Тема 9. Речевой этикет. Формулы речевого этикета — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Тема 9. Речевой этикет. Формулы речевого этикета

2020-06-05 559
Тема 9. Речевой этикет. Формулы речевого этикета 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Предтекстовые задания:

1. Подберите синонимы к словам: здравствуйте, спасибо, до свидания, извините. Чем различаются эти синонимы? В каких случаях их можно использовать? 

 

Речевой этикет - система выработанных в данном языке формул, которые служат для установления контакта между собеседниками и поддержания общения в нужной тональности.

Формулы речевого этикета - типовые готовые конструкции, которые регулярно употребляются при корректном общении. Такие формулы помогают организовать этикетные ситуации (приветствие, прощание, благодарность, извинение, поздравление, утешение, сочувствие, знакомство, просьба и др.) с учетом социальных, возрастных и психологических факторов, а также сферы общения.

Независимо от статуса собеседника (начальник или соседка) и длительности разговора (просто выяснить дорогу или поболтать часик другой), беседа складывается из трёх частей:

1. Начало разговора (приветствие/знакомство). За банальным началом ожидается примитивный разговор, и напротив, интересное начало предполагает интересную беседу. Какие именно формулы (фразы) будут выбраны вами для приветствия, зависит от собеседника (его пола, возраста, статуса) и ситуации. Речевой этикет жёстко не регламентирует приветствие или знакомство. В данном случае примеры речевого этикета достаточно разнообразны. При встрече можно сделать акцент на эмоциональную сторону: «Привет, как я рад тебя видеть!», а можно поздороваться достаточно сдержанно и вежливо – элементарное «Добрый день/вечер!». Приветствие должно быть адекватным ситуации, вечером никто не говорит: «Доброе утро». Соответствующее приветствие необходимо использовать в зависимости от пола или социального статуса собеседника. Самым универсальным приветствием являются нейтральное выражение «Здравствуйте!» или «Приветствую!». Это вежливая и демократичная форма приветствия, подходящая для всех.

2. Основная часть (сама суть разговора). Чтобы получить репутацию хорошего собеседника, держитесь золотого правила. Заключается оно в чётком изложении темы: «Кто ясно мыслит, тот ясно излагает». Какими именно формулами речевого этикета вы воспользуетесь, зависит от поставленных целей данной беседы (просьба, предложение, оповещение, приказ …).

3. Заключительная часть разговора (прощание). При прощании по правилам речевого этикета можно либо просто попрощаться, либо договориться о следующей встрече. При прощании отлично работает пожелание здоровья или «Всего хорошего». А вот говорить «Созвонимся!» не стоит, если собеседники более чем уверенны, что этого не произойдёт. В таком случае будет лучше просто сказать «До свидания».

1.Ответьте на вопросы:

- Что такое речевой этикет?

- На какие группы делятся формулы речевого этикета?

 

Работа по тексту.

Волшебство вежливых слов

 

Мудрые говорят: «Ничто не обходится нам так дешево, и не ценится так дорого, как вежливость». С тех самых пор, как малыш отточит в своем лексиконе слово «дай», мама учит его говорить «пожалуйста». Ребенок еще не понимает, к чему эти «лишние словечки», но чинно повторяет их вслед за матерью. Во взрослости, когда мама теряет над нами власть, мы часто не даем себе труда произнести вежливые слова, пытаемся заменить их короткими информативными указаниями. И зря. Ведь вежливость бывает сильнее логики и часто проще уговорить человека, нежели убедить его.

Давайте сегодня поговорим о том, откуда вежливые слова в нашей речи, каков их психологический смысл и стоит ли в современном обществе «тратиться» на их произнесение.

Слово «вежливый» образовалось от древнерусского «вежа», то есть «знаток» («ведать» — «знать»). Вежливые слова включают в себя несколько групп:
• слова приветствия («здравствуйте», «доброе утро», «добрый день»);
• слова благодарности («спасибо», «благодарю»);
• слова просьбы («пожалуйста», «разрешите», «будьте добры», будьте любезны);
• слова извинения («извините», «простите», «прошу прощения»).

Надо признать, что в словах вежливости кроется суть национального характера, ценности и приоритеты народа. Они берут начало в исконном языке, имеют долгую историю и потому точно отражают закрепившийся стиль отношений в том или ином сообществе. Погрузившись в историю слов вежливости, можно даже объяснить, почему общество живет так, а не иначе.

Например, на Руси издавна самым распространенным приветствием было пожелание здоровья, хотя форма этого пожелания изменялась. Былинное «гой еси, добрый молодец» означает ни что иное как «будь жив или будь здоров, добрый молодец». Слово «здравствуйте» образовалось от приветствия «повелеваю тебе здравствовати» и «здравия тебе желаю». «Здравствуйте многая лета» — находим уже в рукописи 1057 года, это самое древнее дошедшее до нас пожелание предков.

От народа к народу смысл приветствия меняется. Например, французское «Comment сa va», можно перевести: «Как это идет?». А итальянцы приветствуют «Сom sta», — что значит: «Как стоишь?». Араб сказал бы: «Salaam alei-kum», — «Мир вам!». Всем известное английское: «How do you do?», буквально означает: «Как ты делаешь?» или «Как твое дело?»

Таким образом, людьми разных народов в приветствии подчеркивается наиболее важное в их жизни. Для русских главное оставаться здоровым, для англичан и американцев — успешно продвигать дела, а для арабов — мирно жить.

К слову сказать, вежливость не ограничивается только словами. Обычай, здороваясь, снимать шляпу пришел к нам еще из рыцарских времен, когда два рыцаря, приветствуя друг друга, поднимали забрало шлема, чтобы открыть лицо. Так они демонстрировали искренность и чистоту намерений.

Обычай, здороваясь, пожимать друг другу руки тоже идет к нам из глубины веков, протягивая руки, люди показывали, что у них нет оружия, что они пришли с миром. Крепкое рукопожатие и до сих пор является мужской формой приветствия. Вам наверняка приходилось видеть, как мальчик, приходя с отцом во взрослую компанию, здоровается за руку со взрослыми мужчинами, как равный. Такое рукопожатие имеет волшебную силу для малыша и может трактоваться как наделение мужественностью, принятие его в обществе мужчин, что немаловажно для формирования мужской идентичности.

Слово «пожалуйста» в русском языке образовалось в 18 веке с помощью древней формы глагола «ста», то есть «стать» и глагола «пожаловать», которое имело много значений: пожалеть, помиловать, отблагодарить, почтить.

В слове «пожалуйста» тоже видны особенности национального характера. В европейских языках исходной идеей обращения было: «если вам это понравится» или «для вашего удовольствия». То есть англичанин уповает на удовольствие, которое ему гарантирует помощь вам. Русский же человек, обращаясь с просьбой, рассчитывает на отзывчивость и доброту: «пожалейте», «будьте добры», «будьте любезны». В этой разнице часто кроются корни непонимания между западной и русской цивилизацией. Обращение к отзывчивости и доброте — очень личное, и не имеет ничего общего с обращением к функциональной единице. Поэтому обычную для американцев поговорку «Ничего личного, только бизнес» у нас часто трактуют в уничижительном смысле. Понимание разницы в смысле вежливых слов волшебным образом избавляет нас от иллюзий и наделяет «инструментами» для проведения успешных переговоров с иностранными партнерами.

История форм выражения признательности — свидетельство того, что в нашем языке выживают самые близкие нам, россиянам, смыслы. Например, «спасибо». Как таковое «спасибо» появилось уже в 16 веке. Это слово произошло от «спаси вас Бог». Не все старинные формы прижились в русском языке и дошли до наших дней, а «спасибо» дошло! Например, старинная форма «исполать», которая является искаженным в русском языке греческим сочетанием «ейс полла ети» («многие лета» или «желаем здравствовать») хоть и известна в значении «спасибо», но не сохранилась в русском языке и сознании ни как благодарность, ни как приветствие. Русское же «спасибо» и «благодарю» используются до сих пор. Правда смысл современного «спасибо» изменился, и вместо прежнего «спаси вас Бог», мы говорим: «Спасибо — вам», а вот «благодарю» по-прежнему означает пожелание блага.

Волшебное слово «извините» тоже используется в нескольких значениях: и как просьба о прощении, и как сожаление о причиняемом беспокойстве. Недавно в автобусе наступивший на ногу гражданин чинно извинил сам себя, пробурчав себе под нос: «Извиняюсь». А ведь еще в 20 годах прошлого столетия критики писали: «Говорить «извиняюсь» нескромно. Этим вы как бы извиняете себя». Родилось это словечко в среде обрусевших иностранцев. Газеты того времени опасались распространения этого слова и писали: «Пусть подобные искажения речи не идут далее обихода купцов и трамвайных кондукторш». Видимо, опоздали. Но если сегодня вам важно показать себя грамотным и культурным человеком, стоит говорить «извините» вместо «извиняюсь».

Даже такой крайне поверхностный экскурс в историю слов вежливости позволяет понять, в чем механизм волшебства вежливых слов. Эти словесные формулы, передаваемые из поколения в поколение, прочно сидят у нас в голове, мы ими запрограммированы. Они несут определенную смысловую нагрузку, являясь культурным кодом народа. Чтобы не потерять свою национальную идентичность, нужно беречь вежливые слова, регулярно использовать их в своей жизни и учить этому детей.

Вежливость — это цивилизационное приобретение человечества, которое позволило людям выжить. Со временем знание правил поведения и умение быть любезными с другими людьми стало признаком благородного происхождения. Согласно словарю Ожегова, сегодня «вежливый» означает «соблюдающий правила приличия, воспитанный, учтивый».

В современном мире, который отличается высокими скоростями, кажется, нет времени обмениваться любезностями. К тому же по поводу вежливости накопилось множество афоризмов, отстаивающих прямо противоположные позиции. Взять хотя бы «Вежливость — это хорошо организованное равнодушие» Поля Валери или «Вежливость — это открыто признанная фальшивая монета» Шопенгауэра. Но как бы ее не называли авторы афоризмов, сами они уж точно не отказывались от вежливости, а это что-то да значит.

В ответ на эти высказывания можно сказать, что вежливость давно подтвердила свою волшебную силу. Это технология, работающая тысячи лет. Благодаря ей человечество достигло современного уровня кооперации, торговли и дипломатии. А вот нравственное, ценностное и эмоциональное наполнение технологии зависит от того, кто ее использует. У равнодушного человека и льстеца она — хорошо организованное равнодушие и лесть. В устах великодушного и уважающего других человека — это искреннее внимание и благодарность.

Чтобы понять, нужны ли волшебные слова сегодня, достаточно ответить на простой вопрос: кому вы скорее пойдете навстречу, человеку, который сказал: «Эй, на билет передай» или тому, кто попросил: «Будьте так любезны, передайте, пожалуйста, на билет»?

Бытует мнение, что там, где нет открытых чувств, используется вежливость. А там, где есть любовь, нет смысла в вежливых словах: любящие люди друг друга и так поймут. Однако вежливость можно назвать спасительной и до брака, и в браке. В ссорах она помогает удержаться от оскорблений, оставляя возможность помириться. В любви вежливые слова позволяют смягчить требования до состояния просьбы. А, как известно, «любовь не требует, она просит и благодарит».

Интересное наблюдение: формы вежливости тем проще использовать в жизни, чем более вы цените и уважаете... себя. Так, для одного ничего не стоит обратиться к кому-нибудь «госпожа такая-то» или «господин такой-то», а другой будет испытывать неловкость: почему я должен так обращаться, я же не слуга. Но человеку, который ощущает себя достаточно высоко по положению, ничего не стоит так обратиться к кому-либо без ущерба для своего самолюбия. Так же точно и с «будьте добры», «прошу прощения», «благодарю». Если вы считаете себя достойным обращения «будьте так любезны, благодарю вас», вам ничего не стоит так же обратиться к другому. Именно поэтому мы призываем волшебным словам учить с самого детства. И не просто требуя их употребления от маленького человека, но обращаясь подобным же образом к нему самому: соответствующим образом благодаря малыша, принося извинения или приветствуя.

Вежливые слова служат инструментом общения, являясь не только средством умиротворения, но и влияния на других людей. И для этих целей лучшего еще не придумали. «Благодаря тонкой и деликатной вежливости людям прощают немало недостатков и преувеличивают их добрые качества. Не обладающие манерами нуждаются в более солидных достоинствах, и репутация их устанавливается медленно» — сказал композитор Адан. Если перевести слова француза на язык психологов: вежливость — это лучшая и самая безопасная «манипуляция», которая доступна всем и которой нас учат с детства.

 

Автор: педагог-психолог «Ярославского областного молодежного

информационного центра» Оксана Смирнова

https://molportal.ru/node/16860

1. Выделите основную мысль текста.

2. Оцените с точки зрения современного этикета правила, рекомендуемые «Эрмитажным уставом», разработанным при Екатерине II.

- Нельзя прерывать речь того, с кем ведешь беседу, независимо от его ранга.

- Не следует публично порицать третьих лиц.

- Разрешается вести споры, но без злословия; говорить следует умеренно и не очень громко, дабы у прочих тамо находящихся уши и голова не заболели.

- Ссоры из избы не выносить, а что зайдет в одно ухо, то бы вышло в другое прежде, нежели выступите из двери.

 

1. Речевые ситуации. Составьте диалоги. Какие выражения вы употребите, чтобы:

а) побудить собеседника замолчать;

б) извиниться:

- за неловкое движение в транспорте (перед пожилым человеком, ребенком),                                                       

-за поздний звонок (перед родителями друга, сверстницей),

- за случайное опоздание (на занятие - перед преподавателем, на деловую встречу  - перед партнером, на свидание - перед приятелем);                        

в) поблагодарить:

- научного руководителя за помощь в написании работы,

- врача за сердечное отношение к вашим близким,

- артиста за доставленное удовольствие от спектакля,

- родителей за подарок ко дню рождения,

- друга за оказанную помощь.

2. Посмотрите видеоролик и ответьте на вопросы: Речевой этикет русского человека https://www.youtube.com/watch?v=96SIAsGyLdY

- О каких правилах речевого этикета сказано в ролике?

- Какие правила речевого этикета вы могли бы добавить?

 

СРОП

СРОП 2. Групповой проект «Язык моей специальности»

Задание 2. Поиск информации об истории появления професии

СРО

Реферат «История появления слов вежливости»

 

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.032 с.