Уверенность в собственной правоте — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Уверенность в собственной правоте

2020-06-02 122
Уверенность в собственной правоте 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Многие избиратели почти ничего не понимают, когда политики и кандидаты на выборах говорят о премудростях, например, экономики, о своих программах. Но некоторым из них они просто верят. Хотя и не могут объяснить почему.

Оказывается, огромную роль в этом играет убежденность оратора, его уверенность в своей правоте. Среди тысяч невербальных сигналов, посылаемых оратором во время речи, существуют такие, по которым слушатели судят о степени убежденности. Остается лишь пожалеть, что среди убежденных в своей правоте политиков так много лжепророков...

Таинство влияния

Понятие spezzatura (способность придавать трудному вид простого) крайне полезно в преподавательском деле. Но эта способность в определенном смысле противопоказана в публичной политике. В мутной воде выспренних фраз легче затуманить сознание избирателей, а политики скорее заинтересованы в создании видимости чрезмерной сложности решаемых ими проблем и своих титанических усилий по их разрешению.

Публичные выступления подобны произведениям искусства: они должны быть яркими, захватывающими, даже развлекающими. Обнаживший скрытые механизмы своего творения немедленно становится простым смертным. То, что доступно

335

пониманию, не вызывает благоговейного чувства: слушатели скажут, что и сами справились бы не хуже, будь у них столько денег, времени и желания заняться политикой. Куда благоразумнее скрыть механизмы своего искусства, не поддаваясь искушению продемонстрировать технологию творчества.

Талейран применял эту концепцию постоянно, и это способствовало тому, что его окутывала таинственная аура власти. Он никогда не любил слишком тяжело работать, но заставлял других выполнять работу для него - шпионаж, расследования, детальный анализ. Имея в своем распоряжении результаты этого гигантского труда, сам он, по крайней мере внешне, никогда не был в видимом напряжении и выдавал свои сентенции как бы играючи, будь то искрометный «экспромт» (заранее заготовленный) или «предвидение» (подготовленное трудом оплаченных им помощников).

336

ГЛАВА 7

МАНИПУЛИРОВАНИЕ СОЗНАНИЕМ ИЗБИРАТЕЛЕЙ

В политике ради известной цели можно заключать

союз даже с самим чертом - нужно только

быть уверенным, что ты проведешь черта,

а не черт тебя.

К. Маркс.

Манипулятивные политтехнологи преступают нравственные критерии общественной жизни. Тем не менее действительность такова, что в ней имеют место нечестные методы и формы конкурентной борьбы с применением этих технологий.

Споры о том, применять или не применять их, относятся к разряду философских и выходит за рамки настоящей книги. Реальное положение вещей таково, что эти технологии применяются, причем полномасштабно и в самом омерзительном виде.

В странах западной демократии политтехнологи научились использовать их более тонко, внедрив в общественное сознание ряд традиций и обычаев, сопутствующих политике.

Так, например, общеизвестно, что почти все здоровые мужчины время от времени погуливают на стороне. Но придают огласке эти факты, причем в планетарном масштабе в рамках «демократических основ», исключительно в нужный момент и только в корыстных интересах соответствующих политических сил. Злоключения Билла Клинтона - яркое тому подтверждение. Погуливал регулярно, а всплыло на поверхность - когда понадобилось его политическим оппонентам.

Нынче в политической борьбе слишком высоки ставки (в России власть - это и средство обогащения), поэтому характер

337

действий определяется не нравственностью, а целесообразностью.

Действительность такова, что без учета возможности применения конкурентами манипулирования сознанием избирателей и административного воздействия на ход и исход выборов достижение успеха невозможно.

Вскрыв технологии манипулирования избирателями, мы поставим всех участников выборов в равные условия с позиции знания того, чего можно ожидать от команд кандидатов.

В результате итоги выборов станут в большей степени отвечать желаниям избирателей. Осведомленность их о манипулятивных политтехнологиях поможет воспрепятствовать введению в заблуждение общественного сознания.

Поэтому освещение этих технологий вполне соответствует демократическим нормам и принципам общественной жизни. К рассмотрению этих технологий мы и приступим.

ЦЕЛИ И СРЕДСТВА

 

Политик имеет право заведомо обманывать

только в трех случаях: в предвыборной кампании,

во время войны и после охоты.

О. Бисмарк.

Конечная цель манипулятивных политтехнологий состоит в завоевывании голосов избирателей любыми средствами. Но при этом возникает вторичный эффект манипулирования сознанием - превращение избирателей в безликую, бездумную, послушную электоральную массу, которой легко управлять. И на этом пути уже есть «достижения».

Так, исследования Ю. Лисовой показали, что «большинство представителей регионального социума низко оценивает возможность своего влияния как на центральную, таки на местную власть, которые мало восприимчивы к их мнению, Возможные кардинальные изменения в регионе население связывает с надеждами на федеральную исполнительную власть. Региональная же власть ассоциируется в сознании социума с абстрактной

338

субстанцией. Указанные факторы способствуют формированию патерналистского типа сознания и превращению региональных и местных выборов в формальную процедуру.

Исследование показало также нестабильность, напряженность эмоционального состояния населения, хаотичное сочетание политических взглядов и убеждений, отсутствие идей и установок, мобилизующих массы и увязывающих частные интересы с общественными. Указанные тенденции (неорганизованность индивидов в массе, а также иррациональность их поведения и низкий уровень сопротивляемости) позволяют сделать вывод о существовании благоприятной почвы для политических манипуляций в регионе» [152].

По степени соответствия закону, общепринятым нормам морали или тому и другому вместе политтехнологии делятся на «белые» и «черные». Последние представляют собой комплексы неофициальных мероприятий, нарушающих этические нормы, а подчас и преступающих закон.

Завоевать сердце избирателя трудно и дорого, проще обмануть его. Это-то и нравится иным политконсультантам. Как заметил один из них, «честно много не заработаешь». Да и многие нынешние и бывшие депутаты сами признаются, что в ходе выборов так или иначе использовали «черные» технологии, в основе которых лежит манипулирование общественным сознанием.

К сожалению, грязные избирательные технологии пошли гулять по России, Украине и другим странам СНГ. И если вначале штабы кандидатов еще соблюдали видимость приличия, то сейчас на выборах они распоясываются не на шутку. Пиаровские приемчики стали изощреннее, слухи - грязнее, «наезды» - опаснее. Увы, совершенству технологий нет предела, особенно, когда за это платят большие деньги. Закон в этом случае становится глухим.

Кроме избирательных технологий, есть еще и административные способы влияния на результаты выборов. Родился даже специальный термин - «административный фактор». Диапазон воздействия этого фактора колеблется от прямых фальсификаций результатов выборов до оказания давления на прессу, телевидение, избирательную комиссию, команду конкурента и т. д. Административный фактор с особой силой проявляется

339

в тех регионах, где губернатор или мэр города полностью контролируют все ветви власти, создали своего рода удельные княжества со своими порядками и правилами игры.

Административный ресурс был использован руководством России при выборах президента в 2008 году. «В новостных выпусках всех телеканалов «кандидату власти» Дмитрию Медведеву отводилось до 50% времени. При этом о других кандидатах - или ни слова или 1-2 минуты.

В использовании административного ресурса вертикаль власти иногда забывает всякий стыд и приличия. Так, на выборах в Госдуму России в 2007 году в Чечне и Ингушетии избирательные комиссии этих регионов предъявили почти стопроцентную явку и единодушное голосование за «Единую Россию». Однако большая группа избирателей обратилась с жалобой в Центризбирком: они не принимали участия в выборах. Последний оставил эти заявления без внимания.

На примере России приведем некоторые причины расцвета «грязных» избирательных технологий.

При общей коррумпированности государственной машины в России выборные должности стали источником крупных доходов, способом сохранения, захвата или передела собственности, перекраивания бюджета в интересах дружественных избранному лицу структур.

В результате первоначального накопления капитала, как в свое время в других странах цивилизованного мира, он в основном сосредоточился в руках людей, преуспевших благодаря отсутствию серьезных моральных устоев. Свои законы бизнеса и свои методы достижения успеха они переносят и в политику.

Участие в выборах, особенно после отказа от советской системы и укрупнения избирательных округов, даже на низовом уровне (район - город), стало' очень' дорогостоящим занятием. Позволить себе участие в них могут либо сверхпопулярные люди, либо люди, имеющие деньги или богатых спонсоров.

Система способов ведения предвыборной кампании «по черному» включает следующие частные стратегии:

· обман избирателей;

· очернение конкурентов в глазах избирателей;

· ввод конкурентов в заблуждение относительно своих намерений;

340

· обман конкурентов в отношении планов других конкурентов.

При этом нарушение правил предвыборной агитации происходит по следующим направлениям:

· распространение в СМИ лживой информации, порочащей честь и достоинство кандидатов-соперников;

· распускание лживых слухов;

· проведение лжеагитации «от имени» своего соперника (выпуск «лжелистовок» И даже «лжегазет»);

· срыв агитационных мероприятий конкурентов;

· создание искусственных препятствий кандидатам-соперникам в проведении их предвыборной работы.

Как правило, «черные» политтехнологии направлены против фаворитов избирательной кампании. Определенное представление о прием ах манипулирования сознанием в избирательных кампаниях дает исследование О. М. Горбачевой, некоторые результаты которого представлены в следующей таблице.

Частота и действенность использования информационно-манипулятивных технологий в политической кампании среднего масштаба

Технология Частота использования Эффект (результат без учета затрат)
1 Слухи Около 80 раз 40 – 45%
2 Использование служебного положения 50-60 раз 83 %
3 Повторение ключевой информации 50-70 раз 99%
4 Манипулятивное влияние видеокадра и его речевое сопровождение 20-30 раз 94%

341

5 Поддержка влиятельными лицами (актерами, политиками) 10-20 раз 73%
6 Самореклама 10-15 раз 31 %
7 Привлечение внимания с помощью скандалов до 5 раз 20%
8 Сенсационность 1-3 раза 48%

 

 

Автор выявила, что технологии, активно опирающиеся на СМИ (ТВ, пресса, радио), дают значительно больший эффект по сравнению с другими манипулятивными способами. Однако с конца 90-х годов, когда доверие к СМИ среди населения стало неуклонно падать, возросло значение слухов как источника информации. Это было моментально подхвачено и использовано политтехнологами.

Из таблицы явствует, что наиболее эффективной является технология «повторение ключевой информации» (элемент НЛП). В любом виде, с экрана ли телевизора, или со страниц газет и журналов, в виде рекламных щитов информация «оседает» в сознании и подсознании человека, проходя стадии, свойственные рекламе абсолютно любого продукта [70, 20].

Наиболее распространенными методами воздействия рекламы на электорат в регионах являются: повторение; эксплуатация отрицательных эмоций, чувства страха и неуверенности; ссылка на мнение экспертов, авторитетных личностей; широкое использование результатов опросов общественного мнения [152, 18].

Если говорить о финансовых средствах на проведение избирательной кампании, то, как показывает практика, наряду с административным ресурсом они играют решающую роль. Этот вывод подтвержден соответствующими исследованиями.

После первичных выборов в конгресс в 1972 году Джозеф Граш и его коллеги выяснили, какое количество денег потратили кандидаты на политическую рекламу во время выборов, и обнаружили, что в большинстве случаев в предвыборной борьбе победили те, кто потратил больше денег [365].

342

Впоследствии Граш опять-таки пришел к заключению, что претенденты, потратившие больше денег на первичных выборах кандидата в президенты 1976 года от деА1Ократической партии, как правило, получали большее количество голосов.

Оказалось, однако, что от внимания к кандидатам средств массовой информации выигрывали в первую очередь относительно малоизвестные избирателям кандидаты. (То есть можно привести к победе «кота в мешке» - были бы деньги.) Но в ходе президентских выборов, когда кандидаты чрезвычайно хорошо известны, массированные атаки средств массовой информации менее эффективны [379]. Однако даже минимального воздействия может быть достаточно, чтобы выиграть борьбу, в которой соперники почти настигают друг друга.

В целом манипулятивные технологии занимают одно из важнейших мест в системе оболванивания населения в ходе предвыборных кампаний.

МАНИПУЛЯТИВНЫЕ ПРИЕМЫ

Говорить правду - это буржуазный предрассудок.

В. И.Ленин.

 

Люди так простодушны и так поглощены ближними нуждами,

что обманывающий всегда найдет того, кто даст себя одурачить.

Н. Макиавелли.


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.039 с.