Таким образом, в романе-памфлете А. Франца «Остров пингвинов» отразились противоречия современного общества, на которые сам автор не дает ответа. — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Таким образом, в романе-памфлете А. Франца «Остров пингвинов» отразились противоречия современного общества, на которые сам автор не дает ответа.

2020-06-05 159
Таким образом, в романе-памфлете А. Франца «Остров пингвинов» отразились противоречия современного общества, на которые сам автор не дает ответа. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В произведении нет главного героя и нет единого сюжета.

 

Боги жаждут. (1912).

ЭВАРИСТ ГАМЛЕН -герой романа «Боги жаждут». Это реальный персонаж, художник, ученик Давида, остался совершенно неизвестным, но автор сделал его образцовым молодым патриотом- республиканцем времен Французской революции. Он наивный и робкий, неловкий с женщинами. Он влюблен в Элоди, дочь торговца эстампами. Но, отдавшись политическим страстям он оказывается ярым приверженцем террора. Когда его назначили присяжным, он стал действовать в трибунале в государственных интересах, отправляя на смерть даже своих знакомых.. Гильотина видится ему единственным путем в грядущий век непорочности.

 

 Поднимаясь на эшафот, чтобы разделить участь Робеспьера, Э.Г. жалеет лишь о своем «предательстве Республики» о снисходительности.

Действие происходит в Париже в 1794 г., во время последних месяцев якобинской диктатуры. Анатоль Франс показывает нам целую галерею художественных образов – типических персонажей той эпохи: бывшие аристократы, представители художественной богемы и городских низов вплоть до неграмотной проститутки, одного из самых пленительных образов романа.

В центре романа – судьба художника Эвариста Гамлена. Добросердечный человек, способный поделиться куском хлеба и автор талантливых картин, он прозябает в бедности, не умея подстраиваться под вкусы публики. Бывшая аристократка устраивает его заседателем в революционный трибунал и жизнь его резко меняется. В начале деятельности он пытается разобраться в судебных делах, и даже, случается, его голос спасает подозреваемого. Но чем дальше – тем сильнее императив: Он виновен. На гильотину! И он отправляет на казнь десятки, а затем и сотни людей, в том числе и мужа своей сестры, помогшую ему аристократку и своих бывших друзей. Он верит, что такова воля народа (не путает ли он народ с толпой?), такова воля истории. А если в нем и есть какие-то сомнения, то они уходят после речей революционных лидеров, которые из сложного все делают простым. Но чувства нельзя обмануть, Эварист кричит ночами, он обречен на муки. Эти муки он предсказал в своей картине «Орест, терзаемый фуриями». Но если на картине Оресту помогает его сестра, то в жизни сам Эварист отворачивается от нее. И гибель героя в конце романа неизбежна. Лепестки красной гвоздики, цветка его возлюбленной Элоди, символизируют капли крови героя.

Но погибает не только запутавшийся герой. Погибает благородство и просвещение в лице аристократа Бриссо, погибает беззаветная вера в Бога в лице монаха – отца Лонгмара, погибает благодарность в лице куртизанки Атенаис. Остаются приспособленцы и предатели: писец Анри – альфонс, погубивший свою любовницу, художник Демаи, который интересуется лишь плотскими утехами, и готов рисовать что угодно, содержанки, меняющие покровителей.

И остается Франция. Образ ее Анатоль Франс воплотил в образе возлюбленной главного героя Эвариста – Элоди. Некрасивая, но обаятельная, любвеобильная и расчетливая. Она бросается в объятия любовника-палача, в ней сливаются страх и страсть. Но и потеряв его, она не расстраивается надолго: на смену одному возлюбленному приходит другой.

Необычайно убедителен писатель в изображении прошедшей эпохи, он ярко воссоздает Париж времен революции с мельчайшими подробностями топографии, взаимоотношений людей, нравов, моды и даже кулинарии (впрочем, почему даже, для французов это святое). Теряется ощущение, что это исторический роман, кажется, что автор современник изображаемых им героев.

Р.Роллан. (1866- 1944)

 

Лауреат Нобелевской премии по литературе (1915).

 

Признание Ромен Роллан получил на рубеже XIX и XX веков, после публикации и постановки цикла его пьес, посвящённых событиям Великой французской революции: Сначала появились пьесы Трагедия веры: Святой Людовик (1897), Аэрт (1898), Триумф разума (1899). За ними последовали пьесы строго исторические: Дантон (1900), 14 июля (1902) и Робеспьер (1938).

Среди других его произведений нужно выделить цикл книг о великих художниках: «Жизнь Бетховена» (1903), «Жизнь Микеланджело» (1907), «Жизнь Толстого» (1911).

Наиболее известное произведение — роман «Жан-Кристоф», состоящий из 10 книг. Этот роман принёс автору мировую славу и переведён на десятки языков. Цикл рассказывает о кризисе немецкого музыкального гения Жан-Кристофа Крафта, прототипом которому стали Бетховен и сам Роллан. Завязавшаяся дружба молодого героя с французом символизирует «гармонию противоположностей», а более глобально — мир между государствами. Главный герой книги – немецкий композитор, чья жизнь описывается с рождения в маленьком городке на берегу Рейна до смерти в Италии. Его музыка не получает должного признания, но в преодолении трудностей он опирается на преданную дружбу и любовь.

«Кола Брюньйон» (1918), самое жизнеутверждающее произведение Роллана довоенного периода. Сам писатель считал эту повесть передышкой после тяжелого романа «Жан-Кристоф».

Действие повести разворачивается в Бургундии, в городке Кламси, где родился и сам Роллан. Время действия - любимая роллановская эпоха Возрождения. Главный герой - резчик-плотник Кола Брюньйон, мужчина веселого характера, сообразительный, жизнерадостный и талантливый. Кола - олицетворение наилучших черт национального характера французов. Ведущей темой произведения является тема творчества, но Роллан понимает ее широко, не только как профессиональную деятельность, а и как творческое отношение к жизни. Кола Брюньйон - настоящий художник и творец не только потому, что он талантливый скульптор; главным в его характере есть то, что он не может жить без работы, не принося радости людям. Поэтика «Кола Брюньйона» отличается от стиля «Жан-Кристофа» с его утонченным психологизмом и интелектуальностью. В повести властвует стихия живого разговорного языка, колоритного и бодрого. Роллан прибегает к фольклорной стилизации, к ритмизированной прозе.

 Жан Кристоф. (1912)

Повествование о жизни гениального музыканта, от рождения и до смерти. В романе нет романической интриги, но зато много размышлений. Речь наполнена выразительностью и чувством и мало похожа на бытовую. На страницах появляются имена композиторов и писателей разных эпох. Нередко идет речь о событиях общественной и художественной жизни, которые читателю малоизвестны.

В этом романе, поколение 1904г. Нашло основание для того, чтобы надеяться, бороться. Рабочий класс набирал силу, самостоятельность, привлекал людей на свою сторону.

Главная линия романа- история музыканта, творческие поиски, восхождение композитора. Он далек от политической жизни, но возмущен властью, искусственной культурой, он против угнетения человека и живет в ожидании исторических перемен в жизни людей.

Главный герой- бунтарь, творец, гуманист, человек отважный и щедрый душой.

Роман богат критическим содержанием: мещанский мир Германии, где господствует захолустное прозябание и боевая ярость; буржуазная верхушка Франции погрязшая в коррупции и цинизме.

 

Пятая книга начинается с диалога автора от лица Жана Кристофа, со своей тенью и отличается особой резкостью. Изумленному и возмущенному взору Жана открывается парижская "ярмарка на площади". Роллан был хорошо знаком с нравами ярмарки и сказал об этом все что думает, не боясь нажить врагов. Он говорил: "Нападая на продажных французов, я защищаю Францию... Нужно говорить ей правду, особенно когда ее любишь". Позицию автора сумели понять и у него в стране и за рубежом

Жан Кристоф дружит с французским литератором Оливье, с соседями парижанами. Маленький Жан впервые сталкивается с несправедливостью, когда его оскорбили и побили наглые сынки барина, где мать работала кухаркой. Взрослый, он приходит в ужас от условий жизни парижской бедноты, где восемь из десяти человек живут в нужде. Жан конечно встает на сторону рабочих.

Автор говорит не только о европейских странах, где происходит действие романа: перед глазами картина всего человечества в начале 20-го века.

В последней книге «Неопалимая купина», особенно остро звучит проблема революционного преобразования мира.

Ромен Роллан трезво видел слабые стороны французского рабочего движения перед первой мировой войной: разделение на группы и различные течения, сектантство, анархия. Жан Кристоф и Оливье принимают участие в борьбе рабочего класса, но после трагической гибели Оливье в схватке с полицией, Жан отходит от общественной жизни.

Среди персонажей романа немало простых и честных людей с душой, открытой искусству. Кристоф обретает поддержку в дружбе с ними.

После долгой жизни, которая прошла в лишениях, волнениях, тяжелых трудах, он не скатился вниз. Его музыка, смелая, наполненная энергии, необычная, получила признание. В старости, угас его бунтарский пыл и он уже без споров слушает мнения с которыми он не согласен. Молодое поколение, поддающееся военным настроениям, не вызывает в нем гнева.

В последней книге романа действие перенесено в будущее, показана духовная атмосфера Франции накануне первой мировой.

В романе заложена идея мира и взаимопонимания народов. Роллан ориентировался на образ Бетховена, но из его жизни Роллан задействовал лишь некоторые факты, относящиеся к детству и ранней юности композитора. Ж.-К. — полунемец-полуфламандец, у него широкое лицо с грубоватыми крупными чертами и грива густых непокорных волос, он родился в небольшом немецком городке. Жан Кристоф вынужден эмигрировать во Францию. Таким образом, Роллан показал литературно-артистический мир Парижа и Францию через критическое восприятие иностранца.

Для Роллана было важно передать общий дух эпохи, ее драматизм, открывающиеся возможности, поэтому автор не обращал внимания на некоторые хронологические неточности.

Жан Кристоф не идеальный герой, в его характере и жизненном пути есть ошибки и неудачи. Роллан говорил: "Жан Кристоф всегда представлялся мне рекою", а в реке "воды не перестают течь и меняться". Но, в первую очередь Жан Кристоф-музыкант, он жаждет возвышенной, нравственной жизни. 

Первые четыре книги («Заря», «Утро», «Юность», «Бунт») последовательно описывают детство и юность Ж.-К. в одном из захудалых княжеств пиренейской Германии. Сын придворного музыканта, Ж.-К. в раннем возрасте обнаруживает необычайное музыкальное дарование. Пьяница отец, желая извлечь выгоду из таланта сына, стремится сделать его вундеркиндом. Он, жестоко избивая, дрессирует малыша, добиваясь от него виртуозной игры на скрипке. Дед Ж.-К., тоже музыкант, записывает импровизации мальчика, проча ему великое будущее. В шесть лет Ж.-К. становится придворным музыкантом герцога.

Дядя Готфрид, открывает Ж.-К. простую истину: музыка должна иметь смысл, должна быть «скромной и правдивой, выражать подлинные, а не поддельные чувства».

Роман «Ярмарка на площади» посвящен жизни Ж.-К. в Париже. Это самый страстный и гневный роман всей серии, памфлет против разлагающегося искусства XIX». На парижской ярмарке продается все: убеждения, совесть, талант.

Ж.-К. объявляет непримиримую борьбу ярмарке, он пишет оперу «Давид». Но оперу не принимают.

Роллан подчеркивает контраст внешности и характеров друзей: огромный, сильный, уверенный в себе, вечно рвущийся в бой Ж.-К. и небольшого роста, сутулый, тщедушный, робкий, боящийся конфликтов и резкостей Оливье. Но оба они чисты сердцем и щедры душой, оба бескорыстно преданы искусству. Друзья ставят себе целью отыскивать и сплачивать хороших и честных людей. В романах «В доме» и «Подруги» Роллан показывает эти поиски.

Друзья сближаются с рабочими, с социал-демократическим движением. Героика борьбы пьянит Ж.-К., и он сочиняет революционную песню, которую на следующий же день распевает рабочий Париж. Погруженный в кипение страстей, Ж.-К. увлекает за собой Оливье на первомайскую демонстрацию, которая перерастает в вооруженную стычку с полицией. Ж.-К. на баррикаде, он распевает революционные песни, он стреляет и убивает полицейского. Друзья прячут Ж.-К. от ареста и переправляют за границу. Там он узнает, что Оливье умер. Ж.-К. живет в горах Швейцарии, он вновь одинок, раздавлен, разбит. Мало-помалу возвращается к нему душевное здоровье и возможность творить. А спустя какое-то время он обретает и новую дружбу-любовь, повстречав свою бывшую ученицу итальянку Грацию. В заключительной части романа Роллан приводит своего героя-бунтаря к вере, к возможности разрешить социальные конфликты мирным путем, к идее всемирного братства — интернационалу Духа («Грядущий день»). Смерть Ж.-К. Роллан изображает символической картиной: герой, переходя бурный поток, выносит на своих плечах младенца — Грядущий день. Роман «Жан-Кристоф» — роман идей, в нем мало примет быта, мало событий, основное внимание сосредоточено на внутреннем мире героя, на его духовной эволюции.

 

 

Кола Брюньон.(1918)

Произведение проникнуто страстной любовью к жизни во всех ее проявлениях.. Никогда не унывающий весельчак и балагур Кола Брюньон умеет получать удовольствие от всего, что делает: наслаждается трудом, вином, едой и плотскими радостями.Чувство юмора и философское отношение к жизни помогают Кола Брюньону переживать все невзгоды и трудности. «Глаза у меня – открытые широко, большие, с морщинками в углах, спокойные и насмешливые, пустые грезы не для меня!», «… старый воробей, бургундских кровей, обширный духом и брюхом…», «… я слишком ценю свой покой и не настолько глуп, чтобы из-за слов огорчаться хоть на грош», «для меня дороже всех земных благ моя свобода».

Писатель считал своего героя воплощением «галльского духа» — исконного духа Франции. Столяр, резчик по дереву из Кламси (родной город Роллана) живет в эпоху религиозных распрей, когда в стране идет гражданская война, когда католики и протестанты режут друг друга. Сам К.Б. уже далеко не молод. Умудренный житейским опытом, К.Б. «согласен со всеми вашими богами, и языческими и христианскими, и с богом-разумом, кроме того».

Больше всего он ценит жизнь, а жизнь для него — это работа, благодаря которой хорошеет вокруг Божий мир, плодоносит земля, растут дома и дети. Детей у К.Б. трое, сыновья — один католик, другой протестант, воюют друг с другом, — а отец любит больше всех дочку Мартину и больше Мартины — внучку Глоди. А еще герой любит дерево и те образы, которые рождаются из-под его резца.

К.Б. — творец, это и определяет его жизненную позицию. В спор ради спора он не вступит, не станет и воевать, загоревшись чужой страстью, но когда речь зайдет о сохранности жизни, он сумеет взять на себя ответственность и встанет во главе своих земляков, чтобы защитить общее благо от разорителей. Чего только не пережили жители маленького Кламси за короткое время: грабительские нашествия войск, эпидемию чумы, пожар, нападения бандитов, — но рано или поздно жизнь все-таки возвращается в обыденную колею, люди начинают залечивать раны, латать дыры, строиться, обживаться. К.Б. вернулся на пепелище — жена его умерла, мастерскую спалили, а все его произведения, изрезал ножом и изуродовал солдат-постоялец. У мастера отнято все. Но можно ли что-то отнять у человека, если он — мастер?

Его речь остроумна.

По дороге домой, на пепелище, он встречает своего подмастерья, который, рискуя жизнью, спас из горящей мастерской одну из работ — фигурку Магдалины. И мастер понимает: не все потеряно, ведь осталась лучшая из его работ — душа мальчишки-подмастерья, которому он сумел внушить такую же, как у него, любовь к прекрасному.

В конце жизни он не остается одинок. На крестинах внучки он сидит во главе стола. Он по своему богат и счастлив.

 

Кола Брюньон - гимн жизни и Творчеству, гимн свободолюбию и человечности.

Брюньон видит в народе великую созидательную силу, творца всех материальных и духовных ценностей, и поэтому такой гордостью за него и чувством собственного достоинства проникнуты его слова, обращенные к спесивому графу де Маюбуа: "Что мы умеем, кроме, значит, того, чтобы брюхатить землю и делать ее плодородной.., сеять, выращивать овес и пшеницу, прививать виноград.., молотить зерно.., делать хлеб и вино, тесать камни.., ковать железо, чеканить, плотничать, проводить каналы и дороги, строить, воздвигать города с их соборами, -словом, быть хозяевами французской земли".

Жизнь приготовила Кола Брюньону суровые испытания: пожар уничтожает дом, умирает жена, погибают лучшие произведения, болезнь приковывает его к постели. Но ничто не м ожег сломить этого жизнерадостного и мужественного бургундца, даже чума вынуждена отступить перед ним.

 

Главы, образуют повесть (их 14), и обладают сюжетной самостоятельностью и завершенностью.

 

Речь Брюньона насыщена пословицами, поговорками, афоризмами, выражающими народную мудрость ("когда хозяева ссорятся, народ всегда в выигрыше"; "завел жену - забудь тишину"; "во всякой пирушке бывают разбитые кружки" и др.). Выразительные сравнения ("глаз свежий, как шпинат", "голос трескучий, как сверчки в траве", "сердце мое ссохлось, как старая лоза" и др.), метафоры ("солнце омывало в воде свои золотые волосы", "гроза высиживала свои яйца", "бледная улыбка далекой зари"), придают повествованию красочность и естественность.

 

О.Уайльд. (1854-1900) Ирландский писатель.

 

 

САЛОМЕЯ (1893).

Уайльд использует в драме библейский сюжет, рассказывающий о гибели Иоанна Крестителя.

Уайльд использует в драме библейский сюжет, рассказывающий о гибели Иоанна Крестителя. Принцесса иудейская С. влюблена в пленника, брошенного в темницу царя Ирода, — пророка Иоканаана (Иоанн Креститель), но встречает только ненависть и презрение с его стороны. Капризная принцесса, привыкшая видеть лишь восхищенные взгляды мужчин, клянется, что поцелует пророка, пусть даже против его воли. И когда царь Ирод просит Саломею танцевать для него, обещая выполнить за это любое ее желание, она требует отрубить голову Иоканаана. Ни мольбы испуганного Ирода, ни его обещания дать ей взамен все богатства царской сокровищницы не трогают С. — страсть и жажда мести для нее превыше всего. Прекрасную голову Иоканаана, лежащую на серебряном блюде, С. целует в губы — она выполнила свою клятву. И платит за это собственной жизнью: царь приказывает убить ту, ради которой он вынужден был пожертвовать головой пророка и навек лишиться покоя. Уайльд создает в драме атмосферу тревоги, ожидания невероятных событий, может быть, близящейся катастрофы. С. — центр, звезда этого мира, привлекательная и отталкивающая одновременно. Ее нельзя назвать порочной, потому что она не знает, что такое порок, как не знает и что такое добродетель. С. существует вне понятий нравственности, она погружена во власть страстей. Единственный идол, которому служит юная принцесса, — это красота, которую можно найти в любви, в наслаждении, в жестокости и даже в смерти.

 

Любовь изображается Уайльдом как неестественное, извращённое чувство. Её любовь переплетается с ужасом и ненавистью; говоря Иоканаану о своей любви, Саломея подбирает для него самые отталкивающие сравнения: “Твои волосы — как клубок змей! Твоё лицо бело, как кладбищенская стена при лунном свете! Оно бело, как кожа прокажённого!”

 

В пьесе Оскара Уальда Саломея влюбляется в заключённого Иоканаана, трижды просит разрешения коснуться его тела, поцеловать его волосы, и наконец, губы, но пророк трижды отвергает её и осыпает проклятиями, также как и её мать. Молодой стражник, влюблённый в Саломею, слыша её признания Иоканаану, не выдерживает и закалывает себя. Входят Ирод и Иродиада и видят труп. Ирод полагает это за дурное предзнаменование, его предчувствия усиливаются после того, как он начинает слышать шорох крыльев и приглядываться к луне. Он упрашивает Саломею станцевать для него, Иродиада против, она запрещает мужу смотреть на свою дочь. Однако Саломея соглашается при условии, что после Ирод выполнит любое её желание и пожалует любой наградой, «пусть даже это будет половина царства». Саломея танцует Танец Семи Покрывал, а в награду требует голову Иоканаана. Иродиада горячо поддерживает решение дочери. Ирод умоляет освободить его от данного им слова, обещает любые дары, заявляет что это преступление, за которым, согласно череде предзнаменований, обязательно последует какое-то несчастье. Но Саломея непреклонна, она получает свой дар — голову Иоканаана на серебряном блюде. После этого она целует её в мёртвые губы, упрекая пророка в случившемся и продолжая изливать ему признания в любви. Окружающие шокированы этой сценой, больше всех ошеломлён Ирод: «Она отвратительна, твоя дочь, она в конец отвратительна». Ирод отдаёт приказ солдатам убить Саломею, и те раздавливают её щитами.

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.045 с.