При вялом дыхании вдох недостаточно глубокий и полный, выдох осуществляется без активного взаимодействия дыхательных мышц, от этого не создается нужное подсвязочное давление. — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

При вялом дыхании вдох недостаточно глубокий и полный, выдох осуществляется без активного взаимодействия дыхательных мышц, от этого не создается нужное подсвязочное давление.

2020-06-05 136
При вялом дыхании вдох недостаточно глубокий и полный, выдох осуществляется без активного взаимодействия дыхательных мышц, от этого не создается нужное подсвязочное давление. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Работа голосовых мышц при таком дыхании неполноценна - говорят, «нет опоры». При форсированном дыхании голосовые связки перенапрягаются, чтобы противостоять сильному подсвязочному давлению, от чего нарушается их нормальная работа.

Большое влияние на голосообразование и на интонацию оказывает атака звука – то есть способ смыкания голосовых связок, их переход от дыхательного положения к певческому.

Как показал анализ музыкально-педагогической литературы, неправильная вокальная интонация напрямую зависит от:

- Голосообразования

- Правильной координации звуковысотного слуха и голоса

- Развития ладо-тонального слуха

- Певческого дыхания

Из этого можно сделать вывод, что развитие вокальной интонации неразрывно связано с развитием всех вокальных навыков и напрямую зависит от них.

Специфика интонирования вокальной музыки состоит в обязательной опоре на предварительные представления слухового образа с целью озвучить соответствующую интонацию. Академическое образование формирует голос певца, опираясь на классические нормативы. Этот процесс осуществляется на материале академической музыки, базирующемся на лучших образцах отечественной и зарубежной музыкальной литературы.

Особенностью современного вокального языка стало использование всего богатства возможностей голоса и органов речи в процессе фонации.

Фонация (от греч. phone - звук, голос) - физический процесс образования звуков, воспринимаемых слухом.

При этом практикуется не только певческий, но и речевой способ звукоизвлечения. Под «певческим» и «речевым» понимаются режимы работы голосового аппарата. Собственно же способы звукоизвлечения здесь и далее разделяются на фонационный (с участием голосового аппарата) и нефонационный (без участия голосового аппарата, т.е. «звучащие жесты»).

При фонационном способе можно выделить звуки, имеющие преобладающую частоту основного тона, и звуки, не имеющие преобладающей частоты тона. На основе с одной стороны равноправного, а с другой стороны, взаимодополняющего существования и использования певческого и речевого способов фонационного звукообразования, а также внедрения нефонационных способов звукоизвлечения, возникают новые системы организации вертикали и горизонтали. В этих условиях стереотипы, сформированные существующей системой академического образования, господствующие в сознании.

Вокальный язык - система звукового интонирования

 

Вокальная речь - это средство передачи музыкально-эстетической и эмоциональной информации от исполнителя к слушателю. От разговорной речи она отличается значительно увеличенной мощностью и громкостью, длительностью звучания гласных, особенностями тембра, характерными модуляциями высоты основного тона, наличием вибрато, особой ролью высоты певческой форманты, спецификой физиологических механизмов голосообразования (дыхания, гортани, резонаторов).

В вокальной речи происходит слияние текста речевого и музыкального, речь накладывается на мелодию. Вокальная музыка в основе своей написана на стихотворные тексты, соединение акцентов речевых и музыкальных - даёт единство музыкальной и вокальной линии в произведении.

Вокальная речь, реализующаяся в пении, представляет собой одну из форм коммуникации, в которой объединены языковые и музыкальные средства.

Фонетическая специфика вокальной речи связана с доминированием гласных полного образования во всех ударных и безударных слогах. Акустико-фонетические характеристики вокальной речи обусловлены ее особой синтетической природой, которая проявляется во взаимодействии законов организации вербального и музыкального компонентов.

 

Вокальное интонирование

В музыкознании   интонация — ключевое понятие учения Б.В.Асафьева, соединяющего в себе методы, присущие теории и истории музыки, с методами социологии и культурологии. В соответствии с этим подходом музыкальная интонация рассматривалась им на широком социокультурном фоне как специфически музыкальное проявление исторически изменчивой и общественно детерминированной деятельности индивида. В своей книге «Музыкальная форма как процесс» Асафьев метафорически описывал интонацию многими способами, в том числе как «состояние тонового напряжения», как «качество осмысленного произношения» и т.п. При том, что научного определения интонации Асафьев не дал, он, тем не менее, определял все важнейшие категории музыки и саму музыку через интонацию. Так, лад по Асафьеву — это «интонационная, в общественном сознании коренящаяся совокупность мелодико-гармонических связей», музыкальное произведение — это «форма социального обнаружения музыки в процессе интонирования» и, наконец, музыка — это «искусство интонируемого смысла».

Термин «интонация» следует отличать от «интонирования» — музыкально-исполнительского термина  - верное попадание в тон, нефальшивое пение/исполнение на музыкальном инструменте, особенно на инструменте с нефиксированной высотой тона.

ИНТОНИРОВАНИЕ — осознанное воспроизведение музыкального звука голосом или на инструментах».

Понятие "интонирование" также музыканты применяют в том случае, когда говорят об умении мыслить музыкальные звуки не по отдельности, а заключать их в единую музыкальную мысль - строить фразы, предложения. Опытный музыкант практически не мыслит отдельными звуками, а слышит сразу музыкальную мысль.

Если звуки заключаются в музыкальную фразу, то некоторые из них могут чуть занижаться или завышаться, показывая звуковедение вверх или вниз. У вокалистов и хоровиков есть целые схемы того, какие ступени музыкальных ладов завышаются, занижаются или остаются стабильными, в зависимости от того в каком музыкальном ладу (минор, мажор) или его разновидности мы находимся. А обуславливается это тем, что мы воспринимаем звук как чистый не в какой-то определённой точке, а в некотором диапазоне. Этот диапазон и позволяет менять высоту звука в его пределах. Если поющий или играющий музыкант не воспроизводит такое звуковедение, обусловленное предслышанием следующих звуков, то его интонация тоже не воспринимается, как чистая, не смотря на то, что формально он музицирует верно.

Пение - исполнение музыки голосом, искусство передавать средствами певческого голоса идейно-образное содержание музыкального произведения, один из древнейших видов музыкального искусства. Пение может быть со словами и без слов, с инструментальным аккомпанементом, и без него - а капелла.

Пение различается:

- по видам - сольное (одноголосое), ансамблевое (на два голоса - дуэт, на три - трио, на четыре - квартет и др.) и хоровое;

- по жанрам - оперное, связанное с драматическим действием, с театральным представлением, включающее в себя все виды вокального искусства и камерное (концертное исполнение арий, романсов, песен главным образом соло или небольшими ансамблями). Кроме того существует эстрадный жанр, включающий множество стилей пения (в народной манере, говорком, нараспев, в микрофон и др.).

Существуют три основных типа построения вокальных мелодий и соответственно три манеры пения:

певучий стиль - требуется широкое, плавное, связное пение – кантилена;

декламационный стиль - пение воспроизводит строение и интонации речи (речитатив - род вокальной музыки, приближающийся к естественной речи при сохранении фиксированного музыкального строя и регулярной ритмики. Применяется в опере, оратории, кантате в различных видах («сухой», «аккомпанированный».Речитативные интонации встречаются и в песнях, и в инструментальной музыке);

колоратурный стиль - мелодия в известной мере отходит от слова и оснащается многими украшениями, пассажами, исполняемыми на отдельные гласные или слоги.

Пение без словвокализ (от франц. Vocalise - гласный звук), музыкальное произведение для пения без слов на гласный звук, обычно упражнение для развития вокальной техники. Известны и вокализы для концертного исполнения.

 

Различные национальные школы пения характеризуются своим стилем исполнения, манерой звуковедения и характером певческого звука.

Первой европейской школой пения была итальянская - она сложилась в начале 17 века. Выделяясь совершенной техникой бельканто и блестящими голосами, многие её представители получили мировое признание. Вокальность итальянского языка и удобство для голоса итальянских мелодий позволяют максимально использовать возможности голосового аппарата. Итальянская школа выработала эталон классического звучания голоса, которому в основном следуют остальные национальные школы пения.

Высокое совершенство итальянского певческого искусства оказало влияние на формирование и развитие других национальных вокальных школ - французской, отличительную особенность которой составляют декламационные элементы, происходящие от распевной декламации актёров французской классической трагедии, немецкой, в своём развитии отвечавшей требованиям, которые ставила перед исполнителями вокальная музыка крупнейших немецких и австрийских композиторов и самобытной, ведущей начало от манеры исполнения народных песен, русской школы.

Русская вокальная школа оформилась под влиянием художественных требований искусства русских композиторов-классиков М.И.Глинки, М.П.Мусоргского, П.И.Чайковского и др. Исполнительский стиль её выдающихся представителей Ф.И.Шаляпина, Л.В.Собинова и др. характеризовался мастерством драматической игры, простотой, задушевностью исполнения, умением сочетать пение с живым, психологически окрашенным словом.

 

Певческая интонация

 

Глубокое родство музыкальной и речевой интонации является важнейшей из основ, на которых базируется выразительность музыки, её способность воздействовать на слушателя. Это родство издавна замечали и музыканты и ученые. Ещё древние философы обращали внимание на близость музыки к декламации, к речи и называли музыку своеобразным языком. Сходство материала речи и музыки, известная близость функций речевой и музыкальной интонации, а также вытекающие из общности материала и функций родства принципов организации интонационного процесса относятся к важнейшим факторам, обеспечивающим возможность перенесения речевого опыта на восприятие музыки.

Наряду с этими внутренними факторами, объединяющими речь и музыку, существуют и внешние: цепочка связей музыки и речи в вокальных жанрах, общий коммуникативный опыт человека - опыт разнообразных форм общения, среди которых речь не является единственной, но выделяется по своей роли.

Сходство вокальной и речевой интонаций проявляется в наличии понятия опоры, в расположении главного опорного звука в нижнем регистре голосового диапазона, чередовании волнообразных подъемов и спусков звуковысотного движения с нисходящим движением как итогом смыслового высказывания. Роднят вокальную интонацию с речевой и наличие пауз, цезур, и т.п.

Напряжения, идущие вверх, ослабления, идущие вниз, - характерный прием в интонационном высказывании. Это обусловлено неодинаковым напряжением голосовых связок.

Певческая интонационная система обладает несколькими значениями:

Во-первых, экспрессивным, связанным с эмоциональной стороной и волевыми устремлениями человека. Это могут быть интонации ликования, торжества, призыва к действию, ощущения тревоги, гнева и т.д.

Во-вторых, логическим значением, характеризующимся семантикой смыслов: вопросы, утверждения, отрицания, завершения мысли. Во многом они закрепились в так называемых риторических фигурах, которые первоначально были выделены в ораторской речи. К примеру, ниспадающая интонация стона, вопросительная, утвердительная, фанфарная имеют в традиции сложившееся значение.

При воспитании вокальных навыков необходимо опираться на звуковысотный и тембровый слух в их комплексе, ибо тембровые свойства звука помогают в работе над интонированием собственно высоты, а правильное интонирование высоты звука выявляет тембровые качества звучания.

Умение чисто интонировать — сложный навык, непосредственно связанный с формированием и развитием музыкально-слуховых представлений звуковысотности и тембровой окрашенности. В этом прослеживается диалектическая сущность взаимосвязи музыкально-слуховых представлений с полученными практическими результатами. Способность оперировать музыкально-слуховыми представлениями в пении воспитывается умением сольфеджировать произведения.

В процессе пения по нотам певцы корректируют свое звучание в вокально-интонационном направлении. Ученые-акустики объясняют, что интонация певческого голоса опирается на зонную природу звуковысотного слуха.

Зонный слой, которым пользуются певцы, выражается в свойстве интервалов отклоняться от строгой и неизменной величины. Зонный строй опирается на устойчивые интервалы: октавы, квинту, кварту, большую секунду. Эти интервалы служат основой мелодического строя и при интонировании должны исполняться очень точно, чтобы выработать музыкально-слуховые представления опорных интервалов.

Опираясь на устойчивые интервалы, певцы сознательно могут варьировать размеры неустойчивых интервалов и создавать различные интонационные, а, следовательно, тембровые оттенки, исходя при этом из закономерности интонирования, заключающейся в тенденции к сужению малых и уменьшенных интервалов и расширению больших и увеличенных интервалов, в особенности более острого тяготения малой секунды.

Проблема интонирования тесно связана с вокальным слухом. По определению В. П. Морозова, «вокальный слух— это, прежде всего, не только слух, а сложное музыкально-вокальное чувство, основанное на взаимодействии слуховых, мышечных, зрительных, осязательных, вибрационных, а может быть и еще некоторых других видов чувствительности».

 

Речевая интонация

 

Как осуществляется выразительность звучащей речи?

При утверждении, констатации, голос на ударном слоге падает вниз. Другие средства применяются, если фраза вопросительная. На ударном слоге голос заметно повысится. В то же время, несколько усилившись, фраза окрасится открытым или сдержанным любопытством, недоумением или другим чувством, что выразится также в оттенках голоса. Предложение, выражающее просьбу, кроме эмоциональной окраски, будет отличаться удлинением ударного слога и вследствие этого скрадыванием послеударного слога. Каждое предложение или целое высказывание получает определенную звуковую оболочку, приобретает свое звучание. С этим звучанием всегда связано значение предложения.

Из чего же создается материальная оболочка слов, предложений? Она создается из звуковых единиц, система которых образует звуковую сторону языка (Л.Л. Буланин). Исследователь разделяет звуковые единицы языка на линейные (сегментные) и надлинейные (суперсегментные, просодические). Линейные звуковые единицы – это звуки. Они располагаются в речи один за другим. Звуки могут образовать бесчисленное множество сочетаний. Надлинейные суперсегментные звуковые единицы – это ударение и интонация. «Главное их отличие от звуков заключается в том, что они не существуют отдельно от материальных оболочек языковых единиц, они характеризуют эти материальные оболочки в целом, как бы надстраиваются над ними. Поэтому суперсегментные элементы не могут быть произнесены отдельно, выделены из состава материальных оболочек слов или предложений» (Л.Л. Буланин).

Совокупность совместно действующих звуковых элементов устной речи, определяемая содержанием и целями высказывания, называется интонацией.

Основные элементы (а точнее компоненты) речевой интонации следующие:

- Сила, определяющая динамику речи и выражаемая в ударениях;

- Направление, определяющее мелодику речи и выражаемое в движении

голоса по звукам разной высоты;

- Скорость, определяющая темп и ритм речи и выражаемая в длительности звучания и остановках (паузах);

-Тембр (оттенок), определяющий характер звучания (эмоциональную окраску речи).

Значение интонации в выразительной речи очень велико. «Никакая живая речь без интонации невозможна» (Н.И. Жинкин). «Интонация есть высшая и самая острая форма речевого воздействия» (В.Н. Аксенов). Она фонетически организует речь, расчленяя ее на предложения и фразы; выражает смысловые отношения между частями предложения, придает произносимому предложению значение сообщения, вопроса, приказания и т.д., выражает чувства, мысли, состояния говорящего.

Всякая речь ситуативна. Интонация - это ответ на ситуацию разговора. Она, в известной мере, непроизвольна. В процессе своей собственной речи человек не задумывается над ней: она - проявление внутреннего его состояния, его мыслей, чувства, особенностей его нервной системы. Интонация собственной речи рождается непосредственно. С передачей чужой, написанной речи (при чтении произведения) живость, интонационное соответствие появляется в ситуации общения: речь «чужая» должна быть чтецом «присвоена», должна стать «своей». Элементы интонации по их совокупной роли в устной речи должны рассматриваться как нераздельное целое. 

 


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.029 с.