Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Топ:
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Интересное:
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Дисциплины:
2020-04-03 | 136 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Девиз урока. Наиболее рациональный прием изучения нового есть перенос знаний ранее изученного на новый изучаемый объект.
Тип урока. Формирование новых знаний.
Форма проведения. Исследование в научной лаборатории (2 ч).
Методы. Словесные, наглядные, проблемно-поисковые, самостоятельные работы.
Цели. Образовательные: познакомить с физическими и химическими свойствами глюкозы; закрепить на новом материале зависимость химических свойств от строения молекул; развить понятие о циклическом строении, о пространственной изомерии; научить составлять формулы изомеров, решать расчетные задачи, объяснять химические свойства на основе строения, соблюдать правила техники безопасности.
Развивающие: развитие исследовательских умений, умений работать с химическими реактивами; развитие интеллектуальных способностей в процессе самостоятельной работы с использованием различных источников информации.
Воспитательные: развивать умения вести диалог, отстаивать свою точку зрения, работать в группе; воспитывать аккуратность, чувства товарищества, коллективизма, уважительного отношения друг к другу.
Оборудование и реактивы. Н а с т о л а х у ч а щ и х с я: спиртовка, пробирки, держатель для пробирки, спички, растворы глюкозы, CuSO4, NaОН, аммиачный раствор оксида серебра.
На столе учителя: растворы глюкозы, формалина, фуксинсернистой кислоты.
ХОД УРОКА
Учитель. Ребята, попробуйте угадать сами тему сегодняшнего урока. Вещество, о котором мы будем говорить, находится у меня на столе, его очень много в организме человека, в зеленых растениях.
Учащиеся (предполагают). Белки. Жиры. Углеводы.
Учитель. Правильно, углеводами называется класс, к которому относится данное вещество. Вы часто покупаете его в аптеке, но не для того, чтобы лечиться, а просто захотелось сладкого. Что же это за вещество?
Учащиеся. Гематоген. Витамины. Глюкоза.
Учитель. Да! Тема урока сегодня «Глюкоза: строение, свойства и значение в жизни человека».
Наш класс превращается в научную лабораторию, где будут работать четыре отдела над одной темой, и каждый отдел должен найти ответы на вопросы.
1) К какому классу относится глюкоза?
2) Каковы ее физические и химические свойства?
3) Как можно получить глюкозу?
4) Какое значение глюкоза имеет для человека?
Результатом работы вашего звена-отдела будет опорный конспект - проект, в котором вы отразите свою работу за два урока. Это может быть таблица, рисунок, уравнения химических реакций на одном форматном листе.
I. Актуализация знаний
Работа в группах. Каждая группа получает карточку с вопросами.
1. Какие классы органических кислородсодержащих веществ были изучены ранее? (Спирты, альдегиды, кислоты.) 2. Вспомните функциональную группу спиртов и качественную реакцию на многоатомные спирты. 3. Вспомните специфические реакции на альдегиды. | |
Учитель. Возникает вопрос, какой класс мы будем изучать сегодня? К какому классу относится глюкоза?
Учащиеся высказывают несколько точек зрения.
* Класс, какой мы еще не изучали, что-то новое.
* Это вещество не имеет функциональной группы кислот, т.к. сладкое на вкус.
* Если сладкое, может быть, сходно с глицерином и имеет гидроксильные группы ОН.
* Это вещество содержит группы: NO 2, NH 2, альдегидную.
Учитель. Благодарю вас за ответы. Чтобы проверить на практике, какая гипотеза будет правильной, предлагаю провести небольшой эксперимент.
Каждая группа проводит опыт с имеющимися на столе реактивами.
Некоторые группы к раствору глюкозы приливают свежеосажденный гидроксид меди и радостно сообщают, что глюкоза - многоатомный спирт. Другие группы к раствору глюкозы приливают аммиачный раствор серебра и нагревают. Проделав опыт, утверждают, что это альдегид.
Возникает дискуссия, мнения ребят разделились.
Проблемный вопрос. К какому классу относится глюкоза?
Выдвижение гипотез.
* Глюкоза- это многоатомный спирт.
* Глюкоза- это альдегид.
Решение проблемы.
Учитель предлагает не торопиться и использовать все имеющиеся на столе реактивы. Учащиеся каждой группы, проделав второй опыт, с удивлением делают открытие, что глюкоза имеет свойства и многоатомных спиртов, и альдегидов.
Учитель. Продолжим исследования в наших научных лабораториях. Попробуйте предположить молекулярную формулу глюкозы, зная, что ее относительная молекулярная масса равна 180 и количество атомов кислорода равно количеству атомов углерода.
Ребята снова выдвигают несколько гипотез.
* Необходимо учитывать наличие атомов углерода.
* Их должно быть меньше десяти, т.к. M r (глюкозы) = 180.
* И атомов кислорода не может быть десять.
* Если предположить, что в молекуле глюкозы пять атомов кислорода?
Учитель (упрощает задачу). В молекуле глюкозы шесть атомов углерода, и простейшая формула глюкозы СH2О.
Ребята производят математические действия.
M r (глюкозы) = 180,
M r (СH2О) = 12 + 1*2 + 16 = 30,
К = M r (глюкозы)/ M r (СH2О) = 6.
Необходимо все индексы в формуле умножить на 6. Каждая научная лаборатория с легкостью определяет молекулярную формулу глюкозы - С6Н12О6.
Учитель. А теперь сами попытайтесь составить структурную формулу. Какие данные необходимо для этого знать?
Учащиеся. Количество альдегидных групп. Количество гидроксильных групп. Циклическое это вещество или нет?
Во время фронтальной беседы с ребятами выясняем, что в составе молекулы глюкозы одна альдегидная группа и пять гидроксильных групп.
В проекте у ребят появляется новая запись:
Учитель. Если глюкоза - альдегидоспирт, то она должна давать, очевидно, и другие реакции альдегидов.
Учитель проводит демонстрационный опыт. В раствор глюкозы приливает бесцветный раствор фуксинсернистой кислоты. Красное окрашивание не проявляется.
Для проверки к раствору формалина (альдегид) приливает раствор фуксинсернистой кислоты - появляется красное окрашивание.
Возникает противоречие, требующее более глубокого изучения строения вещества. Как говорил Козьма Прутков: «Отыщи всему начало, и ты многое поймешь».
Учитель. Свойства зависят от строения. Как показали исследования, в растворе глюкозы имеются молекулы не только с открытой цепью атомов, но и циклические. Что же представляют собой циклические молекулы глюкозы? Вы выяснили строение молекулы линейной, а может ли она образовать кольцо?
Ученики высказывают несколько мнений.
* Да, т.к. происходит вращение атома углерода.
* Если разорвется двойная связь, концы могут соединиться в цикл.
* Нет, т.к. двойная связь находится с одной стороны молекулы.
Возникает проблемная ситуация.
Решение проблемы.
Учитель. На столе имеются линейные шаростержневые модели глюкозы. Каждая лаборатория должна построить циклическую форму глюкозы и продемонстрировать ее классу.
Закрепление материала. Образование циклической формы можно представить следующим образом. При сохранении валентных углов альдегидная группа (1-й атом углерода) ближе всего подходит к 5-му углеродному атому. Происходит разрыв -cвязи, и к кислородному атому присоединяется атом водорода гидроксильной группы 5-го С-атома, а потерявший этот атом кислород гидроксигруппы замыкает цикл.
Учитель (показывает рисунок). Циклическая форма отображает не только порядок атомов в молекуле, но и их пространственное расположение. Сравните формулу глюкозы циклической формы с той, которую вы построили ранее. Найдите отличия.
Предположения учащихся.
* Изменилось положение группы ОН у последнего С -атома.
* Нет, у первого атома, где перестраивались атомы.
Учитель. А почему это происходит?
Почти одновременно и все сразу выдвигают одну гипотезу: происходит вращение атома углерода.
Учитель. Попробуйте это сделать на шаростержневых моделях, которые у вас на столе.
Ребята убеждаются, что сделать это невозможно.
Опять возникает противоречие, которые учащиеся объяснить не могут. Но выдвигают гипотезу: пока молекула имеет линейное строение, вращение атомов углерода возможно, а в циклической форме это сделать нельзя.
Учитель. Вращение С -атома возможно только в открытой форме, совместно с альдегидной группой. В результате взаимодействия первого и пятого атомов углерода появляется новая ОН -группа у первого атома, которая может занять два положения: над и под плоскостью цикла. Поэтому возможны две циклические формы глюкозы - -форма ( ОН -группы при 1-м и 2-м атомах углерода расположены по одну сторону кольца молекулы) и -форма (группы ОН находятся по разные стороны):
Между -формой и -формой глюкозы существует равновесие, они могут превращаться одна в другую через альдегидную - переходную - форму. Занесите эти данные в свой проект.
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!