Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Топ:
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Интересное:
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Дисциплины:
2020-06-05 | 129 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
КОНФЛИКТ В ДЕЛОВОМ ОБЩЕНИИ
На сегодняшний день имеется около 112 определений понятия «конфликт». Приведем наиболее типичные:
§ Конфликт — это проявление серьезных противоречий, выражающихся в противоборстве сторон.
§ Конфликт — это острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, которое заключается в противодействии субъектов конфликта и сопровождается негативными эмоциями.
Из таких определений конфликта возникает ряд вопросов. Какие противоречия считать значимыми? Что такое противоречие и противодействие вообще, и чем они отличаются от конфликта? По всей видимости, противоречие, лежащее в основе конфликта, связано с такими речевыми действиями, когда различия сторон высказываются в диалоге (т.е. формулируются средствами языка). С этой точки зрения, конфликт – это любые речевые действия сторон, направленные на нанесение ущерба любого рода противоположной стороне.
Типология конфликтов
В современной литературе можно встретить множество классификаций конфликтов по различным основаниям.
Одна из наиболее широких классификаций конфликтов и их типов:
§ по источникам возникновения (конфликты интересов, ценностей).
§ по социальным последствиям (конструктивные, деструктивные).
§ по масштабности (локальные, региональные, межгосударственные, глобальные).
§ по формам борьбы (мирные и немирные).
§ по отношению субъектов к конфликту (подлинный, случайный, ложный, латентный).
Виды конфликтов по отношению к отдельному субъекту:
§ внутренние (личностные конфликты);
§ внешние (межличностные, между личностью и группой, межгрупповые).
Межгрупповые конфликты порождаются чаще всего борьбой за ограниченные ресурсы или сферы влияния в рамках организации, которая состоит из множества формальных и неформальных групп, имеющих совершенно различные интересы. Такое противостояние имеет разные основы. Например, профессионально-производственная (конструкторы – производственники - финансисты), социальная (рабочие - служащие - руководство) или эмоционально-поведенческие ("лентяи" – "работяги").
|
Но самыми многочисленными являются межличностные конфликты. В организациях они проявляются по-разному, чаще всего в виде борьбы руководства за всегда ограниченные ресурсы. 75-80% межличностных конфликтов порождается столкновением материальных интересов отдельных субъектов, хотя внешне это проявляется как несовпадение характеров, личных взглядов или моральных ценностей. Аналогичными по характеру проявления становятся конфликты между личностью и группой. Например, столкновение руководителя с подчиненными, которым не нравятся, например, дисциплинарные меры начальника, направленные на "завинчивание гаек".
Виды конфликтов по характеру:
§ объективные, связанные с реальными проблемами и недостатками;
§ субъективные, обусловленные различием оценок тех или иных событий и поступков.
Виды конфликтов по последствиям:
§ конструктивные, предполагающие рациональные преобразования;
§ деструктивные, разрушающие организацию.
Стратегии поведения в конфликтной ситуации
Для разрешения межличностного конфликта и сохранения позитивных взаимоотношений лучше последовать таким советам:
§ успокоиться
§ проанализировать ситуацию
§ объяснить другому человеку, в чем состоит проблема
§ дать человеку возможность завершить конфликт
Чтобы эффективно управлять конфликтами, необходимо:
§ определить вид конфликта
§ его причины
§ его особенности,
§ а затем применить необходимый для данного типа конфликта способ разрешения.
Рассмотрим существующие на практике разновидности методов управления конфликтом.
|
1. Соперничество (соревнование, конкуренция) – стремление добиться своих интересов в ущерб другому.
2. Приспособление, означающее (в противоположность соперничеству) принесение в жертву собственных интересов ради другого.
3. Компромисс – урегулирование разногласий путём взаимных уступок.
4. Избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей.
5. Сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.
КОНФЛИКТ В ДЕЛОВОМ ОБЩЕНИИ
На сегодняшний день имеется около 112 определений понятия «конфликт». Приведем наиболее типичные:
§ Конфликт — это проявление серьезных противоречий, выражающихся в противоборстве сторон.
§ Конфликт — это острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, которое заключается в противодействии субъектов конфликта и сопровождается негативными эмоциями.
Из таких определений конфликта возникает ряд вопросов. Какие противоречия считать значимыми? Что такое противоречие и противодействие вообще, и чем они отличаются от конфликта? По всей видимости, противоречие, лежащее в основе конфликта, связано с такими речевыми действиями, когда различия сторон высказываются в диалоге (т.е. формулируются средствами языка). С этой точки зрения, конфликт – это любые речевые действия сторон, направленные на нанесение ущерба любого рода противоположной стороне.
Типология конфликтов
В современной литературе можно встретить множество классификаций конфликтов по различным основаниям.
Одна из наиболее широких классификаций конфликтов и их типов:
§ по источникам возникновения (конфликты интересов, ценностей).
§ по социальным последствиям (конструктивные, деструктивные).
§ по масштабности (локальные, региональные, межгосударственные, глобальные).
§ по формам борьбы (мирные и немирные).
§ по отношению субъектов к конфликту (подлинный, случайный, ложный, латентный).
Виды конфликтов по отношению к отдельному субъекту:
§ внутренние (личностные конфликты);
§ внешние (межличностные, между личностью и группой, межгрупповые).
Межгрупповые конфликты порождаются чаще всего борьбой за ограниченные ресурсы или сферы влияния в рамках организации, которая состоит из множества формальных и неформальных групп, имеющих совершенно различные интересы. Такое противостояние имеет разные основы. Например, профессионально-производственная (конструкторы – производственники - финансисты), социальная (рабочие - служащие - руководство) или эмоционально-поведенческие ("лентяи" – "работяги").
|
Но самыми многочисленными являются межличностные конфликты. В организациях они проявляются по-разному, чаще всего в виде борьбы руководства за всегда ограниченные ресурсы. 75-80% межличностных конфликтов порождается столкновением материальных интересов отдельных субъектов, хотя внешне это проявляется как несовпадение характеров, личных взглядов или моральных ценностей. Аналогичными по характеру проявления становятся конфликты между личностью и группой. Например, столкновение руководителя с подчиненными, которым не нравятся, например, дисциплинарные меры начальника, направленные на "завинчивание гаек".
Виды конфликтов по характеру:
§ объективные, связанные с реальными проблемами и недостатками;
§ субъективные, обусловленные различием оценок тех или иных событий и поступков.
Виды конфликтов по последствиям:
§ конструктивные, предполагающие рациональные преобразования;
§ деструктивные, разрушающие организацию.
Причины конфликтов, основные характеристики конфликта.
Конфликт не возникает вдруг, на ровном месте. Причины его накапливаются, «зреют» (иногда довольно долго).
Наиболее общими причинами социальных конфликтов являются:
§ разное или абсолютно противоположное восприятие людьми целей, ценностей, интересов, поведения;
§ неравный статус людей (одни — управляют, другие — подчиняются);
§ разлад между ожиданиями и поступками людей;
§ недоразумения, связанные с недопониманием в процессе коммуникации (неверное толкование смысла высказывания собеседника);
§ несовершенство человеческой психики, несоответствие между реальностью и представлениями о ней.
|
Универсальный источник конфликта состоит в несовместимости претензий сторон из-за ограниченности возможностей их удовлетворения. Нехватка средств к существованию является центральным звеном всех экономических конфликтов. Разумеется, при удовлетворении всех потребностей людей конфликтов бы не было. Но тогда остановилось бы и само развитие общества. Жизнь соткана из противоречий, которые лежат в основе любого конфликта.
Прослеживается некоторая закономерность в причинах возникновения конфликтов: чем общество беднее и дефицитнее предметы потребления, тем чаще в нем возникают конфликты. Вместе с тем отмечается и такая причинно-следственная связь: в обществе бедном, но с тоталитарным режимом, конфликты – явление весьма редкое.
Основные характеристики конфликта: структура, динамика, функции конфликта и управление им.
В структуре конфликта выделяют:
§ объект (предмет спора);
§ субъекты (отдельные индивиды, группы, организации);
§ условия протекания конфликта;
§ масштаб конфликта (межличностный, групповой, региональный, глобальный);
§ стратегии и тактики поведения сторон;
§ исходы конфликтной ситуации (последствия, результаты, их осознание).
Всякий реальный конфликт представляет собой сложный динамический процесс, включающий следующие основные стадии:
§ предметная ситуация – возникновение объективных причин конфликта
§ конфликтное взаимодействие – инцидент или развивающийся конфликт
§ разрешение конфликта (полное или частичное).
Управление конфликтом — это целенаправленное воздействие на его динамику в интересах развития или разрушения той ситуации, к которой имеет отношение данный конфликт. Управление конфликтом можно рассматривать в двух аспектах: внутреннем и внешнем. Первый из них заключается в управлении собственным поведением в конфликтном взаимодействии. Внешний аспект управления конфликтами предполагает, что субъектом управления может выступать руководитель (менеджер, лидер и т. п.)
Раньше конфликт однозначно рассматривался как негативное, нежелательное явление, которого следует избегать. И если в организации возникали конфликты, то рассматривали это как признак неэффективного управления. Современная точка зрения заключается в том, что даже в организациях с эффективным управлением некоторые конфликты не только возможны, но даже могут быть желательны. Связано это с тем, что при правильном подходе конфликт выявляет разнообразие точек зрения, дает дополнительную информацию, помогает установить имеющиеся в коллективе разногласия/проблемы и т.п.
|
|
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!