Обобщение теоретических сведений и передового педагогического опыт А — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Обобщение теоретических сведений и передового педагогического опыт А

2020-06-05 195
Обобщение теоретических сведений и передового педагогического опыт А 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................ 4

1. Обобщение теоретических сведений и передового педагогического опыта.................................................................................................................... 6

2. Характеристика путей и средств активизации деятельности учащихся на уроках спецтехнологий в ПТУЗ................................................................…………………..                                                                                                                          11

2.1Творческая деятельность, как способ проявления активности………….. 11

2.2 Активизация учащихся в рамках учебной деятельности на уроках спецтехнологии……………………………………………………………………… 12

2.3 Пути активизации и  развитие профессионального интереса учащихся на уроках спецтехнологии…………………………………………………………….. 14

3. Разработка план-конспекта урока производственного обучения.................... 17

4. Методические рекомендации по проведению урока....................................... 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................................                                                                                                                          29

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ................................................... 31

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………… 32

Введение

 В период научно-технической революции, когда наблюдается быстрый рост научных знаний и их широкое внедрение в производство, перед ПТУЗ стоит задача вооружить своих выпускников системой прочных знаний и умениями самостоятельно пополнять их и развивать свои познавательные способности.

 Важнейший фактор успешного формирования прочных знаний по спецпредмету – развитие учебно-познавательного энтузиазма учащихся на уроках, которое достигается интеллектуальной и эмоциональной подготовкой учащихся к восприятию нового учебного материала. Последнее предполагает широкое применение системы средств обучения в условиях комплектно оборудованного кабинета, где проходит занятие, позволяющего учителю с наименьшей затратой времени и усилий использовать любые средства обучения в комплексе, в системе.

 Проблема стимулирования, побуждения учащихся к учению не нова: она была поставлена еще в 40-50-е гг. И.А.Каировым, М.А.Даниловым, Р.Г.Лембер. В последующие годы к ней было привлечено внимание ведущих методистов. Они поставили задачу формирования положительных мотивов учения в качестве одной из самых главных в обучении, ибо высокий уровень мотивации учебной деятельности на уроке и интереса к учебному предмету – это первый фактор, указывающий на эффективность современного урока.

 В практике работы ПТУЗ накоплен уже немалый опыт по активизации познавательной деятельности учащихся при обучении на уроке спецдисциплин. Но нередко случается так, что описанный в литературе метод или отдельный прием не дает ожидаемых результатов. Причина в том, что: во-первых, у каждой конкретной группы свой опыт познавательной деятельности и свой уровень развития, во-вторых, меняются времена, а вместе с ними и нравы, и интересы учащихся. Поэтому, я считаю, что проблема активизации познавательной деятельности будет существовать во все времена.

Таким образом, актуальность нашего исследования обусловлена перечисленными выше проблемами.

 В своей работе мы исходили из предположений, что работа учителя по активизации познавательной деятельности учащихся будет наиболее эффективной, а качество знаний учащихся будет выше, если при проведении занятий используются приемы и средства, активизирующие познавательную деятельность учащихся и развивающие их познавательный интерес.

Характеристика путей и средств активизации деятельности учащихся на уроках спецтехнологий в ПТУЗ.

РАЗРАБОТКА ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

СПЕЦТЕХНОЛОГИИ

Тема (раздел): Фрезерование плоских поверхностей

Тема урока: Установка и закрепление торцовых фрез. Фрезерование плоскостей торцовыми фрезами.

Цели урока: учебная – сформировать знания о способах установки и закрепления и фрезерования торцовыми фрезами;

развивающая – развитие познавательной активности и учебной самостоятельности, развитие гибкости ума, технической направленности мышления, профессиональных интересов и способностей;

воспитательная – воспитание уважения к труду, своей профессии, воспитание умений трудиться в коллективе.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

Организационная часть.

Приветствие.

Проверка отсутствующих.

Сообщение темпа урока.

 

2. Повторение пройденного материала по теме «Установка и закрепление цилиндрических фрез. Фрезерование плоскостей цилиндрическими фрезами».

Вопросы:

1. Назовите способы установки и выверки цилиндрических фрез на станке.

2. Объясните достоинства и недостатки различных способов и методов фрезерования плоскостей цилиндрическими фрезами.

3. Укажите последовательность действий при выполнении фрезерных работ.

4. Укажите основные виды брака плоскостей и причины, вызывающие их.

3. Объяснение нового материала:

Установка и закрепление цилиндрических фрез на станке

Установка торцовых фрез на станке.

Фрезерование плоскостей торцовыми фрезами.

Подведение итогов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обучение, как известно, само по себе выполняет воспитательную роль, поскольку обеспечивает формирование знаний, убеждений, привычек поведения. Поэтому все потенциальные возможности обучения достаточно используются в воспитании, но значительные перегрузки снижают интерес к знаниям, необходимость усвоения большого объема информации нередко приводит к механическому заучиванию материала, учащиеся не вдаются в его сущность. Процесс обучения становится непривлекательным, а имеющийся разрыв между теорией и практикой усугубляет это положение, учащиеся не могут овладеть даже минимумом знаний. Одно дело, когда учащихся заставляют учиться и совершенно другое, когда они увлечены процессом учения.

В ходе выполнения курсовой работы я разработал пути и средства активизации деятельности учащихся, разработал план-конспект урока спецтехнологии, ведь при раздельном обучении усилия учащегося направлены на то, чтобы заставить себя запомнить, выучить, а при использовании ― учащийся старается глубже разобраться в теории, понять сущность и способы практического действия.

Обучение с использованием особенностей на уроках спеццехнологии становится источником мощного воспитательного резонанса, который рассматривается как отзвук, отклик в структуре личности. Особенно сильно влияние на формирование воспитательной деятельности ― готовности и способности воспринимать педагогические требования и правильно реагировать на них. Многие учащиеся характеризуются слабой воспитательной восприимчивостью, некоторые оказывают сопротивление педагогическим усилиям. При обучении на уроке спецтехнологии личность активизируется, формируется чувство успеха, вера в себя, интерес к знаниям, желание овладеть профессией. Между учащимися и педагогам благоприятно складывается необходимый воспитательный контакт, взаимопонимание, доверие, согласие, все это позволяет поддерживать у учащихся предрасположенность к правильному реагированию на педагогические требования.

Достоинство разработанной курсовой работы заключается во-первых в том, что при определении значения урока спецтехнологии  для развития познавательной активности учащихся наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых учащиеся сами должны:

-отстаивать свое мнение;

-принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;

-ставить вопросы своим товарищам и преподавателям;

-рецензировать ответы товарищей;

-оценивать ответы и письменные работы товарищей;

-заниматься обучением отстающих;

-объяснять более слабым учащимся непонятные места;

-самостоятельно выбирать посильное задание.

Разработонная технология и методическое обеспечение занятия поможет преподавателю граммотно и точно провести занятие, а учащиеся смогут раскрепоститься, развить свои творческие способности и закрепить свои навыки и умения на практике, в этом и заключается главное достоинство курсовой работы.

В ходе курсовой работы мы выполнили ряд задач, а именно:

- изучили литературные источники;

- обобщили имеющийся педагогический опыт по вопросам использования различных приемов на уроках производственного обучения;

- разработали план-конспект урока с производственного обучения;

- разработали рекомендации по использованию приемов в учебном процессе ПТУЗ.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Дьяченко, В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. М., 1989.

2. Чередов, И.М. Формы учебной работы в средней школе. М., 1998.

3. Безрукова, B.C. Педагогика профтехобразования. Педагогический процесс в профтехучилище: Текст лекций. Свердловск, 1990.

4. Теоретические основы процесса обучения в советской школе / Под ред. В. В. Краевского, И.Я. Лернера. М., 1989.

5. Новиков, A. M. Формирование учебной деятельности // Школьные технологии. 2007. № 4.

6. Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Профессиональное обучение»: В 2-х книгах / Под ред. В.Д. Симоненко, М.В.Ретивых. - Брянск: Изд-во Брянского государственного университета, 2003. - Кн.1 - 174 с.

7. Макиенко, Н. И. Педагогический процесс в училищах профессионально-технического образования / Н. И. Макиенко. - Минск: Выш. шк., 1987. - 312 с.

8. Никифоров, В. И. Основы и содержание подготовки инженера-преподавателя к занятиям / В. И. Никифоров. - Л.: ЛГУ, 1987. - 141 с.

9. Позняк, И. П. Организация и методика обучения в профтехучилищах / И. П. Позняк, В. В. Малашевич. - Минск:Выш. шк., 1985. - 238 с.

10. Скакун, В. А. Преподавание общетехнических и специальных предметов в средних ПТУ / В. А. Скакун. - М.: Высш. шк., 1987. - 280 с.

11. Власов, В. Г. Проблемные ситуации на уроках производственного обучения / В. Г. Власов. - М.: Высш. шк., 1984. - 137 с.

12. Организация и методика производственного обучения / М. А. Жиделев[и др.]; под общ.ред. М. А. Жиделева. - М.: Высш. шк., 1981. - 331 с.

Приложение

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................ 4

1. Обобщение теоретических сведений и передового педагогического опыта.................................................................................................................... 6

2. Характеристика путей и средств активизации деятельности учащихся на уроках спецтехнологий в ПТУЗ................................................................…………………..                                                                                                                          11

2.1Творческая деятельность, как способ проявления активности………….. 11

2.2 Активизация учащихся в рамках учебной деятельности на уроках спецтехнологии……………………………………………………………………… 12

2.3 Пути активизации и  развитие профессионального интереса учащихся на уроках спецтехнологии…………………………………………………………….. 14

3. Разработка план-конспекта урока производственного обучения.................... 17

4. Методические рекомендации по проведению урока....................................... 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................................                                                                                                                          29

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ................................................... 31

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………… 32

Введение

 В период научно-технической революции, когда наблюдается быстрый рост научных знаний и их широкое внедрение в производство, перед ПТУЗ стоит задача вооружить своих выпускников системой прочных знаний и умениями самостоятельно пополнять их и развивать свои познавательные способности.

 Важнейший фактор успешного формирования прочных знаний по спецпредмету – развитие учебно-познавательного энтузиазма учащихся на уроках, которое достигается интеллектуальной и эмоциональной подготовкой учащихся к восприятию нового учебного материала. Последнее предполагает широкое применение системы средств обучения в условиях комплектно оборудованного кабинета, где проходит занятие, позволяющего учителю с наименьшей затратой времени и усилий использовать любые средства обучения в комплексе, в системе.

 Проблема стимулирования, побуждения учащихся к учению не нова: она была поставлена еще в 40-50-е гг. И.А.Каировым, М.А.Даниловым, Р.Г.Лембер. В последующие годы к ней было привлечено внимание ведущих методистов. Они поставили задачу формирования положительных мотивов учения в качестве одной из самых главных в обучении, ибо высокий уровень мотивации учебной деятельности на уроке и интереса к учебному предмету – это первый фактор, указывающий на эффективность современного урока.

 В практике работы ПТУЗ накоплен уже немалый опыт по активизации познавательной деятельности учащихся при обучении на уроке спецдисциплин. Но нередко случается так, что описанный в литературе метод или отдельный прием не дает ожидаемых результатов. Причина в том, что: во-первых, у каждой конкретной группы свой опыт познавательной деятельности и свой уровень развития, во-вторых, меняются времена, а вместе с ними и нравы, и интересы учащихся. Поэтому, я считаю, что проблема активизации познавательной деятельности будет существовать во все времена.

Таким образом, актуальность нашего исследования обусловлена перечисленными выше проблемами.

 В своей работе мы исходили из предположений, что работа учителя по активизации познавательной деятельности учащихся будет наиболее эффективной, а качество знаний учащихся будет выше, если при проведении занятий используются приемы и средства, активизирующие познавательную деятельность учащихся и развивающие их познавательный интерес.

Обобщение теоретических сведений и передового педагогического опыт А

Понятие познавательной активности многоаспектно и многогранно, чему свидетельствует анализ работ И. П Позняка, Н. И Макиенко, В. Г Власова, В.А. Аверина, В.И. Дружинина, Е.В. Коротаевой, Н.В. Кухарева, А.М. Матюшкина, Г.И. Щукиной. Признавая, что активность в широком смысле является биологически обусловленным свойством человека, особое внимание придается ее направленности на определенный вид деятельности и способах удовлетворения. В отношении познавательной деятельности это означает формирование у учащихся мотивации учения и обучения их навыкам добывания и использования информации, т.е. навыкам мыслительной деятельности, которые определяют возможность осуществления продуктивной учебно-познавательной деятельности. Результативность деятельности, вызывая положительные эмоции и гностические чувства, тем самым способствует сохранению и упрочнению познавательных интересов, стимулируя дальнейшую познавательную деятельность. Необходимым условием реализации познавательной активности является саморегуляция, выражающаяся в умении регулировать своё поведение в зависимости от характера и условий деятельности, в частности, проявлять волевые усилия для достижения поставленной цели. Сформированность учебной деятельности, предполагающая наличие способности к саморегуляции поведения, рефлексии, устойчивой мотивации учения, позволяет учащемуся реализовать свою познавательную активность адекватными способами. Становление учащегося как субъекта учебной деятельности невозможно без определенного уровня развития психических познавательных процессов, прежде всего мышления, поскольку осуществление рефлексии, самоконтроля и самооценки предполагает сформированность операций мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения и т. д. Несформированность навыков учебной деятельности порождает снижение эффективности процесса учения, как следствие, успешности обучения, что ведет к потере мотивации к учебно – познавательной деятельности.

Инновационные технологии – это все технологии, использующие специальные технические средства (ЭВМ, аудио, видео, кино).

Использование продуктов инновационных технологий (презентация, интерактивная доска, видеоматериалы, учебный фильм и др.) вызывает особый интерес, ученики значительно ярче и глубже осознают важность, значимость изучаемых вопросов и оттого относятся к ним с большим интересом.

Информационно-коммуникационные технологии на уроках образовательной области «спецехнология» уместно применять при изучении отдельных тем и разделов программы технологии трудового обучения.

Для работы на уроке учителю и ученикам достаточно уметь работать в пакете программ Microsoft Office.

На уроке, как правило, практикуются выступления учителя или учеников с использованием компьютера, проектора, звуковых колонок, в последнее время к ним добавилась интерактивная доска. Чаще всего для выступления используют Microsoft PowerPoint в качестве программной оболочки, в которой создается мультимедийная презентация, реже применяется такая программа, как Macromedia Flash. Чаще всего презентации носят линейный характер, что является нормальным явлением, так как большинство выступлений подразумевает именно линейный характер преподнесения материала.

Развитие личности в процессе обучения рассматривалось в трудах выдающихся педагогов прошлого: Я. – А. Коменского; И.Г. Песталоцци; И.Ф. Гербарта; А. Дистервега; К.Д. Ушинского; П.Ф. Каптерева и др. На современном этапе проблема умственного развития учащихся нашла отражение в работах В.А. Аверина; К.М.Гуревича, Е.И. Горбачевой; А.З. Зака; Е.Н. Кабановой – Меллер; З.И. Калмыковой; А.А. Люблинской; Н.А. Менчинской; Я.А. Пономарёва; Н.И. Чуприковой; И.С. Якиманской.

Рассматривая взаимосвязь обучения и развития, мы исходили из положения Л.С. Выготского и представителей его направлености: П.Я. Гальперина; В.В. Давыдова; А.Н. Леонтьева о том, что только правильно организованное обучение влечет за собой умственное развитие. Психолого – педагогические исследования А.К. Дусавицкого, Л.В. Занкова; С.Л. Рубинштейна; В.В, Рубцова; Т.М. Савельевой; Д.Б. Эльконина показывают, что такое обучение изменяет весь ход психического развития учащегося, способствуя формированию продуктивного (творческого, теоретического) мышления, познавательной активности личности.

В трудах П.П. Блонского; Л.С. Выготского; В.В. Давыдова; С.Л. Рубинштейна; Д.Б. Эльконина представлены результаты исследования механизмов усвоения знаний, формирования навыков и умений, взаимосвязи и взаимозависимости развития психических процессов от организации обучения.

Принцип воспитывающего обучения, обеспечивающего развитие, представлен в творческом наследии К.Д. Ушинского, опиравшегося на лучшие достижения И.Г. Песталоцци, И.Ф. Гербарта. Идеи всестороннего развития личности учащегося нашли своё отражение в трудах выдающихся русских педагогов Н.И. Пирогова, П.Ф. Каптерева; А.Н. Острогорского, С.А. Рачинского и др. Принцип единства умственного, физического и нравственного развития учащегося лег в основу теории физического образования П.Ф. Лесгафта.

Исходя из взаимосвязи мышления и речи, развитие логического мышления в процессе обучения языку и развитии речи представляется очевидным. Освоение операций мыслительной деятельности является условием успешности обучения языка как учебной дисциплине. Особую роль, по мнению ученых-методистов Л. Бахмана; С.Ф. Жуйкова; Н.С. Рождественского, в процессе изучения языка играют сформированные навыки операций мыслительной деятельности.

В 50-60-х годах познавательная деятельность понималась, в основном, как передача преподавателем готовых знаний и запоминание их учащимися. В 70-80-е годы дидакты пришли к выводу о необходимости перехода на более высокий уровень познавательной деятельности, при котором часть знаний не дается учащимся в готовом виде, а оставляется для самостоятельного поиска, обусловленного переходом от объяснительно – иллюстративного к проблемному обучению.

О сути же творческой познавательной деятельности существуют различные точки зрения. Н.Г. Дайри и Н.В. Кухарев классифицируют ее как мыслительную самостоятельность учащихся. М.Н. Скаткин отмечает, что нельзя смешивать понятия «познавательная деятельность» и «мыслительная деятельность», потому что в первой имеют место не только процессы мышления, но и внимание, память.

Т.И. Шамова пишет, что «мыслить можно, ничего не познавая, а познавать, чаще всего, не мысля нельзя». И.Ф. Харламов характеризует познавательную деятельность как процесс, в котором мыслительная деятельность учащихся имеет характер овладения знаниями. И.Я. Лернер отмечает, что активная познавательная деятельность есть условие самостоятельной работы учащихся на основе развития у них в первую очередь логического мышления. Этот вывод И.Я. Лернера, сформулированный ещё в начале 60-х годов, имеет принципиальное значение и сегодня.

Варианты формирования творческого мышления учащихся описываются в работе Г.Г. Воробьёва. В исследовании П.И. Пидкасистого даётся формулировка творческого мышления, как и формы познавательной деятельности, которая является отражением реальности. Вопросу о развитии исторического мышления учеников посвящены работы В.П. Беспечанского и И.Я. Лернера. Там, например, В.П. Беспечанский анализирует два взгляда на суть исторического мышления. Автор первого из них Л.С. Рубинштейн не проводит разницы между, например, математическим и историческим мышлением с точки зрения психологии, а автор второго взгляда Л.С. Выготский рассматривает историческое мышление как специфическое, которое зависит от специфики исторической науки. И.Я. Лернер характеризует историческое мышление как мыслительную деятельность, направленную на осознание прошлого, настоящего и прогнозирующего будущего, а обучение историческому мышлению, с его точки зрения, отличается от обучения общелогическим операциям и невозможно без учета специфики, исторического содержания и методов исторического познания.

Таким образом, с моей точки зрения, уже на мотивационном этапе возникает возможность, учитывая жизненный опыт учащихся, через создание проблемной ситуации путем постановки преподавателем познавательной задачи, способы решения которой лежат в зоне ближайшего развития учащегося, организовать активизацию познавательной деятельности. При этом преподаватель выделяет существенные связи, которые подлежат усвоению, показывает учащимся, как решить проблему или ответить на вопрос, т.е. дает план и модель деятельности. В дальнейшем предусматривается самостоятельная деятельность самих учащихся.

Следовательно, активизация деятельности предусматривает вооружение учащихся необходимыми инструментами поиска знаний, что позволяет достигнуть самого высшего творческого уровня деятельности, основой которого выступает творческое мышление учащихся.


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.