Социализация: понятие и сущность. — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Социализация: понятие и сущность.

2020-07-03 480
Социализация: понятие и сущность. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Заключение.

При изучении данной темы были сделаны следующие выводы:

1. Социализация - это процесс сложного взаимодействия и взаимовлияния факторов внешней среды и внутренней активности личности.

В его понятие входят:

- усвоение социальных норм, умений, стереотипов;

- формирование социальных установок и убеждений;

- вхождение индивида в социальную среду;

- приобщение индивида к системе социальных связей;

- самоактуализация Я личности;

- усвоение индивидом социальных влияний;

- социальное обучение принятым в обществе формам поведения и общения, вариантам жизненного стиля, вхождения в группы и взаимодействия с их членами.

2. Молодежь – социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. Ее возрастные границы определены 15-30 годами.

3. Социализация молодежи осуществляется под общим воздействием социальных (прежде всего, обще молодежных), экономических, культурно-образовательных и демографических процессов, происходящих в обществе.

4. к проблемам, ухудшающим процесс социализации молодежи относятся нежелание подчиняться социальным нормам и правилам, ухудшение уровня и качества жизни молодых россиян, трудности в получении образования, изменения образа жизни молодежи и брачно-семейных отношений, проблема одиночества, социальные болезни (алкоголизм, наркомания и т.д.), незащищенность молодежи в сфере труда и занятости.

С помощью проведенных исследований были доказаны такие проблемы социализации современной молодежи, как трудности получения образования, ухудшение уровня жизни молодого поколения, а так же его незащищенность в сфере труда и занятости.

Предложены так же пути решения доказанных проблем такие как:

- учить детей творчеству и нестандартному мышлению;

- с детства прививать трудовые навыки и уважение к труду;

- вести в школе кружки вязания, выжигания, резьбы по дереву, дизайнера и т.д.;

- учить продвигать себя, свой труд и свою личность в жизни;

- ввести в школах факультативы, помогающие самоопределению в жизни;

- учить детей навыкам общения и взаимодействия с людьми и обществом в целом (проблема одиночества в современном мире так же очень актуальна);

- приобщать детей к прикладному искусству и культуре своих предков.

- ввести дополнительные уроки трудов, связанных с прикладным искусством.

Задачи, поставленные, вначале исследовательской работы выполнены, цель достигнута.

 

 

Список литературы

1. Гидденс Э. Социология: пер. с англ. – М.: УРСС, 2005. C. 69.

2. Кон И.С. Социология личности. М.: Академический проект, 2003. C. 36.

3. Смелзер Н. Социология: пер. с англ. — М.: Феникс, 1994. C. 107.

4. https://studopedia.org/6-71514.html

 

5. https://studfiles.net/preview/3537471/

6. А. Акмалова, В. М. Капицын, А. В. Миронов, В. К. Мокшин. Словарь-справочник по социологии. Учебное издание. 2011.

7. http://humanitar.ru/page/ch7_3

8. https://studopedia.ru/4_89104_faktori-vliyayushchie-na-sotsializatsiyu-molodezhi.html

9. Зубкова Т.С. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / Т.С. Зубкова, Н.В. Тимошина. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 224 с.

10. Технологии социальной работы: учеб. / под общ. ред. проф. Е.И. Холостовой. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 400 с. – (Серия «Высшее образование»).

 

11. Psyhodic.ru: Социализация личности. Процесс, факторы, этапы и проблемы социализации личности – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.psyhodic.ru/arc.php?page=3612 (дата обращения 7.11.2015).

12.http://socialworkstud.ru/lekczii-po-socziologii/628-sushhnost-ponjatija-i-socializacija-lichnosti.html

 

 

 

 

 

Социализация: понятие и сущность.

Понятие «социализация» имеет множество определений, широко употребляется в науке. Единого толкования не имеет. Термин заимствован из политэкономии, где имел значение «обобществления» земель, средств производства.

Автором термина «социализация» применительно к человеку является американский социолог Франклин Г. Гидингс, который в 1887 году в книге «Теория цивилизаций» употребил его в значении, близком к современному – «развитие социальной природы или характера индивида», «подготовка человеческого материала к социальной жизни [1].

Американский социолог Нейл Смелзер определяет социализацию как «процесс формирования умений и социальных установок индивидов, соответствующих их социальным ролям» [3].

Польский социолог академик Ян Щепанский определил социализацию как «влияния среды в целом, которые приобщают индивида к участию в общественной жизни, учат его пониманию культуры, поведению в коллективах, утверждению себя и выполнению различных социальных ролей».

«Социализация пишет И. С. Кон, - близка русскому слову воспитание», значение которого значительно шире английского, несмотря на их тождественную этимологию. Но воспитание подразумевает, прежде всего, направленные действия, посредством которых индивиду сознательно стараются привить желаемые черты и свойства, тогда как социализация наряду с воспитанием включает ненамеренные, спонтанные воздействия, благодаря которым индивид приобщается к культуре и становится полноправным членом общества» [2].

В различных словарях социализация определяется как:

1) «процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит».

2) «как процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта. 

3) «процесс становления личности, обучения и усвоения индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе».

4) как «сложный, многогранный процесс включения человека в социальную практику, приобретения им социальных качеств, усвоения общественного опыта и реализации собственной сущности посредством выполнения определенной роли в практической деятельности»[.

5) Социализация – процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических механизмов, социальных норм и ценностей, необходимых для успешного функционирования индивида в данном обществе.

Таким образом, социализация личности представляет собой сложный процесс взаимодействия индивида с социальной средой, в итоге которого формируются качества человека как полноценного субъекта социальных отношений. Социализация, следовательно, выступает как процесс и как результат усвоения социального опыта на основе общения и деятельности индивидов.

Необходимость социализации обусловлена двумя причинам:

1. Биологические причины. Необходимость социализации обусловлена биологической ограниченностью человека: т.е. ряд способностей и качеств человека, без которых он неспособен существовать и реализовывать свою жизнедеятельность, - добывать пищу, одеваться, строить жилище и др. - человек, родившись, постепенно должен перенять от других (родителей и т.д.). Дело в том, что эти сложные формы поведения не запрограммированы изначально в генах человека и не передаются по наследству. Им человек должен обучиться, усвоить опыт других. Так, в течение первого года жизни обеспечение пищей зависит целиком от взрослых, тогда, как например, дети обезьян сами добывают себе пищу уже через 3 - 6 месяцев после рождения.

2. Социокультурные причины. Необходимость социализации обусловлена также рамками культуры данного общества, которая требует формирования у человека определенных, важных именно для данного социума качеств. Так, у американцев ценится прагматизм, деловая активность, независимость, свобода и пр. именно эти качества формируются у американцев с помощью разных институтов и многообразными средствами. Таким образом, культура определяет направленность социализации и ее методы. [12]

Социализация является непрерывным процессом и происходит в течение всей жизни человека. Вместе с тем имеются значительные различия социализации в детстве, молодости, в зрелом и пожилом возрасте.

Выделяют следующие этапы социализации.

1. младенчество (от рождения до 1 года),

2. раннее детство (1-3 года),

3. дошкольное детство (3-6 лет),

4. младший школьный возраст (6-10 лет),

5. младший подростковый (10-12 лет),

6. старший подростковый (12-14 лет),

7. ранний юношеский (15-17 лет),

8. юношеский (18-23 года) возраста,

9. молодость (23-30 лет),

10. раннюю зрелость (30-40 лет),

11. позднюю зрелость (40-55 лет),

12. пожилой возраст (55-65 лет),

13. старость (65-70 лет),

14. долгожительство (свыше 70 лет) [4].

 

Существуют различные периодизации, и приводимая выше не является общепринятой. Она весьма условна (особенно после этапа юности), но достаточно удобна с социально-педагогической точки зрения.

В детстве и молодости (юности) социализация происходит наиболее интенсивно - идет процесс становления личности и ее основных качеств - характера, интеллекта, сознания и самосознания, мировоззрения, личностных нравственных качеств, формирования половой идентичности (половая социализация).

Особенности социализации взрослых: социализация взрослых выражается, главным образом, в изменении их внешнего поведения, тогда как детская социализация формирует базовые ценности и нормы поведения. Взрослые способны оценивать нормы, тогда как дети только усваивают их.

Личность невозможна вне социальной деятельности и общения. Только включаясь в процесс исторической практики, индивид проявляет социальную сущность, формирует свои социальные качества, вырабатывает ценностные ориентации.

Важной формой социализации личности является воспитание, которое осуществляется обществом, целой системой социальных институтов с целью обеспечения большей надежности, гарантированности процесса включения личности в социальные связи. В процессе воспитания общество осуществляет главную цель: формирование личности с положительными, социально значимыми качествами и поэтому отбирает средства и методы, которые способны обеспечить наибольший эффект воспитательного воздействия. Понимая воспитание в более широком смысле, можно сказать, что социализация - это есть постоянный процесс воспитания человека с самого первого дня его жизни.

Однако нельзя трактовать социализацию как одномерный, однонаправленный процесс воздействия социальной среды на конкретного человека, при котором индивиду отводится пассивная роль объекта воздействия. Социализация - это процесс сложного взаимодействия и взаимовлияния факторов внешней среды и внутренней активности личности.

К воздействию социальной среды человек относится избирательно, на основе сложившейся в его сознании системы ценностей, которая и выступает своеобразным ситом, через которое как бы просеиваются ее воздействия и влияния. В силу этого, именно сама индивидуальность личности, ее потребности и интересы, социальная направленность - выступают важнейшими факторами социализации личности. [12]

Таким образом, в содержание понятия «социализация» входит:

— усвоение социальных норм, умений, стереотипов;

— формирование социальных установок и убеждений;

— вхождение индивида в социальную среду;

— приобщение индивида к системе социальных связей;

— самоактуализация Я личности;

— усвоение индивидом социальных влияний;

— социальное обучение принятым в обществе формам поведения и общения, вариантам жизненного стиля, вхождения в группы и взаимодействия с их членами.

 

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.