В устной речи важно соблюдать нормы произношения, или орфоэпические нормы. — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

В устной речи важно соблюдать нормы произношения, или орфоэпические нормы.

2020-06-05 225
В устной речи важно соблюдать нормы произношения, или орфоэпические нормы. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

УСТНАЯ РЕЧЬ

Устная речь — форма речевой деятельности, включающая понимание звучащей речи и осуществление речевых высказываний в звуковой форме (говорение).

Для устной речи, в отличие от письменной, характерны:
* избыточность (наличие повторов, уточнений, пояснений);
 * экономия речевых высказываний, эллипсы (говорящий может не называть, пропускать то, о чем легко догадаться).

*использование невербальных средств общения (жестов, мимики).

 

* Самоперебивы, срывы конструкции – такая особенность устной речи, когда говорящий, не закончив начатое предложение, бросает его, начинает снова, пытаясь сформулировать фразу другими словами.

 

Прерывистость связана с тем, что говорящий делает неуместные паузы, так как обдумывает, что сказать, формулирует, подбирает слово. Иногда такая пауза заменяется нечленораздельными звуками типа мычания, прищелкиванием пальцев, восклицаниями: «Как лучше сказать?», «В общем-м-м…», «Ну-у-у…», «Э-э-э-э-э…», «Короче говоря» и т. д.

Устная речь всегда обусловлена речевой ситуацией – то есть реальностью, в которой она создается.

Устная речь может быть записана (со всеми ее особенностями), а письменная – произнесена наизусть, прочитана вслух (озвученная письменная речь).

Например, письменный текст при "озвучивании" приобретет некоторые особенности устной речи (интонационную окраску, ритм), но будет характеризоваться как письменная речь в устной форме. Можно отличить на слух настоящую устную речь от читаемой вслух письменной: у них разная структура.

 

Особая разновидность письменной речи, которая сформировалась и используется в онлайн общении, получила названия спонтанная письменная речь / письменная разговорная речь /фиксированная устная речь. Эти называния подчёркивают её гибридный характер.

Пользователь интернета не затрудняет себя выбором слов и выражений, что может быть характерно для устной речи, может передавать прерывистость, срывы конструкций и другие особенности устной речи на письме. Однако не нужно забывать, что данный вид речи подходит, уместен только для неформального, неофициального интернет-опосредованного общения.

Для официального, делового профессионального общения, в том числе и внутрисетевого, речь должна быть иной.

 

Задание:

Оформите устный диалог средствами письменной речи. Что вам понадобится изменить, что добавить?

(диалог покупателя и продавца)

 

– Тридцать пятый у вас есть тапочки?

– Рядом.

– А вот эти сапоги только красные?

– Нет, вот коричневые такие есть.

– А на войлоке сорок третий есть?

– Нет.

 

Прочитайте каждое из нижеприведённых предложений двумя способами. Какое интонационное средство помогает изменить смысл высказывания? В каких предложениях двусмысленность преодолевается благодаря пунктуации?

Казнить нельзя помиловать. Я развлекал её рисунками моего брата. Вокруг луны сиянье золотое. Из хаты бабушки рыдания неслись. Мама сказала сестра приедет завтра. Как удивили его слова приятеля. Не испугала ли её болезнь сына? Мой друг провожал отца с сестрой.

 

 

Песня «Давайте делать паузы в словах» А. Макаревич

 

Давайте делать паузы в словах,
Произнося и умолкая снова,
Чтоб лучше отдавалось в головах
Значенье вышесказанного слова.
Давайте делать паузы в словах.

 

Давайте делать паузы в пути,
Смотреть вокруг внимательно и строго,
Чтобы случайно дважды не пройти
Одной и той неверною дорогой.
Давайте делать паузы в пути.(…)

 

Можно ли (нужно ли) буквально делать «паузы в словах»? Как cледует понимать первый куплет песни?

 

III. ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ

В устной речи важно соблюдать нормы произношения, или орфоэпические нормы.

Орфоэпическими (в широком смысле) называются языковые нормы, регулирующие произношение слов и постановку словесного ударения.

ОРфоэпический словарь - даёт информацию о произношении слова: месте ударения, звучании отдельных звуков и их сочетаний.

Фрагмент орфоэпического словаря:

Орфоэпические словари:

https://povto.ru/russkie/slovari/orfoepicheskie/avanesov/orfoepicheskij-avanesov-1988_0021.htm Орфоэпический словарь под редакцией Р.И. Аванесова (хх век).

https://povto.ru/russkie/slovari/orfoepicheskie/reznichenko/orfoepicheskij-slovar-reznichenko_0017.htm Орфоэпический словарь И. Л. Резниченко (начало хх1 в.)

Терапевт, тенор, Одесса, метр, декан, депо, бутерброд, шинель, форель, стратегия, анестезия, крем, диссидент, патент, кредо, метрдотель, карате, бизнес-школа, резюме, турне, пиетет, идентичный, бестселлер, демпинг, деградация, депрессия, дресс-код, дрессировка, демагогия, экспресс, брюнет, сленг, эссе, декоративный, демарш, фланель, пресс-секретарь, термометр.

А. Гравер, партер, диспансер, апостроф, чистильщик, танцовщица, столяр, пасквиль, граффити, таможня, хозяева, украинец, украинский, гербовый, дочерна, изыск, обеспечение, временщик, симметрия, асимметрия.

Б. Старшие братья, накупить тортов, день начался, отставка принята, Палата общин, радоваться деньгам, включена в стоимость, микрофон включен, все включено, Сервантес родился в 1547 году, собрались в гости, сэкономленные средства, всех красивее, звонит по средам, друзья – воры времени, надписи на бортах, корабли в портах, эта покупка была бы слишком дорога, они были глухи к просьбам, приняла деньгами, обделен благами, обещать блага, здесь нет досок, нет окон.

УСТНАЯ РЕЧЬ

Устная речь — форма речевой деятельности, включающая понимание звучащей речи и осуществление речевых высказываний в звуковой форме (говорение).

Для устной речи, в отличие от письменной, характерны:
* избыточность (наличие повторов, уточнений, пояснений);
 * экономия речевых высказываний, эллипсы (говорящий может не называть, пропускать то, о чем легко догадаться).

*использование невербальных средств общения (жестов, мимики).

 

* Самоперебивы, срывы конструкции – такая особенность устной речи, когда говорящий, не закончив начатое предложение, бросает его, начинает снова, пытаясь сформулировать фразу другими словами.

 

Прерывистость связана с тем, что говорящий делает неуместные паузы, так как обдумывает, что сказать, формулирует, подбирает слово. Иногда такая пауза заменяется нечленораздельными звуками типа мычания, прищелкиванием пальцев, восклицаниями: «Как лучше сказать?», «В общем-м-м…», «Ну-у-у…», «Э-э-э-э-э…», «Короче говоря» и т. д.

Устная речь всегда обусловлена речевой ситуацией – то есть реальностью, в которой она создается.

Устная речь может быть записана (со всеми ее особенностями), а письменная – произнесена наизусть, прочитана вслух (озвученная письменная речь).

Например, письменный текст при "озвучивании" приобретет некоторые особенности устной речи (интонационную окраску, ритм), но будет характеризоваться как письменная речь в устной форме. Можно отличить на слух настоящую устную речь от читаемой вслух письменной: у них разная структура.

 

Особая разновидность письменной речи, которая сформировалась и используется в онлайн общении, получила названия спонтанная письменная речь / письменная разговорная речь /фиксированная устная речь. Эти называния подчёркивают её гибридный характер.

Пользователь интернета не затрудняет себя выбором слов и выражений, что может быть характерно для устной речи, может передавать прерывистость, срывы конструкций и другие особенности устной речи на письме. Однако не нужно забывать, что данный вид речи подходит, уместен только для неформального, неофициального интернет-опосредованного общения.

Для официального, делового профессионального общения, в том числе и внутрисетевого, речь должна быть иной.

 

Задание:

Оформите устный диалог средствами письменной речи. Что вам понадобится изменить, что добавить?

(диалог покупателя и продавца)

 

– Тридцать пятый у вас есть тапочки?

– Рядом.

– А вот эти сапоги только красные?

– Нет, вот коричневые такие есть.

– А на войлоке сорок третий есть?

– Нет.

 

Прочитайте каждое из нижеприведённых предложений двумя способами. Какое интонационное средство помогает изменить смысл высказывания? В каких предложениях двусмысленность преодолевается благодаря пунктуации?

Казнить нельзя помиловать. Я развлекал её рисунками моего брата. Вокруг луны сиянье золотое. Из хаты бабушки рыдания неслись. Мама сказала сестра приедет завтра. Как удивили его слова приятеля. Не испугала ли её болезнь сына? Мой друг провожал отца с сестрой.

 

 

Песня «Давайте делать паузы в словах» А. Макаревич

 

Давайте делать паузы в словах,
Произнося и умолкая снова,
Чтоб лучше отдавалось в головах
Значенье вышесказанного слова.
Давайте делать паузы в словах.

 

Давайте делать паузы в пути,
Смотреть вокруг внимательно и строго,
Чтобы случайно дважды не пройти
Одной и той неверною дорогой.
Давайте делать паузы в пути.(…)

 

Можно ли (нужно ли) буквально делать «паузы в словах»? Как cледует понимать первый куплет песни?

 

III. ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ

В устной речи важно соблюдать нормы произношения, или орфоэпические нормы.

Орфоэпическими (в широком смысле) называются языковые нормы, регулирующие произношение слов и постановку словесного ударения.


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.