Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Топ:
Оснащения врачебно-сестринской бригады.
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Интересное:
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Дисциплины:
2020-06-05 | 157 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Русская печь, которая «пришла к нашим предкам из самого
каменного века, что, протопленная раз на досветьи, весь день
хранит в себе тёплыми корм и пойло для скота, пищу и воду
для человека. И спать тепло». А значит, она способна не
только согреть, но и утешить. Ведь когда-то человека, убитого
горем, подводили к печке и говорили: «Печка – матушка,
возьми с раба (рабы) Божьего тоску и кручинушку», то есть печь
являлась «солнцем» внутреннего, домашнего пространства. Мы читаем в рассказе о Матрене: «Она лежала на русской печи, тут же, у входа, накрытая неопределённым тёмным тряпьём».
Анализ произведения (анализ пролога и 1 главы)
О Матрене Васильевне мы узнаем из рассказа героя - повествователя, единственного человека, понявшего и принявшего Матрену. Повествователь близок автору, однако не равен ему. Автор намеренно подчеркивает это дистанцирование от героя-рассказчика, давая ему “имя -отчество” Игнатич.
- Что узнаем мы о нем из пролога?
- Вспомните, при каких обстоятельствах происходит первое знакомство читателей с Матреной?
(Матрена не входит в число “претендентов”, могущих пустить к себе в дом постояльца; мысль зайти к Матрене появляется у женщины, водящей Игнатича по селу, в самую последнюю очередь: “Ну, разве что к Матрене зайдем... Только у нее не так уборно, в запущи она живет...” Не такой, как у всех, и дом Матрены - весь быт ее тоже как бы помечен печатью “странности”. Описание избы.)
- Хочет ли Матрена заполучить такого “выгодного” постояльца?
Подтвердите свой ответ цитатой из текста.
Да, для жителей села она - никудышная хозяйка, не имеющая возможности хорошо принять гостя в своем запущенном доме, герой-повествователь вдруг чувствует, что эта жизнь внутренне близка ему - и остается жить у Матрены.
|
- Как проходит обычный день у Матрены?
- Какую историю “колотной житенки” Матрены поведал нам автор-рассказчик?
(Много горя и несправедливости пришлось ей хлебнуть на своем веку: разбитая любовь, смерть шестерых детей, потеря мужа на войне, адский, не всякому мужику посильный труд в деревне, тяжелая немочь-болезнь, горькая обида на колхоз, который выжал из нее все силы, а затем списал за ненадобностью, оставив без пенсии и поддержки.)
- Обозлилась ли на этот мир Матрена, столь жестокий к ней?
Подтвердите свой ответ примерами из текста.
(Но - удивительное дело! - не обозлилась на этот мир Матрена, сохранила доброе расположение духа, чувство радости и жалости к другим, по-прежнему лучезарная улыбка просветляет ее лицо.)
- Какое было у нее верное средство вернуть себе доброе расположение духа?
“Я заметил: у нее было верное средство вернуть себе доброе расположение духа – работа”.
- Как относится Матрена к работе?
Не так, как все, относится Матрена к работе: для нее это понятие синонимично радости, отдыху, лекарству от всех недугов.
- Как используют ее труд окружающие люди?
Бескорыстно помогает она соседкам, искренне восхищаясь размерами чужой картошки.
“Сердилась Матрена на кого-то невидимого”, но зла на колхоз не держала. Более того - по первому же указу шла помогать колхозу, не получая, как и прежде, ничего за работу.
Все настолько уверены в ее согласии, настолько привыкли использовать ее труд, что не просят прийти, а просто констатируют факт: “Товарищ Григорьева! Надо будет помочь колхозу! Надо будет завтра ехать навоз вывозить! И вилы свои бери!”, “Завтра, Матрена, придешь мне пособить. Картошку будем докапывать”.
Никогда не была ей работа в тягость, “ни труда, ни добра своего не жалела Матрена никогда”. И бессовестно пользовались все окружающие Матрениным бескорыстием.
- А что такое бескорыстие
Бескорыстный - чуждый корыстных интересов. Корысть - выгода, материальная польза.
|
- Как относятся к Матрене окружающие ее люди?
Родные почти не появлялись в ее доме, опасаясь, по-видимому, что Матрена будет просить у них помощи. Все хором осуждали Матрену, что смешная она и глупая, на других бесплатно работающая. Золовка, признававшая за Матреной простоту и сердечность, говорила об этом “с презрительным сожалением”. Нещадно пользовались все Матрениной добротой и простодушием - и дружно осуждали ее за это.
- Были ли в жизни Матрены минуты радости?
Вывод: Матрена Васильевна, кроме своей доброты и совести, не накопила других богатств. Она привыкла жить по законам человечности, уважения и честности.
Глава
- Прочитайте начало 2 главки и ответьте на вопрос: какие отношения сложились между Матреной и рассказчиком?
(Рассказчик и Матрена живут настоящим, не бередят прошлого друг друга, не расспрашивают о нем.)
- Найдите и прочитайте описание внешности Фаддея?
- Что разрушает эту тишину, привычный устой их взаимоотношений?
- На что акцентирует внимание читателя автор? Какой “говорящий” эпитет характеризует этого героя?
(Солженицын виртуозно описывает внешность персонажа одним-единственным прилагательным “черный” - употребил его 6 раз подряд! И каждый раз оно воспринимается как новый изысканный эпитет.)
Вывод: Приход Фаддея разрушает эту тишину, привычность, устойчивость настоящего, прошлое внезапно напоминает о себе.
Горячее, незабытое, оно, оказывается, не исчезало, просто притаилось до срока. И срок пришел. Прошлое неожиданно осветило всю жизнь Матрены новым, трагическим светом. Перед нами появляется другая, еще не знакомая нам Матрена. Она, кажется, меняется даже чисто внешне: “Я откинулся - и в первый раз совсем по-новому увидел Матрену...” Именно в этот вечер Матрена полностью раскрывается перед Игнатичем.
6. “Рассказ о прошлом”
Рассказывая о своем прошлом, Матрена как бы заново переживает эти события.
“Так в тот вечер открылась мне Матрена сполна. И как это бывает, связь и смысл ее жизни, едва став мне видимыми, - в тех же днях пришли и в движение”.
- Что изменило обычный образ жизни Матрены?
- Почему Матрене тяжело решиться отдать своей воспитаннице завещанную горницу при жизни?
- Почему “не спит она две ночи”, думая о горнице? Жалко ли ей горницы? Свой ответ подтвердите цитатой из текста.
|
Матрене не жалко саму горницу; ломка дома воспринимается ею как ломка всей ее жизни.
- Почему читатель верит ей?
- Почему он чувствует, что события действительно закончатся трагически?
- Где автор уже успел подготовить нас именно к такому финалу?
- Попробуйте, ребята, поискать эти авторские “подножки”, подставленные читателю.
(Вспомните загадочное начало рассказа - о поездах, сбавляющих по непонятным причинам ход на одном из железнодорожных переездов; страх Матрены перед поездом; пропажу святой воды (плохое предзнаменование!) на Богоявление; исчезновение колченогой кошки.)
- Зачем Матрена бросается вдогонку за санями?
- Как автор показывает нам тревогу за Матрену, ощущение того, что случится беда?
- Что поведала нам подруга Маша о последних минутах жизни Матрены, о произошедшей трагедии на переезде?
Учитель
- Вот и не стало Матрены. “Убит родной человек”, - не скрывает своего горя герой-рассказчик.
- Проследим за поведением людей, собравшихся на похоронах Матрены.
- Кто из них искренне переживает смерть Матрены, горечь ее утраты?
Вывод: Людей, действительно искренне переживающих смерть Матрены, очень мало - близкая подруга, “вторая” Матрена и воспитанница Кира.
Все остальные лишь изображают горе, за текстом их плачей и причитаний явственно ощущается желание заполучить наиболее выгодную часть наследства. Фаддей вообще не приходит на похороны - он занят спасением горницы. И оказалось, что уходит Матрена из жизни, так никем и не понятая, никем по-человечески не оплаканная.
Учитель
- Автор признает, что и он, породнившийся с Матреной, никаких корыстных интересов не преследующий, тем не менее, так до конца ее и не понял. И лишь смерть раскрыла перед ним величественный и трагический образ Матрены.
И рассказ - это своего рода авторское покаяние, горькое раскаяние за нравственную слепоту всех окружающих, включая и его самого.
Он преклоняет голову перед человеком большой бескорыстной души, но абсолютно безответным, беззащитным, придавленным всей господствующей системой. С уходом Матрены уходит из жизни что-то ценное и важное…
|
|
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!