Законодательство о правовом статусе населения — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Законодательство о правовом статусе населения

2020-06-04 345
Законодательство о правовом статусе населения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Правовой статус российского подданного в рассматриваемый период, как и прежде, определялся в первую очередь его сословной принадлежностью. Все население делилось на четыре сословия: дворянство, духовенство, крестьянство и городские жители.

Экономически и политически господствующим классом по-прежнему оставались дворяне. Они обладали большей частью земли, эксплуатировали живших на ней крестьян. Им принадлежало монопольное право на владение крепостными. Другим сословиям это в принципе запрещалось. Дворяне составляли основу государственного аппарата, занимая в нем командные должности.

Александр I вернул дворянам все привилегии, отмененные мероприятиями Павла I, восстановил действие Жалованной грамоты дворянству. С развитием капиталистических отношений они получили и новые права: иметь в городах фабрики и заводы, вести торговлю наравне с купечеством. Феодальное государство экономически поддерживало дворян через государственный заемный банк и иные кредитные учреждения. Особенно стремилось оно усилить позиции дворян – крупных землевладельцев, надежной опоры российского абсолютизма. Манифест 6 декабря 1831 г. «О порядке дворянских собраний, выборов и службы по оным»1 [ПСЗ 2-е, т. VI, отд. 2-е, № 4989] установил порядок, по которому избирать на дворянские общественные должности могли только дворяне, имевшие не менее 100 душ крепостных крестьян или 3 тысячи десятин незаселенной земли. Этой же цели – укреплению позиций крупного дворянства служил закон от 16 июля 1845 г., по которому заповедные дворянские имения (майораты) должны были переходить по наследству к старшему сыну, их нельзя было отчуждать посторонним лицам и дробить. С увеличением земельного ценза при выборах усилилась роль крупных землевладельцев в дворянских сословных органах и их влияние на местное управление. Дворянство все больше становилось замкнутым сословием, проникновение в которое представителям из других сословий усложнялось. Духовенство по-прежнему делилось на черное (монашествующее) и белое (приходское). Как и дворянство, оно освобождалось от личных податей и повинностей, военных постоев, телесных наказаний. В первой половине XIX века было позволено вступать в ряды духовенства представителям других сословий. Был разрешен также выход из духовного сословия, причем дети бывших священнослужителей получали звание потомственных почетных граждан.

Феодальнозависимые крестьяне составляли основную массу населения. Они подразделялись на помещичьих, государственных, посессионных и удельных (принадлежавших царской фамилии). В целях развития промышленности указ от 28 декабря 1818 г. разрешил всем крестьянам, в том числе и помещичьим, «учреждать фабрики и заводы»2 [ПСЗ, т. XXXV, № 27600]. Особо тяжелым, как и в прежние годы, оставалось положение помещичьих крестьян. Помещики распоряжались ими как своей собственностью. В томе X Свода законов Российской империи с беспредельным цинизмом крепостные крестьяне причислялись к движимому имуществу.

В развитии правового положения помещичьих крестьян прослеживаются две тенденции: во-первых, феодальное государство стремилось сохранить бесправное положение этой социальной группы населения; во-вторых, под влиянием экономических, социальных, политических факторов оно было вынуждено предпринимать определенные шаги к некоторому изменению правового статуса крепостных крестьян. Под напором развивающихся капиталистических отношений феодальное государство вынуждено было предоставить некоторые права крестьянам. Указ 12 декабря 1801 г., публикуемый в настоящем томе, предоставил купечеству, мещанству и всем крестьянам, кроме помещичьих, право покупать земли, а указ 3 марта 1848 г., также публикуемый в данном разделе, предоставил такое право и помещичьим крестьянам. 20 февраля 1803 г. был принят указ о свободных хлебопашцах, по которому помещик получил право (но не был обязан) отпускать своих крестьян на волю за установленный им же, как правило очень высокий, выкуп. В 1842 году появился указ об обязанных крестьянах: помещики могли предоставлять крестьянам землю в пользование за определенные по договору повинности, сохраняя над ними «право суда и расправы в проступках и маловажных преступлениях».

Массовые антифеодальные выступления крестьян Прибалтики заставили царское правительство несколько ограничить произвол баронов изданием в 1804 году указа, по которому крестьяне считались прикрепленными к земле, а не к помещикам, и было запрещено продавать их без земли. Впоследствии (1816–1819 годы) Александр I вынужден был освободить крестьян Эстляндской, Лифляндской и Курляндской губерний без земли. Свободные, но ограбленные крестьяне попали в экономическую зависимость от своих прежних помещиков и вынуждены были пользоваться их землей за несение повинностей. Помещики сохранили над крестьянами судебную власть.

Некоторые изменения произошли в положении государственных крестьян. С 1816 года часть их была переведена на положение военных поселенцев, общее число которых в 1825 году составило около 400 тысяч человек. Они должны были заниматься сельским хозяйством (сдавая государству половину урожая) и нести военную службу, им запрещалось торговать, отлучаться в город по хозяйственным делам, и вся их жизнь регламентировалась воинским уставом.

Волнения государственных крестьян, значительные недоимки за ними заставили правительство в 1837 году провести реформу управления государственными крестьянами. Было учреждено министерство государственных имуществ, упорядочено оброчное обложение, несколько увеличены земельные наделы государственных крестьян, регламентированы органы крестьянского самоуправления: в волостях – волостной сход и волостное управление, а в селах и деревнях – сельский сход и сельский староста.

В промышленности все более увеличивалось применение наемного труда. В 1840 году заводчикам было разрешено освобождать посессионных крестьян, труд которых был малопроизводителен. Не изменилось по сравнению с предшествующим периодом положение удельных крестьян.

В первой половине XIX века городское население России значительно выросло, усилился процесс его расслоения и обострения классовой борьбы. Развитие буржуазных отношений отражалось на правовом положении городского населения. Феодальное государство, заинтересованное в развитии торговли и промышленности, наделяло богатое купечество особыми правами. В 1832 году для наиболее богатых и влиятельных представителей нарождающейся буржуазии и для некоторых других категорий населения, как уже отмечалось, было учреждено личное и потомственное почетное гражданство3 [ПСЗ 2-е, т. VII, № 5286]. В разряд потомственных почетных граждан входили крупные капиталисты, ученые, художники и дети личных дворян; в личные почетные граждане – низшие чиновники, а также окончившие высшие учебные заведения. Почетные граждане не платили подушной подати, не несли рекрутской повинности, освобождались от телесных наказаний. Купечество стало делиться не на три, а на две гильдии: к первой относились оптовые, ко второй – розничные торговцы. Купцы сохраняли свои привилегии, могли награждаться орденами и чинами и т. д.

Группу цеховых составляли ремесленники, приписанные к цехам. Они делились на мастеров и подмастерьев. Как и в средневековых западноевропейских цехах, переход из разряда подмастерьев в мастера был весьма затруднителен. Для этого необходимо было проработать подмастерьем не менее трех лет, достичь совершеннолетия и выдержать соответствующие испытания на мастерство. Цехи имели свои органы управления.

Большинство городского населения составляли мещане, значительная часть которых работала на фабриках и заводах по найму. Правовое положение их не изменилось по сравнению с концом XVIII века.

Наконец, самую низшую группу городского населения составляли так называемые рабочие люди, к которым законодательство того времени относило «порочных и подозрительных лиц дурного поведения», не принятых в состав мещанских обществ «за пороки их и за неисправный платеж податей и других сборов». Эта фактически бесправная группа городского населения находилась под постоянным и бдительным надзором полиции.

Законодательство того периода о городах, создавая привилегии торгово-промышленной верхушке, содействовало росту промышленности и торговли. Вместе с тем сохранение сословного деления населения служило помехой развитию буржуазных отношений.

 

1801 Г., ДЕКАБРЯ 12

УКАЗ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ КУПЕЧЕСТВУ, МЕЩАНСТВУ И КАЗЕННЫМ ПОСЕЛЯНАМ ПРИОБРЕТАТЬ ПОКУПКОЮ ЗЕМЛИ

 

Введение

Указ появился в результате обсуждения крестьянского вопроса в Негласном комитете. Неумолимый ход развития капиталистических отношений, разложение феодального способа производства привели к тому, что государство вынуждено было ослабить сословные ограничения в землевладении с целью, как сказано в указе, дать новое поощрение земледелию и промышленности.

Текст указа воспроизводится по сборнику «Указы государя императора Александра Первого, самодержца всероссийского, состоявшиеся в 1801 году» (М., Сенат, тип., 1802), где публикуемый указ (№91) озаглавлен «О распространении права приобретения всяких под разными именами земель без крестьян на всех российских подданных». Название не совсем точно отражает содержание закона, так как крепостные крестьяне, по указу, не имели права приобретать земли. Более точное название дано этому указу в Полном собрании законов Российской империи (СПб., 1830, т. XXVI, №20075)–оно и воспроизводится в настоящем издании.

Текст

Указ его императорского величества самодержца всероссийского из Правительствующего сената объявляется всенародно. В именном его императорского величества высочайшем указе, данном Правительствующему сенату минувшего декабря в 12-й день за собственноручным его величества подписанием, изображено: «Желая дать новое поощрение земледелию и промышленности народной соразмерно способам, какие Россия по пространству и положению своему имеет, признали мы нужным право приобретения под разными именами известных земель без крестьян и владение всем тем, что на поверхности и в недрах их находится, распространить на всех российских подданных кроме тех, кои причислены к помещичьим владениям. – И вследствие того предоставляем не только купечеству, мещанству и всем городским правом пользующимся, но и казенным поселянам, к какому бы они ведомству ни принадлежали, равномерно и отпущенным на волю от помещиков приобретать покупкою земли от всех тех, кои имеют по законам право на продажу, и утверждать таковые приобретения за собою совершением купчих каждому от своего имени в учрежденных на то местах законным порядком, собственность их ненарушимо ограждающим. Правительствующий сенат, сходственно сему, не оставит учинить надлежащие распоряжения».

Правительствующий сенат приказали: «О сем всемилостивейшем его императорского величества повелении публиковать всенародно публичными указами. Что сим и исполняется».

Подлинный за подписанием Правительствующего сената печатан при Сенате в Санкт-Петербурге января 31, а в Москве февраля 14 числа 1802 года.

 

КОММЕНТАРИЙ

Прежде всего необходимо отметить, что указ не посягал на основы дворянского землевладения, сохраняя монопольное право дворян на владение населенными землями. Землю, по указу, можно было покупать только без крестьян. Значительно расширялся перечень субъектов права собственности на землю. Наряду с дворянами таковыми могли стать теперь купцы, мещане, государственные крестьяне, крестьяне, отпущенные помещиками на волю, все, кроме помещичьих крепостных. Следует иметь в виду, что речь в указе идет о негородских землях.

24 апреля 1802 г. был издан указ, из которого видно, что комментируемым указом попытались воспользоваться некоторые разбогатевшие крепостные крестьяне: он предписал оформлять сделки покупки земли только на тех, кто имел законное право на это4 [ПСЗ, т. XXVII, № 20244]. На практике зажиточные крепостные крестьяне оформляли покупку земли на имя своих помещиков.

В советской исторической литературе по-разному оценивается реальная значимость указа. Так, А. В. Предтеченский считает, что реальные последствия его были невелики, в частности, в результате низкой покупательной способности крестьян5 [См.: Предтеченский А. В. Очерки общественно-политической истории России в первой четверти XIX века. М.-Л.,1957, с. 166]. К. В. Сивков, напротив, утверждает, что указ имел довольно широкое применение6 [См.: Сивков К. В. Важный этап в переходе от феодального к буржуазному землевладению в России. – Вопросы истории, 1958, № 3, с. 26]. П. Г. Рындзюнский полагает, что указ был необходим и что он «содействовал давно начавшемуся процессу фактической ликвидации монополии дворянства и казны на обладание землею»7 [История СССР, т. IV. М., 1967, с. 38].

О реализации указа имеются лишь отдельные сведения. Так, в 1858 году в 33 губерниях европейской России было 268473 государственных крестьянина-собственника земли, что составляло менее 3% общего числа государственных крестьян. Им принадлежала на правах собственности 1113281 десятина земли8 [См.: Вешняков В. Крестьяне-собственники в России. СПб., 1858, с. 11 – 12]. Есть также данные, что за период с 1802 по 1804 год в 34 губерниях России было куплено у помещиков земли на сумму более 1,2 млн. рублей9 [См.: Сивков К. В. Указ. соч., с. 25]. Основными покупателями земли были купцы (более 56% общей суммы) и государственные крестьяне (вместе с купцами заплатили 95% всей суммы), а также мещане, вольноотпущенные крестьяне, духовные лица (лишь в трех губерниях и на весьма незначительную сумму_ 1330 руб.)10 [См. там же, с. 27].

 

1803 Г., ФЕВРАЛЯ 20

УКАЗ ОБ ОТПУСКЕ ПОМЕЩИКАМИ СВОИХ КРЕСТЬЯН НА ВОЛЮ ПО ЗАКЛЮЧЕНИИ УСЛОВИЙ, НА ОБОЮДНОМ СОГЛАСИИ ОСНОВАННЫХ

 

Введение

Указ, более известный как Указ о свободных хлебопашцах, был вызван к жизни социально-экономическими и политическими причинами: разложением феодального хозяйства, развитием капиталистических отношений и попытками государства найти выход из этого положения, массовыми выступлениями крестьян и стремлением феодального государства, не отменяя крепостного права, решить, хотя бы частично, крестьянский вопрос, сгладить, таким образом, острые классовые противоречия между помещиками и крепостными крестьянами, инициативой либерально настроенных дворян, в частности графа С. П. Румянцева, стремящихся либо к отмене крепостного права, либо к его смягчению.

По уточненным данным, за 59 лет действия указа свободными хлебопашцами стали лишь 111829 душ мужского пола11 [См.: Н. И. Сергеева. Анализ количественных показателей действия Указа о свободных хлебопашцах. – В кн.: Вопросы истории России XIX – начала XX века. Л., 1983, с.61]. Царем было утверждено всего 484 договора помещиков с крестьянами12 [См. там же, с. 62]. Указ не имел широкого применения по двум причинам: во-первых, нашлось мало помещиков, пожелавших отпустить своих крестьян, а реализация указа зависела прежде всего от воли помещиков; во-вторых, так как в основном помещики отпускали крестьян на волю за высокий выкуп, мало находилось желающих и имеющих средства и среди крестьян. Указ со столь ограниченным содержанием не решил и не мог решить крестьянского вопроса в стране.

В последующих нормативных актах законодатель рассматривал свободных хлебопашцев как особую социальную группу населения. Был издан ряд законодательных актов, разъясняющих, дополняющих и уточняющих указ 20 февраля 1803 г.13 [По подсчетам В. И. Крутикова, был издан 21 такой акт. См.: Крутиков В. И. Законодательство о помещичьих крестьянах дореформенного времени (1801 – 1860 годы). – В кн.: Социально-экономические проблемы Российской деревни в феодальную и капиталистическую эпохи. Ростов н/Д, 1980, с. 115]. 10 декабря 1813 г. по распоряжению царя был учрежден специальный комитет для рассмотрения сложных случаев по увольнению крестьян в свободные хлебопашцы14 [ПСЗ, т. XXXV, № 27449]. Указом 28 декабря 1818 г. свободным хлебопашцам, наряду с другими разрядами крестьян, было дано право учреждать фабрики и заводы с платежом пошлин в казну сверх обычных податей и исполнением прочих повинностей15 [ПСЗ, т. XXXV, № 27600]. Ряд актов был вызван крестьянскими волнениями – это указы, запрещавшие помещикам заключать договоры с крестьянами на условии перевода их в свободные хлебопашцы только после смерти помещика16 [ПСЗ, т. XXVIII, №21561; т. XXX, № 24470], и указ о неукоснительном исполнении условий договора наследниками, если они не были реализованы в результате смерти помещика17 [ПСЗ, т. XXVIII, №21933]. Указом 15 июля 1848 г. свободные хлебопашцы впредь должны были именоваться во всех актах государственными крестьянами, водворенными на собственных землях, сохраняя все выгоды и преимущества, предоставленные им указом 20 февраля 1803 г.18 [ПСЗ 2-е, т. ХХШ, № 22444].

Текст указа воспроизводится по сборнику «Указы государя императора Александра Первого, самодержца всероссийского, состоявшиеся в 1803 году» (М, Сенат, тип., 1804).

В ПСЗ (т. XXVII, № 20620) указ опубликован под названием «Об отпуске помещиком крестьян своих на волю по заключении условий, на обоюдном согласии основанных».

 

Текст

Указ его императорского величества самодержца всероссийского из Правительствующего сената.

По именному его императорского величества высочайшему указу, данному Правительствующему сенату минувшего февраля в 20-й день за собственноручным его величества подписанием, в котором изображено:

Действительный тайный советник граф Сергей Румянцев, изъявив желание некоторым из крепостных его крестьян при увольнении их утвердить в собственность продажею или на других добровольных условиях участки из принадлежащих ему земель, испрашивал, чтоб условия таковые, добровольно заключаемые, имели то же законное действие и силу, какое прочим крепостным обязательствам присвоено, и чтоб крестьяне, таким образом уволенные, могли оставаться в состоянии свободных земледельцев, не обязываясь входить в другой род жизни.

Находя, с одной стороны, что по силе существующих законов, как-то: по манифесту 1775 и указу 12 декабря 1801 годов, увольнение крестьян и владение уволенным землею в собственность дозволено, а с другой, что утверждение таковое земель в собственность может во многих случаях представить помещикам разные выгоды и иметь полезное действие на ободрение земледелия и других частей государственного хозяйства, мы считаем справедливым и полезным как ему, графу Румянцеву, так и всем, кто из помещиков последовать примеру его пожелает, распоряжение таковое дозволить; а дабы имело оно законную свою силу, находим нужным постановить следующее:

1) Если кто из помещиков пожелает отпустить благоприобретенных или родовых крестьян своих поодиночке или и целым селением на волю и вместе с тем утвердить им участок земли или целую дачу, то сделав с ними условия, какие по обоюдному согласию признаются лучшими, имеет представить их при прошении своем через губернского дворянского предводителя к министру внутренних дел для рассмотрения и представления нам; и если последует от нас решение желанию его согласное: тогда предъявятся сии условия в Гражданской палате и запишутся у крепостных дел со взносом узаконенных пошлин.

2) Таковые условия, сделанные помещиком с его крестьянами и у крепостных дел записанные, сохраняются как крепостные обязательства свято и нерушимо. По смерти помещика законный его наследник, или наследники, вступает во все обязанности и права, в сих условиях означенные.

3) В случае неустойки той или другой стороны в сих условиях присутственные места по жалобам разбирают и чинят взыскания по общим узаконениям о контрактах и крепостях с таковым при том наблюдением, что если крестьянин или целое селение не исполнит своих обязательств: то возвращается помещику с землею и семейством его во владение по-прежнему.

4) Крестьяне и селения, от помещиков по таковым условиям с землею отпускаемые, если не пожелают войти в другие состояния, могут оставаться на собственных их землях земледельцами и сами по себе составляют особенное состояние свободных хлебопашцев.

5) Дворовые люди и крестьяне, кои доселе отпущаемы были лично на волю с обязательством избрать род жизни, могут в положенный законами срок вступить в сие состояние свободных земледельцев, если приобретут себе земли в собственность. Сие распространяется и на тех из них, кои находятся уже в других состояниях и перейти в земледельческое пожелают, приемля на себя и все обязанности оного.

6) Крестьяне, отпущенные от помещиков на волю и владеющие землею в собственность, несут подушный казенный оклад наравне с помещичьими, отправляют рекрутскую повинность натурою и, исправляя наравне с другими казенными крестьянами земские повинности, оброчных денег не платят.

7) Они ведаются судом и расправою в тех же местах, где и казенные крестьяне; по владениям же разбираются по крепостям, как владельцы недвижимой собственности.

8) Как скоро исполнением условий крестьяне таковые получат землю в собственность, они будут иметь право продавать ее, закладывать и оставлять в наследие, не раздробляя однако ж участков менее 8 десятин, равно имеют они право вновь покупать земли, а потому и переходить из одной губернии в другую, но не иначе как с ведома Казенной палаты для перечисления их подушного оклада и рекрутской повинности.

9) Поелику крестьяне таковые имеют недвижимую собственность, то и могут они входить во всякие обязательства, и указы 1761 и 1765 годов, запрещающие крестьянам без дозволения их начальств вступать в условия, на них не простираются.

10) В случае, ежели бы крестьяне, отпущаемые помещиком на волю с землею, состояли в казенном или частном залоге, они могут с дозволения казенных мест и с согласия частных кредиторов принимать на себя долг, на имении том лежащий, вносить его в условия, а во взыскании сего долгу, на себя ими принимаемого, поступать с ними, как с помещичьими.

На сем основании Правительствующий сенат не оставит учинить все нужные распоряжения.

Контрассигнировал министр внутренних дел граф Виктор Кочубей.

Правительствующий сенат приказали: для сведения и должного в потребном случае по сему высочайшему его императорского величества повелению исполнения предписать указами господам министрам, военным губернаторам, присутственным местам, губернским правлениям, казенным и гражданским палатам; а в Святейший правительствующий синод и в московские Сената департаменты сообщить сведения.

Марта дня 1803 года19 [В документе указание на число отсутствует].

 

КОММЕНТАРИЙ

Преамбула

В ноябре 1802 года20 [См.: Вешняков В. Указ. соч., с. 13] граф С. П. Румянцев подал прошение на имя царя с просьбой позволить помещикам отпускать на волю своих крепостных крестьян с землею на условиях, добровольно выработанных обеими заинтересованными сторонами, т. е. помещиками и крестьянами.

Манифест 17 марта 1775 г.21 [ПСЗ, т. XX, № 14275. Манифест назывался «О высочайше дарованных разным сословиям милостях по случаю заключения мира с Портою Оттоманскою»] в ст. 46 даровал всем отпущенным помещиками на волю право «не записываться» за другим помещиком, самим определять род службы, поступать в сословия мещан или купечества.

Указ 12 декабря 1801 г. предоставил право купцам, мещанам, государственным крестьянам, крестьянам, отпущенным помещиками на волю, покупать в собственность земли.

Статья 1

Статья содержит очень важное положение о праве помещиков отпускать своих крестьян на волю с землей. Законодатель не регламентирует условия договора, предоставив самим сторонам их выработать. Большинство крепостных крестьян было отпущено на волю за высокую плату, вносимую единовременно или с рассрочкой на ряд лет. Иногда в качестве условия освобождения крестьяне обязывались доставлять помещикам различные хозяйственные припасы, вносить определенную сумму на благотворительные цели, платить помещику денежный оброк, исполнять барщину и т. д.22 [См.: Семевский В. И. Крестьянский вопрос в России в XVIII и в первой половине XIX века, т. П. СПб., 1888, с. 214–216]. Встречались случаи освобождения крестьян по этому указу без всякой оплаты, но их было сравнительно немного. Так, за период с 1804 по 1825 год из 160 заключенных договоров лишь 17 предусматривали наделение отпущенных на волю крестьян землей без всякой платы23 [См.: Семевский В. И. Указ. соч., т. I, с. 265–267]. Именно так освободил 199 душ мужского пола и инициатор указа граф С. П. Румянцев с условием лишь не продавать землю в течение 5 лет.

Оформление договоров, по указу, было поставлено под контроль губернского предводителя дворянства и министра внутренних дел. Утверждалось такое соглашение самим царем с последующим оформлением сделки в гражданской палате суда, в отделе крепостных дел. Порядок составления помещиками договоров с освобождаемыми крестьянами и дальнейшее прохождение этих соглашений подробно регламентировалось утвержденными царем 21 февраля 1803 г. специальными правилами24 [ПСЗ, т. XXVII, № 20625]. Указом от 28 октября 1808 г. взимание пошлин при оформлении договоров, заключаемых в соответствии с комментируемым указом, было отменено25 [ПСЗ, т. XXX, № 23317].

Статья 2

Важная статья, закрепляющая незыблемость условий, на которых освобождались крестьяне, и обязательность этих условий для наследников помещика. Переход права собственности на недвижимое имущество, в том числе и на землю, совершался крепостным порядком, т. е. в наиболее ответственной форме.

Статья 3

Статья содержит устрашающую санкцию за неисполнение договора со стороны крестьян. Они возвращались помещику с землей и семейством в прежнее крепостное состояние. Эта санкция применялась за время действия указа всего четыре раза26 [См.: Семевский В. И. Указ. соч., т. II, с. 217–218]. Тем не менее в связи с последним случаем 4 августа 1853 г. было издано утвержденное царем положение Комитета министров о том, чтобы в дальнейшем при составлении договоров между помещиками и крестьянами обязательно представлялось заключение местного управления государственных имуществ о возможности исполнения крестьянами принятых на себя обязательств27 [ПСЗ 2-е, т. XXVIII, №27491]. Значительно ужесточился порядок оформления договоров. Требовалось одобрение проекта договора, составленного помещиком и крестьянами, губернским предводителем дворянства и управляющим палатой государственных имуществ.

Статья 4

Статья закрепляет создание особой сословной группы населения– свободных хлебопашцев. Впоследствии (до 15 июля 1848 г.) в актах, относящихся к данной группе крестьян, законодатель так их и именовал. Статья предоставляет свободным хлебопашцам право перейти в другие сословия. В 1823 году появилось разъяснение, по которому свободные хлебопашцы, выполнившие обязательства в отношении своих бывших помещиков, могли переходить «в градское звание и другое податное состояние»28 [ПСЗ 2-е, т. XXVIII, №29715].

Статья 5

Статья дала возможность отпущенным помещиками на волю дворовым людям и крестьянам, при условии приобретения ими в собственность земли, вступать в свободные хлебопашцы. В связи с возникавшими на местах затруднениями и отказами были изданы указы от 8 ноября 1809 г.29 [ПСЗ, т. XXX, № 23964] и от 30 июня 1815 г.30 [ПСЗ, т. XXXIII, № 25895], вновь подтвердившие право дворовых людей и крестьян, которые получили от помещиков личную свободу и приобрели земли, вступать в состав свободных хлебопашцев «без всяких затруднений». Статья также содержит положение, дающее право и представителям других сословий переходить в свободные хлебопашцы, например мещанам, приобретшим в собственность землю.

Статья 6

Статья регулирует подати и повинности свободных хлебопашцев, которые идентичны обязанностям казенных крестьян. В отличие от последних, свободные хлебопашцы не платят оброчных денег в казну, поскольку являются собственниками земли.

Статья 7

Статья устанавливает положение, по которому свободные хлебопашцы подлежат юрисдикции тех же судебных мест, что и государственные крестьяне. Суд над государственными крестьянами в уезде по уголовным и гражданским делам осуществляла нижняя расправа во главе с назначаемым властями чиновником. Палаты уголовного и гражданского суда в губерниях являлись судами второй инстанции по делам всех сословий. Палата гражданского суда, кроме того, выполняла и нотариальные функции, в частности по оформлению документов – крепостей, удостоверяющих право собственности на недвижимое имущество, в том числе и на землю.

Статья 8

Статья раскрывает полномочия свободных хлебопашцев как собственников земли. Они могли продавать ее, закладывать, передавать по наследству, но при одном условии: не дробить землю на участки менее 8 десятин. Здесь проявляется государственный интерес. Государство было заинтересовано в прочном крестьянском хозяйстве с экономических, политических и фискальных позиций. Свободные хлебопашцы могли с ведома Казенной палаты (губернского органа министерства финансов) покупать земли и переходить из одной губернии в другую. Тут также обнаруживается государственный интерес: контроль государства за свободными хлебопашцами в выполнении ими важнейших государственных повинностей – рекрутской и уплаты подушной подати.

Статья 9

Являясь собственниками недвижимого и другого имущества, свободные хлебопашцы могли вступать в любые обязательственные отношения, и указы 1761 и 1765 годов на них не распространялись. Законодатель здесь имеет в виду указы от 14 февраля 1761 г.31 [ПСЗ, т. XV, № 11204 – О недозволении крестьянам обязываться векселями и вступать в поручительство] и от 25 октября 1765 г.32 [ПСЗ, т. XVII, № 12498 – О недержании купцами государственных крестьян в работах за долги]. Первый указ запрещал всем разрядам крестьян обязываться векселями и вступать в поручительство. Заключенные ранее подобные соглашения объявлялись не имеющими юридической силы, и предписывалось «в действо их не производить». Крестьяне могли брать в долг деньги и товары с разрешения своих помещиков, дворцовых управителей, монастырских и местных властей, оформляя эти сделки заемными письмами. Второй указ был издан в связи с нарушениями первого указа, имевшими место в Казанской губернии, и почти полностью повторил его содержание.

Статья 10

Крестьяне заложенных имений, перешедшие в свободные хлебопашцы, могут нести ответственность за долги по заложенному имению, если они согласились на это в договоре. В таком случае их ответственность идентична ответственности помещичьих крестьян, т. е. она распространяется как на имущество, так и на личность.

 

1842 Г., АПРЕЛЯ 2

УКАЗ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ПОМЕЩИКАМ ЗАКЛЮЧАТЬ С КРЕСТЬЯНАМИ ДОГОВОРЫ НА ОТДАЧУ ИМ УЧАСТКОВ ЗЕМЛИ В ПОЛЬЗОВАНИЕ ЗА УСЛОВЛЕННЫЕ ПОВИННОСТИ, С ПРИНЯТИЕМ КРЕСТЬЯНАМИ, ЗАКЛЮЧИВШИМИ ДОГОВОР, НАЗВАНИЯ ОБЯЗАННЫХ КРЕСТЬЯН

 

Введение

Рост антифеодальных выступлений крестьянства заставлял правительство принимать определенные меры. Созданный в 1839 году специальный секретный комитет по крестьянским делам разработал законопроект, который и был принят 2 апреля 1842 г. В литературе он обычно именуется Указом об обязанных крестьянах. Указ, естественно, не затрагивал основ крепостного права. Практическая роль его была незначительной. Из более чем 10,7 млн. крепостных крестьян мужского пола на положение обязанных было переведено лишь 27173 крестьянина, проживавших в имениях шести помещиков33 [См.: Сергеева Н. И. Обязанные крестьяне и реформа 19 февраля 1861 г. – В кн.: Проблемы общественной мысли и экономическая политика России XIX –XX веков. Л., 1972, с. 82], и утверждено царем всего шесть таких договоров (в 1843, 1848, два в 1850, в 1857 и в 1858 годах)34 [См. там же].

Текст указа воспроизводится по Полному собранию законов Российской империи, собрание второе, т. XVII, отделение первое, № 15462. СПб., 1843, с. 261–262.

 

Текст

Именной, данный Сенату, распубликованный 4 апреля. – О предоставлении помещикам заключать с крестьянами договоры на отдачу им участков земли в пользование за условленные повинности, с принятием крестьянами, заключившими договор, названия обязанных крестьян.

В статьях 440-й и 457-й Свода законов о состояниях (т. 9) установлены правила, на основании коих помещикам дозволено обращать крестьян своих в свободные хлебопашцы, с уступкою им в собственность помещичьих земель за определенное, по взаимному условию, вознаграждение. Желая, в общих видах государственной пользы, чтобы при заключении таковых условий, принадлежащие помещикам земли, как вотчинная собственность дворянства, охранены были от отчуждения из владения дворянских родов, мы признали за благо, в пояснение Свода законов о состояниях (т. 9) ст. 442-й пункта 3-го, предоставить тем из помещиков, которые сами сего пожелают, заключать с крестьянами своими, по взаимному соглашению, договоры на таком основании, чтобы, не стесняясь постановлениями о свободных хлебопашцах, помещики сохраняли принадлежащее им полное право вотчинной собственности на землю, со всеми ее угодьями и богатствами, как на поверхности, так и в недрах ее, а крестьяне получали от них участки земли в пользование за условленные повинности. При составлении таковых договоров помещики могут постановлять с крестьянами дальнейшие условия, по взаимному с ними соглашению, на следующих, рассмотренных в Государственном совете и нами утвержденных главных правилах:

1) Повинности крестьян, в пользу помещиков, могут быть определены в договорах денежным оброком, произведениями, обрабатыванием помещичьей земли или другою работою.

2) В случае неисполнения крестьянами приемлемых ими на себя по договору обязанностей, они понуждаются к тому земскою полицею, под руководством уездных предводителей дворянства и под высшим наблюдением губернского правления.

3) Крестьяне, по надлежащем утверждении заключенных между ими и помещиками договоров, принимают название обязанных крестьян.

4) Рекрутская повинность в селениях обязанных крестьян отправляется по очередному порядку в Рекрутском уставе постановленному.

5) Запасы народного продовольствия и пособия в пожарных случаях учреждаются на счет собственных средств обязанных крестьян, под наблюдением помещиков; если же помещики обязанности сей на себя принять не пожелают, то под наблюдением и при содействии правительства, в той мере, как предписано в Свод. уст. о народ. прод. (т. 13) и в приложении к ст. 22 Прод. учреж. губерн. (т. 2).

6) Помещики учреждают в селениях обязанных крестьян вотчинное управление и имеют высшее наблюдение за сельскою в них полицею и за исполнением законов о сельском благоустройстве; им принадлежит также право суда и расправы в проступках и маловажных преступлениях обязанных крестьян и первоначальный разбор взаимных между ими тяжб и споров.

7) На заключение договоров с крестьянами имений, заложенных в кредитных установлениях, помещики, если пожелают оставить те имения в залог, должны иметь согласие сих установлений. Имения, населенные обязанными крестьянами, могут быть также и вновь закладываемы в кредитных установлениях, по соразмерности с постоянными доходами, определяемыми по пространству и качеству земли и по способам обработки оной, на основании особых о том правил, которые имеют быть изданы впоследствии.

8) Помещики и обязанные крестьяне сохраняют заключенные между собой договоры навсегда ненарушимо, имея, однако, право особыми частными условиями делать изменения в наделе землею и повинностях на определенные сроки, с обоюдного согласия, а если имение состоит в залоге, то и с согласия подлежащих кредитных установлений; во всех же случаях не иначе, как с предварительного утверждения правительства.

9) Заключаемые на сем основании, по собственному желанию помещиков, договоры составляются на простой гербовой бумаге 4 раз


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.101 с.