Влияние соматического состояния здоровья легко умственно отсталых детей-сирот на школьную адаптацию — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Влияние соматического состояния здоровья легко умственно отсталых детей-сирот на школьную адаптацию

2020-06-02 136
Влияние соматического состояния здоровья легко умственно отсталых детей-сирот на школьную адаптацию 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Здоровье, по определению Всемирной организации здравоохранения, - это состояние полного физического, душевного, и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Здоровье человека - это процесс сохранения и развития его психических и физических качеств, оптимальной работоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни.

Часть легко умственно отсталых детей-сирот более или менее благополучно приспосабливаются к учебе, труду и другим условиям жизни. Часть детей, особенно с отягощенной соматической патологией или часто болеющие дети, испытывают значительные трудности в усвоении школьной программы, при взаимодействии с другими детьми и со взрослыми. В условиях детского дома у детей отмечается эмоциональная неустойчивость; противоречивость; повышенная возбудимость аффектов; сильная острота симпатий и антипатий к людям; импульсивность поступков; гнев; пугливость и чрезмерные страхи; пессимизм и беспричинная веселость; равнодушие и безучастность.

 В трудной ситуации поведение ребенка непредсказуемо. Развитие эмоционального неблагополучия может возникать в разных случаях - переживание неуспеха, ситуация жесткой регламентации, состояние утомления или болезни, что может привести к раздражительности, обиде, возникновению конфликтных ситуаций, аффектов, страхов, тревожности. Основным путем оказания помощи дезадаптированным детям-сиротам с трудностями в обучении, общении, поведении, здоровья должен быть путь социальной интеграции их в нормально развивающую среду сверстников.

Как правило, соматически больной ребенок может быть отнесен к числу детей со здоровой психикой. Однако состояние психического здоровья, как впрочем, и соматического, представляется неким континуумом между абсолютным благополучием и выраженными отклонениями.

Отношение ребенка к здоровью является частью его самопознания т.е. частью его образа «Я». Образ «Я» формируется под влиянием опыта и носит констатирующий характер. Происходит фиксация имеющихся качеств и возможностей. Примерно к 7 годам образ «Я» становится адекватным, однако в это время содержательное представление о себе самом однозначно – либо позитивно, либо негативно. Содержательный образ «Я» («Я»-концепция) сводится к знанию о наличие у себя силы, ловкости, координации движений, представлению о своем внешнем облике и массе тела. Оценочный образ «Я» (самооценка) отражает результаты сравнения этих качеств с такими же качествами у других детей. Оценивая внутреннюю картину здоровья, следует принять во внимание, что она может быть не полной или искаженной не только в связи со слишком юным возрастом ребенка, но также и потому, что его личность при определенных условиях не способна или не желает дать реальное отображение физического состояния. Такая ситуация возникает при искаженном самосознании, что может быть связано со своеобразной структурой личности и взаимодействием познавательных и эмоциональных процессов.

Жизненный путь ребенка относительно невелик, ему труднее, чем взрослому, сопоставить то, что его тревожит с ранее пережитым, обобщить имеющие сведения и использовать их для понимания случившегося. Для ребенка наиболее эмоционально значимы сведения, получаемые от родителей. Влияние других взрослых в первую очередь зависит от их положения по отношению к детям. Если ребенок глубоко привязан, например, к воспитателю детского дома, то взгляд взрослого на болезнь будет принят ребенком без особенной критической переработки. Преобладающее эмоциональное отношение, вытекающее из особенностей личности ребенка, может оказаться решающим при формировании ВКБ.

Дети с легкой умственной отсталостью, имеющие соматические заболевания, или часто болеющие дети формируют свою ВКБ. Она может быть не полной или искаженной не только в связи со слишком юным возрастом ребенка, но также и потому, что его личность при определенных условиях не способна дать реальное отображение физического состояния. Такая ситуация возникает при искаженном самосознании, что может быть связано со своеобразной структурой личности и взаимодействием познавательных и эмоциональных процессов. Однако у умственно отсталых детей может наблюдаться весь диапазон психических расстройств, частота которых, по меньшей мере в 3-4 раза выше, чем в общей популяции. Адаптивное поведение нарушено всегда, но в защищенных социальных условиях, где обеспечена поддержка, это нарушение у больных с легкой степенью умственной отсталости может совсем не иметь явного характера.

В. Ковалев, Е.И. Кириченко, Б.А. Леденев, Г.С. Маринчева основными критериями умственной отсталости считают:

1. Тотальность психического недоразвития с преобладанием слабости абстрактного мышления при меньшей выраженности нарушений предпосылок интеллекта и относительно менее грубым недоразвитием эмоциональной сферы.

2. Непроградиентность интеллектуальной недостаточности, являющейся следствием нарушения онтогенетического развития, а также непроградиентность вызвавшего недоразвитие патологического явления.

Психическое недоразвитие может быть обусловлено преобладающим поражением более древних глубинных образований, которые препятствуют накоплению жизненного опыта и обучению.

Один из важнейших факторов развития личности – адекватное формирование самооценки. Самооценка у умственно отсталых лиц формируется под влиянием оценки со стороны окружающих, собственной деятельности и собственной оценки ее результатов. Нахождение умственно отсталого ребенка в общеобразовательной школе приводит к формированию у него отрицательной самооценки. Несмотря на то, что они усваивают нормы поведения, их ролевые функции в обществе ограничены. Они охватывают лишь ограниченное число общественных функций, плохо ориентируются в новой обстановке, а это затрудняет их адаптацию и делает неуверенными.

Легко умственные отсталые дети, обладающие удовлетворительным вниманием и памятью, способны к обучению по программе коррекционной школы. Они осваивают профессиональные навыки низкой квалификации и при определенных условиях самостоятельно трудятся на обычном производстве.

Сиротство как фактор разрушает эмоциональные связи ребенка с окружающей его социальной средой, с миром взрослых и сверстников, развивающихся в более благоприятных условиях, и вызывает глубокие вторичные нарушения физического, психического и социального развития.

Причины расстройств физического и психического здоровья  у детей- сирот многообразны.

1. Основная часть детей, содержащихся в интернатных учреждениях, имеет негативную наследственность. В частности негативную наследственность алкоголизмом, а в последние годы и наркоманией; происходит постоянное увеличение количества сирот, страдающих врожденной психической и неврологической патологией. Именно «отказные» дети чаще имеют врожденные физические и психические аномалии. Кроме того, дети, помещенные в детские дома, перегружены психопатологической наследственностью, в первую очередь это умственная отсталость и шизофрения.

2. Вредным является уже вынашивание нежеланного ребенка потенциальными «отказницами», бросающими новорожденных в родильных домах. Важный патогенный фактор – связанные с психическими отклонениями нарушения поведения таких беременных: гиперактивность, неудачные попытки прервать беременность, злоупотребление курением, алкоголем, наркотиками и пр. Большинство из них оказываются неготовыми к родам, о чем свидетельствует высокий уровень недонашиваемости, а также патологии родовой деятельности. Недоношенность, малая масса и сопутствующие им церебральные повреждения, часто приводят к нервно-психической патологии у детей (в 47-60% случаев).

3.  Третий патогенный фактор, который проявляется у более старших детей-сирот – комплекс социально-экономических, педагогических и псхологических трудностей в бывших родительских семьях. Для «социального» сиротства типичны безнадзорность и гипоопека. В таких семьях актуальна проблема жестокого обращения с детьми (физическое, сексуальное, эмоциональное насилие). Дети лишены родительской любви, недоедают, подвергаются истязаниям, не посещают организованные детские коллективы, что приводит к уходу из дома, отсюда признаки сенсорной и социальной депривации, отставание в психическом развитии, нарушения познавательной деятельности, расторможенность, эмоциональная неустойчивость, склонность ко лжи, патологическому фантазированию с выраженными невротическими реакциями.

4. Насильственный отрыв ребенка от родительской семьи и помещение в интернатное учреждение. Это способствует развитию депривационных психических расстройств. Чем раньше ребенок отрывается от родительской семьи, чем дольше и в большей изоляции он находится в учреждении, тем более выражены деформации по всем направлениям психического развития. Основным приобретенным дефектом оказывается задержка и искажение интеллектуального и личностного развития. 

Ясно, что условия проживания в детском доме подменяют собственную деятельность детей строго регламентированными занятиями, что неизбежно приводит к депривации развития. Активное осмысление собственной деятельности, ее предметных и личностных оснований – предпосылка способности к саморегуляции и свободному самоопределению, которое, в свою очередь, является условием полноценного развития личности.

Развитие детей существенно отличается своеобразием психических функций, личностной, поведенческой, познавательной, эмоционально-мотивационной сфер, коммуникативных навыков и умений Для них характерна повышенная ситуативность, которая проявляется в разных сферах деятельности: в познавательной - неспособность решения задач, требующих внутренних операций, без опоры на практические действия; в поведенческой- импульсивность, невозможность управлять своими действиями; в самосознании – ситуативность желаний, отсутствие временного плана собственных действий. Повышенная ситуативность может стать серьезным личностным дефектом, который способен затормозить интеллектуальное, волевое, эмоциональное и нравственное развитие.

У них плохо развиты навыки общения со сверстниками, не умеют наладить равноправные отношения с незнакомым ребенком, не могут адекватно оценить свои качества, необходимые для дружеского общения. Ярко выраженное стремление к общению со взрослыми и одновременная повышенная зависимость от взрослых приводит к агрессии младших воспитанников. К 10-11 годам у подростков устанавливается отношение к взрослым и сверстникам, основанное на их практической полезности для ребенка, формируется поверхностность чувств, моральное иждивенчество (привычка жить по указке), осознание своей ущербности и многое другое. Все эти нарушения приводят к тому, что воспитанники закрытых детских учреждений оказываются значительно менее подготовленными к большинству жизненных ситуаций. 

Нарушение поведения является одним из проявлений школьной дезадаптации детей-сирот с легкой умственной отсталостью. Это может проявляться в несоблюдении соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения. Типичными являются ситуационно обусловленные детские и подростковые поведенческие реакции, такие как: демонстрация, агрессия, вызов, самовольное и систематическое отклонение от учебы.

Среди причин школьной дезадаптации выделяют:

1. медицинские

§ патологические отклонения в развитии;

§ проблемы здоровья;

социальные

§ материнская и семейная депривация;

§ неприятие детей сирот среди сверстников;

 

2. психологические

· психическая депривация (общее психическое недоразвитие);

· эмоциональная депривация;

· коммуникативная депривация;

педагогические

· социально педагогическая запущенность;

· девиантное поведение.

Медицинские проблемы обусловлены патологическими отклонениями в состоянии здоровья детей-сирот. Наиболее частая причина патологии у умственно отсталых детей-сирот – поражение головного мозга вследствие внутриутробной интоксикации, перенесенные родовые травмы, нейроинфекция раннего возраста. Почти у всех детей отмечаются признаки невротизации, у многих – выраженный невроз, обусловленный психическими травмами. Учитывая тот факт, что дети находятся постоянно в детском доме в условиях большого детского коллектива, заболеваемость вирусными инфекциями и простудными заболеваниями будет выше, чем в семье. Будет выше и показатель пораженности детей паразитарными заболеваниями. Умственно отсталые дети-сироты имеют как правило сочетанную соматическую патологию (сердечно-сосудистой системы, дыхательной, мочевыделительной, патологию ЖКТ, органов зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата). Примерно 4% детей имеют задержку физического развития. Около 9% детей наблюдаются в противотуберкулезном диспансере с виражами туберкулиновых проб, что является следствием плохих санитарно-бытовых условий до попадания детей в детский дом. Часть воспитанников будет относиться к категории часто и длительно болеющих детей.

При анализе результатов диагностического исследования, представляется целесообразным рассмотреть последовательно социальные и биологические факторы, влияющие на успешность процесса школьной адаптации умственно отсталых детей-сирот с отягощенной соматической патологией и соматически благополучных.

Рассмотрим подробнее социальные факторы. Соотношение среднегрупповых показателей выраженности социальных факторов у детей с отягощенной соматической патологией и соматически благополучных представлено на рис 1. 

 Рис.1 Соотношение среднегрупповых показателей выраженности социальных факторов у детей с нормальным и отягощенным соматическим статусом

А – посещение школы; Б – работоспособность; В – самостоятельность; Г – средний балл; Д – прилежание; Е – поведение, Ж – социабельность, З – нейротизм, И – экстравертированность; К - уровень астении; Л – СО* «Я друг»; М – ВК** «Я друг»; Н– СО «Я школьник»; О –ВК «Я школьник»;

СО – суммарное отклонение от аутогенной нормы, отражает уровень непродуктивной нервно-психической напряженности;

ВК – вегетативный коэффициент отражает установку на активную деятельность.

 Из рис.1 видно, что в экспериментальной и контрольной группах выявлены как общие, так и специфические социальные факторы, влияющие на школьную адаптивность умственно-отсталых детей- сирот.

Общими для обеих групп являются уровень оценки поведения, прилежания, социабельностьи, экстровертированности и вегетативный коэффициент в системе отношений «Я-школьник». То есть от уровня соматического здоровья мало зависят поведенческие проявления, усердие, темперамент и социальная позиция, так же как и на установку проявлять активность в социально значимых школьных ситуациях.

Рис. 2. Социальные факторы, не имеющие значимых различий умственно отсталых детей-сирот с нормальным и отягощенным соматическим статусом

Е – поведение, Ж – социабельность, И – экстравертированность; О –ВК «Я школьник».

Специфическими для экспериментальной группы можно назвать следующие параметры: более высокий уровень нейротизма, астении, уровень непродуктивной нервно-психической напряженности в системе отношения «я – друг» и «я – школьник», установку проявлять активность в социально значимых межличностных ситуациях.

То есть, несмотря на более неблагополучный уровень психосоматических показателей, умственно отсталые дети-сироты готовы проявлять активность в установлении и поддержании контактов со сверстниками как в контексте учебной деятельности, так и вне ее. Высокая истощаемость не позволяет им долго сохранять высокий уровень работоспособности.

Рис. 3. Соотношение показателей социальных факторов, по которым выявлены статистически значимые различия

Выявлены статистически значимые различия представлены на рис. 3. Особый интерес может вызывать сравнительный анализ соотношения структурных компонентов астении в экспериментальной и контрольной группах. 

Рис. 4. Соотношения структурных компонентов астении умственно отсталых детей-сирот с нормальным и отягощенным соматическим статусом

 I - физической астении; II – шкала психической астении; III – шкала изменения памяти; IV – шкала нарушения внимания; V – эмоциональная лабильность;VI – раздражительная слабость

Из рис.4. видно, что практически все шкалы имеют более высокое значение в экспериментальной группе. То есть астенические симптомы в детей с более низким соматическим статусом выражены значимо выше.

То есть астения в большей степени у умственно отсталых сирот проявляется в ослаблении памяти и внимания, а также общей психической активности. Этот вывод позволяет наметить «коррекционную мишень». Можно строить образовательный процесс таким образом, чтобы нагрузки были дозированы небольшими объемами, с регулярными перерывами и не опирались на большой объем информации, сложный для восприятия.  

Представляется важным не только сопоставить средние по группам значения результатов диагностического исследования, но и оценить распределение индивидуальных значений по уровням успешности. То есть выяснить, насколько средние по группам значения, во-первых, отражают групповую тенденцию и, во-вторых, на сколько отражаются индивидуальные показатели в усредненной групповой характеристике.

То есть, можно говорить, что обобщенное влияние социальных факторов (желание посещать школу, работоспособность, самостоятельность, социабельность, эмоциональное отношение к школе и школьным товарищам и др.) является общим для детей с отягощенной соматической патологией и соматически благополучных детей-сирот с умственной отсталостью.

При сравнение биологических факторов, влияющих на школьную адаптацию (перинатальная патология, перинатальная энцефалопатия, частота заболеваний, наличие хронической соматической патологии и пороков развития, функциональные расстройства и речевая патология), выявленная картина практически противоположна: средние по группам значения обобщенного коэффициента в экспериментальной и контрольной группах значимо (при Р<0,05) различается, а распределение по уровням абсолютно совпадает. Эти соотношение представлены на рис. 5 и 6 соответственно.

Рис. 5. Соотношение обобщенных биологических факторов для умственно отсталых детей-сирот с нормальным и отягощенным соматическим статусом

Рис. 6. Соотношение распределения по уровням показателей биологических факторов для умственно отсталых детей-сирот с нормальным и отягощенным соматическим статусом

Из диаграмм 5 и 6 видно, что биологические факторы, влияющие на успешность школьной адаптации, значительно выше в экспериментальной группе, чем в контрольной, причем индивидуальные качества отдельных испытуемых не имеют особого влияния. Для детей с отягощенным соматическим здоровьем для успешности школьной адаптации наиболее значимы ее социальные составляющие, т.е. система отношений «Я-школьник», эмоциональное отношение к школе и к школьным товарищам. Для этой группы испытуемых значимым оказался и фактор частоты посещения школы. С учетом того, что дети экспериментальной группы довольно часто пропускают школьные занятия по причине болезни, не учитывать этот факт нельзя. В целом их адаптация мало зависит и от частоты посещения школьных занятий и от социального статуса ребенка, но в большей степени определяется в целом отношением к школе.

Для детей с отягощенным соматическим здоровьем прежде всего важно насколько сформирована его социальная позиция школьника, как удается выстроить взаимоотношения со школьными товарищами, их оценка и сам факт возможности посещения занятий. Эти результаты могут иметь практическое значение, так как могут выступать в качестве коррекционной «мишени», воздействуя на которую можно повысить адаптационный потенциал данной категории умственно отсталых детей-сирот.  

К общими факторам, влияющим на успешность школьной адаптации можно отнести следующие закономерности, выявленные в области социальных факторов:

· уровень оценки поведения, прилежания, социабельность, экстровертированности и вегетативный коэффициент в системе отношений «Я-школьник» оказался сопоставимым;

· поведенческие проявления, усердие, темперамент и социальная позиция, так же, как и на установку проявлять активность в социально значимых школьных ситуациях;

· наличие биологических факторов риска в период беременности и раннего детства (патология беременности, наличие заболеваний у матери, патология в периоде новорожденности); перинатальная энцефалопатия, наличие пороков развития, ранняя материнская депривация и нарушение речи;

· обобщенное влияние социальных факторов (желание посещения школы, работоспособность, самостоятельность, социабельность, эмоциональное отношение к школе и школьным товарищам и др.).

Заключение.

Для легко умственно отсталых детей-сирот с отягощенной соматической патологией процесс приспособления к условиям учебного заведения протекает более сложно и сопровождается более низким уровнем академической успеваемости за счет более выраженных проблем в социальной сфере. Полученные результаты позволяют уточнить формы и виды коррекционно-развивающей работы, направленной на сокращение периода адаптации детей к школе, делают этот процесс менее трудоемким и более комфортным для легко умственно.

 

Т.В. Рогозина


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.