Жанровое своеобразие современной литературы — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Жанровое своеобразие современной литературы

2020-06-05 282
Жанровое своеобразие современной литературы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Актуальные проблемы

Современной литературы

 

 

Программа и методические указания к курсу

для студентов филологического факультета

 

Иваново 2007

 

 

Автор-составитель –

кандидат филологических наук, доцент Е.М. Тюленева

 

Программа «Актуальные проблемы современной литературы» содержит обоснование целей и задач курса, тематику лекций, списки рекомендуемой научной, критической и художественной литературы, планы практических занятий, рекомендации и методические указания.

    Предназначена для студентов 1 курса дневного и заочного отделений филологического факультета.

 

 

Печатается по решению методической комиссии

филологического факультета

Ивановского государственного университета

 

 

Р е ц е н з е н т

доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой

журналистики и рекламы ИвГУ С.Л. Страшнов

 

 

Автор-составитель

ТЮЛЕНЕВА Елена Михайловна

 

Актуальные проблемы современной литературы

Программа и методические указания к курсу

для студентов филологического факультета

 

Издание 4, исправленное и дополненное

 

 

                     © Тюленева Е.М.,

                                                                              2007

 

Курс «Актуальные проблемы современной литературы» предлагается для студентов 1 года обучения дневного и заочного отделений филологического факультета. Это несколько нарушает принятую в вузовском образовании хронологическую систему изучения истории русской и зарубежной литературы. Для того есть, по крайней мере, одно веское основание: современный студент, равно как и вообще цивилизованный человек, не может быть изолирован от процессов, происходящих в окружающем его литературном и шире – культурном пространстве. Настоящий курс призван решить проблему разрыва между представлениями о классической русской литературе (в той или иной степени получаемыми в школе) и явлениями отечественной словесности последнего десятилетия, а также помочь преодолеть дезориентацию в современном эклектичном и противоречивом мире искусства.

Очевидно, что изучение современной литературы весьма специфично, поскольку мы имеем дело с ситуацией не только не завершенной, но и не завершаемой по определению. Поэтому привычный системный подход, применяемый при освоении других периодов в истории литературы, в данном случае заменяется проблемным: выделяются намечающиеся тенденции и направления развития литературного процесса, акцентируется внимание на его постоянной изменчивости, рассматриваются движения стилистической организации текста, эволюция и трансформация традиционных мотивов и образов, фиксируются новые интересы литературы и пристрастия читателя, отслеживается появление новых авторов и т.д. – иначе говоря, формулируются «актуальные проблемы» современной литературы.

Размышляя о современном искусстве, мы неминуемо сталкиваемся с много- и разнообразием теорий, подходов и взглядов, касающихся как предмета разговора, так и его изучения. Подобная ситуация также не позволяет сделать какие-либо однозначные выводы, и к этому должны быть готовы и преподаватель, и студенты. Вместе с тем важно понимать, что любая интерпретация должна быть аргументированной, поскольку эмоционально-публицистического пафоса в оценке изучаемых явлений на данном этапе явно не достаточно. Поэтому программа курса ориентирована на активное привлечение знаний учащихся, полученных в ходе изучения других предметов, и в особенности, «Введения в литературоведение».

В настоящее время автор не может рекомендовать доступный и концептуальный учебник или пособие по данному курсу, предлагая вместо этого кроме собственных лекций списки критической и научной литературы по каждой теме, а также адреса литературных сайтов в Интернете. Полученная информация поможет преподавателям и студентам составить представление о некоторых специфических чертах современного литературного процесса и творчестве конкретных авторов. Однако в силу необыкновенной изменчивости изучаемого периода было бы опрометчиво воспринимать полученные сведения как истину в последней инстанции. Нужно учитывать, что предложенные идеи и классификации являются всего лишь точкой зрения, вариантом интерпретации явлений, происходящих в литературе конца ХХ – начала ХХI века, явлений, описанных современниками, находящимися внутри процесса, а потому неизбежно субъективными и пристрастными. Все сказанное в полной мере относится и к настоящей программе.

 

Рабочий план филологического факультета Ивановского государственного университета предусматривает изучение курса «Актуальные проблемы современной литературы» в следующих объемах:

ОДО – 18 часов лекционных, 14 часов практических и 6 часов, отведенных на коллоквиумы, во втором семестре 1 года обучения. Предполагается также письменная контрольная работа, позволяющая студентам проявить полученные в процессе изучения курса знания. Результатом занятий становится зачет, проходящий в летнюю сессию.

ОЗО – 12 часов лекционных, 4 часа индивидуальных занятий в I и II семестрах, контрольная работа и зачет в летнюю сессию.

 

Практические занятия проводятся в соответствии с предложенными планами. Предполагается, что они будут носить характер критической (желательно с опорой на литературоведение) дискуссии, в которой студенты могли бы не только изложить полученные ими на лекциях и при самостоятельной подготовке знания, но и проявить умение размышлять, сопоставлять, аргументировано оценивать, прогнозировать. Установкой на свободу творческого самовыражения студента продиктован проблемный характер тем и заданий, вынесенных на практические занятия.

Коллоквиум ставит целью поэтапное закрепление знаний. Предусматриваются 2 занятия: после блока тем, посвященных постмодернизму, и в заключение курса, когда становится возможным говорить о произошедших за 10-15 лет изменениях. В ходе коллоквиума должен быть преодолен разрыв между теорией и практикой, которые в студенческом сознании часто существуют изолированно.

Тот же принцип сохраняется и в последующих зачетных заданиях. Письменная контрольная работа, являющаяся, как и коллоквиумы, допуском к зачету, должна продемонстрировать владение студента изученным материалом, умение применять на практике полученные историко-культурные, литературоведческие и критические навыки. Контрольная работа, по решению преподавателя, может представлять собой один из предлагаемых вариантов. Это может быть 1) рецензия на произведение современной отечественной литературы или 2) литературный дневник, который содержал бы размышления о прочитанных книгах и авторах, принадлежащих к изучаемому периоду.

 

Итогом работы над курсом является зачет, который ставится с учетом успешного выполнения всех форм отчетности.       

 

 

Р а б о ч а я п р о г р а м м а

 

 

 


                   

                           Формы обучения

 

Наименование темы

ОДО

ОЗО

лекции практич.     занятия коллок-    виум лекции индивид. занятия
  1     2     3   4     5   6     7     8   9     10     11     12   Современная русская литература. Введение (содержание и задачи курса)   Литературная ситуация рубежа 80-90 годов ХХ века   Постмодернизм и литература   Истоки и проблемы русского       постмодернизма   Творчество И. Бродского   Современная поэзия в ситуации постмодернизма   Постмодернизм в русской литературе 90-х годов   В. Пелевин. Виртуальная литература   Литературная ситуация рубежа  ХХ – ХХI веков   «Массовая» литература в современном литературном процессе   Постмодернизм: теория и практика   Основные тенденции литературного развития в кон. 80-х годов ХХ века и начале XXI века   1     2     2   2     2   2     3     2   2            2      2   2     2     2   2     2     3     3     1     1   2     2   1     2     1   2   1     1     1     1
  Итого: 18 14 6 12 4

Содержание дисциплины

 

Настоящий раздел включает в себя тематику лекций, практических занятий, списки рекомендуемой художественной и научной литературы, а также ряд методических указаний по работе над курсом.

Т е м а т и к а л е к ц и й

 

Тема 1. Современная русская литература. Введение

(содержание и задачи курса)

 

1. Понятие «современный», его применение к литературному процессу и творчеству отдельных авторов. Вопросы периодизации. 1990 год и отмена цензуры – рубеж между 80-ми и 90-ми годами.

2. Анализ современного состояния литературы и его специфика. Проблема незавершенности литературного процесса. Роль литературоведения и критики в его изучении.

3. Попытки классификаций в современной литературе, их достоинства и недостатки. Версии литературного процесса.

4. Социально-исторические процессы и их влияние на искусство. Собственная (внутренняя) жизнь литературы.

5. Текст в современном мире. Расширение пространства «бытования» литературы. Новый смысл понятия «мировая литература».

 

Учебные пособия:

Бирюков С. Зевгма. Русская поэзия от маньеризма до постмодернизма. Пособие для учащихся. М., 1994.

Большев А.О., Васильева О.В. Современная русская литература (1970 – 1990 гг.) СПбГУ, 2001.

Богданова О.В. Современный литературный процесс (К вопросу о постмодернизме в русской литературе 70-90-х годы XX века). СПб, 2001.

Нефагина Г.Л. Русская проза второй половины 80-х – начала 90-х годов XX века: Учебное пособие для студентов филологических факультетов вузов. Минск, 1997.

Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литература. Книга 3: В конце века (1986–1990-е годы). М., 2001.

Руднев В.П. Словарь культуры XX века. Ключевые понятия и тексты. М., 1997.

Скоропанова И.С. Русская постмодернистская литература: Учеб. пособие. 2 изд., испр. М., 2000.

Современный словарь-справочник по литературе. М., 1999.

Усовская Э.А. Постмодернизм в культуре ХX века: Учебное пособие для студентов отделения культурологии Международного гуманитарного института. Минск, 2003.

Литературные сайты Интернета:

Библиотека М. Мошкова – http://www.lib.ru

Библиотека Вавилона – http://www.vavilon.ru

Журнал НЛО. Электрон. версия – http://www.infoart.ru/magazine/nlo/index.htm

Литературные ресурсы Интернета – http://www.litera.ru

Русский журнал – http://www.russ.ru

Проект «Журнальный зал» в «Русском Журнале» – http://www.magazines.russ.ru

Русская фантастика – http://www.rusf.ru

Страница В. Курицына: http://www.guelman.ru/slava

Электронный журнал современной прозы: http://www.proza.ru

Электронная библиотека портала КМ.РУ – http:// www.lib.km.ru

Электронная библиотека художественной литературы – http://www.e-kniga.ru

Русская виртуальная библиотека – http://www.rvb.ru

 

 

Тема 2. Литературная ситуация рубежа 80-90 годов ХХ века

1. Оперативность литературного реагирования на изменение общественной ситуации. Литературные журналы и их роль в литературном процессе конца 80-х годов. Поляризация литературных сил.

2. Публицистичность как отклик на изменение общественного сознания. Пафос гражданственности. Обращение к материалу современной жизни (понятия «жесткости» литературы и «чернухи»). Новые темы в литературе. Trash-стилистики.

3. Возросший интерес к исторической тематике. Новое в изображении истории и отношении к ней. Тема истории в литературе и исторический роман.

4. Феномен «возвращенной» литературы.

5. Литература русского зарубежья. Взаимоотношения с литературой метрополии.

6. Проблема официальной / неофициальной литературы и ее разрешение.

7. Основные тенденции 80-х и их судьба в начале 90-х годов. Быт как предмет интереса литературы, способы его восприятия и изображения (Л. Петрушевская, Т. Толстая и др.). Проблема героя: от человека толпы (у В. Маканина и др.) к персонажу (у постмодернистов). Иронические (постмодернистские) интерпретации традиции «философских поисков» в русской литературе (А. Битов, В. Пьецух, М. Харитонов). Военная тематика в современной литературе и ее специфика (В. Астафьев, Г. Владимов, О. Ермаков, О. Хандусь).

 

Список рекомендуемой литературы

Агеев А. Конспект о кризисе: Социокультурная ситуация и литературный процесс // Литературное обозрение. 1991. № 3. С. 15-21.

Андеграунд вчера и сегодня // Знамя. 1998. № 6.

Вайль П., Генис А. Принцип матрешки // Новый мир. 1989. № 10.

Вайль П., Генис А. Городок в табакерке // Звезда. 1990. № 8.

Гаспаров М.Л. Русский стих как зеркало постсоветской культуры // НЛО. 1998. №32.

Генис А. Беседы о новой словесности // Звезда. 1997. (Курган социализма. № 2; Прикосновение Мидаса. Владимир Маканин. № 4.; Рисунок на полях. Татьяна Толстая. № 9.)

Глэд Д. Беседы в изгнании: Русское литературное зарубежье. М., 1991.

Добренко Е. Преодоление идеологии // Волга. 1990. № 11.

Золотоносов М. Татьянин день // Молодые о молодых. М., 1988.

Иванова Н. Неопалимый голубок // Знамя. 1991. № 8. С. 216-223.

Конференц-зал: Литература и война // Знамя. 2000. № 5.

Кукулин И. От перестроечного карнавала к новой акционности // НЛО. 2001. № 51.

Латынина А. Творец и комментатор // Литературное обозрение.1994. № 5-6.

Левина-Паркер М. Смерть героя // Вопросы литературы. 1995. Вып.5.

Лейдерман Н., Липовецкий М. Между хаосом и космосом //Новый мир. 1991. № 7.

Лейдерман Н., Липовецкий М. Жизнь после смерти // Новый мир. 1993.  № 7.

«Литература и война» // Знамя. 2000. № 5.

Лукьянина Г. Момент истины? // Литературное обозрение. 1992. № 3-4.

Потапов В. На выходе из «андеграунда» // Новый мир. 1989. № 10.

Русская рок-поэзия: текст и контекст: Сборник научных трудов. Тверь: ТГУ, 1998.

Сухарев Д. Введение в субъективную бардистику // Знамя. 2000. № 10.

Тихомирова Е.В. Литература и небытие (к вопросу о поэтике прозы «третьей волны» русской эмиграции) // Литература «третьей волны». Самара, 1997.

Чупринин С. Предвестие // Знамя. 1989. № 1.

 

Тема 3. Постмодернизм и литература

1. Постмодерн и постмодернизм – эпоха и направление. Конфликт с модернистской парадигмой. Дифференциация понятий авангард и пост-модернизм.

2. Проблема перехода от модернизма к постмодернизму. Вопрос о хронологических границах. Теоретическое осмысление феномена и практическая реализация в качестве «стиля письма».

3. Кризис позитивистского научного знания, «рационалистической» европейской традиции, «эпистемологическая неуверенность» (М. Фуко). «Постмодернистская чувствительность» (Ж.-Ф. Лиотар), приоритет интуитивного поэтического мышления (М. Хайдеггер).

4. Новая «модель» мира. Мир как хаос. Отсутствие иерархии, причинно-следственных связей, системности, линейности. Децентрализация, фрагментарность.

5. Проблема метаповествования (Ж.-Ф. Лиотар). Кризис «идеи». Недоверие к «великим историям», поиск нестабильностей. Эклектизм. «Массовое» и «стереотипное» как продукты метаповествований (Ф. Джеймсон). Двойственное отношение к массовой культуре. Переход проблемы смысла с уровня коллективного на уровень личностно индивидуального восприятия. Вопрос интерпретаций.

6. Автор – произведение – читатель. Искусство – действительность. Понятие симулякра (Ж. Бодрийар). Постмодернистская ирония. Смерть автора (Р. Барт). Герой – персонаж. Трансформация традиционных литературных жанров.

7. Цитатное мышление. Интертекстуальность (Ю. Кристева, Р. Барт). Мир как текст. Приоритет языка.

8. Роль приема в постмодернистском тексте. Техники найденных вещей, коллажа, ремейка, комментария и др. Пастиш. Стилизация. Нелинейное чтение. Метаморфозы.

 

Список рекомендуемой литературы

 

Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1994.

Берг М. Утопическая теория утопического постмодернизма // НЛО. 1997. № 24. С. 383-390.

Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М., 2000.

Бодрийяр Ж. Фрагмент из книги «О соблазне» // Иностранная литература. 1994.     

             № 1. С.59-66.

Гваттари Ф. Язык, сознание, общество // Логос. 1991. №1.

Генис А. Лук и капуста. Парадигмы современной культуры // Знамя. 1994. № 8.

Генис А. Треугольник (авангард, соцреализм, постмодернизм) // Иностранная литература. 1994. № 10.

Делез Ж. Платон и симулякр // Новое литературное обозрение. 1993. № 5.

Делез Ж. Различие и повторение. СПб., 1998.

Делез Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? М., 1998.

Капитализм и шизофрения. Анти-Эдип. М., 1990.

Деннет Д. Постмодернизм и истина. Почему нам важно понимать это правильно.

            Пер. Н.С. Юлиной // Вопросы философии. 2001. № 8. С. 93-100.

Дианова В.М. Постмодернистская философия искусства: истоки и современность. СПб., 2000.

Затонский Д. Постмодернизм: Гипотезы возникновения // Иностранная литература. 1996. №2. С.273-283.

Ильин И.П. Проблема личности в литературе постмодернизма: Теоретические вопросы // Концепция человека в современной литературе 1980-е гг. М., 1990.

Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М., 1996.

Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. М.,1998.

Ильин И.П. Постмодернизм. Словарь терминов. М., 2001.

Ильин И.П. Эпистемологическая неуверенность // Современное зарубежное литературоведение. М., 1999.

Козловски П. Культура постмодерна. М., 1997.

Курицын В. Книга о постмодернизме. Екатеринбург, 1992.

Курицын В. Русский литературный постмодернизм (электронная версия – http://www. guelman.ru/slava/postmod.)

Лиотар Ж.-Ф. Заметка о смысле «пост» // Иностранная литература. 1994. № 1.

Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. Пер. Н.А. Шматко. М., СПб., 1998.

Маньковская Н. Эстетика постмодернизма. СПб, 2000.

Маркова Л.А. Постмодернизм в науке, религии и философии (электронная  версия – http: // www. ihtik.lib.ru/ph_articles/ihtik_pharticle_970.htm)

Мигунов А.С. Истоки постмодернистского синтеза искусств // Современный Лаокоон. Эстетические проблемы синестезии. М.,1992.

Можейко М. А. Постмодернизм // История философии. Энциклопедия. Минск,  2002.

Пигулевский В.О. Проблема применения эстетических категорий в постмодернизме // Вестник МГУ. Сер. 7. Философия. 1994. № 2.

Постмодернизм и культура: Сборник статей. М., 1991.

Постмодернисты о посткультуре: Интервью с современными писателями и кри­тиками. М., 1996.

Силичев Д. Ж.Дерида: деконструкция или философия в стиле постмодернизма (о философских взглядах ученого) // Философские науки. 1992. № 3. С.103-117.

Скоропанова И.С. Русская постмодернистская литература: новая философия, новый язык. Минск, 2000.

Современная западная философия: Словарь. М., 1991.

Тульчинский Г.Л. Слово и тело постмодернизма. От феноменологии невменяемости к метафизике свободы // Вопросы философии.1990. № 10.

Тюленева Е.М. «Пустой знак» в постмодернизме: теория и русская литературная практика. Иваново, 2006.

Усовская Э.А. Постмодернизм в культуре ХХ века. Минск, 2006.

Фуко М. Слова и вещи. М., 1977.

Фуко М. Логика смысла. М., 1998.

Халипов В. Постмодернизм в системе мировой культуры // Иностранная литература. 1994. № 11.

Художественная культура XX века: модернизм и постмодернизм // http://www.gumfak.narod.ru/kult_html/radugin/ra25.htm

Чешков М. «Новая наука», постмодернизм и целостность современного мира // Вопросы философии. 1995. № 4. С.24-34.

Эко У. Заметки на полях «Имени розы» // Иностранная литература. 1998. №10.

Энциклопедия постмодернизма / Сост. А.А. Грицанов, М.А. Можейко. Минск: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2001.

Эпштейн М. От модернизма к постмодернизму: Диалектика «гипер» в культуре ХХ века // НЛО. 1995. № 16.

Эпштейн М. Постмодерн в России. Литература и теория. М., 2000.

Тема 4. Истоки и проблемы русского постмодернизма  

1. 60-70-е годы – формирование русского постмодернизма в условиях противостояния официальной культуре. Скрытый период существования (до конца 80-х). Обострение модернистских и авангардных, а не собственно постмодернистских (т.е. склонных к конформизму) черт в связи со спецификой советской действительности. Общая установка русской литературы 60-70-х гг. на возрождение модернизма – коренное отличие от Запада. Открытие постмодернизма в контексте ситуации конца 80-х гг. Внеисторический, внехронологический характер русского постмодернизма.

2. Венедикт Ерофеев «Москва-Петушки». Постмодернистское переосмысление традиционных жанров и мотивов. Восчувствование мира, а не его изменение. Жизнь как цитата. Жизнь-Смерть Автора и Героя. Нарушение правил.

3. Андрей Битов «Пушкинский дом». Рефлексии интеллигента или проблема вторичности. Разрушение мифа о литературе, уничтожение романа. Самодостаточность фрагмента и его тавтология. Автор в несуществующем тексте.

4. Саша Соколов «Школа для дураков». Размывание личности в постмодернизме, «Я» открытое трансформациям и преобразованиям. Нерациональные способы создания мира: всматривание, вчувствывание, воспоминание; совмещение конкретного и абстрактного, неразличение времени и пространства, реального и фантазийного и т.п. Снятие оппозиции гармония / хаос. Метаморфозы.

 

Список рекомендуемой литературы

Битов Андpей. Пушкинский дом. М.,1990.

Ерофеев Венедикт. Москва – Петушки. М.,1990.

Соколов Саша. Школа для дураков. Между собакой и волком. М., 1990.

Анализ одного произведения: «Москва – Петушки» Вен. Ерофеева: Сборник научных трудов / Литературный текст: проблемы и методы исследования. Вып. 7. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2001.

Бойм С. Китч и социалистический реализм // НЛО. 1995. № 15.

Васюшкин А. Петушки как второй Рим? // Звезда. 1995. № 12.

Вайль П., Генис А. Уроки школы для дураков // Литерат. обозрение. 1993. № 1-2.

Генис А. Беседы о новой словесности // Звезда. 1997. № 5-8:

Пейзаж зазеркалья. Андрей Битов. № 5;

Благая весть. Венедикт Ерофеев. № 6.
Горизонт свободы. Саша Соколов. № 8.

Ерофеев Вен. Дневник 1973 г. / Предисл. и публ. И.Авдиева. // НЛО. 1998. № 29.

Затонский Д. Постмодернизм: Гипотезы возникновения // Иностранная литература. 1996. № 2.

Звонникова Л. «Москва-Петушки» и пр. Попытка интерпретации // Знамя. 1996. № 8.

Иванов А. Как стеклышко. Венедикт Ерофеев вблизи и издалече // Знамя. 1998. № 9.

Карабчиевский Ю. Точка боли (о романе А.Битова «Пушкинский дом») // Новый мир. 1993. № 10.

Костырко С. Подводные камни свободы // Новый мир.1990. № 3.

Кузнецова И. А.Битов: серебряная ложка в птичьем гнезде // Знамя.1998. № 2.

Курицын В. Книга о постмодернизме. Екатеринбург, 1992.

Курицын В. Русский литературный постмодернизм. М.: ОГИ, 2000.

Курицын В. Мы поедем с тобою на «А» и на «Ю» // НЛО. 1992. № 1.

Курицын В. Великие мифы и скромные деконструкции // Октябрь. 1996. № 8.

Лавров В. Три романа Андрея Битова, или Воспоминания о современнике // Нева. 1997. № 5.

Липовецкий М. Апофеоз частиц, или Диалоги с Хаосом: Заметки о классике, Венедикте Ерофееве, поэме «Москва – Петушки» и русском постмодернизме // Знамя. 1992. № 8.

Липовецкий М. Изживание смерти: Специфика русского постмодернизма // Знамя. 1995. № 8.

Липовецкий М. Разгром музея: Поэтика романа А. Битова «Пушкинский дом» // Новое литературное обозрение. 1995. № 11.

Липовецкий М. Русский постмодернизм (Очерки исторической поэтики): Монография. Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1997.

Материалы Международной конференции «Постмодернизм и судьбы художественной словесности на рубеже тысячелетий» / Под ред. Н.П. Дворцовой. Тюмень: Вектор-Бук, 2002.

Муравьев В.С. Предисловие // Ерофеев Венедикт. М., 1990.

По следам Вен.Ерофеева (статьи Н. Богомолова, М. Карамитти, Г. Дзаппи) // НЛО.1999. № 38.

Постмодернисты о посткультуре: Интервью с современными писателями и кри­тиками. М.: Славянский двор / Русское слово, 1996.

Скоропанова И.С. Русская постмодернистская литература: Учеб. пособие. – 2-е изд., испр. М., 2000.

Тихомирова Е.В. Проза русского зарубежья и России в ситуации постмодерна: Монография: В 2 ч. М.: Народный учитель, 2000.

Тюленева Е.М. «Пушкинский дом» А. Битова: кольцо как прием, концепт и способ существования текста // Вестник ИвГУ. Сер. «Филология». Вып.1. Иваново, 2003. С. 51-63.

Тюленева Е.М. Серийность не-события в постмодернистском тексте (Саша Соколов «Школа для дураков») // Вестник ИвГУ. Сер. «Филология». Вып.1. Иваново, 2004. С. 34-42.

Тюленева Е.М. К вопросу о трансформации модернистских категорий в постмодернистском тексте (Вен. Ерофеев «Москва-Петушки») // Потаенная литература. Исследования и материалы. Вып. 5. М.: Флинта: Наука, 2006. С. 72-87.

Фридман Д. Ветру нет указа: Размышления над текстами романов «Пушкинский дом» А. Битова и «Школа для дураков» С. Соколова // Литературное обозрение. 1989. №12.

Художественный мир Венедикта Ерофеева. Саратов: Изд-во Сарат. гос. пед. ин-та, 1995.

Эпштейн М.Н. Вещь и слово. К проекту «лирического музея» или «мемориала вещей» // Вещь в искусстве. М., 1986.

Эпштейн М. После карнавала, или вечный Веничка. // Ерофеев Венедикт. Оставьте мою душу в покое. М., 1995.

Эпштейн М. После будущего: О новом сознании в литературе // Знамя. 1991. № 1.

Эпштейн М. Постмодерн в России. М., 2000.

Тема 5. Творчество И.Бродского

1. Биография – миф. «Поколение дворников и сторожей». Общение с А. Ахматовой. Суд, ссылка, эмиграция. Нобелевская премия 1987 г.

2. Периодизация творчества. Жизненная и поэтическая позиция И.Бродского. «Постоянное абстрагирование от своей единицы». Романтические истоки творчества.

3. Основные мотивы лирики. Поэт противоречий: лиризм и рационализм. Поэтическое слово как «инструмент познания» мира.

4. Своеобразие стилистической манеры.

 

Список рекомендуемой литературы

Бродский И.А. Сочинения: В 8 т. СПб, 1997 – 2000.

Баткин Л. Вещь и пустота: Заметки читателя на полях стихов Бродского // Октябрь.1996. № 1.

Вайль П., Генис А. В окрестностях Бродского // Лит. обозрение. 1990. № 8.

Гаспаров М.Л. Рифма Бродского // Гаспаров М.Л. Избранные статьи. М., 1995.

Ерофеев В. «Поэта далеко заводит речь…» (Иосиф Бродский: свобода и одиночество) // Ерофеев В. В лабиринте проклятых вопросов. М., 1990.

Иосиф Бродский: Труды и дни. М., 1998.

И. Бродский. Творчество, личность, судьба: Итоги трех конференций. СПб, 1998.

И. Бродский: (подборка статей, посв. творчеству поэта) // НЛО. 2000. №  45.

Иванов В.В. Бродский и метафизическая поэзия // Знамя. 1997. № 1.

Кублановский Ю. Поэзия нового измерения // Новый мир. 1991. № 2.

Курицын В. Бродский // Октябрь. 1997. № 6.

Лакербай Д. Ранний Бродский: Поэтика и судьба. Иваново, 2000.

Полухина В. Бродский глазами современников. СПб, 1997.

Ранчин А. «Человек есть испытатель боли…»: религиозно-философские мотивы поэзии Бродского и экзистенциализм // Октябрь. 1997. № 1.

Расторгуев А. Интуиция Абсолюта в поэзии И. Бродского // Звезда. 1993. № 1.

Степанян Е. Мифотворец Бродский // Континент. 1993. № 76.

Стрижевская Н.И. Письмена перспективы: О поэзии И. Бродского. М., 1997.

Тема 6. Современная поэзия в ситуации постмодернизма

1. Концептуализм. Объединение процессов творчества и исследования в концептуализме. Внимание к контексту, к проблемам функционирования произведения. Концепт как клише, штамп, тавтология. Центон и цитатное письмо. Авторефлексия и текст о тексте. Минимализм – трактовка творчества как недеяния или минимального действия.

2. Соц-арт – концептуализм на языке советской культуры. Представление о советском дискурсе как о тотальной метаистории и разрушение ее. Игра с Большим Советским Стилем.

3. Попытки классификации поэтических явлений и их невозможность в условиях постмодернистской ситуации.

4. Авангардные эксперименты в эпоху кризиса авангарда.

5. Ориентация на поэтическую классику и проблема традиций в постмодерне. Стилизация.

6. Трансформации поэтических жанров и лирики как рода литературы.

Визуальная поэзия. Литература и изобразительное искусство.

 

Список рекомендуемой литературы

Берг М. Последние цветы Л.Рубинштейна // НЛО. 1998. № 30. С.343-347.

Бирюков С. О максимально минимальном в авангардной и поставангардной поэзии // НЛО. 1997. № 23.

Бирюков С. Зевгма. Русская поэзия от маньеризма до постмодернизма. Пособие для учащихся. М., 1994.

Бирюков С. Русская поэзия на рубеже 20-21 вв.// НЛО. 1996. №16.

Вязмитинова Л. От полыньи Полины к снам Пелагеи Иванны (поэзия поколения 90-х) // Знамя. 1998. № 11.

Гаспаров М.Л. Русский стих как зеркало постсоветской культуры // НЛО. 1998. № 32.

Ермолин Е. Слабое сердце [о Т.Кибирове] // Знамя. 2001. № 8.

Зубова Л.В. Современная русская поэзия в контексте истории языка. М., 2000.

Кузьмин Д. Постконцептуализм. Как бы наброски к монографии // НЛО. 2001. № 50.

Кукулин И. Поколение 90-х в русской поэзии: возникновение новых канонов // НЛО. 2001. № 50.

Кулаков В. Визуальность в современной поэзии: Минимализм и максимализм // НЛО. 1995. № 16.

Кулаков В. По образу и подобию языка // НЛО. 1998. № 32.

Кулаков В. Поэзия бронзового века: принципы художественной типологии // Вопросы онтологической поэтики: Потаенная литература: Исследования и материалы. Иваново, 1998.

Кулаков В. Поэзия как факт. Статьи о стихах. М., 1999.

Кулакова М. Взгляд А. Еременко // Знамя. 2001. № 5.

Курицын В. Данный момент. О сочинении Л.Рубинштейна «Программа совместных переживаний» // НЛО.1995. № 16.

Левин А., Касымов А. Магнитная буря // Знамя. 2001. № 7.

Литературное обозрение. 1998. № 1 – номер, посвященный Т. Кибирову.

Некрасов Вс. К вопросу о стихе // НЛО. 1998. № 32.

Орлицкий Ю. Визуальный компонент в современной русской поэзии // НЛО. 1995. № 16.

Minimum minimorum: Отсутствие текста как тип текста // НЛО. 1997. № 23

Седакова О. Рассуждения о методе // НЛО. 1997. № 27.

Тупицына М. Соцарт: русский вариант принципа деконструкции // Тупицына М. Критическое оптическое. М., 1997.

Фатеева Н.А. Основные тенденции развития поэтического языка в конце ХХ века // НЛО. 2001. № 50.

Чеpедниченко Т. Песни Тимуpа Кибирова // Аpион.1995. № 1.

Шмид В. Слово о Дмитpии Александpовиче Пpигове // Знамя.1994. № 8.

Янечек Дж.Дж. Минимализм в современной русской поэзии: Всеволод Некрасов и другие // НЛО. 1997. № 23.

 

Тема 7. Постмодернизм в литературе 90-х годов

1. Прозаический соц-арт. В. Сорокин. Работа с Большими Стилями (советским, постсоветским, стилем русской классики). Разрушение метаистории с помощью характерных приемов (стилизация, клиширование, невнятность речи, алогичность, реализация метафор и др.). Акцентирование телесности, текста как физичности языка вне его связи с семантикой.

2. Строительство и деконстpукция мифов. Русская Литеpатуpа, Русская Истоpия и рассказывание литературных историй (А. Коpолев «Голова Гоголя», Е. Попов «Накануне накануне», С. Гандлевский «Трепанация черепа», М. Шишкин «Взятие Измаила», Д. Быков «Орфография», Гаррос-Евдокимов «Головоломка», А. Тургенев «Месяц Аркашон» и др.). Симуляции «священных» текстов.

3. Воссоздание «чужих» стилистик и работа с ними (М. Бутов; А. Уткин «Хоровод»; Б. Кенжеев «Иван Безуглов: Мещанский роман»; А. Королев «Дама Пик»; Е. Попов «Накануне, накануне» и др.)

4. Постмодернистская разработка пространства массовой литературы (Б. Кенжеев, В. Пелевин, А. Слаповский, Э. Гер, Б. Акунин и др.)

5. Вторичная реальность, симулякр и новая фантастичность. (В. Пелевин, А. Слаповский, Ю. Буйда, В. Шаров и др.)

6. Языковое познание мира. Мир как текст. (Саша Соколов, В. Пелевин, Е. Федоров «Одиссея», М. Безродный «Конец цитаты», А. Иванченко «Монограмма», С. Гандлевский «Чтение», Д. Быков «Орфография» и др.)

7. Постмодернизм как стиль письма. Художественные техники: коллаж (А. Королев «Голова Гоголя», В. Шаров «До и во время», М. Шишкин «Взятие Измаила»), ремейк (В. Пьецух «Новая московская философия», А. Королев «Дама Пик», Б. Акунин «Гамлет», «Чайка»), комментарий (Д. Галковский «Бесконечный тупик», Е. Попов «Подлинная история «Зеленых музыкантов»»), «найденная вещь» (А. Морозов «Чужие письма», М. Кураев «Жребий № 241»), каталог (А. Сергеев «Альбом для марок») и др.

 

Список рекомендуемой литературы

Баранов О. Гипертекстовая субкультура // Знамя. 1997. № 7.

Вайль П., Генис А. Поэзия банальности и поэтика непонятного // Звезда. 1994.    

             № 4.

Генис А. Гипертекст — машина реальности. // Иностранная литература. 1994. № 5. С. 248-249

Генис А. Беседы о новой словесности // Звезда. 1997. № 2-12.

Гройс Б. Русский роман как серийный убийца или Поэтика бюрократии // НЛО. 1997. № 27.

Кенжеев Б. Антисоветчик Владимир Сорокин // Знамя.1995. № 4.

Курицын В. Книга о постмодернизме. Екатеринбург, 1992.

Курицын В. Русский литературный постмодернизм (электронная версия – http://www. guelman.ru/slava/postmod.)

Латынина А. Творец и комментатор // Литературное обозрение. 1994. № 5-6.

Липовецкий М. Русский постмодернизм: Очерки исторической поэтики. Екатеринбург, 1997.

Голубое сало поколения, или Два мифа об одном кризисе // Знамя. 1999. № 11.

Михеев А. Вокруг, около и вместо // Иностранная литература. 1999. № 5.

Постмодернизм – идея для России?: (Беседа с И.Ильиным А.Цуканова и Л.Вязмитиновой) // НЛО. 1999. № 39.

Постмодернизм и культура: (Материалы круглого стола) // Вопросы философии.1993. № 3.

Постмодернисты о посткультуре: Интервью с современными писателями и критиками / Сост. и предисл. С. Ролл. М., 1998.

Скоропанова И.С. Русская постмодернистская литература: Учеб. пособие. – 2-е изд., испр. М., 2000.

Эпштейн М. Прото-, или Конец постмодернизма // Знамя. 1995. № 3.

D`ebut de siecle, или От пост- к прото-. Манифест нового века // Знамя. 2001. № 5.

 

 

Тема 8. В.Пелевин. Виртуальная литература

1. Постмодернизм как свод приемов или мироощущение эпохи. Многоуровневость восприятия текстов. Мир, осознающий себя в тексте.

2. Герой – действующее лицо. Проблема самоидентификации персонажа. Вторичность или поиски пересечений со Смыслом.

3. Активизация читательского участия в тексте. Сюжетная и интеллектуальная интрига. Провокации автора и иллюзия понимания. Процесс или результат.

4. Специфика пелевинских метаморфоз (отсутствие момента перехода). Не-событие как событие и наоборот. Виртуальность – ситуация неразличения фантастического и реального. Мир как воплощенная метафора. Постмодернистское осмысление Пустоты.

5. «Виртуальное» сознание: существование на границах телесности; переживание тела как абстрагированного, отчужденного; размывание границ "Я"; смена последовательности мыслей параллельностью; невозможность завершения мысли; «пересечения» с предметами; восприятие пространства как вещи и т.д.). Ощущение, а не изменение мира.

6. Виртуальное сознание и сетевая литература. Интернет как пространство существования литературы. Формы сетевой литературы (гипертекст, коллективное творчество, автоматическая обработка текста). Текст или литература?

 

Список рекомендуемой литературы

Материалы сайта В.Пелевина: http//www.pelevin.ru

На провокационные во­просы не отвечаем: Фрагм. виртуал. конф. с попул. писателем Виктором Пелевиным, опубл. в ZHURNAL.RU // Литературная газета. 1997. 13 мая.

Александров Н. Новая эклектика // Литературное обозрение.1997. № 3.

Виртуальные реальности и современный мир. М., 1997.

Виртуальное пространство культуры. Материалы научной конференции 11-13 апреля 2000 г. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000.

Закуренко А. Искомая пустота // Литературное обозрение. 1998. № 3.

Генис А. Виктор Пелевин: границы и метаморфозы // Знамя. 1995. № 12;

             Поле чудес: Виктор Пелевин // Звезда. 1997. № 12.

Корнев С. «Сетевая литература» и завершение постмодерна. Интернет как место обитания литературы // НЛО. 1998. № 32.

Корнев С. Столкновение пустот: может л


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.256 с.