Звуковые редакторы. Общий обзор — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Звуковые редакторы. Общий обзор

2020-06-04 282
Звуковые редакторы. Общий обзор 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Звуковые редакторы. Общий обзор

В предыдущих статьях я рассматривал несколько наиболее известных звуковых редакторов. Но, как всегда, кроме известных продуктов, еще существуют и малоизвестные. Во-вторых, известные именитые программы стоят немалых денег, поэтому возникает вопрос поиска бесплатной или более доступной альтернативы. И, наконец, в-третьих, этим обзором я хочу свести в одну статью специфику и особенности различных звуковых редакторов.

Goldwave 5.08

Начну я с тех редакторов, которые не присутствовали в моих обзорах. Первый - Goldwave 5.08. Довольно старая программа, еще в конце 90-х выходили первые версии.


Рисунок 1. Основное окно Goldwave

В общем, как видим - стандартное окно звукового редактора. Специфическое деление каналов по цветам. Кроме того, есть два независимых окна визуализации. Всего доступно 12 видов визуализации, хотя они носят скорее декоративный характер. Хотя, возможно отображение формы волны или спектра при наведении курсора на волновое окно. Из удобств интерфейса хочу отметить то, что встроенные эффекты вынесены на панель инструментов. Редактор поддерживает Direct-X плагины, но, к сожалению, VST-плагины не поддерживаются.

Присутствует CD-Grabber с возможностью конвертирования сразу в mp3, есть возможность применения цепи сразу нескольких эффектов (Tool>Effect chain editor) и есть возможность конвеерной обработки файлов (File>Batch processing). Все эффекты предварительно прослушиваются (рис. 2), а затем применяются (как ко всему файлу, так и к выделенному фрагменту).


Рисунок 2. Предварительное прослушивание эффекта

Из особых "фишек" я отмечаю функциональный процессор (Expression evaluator) (рис. 3).


Рисунок 3. Основное окно функционального процессора

Этот инструмент можно использовать в разных целях - как генератор, либо как эффект. Все зависит от заданной формулы в поле Expression. В пресетах есть уже готовые выражения в виде эффектов и различных генераторов. Думаю, этот инструмент понравится любителем поэкспериментировать.

Редактор поддерживает сохранение в сжатых форматах (ogg, mp3, wma), но для mp3 требуется загрузка внешнего кодека.

Еще одним минусом является то, что редактор поддерживает устройства только с драйверами windows. ASIO и другие типы не поддерживаются.

Audacity 1.2.5

Этот редактор появился относительно недавно. Сразу отмечу - он бесплатный, что и определило его функции, внешний вид и прочее (рис. 4).


Рисунок 4. Основное окно Audacity

Зато редактор поддерживает русский язык, работает под Linux и Mac OS. Насчет функциональности, то тут ее практически нет по сравнению с другими редакторами. Из эффектов поддерживаются только 2 десятка встроенных, ни Direct-X ни VST-плагины не поддерживаются. Естественно, драйверы поддерживаются только стандартные, об ASIO и речи быть не может. Есть поддержка экспорта в wav и ogg, но для mp3 нужен внешний кодек. Кроме того, редактор многодорожечный, каждая дорожка может быть приглушена, выделена и можно регулировать громкость и панораму (рис. 5).


Рисунок 5. Управление дорожкой

Также есть анализатор спектра и возможность записи с мониторингом (рис.6)


Рисунок 6. Индикатор уровня записи

В общем, других функций или каких-то специфических возможностей у Audacity замечено не было.

Wavelab 5

Начиная с Wavelab бегло пробежимся по тем редакторам, на которые я уже писал обзоры. Wavelab является продуктом Steinberg, так что сразу можно судить о его уровне. Да и возможностями он обладает внушительными. Поддерживает все форматы плагинов, имеет и свои встроенные. Есть поддержка компрессированных файлов, причем используются высококачественные кодеки (например, Fraunhoffer для mp3). Есть возможность как конвертировать треки с аудио дисков, так и записывать аудио диски и диски с данными. Кроме того, есть режим мультитрекового редактирования (рис. 9).


Рисунок 9. Мультитрековый режим Wavelab

Естественно, есть поддержка как стандартных драйверов, так и ASIO. Также присутствуют инструменты для спектрального анализа. Но я выделяю в Wavelab сам стиль работы - используя Master Section и такие инструменты как Live input.

Adobe Audition 2.0

Продукты от Adobe известны не только на рынке звуковых программ, но и на этом поприще они достигают внушительных результатов.


Рисунок 10. Внешний вид Adobe Audition

Естественно у продукта такого уровня есть все возможности характерные для таких программ. Здесь и поддержка плагинов всех типов, и работа с записью (чтением) дисков, и поддержка ASIO драйверов, и мультитрековый режим. Причем, мультитрековый режим в чем-то даже приближается к аудио-секвенсорам - есть микшер. Но самое основное что выделяет Audition - это возможность выбирать рабочие пространства (workspaces) исходя из поставленной задачи.


Рисунок 11. Выбор рабочего пространства Audition

Причем, пользователь может создавать собственные рабочие пространства и сохранять их.

Sound Forge 9

По известности Sound Forge стоит, пожалуй, на первом месте. Его используют не только профессиональные звукорежиссеры, но и обычные пользователи для практических целей.


Рисунок 12. Внешний вид Sound Forge 9

Текущая версия поддерживает плагины всех типов, компрессированые файлы, конвертирование аудиодисков, восстановление качества старых записей (демо) и неплохой набор встроенных эффектов. Мультитрекового режима здесь нет. Нету и спектрального анализа в реальном времени, в отличие от других редакторов. Зато есть поддержка стандартных и ASIO драйверов. Вообще говоря, если рассматривать его исключительно как звуковой редактор, без дополнительных возможностей, то Sound Forge - довольно хорош. Простота интерфейса и работы является "коньком" Forg-а.

Ниже приводится сравнительная таблица по функциям описанных выше звуковых редакторов.

Функция Sound Forge 9 Adobe Audition 2.0 Wavelab 5 Acoustica Premium Edition 4.0 Audacity 1.2.5 Goldwave 5.08
Поддержка VST/DX - плагинов +/+ +/+ +/+ +/+ -/- -/+
поддержка ASIO драйверов + + + - - -
Мультитрековый режим - + + - + -
Встроенные средства записи на CD + + + + - -
Готовые рабочие пространства для конкретных задач - + - + - -

 

Интерфейс Adobe Audition 2

Первым бросается в глаза конечно же интерфейс. На весь рабочий стол распространено его пространство. Иконки на панели инструментов дают понять что продукт без сомнений от Adobe. Все логично разложено по полочкам. Слева - браузер файлов и эффектов, посередине - рабочее окно, внизу - управление и индикаторы (рис. 1). Но основным удобством яляется то, что мы можем подстраивать его под себя, перемещая окна так как нам нравится. Можно, к примеру, вынести индикаторы на место редактирования файла и наоборот, или вообще убрать их. Чтобы не потеряться можно контролировать открытые окна во вкладке Window на панели инструментов.


Рисунок 1. Основоное окно Audition 2

Как видим, интерфейс строгий, но довольно удобный. Сразу скажу об основной "фишке" Audition 2. Фактически программа состоит из трёх больших частей: первая - редактирование файлов, вторая - мультитрековое редактирование (аранжировка) и третья - запись на CD. Переключение этих режимов вынесено на самое видное место - посередине панели инструментов (рис. 2). Будем рассматривать каждый режим в отдельности.


Рисунок 2. Переключение режимов работы

Режим Edit

Чтобы переключиться в этот режим нужно нажать на кнопку Edit (рис. 2). Перед нами основное окно, пока еще пустое. Для добавления файлов обращаемся к браузеру файлов (на панели слева). Можно добавить в браузер несколько файлов, причём при добавлении файла в браузер создаётся файл-образ формы волны, что требует дополнительного времени, зато потом при перетаскивании в окно редактирования это время не расходуется. Кроме того файлы в браузере можно сортировать по своему вкусу.

Заглянем теперь во вкладку Effects. Обращаю внимание на то, что эффекты делятся на 3 категории. Мультитрековые (multitrack effects), нас они пока не интересуют, эффекты реального времени (realtime effects) и эффекты процессинга (process effects). Обьясняю разницу между эффектами процессинга и реального времени. Эффекты реального времени позволяют изменять параметры и сразу же прослушивать результат, нажав кнопочку Prevew play (рис. 3).


Рисунок 3. Кнопка preview play в окне эффекта реального времени

К примеру, эффект Pitch shifter - эффект реального времени. Запуская прослушивание в нем мы можем менять высоту, а потом нажав ОК применим эффект к файлу. В категории эффектов процессинга есть похожий эффект - Pitch bender. Но здесь мы сначала делаем настройки, а потом нажимаем кнопку Preview и слушаем изменения. Разница в том что Pitch bender может изменить высоту плавно или по какому-то графику, а Pitch shifter с определенными статичными параметрами.

Также все эффекты расположены на панели инструментов в соответствующих вкладках. Еще хочу обратить внимание на нюанс, касающийся многих редакторов. Если мы выделяем фрагмент и запускаем эффект, то он применится только к этому фрагменту, если выделения нету - ко всему файлу.

Также есть такая полезная функция как Mastering rack (Effects>Mastering rack...) (рис. 4).


Рисунок 4. Окно Mastering Rack

Mastering rack удобен тем, что здесь можно загрузить несколько эффектов, в реальном времени корректировать их и одновременно прослушивать. А затем применить получившийся результат.

Программа также поддерживает DirectX и VST плагины. Настройка директорий и активация плагинов находятся во вкладке Effects на панели инструментов.

При очень высокой степени приближения появляется возможность редактировать волну с определенной точностью (рис. 5).


Рисунок 5. Редактирование формы волны при высоком Zoom-e

Режим Multitrack

Второй частью программы является мультитрековый режим, хотя он даже более обьемный и функциональный, чем режим редактирования. Переходим в него, нажимая кнопочку Multitrack, и видим основное окно (рис. 6).


Рисунок 6. Основное окно режима Multitrack

Перетаскивая файлы из браузера в окно аранжировки мы можем редактировать их. На каждой дорожке сразу есть огибающая звука (вверху) и панорамы (посередине), соответственно - Volume Envelope и Pan Envelope. Приятно то, что для каждой дорожки можно устанавливать отдельное устройство вывода (если в системе несколько звуковых плат), а также назначать выход на групповой канал (Bus).

Для каждой дорожки установлены четыре основных вида (рис. 7).


Рисунок 7. Четыре вида для дорожки

Слева направо: Inputs and outputs, он установлен по умолчанию, в этом режиме выбираются настройки входа и выхода дорожки. Effects - изображен на рисунке, это режим эффектов "в разрыв". Sends - режим эффектов посыла. В этом режиме эффект должен быть установлен на каком-то из групповых каналов. EQ - режим эквалайзера.

Есть еще одна удобная функция - нажав правой кнопкой на любом из клипов в окне аранжировки выбираем Bounce to new track. А затем выбираем All audio clips или Selected audio clip. Соответственно у нас создается новый клип-микс из всего проекта со всеми эффектами и автоматизацией, либо только выбранный клип.

Переходим во вкладку Mixer: перед нами полноценный микшер (рис. 8).


Рисунок 8. Микшер Adobe Audition 2

Микшер довольно стандартный и удобный. Для каждой дорожки выведены эффекты "в разрыв", эффекты посыла и эквалайзер, а также стандартные Solo и Mute. С самого края справа находится мастер-канал микшера. Вот, вкратце и все о режиме Multitrack, хотя это далеко не все его возможности.

Режим CD

Останавливаться на этом режиме не имеет смысла, т.к. он довольно простой и не имеет много функций. Это режим для записи аудио дисков (рис. 9).


Рисунок 9. Режим CD

Перетаскиваем нужные треки в окно проекта и нажимаем Write CD (внизу справа). В появившемся диалоге выбираем записать диск (write) или проверить записанный диск (test), либо и то и другое.

Заключение

Подводя итоги хочу сказать, что в рамках этой статьи изложен обзор основных возможностей Audition 2, но далеко не всех. Стоит упомянуть хотя бы то, что три рассмотреных режима являются основными, есть и дополнительные режимы (рис. 10).


Рисунок 10. Дополнительные рабочие режимы Adobe Audition 2

Добавив к этому возможность импорта и экспорта в MP3 и другие форматы, индивидуальную настройку рабочего пространства, поддержку VST и DX плагинов, возможность записи на CD получается довольно мощный, гибкий и удобный в обращении редактор.

Обработка звука

Обработка звука бывает разноплановой и зависит от целей, которые вы преследуете. Это может быть подавление шумов, наложение звуковых фильтров, добавление реверберации или дилея, выведение на передний план определённых частот и т.п. Об этом мы и поговорим…

Наиболее необходимой и практически повсеместно используемой процедурой является подавление шумов. Шумы могут быть как внешними, случайно записанными на микрофон фоновыми звуками в помещении с плохой звукоизоляцией, так и внутрисистемными, возникшими вследствие плохого экранирования шнуров и прочего звукозаписывающего оборудования. Шумы имеют свои частоты, диапазон которых сравнительно узок. Это позволяет подавлять их путём простой эквализации, то есть – убирать частоты, на которых больше всего шума и меньше всего нужных звуков. Запись, на которой шумы занимают сравнительно небольшой диапазон, не соприкасающийся с диапазоном других звуков, считается чистой. Запись, на которой шумы звучат почти на всех частотах, считается грязной, так как их практически невозможно подавить без ущерба для нужных звуков.


Подавление шума с помощью плагина Noise Reduction в редакторе Sound Forge

Реверберация считается вторым по востребованности шагом в обработке звука. Реверберация – это постепенное затухание звука, например, в большом помещении с хорошей акустикой. При небольшой продолжительности она добавляет вокалу или сольным инструментам глубину и выразительность звучания, поэтому её используют довольно часто. В отличие от простого эха, которое просто повторяет звук несколько раз, при этом, затихая, реверберация прогрессивно меняет соотношение частот повторяемого звука, что может создавать самые разнообразные эффекты.

После реверберации по популярности, пожалуй, стоят дилей-эффекты. Или попросту задержки звука. Это может быть как обычное эхо любой частоты затухания, так и более изысканные дилеи. Особенно дилей может понадобиться при обработке моно-звука и превращении его в псевдостерео. Для этого производится совсем незначительная задержка звука в одном из каналов. При этом одному каналу желательно добавить немного «сухости» (средних частот). Тогда бывший моно-звук начинает звучать в разных каналах и чуть-чуть по-разному, что и создаёт эффект стерео.

Если прибавить немного высоких и средних частот и совсем не использовать реверберации и дилея, то создаётся популярный в последнее время «эффект присутствия», как будто вокалист поёт прямо в вашей комнате.

Фильтры – это эквализационные схемы, которые накладываются на записанный звук. Фильтры бывают статические и динамические. Статические фильтры просто убирают некоторые частоты трека, добавляя другие, а динамические постоянно меняют соотношение частот по определённой круговой схеме, из-за чего звук кажется «плавающим».

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

1. Программы для обработки звуковой информации

1.1. Редакторы цифрового аудио

1.2. Программы для написания музыки

1.3. Программы-анализаторы аудио

1.4. Специализированные реставраторы аудио

1.5. Трекеры

1.6. Программы для копирования и сжатия цифрового звука с компакт-дисков

Заключение

Список литературы

Введение

 

Программы для работы с аудиоинформацией (звуком). Эти программы позволяют записывать живой звук и преобразовывать его, изменяя тембр, улучшая качество звучания, добавляя эффекты и т.д. В предыдущем разделе уже было рассказано о том, что современные программы-секвенсеры имеют возможность записи не только MIDI, но и звуковых дорожек. Однако для серьезной работы со звуковой информацией, как правило, требуется вызвать внешний аудиоредактор, то есть как раз программу для работы со звуком. В отличие от MIDI-секвенсеров, здесь качество программы определяется не только удобством и функциональностью интерфейса, не только наличием дополнительных утилит, но и собственно алгоритмами обработки. При одних и тех же условиях и параметрах на одном и том же звуковом материале разные программы могут дать совершенно непохожие результаты. Вообще говоря, звуковая информация — вещь «неуловимая»: порой незначительное изменение одного из многих параметров обработки может дать совершенно новый на слух результат. Так что, получив хорошие звуковые результаты, не поленитесь лишний раз записать получившийся файл на диск.

Перспективы развития и использования цифрового аудио видятся авторам статьи очень широкими. Казалось бы, все, что можно было сделать в этой области, уже сделано. Однако это не так. Остается масса еще совсем незатронутых проблем.

Например, область распознавания речи еще очень не развита. Давно уже делались и делаются попытки создать программное обеспечение, способное качественно распознавать речь человека, однако все они пока не приводят к желаемому результату. А ведь долгожданный прорыв в этой области мог бы неимоверно упростить ввод информации в компьютер. Только представьте себе, что вместо набора текста его можно было бы просто надиктовывать, попивая кофе где-нибудь неподалеку от компьютера. Имеется множество программ якобы способных предоставить такую возможность, однако все они не универсальны и сбиваются при незначительном отклонении голоса читающего от заданного тона. Такая работа приносит не столько удобств, сколько огорчений. Еще куда более сложной задачей (вполне возможно, что и неразрешимой вовсе) является распознавание общих звуков, например, звучания скрипки в звуках оркестра или выделение партии рояля. Можно надеяться, что когда-нибудь такое станет возможным, ведь человеческий мозг легко справляется с такими задачами, однако сегодня говорить о хотя бы малейших сдвигах в этой области рано.

В области синтеза звука также есть пространство для изучения. Способов синтеза звука сегодня существует несколько, однако ни один из них не дает возможности синтезировать звук, который нельзя было бы отличить от настоящего. Если, скажем, звуки рояля или тромбона еще более-менее поддаются реализации, до правдоподобного звучания саксофона или электрогитары добиться еще так и не смогли – существует масса нюансов звучания, которые почти невозможно воссоздать искусственно.

Таким образом, можно смело сказать, что в области обработки, создания и синтеза звука и музыки еще очень далеко до того решающего слова, которое поставит точку на развитии этой отрасли человеческой деятельности.

Как и графика, компьютерный звук бывает двух основных типов:

Цифровой звук - аналог фотографии, точная цифровая копия введенных извне звуков. Это может быть сделанная с микрофона запись вашего голоса, копия звуковых дорожек с компакт-диска и т. д. Как и фотография, такой звук занимает много места... впрочем, аппетиты фотографии по сравнению со звуком просто ничтожны! Одна минута цифрового звука, записанного с максимальным качеством, занимает около 10 Мбайт.

Синтезированный звук - точнее, музыка в формате MIDI.

Суть MIDI-технологии можно изложить так: компьютер не просто проигрывает нужную вам мелодию, а синтезирует ее с помощью звуковой карты. MlDI-мелодии - это всего лишь системы команд, управляющие звуковой картой, коды нот, которые она должна "изобразить". Эта технология идеальна для компьютерных композиторов, поскольку позволяет с легкостью изменять любые параметры созданной на компьютере мелодии - заменять инструменты, добавлять или удалять их, изменять темп и даже стиль композиции. И файлы с MIDI-музыкой - крохотные, всего в несколько десятков килобайт. Но и недостатки у MIDI есть - голос в MIDI-файле не запишешь, да и музыка хорошо звучит лишь на очень качественной звуковой карте.

Можно выделить два основных типа музыкальных программ, с которыми придется работать:

Программы для записи и обработки цифровой музыки (Sound Forge, WaveLab, CoolEdit, SAW Plus);

Секвенсоры - редакторы синтезированной (MIDI) музыки (MidiStudio, MIDI Orchestrator Plus, Cakewaik Pro, Cubase).

Кстати говоря, большинство сегодняшних MIDI-программ умеют работать и с обычным цифровым звуком - к примеру, вы можете наложить поверх MIDI-дорожки собственный вокал и, сохранив полученный результат в виде обычного WAV-файла (стандартный формат цифрового звука), получите готовую песню, которую потом можно и на компакт-диск записать...

Редакторы цифрового аудио

 

Тема программного обеспечения очень широка, поэтому здесь мы только вкратце обсудим основные представители программ для обработки звука.

Наиболее важный класс программ – редакторы цифрового аудио. Основные возможности таких программ это, как минимум, обеспечение возможности записи (оцифровки) аудио и сохранение на диск. Развитые представители такого рода программ позволяют намного больше: запись, многоканальное сведение аудио на нескольких виртуальных дорожках, обработка специальными эффектами (как встроенными, так и подключаемыми извне – об этом позже), очистка от шумов, имеют развитую навигацию и инструментарий в виде спектроскопа и прочих виртуальных приборов, управление/управляемость внешними устройствами, преобразование аудио из формата в формат, генерация сигналов, запись на компакт диски и многое другое. Некоторые из таких программ: Cool Edit Pro (Syntrillium), Sound Forge (Sonic Foundry), Nuendo (Steinberg), Samplitude Producer (Magix), Wavelab (Steinberg).

Основные возможности редактора Cool Edit Pro 2.0 - пример рабочего окна программы в многодорожечном режиме: редактирование и сведение аудио на 128 дорожках, 45 встроенных DSP-эффектов, включая инструменты для мастеринга, анализа и реставрации аудио, 32-битная обработка, поддержка аудио с параметрами 24 бит / 192 КГц, мощный инструментарии для работы с петлями (loops), поддержка DirectX, а также управление SMPTE/MTC, поддержка работы с видео и MIDI и прочее.

Основные возможности редактора Sound Forge 6.0a - пример рабочего окна программы: мощные возможности не деструктивного редактирования, многозадачная фоновая обработка заданий, поддержка файлов с параметрами до 32 бит / 192 КГц, менеджер предустановок, поддержка файлов более 4 Гб, работа с видео, большой набор эффектов обработки, восстановление после зависаний, предпрослушивание примененных эффектов, спектральный анализатор и прочее.

 

Программы-анализаторы аудио

 

Обработка звука и написание музыки – это не только творческий процесс. Иногда нужен скрупулезный анализ данных, а также осуществление поиска огрехов их звучания. Кроме того, аудио материал, с который приходится иметь дело, не всегда желаемого качества. В этой связи нельзя не вспомнить о целом ряде программ-анализаторов аудио, специально предназначенных для осуществления измерительных анализов аудио данных. Такие программы помогают представить аудио данные удобнее, чем обычные редакторы, а также внимательно изучить их с помощью различных инструментов, таких как FFT-анализаторы (построители динамических и статических амплитудно-частотных характеристик), построители сонограмм, и прочих. Одна из наиболее известных и развитых программ подобного плана – программа SpectraLAB (Sound Technology Inc.), чуть более простые, но мощные – Analyzer2000 и Spectrogram.

Программа SpectraLAB – наиболее мощный продукт подобного рода, существующий на сегодня – пример рабочего окна программы, на экране: спектральная картина в трез представлениях и фазовая картина). Возможности программы: 3 режима работы (пост режим, режим реального времени, режим записи), основной инструментарий – осциллограф, спектрометр (двухмерный, трехмерный, а также построитель сонограмм) и фазометр, возможность сравнения амплитудно-частотных характеристик нескольких сигналов, широкие возможности масштабирования, измерительные инструменты: нелинейных искажений, отношения сигнал/шум, искажений и прочие.

 

Трекеры

 

Трекеры – это отдельная категория звуковых программ, предназначенных именно для создания музыки. Структура и концепция построения трекерных файлов очень похожа на принцип хранения MIDI-информации. В трекерных модулях (файлы, созданные в трекерах, принято называть модулями), также, как и в MIDI-файлах, содержится партитура в соответствии с которой должны проигрываться инструменты. Кроме того, в них содержится информация о том, какие эффекты и в какой момент времени должны быть применены при проигрывании того или иного инструмента. Однако, принципиальное отличие трекерных модулей от MIDI-файлов заключается в том, что проигрываемые в этих модулях инструменты (или, точнее сказать, сэмплы) хранятся в самих модулях (то есть внутри файлов), а не в синтезаторе (как это происходит в случае с MIDI). Такой способ хранения музыки имеет массу преимуществ: размер файлов невелик по сравнению с непрерывной оцифрованной музыкой (поскольку записываются только использованные инструменты и партитура в виде команд), нет зависимости звучания от компьютера, на котором происходит воспроизведение (в MIDI, как мы говорили, есть зависимость звучания от используемого синтезатора), имеется большая свобода творчества, поскольку автор музыки не ограничен наборов инструментов (как в MIDI), а может использовать в качестве инструмента любой оцифрованный звук. Основные программы-трекеры Scream Tracker, Fast Tracker, Impulse Tracker, OctaMED SoundStudio, MAD Tracker, ModPlug Tracker.

Программа ModPlug Tracker является сегодня одним из тех трекеров, сумевших стать универсальной рабочей средой для множества типов трекерных модулей 7 – пример рабочего окна программы, на экране: содержание дорожек одного загруженного модуля и рабочее окно сэмплов другого модуля). Основные возможности: поддержка до 64 физических каналов аудио, поддержка почти всех существующих форматов трекерных модулей, импорт инструментов во множестве форматов, 32-битное внутреннее микширование, высококачественный ресэплирующий фильтр, поддержка MMX/3dNow!/SSE, автоматическое удаление потрескиваний, расширение басов, ревербератор, расширение стерео, 6-полосный графический эквалайзер и другие возможности.

Напоследок следует упомянуть о существовании огромного количества другого аудио ПО: проигрыватели аудио (наиболее выдающиеся: WinAMP, Sonique, Apollo, XMPlay, Cubic Player), подключаемые модули для проигрывателей (из «улучшателей» звучания аудио - DFX, Enhancer, iZotop Ozone), утилиты для копирования информации с аудио CD (ExactAudioCopy, CDex, AudioGrabber), перехватчики аудио потоков (Total Recorder, AudioTools), кодеры аудио (кодеры MP3: Lame encoder, Blade Encoderб Go-Go и другие; кодеры VQF: TwinVQ encoder, Yamaha SoundVQ, NTT TwinVQ; кодеры AAC: FAAC, PsyTel AAC, Quartex AAC), конвертеры аудио (для перевода аудио информации из одного формата в другой), генераторы речи и множество других специфических и общих утилит. Безусловно, все перечисленное – только малая толика из того, что может пригодиться при работе со звуком.

 

Компакт-дисков

 

Для копирования компакт- диска в формат МРЗ, нам понадобятся как минимум две программы:

Граббер - система цифрового копирования содержания AudioCD на жесткий диск;

Кодер - программа для кодирования получившихся файлов в МРЗ.

В принципе, позднее понадобится еще одна программа - плеер, ведь проигрывать получившиеся звуковые файлы мы будем опять-таки на компьютере, наш музыкальный центр для этого не подойдет.

Что касается кодеров и грабберов, то сегодня они чаще всего работают в единой связке. К примеру, все популярные грабберы - Audiograbber, CDex, EAC или WinDAC - имеют в комплекте поставки и МРЗ-кодер, что позволяет кодировать звук с CD в МРЗ напрямую, минуя промежуточную стадию создания на жестком диске громадного файла с копией содержимого дорожки.

От самого граббера требуется не так уж и много.

1. Способность чтения информации о компакт-диске из базы данных Интернет (CDDB) и сохранения ее на жестком диске для дальнейшего использования. Это позволяет в процессе копирования дорожек на звуковой диск давать им имена, соответствующие названию и номерам композиций, а также запоминать эту информацию в тэге будущего МРЗ-файла.

2. Возможность работы с несколькими популярными кодировщиками, с возможностью установления индивидуальных параметров для каждого.

3. Возможность прямого копирования содержимого звуковых дорожек в МРЗ.

4. Возможность автоматического заполнения МРЗ-тэгов.

5. Возможность сохранения на диске в виде плейлиста (playlist) - обычного текстового файла с расширением M3U или PLS. В таком файле содержится список файлов, содержащих композиции с альбома, и их очередность, что позволяет плеерам проигрывать не отдельные композиции, а весь альбом целиком. Хотя составить такой "плейлист" вы можете сами, в любом текстовом редакторе, - напишите в столбик, в порядке очередности, названия всех файлов (с полным путем к ним), которые вы хотите воспроизвести, и сохраните получившийся список как файл с расширением M3U. После чего спокойно щелкайте по нему мышкой - если на вашем компьютере установлен плеер МРЗ, он запустится автоматически.

Всем этим требованиям удовлетворяют две самые популярные в мире связки "кодер-граббер" - Audiograbber и CDex.

Audiograbber - бесспорный лидер по популярности в нашей стране (еще и потому, что у нас легко доступна "взломанная" версия этой вообще-то защищенной коммерческой программы).

По умолчанию в Audiograbber встроена поддержка только встроенного в Windows кодека от Fraunhofer IIS (хотя в последние версии стали включать и ISO-кодек BladeEnc). При установке же дополнительного кодера от Xing, Audiograbber примет его как родного - таким образом, будут поддерживаться все три популярных класса кодировщиков.

Заключение

 

Обработка звука бывает разноплановой и зависит от целей, которые вы преследуете. Это может быть подавление шумов, наложение звуковых фильтров, добавление реверберации или дилея, выведение на передний план определённых частот и т.п.

Наиболее необходимой и практически повсеместно используемой процедурой является подавление шумов. Шумы могут быть как внешними, случайно записанными на микрофон фоновыми звуками в помещении с плохой звукоизоляцией, так и внутрисистемными, возникшими вследствие плохого экранирования шнуров и прочего звукозаписывающего оборудования. Шумы имеют свои частоты, диапазон которых сравнительно узок. Это позволяет подавлять их путём простой эквализации, то есть – убирать частоты, на которых больше всего шума и меньше всего нужных звуков. Запись, на которой шумы занимают сравнительно небольшой диапазон, не соприкасающийся с диапазоном других звуков, считается чистой. Запись, на которой шумы звучат почти на всех частотах, считается грязной, так как их практически невозможно подавить без ущерба для нужных звуков.

Реверберация считается вторым по востребованности шагом в обработке звука. Реверберация – это постепенное затухание звука, например, в большом помещении с хорошей акустикой. При небольшой продолжительности она добавляет вокалу или сольным инструментам глубину и выразительность звучания, поэтому её используют довольно часто. В отличие от простого эха, которое просто повторяет звук несколько раз, при этом, затихая, реверберация прогрессивно меняет соотношение частот повторяемого звука, что может создавать самые разнообразные эффекты.

После реверберации по популярности, пожалуй, стоят дилей-эффекты. Или попросту задержки звука. Это может быть как обычное эхо любой частоты затухания, так и более изысканные дилеи. Особенно дилей может понадобиться при обработке моно-звука и превращении его в псевдостерео. Для этого производится совсем незначительная задержка звука в одном из каналов. При этом одному каналу желательно добавить немного «сухости» (средних частот). Тогда бывший моно-звук начинает звучать в разных каналах и чуть-чуть по-разному, что и создаёт эффект стерео.

Если прибавить немного высоких и средних частот и совсем не использовать реверберации и дилея, то создаётся популярный в последнее время «эффект присутствия», как будто вокалист поёт прямо в вашей комнате.

Фильтры – это эквализационные схемы, которые накладываются на записанный звук. Фильтры бывают статические и динамические. Статические фильтры просто убирают некоторые частоты трека, добавляя другие, а динамические постоянно меняют соотношение частот по определённой круговой схеме, из-за чего звук кажется «плавающим».

Обработка звука в реальном времени с помощью модулей DirectX оказалась настолько привлекательной для многих музыкантов, что они начали активно использовать именно их, почти «забыв» о существовании основных функций программ обработки.

Разумеется, семейство программ звуковой обработки не исчерпывается программами Sound Forge и Cool Edit Pro. Существуют и другие профессиональные программы, служащие тем же целям. Среди них можно особенно отметить WaveLab от компании Steinberg — программу, известную быстротой выполнения алгоритмов звукового преобразования. Она предоставляет также большие возможности по работе с записью Audio CD (звуковых компакт-дисков) и, кроме того, способна работать с подключаемыми модулями VST.

Довольно широко известна также программа Wave SE, входящая в стандартную поставку некоторых звуковых карт от компании Turtle Beach. Она предназначена в основном для работы с сэмплами, хотя имеет и традиционные возможности звуковой обработки. Однако алгоритмы обработки этой программы весьма далеки от совершенства.

Выбор программы звуковой обработки во многом зависит от вкусов пользователя. Однако все эти программы в последнее время имеют весьма похожий пользовательский интерфейс, так что если вы освоили работу с описанными здесь программами Sound Forge и Cool Edit Pro, легко сможете освоить и другие звуковые программы.

Список литературы

 

Рахимов Р.Г. Компьютерные технологии в музыке:– Уфа: ООО «Вагант», 2007.

centrmag/book2202642.html

mirhifi/

vooch.narod/read/obrabotka_zvuka.htm

cjcity/news/all/edit-soft.php

http://fdstar.com/download/nuendo_online/glava%202/index0.htm- ВСЕ ПРО НУЕНДО

 

ЛУЧШИХ VST СИНТЕЗАТОРОВ

 

 



39 место Tone2 RayBlaster

Tone2 - RayBlaster - воплощает новый метод синтеза под названием Impulse Modelling Synthesis (IMS). Вместо зацикливания формы звуковой волны, IMS создает звук посредством коротких всплесков энергии, которые затем объединяются, формируя определенный звук. Все это позволяет свободно манипулировать высотой тона, временем и тембром в реальном времени для создания комплексных композиций. RayBlaster способен моделировать как уже существующие фильтры, так и совершенно новые, искусственные фильтры. Кроме и<


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.113 с.