Но если надо - встанут и они.» — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Но если надо - встанут и они.»

2020-06-02 128
Но если надо - встанут и они.» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение                                                                                                                стр.3

Основная часть                                                                                                     

1.1. Этапы развития литературы о Великой Отечественной войне                    стр. 5

1.2. «У войны не женское лицо»                                                                               стр. 7

1.3. Классификация произведений о женщинах на войне                                   стр. 8

2.1. Мужество и патриотизм женщин на фронте в стихах и прозе о Великой Отечественной войне                                                                                             стр. 9

2.2. Мужество и патриотизм женщин-матерей в стихах и прозе о Великой Отечественной войне                                                                                                                        стр. 11

2.3. Мужество и патриотизм женщин-медиков в стихах и прозе о Великой Отечественной войне                                                                                                                         стр. 13

2.4. Мужество и патриотизм женщин в тылу в стихах и прозе о Великой Отечественной войне                                                                                                                        стр. 15

Заключение                                                                                                              стр. 16

Список литературы                                                                                                 стр. 18

 

ВВЕДЕНИЕ

«Когда беда нагрянет на страну,

Мужчины умирают не одни.

Не женщины придумали войну,

Но если надо - встанут и они.»

Ольга Резниченко

   Все мы знаем о подвиге советских людей, их мужестве и невероятной смелости. Они вставали на защиту Родины в самый сложный для нее период. Сражались мужчины и женщины. Женщины вносили невероятный вклад в оборону нашей Родины. Они сражались в тылу и на фронте. Они трудились как могли, стояли насмерть ради своей родной земли. Но чаще всего "Все, что нам известно о войне, мы знаем с «мужского голоса». Мы все в плену «мужских» представлений и «мужских» ощущений войны. «Мужских» слов. А женщины молчат."

   Кто такие женщины? Это люди, которые дают жизнь своим детям и оберегают их, на этом и строится общество. Миллиарды людей, которые были созданы и воспитаны женщинами. В слове женщина несколько смыслов - это и жена, и сестра, и мать. Женщины по своей природе должны оберегать, любить, созидать.

   Но во время самой ужасной Великой Отечественной войны женщинам пришлось защищать с оружием в руках свою родину. Они лечили солдат, спасали их на поле боя, ходили в строю и сами стреляли из автомата. Они сражались за семью, за детей, за Родину. Подвиг женщин остался не только в памяти людей, но и в произведениях русской художественной литературы.

Объект исследования - произведения о войне.

 Предмет исследования - роль женщины на войне в литературных произведениях.

Цель исследования: исследовать изображение судьбы женщины в период Великой Отечественной войны в произведениях русской литературы.

Задачи исследования:

1. Отобрать и изучить литературу по данной теме.

2. Познакомиться с художественной литературой на тему ВОВ, где изображена судьба женщин.

3. Сформулировать роль женщины во время Великой Отечественной войны.

Актуальность темы: В 2020 году мы будем отмечать 75-летие победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. С каждым годом количество участников тех событий уменьшается, но мы не должны забывать имена тех, кто сражался за наши жизни. Художественная литература является особым хранителем памяти, поэтому изучение произведений о ВОВ может помочь нам, молодому поколению, не забыть о подвиге русских людей.

Целевая аудитория:

1. Работа может быть использована на уроках литературы.

2. Работу можно использовать на факультативах и классных часах.

3. Работу можно использовать всем интересующимся историей России.

4. Материал можно использовать в историческом музее нашей школы.

 Методы исследования: теоретический анализ литературы и других источников информации.

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Этапы развития литературы о Великой Отечественной войне.

У войны не женское лицо,

У войны для женщин нет работы,

Как нет пола у ее бойцов,

Первый этап – 1941 г.

В этом этапе развития литературы о Великой Отечественной войне писатели старались поддержать патриотический дух народа, объединить его в борьбе с общим врагом.

«Молодая гвардия» А.А. Фадеева

«Хмурое утро» А.Н. Толстой и др.

Второй этап - 1945-1950 гг.

В это время описывалась радость и ликование людей от победы. Авторы скрывали ужас, происходивший на войне. Однако некоторые писатели пытались рассказать об этих событиях правдиво, но произведения подвергались жесточайшей цензуре.  Однако некоторым авторам все равно получалось сохранить свои произведения.

М.А.Шолохов «Судьба человека»

Елена Ильина «Четвёртая высота» и др.

Третий этап – 1960-1980 гг.

В этот период писатели смогли полностью осознать все произошедшее. И цензура перестала так строго блокировать произведения, поэтому они писали обо всем, происходившем на войне, правдиво, не скрывая ничего, что там было.

М. А. Шолохов «Они сражались за родину»

Константин Лапин «Девушка с винтовкой» и др.

 

 

 

У войны не женское лицо».

"Ехали много суток... Вышли с девочками на какой-то станции с ведром, чтобы воды набрать. Оглянулись и ахнули: один за одним шли составы, и там одни девушки. Поют. Машут нам - кто косынками, кто пилотками. Стало понятно: мужиков не хватает, полегли они, в земле. Или в плену. Теперь мы вместо них... Мама написала мне молитву. Я положила ее в медальон. Может, и помогло - я вернулась домой. Я перед боем медальон целовала..." – «У войны не женское лицо» Светлана Алексиевич.

   Испокон веков в основном в войне участвовали мужчины, об их героизме говорят чаще, поэтому война у нас ассоциируется с мужчинами и их подвигами. Однако о женских подвигах тоже не стоит забывать, ведь во время Великой Отечественной войны на фронт ушло около 1 млн. женщин. Это самое большое число женщин за всю историю войн.

  Среди женщин-фронтовичек были медики, связистки, саперы, летчицы, снайперы, стрелки, зенитчицы, политработники, кавалеристки, десантницы, матросы, регулировщицы, шоферы, повара, партизанки и подпольщицы. Женщины грозных сороковых годов спасали мир.

  Но также важно помнить, что в тылу женщины трудились на сложных и тяжёлых работах вместо мужчин. На фермах и огородах трудились  женщины и дети, они не доедали долгое время и жили под лозунгом: «Всё для фронта! Всё для победы!».

Сколько женщин забрали в плен, угнали в концлагеря! Из 14 033 немецких концлагерей самым крупным и самым жестоким женским лагерем был Равенсбрюк. Всего с 1939 по 1945 год в лагере Равенсбрюк было зарегистрировано в качестве заключённых 132 тысячи женщин.

Советские женщины не хотели воевать и убивать, но убивали за светлое будущее своих детей.

Как же я, и худа, и мала,

Юлия Друнина

   По статистике в годы Великой Отечественной войны на фронт ушло более 800 тысяч женщин. Они были на линии фронта: лётчицами, связистками, пулемётчицами, снайперами, стенографистами, сапёрами, разведчицами, партизанками, шофёрами, топографами, танкистками и служили в пехоте. Женщины в городах и сёлах взяли на себя множество казалось бы "чисто мужских" профессий, ведь мужчины ушли защищать нашу родину. Во многих произведениях рассказывают о женщинах, как о воинах. Светлана Алексеевич в своей книге "У войны не женское лицо" рассказала истории многих женщин, которые ковали победу. Вера Даниловцева, сержант, снайпер рассказывала:

«Моих друзей, все они были старше, забрали на фронт… Я страшно плакала, что осталась одна, меня не взяли. Мне сказали: “Надо, девочка, учиться”.

Но проучились мы немного. Декан наш скоро выступил и сказал:

– Закончится война, девочки, потом будете доучиваться. Надо защищать Родину.

На фронт нас провожали шефы с завода. Этот было лето. Я помню, что все вагоны были в зелени, в цветах. Преподносили нам подарки. Мне досталось вкуснейшее домашнее печенье и красивый свитерок. С каким азартом я танцевала на перроне украинский гопак!

Ехали много суток… Вышли с девочками на какой-то станции с ведром, чтобы воды набрать. Оглянулись и ахнули: один за одним шли составы, и там одни девушки. Поют. Машут нам – кто косынками, кто пилотками. Стало понятно: мужиков не хватает, полегли они… Или в плену. Теперь мы вместо них.

Мама написала мне молитву. Я положила ее в медальон. Может, и помогло – я вернулась домой. Я перед боем медальон целовала…»

Девушки шли на фронт добровольно. За первую неделю войны поступило около 20 тысяч заявлений с желанием защищать свою родину от москвичек.

В произведении "У войны не женское лицо" описаны воспоминания Антонины Григорьевны Бондаревой, гвардии лейтенант, старший летчик:

«Мне исполнилось восемнадцать лет… Я такая радостная, у меня – праздник. А все вокруг кричат: “Война!!” Помню, как люди плакали. Сколько встречала людей на улице, все плакали. Некоторые даже молились. Было непривычно… Люди на улице молятся и крестятся. В школе нас учили, что Бога нет. Но где наши танки и наши красивые самолеты? Мы их всегда видели на парадах. Гордились! Где наши полководцы? Буденный… Был, конечно, момент растерянности. А потом стали думать о другом: как победить?

Училась я на втором курсе фельдшерско-акушерской школы в городе Свердловске. Сразу подумала: “Раз война, значит, нужно на фронт”. У меня папа коммунист с большим стажем, политкаторжанин. Он нам с детства внушал, что Родина – это все, Родину надо защищать. И я не колебалась: если я не пойду, то кто пойдет? Я должна…»

   К женщинам предъявлялись более строгие требования: здоровье, возраст, отсутствие детей, членство в комсомоле, образование не ниже пяти классов. Михаил Калинин, председатель президиума Верховного совета СССР, писал: «Мужчин не выбирали, закидывали невод и всех мобилизовывали, всех забирали... Я думаю, что лучшая часть нашей женской молодёжи пошла на фронт».
Появились уникальные боевые формирования: женская добровольческая стрелковая бригада, женская рота моряков и многие другие. В их числе знаменитый 46-й гвардейский ночной бомбардировочный полк, созданный легендарной Мариной Расковой, в котором все должности: от механиков и техников до штурманов и пилотов — были заняты женщинами.
    Немцы прозвали 46-й гвардейский «ночными ведьмами»: все боевые вылеты проводились после заката, и для дальнейшей маскировки заходящие на цель пилоты выключали моторы своих По-2. Шум планирующего биплана ассоциировался с «шуршанием ведьминой метлы».

  В своём стихотворении "Ночные ведьмы" Сергей Соколов писал о них:

"Ещё по возрасту и норову — девчонки…
Пора влюбляться да любимыми вам быть.
Под шлемы лётчика запрятали вы чёлки
И в небо ринулись врага Отчизны бить."

Из брезента палатки стояли,

Отгорели от солнца, жары,

Нежно чуткие руки сестры.

  Отдельно можно отметить женщин-медиков, ведь они, несмотря на все ужасы войны, никогда не опускали руки. Они тащили на себе раненых солдат с полным обмундированием, даже будучи сами ранеными. Многие молоденькие санитарки, из тех, кто остался в живых, не могли иметь детей, надорвались. Бывшие солдаты с благодарность вспоминают сестренок, которые выволакивали их, раненых с поля боя, выхаживали в медсанбатах и госпиталях, сражались с ними рядом в одном строю.

   В 1941–1945 годах врачи, фельдшеры, медсестры и санитары поставили на ноги около 17 миллионов солдат и офицеров Красной армии – 72 процента раненых и 91 процент заболевших возвратились в строй. Это настоящий подвиг. Им выдавали такую же форму, как и мужчинам – гимнастерка, галифе и нижнее белье – рубашка и кальсоны. И сапоги на несколько размеров больше, не было маленьких размеров, особенно в начале войны. Женская форма с юбками появилась ближе к середине войны, и обмундировывались ими в основном штабные и госпитальные женщины, тем же, кто непосредственно участвовал в боевых действиях, такая форма выдавалась только в качестве парадной. Зато им раздавали свистки! инструкторы подавали звуковой сигнал «Медсестра на поле», чтобы раненые ее к себе подзывали. Оказалось, это гораздо эффективнее, чем кричать – во-первых, звук свистка лучше и дальше слышен, а во-вторых, раненые часто голос сестрички принимали за галлюцинацию или голос любимой. Вот так!

Светлана Алексиевич в своей книге «у войны не женское лицо» показывает нам страшные будни женщин-медсестер во время Великой Отечественной воны.

«Мы ходили и ходили в военкомат…

И когда снова пришли, в который уже раз, не помню, военком чуть нас не выставил: “Ну, если бы вы хоть какую-нибудь специальность имели. Были бы вы медсестры, шофера… Ну что вы умеете? Что вы будете делать на войне?”. А мы не понимали. Перед нами такого вопроса не стояло: что мы будем делать? Хотели воевать – и все. До нас не доходило, что воевать – это что-то уметь делать. Что-то конкретное. И он нас огорошил своим вопросом.

Я и еще несколько девочек пошли на курсы медсестер. Нам там сказали, что надо учиться шесть месяцев. Мы решили: нет, это долго, нам не подходит. Были еще курсы, где учились три месяца. Правда, три месяца – это тоже, как мы считали, долго. Но эти курсы как раз подходили к концу. Мы попросили, чтобы нас допустили к экзаменам. Еще месяц шли занятия. Ночью мы были на практике в госпитале, а днем учились. Получилось, что мы учились месяц с небольшим…

Направили нас не на фронт, а в госпиталь. Это было в конце августа сорок первого года… Школы, больницы, клубы были переполнены ранеными. Но в феврале я ушла из госпиталя, можно сказать, убежала, дезертировала, иначе не назовешь. Без документов, без ничего убежала на санитарный поезд. Написала записочку: “На дежурство не приду. Уезжаю на фронт”. И все…»

Елена Павловна Яковлева, старшина, медсестра

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  Таким образом, изучив художественные произведения о Великой Отечественной войне, мы выяснили, что в литературных произведениях рассматривается женщина на войне в качестве женщины-матери, женщины-воина, женщина в тылу, женщины-медика.

Женщины проявили себя во всех сферах на войне: и на фронте, и в тылу. Где-то они полностью заменили мужчин. Без женщин не было бы победы в Великой Отечественной войне. Подвиг женщин не забыт, он описан во многих литературных произведениях, таких как:

1. "А зори здесь тихие" (Борис Васильев)
2. "Матерь человеческая" (Виталий Закруткин)
3. "У войны не женское лицо" (Светлана Алексеевич)

4. "Четвёртая высота" (Елена Ильина)

5. "Ночные ведьмы" (Раис Аронов)

6. "Повесть о Зое и Шуре" (Любовь Космодемьянская)

7. "Доктор Вера" (Борис Полевой)

8. "Молодая гвардия" (Александр Фадеев)

9. "Завтра была война" (Борис Васильев)

10. "Ангелы смерти. Женщины-снайперы 1941-1945 года" (Алла Бегунова)

11. "Девушка с винтовкой" (Константин Лапин)

и многих других, всех книг и стихов не перечислить, так как их огромное множество.

  Эти книги посвящены советским женщинам, проявившим в годы Великой Отечественной войны героизм и политическую зрелость. Эти женщины с оружием в руках вели борьбу за свободу и независимость своей Родины, самоотверженно трудились в промышленности, на транспорте и в сельском хозяйстве.

  Женщины, прошедшие испытание войной, сумели выстоять и сохранить чувство собственного достоинства в труднейших обстоятельствах, внесли огромный вклад в общее дело победы.

У войны не женское лицо

Правильно подмечено когда-то!

Женщине, конечно, нелегко

Рыть окопы и бросать гранаты.

Нелегко в землянке ледяной

Длинными холодными ночами

 Вспоминая дом, семью, покой

Все, чего враги лишить мечтали.

Ради этого она жила и молила бога,

 Чтоб когда-то вновь

Вернуться на родной порог,

 Повстречаться с дедушкой и братом.

И она дошла до той весны

Столь уже далекой в 45-ом…

Жизнью все обязаны ей мы

Поклонимся женщине-солдату!

  Многие из произведений о Великой Отечественной войне, где главными героями выступают женщины, были экранизированы.

1.1«А зори здесь тихие» 1972 год

Режиссёр: Станислав Ростоцкий

1.2«А зори здесь тихие» 2015 год

Режиссёр: Ренат Фаварисович Давлетьяров

2."Матерь человеческая" 1975

Режиссёр: Леонид Головня

3. «У войны не женское лицо» 1981—1984

Режиссёр: Дашук, Виктор Никифорович

4. «Четвёртая высота» 1977

Режиссёр: Игорь Вознесенский

5. «В небе «ночные ведьмы» 1981

Режиссёр: Евгения Жигуленко

6.«Зоя» 1944

Режиссёр: Лев Арнштам

7. «Доктор Вера» 1967

 

 

7. «Молодая гвардия» 1948

Режиссёр: Сергей Герасимов

8. «Завтра была война» 1987

Режиссёр: Юрий Кара

Список литературы:

 1. Б. Васильев "А зори здесь тихие"

2. В. Закруткин "Матерь человеческая"

3. С. Алексиевич "У войны не женское лицо"

4. О. Резниченко «Когда беда нагрянет на страну…»

5. С. Соколов "Ночные ведьмы"

6. Ю. Друнина «До сих пор не совсем понимаю…»

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение                                                                                                                стр.3

Основная часть                                                                                                     

1.1. Этапы развития литературы о Великой Отечественной войне                    стр. 5

1.2. «У войны не женское лицо»                                                                               стр. 7

1.3. Классификация произведений о женщинах на войне                                   стр. 8

2.1. Мужество и патриотизм женщин на фронте в стихах и прозе о Великой Отечественной войне                                                                                             стр. 9

2.2. Мужество и патриотизм женщин-матерей в стихах и прозе о Великой Отечественной войне                                                                                                                        стр. 11

2.3. Мужество и патриотизм женщин-медиков в стихах и прозе о Великой Отечественной войне                                                                                                                         стр. 13

2.4. Мужество и патриотизм женщин в тылу в стихах и прозе о Великой Отечественной войне                                                                                                                        стр. 15

Заключение                                                                                                              стр. 16

Список литературы                                                                                                 стр. 18

 

ВВЕДЕНИЕ

«Когда беда нагрянет на страну,

Мужчины умирают не одни.

Не женщины придумали войну,

Но если надо - встанут и они.»

Ольга Резниченко

   Все мы знаем о подвиге советских людей, их мужестве и невероятной смелости. Они вставали на защиту Родины в самый сложный для нее период. Сражались мужчины и женщины. Женщины вносили невероятный вклад в оборону нашей Родины. Они сражались в тылу и на фронте. Они трудились как могли, стояли насмерть ради своей родной земли. Но чаще всего "Все, что нам известно о войне, мы знаем с «мужского голоса». Мы все в плену «мужских» представлений и «мужских» ощущений войны. «Мужских» слов. А женщины молчат."

   Кто такие женщины? Это люди, которые дают жизнь своим детям и оберегают их, на этом и строится общество. Миллиарды людей, которые были созданы и воспитаны женщинами. В слове женщина несколько смыслов - это и жена, и сестра, и мать. Женщины по своей природе должны оберегать, любить, созидать.

   Но во время самой ужасной Великой Отечественной войны женщинам пришлось защищать с оружием в руках свою родину. Они лечили солдат, спасали их на поле боя, ходили в строю и сами стреляли из автомата. Они сражались за семью, за детей, за Родину. Подвиг женщин остался не только в памяти людей, но и в произведениях русской художественной литературы.

Объект исследования - произведения о войне.

 Предмет исследования - роль женщины на войне в литературных произведениях.

Цель исследования: исследовать изображение судьбы женщины в период Великой Отечественной войны в произведениях русской литературы.

Задачи исследования:

1. Отобрать и изучить литературу по данной теме.

2. Познакомиться с художественной литературой на тему ВОВ, где изображена судьба женщин.

3. Сформулировать роль женщины во время Великой Отечественной войны.

Актуальность темы: В 2020 году мы будем отмечать 75-летие победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. С каждым годом количество участников тех событий уменьшается, но мы не должны забывать имена тех, кто сражался за наши жизни. Художественная литература является особым хранителем памяти, поэтому изучение произведений о ВОВ может помочь нам, молодому поколению, не забыть о подвиге русских людей.

Целевая аудитория:

1. Работа может быть использована на уроках литературы.

2. Работу можно использовать на факультативах и классных часах.

3. Работу можно использовать всем интересующимся историей России.

4. Материал можно использовать в историческом музее нашей школы.

 Методы исследования: теоретический анализ литературы и других источников информации.

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.085 с.