Раскройте значение риторики в развитии ребёнка. — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Раскройте значение риторики в развитии ребёнка.

2020-06-02 55
Раскройте значение риторики в развитии ребёнка. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется культура речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшаемся диалогическая речь, ее грамматический строй.

Занятия по риторике одно из важнейших средств развития у детей эмпатии, т.е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. “Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно встать на его место”, - утверждал Б.М. Телов.

Содержание занятий по риторике позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.) благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только узнает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу.

Коммуникативные ситуации позволяют ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость.

 


Этапы и формы работы. Все содержание работы по развитию риторических умений можно распределили  по четырем БЛОКАМ (опишите их в таблице):

 

Этапы формы работы содержание обучения детей с конкретными примерами тем, лит произведений и т.д.
1. БЛОК Нравственный аспект речевого поведения (развитие коммуникативных способностей)   1. Мотивация общения: «Я ХОЧУ ОБЩАТЬСЯ С ДРУГИМИ!» (вызвать у детей желание вступать в контакт с окружающими людьми). Для этого широко используются элементы театрализованной деятельности и инсценирование, которые способствуют повышению уверенности в себе, учат умению фантазировать, развивают память и творческое воображение, а также, самое главное, учат выразительно передавать характер персонажей, провоцируют на активное включение в конкретную ситуацию. 2. Знакомство с коммуникативными навыками: «Я ЗНАЮ, КАК ОБЩАТЬСЯ С ДРУГИМИ!». Здесь организуется работа по обучению нормам и правилам, которые следует знать при общении с окружающими. Для этого используется работа в парах, где дети могут защищать свою точку зрения, она помогает взаимопониманию, развивает самостоятельность в высказываниях. На данном этапе включается разыгрывание этюдов (основной метод на занятиях по обучению риторике), которые обеспечивают развитие выразительных движений, помогают познанию принятых в обществе правил и соответственно на них реагировать. В свою очередь, выразительные движения учат детей сочетать движения и речь, что помогает раскрепощению дошкольников. 3. Уровень овладения коммуникативными навыками: «Я УМЕЮ ОБЩАТЬСЯ С ДРУГИМИ!». Здесь происходит развитие умения организовывать общение: оно включает умение слушать собеседника; умение эмоционально сопереживать; умение решать конфликтные ситуации. Включаются различные речевые разминки, где развивается техника речи, дикция, темп, ритм, умение управлять своим голосом. Речевые разминки включены в речевые ситуации, помогающие развитию умения рассуждать, различать индивидуальные особенности других детей и людей. Также овладение коммуникативными навыками может проходить и в ходе наблюдения, которое помогает систематизировать знания, различать изменения. Обучение риторике направлено на развитие коммуникативных компетенций детей, их способности налаживать общение с окружающей природой, людьми (взрослыми и сверстниками) при помощи языковых (фонетических, лексических, грамматических) и неречевых средств (мимики, жестов, поз, взглядов, предметных действий). Коммуникативная компетенция рассматривается как базисная характеристика личности дошкольника, как важнейшая предпосылка благополучия в социальном и интеллектуальном развитии, в освоении специфически детских видов деятельности – коллективных игр, театрализованной деятельности, детской художественно-творческой деятельности и т. д. Развитие коммуникативных умений: - формирование качеств, необходимых для общения (симпатия, открытость, доброжелательность); - формирование умения слушать и слышать собеседника; -овладение поведенческими умениями (выражение чувств, адресованность высказываний); - овладение приемами стабилизации поведения. (Примерные темы) 1.Красно поле пшеном, а беседа умом (1ч.) 2.Красную речь любо слушать (1ч.) 3.Доброе слово лечит, а худое калечит (1ч.) 4.В добрый час молвить, а в дурной промолчать (1ч.) 5.Клади крест пописаному, поклон веди по-ученому (1ч.
2. БЛОК Речевой этикет в разных ситуациях общения   Обучение дошкольников речевому этикету проходит успешно через использование следующих методов и приемов: - чтение художественной литературы и беседы по содержанию помогают понять поведение героев, соблюдать очередность речевых действий, что подводит к выводу о том, что чтение книг – это тоже общение; - использование особых ритуалов (приветствие и прощание), которые создают ощущение единства и взаимной поддержки всех членов группы; - участие в разыгрывании мини – диалогов, помогающие понять, что слушать – значит принимать активное участие в диалоге, учить оценивать себя как слушателя, защищать свою точку зрения, развивать культуру речевого общения; - свободное общение в процессе совместной деятельности учит вежливому общению, помогает определить чувства говорящего, искренность; - проигрывание этюдов, которые учат произносить фразы, несущие различную эмоциональную окраску, выбирать уровень громкости, понять, что громкость зависит от конкретной ситуации общения. Развитие речевого этикета в себя включает: - овладение набором устойчивых стереотипов в ситуациях (просьба, приглашение, разрешение, совет, отказ, приветствие, прощание, уточнение); - формирование в речи знаков доброжелательности; - формирование осознания тональности общения; - осознание и использование в речи эмоциональных характеристик в виде фразеологизмов. Например: а) знакомство: будем знакомы, разрешите представиться, мне хотелось бы, давайте познакомимся; б) прощание: всего доброго, всего хорошего, в добрый путь, до встречи; в) поздравление, пожелание: примите поздравление, разрешите поздравить; г) благодарность: спасибо за, благодарю за, я вам признательна; д) извинение: извините за, прошу извинить, должен извиниться и т. д (Примерные темы) 1.Придумано кемто просто и мудро при встрече здороваться… (1ч) 2.«Здравствуйте» - что особого тем мы друг другу сказали? (1ч.) 3.Если виновен - проси извиненья, словом ищи выраженья.. (1ч.) 4.Сколько просьб начинается с «Будьте добры»! (1ч.) 5.Спеси бояться, а вежливости чтут (1ч.) 6.На всякие приветы надобно иметь ответы.
3. БЛОК Развитие вербального и невербального средства общения Большая роль отводится специальным приемам на данном блоке: - дыхательная гимнастика помогает регулировать речевое дыхание, правильно расходовать воздух при произнесении слова или фразы; - артикуляционная гимнастика, помогающая совершенствованию речи, отработке навыков четкого произношения, не исправление, а контроль за правильным звукопроизношением. Обучение детей способам вербального и невербального общения включает в себя: - осознание различных способов адекватного проявления различных эмоций; - умение выражать свои эмоции, одновременное освоение адекватных способов привлечения внимания к себе; - снижение импульсивных эмоциональных реакций. Например: 1) этюды на выражение различных эмоций; 2) мимика и пантомимика; 3) выразительные движения; 4) тренинги мышечного расслабления. Данные методы и приемы учат распознавать эмоции радости, грусти, страха, злости по мимике и интонациям голоса собеседника, помогают соотносить слова и движения, активизировать мыслительную деятельность, сделать занятие более эффективным и оживленным. (Примерные темы) 1.Ну и шепоток - во весь роток! (1ч.) 2.Петь хорошо вместе, а говорить порознь (1ч.) 3.За твоим языком не поспеешь босиком (1ч.) 4.Приятная для слуха речь - своего рода музыка (1ч.0 5.Секреты Волшебницы Речи (итоговое) (1ч.0 6.Тоже слово, да не так бы молвить (2ч.)
4.БЛОК Культура слушания Включает в себя: - беседы – диалоги по тексту рассказа или сказки; - словесное творчество (словотворчество); - сочинения-миниатюры по теме. Направлен на выработку умения проявлять и предъявлять себя, свое творчество окружающим, соотносить свое творение с запросами окружающего мира. Направлен на развитие творческого воображения и фантазии детей. (Примерные темы) 1.Если не умеешь говорить научись слушать (1ч.) 2.Для чего у нас два уха, а язык один (1ч.) 3.Хорошее словополовина дела (1ч.) 4.Что за прелесть - это яркое, звонкое слово! (1ч.) 5.Речь любит течь; фраза - идти потихонечку, а слово бежать да играть (1ч.)


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.