Экспериментальная психология личности — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Экспериментальная психология личности

2020-06-02 91
Экспериментальная психология личности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Лекция 20

Экспериментальная психология личности

I. Проблемы экспериментального изучения личности

В области психологии личности существует много солидных теорий. Однако в практической жизни эти теории пока играют небольшую роль. Причины следующие:

1. Психика человека – исключительно сложный объект для изучения;

Изучение личности только выходит из клинико-психологической фазы.

Эта фаза возникла в результате стремления лечить отклоняющиеся формы поведения (Фрейд, Юнг, Адлер и т.д.). Были созданы научные, но не имевшие экспериментальной основы, теории личности. Недостатки – вместо измерения – наблюдение; вместо сбора данных – отбор показательных случаев; вместо статистической обработки – интерпретация.

 В настоящее время в психологии личности происходит становление экспериментальной фазы. Образовалось два течения:
1. Двумерное – выделение независимой и зависимой переменных. Формируют две группы, отличающиеся по одной характеристике личности, и ставят их в одинаковые условия. Однако это трудно сделать даже в лабораторном эксперименте.

2. Многомерный подход – изучают все признаки. Анализируют связи между ними, пытаясь выявить скрытые черты личности. Трудности – используется факторный анализ. Выявленные факторы нужно интерпретировать – часто этот процесс основан лишь на интуиции.

II. Методы экспериментального изучения личности

В экспериментальной психологии личности применяют следующие методы:

Наблюдение. Повседневное поведение в реальных ситуациях и есть выражение личности. Однако, наблюдения обычно разрозненны.

Изучение биографий и автобиографий. Охватывают самые важные моменты жизни человека, но субъективны.

3. Применение вопросников. Ответы дают как испытуемые, так и родители, преподаватели, друзья. Однако возможно сознательное и бессознательное искажение результатов за счёт склонности давать социально-желательные ответы.

4. Применение тестов (стандартизированных вопросников). Включают в себя:

A. «аналитические» тесты. Уточняют один аспект личности: экстраверсия, чувство юмора и т.д.

B. «глобальные», «проективные» тесты (Роршаха, «Дом-дерево-человек» и т.д.). Считается, что результаты трудно исказить испытуемому, однако и интерпретация ответов основывается на некоторой концепции, которую еще нужно подтвердить.

Создание экспериментальных ситуаций. Метод более объективный, но сложный. В лаборатории трудно создать ситуации, вызывающие фрустрацию, разочарование, чувство опасности.

Полученные всеми методами данные составляют три группы:
L-данные – биографии, автобиографии.
Q-данные – вопросники.
OТ-данные – данные экспериментов; проективных тестов; регистрация реального поведения, автоматизированных реакций (почерк, физиологические изменения при психических реакциях)

 

III. Типологический и факторный подход к изучению личности

В психологии существует два основных направления в исследовании личности:

1. Типологический подход – предполагается, что есть типы личности, являющиеся целостными образованиями, не сводимые к комбинации отдельных личностных факторов (К. Юнг, Э. Кречмер). Основное понятие: тип – группа похожих испытуемых.

2. Факторный подход. Основан на выделении черт (факторов) личности. Предполагается существование конечного набора базисных качеств, личностные различия определяются степенью их выраженности. (Гордон Олпорт, Раймонд Кэттел, Ганс Айзенк). Основное понятие: черта – предрасположенность вести себя сходным образом в широком диапазоне ситуаций. Число черт определяет размерность личностного пространства.

Оба подхода имеют право на существование. Однако понятие «тип» предполагает существование корреляций между отдельными чертами личности. В то же время, корреляции между ними невелики или вовсе отсутствуют. Тем не менее, используются вопросники и 16 PF (факторы), и MMPI (типы).

IV. Структурно-иерархическая модель личности Реймонда Кеттела

Подход с точки зрения черт личности позволил дать следующее определение: личность – прижизненно сформировавшаяся совокупность психических черт, которые определяют своеобразное для данного человека мышления и поведение.

Черты сперва определяли идиографически (проект Г. Олпорта «письма Дженни»). Затем факторный анализ позволил измерить черты личности, построить её упорядоченную структуру. Основная посылка – в наборе переменных выявляют те, которые меняются совместно. Если признаки коррелируют – они отражают существование глубинного фактора.

 

Процесс сжатия информации можно представить схематически:

4500 наименований черт


171 группа синонимов


46 поверхностных черт (метод корреляционных плеяд)


20 факторов первого порядка (факторный анализ)


глубинные факторы

Таким образом с помощью факторного анализа Кэттел выделил т.н. основные черты или факторы личности. Для опросника 16 PF оставил из 20 –16, самые важные. Дальнейший анализ определил глубинные факторы (экстра-интроверсия, тревожность-приспособляемость, независимость-покорность и т.д.)

V. Структурно-иерархическая модель личности Ганса Айзенка
По мнению Г. Айзенка, элементы личности (черты) расположены иерархически. Личность состоит не только из элементов, но и из отношений между ними.

ОТ ориентированы на измерение поведения как такового, без обращения к самооценкам и оценкам экспертов, и потому представляют собой новый подход к исследованию личности. Анализируют: выбор профессии, внушаемость, уровень гормонов, время реакции, расширение зрачков при стрессе и т.д.

Основные отличия интровертов в ОТ:

ОТ выявляют более глубинные факторы, но поскольку они трудоёмки их лучше использовать в тех случаях, когда испытуемые не хотят сотрудничать в получении объективных результатов. Вопросники обладают большей разрешающей способностью, чем ОТ, но менее устойчивы к искажениям.

Лекция 20

Экспериментальная психология личности


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.