Избранная рада в середине XVI века провела серию реформ, направленных на централизацию государства. — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Избранная рада в середине XVI века провела серию реформ, направленных на централизацию государства.

2020-06-02 112
Избранная рада в середине XVI века провела серию реформ, направленных на централизацию государства. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Определения понятий: «правовая реформа», «незавершенная реформа», «контрреформа»

Правовая реформа - ϶ᴛᴏ комплекс радикальных изменений в правовой системе, осуществляемый в целях придания ей цивилизованного характера и формирования правового государства.

Незавершенная реформа – это реформа, проведенная не до конца.

Причины: 1) признание поставленной цели реформирования правовой системы недостижимой в принципе или в конкретный исторический момент; 2) смена власти, правящей элиты приводит к прекращению реформирования, которое в буквальном смысле просто обрывается.

Контрреформа – это осознание поставленной цели как ошибочной, неприемлемой для страны в силу сложившихся традиционных отношений, существующих обычаев, особенностей развития или признание недостаточной подготовки проводимой реформы,

результаты которой приняли непредсказуемый характер. Например, контрреформы Александра III – это комплекс мероприятий правительства, направленных на изменение (консервацию) социально-политической жизни страны после либеральных реформ предыдущего императора.)

Типология правовых реформ

Первая возможная классификация – правовые реформы, направленные на обеспечение преобразований в других сферах жизни – политической, экономической, социальной и т. д., и реформы, призванные изменить саму правовую реальность.

Вторая классификация правовых реформ – завершенные и незавершенные реформы. Практически ни одна реформа не может быть единовременным действием. Она предполагает постепенность, поэтапность, комплексность преобразований.

Найти пример завершенной правовой реформы в истории России достаточно трудно. Это скорее исключения из правила. Пожалуй, к таким реформам можно отнести создание Соборного Уложения 1649 г.

Третья возможная классификация – исходя из цели правовой реформы. Сегодня можно выделить две глобальные цели. Первая цель – улучшение жизни общества в целом и каждого его члена. Качественное улучшение жизни – категория достаточно размытая. Это связано с тем, что, во-первых, общество может четко не осознавать своих потребностей в правовой сфере, иметь о них приблизительные представления, тем более что история российского права имеет огромное количество примеров, когда общество не принимало определенную правовую норму и находило разные, даже самые оригинальные пути ее не просто неисполнения, а преодоления.

Четвертая классификация правовых реформ – по источнику реформирования. Здесь можно выделить четыре варианта: реформы, опирающиеся на позитивный отечественный опыт прошлого, на правовые традиции; реформы, представляющие собой эксперимент по созданию инновационных правовых норм и институтов, не имеющих аналогов; реформы, в результате которых осуществляется рецепция принципов и норм зарубежного, как правило европейского, права; реформы по приведению элементов правовой системы страны в соответствие с международно-правовыми стандартами.

Таким образом, именно разработка типологии правовых реформ позволяет сделать понятие правовой реформы более универсальным, нацелить на стратегический ракурс разработки их этапов, сфокусировать их главную цель – улучшение жизни если не всех членов общества, то хотя бы подавляющего большинства.

3. Приведите примеры правовых реформ на различных этапах российской истории

X век

Реформы Ольги: установила размер дани – уроки, места сбора дани – погосты.

В 980 г. князь Владимир провел первую религиозную реформу, суть которой состояла в попытке слияния разнородных богов славянских племен Древнерусского государства в единый пантеон во главе с богом Перуном. Бог грома и молний, покровитель князя и дружины, которого варяги принесли на Русь, Перун должен был упрочить идеи единодержавия, целостности государства. Однако Владимир скоро отказался от реформы, признав несовместимость язычества с поставленными целями. Кроме того, во многих славянских землях Перуна воспринимали как бога завоевателей и продолжали почитать привычных местных богов.

В 988 году Владимир вновь провёл религиозную реформу, на Руси было принято христианство.

XVI век

При Елене Глинской были начаты реформы, направленные на централизацию государства. Так, с 1535 по 1538 год проводилась денежная реформа, в результате которой сложилась единая монетная система, а введённая тогда серебряная «копейка» надолго осталась основной русской монетой.

В 1539—1541 годах началась губная реформа. В ходе этой реформы важнейшие уголовные дела были изъяты из ведения наместников и волостелей и переданы в руки выборных дворян из губных старост. Но реформа проводилась не повсеместно, а в отдельных округах, по челобитию местного дворянства и посада.

XVII век

В 1620—1626 годах Филарет провёл реформу управления церковью. Были созданы приказы, сначала для управления патриаршей областью. А затем распространившие свои полномочия на все земли церкви.

В 1654 и 1656 годах состоялись церковные соборы. Патриарх при поддержке царя и большинства духовенства добился одобрения своих действий. Его противники были обвинены в расколе, отлучены от церкви и сосланы.

Годы — налоговая реформа.

XVIII век

Пётр I вошёл в российскую историю, прежде всего как царь-реформатор. Трудно назвать отрасль жизни государства, которую не затронули его реформы. Реформировалась система управления, вооруженные силы, искусство, быт и т. д.

XIX век

Император Александр I начал свое правление с либеральных реформ. Реформы коснулись сферы высшего управления страной (Непременный совет, министерская реформа, Государственный совет); крестьянского вопроса; образования и печати.

В 1802 году петровские коллегии были заменены министерствами. В январе 1810 г. был учрежден Государственный совет (Госсовет) законосовещательный орган, призванный централизовать законодательное дело в стране. Он не издавал законов, но являлся гарантом единообразия юридических норм в государстве и служил совещательным органом при разработке законов. Он состоял из Общего собрания и четырех департаментов (законов, военного, гражданских и духовных дел). Возглавлял новый орган Государственный секретарь и приданная ему в помощь Государственная канцелярия. Кроме того, при Госсовете учреждались Комиссия составления законов и Комиссия прошений. В состав Госсовета входили министры и сановники. Законопроекты обсуждались сначала в департаментах, затем слушались на общем собрании и после утверждения их императором получали силу закона. В таком виде Госсовет просуществовал до 1906 г.

XX век

К практической подготовке аграрной реформы приступили в начале XX века. Главной причиной необходимости реформы С. Ю. Витте назвал низкую налогоспособность крестьян. В России сельское население платило (из расчета на одного человека) вчетверо меньше налогов, чем во Франции, а его материальное положение было значительно хуже. В 1902 г. было создано Особое совещание по выработке мероприятий для улучшения крестьянского благосостояния, губернские и уездные комиссии для изучения вопроса и внесения конкретных предложений. Одновременно в Министерстве внутренних дел и земледелия готовились проекты будущей реформы, которые включали ее основные направления: разрешение выхода крестьян из общины и передача им земли в частную собственность, введение свободного переселения в Сибирь, увеличение продажи земли крестьянам через Крестьянский банк. Таким образом, реформа разрабатывалась в течение четырёх лет несколькими комиссиями и совещаниями, а не была плодом творчества одного человека.

Решительно взялся за претворение в жизнь разработанных проектов аграрной реформы П. А. Столыпин, назначенный в апреле 1906 г. министром внутренних дел, а в июле того же года — Председателем Совета министров России. Он опубликовал обширную программу реформ: гражданское равноправие и неприкосновенность личности, улучшение крестьянского землевладения, улучшение быта рабочих, реформа местного самоуправления и суда в волостях, реформа образования, введение прогрессивного подоходного налога и др. Особое внимание уделялось аграрному вопросу.

Столыпин разработал реформу местного самоуправления: учреждение выборных всесословных волостных земских собраний и управ. Реформа натолкнулась на сопротивление дворянства, опасавшегося ослабления его роли в уезде. И эти законопроекты не были реализованы.

XXI век

Налоговая реформа является одним из важнейших достижений, стимулировавших экономический рост, начавшийся с 2000 г. Основные задачи налоговой реформы — снижение налоговой нагрузки на предприятия, усиление значения добывающих отраслей как источника налоговых поступлений, а также упрощение налогообложения малого бизнеса. В отношении населения была введена «плоская» шкала по налогу на доходы физических лиц — ставка налога для граждан с любыми доходами была установлена в размере 13 %. Бюджет в результате существенно пополнился налогами с доходов, «вышедших из тени».

В 2001 г. произошла полная отмена налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы. В сфере малого бизнеса также произошли изменения, в частности были снижены ставки налогов для предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения. Была также проведена реформа процессуального законодательства. Госдумой в течение 2001—2002 гг. были приняты Гражданско-процессуальный кодекс (ГПК), Уголовно-процессуальный кодекс (УПК) и Арбитражно-процессуальный кодекс (АПК).

В результате масштабной работы, проделанной Комиссией при Президенте Российской Федерации под руководством Д. Н. Козака, поэтапно (в 2003—2004 гг.) были приняты законы, закрепившие концепцию федеративной реформы.

Административная реформа призвана ввести единые правила управления и контроля в системе исполнительной власти. Ее цели: ликвидировать ведомственные барьеры; упростить управленческую структуру, сделать прозрачными и понятными функции всех ее звеньев; снизить уровень бюрократизации; уменьшить коррупционную составляющую управления.

Определения понятий: «правовая реформа», «незавершенная реформа», «контрреформа»

Правовая реформа - ϶ᴛᴏ комплекс радикальных изменений в правовой системе, осуществляемый в целях придания ей цивилизованного характера и формирования правового государства.

Незавершенная реформа – это реформа, проведенная не до конца.

Причины: 1) признание поставленной цели реформирования правовой системы недостижимой в принципе или в конкретный исторический момент; 2) смена власти, правящей элиты приводит к прекращению реформирования, которое в буквальном смысле просто обрывается.

Контрреформа – это осознание поставленной цели как ошибочной, неприемлемой для страны в силу сложившихся традиционных отношений, существующих обычаев, особенностей развития или признание недостаточной подготовки проводимой реформы,

результаты которой приняли непредсказуемый характер. Например, контрреформы Александра III – это комплекс мероприятий правительства, направленных на изменение (консервацию) социально-политической жизни страны после либеральных реформ предыдущего императора.)

Типология правовых реформ

Первая возможная классификация – правовые реформы, направленные на обеспечение преобразований в других сферах жизни – политической, экономической, социальной и т. д., и реформы, призванные изменить саму правовую реальность.

Вторая классификация правовых реформ – завершенные и незавершенные реформы. Практически ни одна реформа не может быть единовременным действием. Она предполагает постепенность, поэтапность, комплексность преобразований.

Найти пример завершенной правовой реформы в истории России достаточно трудно. Это скорее исключения из правила. Пожалуй, к таким реформам можно отнести создание Соборного Уложения 1649 г.

Третья возможная классификация – исходя из цели правовой реформы. Сегодня можно выделить две глобальные цели. Первая цель – улучшение жизни общества в целом и каждого его члена. Качественное улучшение жизни – категория достаточно размытая. Это связано с тем, что, во-первых, общество может четко не осознавать своих потребностей в правовой сфере, иметь о них приблизительные представления, тем более что история российского права имеет огромное количество примеров, когда общество не принимало определенную правовую норму и находило разные, даже самые оригинальные пути ее не просто неисполнения, а преодоления.

Четвертая классификация правовых реформ – по источнику реформирования. Здесь можно выделить четыре варианта: реформы, опирающиеся на позитивный отечественный опыт прошлого, на правовые традиции; реформы, представляющие собой эксперимент по созданию инновационных правовых норм и институтов, не имеющих аналогов; реформы, в результате которых осуществляется рецепция принципов и норм зарубежного, как правило европейского, права; реформы по приведению элементов правовой системы страны в соответствие с международно-правовыми стандартами.

Таким образом, именно разработка типологии правовых реформ позволяет сделать понятие правовой реформы более универсальным, нацелить на стратегический ракурс разработки их этапов, сфокусировать их главную цель – улучшение жизни если не всех членов общества, то хотя бы подавляющего большинства.

3. Приведите примеры правовых реформ на различных этапах российской истории

X век

Реформы Ольги: установила размер дани – уроки, места сбора дани – погосты.

В 980 г. князь Владимир провел первую религиозную реформу, суть которой состояла в попытке слияния разнородных богов славянских племен Древнерусского государства в единый пантеон во главе с богом Перуном. Бог грома и молний, покровитель князя и дружины, которого варяги принесли на Русь, Перун должен был упрочить идеи единодержавия, целостности государства. Однако Владимир скоро отказался от реформы, признав несовместимость язычества с поставленными целями. Кроме того, во многих славянских землях Перуна воспринимали как бога завоевателей и продолжали почитать привычных местных богов.

В 988 году Владимир вновь провёл религиозную реформу, на Руси было принято христианство.

XVI век

При Елене Глинской были начаты реформы, направленные на централизацию государства. Так, с 1535 по 1538 год проводилась денежная реформа, в результате которой сложилась единая монетная система, а введённая тогда серебряная «копейка» надолго осталась основной русской монетой.

В 1539—1541 годах началась губная реформа. В ходе этой реформы важнейшие уголовные дела были изъяты из ведения наместников и волостелей и переданы в руки выборных дворян из губных старост. Но реформа проводилась не повсеместно, а в отдельных округах, по челобитию местного дворянства и посада.

Избранная рада в середине XVI века провела серию реформ, направленных на централизацию государства.

Проведена реформа управления. Содержание: Созыв первого Земского собора (1549) — высшего сословно-представительного учреждения. Рост органов центрального государственного управления — отраслевых (Челобитный, Посольский, Поместный, Разрядный, Разбойный, Земский и другие) и территориальных (Сибирский, Казанского дворца и другие) приказов. Отмена кормлений.


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.028 с.