Основные компоненты и принципы отечественного практического здравоохранения — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Основные компоненты и принципы отечественного практического здравоохранения

2020-06-05 387
Основные компоненты и принципы отечественного практического здравоохранения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Прием и сдача дежурств

Приём и сдача медицинской сестрой поста – один из важнейших аспектов её работы. В случае неявки следующей смены медицинская сестра не имеет права покидать пост. Порядок приема и сдачи дежурства: Обход палат: знакомство со вновь поступившими больными, оценка состояния тяжелобольных (сдающая дежурство медицинская сестра должна сообщить заступающей на смену медицинской сестре об изменениях в состоянии пациентов), проверка с санитарного состояния помещений терапевтического отделения. Передача срочных и невыполненных назначений: сдающая дежурство медицинская сестра должна сообщить заступающей на смену об объёме врачебных назначений - что было выполнено, какие назначения предстоит выполнить. Передача лекарственных препаратов (обе медицинские сестры расписываются в журнале учёта наркотических и сильнодействующих средств), медицинских инструментов и предметов по уходу, ключей от сейфа с лекарственными препаратами. Передача медицинской документации поста. Обе медицинские сестры подписываются в журнале приёма и сдачи дежурств. Медицинская документация Правильное ведение соответствующей медицинской документации вменяется в обязанности медицинской сестры и обеспечивая адекватное осуществление лечения больных, контроль за динамикой лечебно-диагностического процесса (в том числе за состоянием пациента) и использованием материально-технических средств учёт выполняемой медицинским персоналом работы. Основные виды сестринской медицинской документации: Журнал движения больных: регистрация поступления и выписки больных. Процедурный лист: лист врачебных назначений. Температурный лист: в нём отмечают основные данные, характеризующие состояние больного - температуру тела, пульс, АД, ЧДД, диурез, массу тела (по мере необходимости), физиологические отправления. Журнал назначений: в нём фиксируют назначения врача - лабораторные и инструментальные исследования, консультации «узких» специалистов и пр. Журнал учета наркотических, сильнодействующих и ядовитый средств. Журнал передачи ключей от сейфа. Требование на питание больных (порционник) должен содержать сведения о количестве больных на назначенные диеты, фамилии пациентов, при необходимости - дополнительно выдаваемые продукты или, наоборот, характер разгрузочных диет. Журнал приёма и сдачи дежурств: в нём регистрируют общее число больных, их «движение» за сутки, отмечают лихорадящий и тяжелобольных, срочные назначения, нарушения режима в отделении и пр.

Обязанности палатной мед сестры

Обязанности палатной медицинской сестры следующие.

• Общая оценка состояния больного (общее состояние, положение больного в постели, состояние сознания больного, антропометрия) и контроль за состоянием больных (термометрия, исследование пульса и подсчёт ЧДД, измерение суточного диуреза с обязательной фиксацией полученных данных в соответствующей медицинской документации).

• Контроль за общим гигиеническим состоянием больного, в том числе осмотр на наличие педикулёза, наблюдение за личной гигиеной больного и чистотой в палатах, кварцевание палат.

 

• Организация (в том числе осуществление) ухода за больными, оказание при необходимости первой доврачебной помощи.

• Ведение медицинской документации, направление пациентов на клинико-диагностические исследования по назначению врача.

• Осуществление сбора биологического материала для анализов и контроль за своевременным получением результатов лабораторных исследований.

• Транспортировка, сопровождение больных на лечебные и диагностические процедуры и в палаты.

• Контроль за выполнением больными режима питания и правил внутреннего распорядка.

• Контроль за работой младшего медицинского звена.

• Осуществление ежедневного контроля за обеспечением медицинского поста необходимыми лекарственными средствами и предметами по уходу.

• Санитарно-просветительная работа среди больных, контроль за посещением больных родственниками и соответствием лечебному режиму приносимых ими продуктов.

Оказание пмп при попадании средств дезинфекции на кожу, в рот, носоглотку,глаза,желудок

Основные компоненты и принципы отечественного практического здравоохранения

Основными принципами отечественного практического здравоохранения являются профилактика и соблюдение прав человека и граждан в области охраны здоровья. Первый принцип, приоритетный, – профилактическое направление здравоохранения. Под профилактикой понимают систему социально-экономических, социально-гигиенических и специфических медицинских мероприятий, направленных на предотвращение заболеваемости и про-дление жизни людей. Профилактику осуществляют по следующим направлениям:

• предупреждение заболеваний;

• устранение причин возникновения заболеваний;

• санитарно-гигиенический контроль (соблюдение гигиенических норм, соблюдение санитарного законодательства);

• санитарное просвещение, воспитание здорового образа жизни;

• диспансеризация населения;

• сохранение участкового принципа в работе лечебных учреждений;

• осуществление профилактической деятельности службы врачей общей практики. Профилактика бывает трёх видов: первичная, вторичная и третичная. Первичная профилактика – комплекс медицинских и немедицинских мероприятий, предупреждающих ухудшение состояния здоровья и заболевания людей, а также направленных на выявление ранних и скрытых форм заболеваний.

Вторичная профилактика связана с комплексом медицинских мероприятий, направленных на предупреждение обострений уже выявленных заболеваний.

Третичная профилактика направлена на предупреждение прогрессирования заболеваний и развития их осложнений.

Второй принцип – соблюдение прав человека и граждан в области охраны здоровья, реализующихся по нескольким направлениям:

• права граждан при оказании медико-социальной помощи;

• обязанности и права медицинских и фармацевтических работников;

• ответственность за причинение вреда здоровью;

• доступность медицинской помощи;

• социальная защищённость (система обязательного медицинского страхования - Закон Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" (1994));

• ответственность органов государственной власти и должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья.

В современном мире наблюдают различные сочетания частной медицинской практики, государственного и частного страхования (страховое здравоохранение, или страховая медицина), бюджетного финансирования здравоохранения (государственное здравоохранение).

Реформа здравоохранения Российской Федерации и введение медицинского страхования граждан начались в 1993 г. с утверждения «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан».

  1. Основные типы лечебных учреждения

Лечебные учреждения обеспечивают населению медицинскую помощь по месту жительства (территориальные лечебные учреждения) и месту работы (лечебные учреждения организаций и предприятий).

  1. Устройство и оборудование лечебных отделений больниц

Лечебные отделения могут быть двух видов - общетерапевтическими и, как правило в много­профильных крупных стационарах, специализированными: пульмонологическими, кардиологическими, гастроэнтерологическими, нефрологическими, гематологическими и др. Работа терапевтического отделения обеспечивается следующим медицинским составом:

Заведующий отделением.

Палатные врачи.

Старшая медицинская сестра.

Медицинские сестры отделения (палатные медицинские сестры).

Сестра-хозяйка.

Процедурная медицинская сестра.

Младшие медицинские сестры.

Санитарки-буфетчицы.

Санитарки-уборщицы

От профиля и категории больницы зависит количество коек терапевтического отделения. Устройство терапевтического отделения предусматривает следующие лечебные и служебные помещения:

Кабинет заведующего отделением.

Ординаторская (кабинет врачей).

Кабинет старшей медицинской сестры.

Палаты для больных.

Процедурные кабинеты.

Манипуляционные кабинеты (клизменная).

Ванная комната.

Туалетные комнаты.

Буфетная для раздачи пищи и столовая для больных.

Кабинет сестры-хозяйки

Бельевая для хранения чистого нательного и постельного белья

Помещение для мытья и стерилизации суден.

Помещение для хранения предметов уборки.

Место для хранения оборудования для транспортировки больных.

Устройство палат в лечебном отделении также предусматривает обязательный перечень оснащения:

Функциональные кровати.

Прикроватные тумбочки.

Общий стол и стулья для больных.

Холодильник для хранения продуктов.

Переносные ширмы.

Индивидуальные электрические лампы.

Индивидуальная сигнализация для экстренного вызова медицинского персонала.

Устройство хирургического отделения

Основные структурные подразделения хирургического отделения:

1. Операционный блок.

2. Палаты.

3. Подсобные помещения:

- манипуляционная;

- бельевая;

- ванная комната;

- клизменная;

- санузлы;

- столовая, буфетная;

- сестринская;

- комната сестры-хозяйки;

- холл для отдыха больных;

- ординаторская;

- кабинет заведующего отделением; - кабинет старшей медсестры; - пост медсестры.

Палата - самая важная структурная единица хирургического отделения.

 

Палаты развёртываются на разное количество коек, но не более 6.

Выделяют палаты для гнойных больных, для чистых больных, для послеоперационных больных, для тяжёлых больных или нуждающихся в изоляции.

В палатах необходимо поддерживать образцовый порядок. В них должно быть уютно, просторно, свежо и чисто.

Кровати в палатах размещают так, чтобы к больному можно было подойти с трёх сторон. Расстояние между кроватями должно быть не менее 1 м, что необходимо для осмотра, перекладывания больных, проведения лечебных процедур.

Кровати должны быть металлическими для удобства их обработки. Для тяжёлых больных используют подголовники или функциональные кровати для придания больному необходимого положения (рис. 4.1).

С помощью механизмов, расположенных в ножном конце кровати или сбоку, можно быстро поднимать изголовье (больной принимает полусидящее положение) или опускать его до горизонтального уровня

(в раннем послеоперационном периоде). Чтобы больной не «сползал» вниз, в кровать следует положить упор для ног. Функциональная кровать на колёсах, которую может легко передвигать одна санитарка. Кровать должна соответствовать росту и возрасту пациента. Сетка на кровати должна быть хорошо натянута. Матрац должен быть без бугров с удобным наматрасником. Наматрасник необходимо регулярно чистить, а при необходимости дезинфицировать или менять. Для удобства пациента на кровати целесообразно иметь две подушки. К каждой кровати имеется подводка кислорода, звуковая или световая сигнализация, лампа-ночник.

Возле кровати ставят прикроватные тумбочки для личных вещей больного.

Запрещается хранение в тумбочках продуктов питания. Их хранят в холодильниках, которые находятся в столовой.

 

В каждой палате должна быть раковина для умывания и зеркало.

Непременным условием содержания палаты является хорошая вентиляция, поддержание оптимальной воздушной среды - температуры и влажности. Для дезинфекции воздуха в каждой палате установлены бактерицидные лампы.

Для транспортировки больных в хирургическом отделении имеются кресло-каталка, носилки-каталки.

  1. Организация работы младшего и среднего мед.персонала

Средний медицинский персонал Медицинская сестра – специалист со средним медицинским образованием (оканчивает медицинский колледж). Медицинскую сестру относят к среднему медицинскому персоналу, она выступает помощником врача в лечебно-профилактических учреждениях, выполняет врачебные назначения и осуществляет сестринский процесс. По определению ВОЗ, суть сестринского процесса заключается именно в осуществлении ухода за больными. Обязанности медицинской сестры зависят от типа и профиля лечебного учреждения, где она работает, её должности и характера выполняемой работы. Существуют следующие должности медсестёр. • Главная медицинская сестра. В настоящее время это специалист с высшим медицин-ским образованием, оканчивающий факультет высшего сестринского образования медицинского университета. Она занимается вопросами рациональной организации труда, повышением квалификации среднего и младшего медицинского персонала больницы и осуществляет контроль за его работой. • Старшая медицинская сестра оказывает помощь заведующему отделением больницы (поликлиники) в административно-хозяйственных вопросах, организует и контролирует работу палатных медицинских сестёр и младшего медицинского персонала. • Палатная медицинская сестра выполняет врачебные назначения больным в закреп-лённых за ней палатах, наблюдает за состоянием пациентов, осуществляет уход за ними и организует их питание. • Процедурная медицинская сестра выполняет врачебные назначения (внутривенные инъекции и вливания), помогает при проведении манипуляций, которые имеет право выполнять только врач, проводит взятие крови из вены для биохимических исследований. • Операционная медицинская сестра помогает хирургу при хирургических вмешательствах, подготавливает к операции хирургический инструментарий, шовный и перевязочный материал, бельё. • Участковая медицинская сестра помогает участковому врачу на приёме больных, проживающих на закреплённом за ним участке, выполняет по назначению врача лечебные процедуры на дому и участвует в проведении профилактических мероприятий. • Медицинские сестры, работающие на приёме больных с врачами узких специальностей (окулистом, оториноларингологом, невропатологом и др.). • Диетическая медицинская сестра (диетсестра) под руководством врача-диетолога от-вечает за организацию и качество лечебного питания, составляет меню, контролирует кулинарную обработку и раздачу пищи, а также санитарное состояние кухни и столовой для больных. Несмотря на определённое разделение функций медицинских сестёр, существует круг обя-занностей, принятый для среднего медицинского звена в целом. 1. Выполнение врачебных назначений: инъекции, раздача лекарств, постановка горчични-ков, клизм и пр. 2. Осуществление сестринского процесса, в том числе: • сестринский осмотр – первичный осмотр больного, измерение температуры тела, подсчёт часто-ты дыхательных движений (ЧДЦ) и пульса, измерение АД, контроль суточного диуреза и пр.; • правильный сбор материала для анализов (крови, мокроты, мочи и кала); • обеспечение ухода за больными – уход за кожными покровами, глазами, ушами, полостью рта; контроль за сменой постельного и нательного белья; организация правильного и своевременного питания больных. 3. Оказание первой доврачебной помощи. 4. Обеспечение транспортировки больных. 5. Приём поступивших больных и организация выписки больных. 6. Осуществление контроля за санитарным состоянием отделений. 7. Осуществление контроля за соблюдением больными правил внутреннего распорядка лечебных учреждений и выполнением ими правил личной гигиены. 8. Ведение медицинской документации. Младший медицинский персонал К младшему медицинскому персоналу относят младших медицинских сестёр, сестёр-хозяек и санитарок. • Младшая медицинская сестра (сестра по уходу за больными) помогает палатной медицинской сестре в уходе за больными, про-1 водит смену белья, обеспечивает содержание в чистоте и опрятности самих больных и больничных помещений, участвует в транспортировке больных, следит за соблюдением пациентами больничного режима. • Сестра-хозяйка занимается хозяйственными вопросами, получает и выдаёт бельё, моющие средства и уборочный инвентарь и непосредственно контролирует работу санитарок. • Санитарки: круг их обязанностей определяется их категорией (санитарка отделения, санитарка-буфетчица, санитарка-уборщица и пр.). Общие обязанности младшего медицинского персонала следующие. 1. Регулярная влажная уборка помещений: палат, коридоров, мест общего пользования и др. 2. Оказание помощи медицинской сестре в осуществлении ухода за больными: смена белья, кормление тяжелобольных, гигиеническое обеспечение физиологических отправлений тяже-лобольных – подача, уборка и мытьё суден и мочеприёмников и пр. 3. Санитарно-гигиеническая обработка больных. 4. Сопровождение больных на диагностические и лечебные процедуры. 5. Транспортировка больных.

  1. Задачи медицинской сестры по уходу за больными
  2. Основные компоненты медсестринского ухода за хирургическими больными

В значительной степени связаны, с необходимостью соблюдения правил; асептики для предупреждения инфицирования, ран. Прихода на работу, персонал хирургического отделения обязательна переодевается. Уход за руками, включает регулярную, стрижку ногтей, которые должны быть короткими. При выполнении грязной домашней работы надевают перчатки. Для смягчения, кожи рук пользуются кремами и жидкостями, (равные части спирта, глицерина и воды). Перевязки и инъекции рекомендуется проводить в резиновых перчатках, стерилизованных в автоклаве; или обработанных дезинфицирующими средствами. Волосы закрывают шапочкой или косынкой. Халаты персонала и постельное, белье больных в отделении должны быть безукоризненно чистыми. Персоналу хирургического отделения следует воздерживаться от излишних разговоров в процедурной в перевязочной для предупреждения капельной инфекции; обязательно ношение, марлевой маски из 4-6 слоев. При перевязках, обработке, ран, подготовке инъекций и т. п. желательно манипулировать в основном пинцетом и корнцангом, не прикасаясь руками к стерильному перевязочному материалу.

Для уничтожения инфекции, попавшей в раны, производят иссечение и промывание ран, высушивание, дренирование, накладывают повязки с гипертоническими растворами, назначают антибиотики, сульфаниламиды и другие бактериостатические и бактерицидные средства.

Для дезинфекции рук используют 0,25-0,5% растворы хлорамина, 5-10% спиртовой раствор йода, 70-90% этиловый спирт, нашатырный спирт, диоцид (1:1000). Кожу вокруг ран и операционное поле обеззараживают 5-10% спиртовым раствором йода, 1% раствором роккала. Для смазывания ожоговых и язвенных поверхностей, мелких ссадин и ран используют 2-5% раствор хлорамина, 5-10% спиртовые растворы йода, 0,1-2% спиртовые растворы бриллиантового зеленого, 2-5% растворы перманганата калия. Обработку и промывание ран и полости производят с помощью 1,5-2% раствора хлорамина, 3% раствора перекиси водорода, 0,1-0,05% растворов перманганата калия, 2-10% растворов нитрата серебра, врдных растворов фурацилина (1:5000), растворов гидрокарбоната натрия (соды). Для спринцеваний и промываний мочевого пузыря применяют 0,02-0,1% растворы перманганата калия, 2-10% растворы нитрата серебра, водный раствор фурацилина (1:5000), 0,02% раствор метиленового синего.

Резиновые приборы, инструменты, перчатки обеззараживают 3-5% растворами фенола, диоцидом (1:1000), роккалом (1:4000); 0,25-0,5% раствором хлорамина. Металлические инструменты обрабатывают формалином (0,5% раствор), фенолом (3-5,% paстворы), сулемой (ртути дихлорид 1:1000 или 2:1000), 70-90% этиловым спиртом, диоцидом (1:1000), роккалом (30 мин в 0,1% растворе), кипятят в растворе гидрокарбоната натрия.

Особого внимания, заслуживает обработка рук медицинского персонала отделения перед хирургическими манипуляциями. Сначала руки моют мылом последовательно от.пальцев до локтей двумя стерильными щетками под теплой проточной водой (из крана, кувшина и т.п.). Особое внимание обращают на обработку подногтевых участков. Затем кожу осушают в направлении от пальцев к локтю с помощью стерильных салфеток или полотенец, после чего 5 мин обрабатывают салфетками, смоченными 70-90% спиртом, и смазывают концы пальцев и межпальцевые промежутки 10% спиртовым раствором йода. Руки можно также вымыть, мылом, а затем салфеткой в тазу с раствором диоцида (1:5000 3-5 мин), или роккала (1:1000 2 мин). После осушения руки обрабатывают спиртом.

После мытья рук одним из указанных способов перед парентеральными вливаниями надевание резиновых перчаток необязательно.

Если перчатки использованы, то их моют мыльным или сулемовым (1:1000) раствором, вытирают досуха, засыпают тальком, надувают воздухом, проверяя их целость. Сухие, засыпанные тальком целые перчатки заворачивают по отдельности в марлю и автоклавируют.

В помещениях, где находятся больные с тяжелыми ожогами, необходимо частое и длительное проветривание, так как отделяемое ожоговых ран издает неприятный запах. Температуру воздуха в палатах поддерживают в пределах 22-25° С, поскольку при ожогах больные быстро охлаждаются. Обезвоженных больных часто и обильно поят чаем, соками, водой, регулярно проводят туалет полости рта. Питание частое, высококалорийное, пища подогретая. Постельное и нательное белье должно быть свежим и незамедлительно меняться при промокании. Перед перевязками назначают общие ванны с водой температуры 37° С, в которую добавляют перманганат калия до слабо-розового цвета. Ванну перед процедурой моют по общим правилам, затем протирают спиртом и обжигают. После отмокания повязок заворачивают больного в стерильную простыню, промокательными движениями осушают, надевают стерильное белье, тепло укрывают и везут в перевязочную. У больных с ожогами постоянно измеряют диурез (показатель функции почек и ориентир для расчета потребности в объеме вливаемых жидкостей).

При переломах костей особенности ухода связаны с тем, что больные в большей или меньшей степени лишены возможности самообслуживания. Персонал помогает им в утреннем туалете (умывание, чистка зубов и т, д.) или при необходимости обходится без помощи больного. Это относится и к другим гигиеническим мероприятиям (обмывание, уход за ушами, глазами и т. п.).

Больные с черепно-мозговой травмой в остром периоде находятся на постельном режиме. К голове прикладывают пузырь со льдом. При бессознательном состоянии голову поворачивают набок, следят за тем, чтобы не западала челюсть, проводят 2-3 дня парентеральное питание. Затем, если больной не в состоянии питаться самостоятельно, пищу вводят через носо-желудочный зонд. Каждые 12 ч проводят катетеризацию, следят за регулярностью стула, ставят очистительные клизмы. При непроизвольном мочеиспускании и дефекации под простыню кладут клеенку, часто меняют белье по правилам, описанным выше, следят за кожей, проводят туалет полости рта, ушей, глаз. При возбуждении больного на кровать натягивают сетку.

У больных с повреждениями спинного мозга часто возникают параличи конечностей, трофические нарушения мягких тканей, пролежни, расстройства физиологических отправлений. Больные практически беспомощны, длительна находятся в стационарах, духовно угнетены. При уходе за ними немалую роль играет моральная поддержка, ободрение. Под матрац кладут щит, устраивают упор для стоп под прямым углом к голеням для предотвращения провисания. Цостельное белье часто меняют, следят за тем, чтобы на простыне не было крошек, складок. С этой целью ее иногда растягивают специально пришитыми тесемками, которые привязывают к кровати. Под простыню при расстройстве тазовых функций кладут клеенку; больного укладывают на резиновый круг, покрытый наволочкой или специальным часто сменяемым чехлом. Положение больного неоднократно в течение дня меняют. Кожу обрабатывают во избежание пролежней. При начинающихся пролежнях производят их обработку (см. Уход за кожей). В обязанности персонала входит также ежедневное гигиеническое обеспечение больного (умывание, чистка зубов, обработка полости рта и т. д.), периодическое мытье и протирание, подмывание и т. п. При задержке мочи каждые 12 ч проводят катетеризацию, деятельность кишечника регулируют с помощью очистительных клизм. У больных с поражением спинного мозга часто нарушена терморегуляция поэтому их тепло укрывают, на ноги надевают носки. Питание должно быть высококалорийным, легкоусвояемым, витаминизированным. В меню должны входить продукты, активирующие деятельность кишечника (растительная клетчатка, чернослив, инжир, кефир и т. д.).

  1. Медицинская этика и деонтология

Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.046 с.