Из речи императора Николая I в Государственном Совете 19 января 1833 г. — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Из речи императора Николая I в Государственном Совете 19 января 1833 г.

2020-06-05 567
Из речи императора Николая I в Государственном Совете 19 января 1833 г. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

При самом моём вступлении на престол я счёл долгом обратить внимание на разные предметы управления, о которых не имел почти никакого сведения. Главным занявшим меня делом было, естественно, правосудие. Я ещё смолоду слышал о недостатках у нас по этой части, о… несуществовании полных на всё законов, или о смешении их от чрезвычайного множества указов, нередко между собою противоречивых... Нетрудно было открыть причину этому: недостаток результатов происходил… от того, что всегда обращались к сочинению новых законов, тогда как надо было сперва основать старые на твёрдых началах. Это побудило меня начать, прежде всего, с определения цели, к которой правительство должно направлять свои действия по части законодательства, и из предложенных мне путей я выбрал совершенно противоположный прежним. Вместо сочинения новых законов, я велел собрать сперва вполне и привести в порядок те, которые уже существуют, а самое дело, по его важности, взял в непосредственное моё руководство…

(Цит. по: Томсинов В.А. Создание Полного собрания законов» «Свода законов» Российской империи // Юридическое образование и юриспруденция в России в первой четверти XIX века. М., 2011. С. 240–241)

 

Было бы неверно представлять Николая I этаким тупым солдафоном, реакционером и мракобесом. Он был умным человеком, получившим преимущественно военное образование и воспитание, и управлял страной в соответствии со своими воззрениями, доминирующую роль в которых играли незыблемость самодержавия, жёсткость, порядок и дисциплина.

Подтверждает это отношение императора к народному образованию. Он понимал несомненную ценность просвещения для развития страны, он жёстко поставил его под свой контроль, имея вполне конкретную цель — создание такой системы образования и воспитания, которая бы исключала возможность развития революционных настроений и обязательно была направлена на формирование верноподданнических и охранительных взглядов. Исполнителем этого курса становится министр народного просвещения граф С.С. Уваров.

Из доклада С.С. Уварова императору Николаю I об основах деятельности министерства просвещения (19 ноября 1833 г.)

Посреди быстрого падения религиозных и гражданских учреждений в Европе, при повсеместном распространении разрушительных понятий, в виду печальных явлений, окружавших нас со всех сторон, надлежало укрепить Отечество на твёрдых основаниях… найти начала, составляющие отличительный характер России и ей исключительно принадлежащие; собрать в одно целое священные останки её народности и на них укрепить якорь нашего спасения.

К счастию, Россия сохранила тёплую веру в спасительные начала, без коих она не может благоденствовать, усиливаться, жить… Без любви к вере предков народ, как и частный человек, должен погибнуть. Русский, преданный Отечеству, столь же мало согласится на утрату одного из догматов нашего православия, сколь и на похищение одного перла из венца Мономахова.

Самодержавие составляет главное условие политического существования России. Русский колосс упирается на нём, как на краеугольном камне своего величия… Спасительное убеждение, что Россия живёт и охраняется духом самодержавия сильного, человеколюбивого, просвещённого, должно проникать народное воспитание и с ним развиваться.

Наряду с сими двумя национальными началами находится и третье не менее важное, не менее сильное: народность … Относительно народности всё затруднение заключалось в соглашении древних и новых понятий; но народность не заставляет идти назад или останавливаться; она не требует неподвижности в идеях…

 

Именно он в 1834 г. создал известную теорию официальной народности «Православие, самодержавие, народность», ставшую идеологической основой всей системы гуманитарного образования и воспитания России в XIX в.

222

В период правления Николая I расширилась возможность получения образования — постоянно увеличивалось число гимназий и уездных училищ, а также количество учащихся в них.

Но наряду с этим в 1835 г. был принят новый университетский устав, серьёзно изменивший статус университетов и значительно ограничивший их автономию. По прежнему уставу 1804 г., период действия которого был одним из самых блестящих в истории отечественного просвещения, во главе управления образованием в провинции стояли университеты. По новому уставу они отстранялись от заведования учебными делами в среднем и низшем звеньях, руководство образованием возлагалось теперь на попечителей учебных округов, большинство из которых были генералы, обладающие военно-консервативным мышлением. Министерство получило широкую возможность вмешиваться в деятельность университетов, право утверждать и назначать преподавателей, что означало утрату их автономного устройства.

Из устава Московского университета (5 ноября 1804 г.)

§ 1. Императорский Московский университет есть вышнее учёное сословие, для преподавания наук учреждённое. В нём приуготовляется юношество для вступления в различные звания государственной службы.

§ 2. Университет, пользуясь высочайшим покровительством, состоит под главным начальством министра народного просвещения…

§5. Университет имеет собственное правление; председатель оного есть ректор, а члены – деканы факультетов…

§ 24. Учёное сословие Московского Университета заключает в себе четыре отделения или факультета: I. Отделение нравственных и политических наук; II. Отделение физических и математических наук; III. Отделение врачебных или медицинских наук; IV. Отделение словесных наук…

§ 28. Главная должность профессоров состоит в том, чтобы: 1) преподавать курсы лучшим и понятнейшим образом, и соединять теорию с практикою во всех науках, в которых сие нужно; 2) преподавая наставления, пополнять курсы свои новыми открытиями, учинёнными в других странах Европы…

§ 30. Каждый профессор должен расположить учение своё так, чтоб курс его кончен был в срок, какой советом будет предписан, и чтоб мог он начать другой в назначенное время…

§ 109. Никто не может быть принят в университет студентом, не имея нужных познаний для слушания курсов, в Университете преподаваемых.

§ 110. Желающий оными пользоваться должен представить правлению университета свидетельство о своём состоянии, и свидетельство директора гимназии о поведении, прилежании и успехах в преподаваемых там науках; прочие вне гимназии обучавшиеся испытываемы быть должны в комитете, от ректора назначаемом, в языках и начальных основаниях нужных наук, и со свидетельством, какое получат о знаниях, являются в правление…

§ 113. Студент, выслушавший курсы для всех наук нужные, и желающий оставить университет, получает в торжественном собрании аттестат за подписанием правления, с приложением печати университета. В аттестате должно быть показано, коликое время пользовался он университетскими постановлениями, внесены свидетельства профессоров, у коих слушал лекции, и свидетельство о его поведении…

§ 124. Студенты в рассуждении нравственности и поведения сообразуются с правилами благочиния, сочиненными Университетским Советом…

 

 

ИЗ ПРОЕКТА А.Х. БЕНКЕНДОРФА ОБ УСТРОЙСТВЕ
ВЫСШЕЙ ПОЛИЦИИ (1826)

События 14-го декабря… вполне доказывают ничтожество нашей полиции и необходимость организовать новую полицейскую власть... <…>

Для того, чтобы полиция была хороша и обнимала все пункты империи, необходимо, чтобы она подчинялась системе строгой централизации, чтобы её боялись и уважали и чтобы уважение это было внушено нравственными качествами её главного начальника. Он должен бы носить звание министра полиции и инспектора корпуса жандармов в столице и в провинции. <…> К этому начальнику стекались бы сведения от всех жандармских офицеров, рассеянных во всех городах России и во всех частях войска: это дало бы возможность заместить на эти места людей честных и способных, которые часто брезгают ролью тайных шпионов, но, нося мундир, как чиновники правительства, считают долгом ревностно исполнять эту обязанность. <…>

Его [министра полиции] проницательность подскажет ему, что не следует особенно доверять кому бы то ни было. Даже правитель канцелярии его не должен знать всех служащих у него и агентов. <…>

Полиция эта должна употребить всевозможные старания, чтобы приобрести нравственную силу... Всякий порядочный человек сознаёт необходимость бдительной полиции, охраняющей спокойствие общества и предупреждающей беспорядки и преступления. Но всякий опасается полиции, опирающейся на доносы и интриги.

223

Первая — внушает честным людям безопасность, вторая же — пугает их и удаляет от престола.

1. Какие причины необходимости реорганизации полиции приводит А.Х. Бенкендорф?

2. На каких принципах должна, по его мнению, строиться власть полиции?

1. Какие черты характера Николая I нашли отражение в его внутренней политике?

2. Какую роль играла в системе государственного управления Собственная Его Императорского Величества канцелярия?

3. С чем было связано создание III Отделения и насколько широко распространялась его компетенция?

4. Оцените значение кодификации российского законодательства. Как вы думаете, почему это дело было поручено М.М. Спе­ранскому?

5. Охарактеризуйте политику правительства Николая I в области просвещения и печати.

 


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.