Для точного интонирования необходим развитый музыкальный слух, как одна из главных составляющих в системе музыкальных способностей. — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Для точного интонирования необходим развитый музыкальный слух, как одна из главных составляющих в системе музыкальных способностей.

2020-06-05 514
Для точного интонирования необходим развитый музыкальный слух, как одна из главных составляющих в системе музыкальных способностей. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вокальная интонация

В музыкальном воспитании детей ведущая роль принадлежит пению, так как пение – наиболее доступный вид музыкальной деятельности, особенно для детей младшего школьного возраста.

Петь могут и любят все, поскольку голос – общедоступный инструмент. Кроме того, пение отличается от всех способов музицирования тем, что это самый искренний эстетический эмоциональный отклик на музыкальное впечатление. Ведь он возникает спонтанно, просто хочется повторить то, что понравилось.

В вокальном словаре дается такое определение: «Пение – это эмоционально-образное раскрытие содержания музыки средствами певческого голоса».

Что же такое правильная вокальная интонация?

Музыкальная интонация — понятие сложное, требующее внимания со стороны музыканта. Само слово “интонация” происходит от позднелатинского “intonatio”, что в средние века означало пение в тоне или настройка на тон.

Интонация (интонирование) – в музыке отличается от общепринятых понятий интонаций разговорной речи (вопросительных, повествовательных, восклицательных).

Интонация или интонирование в пении – это точное воспроизведение звуков по высоте. Проще говоря – это чистое пение, без фальши, точное попадание в ноты.

Правильная вокальная интонация – это чистота пения мелодии, правильная координация звуковысотного слуха и голоса. Когда мы говорим о развитии вокальных навыков, то подразумеваем развитие музыкального слуха и голосового аппарата у детей.

Музыкальный слух - это звуковысотный слух, ритмический, ладотональный, динамический.

Развитие голосового аппарата - это дыхание, артикуляция, дикция, звукообразование, звуковедение, диапазон. Есть, конечно, и такие особенности коллективного пения, как ансамбль, строй и выразительность исполнения.

Итак, что же собой представляет вокальное интонирование?

Прежде всего – это правильная передача мелодии с помощью голосового аппарата.

При обучении детей пению очень важно добиваться правильной передачи мелодии, так как неверное исполнение искажает художественный образ, создавая неправильное представление о музыкальном содержании произведения, и тем самым задерживает развитие музыкальных способностей обучающихся.

Главный смысл, зерно мелодии – интонациясамая малая смысловая ячейка в музыке, образуемая последовательностью двух и более звуков (Побиянская Э. А).

Термин «интонация» появился в обиходе несколько веков назад, но широкое применение получил в начале 20 века в работе Яворского Б.Л. «Строение музыкальной речи», а затем был развит в «интонационной теории» Асафьева Б.В.

В настоящее время термин «интонация» как важнейшее музыкально-теоретическое и эстетическое понятие имеет три значения:

· высотная организация тонов в единстве с временной организацией – ритмом;

· сопряжение двух и более тонов в целом музыкальном высказывании;

· манера музыкального высказывания, качество осмысленного «произнесения» музыки.

 

Асафьев Б.В. отмечал, что «…интонация – первостепенной важности фактор…Без интонирования и вне интонирования музыки нет». Именно интонация играет основную роль в постижении идейно-эмоционального смысла музыкального искусства, выразительного значения мелодии. Ее называют душой музыки, основой музыкального мышления и общения.

Кроме этого понятия, существует ещё и понятие «интонация исполнительская», то есть передача высоты звуков при исполнении.Музыкальная интонация оперирует тонами точно зафиксированной высоты, основывается на особой музыкально-звуковой системе и ритмической организации.

Проблема воспитания навыка вокального интонирования неоднократно возникала в вокальной практике и нашла некоторое отражение в теории музыкального воспитания детей.

Одной из причин неверной интонации у детей называют неправильное голосообразование, т.е. неправильное использование регистров голоса. Преобладающим регистром для детей является пение в примарной зоне, в зоне разговорной речи, естественным звуком. А исполнение более высоких звуков, ведет либо к крикливому исполнению, либо к так называемому «гудошничеству». Поэтому для многих педагогов обращение к головному резонированию или фальцетному пению в работе над интонацией явилось хорошим результативным приемом.

Многие педагоги, такие, как Белобородова В.К., Луканин А.А., в процессе обучения детей пению обращались к высоким звукам и тем самым добивались чистого и естественного звучания детского голоса.

Левидов И.И. и Малинина Е.М. считали, что в процессе овладения головным резонатором, в голосе у детей появляется звонкость, серебристость, и при пении в фальцетном регистре голосовая мышца, которая у детей еще слабо развита, принимает небольшое участие, поэтому утомления голоса не бывает и вокальная интонация не страдает.

Раввинов А.Г. в работе над чистотой интонации предлагал говорить и читать на высоких звуках, считая, что механизмы пения и речи схожи.

Музыкальная интонация родственна по происхождению речевой - и та и другая обращены к слушателям с целью воздействия на него, являясь таким образом средством общения.

Как музыкальная, так и речевая интонация оперирует звуковым материалом, обе они обращены к слуху. Выразительность музыкальной и речевой интонаций обусловлена определенным эмоциональным тонусом. Переживания человека, движение его чувств, их смена, состояние горя или радости, спокойствия или напряжения передаются через интонацию, ее эмоционально-образный смысл.

Теории о схожести речевого и голосового механизма придерживался и Огороднов Д.Е.. Он предлагал в работе над голосообразованием использовать гласный «у», который имеет сходный характер звучания в речи и пении. Но в то же время опыт Огороднова Д.Е. показывает, что вокальные навыки необходимо воспитывать путем формирования у детей смешанного голосообразования. А главными условиями формирования механизма смешанного голосообразования является свобода звукоизвлечения, которая достигается при пении на пиано, и начало вокальной работы с примарных тонов.

Стулова Г.П. также считает, что в вокальном обучении необходимо формировать навык смешанного голосообразования, при этом она отмечает некоторые различия в использовании регистров девочками и мальчиками. У девочек преобладает фальцетное звучание, у мальчиков – грудное. Стулова Г.П. считает, что исправлять качество интонирования надо до 9-10 лет, так как этот период является кульминацией способности детей к вокальному подражанию.

Следующей причиной неточного интонирования является недостаточное развитие звуковысотного слуха. Чистота интонации в пении требует постоянной работы над совершенствованием слуха начиная с раннего возраста, развитием слухового сосредоточения к различению и воспроизведению звуков по высоте, направлению движения мелодии.

Алмазовым Е.И. и Орловой Н.Д. было проведено исследование проблем интонации и выявлено, что основной причиной неверной интонации является отсутствие координации между слухом и голосом. При этом дети, как правило, пассивны, несобранны, неорганизованны, у них недостаточно внимания. Этого же мнения придерживаются такие педагоги, как Шереметьев В.А., Огороднов Д.Е. и др.

Вокальное интонирование

В музыкознании   интонация — ключевое понятие учения Б.В.Асафьева, соединяющего в себе методы, присущие теории и истории музыки, с методами социологии и культурологии. В соответствии с этим подходом музыкальная интонация рассматривалась им на широком социокультурном фоне как специфически музыкальное проявление исторически изменчивой и общественно детерминированной деятельности индивида. В своей книге «Музыкальная форма как процесс» Асафьев метафорически описывал интонацию многими способами, в том числе как «состояние тонового напряжения», как «качество осмысленного произношения» и т.п. При том, что научного определения интонации Асафьев не дал, он, тем не менее, определял все важнейшие категории музыки и саму музыку через интонацию. Так, лад по Асафьеву — это «интонационная, в общественном сознании коренящаяся совокупность мелодико-гармонических связей», музыкальное произведение — это «форма социального обнаружения музыки в процессе интонирования» и, наконец, музыка — это «искусство интонируемого смысла».

Термин «интонация» следует отличать от «интонирования» — музыкально-исполнительского термина  - верное попадание в тон, нефальшивое пение/исполнение на музыкальном инструменте, особенно на инструменте с нефиксированной высотой тона.

ИНТОНИРОВАНИЕ — осознанное воспроизведение музыкального звука голосом или на инструментах».

Понятие "интонирование" также музыканты применяют в том случае, когда говорят об умении мыслить музыкальные звуки не по отдельности, а заключать их в единую музыкальную мысль - строить фразы, предложения. Опытный музыкант практически не мыслит отдельными звуками, а слышит сразу музыкальную мысль.

Если звуки заключаются в музыкальную фразу, то некоторые из них могут чуть занижаться или завышаться, показывая звуковедение вверх или вниз. У вокалистов и хоровиков есть целые схемы того, какие ступени музыкальных ладов завышаются, занижаются или остаются стабильными, в зависимости от того в каком музыкальном ладу (минор, мажор) или его разновидности мы находимся. А обуславливается это тем, что мы воспринимаем звук как чистый не в какой-то определённой точке, а в некотором диапазоне. Этот диапазон и позволяет менять высоту звука в его пределах. Если поющий или играющий музыкант не воспроизводит такое звуковедение, обусловленное предслышанием следующих звуков, то его интонация тоже не воспринимается, как чистая, не смотря на то, что формально он музицирует верно.

Пение - исполнение музыки голосом, искусство передавать средствами певческого голоса идейно-образное содержание музыкального произведения, один из древнейших видов музыкального искусства. Пение может быть со словами и без слов, с инструментальным аккомпанементом, и без него - а капелла.

Пение различается:

- по видам - сольное (одноголосое), ансамблевое (на два голоса - дуэт, на три - трио, на четыре - квартет и др.) и хоровое;

- по жанрам - оперное, связанное с драматическим действием, с театральным представлением, включающее в себя все виды вокального искусства и камерное (концертное исполнение арий, романсов, песен главным образом соло или небольшими ансамблями). Кроме того существует эстрадный жанр, включающий множество стилей пения (в народной манере, говорком, нараспев, в микрофон и др.).

Существуют три основных типа построения вокальных мелодий и соответственно три манеры пения:

певучий стиль - требуется широкое, плавное, связное пение – кантилена;

декламационный стиль - пение воспроизводит строение и интонации речи (речитатив - род вокальной музыки, приближающийся к естественной речи при сохранении фиксированного музыкального строя и регулярной ритмики. Применяется в опере, оратории, кантате в различных видах («сухой», «аккомпанированный».Речитативные интонации встречаются и в песнях, и в инструментальной музыке);

колоратурный стиль - мелодия в известной мере отходит от слова и оснащается многими украшениями, пассажами, исполняемыми на отдельные гласные или слоги.

Пение без словвокализ (от франц. Vocalise - гласный звук), музыкальное произведение для пения без слов на гласный звук, обычно упражнение для развития вокальной техники. Известны и вокализы для концертного исполнения.

 

Различные национальные школы пения характеризуются своим стилем исполнения, манерой звуковедения и характером певческого звука.

Первой европейской школой пения была итальянская - она сложилась в начале 17 века. Выделяясь совершенной техникой бельканто и блестящими голосами, многие её представители получили мировое признание. Вокальность итальянского языка и удобство для голоса итальянских мелодий позволяют максимально использовать возможности голосового аппарата. Итальянская школа выработала эталон классического звучания голоса, которому в основном следуют остальные национальные школы пения.

Высокое совершенство итальянского певческого искусства оказало влияние на формирование и развитие других национальных вокальных школ - французской, отличительную особенность которой составляют декламационные элементы, происходящие от распевной декламации актёров французской классической трагедии, немецкой, в своём развитии отвечавшей требованиям, которые ставила перед исполнителями вокальная музыка крупнейших немецких и австрийских композиторов и самобытной, ведущей начало от манеры исполнения народных песен, русской школы.

Русская вокальная школа оформилась под влиянием художественных требований искусства русских композиторов-классиков М.И.Глинки, М.П.Мусоргского, П.И.Чайковского и др. Исполнительский стиль её выдающихся представителей Ф.И.Шаляпина, Л.В.Собинова и др. характеризовался мастерством драматической игры, простотой, задушевностью исполнения, умением сочетать пение с живым, психологически окрашенным словом.

 

Певческая интонация

 

Глубокое родство музыкальной и речевой интонации является важнейшей из основ, на которых базируется выразительность музыки, её способность воздействовать на слушателя. Это родство издавна замечали и музыканты и ученые. Ещё древние философы обращали внимание на близость музыки к декламации, к речи и называли музыку своеобразным языком. Сходство материала речи и музыки, известная близость функций речевой и музыкальной интонации, а также вытекающие из общности материала и функций родства принципов организации интонационного процесса относятся к важнейшим факторам, обеспечивающим возможность перенесения речевого опыта на восприятие музыки.

Наряду с этими внутренними факторами, объединяющими речь и музыку, существуют и внешние: цепочка связей музыки и речи в вокальных жанрах, общий коммуникативный опыт человека - опыт разнообразных форм общения, среди которых речь не является единственной, но выделяется по своей роли.

Сходство вокальной и речевой интонаций проявляется в наличии понятия опоры, в расположении главного опорного звука в нижнем регистре голосового диапазона, чередовании волнообразных подъемов и спусков звуковысотного движения с нисходящим движением как итогом смыслового высказывания. Роднят вокальную интонацию с речевой и наличие пауз, цезур, и т.п.

Напряжения, идущие вверх, ослабления, идущие вниз, - характерный прием в интонационном высказывании. Это обусловлено неодинаковым напряжением голосовых связок.

Певческая интонационная система обладает несколькими значениями:

Во-первых, экспрессивным, связанным с эмоциональной стороной и волевыми устремлениями человека. Это могут быть интонации ликования, торжества, призыва к действию, ощущения тревоги, гнева и т.д.

Во-вторых, логическим значением, характеризующимся семантикой смыслов: вопросы, утверждения, отрицания, завершения мысли. Во многом они закрепились в так называемых риторических фигурах, которые первоначально были выделены в ораторской речи. К примеру, ниспадающая интонация стона, вопросительная, утвердительная, фанфарная имеют в традиции сложившееся значение.

При воспитании вокальных навыков необходимо опираться на звуковысотный и тембровый слух в их комплексе, ибо тембровые свойства звука помогают в работе над интонированием собственно высоты, а правильное интонирование высоты звука выявляет тембровые качества звучания.

Умение чисто интонировать — сложный навык, непосредственно связанный с формированием и развитием музыкально-слуховых представлений звуковысотности и тембровой окрашенности. В этом прослеживается диалектическая сущность взаимосвязи музыкально-слуховых представлений с полученными практическими результатами. Способность оперировать музыкально-слуховыми представлениями в пении воспитывается умением сольфеджировать произведения.

В процессе пения по нотам певцы корректируют свое звучание в вокально-интонационном направлении. Ученые-акустики объясняют, что интонация певческого голоса опирается на зонную природу звуковысотного слуха.

Зонный слой, которым пользуются певцы, выражается в свойстве интервалов отклоняться от строгой и неизменной величины. Зонный строй опирается на устойчивые интервалы: октавы, квинту, кварту, большую секунду. Эти интервалы служат основой мелодического строя и при интонировании должны исполняться очень точно, чтобы выработать музыкально-слуховые представления опорных интервалов.

Опираясь на устойчивые интервалы, певцы сознательно могут варьировать размеры неустойчивых интервалов и создавать различные интонационные, а, следовательно, тембровые оттенки, исходя при этом из закономерности интонирования, заключающейся в тенденции к сужению малых и уменьшенных интервалов и расширению больших и увеличенных интервалов, в особенности более острого тяготения малой секунды.

Проблема интонирования тесно связана с вокальным слухом. По определению В. П. Морозова, «вокальный слух— это, прежде всего, не только слух, а сложное музыкально-вокальное чувство, основанное на взаимодействии слуховых, мышечных, зрительных, осязательных, вибрационных, а может быть и еще некоторых других видов чувствительности».

 

Речевая интонация

 

Как осуществляется выразительность звучащей речи?

При утверждении, констатации, голос на ударном слоге падает вниз. Другие средства применяются, если фраза вопросительная. На ударном слоге голос заметно повысится. В то же время, несколько усилившись, фраза окрасится открытым или сдержанным любопытством, недоумением или другим чувством, что выразится также в оттенках голоса. Предложение, выражающее просьбу, кроме эмоциональной окраски, будет отличаться удлинением ударного слога и вследствие этого скрадыванием послеударного слога. Каждое предложение или целое высказывание получает определенную звуковую оболочку, приобретает свое звучание. С этим звучанием всегда связано значение предложения.

Из чего же создается материальная оболочка слов, предложений? Она создается из звуковых единиц, система которых образует звуковую сторону языка (Л.Л. Буланин). Исследователь разделяет звуковые единицы языка на линейные (сегментные) и надлинейные (суперсегментные, просодические). Линейные звуковые единицы – это звуки. Они располагаются в речи один за другим. Звуки могут образовать бесчисленное множество сочетаний. Надлинейные суперсегментные звуковые единицы – это ударение и интонация. «Главное их отличие от звуков заключается в том, что они не существуют отдельно от материальных оболочек языковых единиц, они характеризуют эти материальные оболочки в целом, как бы надстраиваются над ними. Поэтому суперсегментные элементы не могут быть произнесены отдельно, выделены из состава материальных оболочек слов или предложений» (Л.Л. Буланин).

Совокупность совместно действующих звуковых элементов устной речи, определяемая содержанием и целями высказывания, называется интонацией.

Основные элементы (а точнее компоненты) речевой интонации следующие:

- Сила, определяющая динамику речи и выражаемая в ударениях;

- Направление, определяющее мелодику речи и выражаемое в движении

голоса по звукам разной высоты;

- Скорость, определяющая темп и ритм речи и выражаемая в длительности звучания и остановках (паузах);

-Тембр (оттенок), определяющий характер звучания (эмоциональную окраску речи).

Значение интонации в выразительной речи очень велико. «Никакая живая речь без интонации невозможна» (Н.И. Жинкин). «Интонация есть высшая и самая острая форма речевого воздействия» (В.Н. Аксенов). Она фонетически организует речь, расчленяя ее на предложения и фразы; выражает смысловые отношения между частями предложения, придает произносимому предложению значение сообщения, вопроса, приказания и т.д., выражает чувства, мысли, состояния говорящего.

Всякая речь ситуативна. Интонация - это ответ на ситуацию разговора. Она, в известной мере, непроизвольна. В процессе своей собственной речи человек не задумывается над ней: она - проявление внутреннего его состояния, его мыслей, чувства, особенностей его нервной системы. Интонация собственной речи рождается непосредственно. С передачей чужой, написанной речи (при чтении произведения) живость, интонационное соответствие появляется в ситуации общения: речь «чужая» должна быть чтецом «присвоена», должна стать «своей». Элементы интонации по их совокупной роли в устной речи должны рассматриваться как нераздельное целое. 

 

Типы вокальной интонации

 

Разные типы вокальных интонаций:

-интонация вздоха,

- удивления,

-восклицания

 -вопроса: интонация вопроса - когда мы задаём вопрос, то наш голос повышается в конце предложения

-угрозы,

-насмешки,

-фанфары,

- ожидания,

-нетерпения

-скороговорки.

- призыва

- жалобы

- зова кукушки

нотная запись интонации зова кукушки

нотная запись интонации призыва.

нотная запись интонации жалобы

Вокальная интонация

В музыкальном воспитании детей ведущая роль принадлежит пению, так как пение – наиболее доступный вид музыкальной деятельности, особенно для детей младшего школьного возраста.

Петь могут и любят все, поскольку голос – общедоступный инструмент. Кроме того, пение отличается от всех способов музицирования тем, что это самый искренний эстетический эмоциональный отклик на музыкальное впечатление. Ведь он возникает спонтанно, просто хочется повторить то, что понравилось.

В вокальном словаре дается такое определение: «Пение – это эмоционально-образное раскрытие содержания музыки средствами певческого голоса».

Что же такое правильная вокальная интонация?

Музыкальная интонация — понятие сложное, требующее внимания со стороны музыканта. Само слово “интонация” происходит от позднелатинского “intonatio”, что в средние века означало пение в тоне или настройка на тон.

Интонация (интонирование) – в музыке отличается от общепринятых понятий интонаций разговорной речи (вопросительных, повествовательных, восклицательных).

Интонация или интонирование в пении – это точное воспроизведение звуков по высоте. Проще говоря – это чистое пение, без фальши, точное попадание в ноты.

Правильная вокальная интонация – это чистота пения мелодии, правильная координация звуковысотного слуха и голоса. Когда мы говорим о развитии вокальных навыков, то подразумеваем развитие музыкального слуха и голосового аппарата у детей.

Музыкальный слух - это звуковысотный слух, ритмический, ладотональный, динамический.

Развитие голосового аппарата - это дыхание, артикуляция, дикция, звукообразование, звуковедение, диапазон. Есть, конечно, и такие особенности коллективного пения, как ансамбль, строй и выразительность исполнения.

Итак, что же собой представляет вокальное интонирование?

Прежде всего – это правильная передача мелодии с помощью голосового аппарата.

При обучении детей пению очень важно добиваться правильной передачи мелодии, так как неверное исполнение искажает художественный образ, создавая неправильное представление о музыкальном содержании произведения, и тем самым задерживает развитие музыкальных способностей обучающихся.

Главный смысл, зерно мелодии – интонациясамая малая смысловая ячейка в музыке, образуемая последовательностью двух и более звуков (Побиянская Э. А).

Термин «интонация» появился в обиходе несколько веков назад, но широкое применение получил в начале 20 века в работе Яворского Б.Л. «Строение музыкальной речи», а затем был развит в «интонационной теории» Асафьева Б.В.

В настоящее время термин «интонация» как важнейшее музыкально-теоретическое и эстетическое понятие имеет три значения:

· высотная организация тонов в единстве с временной организацией – ритмом;

· сопряжение двух и более тонов в целом музыкальном высказывании;

· манера музыкального высказывания, качество осмысленного «произнесения» музыки.

 

Асафьев Б.В. отмечал, что «…интонация – первостепенной важности фактор…Без интонирования и вне интонирования музыки нет». Именно интонация играет основную роль в постижении идейно-эмоционального смысла музыкального искусства, выразительного значения мелодии. Ее называют душой музыки, основой музыкального мышления и общения.

Кроме этого понятия, существует ещё и понятие «интонация исполнительская», то есть передача высоты звуков при исполнении.Музыкальная интонация оперирует тонами точно зафиксированной высоты, основывается на особой музыкально-звуковой системе и ритмической организации.

Проблема воспитания навыка вокального интонирования неоднократно возникала в вокальной практике и нашла некоторое отражение в теории музыкального воспитания детей.

Одной из причин неверной интонации у детей называют неправильное голосообразование, т.е. неправильное использование регистров голоса. Преобладающим регистром для детей является пение в примарной зоне, в зоне разговорной речи, естественным звуком. А исполнение более высоких звуков, ведет либо к крикливому исполнению, либо к так называемому «гудошничеству». Поэтому для многих педагогов обращение к головному резонированию или фальцетному пению в работе над интонацией явилось хорошим результативным приемом.

Многие педагоги, такие, как Белобородова В.К., Луканин А.А., в процессе обучения детей пению обращались к высоким звукам и тем самым добивались чистого и естественного звучания детского голоса.

Левидов И.И. и Малинина Е.М. считали, что в процессе овладения головным резонатором, в голосе у детей появляется звонкость, серебристость, и при пении в фальцетном регистре голосовая мышца, которая у детей еще слабо развита, принимает небольшое участие, поэтому утомления голоса не бывает и вокальная интонация не страдает.

Раввинов А.Г. в работе над чистотой интонации предлагал говорить и читать на высоких звуках, считая, что механизмы пения и речи схожи.

Музыкальная интонация родственна по происхождению речевой - и та и другая обращены к слушателям с целью воздействия на него, являясь таким образом средством общения.

Как музыкальная, так и речевая интонация оперирует звуковым материалом, обе они обращены к слуху. Выразительность музыкальной и речевой интонаций обусловлена определенным эмоциональным тонусом. Переживания человека, движение его чувств, их смена, состояние горя или радости, спокойствия или напряжения передаются через интонацию, ее эмоционально-образный смысл.

Теории о схожести речевого и голосового механизма придерживался и Огороднов Д.Е.. Он предлагал в работе над голосообразованием использовать гласный «у», который имеет сходный характер звучания в речи и пении. Но в то же время опыт Огороднова Д.Е. показывает, что вокальные навыки необходимо воспитывать путем формирования у детей смешанного голосообразования. А главными условиями формирования механизма смешанного голосообразования является свобода звукоизвлечения, которая достигается при пении на пиано, и начало вокальной работы с примарных тонов.

Стулова Г.П. также считает, что в вокальном обучении необходимо формировать навык смешанного голосообразования, при этом она отмечает некоторые различия в использовании регистров девочками и мальчиками. У девочек преобладает фальцетное звучание, у мальчиков – грудное. Стулова Г.П. считает, что исправлять качество интонирования надо до 9-10 лет, так как этот период является кульминацией способности детей к вокальному подражанию.

Следующей причиной неточного интонирования является недостаточное развитие звуковысотного слуха. Чистота интонации в пении требует постоянной работы над совершенствованием слуха начиная с раннего возраста, развитием слухового сосредоточения к различению и воспроизведению звуков по высоте, направлению движения мелодии.

Алмазовым Е.И. и Орловой Н.Д. было проведено исследование проблем интонации и выявлено, что основной причиной неверной интонации является отсутствие координации между слухом и голосом. При этом дети, как правило, пассивны, несобранны, неорганизованны, у них недостаточно внимания. Этого же мнения придерживаются такие педагоги, как Шереметьев В.А., Огороднов Д.Е. и др.

Для точного интонирования необходим развитый музыкальный слух, как одна из главных составляющих в системе музыкальных способностей.

Многолетней музыкально-педагогической практикой подтверждено, что мелодический слух развивается у детей в основном на занятиях пением. Слух в пении играет важную роль – звукоизвлечение не будет интонационно чистым, если пение осуществляется без слухового контроля. Чем строже слуховой контроль, тем чище интонация.

Трудно переоценить роль слуха, этого главного регулятора вокальной и речевой функции. Голосовой аппарат может выразить только то, что вошло в мозг через слух или возникло в мозгу на основе слуховых впечатлений. Значение слуховых впечатлений в связи с техникой вокального исполнительства и развитием вокальных навыков весьма велико.

Многие педагоги – хоровики и вокалисты в своих работах указывают, что дыхание имеет чрезвычайно большое значение для выработки чистой интонации. По мнению Сергеева А.А., детская подвижность, впечатлительность заставляет учащихся часто менять не только скорость, но и тип дыхания. Такие перемены неизбежно вызывают неравномерную работу голосовых связок и, как следствие, нечистую интонацию.


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.091 с.