Героя Советского Союза В.И. Казакова — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Героя Советского Союза В.И. Казакова

2020-06-02 253
Героя Советского Союза В.И. Казакова 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Нижегородской области

 

                                            

 

XIII Бутурлинские чтения

Имени маршала артиллерии,

Героя Советского Союза В.И. Казакова

 

Конкурс

Творческих и исследовательских работ

Духовные скрепы Отечества

 

 

Кавалер медали Ушакова

 

 

Номинация: «Память пылающих лет...»

 

 

Автор:

Точилина

Татьяна Петровна,

Бутурлинский Совет

ветеранов

Р.п. Бутурлино

Год

Михаил Александрович Точилин

(1922-2008гг)

Михаил Александрович Точилин

(1922-2008гг)

Неожиданная встреча

Февраль 1991г. Крым, Гурзуф, «Артек». Ребята из 10 отряда дружины «Алмазная» отправились на экскурсию в город-герой Севастополь.

     Погода стояла тёплая, настроение было отличное. По дороге экскурсовод рассказывал о море, о том, как может меняться цвет воды, что Черное море может быть практически любого цвета, от белого, голубого до тёмно- синего и чёрного.

     В Севастополе побывали у памятника затонувшим кораблям. Море здесь было мрачным, неласковым, даже грустным.

    Вот и военно-исторический музей Черноморского флота. Перешагнув порог этого величественного здания, ребята, как по команде, затихли. С интересом слушали экскурсовода, затем, получив возможность походить самостоятельно, стали рассматривать фотографии и экспонаты. Вдруг тишину нарушил возглас девочки, лет 12-ти: «Да это же мой дедушка!» Дети быстро подбежали к ней, а она, взволнованная от такой неожиданности, как бы оправдываясь, говорила: «У нас дома точно такая же фотография дедушки. Это он!» Со стены на детей смотрел молодой, бравый моряк, которого трудно было представить в роли дедушки. Но все сразу поняли, что этот молодой моряк – герой, обступили девочку и стали расспрашивать о нём. А она, вспоминая рассказ деда, вдруг поняла, почему у памятника затонувшим кораблям море было таким мрачным и грустным…Его крейсер «Червона Украина» был потоплен врагами тоже здесь, у Графской пристани города Севастополя…

                         

                

                

Героический крейсер

В Севастополе на  береговой стенке Графской пристани вмонтирована мемориальная доска из красного гранита:

Крейсер «Червона Украина»

      Михаил Точилин был призван в ряды Советской армии                        10 февраля 1941 года и получил распределение морфлот. Он понимал, чтопопасть в ряды военно-морского флота, охраняющего безопасность нашего государства на водных просторах, считается особой честью, и, поскольку условия жизни на корабле более суровы, чем на суше, надо быть сильным телом и духом, поэтому со всей ответственностью отнёсся к прохождению курсов молодого краснофлотца в Новороссийске. Через четыре месяца, получив звание старшины второй статьи, Михаил был направлен на крейсер «Червона Украина», в тот момент базирующийся на Чёрном море возле города Севастополя.                                                                                                                                       

      Крейсер, считавшийся флагманским кораблем Черноморского флота, был очень красив, настоящий шедевр русской корабельной архитектуры, которая даже во внешнем виде корабля подчеркивала его стремительность и боевую мощь. На крейсере располагались палубные и казематные орудия, пулемёты, торпедные аппараты, бомбомёты, глубинные бомбы, якорные мины. Экипаж был в основном молодой,  состоял из 852 человек.
       Красивая новая форма моряка, новые знакомства и впечатления…Михаилу   казалось, что служба должна быть интересной. Но уже через несколько дней он, как и все, окунулся в атмосферу тревожности на корабле.

Всё чаще в небе стали появляться немецкие самолёты, грубо нарушающие советское воздушное пространство. Они летали с поразительной дерзостью, уже не скрывая, что фотографируют наши военные объекты и приграничную полосу.

  За период с 1929 по 1937год Черноморский флот был значительно укреплён: построили более 500 боевых кораблей и катеров различных классов, сотни боевых самолетов, создали береговую оборону и систему противовоздушной обороны. Моряки день и ночь несли боевую вахту.                                                                                                    

     ... 22 июня в 3 часа 7 минут посты воздушного наблюдения Черноморского флота обнаружили приближение большой группы неизвестных самолетов.

    А в 3 часа 15 минут война пришла в Севастополь…!

 Еще не прозвучал ни один залп на западной границе, еще не погиб ни один солдат, а Священный город уже встретил врага, и первые жертвы Великой Отечественной были его…Фашистская донная мина упала на дом и разнесла его в клочья. В огне взрыва погибла семья из трёх человек. За долгую и кровопролитную войну еще погибнут миллионы и миллионы, но именно этим трем выпала страшная участь открыть скорбный и бесконечный список…

  Крейсер"Червона Украина" встретил войну на рейде Севастополя. Он вместе с другими кораблями участвовал в отражении первого налета

вражеской авиации, не зная еще, чьи это самолеты и какова цель налета. В первый же день войны "Червона Украина" получила свое первое боевое задание - приступить к постановке минных заграждений на подходах к

Севастополю. Через несколько дней, возвращаясь в базу, крейсер чуть не

подорвался на немецкой магнитной мине. Спасло то, что ему пришлось уступить дорогу портовому буксиру, который вел плавкран. Этот кран и подорвался на мине, которая вполне могла взорваться под крейсером.

    Как часто потом в мирной жизни снилось и вспоминалось Михаилу Александровичу Точилину это боевое крещение на «Червоне Украине»…!

С целью заблокировать Черноморский флот немцы сбрасывали электромагнитные мины.Днем и ночью грохотала орудийная канонада, гремели разрывы авиабомб, слышались приглушенные взрывы морских мин, высоко над морем вздымавшие огненно-черные смерчи...                                                                                                      

И в этих сложных условиях налетов авиации, обходя заминированные немцами участки, крейсер «Червона Украина» ставил минные заграждения в районе главной базы флота — Севастополя, прикрывал город интенсивным огнём.

 В конце лета тяжёлое положение сложилось в Одессе.Приняв на борт в Севастополе отряд из 720 моряков-добровольцев, «Червона Украина» под шквальным огнём переправила их в Одессу и приступила к мощной огневой поддержке сухопутных войск города, отбивая налеты вражеской авиации. Молодой коллектив крейсера сражался стойко и мужественно. Только за четыре дня боевых действий под Одессой в конце августа 1941 г. крейсер израсходовал по врагу около тысячи снарядов, в огневом поединке подавил крупнокалиберную батарею противника, обстреливавшую одесский порт.

   При отходе советских войск из Одессы в октябре 1941 г. на крейсере находился главный командный пункт командующего Одесским оборонительным районом контр-адмирала Г. В. Жукова, а также на корабле держал свой флаг старший морской начальник отряда кораблей прикрытия и сопровождения, командующий эскадрой Черноморского флота контр-адмирал Л. А. Владимирский. Такое доверие могли оказать только достойной команде военного корабля.

  Налеты вражеской авиации начались через два часа после выхода из Одессы крейсера «Червона Украина» и продолжались до подхода к Севастополю, но все атаки врага были отбиты.                                                                                                             

 Такое доверие могли оказать только достойной команде военного корабля.

Вернувшись в Севастополь 8 ноября, героический экипаж крейсера «Червона Украина»приступил к выполнению задачи по огневой поддержке оборонявших город войск. Он был поставлен на якоря и бочки невдалеке от Графской пристани и в течение пяти суток вел артиллерийский огонь по немецким позициям, не меняя своего места.

   Военный совет флота разработал план отступления эскадры из Севастополя, который планировали оставить со дня на день. Два крейсера, "Красный Крым" и "Червона Украина," должны были эвакуироваться последними, выполнив сперва еще одну боевую задачу - обстрел войск противника.                                                                               

  Немцы начали штурм Севастополя 11 ноября. В этот день "Червона                                                                                                 

Украина" по-прежнему была занята обстрелом береговых немецких позиций и выпустила по врагу более 600 снарядов главного калибра. Это в значительной мере задержало вражеское наступление. От одного из передовых батальонов немцев, например, в живых осталось только четыре бойца.

И тогда враги приняли решение, чтобы не нести массовые потери, уничтожить зловредный русский крейсер.

12 ноября 1941 года крейсер атаковали немецкие «Юнкерсы». В первой волне участвовало 28 самолётов. Это были опытные асы ВВС Германии, переброшенные в Крым из Средиземноморья, где они уже не раз выдерживали бои против кораблей британского флота. Пикировщики шли звеньями по трое, нападая то строем, то с разных курсовых углов, чтобы посеять неуверенность и панику среди зенитчиков. Крейсер открыл плотный заградительный огонь всеми стволами, которые только можно было задрать вверх - вплоть до того, что низколетящую цель обстреливал из главного калибра. И немцы дрогнули: успешно отбомбиться первая волна не смогла.
      Лишь трем самолетам удалось прорваться сквозь огонь и пройти прямо над крейсером. Первая бомба разорвалась в воде в 5-7 метрах от правого борта. Ее осколки брызнули по обшивке, спровоцировали на деревянной палубе пожар. Взрывной волной буквально вынесло за борт торпедный аппарат и сбросило матроса. Второе попадание пришлось в палубу бака, причем, пробив настил, бомба взорвалась на нижней палубе.

Бой был неравным, ведь корабль находился в невыгодном положении, ему нельзя было передвигаться и маневрировать. Он отбивался от самолётов огнём зениток, пулемётов, экипаж отстреливался из винтовок.

А бомбы все рвались и рвались, вода вокруг бурлила. Людей разбросало по всему кораблю,  многих выкинуло за борт. Горели разлившийся бензин, краска надстроек, дерево разбитой палубы и шланги для приема топлива. В лазарете горели матрацы и белье. Стена огня поперек палубы поднялась до мостика.  Носовая часть «Червоны Украины» заметно осела в воду, но корабль проджал вести бой и держаться на плаву. Почти сутки экипаж боролся за живучесть корабля, но повреждения оказались для него гибельными. Крейсер принял около 4 тысяч тонн забортной воды. Командир корабля капитан 2 ранга И. А. Заруба приказал личному составу покинуть корабль. Около четырех часов ночи 13 ноября «Червона Украина» затонула...Крейсер-герой ушёл под водус поднятым кормовым флагом…

Экипаж крейсера состоял из 852 человек. Более 70 человек погибли на борту корабля, ещё больше при переправе на землю.

    За членами экипажа были направлены из Севастополя баркасы. Но людей было много, баркасов мало, гибельный шквал огня накрывал с неба, большое количество раненых, которые не могли держаться на воде… И как вспоминал Михаил Александрович Точилин: «Многим не удалось выбраться из этого ада, одних поглотили волны Чёрного моря, других настигли пули немецких лётчиков…»

    Когда моряки собрались на берегу, единогласно было принято решение идти на помощь защитникам Севастополя. Добрались до передовой, получили оружие и сразу в бой.

       В планах немецко-фашистского командования Крыму отводилось большое значение. Овладев полуостровом, гитлеровская Германия получала доступ к Кавказу, где находились советские запасы нефти. Крым также планировалось использовать в качестве базы снабжения южной группы армий. Но в штабе противника не могли предвидеть, что оборона Севастополя будет такой упорной.

В первом наступлении немецких войск на город (11 ноября) были задействованы 4 пехотные дивизии, моторизованный отряд и румынская мотобригада. В ходе ожесточенных боев немцы смогли ценой больших потерь вклиниться на отдельных участках в передовой оборонительный рубеж. Второе наступление немцев на Севастополь началось 17 декабря. В штурме города участвовали 7 пехотных дивизий, 2 горнострелковые бригады, 150 танков, 300 самолетов, более 1000 орудий и минометов.

Основной удар противник наносил через Мекензиевы горы по направлению к Севастопольской бухте. Вспомогательный удар был направлен на город Инкерман. Немецко-фашистская армия почти в 2 раза превосходила защитников Севастополя по численности и огневой мощи. 

Вот в эту-то «мясорубку», под город Инкерман, и попали моряки с затонувшей «Червона Украины». Вооружены они были слабо, кому что досталось…Михаилу Александровичу выдали ручной пулемёт. Он вспоминал, что здесь шли очень тяжёлые оборонительные бои, одна атака сменялась другой. Немцы, озверев, сбросили бомбы даже на госпиталь Инкермана. Кроме бомб они сбрасывали с самолётов куски ржавых рельсов, которые, падая, издавали столь жуткий режущий душу звук, что у людей просто не выдерживала психика. Развлекаясь, немцы сбрасывали на наши позиции целые мешки гвоздей. Гвозди пронзали людей насквозь…

   15 января 1942 года. Прорвавшись к городу через железнодорожный туннель, немцы не давали передышки даже ночью. Героическим краснофлотцам удавалось несколько раз отбить атаки врага и отбросить их к сопкам. Но немцы, значительно превосходя наших бойцов в численном составе и по вооружению, ответили шквальным огнём, закидав моряков гранатами...

  Много моряков погибло, а старшина Точилин был тяжело ранен в левое предплечье, осколками гранаты перебило ключицу. Немцы остервенело продолжали наступление и обстрел. Рядом упал замертво заместитель командира взвода, а Михаил Александрович был ранен во второй раз и потерял сознание. Это его и спасло: прорвавшиеся немцы прошли мимо, приняв его за убитого. Истекая кровью, не имея возможности двигаться, он пролежал остаток дня и всю ночь. А на другой день бойцы другой части пошли в наступление и отбросили врага назад. Они-то и нашли тяжело раненого старшину.       

  В медицинском заключении о его ранении       было написано: «Множественное осколочное ранение мягких тканей левой лопаточной области, левого плеча, левой кисти руки.»

   Один госпиталь сменял другой, несколько операций… Но не смогли врачи удалить все осколки металла из тела моряка, так и остались они на всю жизнь страшным напоминанием, не давая ему спокойно спать по ночам.  

  До конца апреля 1942 года Михаил Александрович находился в госпиталях. О многом передумал он, борясь с болью бессонными ночами. Вспоминал своих погибших товарищей, которым, как и ему, в ту пору было чуть больше восемнадцати лет, которые многого в этой жизни не успели познать. И, конечно, вспоминал своих родных и близких, своё детство. А было ли оно детство и когда оно кончилось?

   Он родился в селе с редким названием: Медвежья Поляна Перевозского района, Горьковской области. Их семья из пяти человек жила в маленьком домишке с двумя оконцами. Жили бедно. Очень рано приходилось помогать отцу на работе. Когда Михаилу исполнилось 11 лет, его брату Николаю -13, а младшей сестре Анюте не было и двух лет, отец умер. Все заботы по домашнему хозяйству братья взяли на себя и ещё помогали матери на колхозных работах. После окончания пятого класса Михаил вынужден был оставить учёбу и пойти работать. Он был очень ловким, умелым и настойчивым, но сколько мог заработать подросток, да ещё в селе? Сначала старший брат Николай уезжает на заработки в город. Потом и Михаил едет в Горький и устраивается слесарем на завод «Двигатель революции». Получает комнату в бараке, забирает к себе в город мать и сестрёнку и заботится о них.

    А в феврале 1941 года его призывают в армию.

   Дальше – война! Ушёл на фронт и брат Николай. Мать с сестрёнкой остались в Горьком. Голодно, холодно и страшно было им там. Воздушные тревоги, паника людей, чужой город. И мать решила вернуться с дочкой в Медвежью Поляну… И сейчас ещё вспоминает сестра Михаила Александровича Анна Александровна, как заставляла её мама каждый день молиться святому Николаю Чудотворцу, чтобы братья вернулись живыми, и сама молилась, часами не вставая с колен.        

     Сколько лет военного лихолетья было впереди, никто тогда не знал. А сейчас была ещё только тяжёлая для всей страны весна 1942 года.

Получив отпуск после лечения в госпиталях, направляясь к родным в Медвежью Поляну, Михаил Александрович  заехал в Горький и зашёл в свой барак, чтобы повидать соседей. Соседка встретила его изумлённым взглядом, а потом молча отдала ему страшный треугольник… Похоронка на матроса Точилина пришла по тому адресу, откуда он уходил в армию. Только после войны рассказал он своим родным об истории с этой похоронкой…

Из воспоминаний сестры Михаила Александровича Анны Александровны (ныне проживающей в р.п.Б.Мурашкино): «Хоть мне и шёл тогда только десятый год, я хорошо помню, как брат приезжал в отпуск, как от радости плакала мама. Но мы жили так бедно, было очень голодно, что нам нечем было его даже угостить. Ему после ранения нужно было хорошее питание. Помню, что брат у нас заболел, и мы его еле выходили.…»                                                                          

       Немцам понадобилось 250 дней, чтобы взять Севастополь. Нашим войскам за 4 дня удалось взломать немецкую оборону. Штурм города начался 5 мая 1944г., а закончился 9 мая 1944г.  Стойкость и героизм севастопольских бойцов стала достойным вкладом в дело общей Победы в Великой Отечественной войне.

Немалую лепту в освобождение города –героя внёс и наш земляк, Михаил Александрович Точилин. Вот только победных салютов в честь освобождения Севастополя ему не удалось увидеть, потому что в это время он шёл на своём боевом катере по направлению фашистского логова, уничтожая врагов на своём пути.

 

 

Горели небо и земля, и даже волжская вода…

Летом 1942 года Точилин Михаил Александрович  получил направление в Военно-Волжскую флотилию, что формировалась в Ульяновске. Здесь его назначили командиром катера-тральщика, который должен был следовать к городу Сталинграду, где уже шли оборонительные бои. Задача команды катера – переправлять жителей Сталинграда, бойцов, боеприпасы и продукты питания.

Более двухсот дней и ночей, с 17 июля 1942 года по 2 февраля 1943 года, на территории донских и волжских степей шли тяжелые, кровопролитные бои. По продолжительности и ожесточенности, по количеству участвующих в них людей и боевой техники эта битва превзошла все предшествовавшие ей сражения.

Самая скорбная дата в истории Сталинграда - 23 августа 1942 года. Немецкие самолеты подвергли город Сталинград варварской бомбардировке. За один день противник совершил более 2000 самолетовылетов, немецкая авиация сбросила на город около 1 млн. бомб, в штурме Сталинграда участвовало почти 500 танков. Город был превращен в руины, погибло свыше 40 тысяч мирных жителей.

С началом бомбёжки Сталинграда все паромные переправы, связывавшие центр города с левым берегом Волги вынуждены были прекратить работу, так как противник наносил удары по судам, причалам и пристаням. И вот тут-то и несли свою опасную службу катера тральщиков Военно-Волжской флотилии.                          

На один из них и был назначен командиром Точилин М.А. Маневрируя среди разрывов бомб, увёртываясь от пушечно-пулемётных очередей, фашистских самолётов и отбиваясь от их атак огнём своих зенитных средств, пробивались катера  к правому берегу Волги, доставляя воинское пополнение, боеприпасы, снаряжение, а там забирали жителей и раненых бойцов и переправляли их на левый берег. Перевозки осуществлялись в темное время суток при выключен­ных огнях.

Флотилия несла потери, но корабли не прекращали рейсов между левым берегом Волги и набережными разрушенного города. А кругом был настоящий ад! Горели не только здания, горели небо, земля и вода в Волге. В огне плавилось стекло и металл, от жара в Сталинграде плавился и тёк по улицам асфальт…

Очевидцы свидетельствовали:

«Вспыхнул Сталинград, вспыхнула Волга от горящей разлившейся нефти. Раненые в госпиталях, спасаясь, выпрыгивали из окон. Корчились, обгорая, матери и младенцы в родильных домах. Камни плавились, как воск, а одежда на бегущих по улицам людях вспыхивала от нестерпимого жара».

В середине сентября, когда гитлеровцы пытались овладеть центральной частью города, для усиления 62-й армии прибыла прослав­ленная 13-я гвардейская дивизия генерала А.И. Родимцева. В ночь на 15 сентября под непрерывным огнем противника бронекатера и катера-тральщики форсировали Волгу и высадили 42-й стрелковый полк, который начал бой, чтобы оттеснить вражеские части от бе­рега и обеспечить высадку главных сил дивизии. В следующую ночь на катерах, буксирах, баржах, а также рыбачьих лодках все части дивизии были перевезены на правый берег реки.

Тральщики Волжской военной флотилии выполняли боевое задание под непрерывным обстрелом фашистской артиллерии и под воздействием вражеской авиации. Были случаи, когда они возвращались из операции, имея по 500 - 600 пробоин от осколков мин, пуль и снарядов. Гибли члены команды, гибли катера и мирные люди, которых переправляли на другой берег. Моряки не знали сна и отдыха по несколько суток подряд, чтобы помочь истерзанному городу. Михаил Александрович вспоминал: «Немцы бомбили с воздуха, обстреливали из орудий с берега, катер мог подорваться на мине…Каждый день мог стать последним. Хранила какая-то невидимая сила.»  

Тысячи спасённых людей Сталинграда обязаны своей жизнью героям- морякам Военно-Волжской флотилии, одним из которых был и командир катера-спасателя М.А.Точилин. И Победа пришла! Враг был разгромлен!

Основной опасностью на Волге в навигацию 1943 г. стала минная. Поэтому на борьбу с ней обращалось главное внимание, и велась она по следующим направлениям: создание благоприятного оперативного режима для безопасного плавания и обнаружения постановок мин вражеской авиацией; контрольное траление и уничтожение обнаруженных минных банок тралящими силами; размагничивание кораблей и транспортных судов; строгое соблюдение установленного режима плавания и обязательная проводка судов в опасных районах с помощью военных лоцманов.                   

Катер-тральщик  старшины М.А.Точилина летом 1943 года направляется на выполнение нового боевого задания: обеспечения безопасности караванам судов, идущих по Волге с горючим до Астрахани, при этом уничтожая обнаруженные мины, указывая им безопасный путь и прикрывая огнём от налётов фашистской авиации. Тральщики непрерывно работали по 12–18 часов в сутки, постоянно рискуя жизнью. О значении проделанной ими работы будет известно позднее из сводок информационного бюро. Тральщики с трал-баржами магнитными и с трал-баржами акустическими прошли в навигацию 1943 г. 143 929 км и уничтожили 59 мин. За навигацию 1943 г. по протраленным фарватерам Волги прошло свыше 8 тыс. судов. По Волге было перевезено только одной нефти и нефтепродуктов для Красной Армии и народного хозяйства свыше 7 млн тонн, что имело исключительно важное значение для обеспечения войск Красной Армии при разгроме немецких войск на Курской дуге. В 1943 г. конвойные корабли флотилии совместно с береговыми средствами ПВО транспортной службы Волжского бассейна успешно отразили 118 атак немецких самолетов и не допустили гибели судов от воздушных бомбардировок.                                                                                                                                  

 

 

 

Курс на Берлин

 

 Осенью 1943 года катера Волжской флотилии направляют в начале на реку Днепр, затем на реки Березина и Припять в Белоруссии.

Боевое крещение моряки флотилии получили в ходе операции «Багратион», особенно они отличились при освобождении Бобруйска, оказав огневую поддержку сухопутным войскам. Силами флотилии была оперативно переправлена через Березину 48-я армия 1-го Белорусского фронта, что помогло нашим войскам успешно развить наступление. Осуществлялось траление русел рек, высадка десантов, разведка позиций

немецкой обороны, прикрытие от авиации.

    За отличную работу Волжская флотилия была удостоена ордена «Красного знамени».

Морякам приходилось действовать в тылу врага: по ночам перебрасывали десантников, боеприпасы, продукты питания, медикаменты. Особенно запомнилось освобождение белорусского города Пинск. Катер с десантниками не мог подойти близко к берегу реки Припяти,  до берега оставалось метра три. Немцы, находившиеся в дозоре, заметив катер, открыли пулемётный огонь. Было очень холодно и ветрено. Десантники медлили, не решаясь прыгать в ледяную воду. И тут командир катера, старшина Точилин прыгнул в воду. Этого было достаточно, бойцы последовали его примеру. Была глубокая ночь. Город спал. Спали и немцы, когда их подняли по тревоге, они выбегали, не успев одеться, многие без оружия. Город был освобождён. За мужество и находчивость, проявленные в этой операции, Михаил Александрович был награждён медалью «За отвагу».

Шёл 1944год. Советская Армия повела наступление на всех участках фронта. Итогом этого наступления явилось полное освобождение территории СССР от фашистских захватчиков и перенесение войны в страны Европы и на территорию врага.

В 1944 году катера Волжской флотилии из Белоруссии перебрасывают на реку Западный Буг, откуда они по реке Висле двигались в Польшу, где немцы оказывали нашим войскам отчаянное сопротивление. И снова команда катера старшины Точилина сражалась с врагом вместе с отрядами десантников, которые на тот период в основном состояли из штрафников, отчаянно рвущихся в бой.

К середине февраля 1945 года в ходе Висло-Одерской операции советские войска вышли на ближние подступы к Берлину. Ставка начала разработку Берлинской операции. По приказу командующего 1-м Белорусским фронтом Маршала Жукова Днепровская флотилия должна была перебазироваться с Вислы на Одер для содействия войскам фронта в ходе будущего наступления. Готовились к трудному переходу. Во второй половине марта начался дальний, 700-километровый поход по рекам Висла,Нотец и Варта, также Бромбергскому каналу.

Немцы упорно сопротивлялись. Все мосты на реках были взорваны, подходы к наиболее значимым объектам, городам и населённым пунктам заминированы. Командир катера А.М.Точилин получает приказ переправлять через Одер пехоту, артиллерию, десантников, атаковать переправы немецких войск и другие объекты противника в прибрежной полосе. Непрерывные бомбёжки, обстрел береговой охраны, мины - ничто не могло остановить  его катера.   Команда с честью справилась с заданием.

За успешное проведение военной операции на подходах к Берлину Михаил Александрович был награждён медалью «Адмирал Ушаков».

Будут среди его наград и ордена Великой Отечественной войны, но самой дорогой наградой для него останется на всю жизнь эта медаль.                           

 МедальУшакова была учреждена Указом Президиума ВС СССР от 3.03.1944«Об учреждении военных медалей: медали Ушакова и медали Нахимова». 

Она стала старшей, самой почётной военно-морской медалью для награждения матросов, старшин и мичманов Военно-морского флота.                                                 

В годы Великой Отечественной войны плечом к плечу с сухопутными войсками шли к Великой Победе моряки военных речных флотилий. Боевой путь этих флотилий сложился по-разному. Если на Дунае, Волге и Амуре флотилии дейст­вовали, в основном, в бассейнах своих рек, то морякам Краснознамённой Днепровской флотилии выпала участь пройти боевой путь протяженностью в несколько тысяч километров от Сталинграда до Берлина.

В апреле 1945 года Краснознаменная Днепровская военная флотилия, находилась в оперативном подчинении командующего 1-м Белорусским фронтом Маршала Советского Сою­за Г. К. Жукова. Ещё недавно отгремели залпы корабельных орудий в ходе боев на Кюстринском плацдарме, а на моряков уже была возложена новая задача - взаимодействуя с войсковыми подразделениями приступить к штурму Берлина.

23 апреля 1945 года в ходе штурма Берлина была начата десантная операция на берегах реки Шпрее.

Команда катера, где был командиром старшина 1 статьи М.А.Точилин, в составе Краснознамённой Днепровско-Бобруйско-Берлинской бригады речных кораблей получила приказ выйти от Балтики по реке Шпрее к логову фашизма-рейхстагу, высадить там десант, доставить боеприпасы и продовольствие для бойцов.

Михаил Александрович вспоминал: «Приплыли на место ночью. Незаметно высадили десант на противоположном от рейхстага берегу. Когда стало светать, с любопытством рассмотрели величественно-зловещее здание фашистского логова, которое было окутано дымом и разукрашено яркими

языками пламени. Утром, 2 мая, нам было приказано вернуться в пригород Берлина - Ораниенбург. Там и застало нас 9-го мая известие о Победе! Началось невероятное: салютовали изо всех орудий, на земле и на воде, обнимались, как родные, даже с незнакомыми, плакали моряки и солдаты, не стесняясь и не пряча слёз…»

За отличные боевые действия в Берлине Краснознаменная Днепровская военная флотилия, была удостоена высшей военно-морской награды — орде­на Ушакова I степени.

В конце мая 1945 года Георгий Жуков провел в Бабельсберге разбор Берлинской операции. Выступить было предложено и командиру 9–го Бранденбургского Краснознаменного, ордена Суворова стрелкового корпуса Герою Советского Союза генерал–лейтенанту Ивану Рослому. И тут произошло неожиданное. Поднявшись к трибуне, он сказал: «Товарищ Маршал Советского Союза! Разрешите мне, прежде чем начать свое сообщение, низко поклониться нашим славным военным морякам, без решающей помощи которых я не смог бы в срок выполнить приказ о форсировании Шпрее и продвижении в район рейхстага».

          Не закончилась в мае 1945года военная служба для старшины

Михаила Александровича Точилина. Почти три года в должности командира катера-тральщика нёс он опасную вахту, каждый день «играя» со смертью, очищая Балтийское море от фашистских мин. Ежедневно их катер делал по 15 рейсов, разыскивая смертоносные «подарки» немцев.                           

   В 1947 году М.А. Точилин был назначен помощником командира взвода.

Война закончилась…А здесь каждый день гибли моряки или корабли. Были потери и на катере М.А.Точилина. Очень тяжело было командиру сообщать о гибели молодых моряков их близким, тяжело и обидно после Победы…

    Только в феврале 1948 года вернулся Михаил Александрович Точилин домой. Целых семь лет опасной службы в морфлоте! Севастополь, Сталинград, Белоруссия, страны Европы, Германия.

Он был всегда на передовой. На воде не спрятаться, не укрыться, корабль всегда на виду, всегда под обстрелом и в постоянной опасности напороться на мину…

Кавалер самой почётной медали на флоте, медали «Адмирал Ушаков», был настоящим командиром, подающим морякам пример мужества и решимости.

За отвагу и стойкость Михаил Александрович Точилин был награждён орденами «Красной звезды» и Отечественной войны 1 степени, медалями «За Победу над Германией», «За взятие Берлина», медалью Жукова, «300 лет Российскому флоту», юбилейными медалями.                                  

Командир военного катера М.А.Точилин с членами команды

Берлин -1945г

                    И мирный труд, как песня…

Вернувшись домой, Михаил Александрович прежде всего решил восполнить пробелы в образовании: сначала он поступает в Арзамасскую заочную среднюю школу, получает аттестат о среднем образовании с хорошими и отличными оценками. Затем поступает учиться на механика в Большемурашкинскую школу механизации. После окончания получает направление в Бутурлинскую МТС на дожность старшего механика. А дальше всё как полагается настоящему мужчине: женился, построил дом, рассадил сад, родилось два сына. Он постоянно совершенствовал своё образование, занимал ответственные должности. Много лет трудился в Бутурлине в сфере строительства, в частности, возглавлял участок облпотребсоюза. К наградам воина-освободителя у него добавилась медаль «За доблестный труд».

Потомки Михаила Александровича могут гордиться им, как защитником страны в лихое военное время, строителем и созидателем в мирное время. Под его руководством были построены новые современные объекты, которые украсили Перевоз и Бутурлино: рестораны, магазины, хлебзаводы и др. Где бы он ни работал, его отличали честность, принципиальность и профессионализм. Хороший семьянин, настоящий хозяин дома, он стал примером для своих детей, внуков и правнуков. Его старший внук, Михаил Александрович Точилин, названный в честь деда, перенял и его профессию: более десяти лет возглавляет строительство крупных промышленных объектов в городах нашей страны.

   Правнук, тоже Михаил, учащийся 5 класса, к юбилею Победы сочинил стихотворение о своём прадедушке. Это его мама, школьницей 12-ти лет награждённая путёвкой в Артек, в феврале 1991года в музее Черноморского флота города Севастополя нашла фотографию деда, героя- краснофлотца, кавалера медали «Адмирал Ушаков».

 

Используемая литература

1. Семейный архив М.А.Точилина.

2. Воспоминания М.А.Точилина.

3. Газета «Бутурлинская жизнь», 12 июля 2005г. -А.Лачинов

«От Севастополя до Берлина».

4. Мартынов В. «Повесть о крейсере».— М.: ДОСААФ, 1969г.

5. Е.Ф. Шнюков,Л.И. Митин, А.А. Щипцов«Опасное Черное море», 1970г.

  6. «… Наши части держались на последнем дыхании». Воспоминания    

командира крейсера «Червона Украина» капитана 2-го ранга И.А.Зарубы,

 журнал «Отечественные архивы» № 5 (2016).

  7. Сайт «Подвиг народа».

8. Центральный архив Министерства обороны (ЦАМО).

 

                    

                         Приложения

Сайт «Подвиг народа»

1 Точилин Михаил Александрович

__.__.1922 / старшина 2 статьи / Медаль «За отвагу».

2 Точилин Михаил Александрович

__.__.1922 / старшина 1 статьи / Орден Красной Звезды.

3 Точилин Михаил Александрович

__.__.1922 / старшина 2 статьи / Медаль «За отвагу».

4 Точилин Михаил Александрович

__.__.1922 / старшина 1 статьи / Медаль Ушакова.

5 Точилин Михаил Александрович

__.__.1922 / / Орден Отечественной войны I степени.

6 Точилин Михаил Александрович

__.__.____ / старшина 1 статьи / Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».

7 Точилин Михаил Александрович

__.__.____ / старшина 1 статьи / Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».

8 Точилин Михаил Александрович

__.__.____ / старшина 1 статьи / Медаль «За взятие Берли


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.128 с.