не позволили себе в трезвом виде. Такие деяния порой разрушают не только их жизнь, но и жизни окружающих. Рассуждая об этом, святитель Тихон Задонский предупреждает: «Пьяный человек способен на всякое зло, идет на всякие соблазны» (Слово в день Введения Пресвятой Богородицы во храм).

В напоминание о пагубных последствиях, к которым приводит невоздержание и потакание страстям, Священный Синод нашей Церкви определил ежегодно в праздник Усекновения главы святого Иоанна Предтечи отмечать День трезвости.

Сегодня многие люди, страдающие различными видами зависимостей, осознают их пагубность и обращаются за помощью в церковные организации, каковых уже более шестисот. Очевидно, что в борьбе с зависимостью необходимы не только медицинские технологии. Изменение мировоззрения — вот одно из важнейших условий, помогающих страждущему человеку преодолеть инерцию греха.

Молитвами Крестителя Спасова Иоанна да поможет нам Бог всегда побеждать страсти и, по совету апостола Павла, «не упиваться вином, от которого бывает распутство; но исполняться Духом, воспевая в сердцах наших Господу» (Эф. 5:19).

+КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ

Литургия.

В сам день я также был в Свято-Успенском соборе, где литургию совершали о.Димитрий Осипов в сослужении о.Антония Новицкого (который большую часть службы принимал исповедь) и другого о.Антония при пении бокового хора. Народу в храме было не очень много, хоть и больше, чем накануне.

Чтения литургии. Сначала – чтения праздника. Отрывок из Книги Деяний Апостольских1В Антиохии[186], в тамошней церкви были некоторые пророки и учители: Варнава, и Симеон, называемый Нигер, и Луций Киринеянин[187], и Манаил, совоспитанник Ирода четвертовластника, и Савл.

2Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их.

3Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их.

4Сии, быв посланы Духом Святым, пришли в Селевкию[188], а оттуда отплыли в Кипр; 5и, быв в Саламине[189], проповедовали слово Божие в синагогах Иудейских; имели же при себе и Иоанна для служения.

6Пройдя весь остров до Пафа[190], нашли они некоторого волхва, лжепророка, Иудеянина, именем Вариисуса, 7который находился с проконсулом Сергием Павлом, мужем разумным. Сей, призвав Варнаву и Савла, пожелал услышать слово Божие.

8А Елима волхв (ибо то́ значит имя его) противился им, стараясь отвратить проконсула от веры.

9Но Савл, он же и Павел, исполнившись Духа Святаго и устремив на него взор, 10сказал: о, исполненный всякого коварства и всякого злодейства, сын диавола, враг всякой правды! перестанешь ли ты совращать с прямых путей Господних?

11И ныне вот, рука Господня на тебя: ты будешь слеп и не увидишь солнца до времени. И вдруг напал на него мрак и тьма, и он, обращаясь туда и сюда, искал вожатого.

12Тогда проконсул, увидев происшедшее, уверовал, дивясь учению Господню.

13Отплыв из Пафа, Павел и бывшие при нем прибыли в Пергию[191], в Памфилии[192]. Но Иоанн, отделившись от них, возвратился в Иерусалим.

14Они же, проходя от Пергии, прибыли в Антиохию Писидийскую[193] и, войдя в синагогу в день субботний, сели.

15После чтения закона и пророков, начальники синагоги послали сказать им: мужи братия! если у вас есть слово наставления к народу, говорите.

16Павел, встав и дав знак рукою, сказал: мужи Израильтяне и боящиеся Бога! послушайте.

17Бог народа сего избрал отцов наших и возвысил сей народ во время пребывания в земле Египетской, и мышцею вознесенною вывел их из нее, 18и около сорока лет времени питал их в пустыне.

19И, истребив семь народов в земле Ханаанской, разделил им в наследие землю их.

20И после сего, около четырехсот пятидесяти лет, давал им судей до пророка Самуила.

21Потом просили они царя, и Бог дал им Саула, сына Кисова, мужа из колена Вениаминова. Так прошло лет сорок.

22Отринув его, поставил им царем Давида, о котором и сказал, свидетельствуя: нашел Я мужа по сердцу Моему, Давида, сына Иессеева, который исполнит все хотения Мои.

23Из его-то потомства Бог по обетованию воздвиг Израилю Спасителя Иисуса.

24Перед самым явлением Его Иоанн проповедовал крещение покаяния всему народу Израильскому.

25 При окончании же поприща своего, Иоанн говорил: за кого почитаете вы меня? я не тот; но вот, идет за мною, у Которого я недостоин развязать обувь на ногах.

26 Мужи братия, дети рода Авраамова, и боящиеся Бога между вами! вам послано слово спасения сего.

27 Ибо жители Иерусалима и начальники их, не узнав Его и осудив, исполнили слова пророческие, читаемые каждую субботу, 28 и, не найдя в Нем никакой вины, достойной смерти, просили Пилата убить Его.

29 Когда же исполнили всё написанное о Нем, то, сняв с древа, положили Его во гроб.

30 Но Бог воскресил Его из мертвых.

31 Он в продолжение многих дней являлся тем, которые вышли с Ним из Галилеи в Иерусалим и которые ныне суть свидетели Его перед народом.

32 И мы благовествуем вам, что обетование, данное отцам, Бог исполнил нам, детям их, воскресив Иисуса, 33как и во втором псалме написано: Ты Сын Мой: Я ныне родил Тебя.

34А что воскресил Его из мертвых, так что Он уже не обратится в тление, о сем сказал так: Я дам вам милости, обещанные Давиду, верно.

35Посему и в другом месте говорит: не дашь Святому Твоему увидеть тление.

36Давид, в свое время послужив изволению Божию, почил и приложился к отцам своим, и увидел тление; 37а Тот, Которого Бог воскресил, не увидел тления.

38Итак, да будет известно вам, мужи братия, что ради Него возвещается вам прощение грехов; 39и во всем, в чем вы не могли оправдаться законом Моисеевым, оправдывается Им всякий верующий.

40Берегитесь же, чтобы не пришло на вас сказанное у пророков: 41смотрите, презрители, подивитесь и исчезните; ибо Я делаю дело во дни ваши, дело, которому не поверили бы вы, если бы кто рассказывал вам.

42При выходе их из Иудейской синагоги язычники просили их говорить о том же в следующую субботу.

43Когда же собрание было распущено, то многие Иудеи и чтители Бога, обращенные из язычников, последовали за Павлом и Варнавою, которые, беседуя с ними, убеждали их пребывать в благодати Божией.

44В следующую субботу почти весь город собрался слушать слово Божие.

45Но Иудеи, увидев народ, исполнились зависти и, противореча и злословя, сопротивлялись тому, что говорил Павел.

46Тогда Павел и Варнава с дерзновением сказали: вам первым надлежало быть проповедану слову Божию, но как вы отвергаете его и сами себя делаете недостойными вечной жизни, то вот, мы обращаемся к язычникам.

47Ибо так заповедал нам Господь: Я положил Тебя во свет язычникам, чтобы Ты был во спасение до края земли.

48Язычники, слыша это, радовались и прославляли слово Господне, и уверовали все, которые были предуставлены к вечной жизни.

49И слово Господне распространялось по всей стране.

50Но Иудеи, подстрекнув набожных и почетных женщин и первых в городе людей, воздвигли гонение на Павла и Варнаву и изгнали их из своих пределов.

51Они же, отрясши на них прах от ног своих, пошли в Иконию[194].

52А ученики исполнялись радости и Духа Святаго.

Проповедь апостола Павла о Христе. Здесь эти слова цитируются в связи со ссылкой на проповедь Иоанна Крестителя, почитаемого ныне. Здесь, пожалуй, излишне что-либо добавлять.

Евангелие (от Марка): 1Оттуда вышел Он и пришел в Свое отечество; за Ним следовали ученики Его.

2Когда наступила суббота, Он начал учить в синагоге; и многие слышавшие с изумлением говорили: откуда у Него это? что за премудрость дана Ему, и как такие чудеса совершаются руками Его?

3Не плотник ли Он, сын Марии, брат Иакова, Иосии, Иуды и Симона? Не здесь ли, между нами, Его сестры? И соблазнялись о Нем.

4Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников и в доме своем.

5И не мог совершить там никакого чуда, только на немногих больных возложив руки, исцелил их. 6И дивился неверию их; потом ходил по окрестным селениям и учил.

7И, призвав двенадцать, начал посылать их по два, и дал им власть над нечистыми духами.

8И заповедал им ничего не брать в дорогу, кроме одного посоха: ни сумы, ни хлеба, ни меди в поясе, 9но обуваться в простую обувь и не носить двух одежд.

10И сказал им: если где войдете в дом, оставайтесь в нем, доколе не выйдете из того места.

11И если кто не примет вас и не будет слушать вас, то, выходя оттуда, отрясите прах от ног ваших, во свидетельство на них. Истинно говорю вам: отраднее будет Содому и Гоморре в день суда, нежели тому городу.

12Они пошли и проповедовали покаяние; 13изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли.

14 Царь Ирод, услышав обИисусе (ибо имя Его стало гласно), говорил: это Иоанн Креститель воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им.

15 Другие говорили: это Илия, а иные говорили: это пророк, или как один из пророков.

16 Ирод же, услышав, сказал: это Иоанн, которого я обезглавил; он воскрес из мертвых.

17 Ибо сей Ирод, послав, взял Иоанна и заключил его в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего, потому что женился на ней.

18 Ибо Иоанн говорил Ироду: не должно тебе иметь жену брата твоего.

19 Иродиада же, злобясь на него, желала убить его; но не могла.

20 Ибо Ирод боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой, и берёг его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его.

21 Настал удобный день, когда Ирод, по случаю дня рождения своего, делал пир вельможам своим, тысяченачальникам и старейшинам Галилейским,- 22 дочь Иродиады вошла, плясала и угодила Ироду и возлежавшим с ним; царь сказал девице: проси у меня, чего хочешь, и дам тебе; 23 и клялся ей: чего ни попросишь у меня, дам тебе, даже до половины моего царства.

24 Она вышла и спросила у матери своей: чего просить? Та отвечала: головы Иоанна Крестителя.

25 И она тотчас пошла с поспешностью к царю и просила, говоря: хочу, чтобы ты дал мне теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя.

26 Царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей.

27 И тотчас, послав оруженосца, царь повелел принести голову его.

28 Он пошел, отсек ему голову в темнице, и принес голову его на блюде, и отдал ее девице, а девица отдала ее матери своей.

29 Ученики его, услышав, пришли и взяли тело его, и положили его во гробе.

30 И собрались Апостолы к Иисусу и рассказали Ему всё, и что сделали, и чему научили.

31Он сказал им: пойдите вы одни в пустынное место и отдохните немного,- ибо много было приходящих и отходящих, так что и есть им было некогда.

32И отправились в пустынное место в лодке одни.

Повествование о самом событии, положенном в основу празднике. Что тут сказать? «Сказано: не нарушай клятвы, но исполняй пред Богом клятвы твои. А я говорю – не клянись ни небом, потому что оно – престол Божий, ни землей, потому что оно – подножие ног Его, ни Иерусалимом, потому что он – град Великого царя, ни собой не клянитесь, потому что не можете ни единого волоса сделать белым или черным. Но да будут слова ваши «да» - да, «нет» - нет, а что сверх того, то от лукавого ….». Лучших слов не найти….

И рядовые чтения. Отрывок из послания апостола Павла к Галатам: 1Потом, через четырнадцать лет, опять ходил я в Иерусалим с Варнавою, взяв с собою и Тита.

2Ходил же по откровению, и предложил там, и особо знаменитейшим, благовествование, проповедуемое мною язычникам, не напрасно ли я подвизаюсь или подвизался.

3Но они и Тита, бывшего со мною, хотя и Эллина, не принуждали обрезаться, 4а вкравшимся лжебратиям, скрытно приходившим подсмотреть за нашею свободою, которую мы имеем во Христе Иисусе, чтобы поработить нас, 5мы ни на час не уступили и не покорились, дабы истина благовествования сохранилась у вас.

6 И в знаменитых чем-либо, какими бы ни были они когда-либо, для меня нет ничего особенного: Бог не взирает на лице человека. И знаменитые не возложили на меня ничего более.

7 Напротив того, увидев, что мне вверено благовестие для необрезанных, как Петру для обрезанных 8 (ибо Содействовавший Петру в апостольстве у обрезанных содействовал и мне у язычников), 9 и, узнав о благодати, данной мне, Иаков и Кифа и Иоанн, почитаемые столпами, подали мне и Варнаве руку общения, чтобы нам идти к язычникам, а им к обрезанным, 10 только чтобы мы помнили нищих, что и старался я исполнять в точности.

11Когда же Петр пришел в Антиохию[195], то я лично противостал ему, потому что он подвергался нареканию.

12Ибо, до прибытия некоторых от Иакова, ел вместе с язычниками; а когда те пришли, стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных.

13Вместе с ним лицемерили и прочие Иудеи, так что даже Варнава был увлечен их лицемерием.

14Но когда я увидел, что они не прямо поступают по истине Евангельской, то сказал Петру при всех: если ты, будучи Иудеем, живешь по-язычески, а не по-иудейски, то для чего язычников принуждаешь жить по-иудейски?

15Мы по природе Иудеи, а не из язычников грешники; 16однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть.

17Если же, ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками, то неужели Христос есть служитель греха? Никак.

18Ибо если я снова созидаю, что разрушил, то сам себя делаю преступником.

19Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу, 20и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня.

21Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер.

Нет отдельного благовествования для знатных и незнатных, знаменитых и простых. Все это – лишь внешняя мишура, а душа у людей – одна. Потому и заповеди для всех одни. Бог любит всех одинаково и всех одинаково хочет спасти. Потому и проповедники призваны к ровному отношению ко всем людям, вне зависимости от их положения. Апостол Иаков даже осуждает тех, кто заискивает пред богатыми ради их богатства (что и в те времена бывало часто, да и сегодня встречается, поскольку настоятель стремится всячески привлечь внимание богатых, дабы подвигнуть их к вкладам и пожертвованиям). Впрочем, не мне рассуждать на эту тему…. Так или иначе, но пред Богом все равны, а выше лишь те, кто более усердно исполняют то, что заповедовал нам Бог…

Евангелие (от Марка): 1И пришли на другой берег моря, в страну Гадаринскую.

2И когда вышел Он из лодки, тотчас встретил Его вышедший из гробов человек, одержимый нечистым духом, 3он имел жилище в гробах, и никто не мог его связать даже цепями, 4потому что многократно был он скован оковами и цепями, но разрывал цепи и разбивал оковы, и никто не в силах был укротить его; 5всегда, ночью и днем, в горах и гробах, кричал он и бился о камни; 6увидев же Иисуса издалека, прибежал и поклонился Ему, 7и, вскричав громким голосом, сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? заклинаю Тебя Богом, не мучь меня!

8Ибо Иисус сказал ему: выйди, дух нечистый, из сего человека.

9И спросил его: как тебе имя? И он сказал в ответ: легион имя мне, потому что нас много.

10И много просили Его, чтобы не высылал их вон из страны той.

11Паслось же там при горе большое стадо свиней.

12И просили Его все бесы, говоря: пошли нас в свиней, чтобы нам войти в них.

13Иисус тотчас позволил им. И нечистые духи, выйдя, вошли в свиней; и устремилось стадо с крутизны в море, а их было около двух тысяч; и потонули в море.

14Пасущие же свиней побежали и рассказали в городе и в деревнях. И жители вышли посмотреть, что случилось.

15Приходят к Иисусу и видят, что бесновавшийся, в котором был легион, сидит и одет, и в здравом уме; и устрашились.

16Видевшие рассказали им о том, как это произошло с бесноватым, и о свиньях.

17И начали просить Его, чтобы отошел от пределов их.

18И когда Он вошел в лодку, бесновавшийся просил Его, чтобы быть с Ним.

19Но Иисус не дозволил ему, а сказал: иди домой к своим и расскажи им, что сотворил с тобою Господь и как помиловал тебя.

20И пошел и начал проповедовать в Десятиградии, что сотворил с ним Иисус; и все дивились.

21Когда Иисус опять переправился в лодке на другой берег, собралось к Нему множество народа. Он был у моря.

22 И вот, приходит один из начальников синагоги, по имени Иаир, и, увидев Его, падает к ногам Его 23 и усильно просит Его, говоря: дочь моя при смерти; приди и возложи на нее руки, чтобы она выздоровела и осталась жива.

24 Иисус пошел с ним. || За Ним следовало множество народа, и теснили Его.

25Одна женщина, которая страдала кровотечением двенадцать лет, 26много потерпела от многих врачей, истощила всё, что было у ней, и не получила никакой пользы, но пришла еще в худшее состояние,- 27услышав об Иисусе, подошла сзади в народе и прикоснулась к одежде Его, 28ибо говорила: если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею.

29И тотчас иссяк у ней источник крови, и она ощутила в теле, что исцелена от болезни.

30В то же время Иисус, почувствовав Сам в Себе, что вышла из Него сила, обратился в народе и сказал: кто прикоснулся к Моей одежде?

31Ученики сказали Ему: Ты видишь, что народ теснит Тебя, и говоришь: кто прикоснулся ко Мне?

32Но Он смотрел вокруг, чтобы видеть ту, которая сделала это.

33Женщина в страхе и трепете, зная, что с нею произошло, подошла, пала пред Ним и сказала Ему всю истину.

34Он же сказал ей: дщерь! вера твоя спасла тебя; иди в мире и будь здорова от болезни твоей.

35 Когда Он еще говорил сие, приходят от начальника синагоги и говорят: дочь твоя умерла; что еще утруждаешь Учителя?

36 Но Иисус, услышав сии слова, тотчас говорит начальнику синагоги: не бойся, только веруй.

37 И не позволил никому следовать за Собою, кроме Петра, Иакова и Иоанна, брата Иакова.

38 Приходит в дом начальника синагоги и видит смятение и плачущих и вопиющих громко.

39 И, войдя, говорит им: что смущаетесь и плачете? девица не умерла, но спит.

40 И смеялись над Ним. Но Он, выслав всех, берет с Собою отца и мать девицы и бывших с Ним и входит туда, где девица лежала.

41 И, взяв девицу за руку, говорит ей: "талифá куми́", что значит: девица, тебе говорю, встань.

42 И девица тотчас встала и начала ходить, ибо была лет двенадцати. Видевшие пришли в великое изумление.

43 И Он строго приказал им, чтобы никто об этом не знал, и сказал, чтобы дали ей есть.

ГЛАВА 6.

1 Оттуда вышел Он и пришел в Свое отечество; за Ним следовали ученики Его.

2Когда наступила суббота, Он начал учить в синагоге; и многие слышавшие с изумлением говорили: откуда у Него это? что за премудрость дана Ему, и как такие чудеса совершаются руками Его?

3Не плотник ли Он, сын Марии, брат Иакова, Иосии, Иуды и Симона? Не здесь ли, между нами, Его сестры? И соблазнялись о Нем.

4Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников и в доме своем.

5И не мог совершить там никакого чуда, только на немногих больных возложив руки, исцелил их. 6И дивился неверию их; потом ходил по окрестным селениям и учил.

После исцеления гадаринского бесноватого Господь исцеляет женщину, страдающую от кровотечения, а также воскрешает умершую дочь начальника синагоги. Нам предлагается здесь текст о воскрешении умершей девочки («девицей» она названа по обычаям того времени, ведь дочерей замуж выдавали с 14 лет, да и в России такие порядки сохранялись подчас до самого XX века). Господь, как пишет Евангелист Иоанн, сотворил значительно больше чудес, чем написано во всех четырех Евангелиях, но записаны самые важные и знаменательные из них. Возможно, воскрешений мертвых было больше, но в Евангелии приведены лишь воскрешение сына Наинской вдовы, воскрешение дочери Иаира, а также воскрешение праведного Лазаря – брата сестер Марфы и Марии. Господь попускает дочери одного из иудейских начальников потерпеть болезнь и даже умереть. Тот, уже не надеясь на земных врачей, обращается ко Христу, прося помощи. Можно представить себе состояние этого обеспокоенного отца, хоть и одного из начальников, вождей иудеев. Потому он обратился к Тому, кого его собратья не принимали. И Господь, видя веру его, помогает ему. Одновременно он являет свою власть над жизнью и смертью. Какова дальнейшая судьба этого начальника – неизвестно. Однако девочка, пережившая тяжелую болезнь и даже смерть, явно запомнит это надолго, особенно свое воскрешение. Возможно, это событие навсегда изменило ее жизнь. Позднее она неизбежно умрет, но нынешнее событие позволит ей изменить свою жизнь, ведь Бог не просто так изымает человека из мира сего, но лишь когда видит, что человек этот на земле уже не может сотворить ничего доброго. Но здесь Бог рассудил совершить чудо, дабы дать девочке еще один шанс на жизнь, дабы ей уклониться от каких-нибудь грехов, кои она могла бы совершить в будущем (и из-за которых Бог ранее попустил ей умереть). Почему же все это читается нам? Смерть неизбежна для каждого из нас и мало кто будет иметь такой шанс, какой представился этой девочке. А по смерти каждого из нас ждет суд и ответ за наши дела. Об этом нам надлежит помнить…

Несмотря на не очень большое число верующих, причастников было довольно много, так что причащение шло на две чаши.

По окончании службы новорукоположенный священник о.Антоний поздравил всех с праздником и зачитал приведенное выше патриаршее обращение в связи с днем трезвости.

Суббота 12 сентября.

На этот день приходится огромное количество праздников. В первую очередь, это праздник перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского, а я напомню, что под Новороссийском в поселке Борисовка возведен храм в честь этого святого, так как Кубанское казачество считает этого святого своим небесным покровителем (храм находится при казачьем поселении, которое обустраивается в поселке). Также в этот день отмечается обретение мощей благоверного князя Даниила Московского, хоть этот святой в наших местах менее известен. Также в этот день вспоминается преставление преподобного Александра Свирского. Но давайте обо всем по порядку.


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.075 с.