Биоэтика в контексте научного прогресса — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Биоэтика в контексте научного прогресса

2020-06-05 455
Биоэтика в контексте научного прогресса 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 Исключительным фактором, повлиявшим на возникновение биоэтики, являются последствия научно-технического и технологического прогресса, а также стремительное саморазвитие биомедицины. Именно это очень часто понуждает современных ученых и медиков философски переосмысливать традиционные понятия и представления о роли и месте медицины в лечении пациентов, а также о начале и конце человеческого существования.

Биоэтика дает им образцы интеллектуально-нравственного обоснования и социальнокультурного оформления тех научных дискуссий, в ходе которых широкая мировая общественность принимает вместе с учеными решение о том, где же пролегают естественные границы модификации человеческого развития. Это все открытые вопросы, не имеющие однозначного решения. Вопрос в биоэтике ставится таким образом, чтобы парадигмально заключить, что значит быть человеком? Именно он становится одним из самых жгучих не только в научнопознавательной деятельности. От характера его разрешения зависит сегодня морально-правовая оценка творческих инновационных действий ученых и медиков, а также правовая и нравственная роль пациентов и их родственников в конкретных ситуациях исследования, диагностирования и лечения.

Основная задача биомедицинской этики – способствовать выявлению различных точек зрения на сложнейшие морально-правовые проблемы, обусловленные развитием науки, техники и биомедицины. Это проблемы, которые в разной степени связаны с сохранением естественной жизни на Земле или возможностями ее радикальной модификации.

Так возникли вопросы: «Допустимы ли в принципе попытки создания генетическими методами новой природы человека, который смог бы приобрести высокие физические, психические и умственные качества?»; «Эвтаназия – преступление или акт милосердия?»; «Можно ли сообщать пациенту диагноз, особенно если болезнь неизлечима?»; «Нужно ли спрашивать разрешения у родственников умершего при заборе его органов для пересадки другим людям?». Эти и многие другие вопросы волнуют не только ученых, медиков, но и широкую общественность. Биомедицинская этика призвана способствовать поиску морально и социально приемлемых решений этих и подобных им вопросов.

Любой практический врач одновременно является ученым. В каждом конкретном случае он осуществляет научный поиск истины, т. е. устанавливает характер и причину заболевания – ставит диагноз, распознает болезнь и самостоятельно определяет пути и средства лечения. Все это требует не только научных знаний и умений, но и искусства анализировать полученные первичные сведения о пациенте и характере его заболевания, а затем самому осуществлять все необходимые экспериментальные действия. Научно-технический прогресс и современные высокие технологии во многом облегчили познавательную работу врача, но при этом обострили многие проблемы в сфере моральных отношений, особенно в научном сотрудничестве ученых и практических врачей.

 Если профессиональная этика ученого всецело подчинена решению научных проблем, поиску истины, то этика врача – еще и обеспечению физического и духовного (особенно в психиатрии) здоровья человека, его эффективного лечения. Как в морали исследователей, так и в морали всех медицинских работников особое место занимает этика взаимоотношений между коллегами, так как сегодня лечение людей – дело коллективной ответственности. В сфере медицины, несмотря на своеобразие, действуют преимущественно общие морально-нравственные принципы, особенно если возникают научные споры и дискуссии.

Во врачебной деятельности имеются и сугубо свои моральные принципы: «уважай автономию пациента», «храни врачебную тайну», «согласовывай с пациентом и его родственниками клинические эксперименты». Те или иные новаторские действия врача подлежат нравственной оценке, а порой и оценке правового характера. Сегодня нет сомнения в том, что вследствие углубления и расширения научных, технических и технологических возможностей решения жизненных проблем, особенно проблемы сохранения здоровья людей, возникли острые моральные проблемы, разрешить которые весьма нелегко. Сегодня в условиях развития науки, техники и биомедицины возникает потребность в консолидации естественнонаучного и гуманитарного знания на нравственной основе, имеющей жизнеутверждающее значение и для самого человека, и для общества в целом. Во все времена этому способствовала философия как олицетворение гуманности.

 Главный вопрос биомедицинской этики как части человеколюбивой философии – это вопрос о ее социальном и культурном признании научно-медицинским сообществом и обществом в качестве некоего нравственного барометра научно-технического прогресса. Внедрение гуманистических идей и идеалов биомедицинской этики в медицину, науку и практику не может быть отложено ныне на отдаленную перспективу. Причем гуманистические идеалы и принципы личности невозможно привнести в здравоохранение извне. Во многом это выбор самой личности, прежде всего каждого врача, каждого медицинского работника.

Таким образом, можно говорить о взаимосвязи и взаимозависимости биоэтики и ее прикладной области – биомедицинской этики. Это обусловлено тем, что сегодня многие научные исследования и действия специалистов, биологов и медиков затрагивают непосредственные жизненные интересы каждого человека и всего человечества.

Поэтому потребовалась морально правовая определенность в отношении феноменов сбережения жизни и упреждения преждевременной смерти – всего, что входит в проблемное поле и биоэтики, и особенно биомедицинской этики. Вместе с тем смысловым стержнем биомедицинской этики, определяющим морально-правовое содержание научно-биологических исследований и инновационных медицинских манипуляций, является повседневная конкретная клиническая практика врачей, выходящая за рамки биоэтики.

Если традиционная медицинская этика стремится к нормативности, то в биомедицинской этике возможны и даже необходимы взаимоисключающие точки зрения, основывающиеся на так называемых открытых проблемах науки и медицины, плюрализме мнений профессиональных врачей и даже отсутствия у них согласия на нормативном уровне. В связи с этим в биомедицинской этике обращается внимание на необходимость морально-правовой консолидации во взаимоотношениях, складывающихся между пациентами и медицинскими работниками.

Для этого и врачам, и пациентам следует помнить о следующем: – пациенты обладают правом на исчерпывающую информацию о состоянии своего здоровья, включая медицинские данные о возможном риске применения предлагаемых и альтернативных методов лечения, сведения о возможных последствиях отказа от лечения, информацию о прогнозе и плане лечебных мероприятий; – пациент имеет моральное право ознакомиться и с иным мнением о его заболевании и способах лечения; – полная информация может быть и сокрыта от пациента, но только лишь в тех случаях, когда есть все основания полагать, что эта информация вместо пользы может причинить пациенту вред; – медицинскую информацию пациенту следует давать в доступной для него словесной форме, сводя до минимума использование непривычных для него терминов. А если пациент не владеет языком данной страны, то необходимо обеспечить ему ту или иную форму перевода;

– пациент имеет право отказаться от информации, и это его желание должно быть выражено в явной форме;

– пациент обладает правом выбрать лицо или лица, которым он считает возможным сообщать необходимую информацию о своем здоровье;

 – во всех случаях любое медицинское вторжение в личную жизнь пациента предполагает уважение его тайн. Поэтому подобное вторжение может осуществляться лишь в присутствии строго необходимых для его проведения лиц, если иного не пожелает сам пациент;

 – пациенты, поступающие в лечебно-профилактическое учреждение, могут рассчитывать на наличие в нем инвентаря и оборудования, необходимого для гарантированного сохранения медицинской тайны, но особенно когда его работники осуществляют исследовательские и лечебные процедуры;

 – пациент при поступлении в лечебно-профилактическое учреждение должен получить сведения об именах и профессиональном статусе тех, кто будет оказывать ему медицинские услуги, и правилах внутреннего распорядка;

 – при выписке из лечебного учреждения пациент получает выписку из истории болезни с указанием диагноза и лечения;

– у пациента есть право отказываться от медицинской помощи или приостановить ее проведение. Возможные последствия отказа следует разъяснить пациенту;

 – если же пациент не в состоянии сам выразить свою волю, а медицинское вмешательство необходимо по неотложным показаниям, то решение принимает компетентная медицинская сторона;

– в случаях, когда требуется согласие законного представителя пациента, но получить его не представляется возможным, медицинское вмешательство может быть осуществлено без согласия законного представителя пациента;

 – в случаях, когда законный представитель пациента не дает согласия на медицинское вмешательство, а врач или иной производитель медицинских услуг считает, что в интересах пациента вмешательство следует произвести, решение должно быть принято судом или другой арбитражной инстанцией;

 – во всех иных случаях, когда пациент сам не в состоянии осознано дать информированное согласие, а его представитель, уполномоченный на это пациентом, отсутствует, надо сделать все возможное, чтобы процесс принятия решения был в моральном и правовом плане полноценным.

 – любая информация о состоянии здоровья пациента, диагнозе, прогнозе и способах лечения, а также любые другие сведения о личности должны сохраняться в секрете даже после смерти пациента;

 – все данные о пациенте, способные раскрыть его личные тайны, должны быть защищены. Степень этой защиты должна быть адекватна форме хранения данных о пациенте как личности;

– конфиденциальную информацию можно раскрыть только в случае, когда на это есть ясно выраженное согласие пациента либо этого требует закон.

 – врачам запрещается вторжение в личную и семейную жизнь пациента, за исключением тех случаев, когда пациент не возражает против этого.

ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ЭТИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ, ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ И НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

3.1. Основные международные документы

Вторая половина XX в. и начало XXI в. свидетельствуют о большом внимании международных и российских правительственных и неправительственных организаций к формулированию принципов медицинской этики и биоэтики.

Особое значение в связи с этим имеют документы Организации Объединенных наций. Так, в принципах медицинской этики (а именно в принципе 2), сформулированных в Резолюции 37/194 от 18 декабря 1982 г., принятой на 37-й сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных наций, провозглашено: «Работники здравоохранения, в особенности врачи, совершают грубое нарушение медицинской этики, а также преступление в соответствии с действующими международными документами, если они занимаются активно или пассивно действиями, которые представляют собой участие или соучастие в пытках или других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видах обращения и наказания, или подстрекательство к их совершению, или попытки совершить их».

 В ст. 2 Всеобщей декларации о геноме человека и правах человека (далее – Декларация), принятой 11 ноября 1997 г. Генеральной конференцией Организации объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры, установлено: – каждый человек имеет право на уважение его достоинства и его прав, вне зависимости от его генетических характеристик; – такое достоинство непреложно означает, что личность человека не может сводиться к его генетическим характеристикам, и требует уважения его уникальности и неповторимости.

Особое место занимает уже упоминавшаяся Всеобщая декларация о биоэтике и правах человека (2005), в которой сформулированы 15 принципов биоэтики. В таком важном документе, как Декларация о политике в области обеспечения прав пациента в Европе, принятая Европейским консультативным совещанием Всемирной организации здравоохранения по правам пациента (Амстердам, март 1994 г.), в разделе «Права пациентов» в п. 1 «Права человека и человеческие ценности в здравоохранении» определено: «Никакие ограничения прав пациентов не должны нарушать права человека, и каждое ограничение должно иметь под собой правовую базу в виде законодательства той или иной страны.

Осуществление нижеперечисленных прав должно происходить не в ущерб здоровью других членов общества и не нарушать их человеческих прав.

1.1. Каждый человек имеет право на уважение собственной личности.

1.2. Каждый человек имеет право на самоопределение.

 1.3. Каждый человек имеет право на сохранение своей физической и психической целостности, а также на безопасность своей личности.

1.4. Каждый человек имеет право на уважение его тайн.

1.5. Каждый человек имеет право иметь собственные моральные и культурные ценности, религиозные и философские убеждения.

1.6. Каждый человек имеет право на защиту собственного здоровья в той мере, в которой это позволяют существующие меры профилактики и лечения болезней и должен иметь возможность достичь наивысшего для себя уровня здоровья». Одним из основополагающих документов, в котором изложены принципы европейской биоэтики, стала принятая Советом Европы Конвенция о защите прав и достоинства человека в связи с применением достижений биологии и медицины – «Конвенция о правах человека и биомедицине» (ETS N 164) (Овьедо, 4 апреля 1997 г.).

Так, согласно ст. 1 стороны настоящей Конвенции: государства – члены Совета Европы, прочие государства и Европейское сообщество – защищают достоинство и индивидуальную целостность человека и гарантируют каждому без исключения соблюдение неприкосновенности личности и других прав и основных свобод в связи с применением достижений биологии и медицины.

 Большим авторитетом у международной общественности пользуются нормы медицинской этики, сформулированные Всемирной Медицинской Ассоциацией. В 1963 г. Всемирной Медицинской Ассоциацией приняты «Двенадцать принципов предоставления медицинской помощи в любой национальной системе здравоохранения». Внимания заслуживает следующее: «Любая система здравоохранения должна обеспечивать пациенту право выбора врача, а врачу – право выбора пациента, не ущемляя при этом прав ни врача, ни пациента.

 Принцип свободного выбора должен соблюдаться и в тех случаях, когда медицинская помощь полностью или частично оказывается в медицинских центрах.

Непременная профессиональная и этическая обязанность врача – оказывать любому человеку неотложную медицинскую помощь без каких-либо исключений». В преамбуле Лиссабонской декларации о правах пациента, принятой Всемирной Медицинской Ассоциацией (Лиссабон, сентябрь-октябрь 1981 г.), сказано, что врач, без сомнения, должен действовать в интересах больного сообразно своей совести, однако необходимы также соответствующие гарантии автономии пациента и справедливого отношения к нему. В п. 3 Лиссабонской декларации определено: – пациент имеет право на самоопределение и на принятие независимых решений относительно своего здоровья. Врач обязан сообщить пациенту о последствиях его решения; – умственно полноценный совершеннолетний пациент имеет право соглашаться на любую диагностическую процедуру или терапию, а также отказываться от них.

Пациент имеет право на получение информации, необходимой для принятия им решений. Пациент должен иметь четкое представление о целях и возможных результатах любого теста или лечения, а также о последствиях своего отказа; – пациент имеет право отказаться от участия в каком-либо исследовании или медицинской практике».

 В п. 10 Лиссабонской декларации указано: – следует всегда уважать человеческое достоинство и право пациентов на неприкосновенность частной жизни, а также их культурные и моральные ценности при оказании медицинской помощи и в ходе практического медицинского обучения;

– пациент имеет право на облегчение своих страданий с использованием существующих знаний в области медицины;

– пациент имеет право на гуманный уход в случае неизлечимой болезни и предоставление возможностей для достойного и наименее болезненного ухода из жизни.

В Международном кодексе медицинской этики, принятом 3-й Генеральной Ассамблеей Всемирной Медицинской Ассоциации (Лондон, октябрь 1949 г.), названы общие обязанности врачей. Врач должен всегда поддерживать наивысшие профессиональные стандарты. Врач не должен позволять по соображениям личной выгоды ограничивать свободу и независимость профессионального решения, которое должно приниматься исключительно в интересах пациента. Врач должен ставить во главу угла сострадание и уважение к человеческому достоинству пациента и полностью отвечать за все аспекты медицинской помощи вне зависимости от собственной профессиональной специализации.

На основании п. 3 Хельсинкской декларации «Этические принципы медицинских исследований с привлечением человека», принятой 18-й Генеральной Ассамблеей Всемирной Медицинской Ассоциации (Хельсинки, Финляндия, июнь 1964 г.), долг врача состоит в укреплении и охране здоровья пациентов, включая участников медицинских исследований.

Знания и совесть врача должны быть полностью подчинены выполнению этого долга. В силу п. 9 Хельсинкской декларации медицинские исследования следует проводить в соответствии с этическими нормами, обеспечивающими уважение каждого человека, защиту его прав и охрану здоровья. Некоторые категории (лица, не способные самостоятельно дать согласие на участие в исследовании или отказаться от него, а также лица, подверженные принуждению или недолжному влиянию) участников исследований особенно уязвимы и нуждаются в специальной защите. В аспекте реализации биоэтических принципов важно обратить внимание на отдельные статьи Конституции РФ. Согласно ст. 2 человек, его права и свободы выступают высшей ценностью.

Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина

 – обязанность государства. В ст. 21 Конституции РФ указано:

– достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления;

– никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

 Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам. В соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона № 323-ФЗ приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи реализуется путем соблюдения этических и моральных норм, а также уважительного и гуманного отношения к нему со стороны медицинских и иных работников медицинской организации.

 

3.2. Кодексы профессиональной этики CODEX (лат. «книга»): −

 − ствол дерева;  

− колодка в ногах преступника;

 − брёвна, служившие основанием плавучего моста; 

− книга, как соединение деревянных дощечек, предназначенных для письма в отличие от свитка.

 

Этический Кодекс выполняет три основных функции:

 − репутационная – заключается в формировании доверия к профессиональному сообществу со стороны общества;

 − управленческая – заключается в повышении эффективности деятельности путем указания на неприемлемые формы поведения; 

− образовательная – заключается в сохранении ценностей и базовых этических норм профессии в развитии нравственной культуры. 

В странах мира разрабатываются свои кодексы профессиональной этики врача. Французский Кодекс профессиональной этики относит медицину к некоммерческой деятельности, и врачу запрещаются любые прямые или косвенные действия рекламного характера. Врач не должен распространять информацию рекламного характера относительно себя, организаций, в которых он работает или с которыми сотрудничает.

Кроме предусмотренных законом исключений медицинским работникам запрещается распространение в целях извлечения прибыли медицинских препаратов и других товаров. Врачу также запрещаются действия, дающие возможность пациенту получить необоснованные материальные льготы. Находясь на службе охраны здоровья людей, врач исполняет свои функции с уважением к человеческой жизни, к человеку и его достоинству. Уважение к человеку должно быть и после его смерти. В любых условиях врач должен соблюдать обязательные для медицинской практики принципы морали, порядочности и преданности своей профессии. Каждый врач обязан соблюдать установленную в интересах пациентов профессиональную врачебную тайну в соответствии с нормами законодательства.

Врач должен быть объективен и не может отказаться от своей профессиональной независимости в какой-то ни было форме. Профессиональный кодекс для врачей, работающих в Германии (MBOÄ 1997), сформулированный на основании решения 114-го съезда врачей в г. Киль, 2011. Для каждого врача считается обязательным следующее торжественное обещание. «При моем принятии в медицинский круг профессионалов я обещаю поставить свою жизнь на службу идеалам человечности.

Я буду работать по моей профессии добросовестно и честно. Сохранение и восстановление здоровья моих пациентов должно быть высшим императивом моих действий. Я обязуюсь сохранять все доверенные мне тайны даже после смерти пациента. Я поддержу всеми моими силами честь и благородное предание медицинской профессии и при исполнении моих медицинских обязанностей обязуюсь не допускать никаких вариантов дискриминации на основании: возможной отсрочки, религии, национальности, расовой принадлежности, принадлежности к партии, а также на основании социального положения пациентов.

Я буду относиться с почтением к зачатию каждой человеческой жизни и даже в случае угрозы не применять свое медицинское искусство, если ситуация противоречит императивам человечности и гуманизма. Врачи выполняют свои профессиональные обязанности согласно совести, заповедям медицинской этики и человечности. Они не должны руководствоваться принципами, указаниями или распоряжениями, которые не согласуются с основными задачами или препятствуют их выполнению.

Врачи должны работать по своей профессии добросовестно и соответствовать доверию, оказанному им в ходе исполнения профессиональных обязанностей. Врачам запрещается наряду с выполнением профессиональных обязанностей заниматься какой-либо другой деятельностью, если она не согласуется с этическими принципами медицинской профессии. Врачи, работающие по своей профессии, обязаны повышать квалификацию. Врачи обязаны принимать участие в мероприятиях, введенных врачебной палатой, для обеспечения качества медицинской деятельности и к тому же предоставлять во врачебную палату необходимые справки. Врачи должны принимать во внимание право пациентов свободно выбирать или менять врача. В интересах пациентов врачи могут сотрудничать с другими врачами, а также представителями других отраслевых профессий системы здравоохранения. Для лечения врачу требуется согласие пациента. Врач обязан молчать о том, в чем ему, как врачу, доверился пациент: не распространяться о тайнах пациента даже в случае его смерти. Руководство «Добросовестная медицинская практика» (Великобритания). Руководство «Добросовестная медицинская практика» устанавливает принципы и ценности, которые показывают медицинский профессионализм в действии. Оно адресовано, прежде всего, медикам, но есть и еще одна не менее важная его цель – дать людям понять, что они могут ожидать от врача. 

Поощрение пациентов поддерживать свое здоровье Вам следует стимулировать пациентов и общество в целом интересоваться своим здоровьем, а также предпринимать все возможные меры для того, чтобы его поправить и поддерживать. Вероятно, вам нужно будет дать пациенту совет по поводу возможных последствий его выбора, касающегося здоровья, и описать возможные результаты лечения.

Отказ от лечения близких людей 

Вам следует отказаться, когда это возможно, от предоставления медицинских услуг тем, с кем вы находитесь в близких отношениях. 

Высказывание обеспокоенности по поводу безопасности пациента

Если у вас есть твёрдые основания полагать, что безопасность пациента находится (или будет находиться) под угрозой из-за неправильных допущений, оборудования или ресурсов, стратегий или системы норм, вам следует исправить эту ситуацию, если это возможно. Во всех остальных случаях вам следует оповестить вашего работодателя о произошедшем. Если он не принимает адекватных действий, вам следует прислушаться к независимому мнению для того, чтобы решить, как справиться с проблемой. Вы должны записывать все волнующие вас моменты, а также письменно фиксировать все предпринятые для решения данной проблемы действия. Кодекс профессиональной этики врача – это этический документ, в котором подробно и открыто представлены ценности и нормы деятельности членов профессионального медицинского сообщества России.  

Находясь на службе охраны здоровья людей, врач должен выполнять свои обязанности с уважением к человеческой жизни и достоинству человека.

ВРАЧ-ОБЩЕСТВО (КОДЕКС профессиональной этики врача РФ)

 Статья 1. Миссия врача состоит в охране здоровья и глубоком уважении личности и достоинства человека. Врачебная деятельность основана на высоких этических, моральных и деонтологических принципах. Эти требования остаются незыблемыми даже после смерти человека.

 Статья 2. Врач обязан добросовестно выполнять весь комплекс лечебно-диагностических мероприятий независимо от пола, возраста, расовой и национальной принадлежности пациента, его социального статуса и материального положения, вероисповедания, политических взглядов больных людей, имеющих разную репутацию в обществе.

Статья 3. Врач обязан оказать качественную, эффективную и безопасную медицинскую помощь. Он обязан учитывать преимущества, недостатки и последствия различных диагностических и лечебных методов. 

Статья 10. Врач обязан знать существующие Стандарты, Протоколы и Клинические рекомендации и соблюдать их в зависимости от клинической ситуации и своего профессионального опыта.

Статья 11. Врач должен знать и соблюдать все действующие законы и кодексы, имеющие отношение к его профессиональной деятельности.

Статья 26. Врач Российской Федерации обязан воздерживаться от поступков, способных подорвать авторитет и уважение в обществе к профессии врача.

Статья 28. Врач должен уважать честь и достоинство пациента и при лечении учитывать все особенности его личности; побуждать пациента заботиться о состоянии здоровья; относиться с уважением к его личной жизни и праву на конфиденциальность.

 Статья 29. Если интересы пациента, связанные с его здоровьем или с оказанием ему медицинской помощи, противоречат интересам других лиц, врач обязан отдать предпочтение интересам пациента, если это не причиняет прямого ущерба самому пациенту или окружающим.

Статья 31. Врач не должен использовать отсутствие медицинских знаний, страх перед болезнями, доверчивость пациента и свое профессиональное превосходство в целях получения коммерческой выгоды.

Статья 35. Информированное добровольное согласие или отказ пациента на медицинское вмешательство и любой конкретный его вид должны быть оформлены письменно в соответствии с законодательством и нормативными документами.

 Статья 36. Медицинское вмешательство без согласия гражданина или его законного представителя допускается по экстренным показаниям, прежде всего, в случаях: угрозы жизни человека, опасности для окружающих, тяжелых психических расстройствах, общественно опасных деяниях (преступлениях) и других состояниях, предусмотренных действующим законодательством.

 Статья 37. При любых обстоятельствах врач обязан стремиться к тому, чтобы облегчить страдание больного человека; поддержать его морально и избегать неразумной настойчивости в проведении диагностических и лечебных процедур.

ВРАЧ И ВРАЧЕБНЫЙ КОЛЛЕКТИВ

 Статья 46. Врач не имеет права допускать как публичных негативных высказываний о своих коллегах и их работе, так и в присутствии пациентов и их родственников. Профессиональные замечания в адрес коллеги должны быть аргументированными, доброжелательными и определяться защитой интересов больного.

Статья 48. Врачи обязаны с уважением относиться к медицинскому персоналу и представителям иных профессий, принимающим участие в охране здоровья населения и оказании медицинской помощи.

Статья 45. Врач обязан делать все от него зависящее для консолидации врачебного сообщества, активно участвовать в работе профессиональных общественных организаций, защищать честь и достоинство своих коллег. Врачи должны помогать друг другу в беде.

НАСТАВНИЧЕСТВО МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ ОПЫТНЫМИ ВРАЧАМИ

Статья 34. При оказании медицинской помощи врач должен руководствоваться исключительно интересами пациента, знаниями современных методов и технологий лечения с доказанной клинической эффективностью и личным опытом. При возникновении профессиональных затруднений врач обязан обратиться за помощью к коллегам, а также оказать помощь коллегам, обратившимся к нему.

 Статья 43. Врач обязан охранять честь и благородные традиции медицинского сообщества. Врачи должны относиться друг к другу с уважением и доброжелательно, быть готовыми бескорыстно передавать свой опыт и знания.

Статья 44. В течение всей жизни врач обязан сохранять уважение и благодарность к своим учителям.

ВРАЧ И НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, БИОЭТИКА

 Статья 50. Врач, занимающийся научно-исследовательской деятельностью, не должен использовать свои научные знания в ущерб здоровью и безопасности пациента или общества. Интересы науки и общества не могут превалировать над интересами человека.

Статья 51. Планируя эксперимент с участием пациента, врач обязан быть честным и порядочным в своих действиях, сопоставить степень риска причинения ущерба пациенту и возможность достижения предполагаемого положительного результата.

Статья 53. Новые медицинские технологии и методики, лекарственные и иммунобиологические препараты могут применяться в медицинской практике только после оформления в установленном порядке в соответствии с российским законодательством. Таким образом, традиционные сферы моральной ответственности специалистов в сфере здравоохранения, реализуемые в системах «врач-пациент», «врач-коллега», «врач-общество», в наши дни не теряют своей актуальности и продолжают совершенствоваться как по форме, так и по содержанию.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.083 с.