Что имеет значение при вербальном речевом воздействии? — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Что имеет значение при вербальном речевом воздействии?

2020-06-02 95
Что имеет значение при вербальном речевом воздействии? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Практическое занятие

Дата: 26.03.20г.

По дисциплине: Риторика в ДОУ

Тема занятия: Вербальное и невербальное речевое общение

Цель занятия: Практическое овладение риторикой – правилами и приемами эффективного риторического воздействия, отработки практических риторических навыков, обучению наиболее востребованным в повседневной жизни жанрам и типам риторических выступлений. Закрепить знания и практические умения студентов в вербальных и невербальных формах общения.

 

Выполнила:

студентка 4-го курса

группы ДО-16

                  Плахотникова Т.А.                                 

 

 

                                       

 

 

Симферополь,  2020

Практическое занятие

 

Учебные вопросы, разбираемые на занятии.

Что имеет значение при вербальном речевом воздействии?

Речевое воздействие - это воздействие на человека при помощи речи и сопровождающих речь невербальных средств для достижения поставленной говорящим цели. Способы и приемы такого воздействия изучает новая наука - наука о речевом воздействии, об эффективном общении.

Различаются два основных способа речевого воздействия: вербальный (при помощи слов) и невербальный.

При вербальном (от лат. verbum - слово) воздействии важно, в какой речевой форме вы выражаете свою мысль, в какой последовательности приводите те или иные факты, как громко, с какой интонацией говорите. Для вербального речевого воздействия существенны как выбор языковых средств для выражения мысли, так и само содержание речи - ее смысл, приводимая аргументация, расположение элементов текста относительно друг друга, использование приемов речевого воздействия и др. Вербальные сигналы - это слова.

Невербальное речевое воздействие - это воздействие при помощи несловесных средств, которые сопровождают нашу речь (жесты, мимика, наше поведение во время речи, внешность говорящего, дистанция общения и др.)

Все эти факторы сопровождают и дополняют речь и рассматриваются в речевом воздействии исключительно в их соотношении с речью, что и позволяет использовать термин "невербальное речевое воздействие".

Невербальные сигналы - это отдельные жесты, позы, черты внешности, действия собеседников в процессе общения и т.д.

Функции вербальных и невербальных сигналов в общении совпадают. Как те, так и другие:

передают информацию собеседнику (намеренную и ненамеренную);

воздействуют на собеседника (сознательное и бессознательное воздействие);

воздействуют на говорящего (самовоздействие, сознательное и бессознательное воздействие).

Правильно построенные вербальное и невербальное речевое воздействие обеспечивают эффективность общения.

В процессе общения вербальные и невербальные факторы речевого воздействия тесным образом взаимосвязаны, однако есть заметные различия в их роли на разных этапах общения.

Невербальные факторы коммуникации имеют наиболее важное значение при знакомстве людей друг с другом, при первом впечатлении и в процессе отнесения собеседника к какой - либо категории - профессиональной, возрастной, интеллектуальной, социальной и др. По данным Е.А. Петровой, при знакомстве в первые 12 с. общения 92% информации собеседники получают невербально.

Дайте понятие конгруэнтости и не конгруэнтности.

 

Слово «конгруэнтность» многим из нас запомнилось еще со школьных уроков геометрии. С тех времен некоторым, наверняка, известно, что геометрические фигуры считаются конгруэнтными, если одну из них можно перевести в другую (зеркальным отображением, сдвигом, вращением). Однако сейчас все чаще это слово звучит и во «взрослой» жизни, и теперь мы знаем, что конгруэнтность – это термин, который также широко применим в психологии. Что же он значит?

Итак, что подразумевает под собой конгруэнтность в психологии?

Конгруэнтность - это совпадение внутренних чувств и ощущений человека с их внешними проявлениями (то есть соответствие вербального и невербального).

Конгруэнтное поведение

Рассмотрим показательные примеры. Человек, пребывающий в расслабленном, гармоничном настроении, обычно в словах и жестах совпадает со своим внутренним состоянием и является конгруэнтным. Та же ситуация с людьми, полными энергии и «транслирующими» миру то, что они чувствуют.

 

Подразделение жестов.

Классификация жестов по Дж. Ниренбергу и Г. Калеро[1]

Жесты открытости и готовности к искреннему и откровенному разговору: «раскрытые руки», собеседник протягивает вперед в вашу сторону руки ладонями вверх, «расстегнутый пиджак».

Жесты подозрительности и скрытности: собеседник не смотрит на вас, отводит глаза в сторону, а также потирает лоб, виски, подбородок, пытается прикрыть лицо руками.

Жесты и позы защиты: скрещенные на груди руки.

Простое скрещивание рук помимо оборонительного или негативного состояния может означать просто спокойствие и уверенность в бесконфликтном общении.

Если скрещивание рук сопровождают сжатые кулаки, это свидетельство активной враждебности. Для снижения накала негативных эмоций рекомендуется замедлить темп своей речи и движений, если собеседник не последовал вашему примеру, следует сменить тему разговора.

Сдерживание сильной негативной реакции выражает поза, при которой кисти скрещенных рук крепко обхватывают плечи, иногда пальцы даже могут побелеть.

Среди деловых людей достаточно популярна поза со скрещенными на груди руками, с вертикально выставленными большими пальцами — она выражает не только негативное отношение, но и превосходство.

Жесты размышления и оценки: руки у щеки, пощипывание переносицы. На стадии принятия решения собеседник может почесывать подбородок.

Критическое отношение отражают руки у лица, ладонь поддерживает подбородок, указательный палец вдоль щеки, остальные пальцы находятся ниже рта.

Жесты сомнения и неуверенности: почесывание указательным пальцем правой руки под мочкой уха или боковой части шеи, прикосновение к носу или его легкое потирание.

Жесты и позы, свидетельствующие о нежелании слушать и стремлении закончить беседу: собеседник демонстративно снял очки и отложил в сторону; опущенные веки, «почесывание уха» свидетельствует о стремлении отгородиться от произносимых слов; потягивание мочки уха означает, что собеседник устал слушать и готов высказаться.

Если собеседник готов закончить беседу, он может неосознанно передвигаться или поворачиваться в сторону двери, его ноги обращаются к выходу.

Жесты, свидетельствующие о желании преднамеренно затянуть время: собеседник постоянно снимает и надевает очки, протирает стекла, неторопливо расхаживает по комнате; с тем, кто расхаживает, разговаривать бессмысленно.

Жесты уверенных в себе людей с чувством превосходства над другим: руки за головой с разведенными локтями, руки за спиной с захватом запястья; руки за спиной, соединенные в замок, могут означать, что человек расстроен и пытается взять себя в руки.

Жесты несогласия: попытка собрать несуществующие ворсинки с костюма является одним из таких жестов.

Жесты, выражающие агрессивность: тесно сплетенные пальцы рук, особенно если руки находятся на коленях, поза «верхом» на стуле; руки упираются в поясницу, ноги широко расставлены — открытое проявление агрессии, в том числе сексуальной.

Жесты готовности, например, закончить разговор или встречу: корпус наклонен вперед, руки лежат на коленях или держатся за боковые края стула. Если вы видите сигналы, свидетельствующие о желании собеседника закончить разговор, постарайтесь первым предложить закончить беседу и, таким образом, сохранить психологическое преимущество.

 

Фактор внешности

Одежда

 Коммуникативную позицию человека усиливает темная традиционная одежда, добротный материал, контраст темных и белых тонов. Усиливают воздействия высокие шляпки, каблуки, очки в темной роговой оправе. Выигрышно выглядит чистая, аккуратная одежда. Сочные цвета одежды характеризуют человека как радующегося жизни, успешного. Усиливает коммуникативную позицию говорящего умеренная модность его одежды.

Прическа

Высокая прическа повышает статус ее носителя. Интересно, что блондинок воспринимают обычно как более привлекательных, но при этом поверхностных, неглубоких в суждениях, а брюнеток воспринимают как более серьезных, умных, компетентных. Короткая прическа мужчины говорит о его деловитости, невысоком интеллекте, длинные волосы - о творческом начале, интеллектуальности. Силуэт Усиливают позицию человека прямоугольный силуэт одежды, а шарообразный силуэт, мягкие свитера, джинсы наоборот, ослабляют коммуникативную позицию говорящего. Чем ближе силуэт человека к прямоугольнику, тем эффективнее производимое им впечатление. Костюм для мужчины, традиционный английский костюм для женщины создают впечатление авторитетного, компетентного, надежного человека.

Сложение

Высокий рост, атлетическое телосложение усиливают коммуникативную позицию человека. Высокие люди пользуются большим авторитетом. Физическая привлекательность Физическая привлекательность человека ассоциируется у людей с положительными человеческими качествами. Физически привлекательные люди воспринимаются окружающими как общительные, популярные, успешные, убедительные (способные убеждать), счастливые, имеющие много друзей. Привлекательных людей мы склонны считать более умными (хотя это далеко не так, часто бывает наоборот, но в американском эксперименте мужчины оценивали сочинения, написанные женщинами, которые приложили к своим сочинениям свои фотографии, и более красивые женщины получили более высокую оценку). При этом, однако, люди обычно не хотят, чтобы их руководитель был очень красивым. Все ощущают, что находясь рядом с привлекательными людьми, они улучшают у окружающих впечатление о себе. Особенно важна физическая привлекательность при первом знакомстве.

Мимические сигналы

Мимика - это выразительные движения лица. Наиболее эффективна и действенна мимика приветливости, ядром которой является улыбка. Улыбка в общении выполняет следующие функции:

·Характеризует улыбающегося как носителя положительных признаков;

·Вызывает ответную положительную эмоцию у собеседника; ·Поднимает настроение самому говорящему;

·Стимулирует продолжение контакта;

 ·Уменьшает болевые ощущения.

 Признак искренней улыбки - подвижность бровей в момент улыбки. Сигналы жестов и поз Жесты - динамические выразительные движения тела.

 Позы - фиксированные, статичные положения тела, принимаемые человеком. Позу можно рассматривать как застывший жест. Жестовые сигналы делятся на следующие типы:

·Оценочные: позитивные, негативные;

·Сигналы отношения;

·Сигналы намерений;

·Сигналы состояний;

·Риторические: усилительные, изобразительные указательные.

 

Одежда

Коммуникативную позицию человека усиливает темная традиционная одежда, добротный материал, контраст темных и белых тонов. Усиливают воздействия высокие шляпки, каблуки, очки в темной роговой оправе. Выигрышно выглядит чистая, аккуратная одежда. Сочные цвета одежды характеризуют человека как радующегося жизни, успешного. Усиливает коммуникативную позицию говорящего умеренная модность его одежды.

Прическа

Высокая прическа повышает статус ее носителя. Интересно, что блондинок воспринимают обычно как более привлекательных, но при этом поверхностных, неглубоких в суждениях, а брюнеток воспринимают как более серьезных, умных, компетентных. Короткая прическа мужчины говорит о его деловитости, невысоком интеллекте, длинные волосы - о творческом начале, интеллектуальности.

Силуэт

Усиливают позицию человека прямоугольный силуэт одежды, а шарообразный силуэт, мягкие свитера, джинсы наоборот, ослабляют коммуникативную позицию говорящего. Чем ближе силуэт человека к прямоугольнику, тем эффективнее производимое им впечатление. Костюм для мужчины, традиционный английский костюм для женщины создают впечатление авторитетного, компетентного, надежного человека.

Сложение

Высокий рост, атлетическое телосложение усиливают коммуникативную позицию человека. Высокие люди пользуются большим авторитетом.

Задания 1.

Какие утверждения правильные?

1.Соблюдение этикетных норм культуры общения необходимо для достижения коммуникативной цели общения.

2.Культура речи человека символизирует его компетентность.

3.Культура речи несет информацию о человеке как носителе позитивных качеств.

4.Снижая себя в глазах собеседника, мы демонстрируем свою некомпетентность.

5.Снижая себя в глазах собеседника, мы укрупняем собеседника.

6.Комплименты не имеют противопоказаний.

7.Лесть — это разновидность комплимента.

8.Благоприятное внешнее впечатление надо производить в первую очередь на женскую часть аудитории, для мужчин это безразлично.

9.Повторение обращения к собеседнику или аудитории усиливает речевое воздействие.

10.Повтор обращения только раздражает собеседника.

11.Употребление книжных слов повышает доверие любой аудитории к собеседнику.

12.Цифры в публичном выступлении надо округлять.

13.В публичном выступлении лучше воспринимаются короткие фразы.

14.Самую важную информацию надо давать в середине выступления.

15.Самым привлекательным для слушателей качеством оратора является аргументированность его речи.

Правильные ответы: 1, 3, 4, 7, 9, 12, 14, 15

 

Задание 2.

Прочитайте текст. Как готовит Остап Эллочку к просьбе? Перечислите все комплименты, какие Остап говорит в адрес Эллочки. Можно ли сказать, что Остапу за короткое время удалось расположить к себе совершенно незнакомую женщину? Благодаря чему? Какие правила речевого воздействия он использовал?

Дверь открылась. Остап прошел в комнату, которая могла быть обставлена только существом с воображением дятла. На стенах висели кино открыточки, куколки и тамбовские гобелены. На этом пестром фоне, от которого рябило в глазах, трудно было заметить маленькую хозяйку комнаты.<...>

Остап сразу понял, как вести себя в светском обществе. Он закрыл глаза и сделал шаг назад.

—    Прекрасный мех! — воскликнул он.

—    Шутите! — сказала Элл очка нежно. — Это мексиканский тушкан.

—    Быть этого не может. Вас обманули. Вам дали гораздо лучший мех. Это шанхайские барсы. Ну да! Барсы! Я знаю их по оттенку. Видите, как мех играет на солнце!.. Изумруд! Изумруд!

Эллочка сама красила мексиканского тушкана зеленой акварелью, и потому похвала утреннего посетителя была ей особенно приятна.

Не давая хозяйке опомниться, великий комбинатор вывалил все, что слышал когда-либо о мехах. После этого заговорили о шелке, и Остап обещал подарить очаровательной хозяйке несколько сот шелковых коконов, якобы привезенных ему председателем ЦИК Узбекистана.

—    Вы — парниша что надо, — заметила Эллочка после первых

минут знакомства.

—    Вас, конечно, удивил ранний визит неизвестного мужчины?

—    Хо-хо!

—    Но я к вам по одному деликатному делу.

—    Шутите!

—    Вы вчера были на аукционе и произвели на меня чрезвычайное впечатление.

—    Хамите!

—    Помилуйте! Хамить такой очаровательной женщине бесчеловечно.

-Жуть!

Беседа продолжалась дальше в таком же направлении, дающем, однако, в некоторых случаях чудесные плоды. Но комплименты Остапа раз от разу становились все водянистее и короче. Он заметил, что второго стула в комнате не было. Пришлось нащупывать след. Перемежая свои расспросы цветистой восточной лестью, Остап узнал о событиях, происшедших вчера в Эллочкиной жизни.

«Новое дело — подумал он, — стулья расползаются, как тараканы».

—    Милая девушка, — неожиданно сказал Остап, — продайте мне этот стул. Он мне очень нравится. Только вы с вашим женским чутьем могли выбрать такую художественную вещь. Продайте, девочка, я вам дам семь рублей.

(И.Ильф, Е.Петров)

 

Задание 3. «Вежливый отказ».

Какие из перечисленных ниже речевых формул отказа вы считаете наиболее вежливыми, не обижающими собеседника? Расположите перечисленные выше формулы по убыванию категоричности.

Я не могу...9

Нет... 11

Нег, не могу. 10

Никак не могу... 8

К сожалению, я не могу... 3

К несчастью, я не могу... 4

Я не в силах это сделать. 6

Ни в коем случае... 12

Я бы с удовольствием, но не могу... 1

Мне бы хотелось..., но не могу... 2

На это я пойти не могу. 7

Не просите, этого я сделать не могу... 13

Ни при каких обстоятельствах... 15

Об этом не может быть и речи. 14

Даже не заикайся об этом... 16

Нет, не получится... 5

Задание 4. Составьте диалоги «просьба—отказ»: один обращается с просьбой, второй отказывает.

Дай мне на неделю эту книгу (а она библиотечная, она вам самому нужна).

Приходи ко мне на день рождения (а вы уже приглашены в другое место).

Дай мне на воскресенье свой велосипед поехать за город (просящий — неаккуратный человек, может сломать велосипед, не вернуть вовремя и т.д.).

 Мама: Помой пожалуйста посуду!

Задание 1.

Задание 6.

Завершите фразы.

Сжатые кулаки говорят о том, что человек злится,; опущенный подбородок говорит о том, что человек разочарован; руки в боки говорят о требовании объяснений; скрещенные на груди руки говорят о том, что человек закрылся от окружающих, не особо хочет продолжать беседу; прикрывание рта ладонью говорит о том, что человек сказал что-то не то, или не то, что хотел; отведение взгляда в сторону говорит о том, что человек солгал или ему стыдно; наклон корпуса говорящего вперед говорит о том, что; постукивание пальцами по столу говорит о том, что человек нервничает; поднятый вверх подбородок говорит о том, что человек уверен в себе; протянутые вперед руки говорят о том, что человек открыт для общения; откидывание тела назад при сидении говорит о том, что человеку комфортно.

 

 

Список литературы:

Альбуханова-Славская К.А. Личностный аспект проблемы общения. М.: Наука, 2012. 188 с.

Андрианов М.С. Анализ процессов невербальной коммуникации как паралингвистика // Психологический журнал. 2015. №5. С. 14-19.

Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение: Учеб. пособие. Минск: Новое знание, 2013. 328 с

Кнапп М.Л. Невербальные коммуникации. М.: Наука, 2014. 308 с.

Куницына В.Н., Казаринова Н.В. Межличностное общение: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2013. 390 с.

Пиз А. Язык телодвижений: как читать мысли друг людей по их жестам. M.: ЭКСМО-Пресс, 2013. 101 с.

Поваляева М.А. Невербальные средства общения. М.: Ростов-на-Дону «Феникс», 2014. 352 с.

Шипицына Л.М. Азбука общения. СПб.: Питер, 2014. 548 с.

Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/63757. — Загл. С экрана.

Практическое занятие

Дата: 26.03.20г.

По дисциплине: Риторика в ДОУ

Тема занятия: Вербальное и невербальное речевое общение

Цель занятия: Практическое овладение риторикой – правилами и приемами эффективного риторического воздействия, отработки практических риторических навыков, обучению наиболее востребованным в повседневной жизни жанрам и типам риторических выступлений. Закрепить знания и практические умения студентов в вербальных и невербальных формах общения.

 

Выполнила:

студентка 4-го курса

группы ДО-16

                  Плахотникова Т.А.                                 

 

 

                                       

 

 

Симферополь,  2020

Практическое занятие

 

Учебные вопросы, разбираемые на занятии.

Что имеет значение при вербальном речевом воздействии?

Речевое воздействие - это воздействие на человека при помощи речи и сопровождающих речь невербальных средств для достижения поставленной говорящим цели. Способы и приемы такого воздействия изучает новая наука - наука о речевом воздействии, об эффективном общении.

Различаются два основных способа речевого воздействия: вербальный (при помощи слов) и невербальный.

При вербальном (от лат. verbum - слово) воздействии важно, в какой речевой форме вы выражаете свою мысль, в какой последовательности приводите те или иные факты, как громко, с какой интонацией говорите. Для вербального речевого воздействия существенны как выбор языковых средств для выражения мысли, так и само содержание речи - ее смысл, приводимая аргументация, расположение элементов текста относительно друг друга, использование приемов речевого воздействия и др. Вербальные сигналы - это слова.

Невербальное речевое воздействие - это воздействие при помощи несловесных средств, которые сопровождают нашу речь (жесты, мимика, наше поведение во время речи, внешность говорящего, дистанция общения и др.)

Все эти факторы сопровождают и дополняют речь и рассматриваются в речевом воздействии исключительно в их соотношении с речью, что и позволяет использовать термин "невербальное речевое воздействие".

Невербальные сигналы - это отдельные жесты, позы, черты внешности, действия собеседников в процессе общения и т.д.

Функции вербальных и невербальных сигналов в общении совпадают. Как те, так и другие:

передают информацию собеседнику (намеренную и ненамеренную);

воздействуют на собеседника (сознательное и бессознательное воздействие);

воздействуют на говорящего (самовоздействие, сознательное и бессознательное воздействие).

Правильно построенные вербальное и невербальное речевое воздействие обеспечивают эффективность общения.

В процессе общения вербальные и невербальные факторы речевого воздействия тесным образом взаимосвязаны, однако есть заметные различия в их роли на разных этапах общения.

Невербальные факторы коммуникации имеют наиболее важное значение при знакомстве людей друг с другом, при первом впечатлении и в процессе отнесения собеседника к какой - либо категории - профессиональной, возрастной, интеллектуальной, социальной и др. По данным Е.А. Петровой, при знакомстве в первые 12 с. общения 92% информации собеседники получают невербально.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.09 с.