Устюжская десятина Ростовской митрополии в ХV.ХVII вв. — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Устюжская десятина Ростовской митрополии в ХV.ХVII вв.

2020-06-02 306
Устюжская десятина Ростовской митрополии в ХV.ХVII вв. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Приложения

В ХII-ХIII вв. огромные пространства Русского Севера осваивались в ходе двух потоков колонизации – ростовской и новгородской. Устюг как опорный пункт в продвижении Ростовского княжества и Ростовской епархии на север в политическом и церковном отношении занимал исключительно важное место в этом процессе. В летописных известиях об основании Устюга кн. Константином Всеволодовичем за четыре версты от Гледена в 1212 г. говорится, что князь «детинец и церкви устроив в нем»1. В том же году соперничавший с кн. Константином его брат Юрий захватил г. Гледен и тяготевшую к нему обширную территорию – земли по Двине, Вычегде, Сухоне, Югу «и пермские дани к собе ж взял». Так очерчиваются контуры «Устюжской земли», в гражданском и церковном отношении тяготеющей к Ростову.

С постепенным усилением великокняжеской власти в отношении Новгорода и Ростова ее позиции в отдельных точках Устюжской земли упрочивались. Со времени Ивана Калиты (1333 г.) дань с «пермских людей» стала взиматься великими князьями, а вел. кн. Дмитрий Иванович Московский в 1364 г. отобрал у кн. Константина Васильевича Ростовского Устюг и «пермские месты устюгские». Княжеская дань с них и с Устюга стала поступать в Москву, тогда как церковная дань и пошлины поступали в Ростов в архиерейскую казну. В Двинской уставной грамоте 1397 г. уже упоминаются устюжские наместники великого князя2. О месте Устюжской десятины в составе Ростовской епархии свидетельствует летописная статья под 1386 г. о поставлении митрополитом Киприаном Григория «епископом Ростову и Ярославлю, и Белоозеру, и Углечю полю и Устюгу и Мологе»3. В 1386 г. новгородцы и двиняне попытались захватить великокняжеские волости вычегодские и устюжские, однако вел. кн. Дмитрий Иванович вернул их себе «и с новугородцев и двинцов окуп взял»4. В результате миссионерской деятельности Стефана Пермского формируется приходская сеть, включенная в состав новой «епархии Вычегоцкия земли». Поскольку соседними с вычегодскими являлись устюжские волости, шло оформление и межъепархиальных границ (Пермская епископия / Ростовская епископия). Последовавший в том же 1386 г. визит Стефана Пермского в Новгород стал попыткой урегулировать конфликт и добиться отказа от притязаний дома св. Софии на «Пермскую землю и епархию Вычегодския земли». О московском влиянии здесь красноречиво говорится в Житии Стефана Пермского, составленном Епифанием Премудрым. Соперник Стефана зырянский Пан-сотник не боялся высказывать гневные филиппики: «От Москвы бо может ли что добро идти нам? Не оттуду ли нам тяжести быша и дани тяжкыя и насильство, и тиоунии, и доводщицы, и приставницы?..»5. О насилиях агентов княжеской администрации на Вычегде в условиях голода 1386 г. имеются свидетельства в Житии Стефана6. На рубеже ХIV-ХV в. усиливаются экономические позиции Ростовской кафедры в Устюжском крае. По-видимому, при великом князе Василии I в разных волостях края архиерейской кафедре были пожалованы земли, образовавшие в дальнейшем Владычную (в ХVII в. – Митрополью) волость7.

В 1436 г. известен десятильник Ростовского архиепископа – Иев Булатов, повешенный галицким кн. Василием Косым («и много устюжан людей добрых казнил, а иных вешал»)8. К ХV в. функционирование Устюжской десятины, в состав которой входили городские и сельские церкви Устюжской земли, насчитывало уже несколько столетий. В 1480-е годы часть Перми Вычегодской – несколько погостов в низовьях р. Виляди (Никольский, Покровский, Ильинский и устье этой реки), а также волость Лузская Пермца были переданы Иваном Ш «Устюжскому присуду», то есть административно-финансовой подведомственности. Упоминание «устюжской жалованной» (грамоты? – М.Ч.) содержится в позднейшей жалованной грамоте Ивана III пермскому епископу Филофею 1483 г., а об «устюжском присуде» – в его же грамоте жителям Перми Вычегодской 1485 г.9 В ней говорится также о том, что северная часть Пермской земли – по Пинеге и Сура Поганая – относились к «присуду Двинские земли Кегрольские». Так Пермская земля оказалась разделенной между тремя епархиями – Новгородской, Пермской и Ростовской, чересполосность владений которых даже до ее полного картографирования налицо. Однако до конца ХVII в. на севере не наблюдалось жесткого соответствия между административной принадлежностью и церковной юрисдикцией. Например, в 1590 г. Вилегодская Пермца и Лузская Пермца, управляемые, по-видимому, разными архиереями, в административном отношении были объединены в составе Усольского (Сольвычегодского) уезда10. В указной грамоте Ивана III устюжскому тиуну С.Исакову упоминаются десятинники и посельские архиепископа Вассиана, которым не были подведомственны люди двух деревень Успенского собора, его протопоп и весь причт. Сами же деревни пожаловал собору Иван III еще при архиепископе Трифоне (1460-е годы). При подтверждении этой грамоты дьяком Алексеем Полуектовым на имя протопопа Григория предусматривалось право десятильника устанавливать сроки для соборного причта раз в году – на Сретение – для явки в архиерейский или великокняжеский суд11. В 1489 г., когда при ростовском архиепископе Тихоне возводилась новая деревянная соборная церковь Успения, фигурирует владычный дьяк Иван Вискун12.

Указной грамотой архиепископа Кирилла (Ростовского, Ярославского и Устюжского) 1500 г. был установлен порядок освящения новых церквей соборным протопопом Устюга «з братьею повытно». За нарушение этого порядка, подтвержденного также архиепископом Никандром в 1554 г., владычный десятильник «ставил» провинившихся попов перед архиереем в Ростове13. Помимо пошлин за освящение церквей «смотря по приходам», соборное духовенство получало славленные и праздничные пошлины с монастырей14. В 1507 г. в жалованной грамоте Василия III протопопу и причту Успенского собора, наряду с великокняжескими наместниками и тиунами, фигурировали «Ростовского архиепископа десятильники», которые, как и прежде, не могли взимать корм с соборного причта «и не всылают к ним ни по что»15. Однако в местном суде с соборным настоятелем десятильники участвовали, «а протопоп с братьею с ними ж судят, а присудом делятся наполы». Судя по подтверждению грамоты в 1538 г. (дьяк Федор Мишурин), нормы ее действовали до конца 1530-х годов. В следующей по времени жалованной грамоте, Ивана IV 1549 г., статья об участии десятильников в сместном суде отсутствовала, а при ее подтверждении в мае 1551 г. была установлена подсудность соборного причта «во всем» Ростовскому архиепископу16. В пересказе царской грамоты 1549 г. в указной грамоте царя Федора Ивановича от 20 июля 1593 г. отмечены «десятинничьи поборы», а в грамоте 1688 г. при пересказе акта 1549 г. фигурируют десятильники Ростовского митрополита, а не архиепископа17. В благословенной грамоте ростовского архиепископа Никандра духовенству и гражданскому населению Устюга на построение каменного Успенского собора 1554 г. различаются священники и диаконы «градские, посадские, становые и окологородные». Два последних термина указывают на церковное строительство в уезде («станах») и ближайшем предместье. Термины же «градские и посадские» свидетельствуют о таком очевидном факте, как существование храмов в устюжской крепости и на посаде. О том, что их было немало (порядка 25-30), заставляет догадываться летописная статья под 1571 г. о гибели в моровое поветрие 12 тыс. человек на посаде и в уезде (то есть дворов ориентировочно могло быть 2,0 – 2,5 тыс.), «а попов осталось на посаде шесть»18.

Помимо Устюжских земель, юрисдикция ростовского владыки распространялась также и на некоторые Тотемские земли: возможно здесь она пришла на смену их прежнему митрополичьему подчинению. Это можно предположить в результате сопоставления следующих фактов. Благословенную грамоту на основание Спасского монастыря вблизи Тотьмы старец Феодосий Суморин получил примерно в 1554/55 г. от митрополита Макария. Митрополичий суд устанавливался над самим строителем Феодосием19. Однако около 1560 г. «по приказу» ростовского архиепископа Феодосий возобновил в Верховажье Спасо-Никольскую Ефремову пустынь (наиболее ранняя грамота ее игумену Леонтию известна от 1539 г.). Пустынь находилась в 80 верстах к северу от Тотьмы у впадении р.Режи в Вагу. Следовательно, северная часть формирующегося Тотемского уезда в церковном отношении входила в Ростовскую епархию20. Судя по указанию в жалованной грамоте 1539 г. на суд великого князя или его дворецкого над игуменом Леонтием, пустынь располагалась на дворцовых землях Верховажья. В начале 1560-х годов уже существовал порядок, согласно которому приходские попы Тотемской Соли (посада и окологородья) для освящения храмов обязаны были приглашать соборных протопопов и протодьяконов из Устюга, а за нарушение его в 1563 г. едва не были привлечены десятильником Григорием Ивановичем к духовному суду владыки в самом Ростове21. О существовании жалованной грамоте Ивана IV 1551 г., подтвержденной в 1595 г., церкви Благовещения на усть-Толшмы Устюжского уезда, (усть-Толшма в ХVII в. вошла в Тотемский уезд) упоминается в общей жалованной грамоте той же церкви царя Михаила Федоровича в 1623 г.22

В 1564 г. известно о надзоре и сыске устюжского десятильника с доводчиком относительно церковного благочиния в Соли Вычегодской23. Организация соборного духовенства в самом Устюге во многом строилась по образцу соборного духовенства Ростова: архиепископ Давид в указной грамоте 1581 г. предписывал делить доходы между протопопом, протодьяконом, ключарем, попами дьяконами так же, как и духовенство Ростовского Успенского собора делит их на три праздника в году (Успеньев день, чудотворцеву Леонтьеву память и соборное воскресенье)24. К ХVI в. в Устюге существовала церковь во имя Леонтия Ростовского: «Леонтий Святый» фигурирует в актах Михайло-Архангельского монастыря первой трети ХVI в.; укажем также на упоминание дьячка Леонтьевской церкви в качестве писца одной данной грамоты25. По мнению В.П.Шляпина, такое храмоименование свидетельствует о старинных связях Устюга с Ростовом и зависимости от него26. Примечательно, что в устюжских актах ХVI в. Ростовская метрополия именовалась как «дом Пречистые и Леонтия Ростовского чудотворца», а с открытием в 1682 г. самостоятельной епархии в ее посвятительном имени появились свои праведники – Прокопий и Иоанн Устюжские. Пожалование царем Федором Ивановичем Леонтьевской церкви земель упомянуто в позднейшей, середины ХVII в., явочной челобитной27. В 1641 в. известны старосты этой церкви – Иван Передмов и Фомка Филиппов, конфликтовавшие с попом, который служит «своим самоволством без мирских людей слова и хлеб емлет ружной насилством же»28.

В январе 1555 г. Иван IV выдал жалованную несудимую, тарханно-проезжую с элементами уставной грамоту Ростовскому архиепископу Никандру на домовые вотчины в Ростовском, Вологодском, Устюжском и Белозерском уездах. Это весьма содержательный, многоплановый документ, согласно которому владыка посылал десятильников с их приставами в города Ростовской архиепископии попрежнему для сбора доходов и духовного суда. Приставы могли брать подозреваемых на поруки и ставить перед десятильниками, а светские власти (наместники, волостели и тиуны) не должны были вмешиваться в церковный суд. Были также отменены прежние царские («наши») жалованные тарханные грамоты для тех монастырей и церквей Ростовской архиепископии, по которым они ранее освобождались от выплаты церковной дани и всех пошлин. Теперь бывшие «тарханщики» и новые церкви привлекались к уплате «церковной дани со всеми пошлинами и с судом по данным книгам». Сборы в домовую казну осуществлялись приказными людьми владыки, «хто у него тут на годовой десятине собирает дань»29.

В грамоте 1555 г. регламентировались венечные пошлины, собираемые приходскими попами: от «знамян» 2 алтына, печатного деньга, писчего 2 деньги «по старине». Каждый новый брак облагался выше предыдущего – «с двоеженца вдвое» с троеженца втрое, а без знамени отнюдь никоторой не венчает». Безусловно, венечные пошлины и регулирование семейно-брачных отношений – все это являлось источником немалых доходов Ростовской архиерейской казны.

Указание на структуру церковной организации на Устюге (черного и белого духовенства) содержится в завещании архиепископа Великоустюжского и Тотемского Александра 1699 г., упоминающем «архимандритов, игуменов, соборян, градских священников с диаконы»30. Черное духовенство и соборный причт играли важную роль в архиерейском управлении на Устюге: монастырские настоятели и протопоп Успенского собора являлись приказными людьми Ростовского владыки, осуществляя, наряду с его десятильниками, приставами, недельщиками, административно-судебные и налоговые полномочия31.

В организации приходского духовенства были важны выборные институты поповских старост и десятских. В актах из архива Михайло-Архангельского монастыря конца ХVI в. названы два старосты (Спасский поп Иван, Прокопьевский поп Афанасий) и один десятский (Семеновский поп Григорий). В их присутствии была оформлена отмерная и отдельная грамота устюжского десятильника Т.О. Губастова властям этого монастыря на деревню в 1595 г.32 Функционировал и институт выборных церковных старост, воплощавший тесную, органическую связь общинно-посадской и церковной жизни. В 1573 г. старосты церкви «Воскресения старого на сполье» Д.Ф. Жужгин и В.И. Козаков покупают у М.Е. Чуриковкиной деревню за 11 руб. 2 гривны33. Церковные старосты выбирались из «людей добрых и Бога боящихся, животом прожиточных, не упьянчивых, не воров и не бражников, кому мочно в церковной казне верить»34. О высоком правовом статусе церковных старост говорит размер штрафа за их «бесчестье», согласно севернорусскому Судебнику 1589 г, – 5 руб., «а жене его вдвое»35. Будучи обязательно людьми грамотными, церковные старосты вели приходные и расходные книги своих церквей, а ревизии этих книг регулярно проводились архиерейскими властями. Деятельность церковных старост находилась также под контролем общины и даже государства. О государственном регулировании института церковных старост свидетельствует царский указ 1625 г., согласно которому, они должны были «всякое церковное строение строить мирскими зборными деньгами, збирая меж себя по тому ж, как у них исстари велось, а церковных старост в тех зборных денгах считать по годом мирским людем, ково они меж себя выберут, чтоб церковные старосты зборными денгами не корыстовалися… А збирать бы денги старостам, смотря по церковному строению, и з совету мирсково, сколько доведетъца собрать, а собою одним без мирсково совету не збирать»36.

Во второй половине ХVI в. действуют устюжские десятильники – Афанасий Яковлев с. Парфеньев и Третьяк Олексеев с. Губастова (брат владычного дьяка в Ростове Салтыка Олексеева с. Губастова)37. Показателем публичноправовых полномочий устюжских десятильников являлось наличие у них своих печатей, упоминаемых в актах из копийной книги Михайло-Архангельского монастыря, опубликованной В.П. Шляпиным.

Обращаясь к источникам ХVII в., мы наблюдаем конкретную церковно-приходскую структуру Устюжской десятины в уже сложившемся виде. Отдельные моменты церковного строительства в Устюжской десятине ХVII в. были рассмотрены нами в специальных статьях по благословенным и храмозданным грамотам Ростовских митрополитов38. В сравнительном плане принципиальным является наличие учетной документации разного происхождения (государственного и церковного) – писцовых книг 1620-х и 1680-х годов, с одной стороны, и окладных и сборных книг Ростовской митрополии тех же десятилетий, с другой. Состав церквей и причта, храмоименование, материальное положение приходского духовенства, его налогообложение в пользу владык – все эти вопросы могут быть рассмотрены по названным источникам.

Приведем данные о составе церквей Устюга по писцовой книге Н. Вышеславцова и подьячего А.Федорова 131-134 гг. (1623-1626 гг.)39. Остановимся на церквях в крепости. Первой в книге указана соборная церковь Покрова Богородицы на Старом городище. Она была «древяна клетцки о трех верхах» и имела два придела – во имя Чуда Архистратига Михаила и великомученицы Екатерины. В храмовый комплекс входила также одноглавая церковь Варлама Хутынского с приделом Казанской Богородицы. В Устюжском летописце указана точная дата ее освящения – 17 апреля 1613 г., а 21 апреля уже отмечено первое чудо «прощения» больного человека от иконы Варлама40. Еще одна соборная церковь – Успения Богородицы (пятиглавая, с приделами Усекновения Честные Главы Иоанна Предтечи и преп. Михаила Малеина) – зафиксирована писцами в Большом остроге. В Успенский храмовый комплекс входила еще теплая церковь во имя Козьмы и Демьяна.

Многие церкви Большого острога также образовывали храмовые комплексы, причем входящие в них церкви упоминались уже в летописных заметках 1490-х годов. Это были: 1) холодная церковь Прокопия Праведного (с Борисоглебским и Георгиевским приделами) и теплая Алексея митрополита московского (с приделом Василия Блаженного); 2) холодная церковь Происхождения Честного и Животворящего Креста Господня (с приделом Иоанна Устюжского). Из этого придела «зимним временем» бросались свечи, ризы и сосуды в церковь Св. Власия, богослужение в которой велось только зимой.

На берегу Сухоны располагались храмовые комплексы: 1) церквей Рождества Христова и Рождества Богородицы; 2) церкви Дмитрия Прилуцкого и место церковное Николы Чудотворца. Два храмовых комплекса стояли на торговой площади: 1) Вознесения и Богоявления Господня (с Воздвиженским приделом); 2) пятиглавая «поставленная ново» церковь Воскресения Господня (с приделами Спаса Нерукотворного и царевича Дмитрия); 2) теплая церковь Иоанна Богослова с приделами Николы Чудотворца и Иоанна Златоуста. У гостиного двора находилась церковь Живоначальной Троицы с Флоро-Лаврским приделом и церковь великомученицы Варвары с приделом Афанасия Александрийского.

Меньшее число церквей было указано на посаде. За острогом против старой городовой осыпи отмечен храмовый комплекс Сретения Владимирской Богоматери и Св. Жен Мироносиц. Далее вниз по Сухоне стояли: церковь Петра митрополита, Благовещения Богородицы, Симеона Столпника (с теплой церковью Василия Кесарийского), Ильи Пророка (с ц.Зосимы и Савватия Соловецких). Напротив посада на правом берегу р. Сухоны в Дымкове слободе был храмовый комплекс церквей Дмитрия Солунского и Сергия Радонежского. В отличие от всех перечисленных выше городских и посадских храмов, этот имел царскую жалованную грамоту (Михаила Федоровича Романова) за приписью дьяка Мих.Смывалова на пашню и угодья41.

Сведения о храмах в писцовой книге 1623-1626 гг. можно существенно дополнить информацией из близкой о времени сборной книги 9 января 1625 г., отразившей их налогообложение в архиерейскую казну. Книга была составлена по приказу Ростовского митрополита Варлама устюжским десятильником, митрополичьим сыном боярским Г.В. Чубаровым на основе «данных уложенных книг по окладу В. Горяинова 133 (1625) года и имеет позднейшие приписки за 1628-1636 гг. Этот ценный источник был опубликован еще в 1894 г.42, но с тех пор, если не ошибаемся, бегло был использован лишь Н.И. Суворовым (в статье о Николо-Прилуцком двинском монастыре)43, В.П. Шляпиным (в статье об Орловской Всесвятской церкви)44 и Н.В. Устюговым. Последний подсчитал по нему общую сумму поступлений в казну ростовского митрополита – свыше 71 руб., а по «приходной зборной книге» 1682/83 г. возрастание ее до 183 руб.45 По ряду ремарок в тексте сборной 1625 г. видно, что публикация была осуществлена с оригинала книги. Его местонахождение ныне нам неизвестно. Текст состоит из совокупности однородных статей типа: Мироносицкой поп дани платит дани столько-то (плюс ряд пошлин), в конце после перечислений – всего по данному приходу столько-то алтын-денег. Особое значение источнику придает то обстоятельство, что в нем зафиксированы не только городские, но и сельские приходы Устюжской десятины. Их подборка в книге при некоторых сбивках осуществлена по трем третям – Двинской, Сухонской и Южской, по которым обычно проводились землеописательные работы в обширном Устюжском уезде. Состав владычной администрации, которой полагались отчисления, – это десятильник «с людьми» и доводчик. Церковный прямой налог «дань» аналогичен дани в системе государственного обложения, а упоминание доводчика также находит параллель в многочисленных актовых источниках средневековой Руси, отразивших функционирование наместничьего аппарата (тиуны, доводчики, праведчики, недельщики, различные данщики и писцы). Кроме того, состав архиерейской администрации и номенклатура пошлин книги 1625 г. в целом идентичны соответствующим перечням, отраженным в жалованных грамотах ростовских архиереев сельским причтам в вотчинах Кирилло-Белозерского монастыря ХV в.46

Денежные единицы, в которых взимались поборы, в сборной книге 1625 г. выражены по-разному: белами – дань, за корм десятильнику и его людям, алтынами и «деньгами» – взимания за объезд и пошлины десятильнику и доводчику. По всем городским и сельским приходам заметны фиксированные взносы десятильнику: за корм – 5 бел, его людям – 2 бел, за его пошлины – 5 алт.; доводчику: за корм – 3 деньги, за его пошлины – алтын. Из табл.2 видно, что доводчиковы пошлины нередко взимались нерасчлененно со взносом за его «объезд». Отчисления агентам архиерейской администрации были дифференцированными в зависимости от занимаемого в ней места (десятильники с их людьми получали больше, чем доводчики). Одинаковыми для всех храмов являлись две (не персонифицированные) пошлины. Во-первых, кутейное (по-видимому, отчисления в архиерейскую казну четвертой части «сорокоустных денег», получаемых «всем клиросом»47) – пол-третья алтына. Возможно, кутейное генетически восходит к «девятине» Археографического списка Краткой Правды, 41-я статья которой предусматривала отчисления в пользу церкви от доходов мечника и емца48. Девятина тоже связана с поминанием умерших в течение девяти дней. Во-вторых, была фиксированной писчая белка – 1 деньга. Наиболее раннее упоминание «писчего» (как и «людского») находим в жалованной грамоте Ростовского архиепископа Тихона причту Ризоположенской церкви на Бородаве 1500 г. В акте, по всей видимости, воспроизводился текст более ранней грамоты, архиепископа Иоасафа49. На основе расчетов, произведенных по самому тексту окладной книги, видим, что белкой здесь являлась мелкая монета достоинством в 3,0-3,3 деньги (1,5-1,6 копейки)50. По тяжести обложения городских и сельских храмов различия в книге 1625 г. касались только церковной дани. В ней указан ее общий оклад по Устюгу и уезду – 4775 бел, то есть 71,6 руб.51 Это совпадает и с подсчетами Н.В. Устюгова; сама же дань как прямой «централизованный» налог в указанное время составляла лишь треть от архиерейского дохода с Устюжской десятины. За пределами дани две трети поступлений были адресованы десятильнику и доводчику с их агентами. Налицо, полагаем, преобладание церковно-корпоративной формы налоговых изъятий над церковно-централизованной. В ходе дальнейшей эволюции финансовой системы Ростовской архиерейской кафедры доля пошлин в коммутированном денежном выражении над собственно данью еще более возрастет.

Взносы «за объезд десятильника» и «за объезд доводчика» выплачивались только причтами сельских церквей52. В книге по ряду приходов заметна унификация их размеров – 6 алтын за объезд десятильника и 3 алт. – за объезд доводчика. В то же время указаны довольно большие величины объездной пошлины, коррелирующей не только с населенностью приходов, количеством церковной земли у причетников, но и с реальным расстоянием данного прихода от Устюга, где была резиденция владычного десятильника. В писцовой книге 1623-1626 гг. отмечен двор «у Пречистые на площади Варлама митрополита Ростовского на приезд десятильником, длина двору по воротам 17 сажень с полусаженью, а поперег 15 сажень»53. На этом дворе находилась «святительская митрополич домовая казна»54. Для ведущегося там дело- и судопроизводства регулярно закупались большие партии бумаги («на всякие святителские писма и росходы»)55. С отдаленных приходов Вилегодской волости и Лальского острога платилось по 17-20 алт. объезда и по 130-160 бел дани56. Это максимальные показатели дани в изучаемой книге. Аналогию можно найти в Двинской уставной грамоте 1397 г.: дворянам «езду» от Орлеца до Матигор, Холмогор, Курострова – 2 белки, а до Нижней Тоймы – 30 белок57.

В территориальном отношении сельские приходы сборной книги 1625 г. относятся не только к Устюжскому уезду (хотя таких большинство), но и к Тотемскому, Сольвычегодскому, Яренскому уездам. Это устанавливается путем сопоставления названия волостей в сборной и современных ей писцовых книгах соответствующих уездов. Большую помощь в этом оказывают историко-географический обзор уездов и волостей Поморья, приведенный в классических монографиях М.М. Богословского, И.В. Власовой и Я.Е. Водарского, каталоге «Писцовые книги Русского Севера» под редакцией Н.П. Воскобойниковой, а также изданные Н.И. Суворовым итоги из окладной книги Великоустюжской епархии 1755 г.58 Понятие «Устюжской десятины» географически шире, чем «Устюжского уезда». Очерченная погостами сборной книги 1625 г. территория исторически отражает «Устюжскую землю», освоение которой в ХII-ХV вв. происходило во многом благодаря потоку «низовой колонизации», исходящему из Ростово-Суздальской земли, а в церковном отношении окормляемому Ростовской епархией. Тотемскими по своей гражданско-административной принадлежности являются упомянутые в сборной книге погосты в волостях Дмитриев Наволок, Сученская, Семенов Наволок. Представления об их размерах (весьма небольших) дает писцовая книга Тотемского уезда 1622-1625 гг. Ф.Р. Дурова и подьячего Е. Колюпанова. Например, в волость Дмитриев Наволок входили: погост и 8 деревень, в которых насчитывалось 30 дворов и 44 чел. м.п. В межевой части описания отмечен рубеж Дмитриева Наволока с Городищенской волостью Устюжского уезда (ныне – Нюксенский район Вологодской области)59. Несколько крупнее была другая тотемская волость – Cученга – в ее состав входили погост, 17 деревень, 60 дворов и 91 чел. м.п. В описании 1622-1625 гг. был отмечен ее рубеж с устюжскими землями – Бобровским ямом и Стреленской волостью60. Сольвычегодскими в сборной книге 1625 г. являются погосты в Пачеозерской, Вилегодской волостях, Андреевском стане (Вымская гора), Онтропьевой слободе и в Лузской Пермце – Архангельский, Никольский, Покровский, Воскресенский на Турьей горе. К Яренскому уезду относилась Ленская волость с Николаевским погостом (приходом)61.

Упоминаемые в сборной книге 1625 г. взимания за объезд и корм десятильника и доводчика с их людьми ретроспективно отражают существовавшие когда-то порядки древнерусского полюдья и последующей системы кормлений. Полюдье – это архаичный институт, зародившийся в недрах родоплеменного строя и имевший многообразные функции – ритуально-магические, политические, экономические. Его следует понимать двояко. Во-первых, это был непосредственно круговой объезд («кружение», как описывал его еще Константин Багрянородный) князьями определенной территории с целью сбора дани, осуществления судебно-налоговых, организационно-хозяйственных функций. Для Ростовской земли наиболее раннее летописное свидетельство функционирования полюдья относится к 1190 г. при вел. кн. Всеволоде Большое Гнездо62. На зимний период его осуществления указывают конкретные дни: 8 февраля князь был в Переславле, а 25 февраля – в Ростове. Во-вторых, это был корм, дифференцированно причитающийся участникам указанного объезда («людям») в зависимости от занимаемого ранга в данной феодальной иерархии. По такому же принципу осуществлялось присвоение должностными лицами и в системе кормлений: тиуны получали «вполы» волостелей, а доводчики – «вполы» тиунов и т.д.63

В 1620-е годы и непосредственный объезд агентами владычной администрации церковных приходов, и натуральный корм в пользу десятильников и доводчиков – все это было уже заменено денежным эквивалентом. Взимание основного церковного налога – дани – «белами» усиливает ощущение архаики, отразившейся в сборной книге 1625 г. Согласно Повести временных лет, дань в осенне-зимний период собиралась мехами (горностаями, куницами, соболями, белками – «по беле с дыма», то есть по беличьей шкурке со славянского жилища типа полуземлянки с печью, отапливаемой по-черному)64. Употребление же бел в качестве денежных единиц, согласно исследованиям В.Л. Янина, начинается во второй полови не ХШ в.65 Для района Устюга сравнительно раннее упоминание «бел» как денежной единицы находим в Двинской уставной грамоте 1397 г.: двинские гости на Устюге платили наместникам с воза две белки (в Вологде – по одной)66. На рубеже ХIV-ХV вв. великокняжеские данщики действовали наряду с «бельщиками» – они раздельно упоминаются в уставной договорной грамоте Василия I и митрополита Киприана67. В летописном рассказе о примирении устюжан с новгородцами и двинянами после неудачной попытки первых совершить поход на Двину в 1417 и 1425 г. говорится о том, что устюжанам пришлось выплатить «50.000 белки и 52 сорока соболей»68. В 1480-е годы государева дань «за соболи и за белку, и за бобровые гоны, и за рыбную ловлю, и за кречатьи садбищи» взималась с окладных единиц – луков на Вычегде, Выми, Сысоле, Удоре, Ужге с лука по соболю, «а не будет соболя, ино за соболь четыре гривны»69. Имперский посол С. Герберштейн писал в первой четверти ХVI в., что из Перми, Вятки, Устюга и Вологды белки привозились связанными пучками по десять штук70. «Белы» в качестве мелких монет (? – М.Ч.) фигурируют в жалованной оброчной грамоте ростовского архиепископа Кирилла причту Афанасьевской церкви в Сольвычегодске 1535 г. Ею устанавливался оброк в архиерейскую казну на Рождество Христово пол-30 бел, десятильнику 5 бел, доводчику 2 белки71.

В сборной книге Ростовского митрополита 1625 г. отразилась практика замены многочисленных поборов и взносов единообразным денежным оброком, оформляемая грамотами ростовских владык и напоминающая аналогичную практику выдачи княжеских и царских жалованных оброчных грамот. Такая замена известна и по некоторым грамотам московских митрополитов конца ХV в.72 Судя по ремаркам этой книги, подобные грамоты имели устюжские монастыри: Михайло-Архангельский, Иоанно-Предтеченский, Троице-Гледенский, Двинский Троице-Телегов. Практика выдачи таких грамот уходила еще в ХVI в., о чем упоминалось в царской грамоте архиепископу Никандру 1555 г. (см. выше). Об этом можно судить на основании челобитной властей Троице-Гледенского монастыря 1617 г. митрополиту Варламу, сообщающей о сгоревшей у них при пожаре более ранней грамоте («Варлама Старого…за красными печатьми», управлявшего Ростовской епархией в 1587-1596 гг.), по которой они платили за дань оброком по 2 руб. 5 алт. с деньгою73. Следовательно, в 1625 г. выплата с Троице-Гледенского монастыря «за дань оброком» была увеличена до 3 руб.

О размерах некоторых обителей дает представление писцовая книга 1623-1626 гг.: в Иоанно-Предтеченском монастыре было 30 чел. братии, а Михайло-Архангельский монастырь вообще являлся весьма крупным – 125 чел.74 На оброк была переведена церковная дань с недавно возникших малых монастырей Устюжского края – Богородицкого Усть-Недумского на р. Лузе75, Успенского Кичменгского, Некрюнской Успенской пустыни в Семенове Наволоке, Соловецкой пустыни в Комарицком стане (см. табл.2).

Платеж с некоторых приходов также был переведен на оброк «за дань и все пошлины» в год. Дозором и обложением новых храмов церковной данью и пошлинами в уездах Устюжской десятины могли заниматься поповские старосты и десятские г.Устюга. Делали они это «наезжая в приходы в правду, чего стоит» (в зависимости от количества дворов в данной местности), иногда – при содействии владычных детей боярских и всегда на основании митрополичьих грамот. Причиной оброчного обложения следует считать расширение церковно-монастырского строительства на территории Устюжской десятины Ростовской митрополии в первой четверти ХVII в. Об этом можно судить на основании порядка описания в сборной книге: в ней сначала фиксируется Кичменгский городок, а затем «отставка от городка – монастырек зачат новой, а нем поставлен храм во имя Успения Богородицы…» В отдельных случаях сообщаются даты сооружения новых церквей как «выставленных» или «отставленных» от материнских храмов. Например, в дер. Павине в вол. Святице в 123 (1615 г.) был поставлен новый храм во имя Николая Чудотворца – отставка из Троицкого храма соседней волости Сараевы76. Следует подчеркнуть, что в писцовых и переписных книгах XVII в. волости Святица и Сараева как соседние описывались иногда вместе77.

Порой в рамках одной волости (например, Черевковской Двинской трети) соседние приходы облагались по-разному – Никольские попы платили всю совокупность дани и пошлин десятильнику и доводчику (и это составляло внушительную сумму свыше 3 руб.), а Троицкий поп – унифицированный оброк 6 алт. 4 ден.78 Систематизация сведений об оброчных храмах, монастырях и пустынях в городе и уезде приведена ниже в табл.2. По ней заметна тенденция к унифицированному обложению большинства оброчных городских и сельских приходов – по 6 алт. 2 ден., либо городских монастырей – по 3 руб. Сам же перенос центра тяжести в организации налогообложения с агентов владычной администрации на институт поповских старост и десятских к 1620-м годам объясняет возникновение коммутированных сборов типа «за объезд», «за корм и все пошлины» десятильника и доводчика. Применительно к десятильникам наиболее значительной выплатой был «объезд», по сравнению с которым взнос «за пошлины» был вдвое меньше. У доводчиков же, наоборот, два эти компонента чаще всего были одинаковы по размерам (например, по гривне или по 3 алт. 2 ден., что в сумме своей также составляет гривну) – см. табл. 2.

О текущих сборах с приходов в Устюжской десятины после 1625 г. можно узнать из платежных отписей выборных поповских старост. Например, 22 января 1668 г. по указу ростовского митрополита Ионы поповский староста сольвычегодской Борисоглебской церкви Д.Дорофеев взял в архиерейскую казну по доходной книге с Богоявленской церкви Лальского погоста «за все пошлины оброком гривну, белозерщины 10 алт., казначейских 5 алт., в подъем гривна, протори 18 алт. 2 ден., и всего 1 руб. 2 гривны»79. Под «белозерщиной» в приведенном перечне следует понимать компенсацию за утрату Ростовской митрополией в 1658 г. «Белозерской десятины», 139 храмов которой были включены в состав Вологодской епархии80. «Проторями» назывались взимания на организацию ямской гоньбы для поездок архиерея и лиц его администрации. Сборы на ямские архиерейские подводы в 1686 г. с Богородицкой церкви в дер.Бобровникове, согласно мирскому приговору 1683 г., «с трех лошадей по алтыну с лошади»81. В соседнем с ним Царевоконстантиновском приходе размер «проторей» – 34 алт. – существенно превосходил все остальные взимания, включая и церковную дань (см. табл. 5).

Сопоставимый материал о «беличьем» и «оброчном» обложении отыскивается в «зборной книге» Ростовской митрополии в канун выведения Устюга из ее юрисдикции.

Книга имеет заголовок «Книги Устюга Великого митрополич зборной данной казне с посаду и уезду». Выше заголовка другим почерком помета: «190 (1682) году апреля в 8 день подал книги Устюга Великого выборной поповской староста Троицкой и Варварской поп Андрей»82. В переписной книге того же времени по г.Устюгу указан «двор Троицкого и Варварского попа Андрея Леонтьева, у него сын Ивашко, длина двора и огорода 15 сажень, поперег 5 сажень»83. Несомненно, составитель сборной книги 1682 г. и владелец отмеченного двора – это одно и то же лицо. По правому нижнему краю книга скреплена подписью устюжского соборного протопопа Максима, а в самом конце расписался еще черный поп Арсений Костюрин. Книга форматом в четверку, объемо


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.047 с.