Эйдетика – наука об образной памяти. Эйдотехника. — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Эйдетика – наука об образной памяти. Эйдотехника.

2020-06-05 319
Эйдетика – наука об образной памяти. Эйдотехника. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Эйдетика – наука об образной памяти. Эйдотехника.

    Проводится в форме рассказа и беседы о деятельности детского объединения.

Формы проведения занятий: беседа, практические работы, тестирование

Методы: наблюдение, подражание, эксперимент, рисование, беседа, рассказ, практическая работа.

Оборудование: тесты, орфографический словарь соответствующего класса, карандаши, фломастеры, маркеры, альбомы для рисования, готовые рисунки-ассоциограммы для показа.

Формой подведения итогов темы является выставка детских рисунков-ассоциограмм к словарным словам, демонстрация продуктов запоминания (номера телефонов, пиктограммы и т.д.)

Комбинированные способы запоминания. Мнемотехника.

    Формы проведения занятий: словесное объяснение, практические работы.

Методы: наблюдение, звуковое подражание, эксперимент, рисование, беседа, рассказ, практическая работа.

Оборудование: русско-английский словарь, орфографический словарь соответствующего класса, карандаши, фломастеры, маркеры, альбомы для рисования, готовые рисунки-ассоциограммы для показа.

Формой подведения итогов темы является выставка детских рисунков-ассоциограмм к словарным и английским словам, демонстрация продуктов запоминания

Развитие внимания и сосредоточения.

    Игры на внимание и сосредоточение. Занятия проходят в форме коллективных игр.

Методы: игровые

Формой подведения итогов темы является демонстрация детьми изученных игр.

Способы запоминания словарных слов

      Занятия проводятся в виде практических работ – рисование рисунков-ассоциограмм к словарным и трудно проверяемым словам.

Оборудование: орфографический словарь соответствующего класса, карандаши, фломастеры, маркеры, альбомы для рисования.

     Формой подведения итогов темы является выставка детских рисунков-ассоциограмм к словарным словам

Методы психокоррекции на основе образной памяти

Форма проведения занятий: беседа, тренинг.

Оборудование: аудиозаписи классической (расслабляющей) музыки, карандаши, фломастеры, маркеры, альбомы для рисования, личные фотографии детей

Формой подведения итогов является изображение на листе бумаги собственного талисмана.

Разгадывание и составление цифровых ребусов с помощью образного мышления.

Форма проведения занятий: беседа, дискуссия, самостоятельная работа по рисованию ребусов по собственному замыслу, мини-выставки в классе, обсуждение, проектная деятельность

Экскурсии, посещение выставок для развития образного мышления, внимания и памяти

Форма занятий: экскурсии, дискуссии

Состав слова.

Воскресенье – приставка вос-

Автобус, автомобиль – приставка авто-

Агроном – приставка агро-

Понедельник – приставки по- и не-

Пятница – суффикс –иц-

Девочка – суффикс –очк-

Весело, хорошо, быстро, скоро, налево, направо – суффикс –о-

Разъяснение лексического смысла слова, углубление в этимологию слова.

Аптека – там продает лекарства Айболит, а в «Оптике» – очки, похожие на букву о

Погода – погоду наблюдают по годам

Спасибо – значит спаси /спас/ тебя Бог!

Библиотека – библия

Сегодня – сего дня (при Петре I)

Урожай – земля рожает урожай

Нахождение проверочного слова.

Берег – брег /у Пушкина/

Лисица – лис

Ботинки – боты

Воскресенье – воскрес

Впереди – перед, передний

Пшеница – пшёнка

Игра со словами: поиграй со словом, понаблюдай, как оно звучит, если в нем переставить ударение.

      /        /

Магазин – магазин

       /      /

Портфель – портфель

          /              /

Библиотека- -библиотека

    /      /

Щавель – щавель

    /      /

Творог – творог

Как звучат слова на других языках.

           /

Арбуз – арбуз (укр.)

                  /

Морковь – морква (укр.)

 

Вчера – вчёра (укр.)

                              /

Металлический – металл (англ.)

                 /

Москва – Москоу (англ.)

                /

Портрет – портрит (англ.)

Составление ребусов.

 

Восемь – во7

 

Заяц - Яц  (за буквой я буква ц)

 

     
 


Вокзал - вокзал 4 5 (отгадка: волк)

А К К У Р А Т Н О   (Катя и Коля аккуратные)

А   О

Т  Л

Я   Я

 

С У Б Б О Т А (в субботу две сестрички Барбара и Бабетта идут в гости)

   А А

   Р Б

   Б Е

   А Т

   Р Т

   А А

Таких способов запомнить словарные слова у каждого учителя накоплено сотни. А заучивание словарных слов превращается в увлекательную игру. Результатом такой работы является 100% запоминание словарных слов, что дает учение без принуждения. А к этому стремится каждый учитель.

Данный опыт работы опубликован в методическом журнале «Начальная школа» 12/1999 и 8/2007 годах, а также размещён в Интернете на сайтах: http://festival.1september.ru и  http://www.ipkps.bsu.edu.ru    известен в районе и области.

 

Условные фразы

1. Цвета спектра: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»

2. Планеты Солнечной системы: «Мой весёлый звонкий мяч юрко скачет у него плач»

 

 

3. Буквы глухих звуков: «Стёпка хочешь щец? Фи!»

4. Обозначение римских цифр: «Мы (M=1000) даём(D=500) сочные(C=100) лимоны(L=50), хватит(X=10) всем(V=5) их(I=1)»

5. Перечень падежей русского языка: «Иван «родил» девчонку, велел тащить пелёнку» - И.п., Р.п., Д.п., В.п., В.п., Т.п., П.п.)

6. Слова, в которых пишется «цы»: «Цыган подошёл к цыплёнку на цыпочках и цыкнул «цыц»!», другие фразы грамматики русского языка «Уж замуж невтерпёж», «Здесь здание здоровья».

7. Число «пи» со знаками после запятой: «Что я знаю о кругах?» (π ≈ 3,1416); «Вот и знаю я число, именуемое Пи. – Молодец!» (π ≈ 3,1415927);

«Учи и знай в числе известном за цифрой цифру, как удачу примечать»

(π ≈ 3,14159265359).

Образы цифр.

    

 

Состав числа 7

 

 

Состав числа 8

 

 

 

Материалы выставок.

Пояснение: выставки проводятся в конце каждой четверти.  К каждой выставке дети придумывают игру. Здесь приводятся примерное содержание наиболее удачных выставок.

Выставка-игра «Угадай наши имена»

 

            Данил                                       Олеся  

                       

         Женя                                               Аня

                            

 

      Никита                                        Максим

     Влада                                        Алина

Выставка - игра «Отгадай новогодние ребусы»

     

Снерирь

          пчёлка                                            косуля

                смех                                                  каска

            пружина                                               подковка

Выставка - игра «Музыкальные ребусы»

                                                ноты

          фамилия                                                 Миша

             сирень                                                    домик

          помидор                                                 фасоль

Конспекты занятий

Конспект занятия по теме

«Пиктограмма. Обучение методу графических рисунков

 для запоминания стихотворений»

(2-й год обучения)

Цель: создать условия для запоминания стихотворений по графическим рисункам

- развивать образную память и воображение

- тренировать внимание

- тренировать запоминать слова с помощью метода последовательных ассоциаций

- учить запоминать стихотворения по графическим рисункам

Оборудование: карточки для фотографирования, опоры для запоминания стихов.

Ход урока.

1. Игра на внимание. Фотографирование палочек за 1 секунду.

             
     


Дети должны после предъявления всех карточек с полосками зарисовать их, как запомнили. Потом проверяем и выбираем самого внимательного.

Самостоятельная работа детей.

Учитель: «Придумайте зарисовки-пиктограммы к следующему стихотворению:

Жил-был львёнок в зоопарке.

Он по маме так грустил,

Что директор зоопарка

Его к маме отпустил.

Удачные примеры выполнения самостоятельной работы:

Жил-был львёнок в зоопарке.

                     
         


 

Он по маме так грустил,

 


Что директор зоопарка

 

Его к маме отпустил.

 

 

Рефлексия.

Учитель: «Дети, понравилось ли вам рисовать пиктограммы к стихотворениям? Как вы считаете так лучше запоминать стихотворения?

Обмен мнениями.

8.Домашнее задание: нарисовать пиктограммы к стихотворению А.Пушкина «Зима!.. Крестьянин, торжествуя…»

Пример домашней работы по запоминанию стихотворения А.Пушкина:

Зима!.. Крестьянин, торжествуя,

На дровнях обновляет путь;

Его лошадка, снег почуя,

Плетется рысью как-нибудь;

Бразды пушистые взрывая,

Летит кибитка удалая;

Ямщик сидит на облучке

В тулупе, в красном кушаке.

Вот бегает дворовый мальчик,

В салазки жучку посадив,

Себя в коня преобразив;

Шалун уж отморозил пальчик:

Ему и больно и смешно,

А мать грозит ему в окно.

 

 

Конспект занятия по теме

«Способы запоминания написания словарных слов. Повторение комбинированного способа запоминания»

(3-й год обучения)

Цель: создать условия для повторения комбинированного способа запоминания написания словарных слов.

Задачи:

- развивать образную память и воображение

- тренировать внимание

- тренировать запоминать слова с помощью составления фильма-сказки (метод последовательных ассоциаций)

- учить запоминать написание словарных слов комбинированным способом

Оборудование: карточки для фотографирования, рисунки-ассоциограммы словарных слов обучающихся прошлых лет для примера

Ход урока.

1.Игра на внимание. Фотографирование с подсчётом палочек палочек за 1 секунду.

                     
 
     
 

 

 


Игра на запоминание слов.

Учитель: «Дети, давайте вспомним метод последовательных ассоциаций для запоминания списка слов»

Дети вместе с учителем вспоминают. «Это метод, в основе которого лежит приём составления рассказа, когда первое слово яркой и смешной ассоциативной связью соединяется со вторым, а второе с третьим и т.д. если забыли какое-нибудь слово, то связь была неяркой (незапоминающейся). Надо учитывать, что хорошо запоминается объект в движении. Вспоминаем первое слово, оно тянет за собой второе и т.д., пока не вспомним весь фильм-сказку. Лучше запомниться фильм, если сделать себя героем этого фильма»

Воспоминание игры «Книга», в котором такой набор слов: книга, цыплёнок, занавеска, картон, сирень, гном, свисток, сквозняк, комната, песок, очки, город, шар.

«Я открываю книгу. Она пыльная – я чихаю. Из неё выпрыгивает жёлтый маленький цыпленок. Он пушистый, тёплый, я слышу, как бьётся его сердце. Цыплёнок прячется за занавеску. Она колышется и вдруг застывает как картон. Я бью кулаком сквозь прочный картон – и передо мной вдруг оказывается сирень. Чувствую её душистый запах такой, что щекочет в носу, и я чихаю. Вдруг, откуда ни возьмись, выскакивает гном, маленький, но юркий, надувает щёки и свистит в свисток. Я потираю уши от резкого свиста, который превращается в мощный поток воздуха, в сквозняк. Он уносит меня как Эли из Изумрудного города в комнату. В ней песок, на который я падаю, пытаюсь выбраться. Копаю судорожно песок и натыкаюсь на очки и сквозь их огромные толстые линзы вижу город. Смотрю дальше и внезапно ощущаю себя летящим на воздушном шаре. Я падаю на нём прямо в город».

При проверке обнаруживается, что забыли слово «комната». Возвращаемся к сказке и добавляем: «Он уносит меня как Эли из Изумрудного города в комнату. Я внимательно разглядываю комнату, обои на стенах падают и превращаются в песок…»

Новая игра «Тир» - новый набор слов: тир, кошелёк, виноград, снеговик, мост, река, кактус.

Самостоятельное придумывание фильма-сказки, где сам – главный герой.

Пример: «Я зашёл в тир, он большой. Я начал стрелять и попал в мишень в виде кошелька. Кошелёк от выстрела раскрылся и из него посыпался крупный, зелёный, сочный виноград. Я беру несколько виноградин и леплю из них снеговика. Оглядываюсь, куда его поставить. Вижу мост. Ставлю, он проваливается в реку, летит несколько метров и падает прямо на кактус. Виноградины от снеговика попадают прямо на острые иголки кактуса. Я ощущаю на языке вкус виноградного сока»

3. Повторение способов запоминания написания словарных слов.

Учитель: «Дети, давайте вспомним, какие способы запоминания словарных слов вы уже знаете. Расскажите, пользуясь нашим рисуночным орфографическим словарём»

Дети вспоминают способы: графические ассоциации (по схожести изображения), фонетические ассоциации (по схожести звучания), слова-подсказки, рисунки-ассоциограммы, в слове спряталось другое слово, разъяснение лексического смысла слова, углубление в этимологию слова, нахождение проверочного слова, подкрепление, игра со словами: поиграй со словом, понаблюдай, как оно по-разному может звучать.

Самостоятельная работа.

- Нарисуйте ассоциограммы к словарному слову «дятел», пользуясь комбинированным способом запоминания написания словарных слов.

Презентация своих работ. Обсуждение.

Примеры полученных рисунков-ассоциограмм на слово «дятел»:

 

Графическая ассоциация: сам дятел похож на букву «е», звуковая ассоциация: «дятел едет на букве «е».

 

Графическая ассоциация: дятел выложил в гнезде из червячков букву «е», звуковая ассоциация: «дятел ест червячков».

 

            

 

Графическая ассоциация: листик похож на букву «е», звуковая ассоциация: «буквы едут по листику «еееееее».

 

 

 

 

Графическая ассоциация: кроссворд – пересечение на букве «е» - лес, дятел, звуковая ассоциация: «слово «лес» проверяет слово «дятел».

 

 

 

Графическая ассоциация: шишки на ели. Где живёт дятел похожи на букву «е», звуковая ассоциация: «ель».

 

 

Графическая ассоциация и звуковая ассоциация: «на конце слова «дятел» можно прочитать слово «ел».

 

 

Рефлексия.

- Дети, закройте глаза, кому понравился комбинированный способ запоминания написания словарных слов.

- Кто хочет, может вложить свои ассоциограммы в наш рисуночный орфографический словарь

8.Домашнее задание.

- Нарисуйте ассоциограммы к словарным словам из словарика в учебнике русского языка по выбору, пользуясь комбинированным способом запоминания написания словарных слов.

 

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бехтерев, А.В. Особенности вербальной интерпретации школьникамиобразной и словесной информации/ А.В.Бехтерев. – Л.: ЛГПИ, 1990.- с.116-126.

2. Выготский, Л.С. Детская психология/ Л.С.Выготский. –Собрание соч.: В 6 т./под редакцией Д.Б.Эльконина.-М.: Педагогика, 1984. -432с.

3. Волина В.В. Занимательное азбуковедение. – М.: Просвещение, 1991

4. Варгина Т.П. Пусть ученик полюбит слово//Начальная школа.- 2001. - №7.- с. 61-66.

5. Гончар, Д.Р. Устный счёт и память/Д.Р.Гончар, А.Р.Лурия, В.Аткинсон.- Д.: Сталкер, 1998.

6. Горбов С.Ф., Чудинова К.В. Действие моделирования в учебной деятельности школьников // Психологическая наука и образование.- 2000.- N 2.- с. 17-23.

7. 6. Матюгин, И.Ю. 126 эффективных упражнений по развитию вашей памяти/И.Ю.Матюгин. -М.: Эйдос, 1993. -320с.

8. Матюгин, М.Ю. Школа эйдетики/ И.Ю.Матюгин, Е.И.Чекаберия, И.К.Рыбникова, Т.Б.Слоненко, Т.Н.Мазина Школа эйдетики. –М.: Эйдос, 1995. -472 с.

9.  Матюгин, И.Ю. Как развивать внимание И.Ю.Матюгин, Е.И.Чекаберия, И.К.Рыбникова, Т.Б.Слоненко. – Д.: Сталкер, 1997. – 280 с.

10. Матюгин, И.Ю.Как запоминать слова/ И.Ю.Матюгин, Е.И.Чекаберия, И.К.Рыбникова, Т.Б.Слоненко. – Д.: Сталкер, 1997. – 280 с.

11. Соколова, Т.Е. Кодирование и хранение информации: специфика                 начальной школы/ Т.Е.Соколова. - Самара: Учебная литература, 2008.

12. Талызина, Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших Школьников/ Н.Ф.Талызина. –М.: Просвещение,1988. -173с.

13. Цуканова, В.С. Развивающие занятия по моделированию в начальной школе. / В.С. Цуканова. – Ростов н\ Дону.: «Феникс», 2003.- 80 с.

 

Эйдетика – наука об образной памяти. Эйдотехника.

    Проводится в форме рассказа и беседы о деятельности детского объединения.

Формы проведения занятий: беседа, практические работы, тестирование

Методы: наблюдение, подражание, эксперимент, рисование, беседа, рассказ, практическая работа.

Оборудование: тесты, орфографический словарь соответствующего класса, карандаши, фломастеры, маркеры, альбомы для рисования, готовые рисунки-ассоциограммы для показа.

Формой подведения итогов темы является выставка детских рисунков-ассоциограмм к словарным словам, демонстрация продуктов запоминания (номера телефонов, пиктограммы и т.д.)


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.144 с.