Международных турнирах юных физиков — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Международных турнирах юных физиков

2020-06-05 109
Международных турнирах юных физиков 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

International Young Physicists’ Tournament  - IYPT (Международный Турнир Юных Физиков) – международное соревнование школьников в исследовании физических явлений. Турнир юных физиков – компетентностная олимпиада, которая имеет общие черты и с олимпиадами, и с конференциями. Первоочередной целью при подготовке и проведении этой игры является формирование компетентностей учащихся и педагогов, связанных с ведением научно-исследовательской деятельности. Турнир юных физиков – командное соревнование учеников старших классов в умении решать сложные научные задачи, представлять решения этих задач и защищать свои решения в научных дискуссиях, которые называются «физбоями», получившими развитие после успешного опыта IYPT.

Решения исследовательских задач, составленных Международным Организационным Комитетом (IOC), представляются учащимися при проведении этапов турниров различного уровня – муниципальных, региональных, зональных, всероссийском, международном. Исследовательские задачи затрагивают разные области физики, являются междисциплинарными. Задачи Турнира нельзя решить за короткое время известными методами. Цель задач – поставить участника в те же условия, в которых находится обычный исследователь.

Нормативно-правовое обеспечение олимпиады школьников «Всероссийский турнир физиков»:

- Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка проведения олимпиад школьников» № 285 от 22.10.2007 (в редакции Приказов Министерства образования и науки РФ от 4 сентября 2008 г. № 255, от 20 марта 2009 г. № 92, от 6 октября 2009 г. № 371, от 11 октября 2010 г. № 1006).

- Положение «Об олимпиаде школьников «Всероссийский турнир физиков».

- Регламент олимпиады «Всероссийский турнир юных физиков».

- Правила проведения «физико-математических боёв» турнира юных физиков.

 

Инновационность опыта

Опыт работы учителей физики, реализующих проект в г. Салехард уникален. Данный инновационный проект был представлен Губернатору Ямало-Ненецкого АО в рамках стратегической сессии департамента образования Ямало-Ненецкого АО в марте 2019 года.

Традиционно «Турнир юных физиков» проводится только как итоговое соревнование. В нашем опыте это циклограмма компетентностных практик в течение всего учебного года н основе сетевого взаимодействия школ и выездом в ведущие вузы РФ

ЦИКЛОГРАММА СИСТЕМЫ ПРАКТИК (алгоритм):

1 этап. Сентябрь. Ознакомление команд с исследовательскими проблемами «Турнира юных физиков» на текущий учебный год. Проведение установочных семинаров в образовательных организациях г. Салехард и представление 17 исследовательских проблем, Международным Организационным Комитетом Турнира (IOC) на текущий учебный год. Все задания открыты участникам, не имеют одного простого решения, требуют проведения научных исследований и изучения теоретического материала за пределами школьной программы.
2 этап. Октябрь. Мастер-классы в образовательных организациях. Цели: - Отработка технологий подготовки к компетентностным олимпиадам, стратегическим играм. - Отработка педагогических технологий, связанных с формированием компетентностей учащихся, педагогов, связанных с выполнением, представлением, рецензированием научно-исследовательской работы и её защитой в научных дискуссиях; - Отработка интенсивных кейс-технологий обучения в малых группах. Описание практики: 1. Знакомство с Правилами и регламентом проведения Регионального компетентностного турнира юных физиков. 2. Представление и защита в качестве примеров успешных трёх научно-исследовательских работ учащимися г. Салехард, выполненных по результатам участия в Турнирах. 3. Отработка компетентностей всех участников мастер-класса, связанных с защитой исследовательской работы, ведением научной дискуссии, проведением оппонирования и рецензирования на материалах пяти представляемых школьниками исследовательских работ. 4. Рефлексия участников, начало заявочной кампании На сегодняшний день в мастер-классах принимали участие учителя физики и школьники не только г. Салехард, но и школ Приуральского района, г. Губкинский, г. Лабытнанги, г. Муравленко, г. Ноябрьск, г. Тарко-Сале.
3 этап. Ноябрь – осенние каникулы.  Интенсивная каникулярная школа проводится с целью подготовки команд к Открытому муниципальному этапу Всероссийской олимпиады школьников «Турнир юных физиков» «Муниципальная олимпиада «Турнир юных физиков» в г. Салехард» включен в список региональных отборочных этапов Всероссийского «Турнира юных физиков» (информация на сайте http://www.rusypt.msu.ru/archive/tour2018/message2.pdf) 5-9 ноября во всех общеобразовательных организациях проводится подготовка к отборочным физико-математическим боям. Первоочередной целью «Школы юных физиков» являлось формирование компетентностей учащихся и педагогов, связанных с ведением научно-исследовательской деятельности при подготовке исследовательских задач. Школа проводится как подготовка к командному соревнованию обучающихся старших классов в умении решать научные задачи, проводить физические эксперименты и получать их результаты, представлять решения этих задач и защищать свои решения в научных дискуссиях по регламенту турнира. Пример: Приказ департамента образования о проведении Открытого муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников «Турнир юных физиков» http://edu.shd.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=9454:--1027-o--22--2018--q-------q---q---q&catid=126:-2012-&Itemid=354
4 этап. 15-21 ноября. Открытый муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников «Турнир юных физиков» в г. Салехард. Правила проведения: Темы и условия исследовательских заданий выбираются Оргкомитетом Турнира из задач, заявленных в рамках ежегодного Международного турнира юных физиков. Каждая команда состоит из 5-6 учащихся средних общеобразовательных учреждений. Команда может быть сформирована как на базе одного образовательной организации, так и являться сборной. Возможно участие команд с меньшим числом учащихся. Команда возглавляется капитаном, который является официальным представителем команды во время физического боя. В период подготовки исследований в течение 2 дней учащиеся ведут опытно-экспериментальную работу по решению задач турнира под руководством тренеров – учителей физики, многократно участвующих в подготовке команд к турнирам. Таким образом – на подготовку отводится 3-4 дня, на 5-6 день наступает время защиты проектов по правилам ведения научной полемики. Команды участвуют в научных дискуссиях – четырех физических боях. Около 20 команд (100чееловек) участвуют в 3 отборочных физико-математических боях. В финал выходят от 15 до 30 участников.  В каждом действии команда выступает в одном из трех качеств – Докладчик, Оппонент, Рецензент или Наблюдатель. В следующих действиях физбоя команды меняются ролями в соответствии с ролевой схемой физбоя. Выступление команд в действии: Докладчик излагает суть решения задачи, привлекая внимание слушателей к основным физическим идеям и выводам. При этом желательно использовать заранее подготовленный иллюстративный материал и демонстрации. Необходимые для представления доклада технические средства должны быть согласованы с Организационным комитетом. Оппонент высказывает критические замечания по докладу и задает Докладчику вопросы, выявляющие неточности и ошибки в понимании проблемы и в ее решении. Оппонент анализирует достоинства и недостатки, как решения, так и выступления Докладчика. Выступление Оппонента не должно сводиться к изложению собственного решения задачи. Рецензент дает краткую оценку выступлений Докладчика и Оппонента. Подведение итогов проводится в командном и личном зачете: Команда, набравшая максимальную сумму баллов, является победителем Турнира. Докладчик, Оппонент и Рецензент, набравшие большее количество баллов, награждаются за лучший доклад, лучшее оппонирование и лучшее рецензирование соответственно. Учащийся, который по результатам полемики набрал большее количество баллов в личном зачете, становится Абсолютным победителем Игры в личном зачете. Примерное распределение рабочего времени: 1 день. Ознакомление с правилами, лекции по курсу физики, тренинги, дискуссии, направленные на формирование компетентностей, связанных с выполнением, представлением, рецензированием научно-исследовательской работы и её защитой в научной дискуссии. 2,3 день. Физический практикум по решению исследовательских задач под руководством преподавательского состава физического факультета при непосредственном участии учителей физики, сопровождающих учащихся. Выполнение научно-исследовательских работ, создание презентаций докладов, тренинги. Отработка умений, связанных с представлением доклада, оппонированием, рецензированием. 4,5 день. «Турнир юных физиков», который проводится согласно Правил и регламента проведения Турнира. По итогам Открытого муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников «Турнир юных физиков» в г. Салехард формируется команда участников Всероссийского этапа. Для ознакомления с демонстрацией технологий физбоев можно посмотреть видеоматериалы мастер-класса в рамках Городско августовской конференции педагогов г. Салехард по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=aeM7mKd9-C0&feature=youtu.be
5 этап. Зональный «Турнир юных физиков» (Санкт-Петербург) и профпробы в высших учебных заведениях Санкт-Петербурга. К участию в Зональном ТЮФ (Санкт-Петербург) приглашаются команды образовательных учреждений г. Санкт-Петербурга, Ленинградской области, Северо-Западного и других регионов России. Турнир проводится на физическом факультете. Участники из г. Салехард принимают в нем участие с целью значительного повышения уровня своих научно-исследовательских работ. Описание события: Жюри Зонального ТЮФ формируется из числа преподавателей и сотрудников физического факультета СПбГУ, института физики СПбГУ и Академической гимназии. Руководители команд могут быть также включены в состав жюри. Члены жюри распределяются по группам Оргкомитетом. Руководители команд не могут быть членами жюри в группах, где выступают их команды. Зональный Турнир проводится перед зимними школьными каникулами в сроки, утвержденные Организационным комитетом. Команды участвуют в научных дискуссиях – физических боях: не менее чем в 5 пяти отборочных физических боях, в которых участвуют все команды; затем Финальный физический бой, в котором участвуют три команды, показавшие наилучшие результаты по итогам отборочных физических боёв. К Зональному турниру приурочивается ряд мероприятий. Краткосрочное обучение в АГ СПбГУ: курс лекций, лабораторных работ, исследовательских практик по биологии, химии, физике, информатике, проводимых профессорско-преподавательским составом физического, биологического и химического факультетов СПбГУ; формирование базы для дальнейшего ведения исследовательской деятельности. Экскурсия в Пулковскую обсерваторию. Проведение профессиональных проб в Санкт-Петербургском государственном университете телекоммуникаций им Бонч-Бруевича, в Национальном минерально-сырьевом университете, Научно-исследовательский институт физики СПбГУ им. В.А. Фока, НИИ радиофизики, в Межвузовской лаборатории нанотехнологий.
6 этап. Март – весенние каникулы. Олимпиада школьников «Всероссийский турнир юных физиков» (г. Москва. г. Екатеринбург. г. Севастополь) Официальный web-сайт Олимпиады размещен по адресу http://www.rusypt.msu.ru/. По итогам отборочного заочного этапа из победителей и призеров формируются команды для участия в заключительном очном этапе. Заключительный (очный) этап в каждом учебном году проводится на базе специализированных учебно-научных центров трех федеральных университетов – в Академической гимназии СПбГУ, СУНЦ МГУ, СУНЦ УрФУ с 25 по 31 марта. Все команды разделяют на две лиги: высшую и первую. В высшую лигу входят команды, подготовленные в специализированных учебно-научных центрах ведущих университетов (СУНЦ МГУ, СУНЦ НГУ, СУНЦ УрФУ, Академическая гимназия СПбГУ). В первую лигу – команды общеобразовательных учреждений и центров дополнительного образования. Во время проведения Олимпиады команды участвуют в научных дискуссиях – в 7 отборочных физических боях. Для лидеров отборочных боев отдельно для первой и высшей лиги проводятся финальные физические бои. Согласно действующему законодательству, победителям и призерам Олимпиады в личном (индивидуальном) зачете предоставляются льготы при поступлении в высшие учебные заведения на специальность – физика.
7 этап. Июнь – летние каникулы. Летняя профильная смена на физическом факультете СПбГУ Летняя профильная смена включает в себя большое количество научных, образовательных, интерактивных и спортивно-развлекательных мероприятий для школьников, в том числе: - индивидуальные научные исследования (выполняемый на протяжении всей практики научный проект, тематику которого участник выбирает сам в первые дни: от анализа одновременной и индивидуальной работы спутников GPS и ГЛОНАС и распыления металлов ионами гелия до исследования по современным направлениям физики); - научно-популярные лекции ведущих учёных России (заблуждения средневековых физиков; глобальные свойства пространства-времен); основы квантовой теории; - лабораторный практикум (основы экспериментальной физики, методика измерений и обработки данных, проверка физических законов на практике); - показ опытов (историческая реконструкция значимых физических экспериментов, а также удивительные современные демонстрации); - экскурсии по современным лабораториям и ресурсным центрам Научного парка СПбГУ; - дискуссионные площадки и творческие мастерские (кейс-клуб – командная работа над нестандартными актуальными задачами; физический бой между командами участников; технические конкурсы); - спортивно-развлекательная программа; - отчётная конференция участников по итогам работы на практике (защита индивидуального научного исследования: в итоговый зачёт по практике включаются также успехи в лабораторных работах, мастер-классах и других соревнованиях). Летняя практика школьников проходит в Петродворцовом учебно-научном комплексе СПбГУ (г. Петродворец, Старый Петергоф, ул. Ульяновская, д. 1, 3) в июне. Для участия в Летней практике школьников на физическом факультете СПбГУ необходимо пройти регистрацию и конкурсный отбор.

Вывод:

Многие участники после выполнения научно-исследовательской работы продолжают свою деятельность в выбранном направлении. Продемонстрированные успехи в освоении методик проведения экспериментов, умении наблюдать и делать выводы, быть терпеливым и настойчивым в достижении поставленной цели. Завершает каждый цикла научной работы представление её результатов в виде доклада перед соответствующей аудиторией.

Участие в каждом мероприятии дает неоценимый опыт публичного общения, помогает выявить преимущества и недостатки проведённой работы, улучшает собственное понимание результатов и, несомненно, ставит новые вопросы перед начинающим исследователем.

Личный вклад разработчика:

Майорова Е.Б., учитель физики МБОУ СОШ № 4 и МАОУ «Обдорская гимназия» г. Салехард является разработчиком проектов, руководителем и основным исполнителем всех мероприятий проекта.

Востребованность проекта:

1. Обобщенный результат реализации проекта «Турнир юных физиков» автор представлял на IV Арктическом образовательном форуме в г. Салехард 23 марта 2019 года

 

2. Проект расширяется в другие образовательные области. С сентября 2019 года в МСО г. Салехард будет реализоваться сетевой проект «Муниципальная матрица индивидуальных образовательных траекторий учащихся старших классов», в основе которого указанная методическая разработка. Причем из системы дополнительного образования акцент переносится в основное образование, а именно в реализации основных образовательных программ среднего общего образования.

3. Анализ результатов физико-математического образования показывает их высокий уровень. г. Салехард имеет огромный и результативный опыт работыв проведении интенсивных школ и погружений в исследовательскую и проектную деятельность. Наша «Виртуальная школа юных физиков» известна далеко за пределами округа. Проводимая в ее рамках интенсивная школа является региональным этапом Всероссийской олимпиады школьников «Турнир юных физиков», известной среди физматшкол еще в СССР. В текущем учебном году на Окружных научных конференциях школьников и студентов им. Вернадского оба участника стали победителями, на «Ступени в Будущее» в секции физика весь пьедестал был занят нашими учениками. И буквально вчера один из учащихся стал абсолютным победителем Всероссийской конференции исследовательских работ в МВТУ им. Баумана в Москве.

Опыт показывает, что применение активных форматов обучения позволяет нашим выпускникам успешно обучаться в ведущих технических Вузах страны.

 

Риски

Основные риски связаны с сопротивлением существующих структур нововведениям в системе образования, связанных, прежде всего с собственническмими настроениями педагогов, работающих с одаренными детьми.

Методы устранения рисков:

- управление по целям и результатам;

- целенаправленная работа по формированию положительного общественного мнения о результативности краткосрочных профильных смен.

При отсутствии полноценного финансирования по проекту, цели мотивации к изучению физико-технических дисциплин по итогам деятельности не будут достигнуты для всех категорий участников этих мероприятий, что скажется на формальном подходе, низком качестве выполненных учащимися исследовательских работ, низких результатах участия в научных конференциях.

Снижению рисков будет способствовать:

- Статус победителя конкурса на получение грантов различного уровня;

- Поддержка мероприятий на всех уровнях управления;

- Деятельность всей муниципальной системы образования по приобщению педагогов к ценностям инновационных подходов в образовании.

 

 

Использованные источники информации:

минобрнауки.рф/документы/2365

http://www.rusypt.msu.ru/index.shtml

http://agym.spbu.ru/2-category/25-pravila-turnira-yunykh-fizikov.html

http://www.phys.spbu.ru/school/main.html


Приложение № 1


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.027 с.