Этапы развития временного детского коллектива — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Этапы развития временного детского коллектива

2020-06-02 187
Этапы развития временного детского коллектива 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Задание от 12.05.  Выполнить до 15.05

Задание Контроль
Познакомиться с содержанием лекции «Этапы развития временного детского коллектива» (Приложение №1)   Скачай Таблицу 1 в «Копилку вожатого»
Познакомиться с содержанием лекции «Адаптация детей в лагере». (Приложение №2) Запомни понятие «адаптация», её этапы и особенности  
Изучи текст лекции «Игровая деятельность в лагере»(Приложение №3)      Подбери игры для разных периодов смены, заполни Таблицу 2 и вышли её на личную страничку Лариной О.С. в «ВК»  

 

 

Познакомиться с содержанием лекции «Этапы развития временного детского коллектива». Скачай Таблицу 1 в «Копилку вожатого»

                                                                                                                      Приложение 1

Этапы развития временного детского коллектива

Временный детский коллектив

Каждому вожатому, конечно же, важно знать, какова логика развития отряда, в чем специфика отдельных стадий (что меняется, как диагностировать изменение) и что делать вам для благополучного развития отряда.

Характеристика стадий развития временного детского коллектива

По Лутошкину коллектив в процессе своего развития проходит следующие стадии:

· «Пылевое облако»

Дети не знакомы друг с другом, у каждого – мысли о своем. У каждого свои ценности, представления, ожидания. Каждый сам по себе, но все движутся в одном направлении.

· «Песчаная россыпь»

В группе возникают знакомства и поверхностные отношения. Каждый заявляет о себе, даже невольно, складывается первая оценка друг друга, завязываются дружеские отношения между отдельными ребятами.

· «Мягкая глина»

Группа-ассоциация, у которой появляется самосознание, вырабатываются цели. Появляются лидеры-организаторы, генераторы идей, «душа отряда».

Важно «лепить», создавать нечто из группы.

· «Мерцающий маяк»

Группа-кооперация, для которой главный объединяющий фактор – совместная деятельность. Одновременно с активным формированием межличностных отношений наступает пора конфликтов. Однако для всего отряда должна была путеводная звезда.

· «Алый парус»

Группа-автономия, получившая внутреннее единство. Высокая степень взаимопомощи, выручки. Группа чувствует себя уверенно, но ориентирована пока сама на себя.

· «Горящий факел»/ «Мафия»

Заключительная стадия имеет два варианта. Если группа замыкается в себе, противопоставляет себя всему окружающему миру, стремится лишь к внутреннему развитию, то ее можно назвать «Мафией», схожей с корпорацией. А если дела группы выходят за ее рамки, устремляются к общей пользе (лагеря, других отрядов, общества), то такую группу можно назвать «Горящим факелом», коллективом в полном смысле этого слова.

Дмитриев предлагает следующие этапы развития коллектива:

1. Зарождение (стихийные взаимоотношения детей; стремление найти поддержку друг друга; краткосрочные и неустойчивые связи).

2. Ценностно-интеграционный этап (появляется определенная упорядоченность взаимоотношений; возникает простейшая организационная структура и неформальные лидеры; возникают специфические признаки общности и корпоративной культуры).

3. Этап актуализации (происходит самоопределение коллектива и отдельных его членов; появление четких ориентиров; стремление к независимости и самовыражению).

4. Этап суверенизации (появление самосознания коллектива; саморазвитие).

5. Этап накопления опыта и системной перестройки (некоторые участники объединения переходят в новое качество; подведение промежуточных итогов).

6. Этап стабилизации (корректировка ценностей и целей; обновление связей; переживание кризиса).

7. Этап новой волны (приход новых лидеров, носителей новых идей и направлений).

И то, и другое описание развития коллектива соответствует действительности.

С.А. Васильева дает следующие практические рекомендации:

Таблица 1

Период развития Дети: состояние, доминирующая потребность Вожатый (задачи, деятельность)
Орг.период Эмоциональное, нравственное напряжение, связанное с потоком новой информации, но дефицитом полезной… Потребность в адаптации к новым условиям. · организовать разнообразную деятельность и общение (знакомство друг с другом, с лагерем в игровой форме; подача информации разными способами и с разных сторон); · обеспечить психологическую защиту детей (создать ощущение уюта и комфорта через оформление; регулярное снятие напряжения); · сформировать официальную структуру – отряд (определить микрогруппы в отряде и обеспечить их взаимодействие); · выработать законы жизни, взаимоотношений, перспектив (приучить к соблюдению распорядка дня и санитарных норм; сформировать представление о дружеских отношениях внутри отряда и о предстоящих событиях).
Период делового сотрудничества Деловитое, деятельное. Потребность в самореализации. · не допускать сведения деловых отношений до соперничества и жесткой конкуренции; · создать условия для разнообразной и интересной деятельности (соответствие возрасту, новизна); · подводить итоги деятельности, как промежуточные, так и общие (давать оценки, баллы, места, помня, что победители – все; отмечать плюсы и недочеты в деятельности всего отряда и каждого ребенка в отдельности); · стремится сформировать основы самоуправления в отряде (осуществлять свою деятельность через активных ребят-организаторов).
Период скрытых внутренних конфликтов Возможные состояния: · напряжение, связанное с чувством одиночества и незащищенности; · равнодушие, связанное с крушением ожиданий; · активность, связанная с укреплением лидерской позиции; · неудовлетворенность разобщенностью отряда; В целом же ребята либо адаптируются к новым условиям, либо нет. Последние либо «тихо страдают», либо ищут альтернативу (стремясь нарушить правила отряда и лагеря). Доминирующей потребности нет. · постоянно анализировать ситуацию и прогнозировать развитие отношений; · знать особенности протекания конфликтных ситуаций и их возможные последствия; · вывести частные мнения, переживания, оценки из внутренней сферы на общее обсуждение (проследить, чтобы это не стало осуждением); · добиться единства мнений по наиболее важным вопросам отрядной и лагерной жизни; · определить ближайшую возможную деятельность, актуальную в данной ситуации для всех и каждого и способствовать успеху этой деятельности.
Период морально-волевого напряжения. Морально-волевое напряжение, направленное на преодоление противоречий. Стремление преодолеть разногласия. · обеспечить коллективную творческую деятельность, важную для каждого в отдельности, для отряда в целом и даже для других; · сформировать представление об отряде как дружном коллективе (у каждого ребенка в отряде и у других сообществ). Например, походы, костры, отрядные мероприятия и мероприятия, организованные отрядом для всего лагеря.
Период творческого союза. Радостное, творческое. Желание успеха в творчестве, поиск своего места в общем творческом процессе. · содействовать успеху творческого союза, исполняя роль консультанта; · поддерживать организационно-творческих лидеров, содействовать их утверждению; · сформировать представление о качественном росте отряда в процессе творчества.
Период межколлективных связей. Информационный голод. Интерес к широкому общению, в том числе за пределами отряда. · способствовать межколлективному общению (организация гостевых и межотрядных дел, клубов по интересам); · учить анализу и самоанализу деятельности, форм поведения, общения; · обговорить общую оценку ситуации в лагере.

Познакомиться с содержанием лекции «Адаптация детей в лагере». Запомни понятие «адаптация», её этапы и особенности

Приложение 2

Адаптация детей в лагере

Адаптация – это приспособление организма к обстоятельствам и условиям мира. Адаптация человека осуществляется посредством его генетических, физиологических, поведенческих и личностных особенностей. С адаптацией происходит регулирование поведения человека соответственно к параметрам внешнего окружения.

Адаптационный период длится 3-5 дней не потому, что так принято в лагере или так требует начальник лагеря, а потому, что 3-5 дней – это оптимальное время для первичного привыкания ребенка к новым условиям жизнедеятельности. Наибольшие трудности:

· в привыкании к условиям закрытого (ограниченного) социума;

· к самостоятельному ведению быта (уборка, ухаживание за одеждой и обувью, личная гигиена и т.д.);

· к новизне общения (установление многообразных коммуникативных связей и отношений с большим числом сверстников, старших и младших по возрасту);

· к смене вида деятельности (учебы на досуг; неорганизованного отдыха на организованный, пассивных видов отдыха на активные).

Известно, что люди различаются по своей способности приспосабливаться (адаптироваться). Одни делают это легко, для других освоение нового, чрезвычайно сложно. Характер адаптации и ее сроки зависят от исходного состояния здоровья детей на момент поступления их в оздоровительное учреждение.

Специальные исследования определили три типа адаптации:

· благоприятный, который наблюдается у 80% практически здоровых детей и больных в стадии стойкой ремиссии. При этом типе адаптационный период занимает от 3 до 5 дней;

· замедленный – он характерен для 15% детей, часто болеющих, физически ослабленных, а также поступивших в оздоровительное учреждение после перенесенных заболеваний. У этих детей адаптационный период занимает 5-7 дней;

· неблагоприятный тип отмечается у 5% детей с отягощенным анамнезом (как правило, хронические больные), а также имеющие в дополнение к основному диагнозу изменение функционального состояния сердечно-сосудистой, нервной и других систем. Такой тип адаптации затягивается до 7-10 дней.

Чтобы адаптировались все 100% детей, поступающих одновременно в оздоровительное учреждение, потребуется 7-10 дней.

Анализ результативной стороны детской адаптации позволяет говорить о четырех ее уровнях:

1) Оптимальный, характеризуется высокими адаптационными результатами при адекватных усилиях;

2) Избыточный (высокий), которому соответствуют высокие результаты адаптации, достигнутые благодаря значительному психическому и моральному напряжению;

3) Низкий, обусловлен недостаточной требовательностью ребенка к себе;

4) Дезаптационный, характеризуется неумением приспособиться к жизни в лагере и, как правило, сопровождается плохим эмоциональным самочувствием, невротическими реакциями.

Основной показатель достижения детьми того или иного уровня адаптации – наличие или отсутствие затруднений, возникающих в ходе их приспособления к новым условиям жизнедеятельности.

Под затруднениями понимаются преграды или помехи, которые не дают ребенку возможности перейти к следующему этапу деятельности, обнаруживают несоответствие между требованиями деятельности и возможностями ребенка; это переживания детьми ситуации, когда усилия, затрачиваемые на достижение цели, значительно превосходят результат. Ребенок старается войти в жизнь коллектива, но у него возникают непреодолимые проблемы во взаимоотношениях, как со сверстниками, так и взрослыми.

Объективные критерии, характеризующие успешность адаптации, таковы:

· адекватность поведения (дисциплинированность, участие в предлагаемых видах деятельности, проявление интереса к делам отряда и др.), спонтанность и естественность;

· стремление реализовать свои творческие возможность;

· вовлеченность ребенка в жизнедеятельность отряда (согласование личных и коллективных интересов и ценностей, стремление завоевать авторитет среди сверстников, завоевание статуса и стремление к его повышению, принятие внутригрупповой роли и др.);

· проявление способности к самоконтролю, к организации собственной деятельности, к соблюдению порядка, к общению со сверстниками и взрослыми;

· терпимое отношение к временным неудачам и помехам в жизни и деятельности отряда и своим собственным;

· способность к поиску конструктивного выхода из сложных (неожиданных) ситуаций.

Осмысление сущности и содержания адаптационных затруднений детей позволяет выделить обуславливающие их причины. Таковыми являются индивидуально-личностные детерминанты (определили), к которым относятся особенности нервной системы, тип темперамента, специфические черты характера, адаптационные способности, адаптационный опыт и ценностные ориентации личности.

Детям с сильным типом нервной системы присущи самоуверенность, повышенная самооценка, стремление к первенству, низкий уровень тревожности. Обычно они быстро привыкают к новой обстановке.

Иная картина наблюдается у детей со слабым типом нервной системы. Им зачастую свойственны неуверенность, недовольство собой, сниженная самооценка, робость, застенчивость, высокий уровень как общей, так и ситуативной тревожности. У них отсутствует способность к быстрому переключению с одного вида деятельности на другой. Они постоянно находят поводы для переживаний. В то же время преобладающей направленностью этих детей является ярко выраженная установка на творческое решение задач, также им свойственна устойчивость мотивов, увлечений.

В ходе исследования процесса адаптации детей с различным темпераментом выявлены такие особенности, как адаптивная гибкость детей с сангвиническим темпераментом – активных, подвижных, быстро отзывающихся на окружающие события, сравнительно легко переживающих неудачи и неприятности. Более медленная, но также стабильная адаптация наблюдается у детей с преобладанием флегматических черт – несколько медлительных, внешне невозмутимых, с устойчивыми стремлениями и более или менее постоянными намерениями, со слабым внешним выражением душевных состояний.

Наибольшие трудности испытывают дети с холерическим темпераментом – быстрые, порывистые, неуравновешенные, склонные к бурным эмоциональным вспышкам и резким сменам настроения, и меланхолическим – легкоранимые, подверженные глубоким переживаниям даже незначительных неудач, внешне вяло реагирующих на окружающее. Реакции этих детей неадекватны изменениям внешней среды: у холериков эмоции выплескиваются на окружающих, что не всегда нравится, меланхоликам же свойственна «самоагрессия», которая может привести к психическим расстройствам.

Изучение адаптационных затруднений показало, что для правильного прогноза поведения и управления детьми, вожатому полезна информация об адаптационном опыте ребенка. Этот опыт включает в себя самочувствие ребенка в семье (отношения с родителями, старшими и младшими братьями и сестрами, другими родственниками); в школе (отношения с одноклассниками, учителями, опыт вхождения в новые коллективы при смене школы), на отдыхе в оздоровительных лагерях в предыдущие годы.

Дети, имеющие богатый положительный опыт адаптации, относительно легко привыкают к новым условиям, без труда вливаются в новый коллектив. Те, у кого адаптационный опыт мал или носит отрицательный характер, будут испытывать затруднения, в той или иной степени.

 

Приложение 3

Игры в дороге

Детей во время поездки от места сбора до лагеря можно не занимать ничем. Во-первых, не такой уж долгой будет эта поездка. Во-вторых, нужно же хоть немного «отдышаться» после суматохи регистрации. В-третьих, ребята, если захотят, сами найдут себе занятие: будут смотреть в окно или разговаривать. Но ведь для поездки в автобусе – это первые минуты новой жизни, по-настоящему неизвестной и непредсказуемой. Особенно тягостно в эти минуты тем ребятам, которые едут в лагерь впервые в окружении не новичков. Старожилы обмениваются воспоминаниями или планами, не обращая на них ни малейшего внимания. И чем веселее и беззаботнее окружающие, тем тревожнее новички. И тогда в голову приходит одна из страшных мыслей: «Я здесь никому не нужен! Надо проситься в другой отряд, там у меня друг. С ним мне будет лучше» Чтобы этого не произошло, ребят надо занять игрой, общением, совместной деятельностью.

Игры в дороге позволяют:

· узнать имена ребят;

· прогнать грустные мысли;

· обеспечить начальное эмоциональное сплочение отряда;

· от души посмеяться и дать определенный настрой на восприятие всего, что ждет ребят в лагере;

· создать первое впечатление о себе как о человеке веселом и жизнерадостном.

Можно начать с «прощания с родителями». Предложите ребятам проскандировать: «Папы, мамы, до свиданья! Не грустите на прощанье!» Попросите всех улыбнуться. Когда родственники скроются за поворотом дороги, обратите внимание на себя. Спросите, кто помнит, как Вас зовут. Затем скажите: «Со мной вы уже познакомились, а теперь я хочу познакомиться с вами. Пожалуйста, все громко на счет «три» назовите свое имя. Раз, два, три!» Обычно, это очень веселит ребят.

Потом можно заняться определением, кого в отряде больше: мальчишек или девчонок. Это можно сделать с помощью игры-кричалки. Ребята произносят слова, сопровождая их движениями.

 

Игры оргпериода.

Для первых дней смены придумано такое название «оргпериод». По отношению к нему существует педагогическое поверье: «Как пройдет оргпериод, так пройдет и вся смена». Оргпериод – это время привыкания детей к новым условиям, к новым требованиям, к новому режиму дня; это переход из одной жизни в другую.

Чтобы процесс вхождения детей в новую жизнь прошел плавно и безболезненно, необходимо как можно скорее познакомить детей друг с другом, для чего провести отрядные дела и игры, способствующие интенсивному знакомству

 

Игры итогового периода.

Если однажды поутру вашу голову посетит мысль: «А ведь через три дня уже заканчивается смена!» – это верный признак того, что начался заключительный период. А стоит вам внимательно оглядеться вокруг, вы обнаружите и другие признаки, подтверждающие эту мысль. Например, вы увидите, что изменилось поведение детей. Они стали чуть более возбужденными, чуть более болтливыми, чуть более раскованными. Если поинтересоваться, хотят ли они домой, то в ответ можно услышать неопределенное: «И да, и нет». Это говорит о том, что ребята сдружились, узнали друг друга, умеют понимать своих товарищей с полуслова, им просто хорошо вместе. Предложите ребятам такие чудесные игры, как «Ассоциация», «Бонжур, мадам! Привет, браток!», «Узнай по носу», «Царь обезьян», «Скульптура любви».

 

Помните, что игра позволяет каждому ребенку ощутить себя субъектом жизнедеятельности, проявить и развить свою личность. С.Л. Рубинштейн говорил: «В игре совершаются лишь те действия, цели которых значимы для индивида по их собственному внутреннему содержанию».

 

 

Таблица 2

Задание от 12.05.  Выполнить до 15.05

Задание Контроль
Познакомиться с содержанием лекции «Этапы развития временного детского коллектива» (Приложение №1)   Скачай Таблицу 1 в «Копилку вожатого»
Познакомиться с содержанием лекции «Адаптация детей в лагере». (Приложение №2) Запомни понятие «адаптация», её этапы и особенности  
Изучи текст лекции «Игровая деятельность в лагере»(Приложение №3)      Подбери игры для разных периодов смены, заполни Таблицу 2 и вышли её на личную страничку Лариной О.С. в «ВК»  

 

 

Познакомиться с содержанием лекции «Этапы развития временного детского коллектива». Скачай Таблицу 1 в «Копилку вожатого»

                                                                                                                      Приложение 1

Этапы развития временного детского коллектива

Временный детский коллектив

Каждому вожатому, конечно же, важно знать, какова логика развития отряда, в чем специфика отдельных стадий (что меняется, как диагностировать изменение) и что делать вам для благополучного развития отряда.

Характеристика стадий развития временного детского коллектива

По Лутошкину коллектив в процессе своего развития проходит следующие стадии:

· «Пылевое облако»

Дети не знакомы друг с другом, у каждого – мысли о своем. У каждого свои ценности, представления, ожидания. Каждый сам по себе, но все движутся в одном направлении.

· «Песчаная россыпь»

В группе возникают знакомства и поверхностные отношения. Каждый заявляет о себе, даже невольно, складывается первая оценка друг друга, завязываются дружеские отношения между отдельными ребятами.

· «Мягкая глина»

Группа-ассоциация, у которой появляется самосознание, вырабатываются цели. Появляются лидеры-организаторы, генераторы идей, «душа отряда».

Важно «лепить», создавать нечто из группы.

· «Мерцающий маяк»

Группа-кооперация, для которой главный объединяющий фактор – совместная деятельность. Одновременно с активным формированием межличностных отношений наступает пора конфликтов. Однако для всего отряда должна была путеводная звезда.

· «Алый парус»

Группа-автономия, получившая внутреннее единство. Высокая степень взаимопомощи, выручки. Группа чувствует себя уверенно, но ориентирована пока сама на себя.

· «Горящий факел»/ «Мафия»

Заключительная стадия имеет два варианта. Если группа замыкается в себе, противопоставляет себя всему окружающему миру, стремится лишь к внутреннему развитию, то ее можно назвать «Мафией», схожей с корпорацией. А если дела группы выходят за ее рамки, устремляются к общей пользе (лагеря, других отрядов, общества), то такую группу можно назвать «Горящим факелом», коллективом в полном смысле этого слова.

Дмитриев предлагает следующие этапы развития коллектива:

1. Зарождение (стихийные взаимоотношения детей; стремление найти поддержку друг друга; краткосрочные и неустойчивые связи).

2. Ценностно-интеграционный этап (появляется определенная упорядоченность взаимоотношений; возникает простейшая организационная структура и неформальные лидеры; возникают специфические признаки общности и корпоративной культуры).

3. Этап актуализации (происходит самоопределение коллектива и отдельных его членов; появление четких ориентиров; стремление к независимости и самовыражению).

4. Этап суверенизации (появление самосознания коллектива; саморазвитие).

5. Этап накопления опыта и системной перестройки (некоторые участники объединения переходят в новое качество; подведение промежуточных итогов).

6. Этап стабилизации (корректировка ценностей и целей; обновление связей; переживание кризиса).

7. Этап новой волны (приход новых лидеров, носителей новых идей и направлений).

И то, и другое описание развития коллектива соответствует действительности.

С.А. Васильева дает следующие практические рекомендации:

Таблица 1

Период развития Дети: состояние, доминирующая потребность Вожатый (задачи, деятельность)
Орг.период Эмоциональное, нравственное напряжение, связанное с потоком новой информации, но дефицитом полезной… Потребность в адаптации к новым условиям. · организовать разнообразную деятельность и общение (знакомство друг с другом, с лагерем в игровой форме; подача информации разными способами и с разных сторон); · обеспечить психологическую защиту детей (создать ощущение уюта и комфорта через оформление; регулярное снятие напряжения); · сформировать официальную структуру – отряд (определить микрогруппы в отряде и обеспечить их взаимодействие); · выработать законы жизни, взаимоотношений, перспектив (приучить к соблюдению распорядка дня и санитарных норм; сформировать представление о дружеских отношениях внутри отряда и о предстоящих событиях).
Период делового сотрудничества Деловитое, деятельное. Потребность в самореализации. · не допускать сведения деловых отношений до соперничества и жесткой конкуренции; · создать условия для разнообразной и интересной деятельности (соответствие возрасту, новизна); · подводить итоги деятельности, как промежуточные, так и общие (давать оценки, баллы, места, помня, что победители – все; отмечать плюсы и недочеты в деятельности всего отряда и каждого ребенка в отдельности); · стремится сформировать основы самоуправления в отряде (осуществлять свою деятельность через активных ребят-организаторов).
Период скрытых внутренних конфликтов Возможные состояния: · напряжение, связанное с чувством одиночества и незащищенности; · равнодушие, связанное с крушением ожиданий; · активность, связанная с укреплением лидерской позиции; · неудовлетворенность разобщенностью отряда; В целом же ребята либо адаптируются к новым условиям, либо нет. Последние либо «тихо страдают», либо ищут альтернативу (стремясь нарушить правила отряда и лагеря). Доминирующей потребности нет. · постоянно анализировать ситуацию и прогнозировать развитие отношений; · знать особенности протекания конфликтных ситуаций и их возможные последствия; · вывести частные мнения, переживания, оценки из внутренней сферы на общее обсуждение (проследить, чтобы это не стало осуждением); · добиться единства мнений по наиболее важным вопросам отрядной и лагерной жизни; · определить ближайшую возможную деятельность, актуальную в данной ситуации для всех и каждого и способствовать успеху этой деятельности.
Период морально-волевого напряжения. Морально-волевое напряжение, направленное на преодоление противоречий. Стремление преодолеть разногласия. · обеспечить коллективную творческую деятельность, важную для каждого в отдельности, для отряда в целом и даже для других; · сформировать представление об отряде как дружном коллективе (у каждого ребенка в отряде и у других сообществ). Например, походы, костры, отрядные мероприятия и мероприятия, организованные отрядом для всего лагеря.
Период творческого союза. Радостное, творческое. Желание успеха в творчестве, поиск своего места в общем творческом процессе. · содействовать успеху творческого союза, исполняя роль консультанта; · поддерживать организационно-творческих лидеров, содействовать их утверждению; · сформировать представление о качественном росте отряда в процессе творчества.
Период межколлективных связей. Информационный голод. Интерес к широкому общению, в том числе за пределами отряда. · способствовать межколлективному общению (организация гостевых и межотрядных дел, клубов по интересам); · учить анализу и самоанализу деятельности, форм поведения, общения; · обговорить общую оценку ситуации в лагере.

Познакомиться с содержанием лекции «Адаптация детей в лагере». Запомни понятие «адаптация», её этапы и особенности

Приложение 2

Адаптация детей в лагере

Адаптация – это приспособление организма к обстоятельствам и условиям мира. Адаптация человека осуществляется посредством его генетических, физиологических, поведенческих и личностных особенностей. С адаптацией происходит регулирование поведения человека соответственно к параметрам внешнего окружения.

Адаптационный период длится 3-5 дней не потому, что так принято в лагере или так требует начальник лагеря, а потому, что 3-5 дней – это оптимальное время для первичного привыкания ребенка к новым условиям жизнедеятельности. Наибольшие трудности:

· в привыкании к условиям закрытого (ограниченного) социума;

· к самостоятельному ведению быта (уборка, ухаживание за одеждой и обувью, личная гигиена и т.д.);

· к новизне общения (установление многообразных коммуникативных связей и отношений с большим числом сверстников, старших и младших по возрасту);

· к смене вида деятельности (учебы на досуг; неорганизованного отдыха на организованный, пассивных видов отдыха на активные).

Известно, что люди различаются по своей способности приспосабливаться (адаптироваться). Одни делают это легко, для других освоение нового, чрезвычайно сложно. Характер адаптации и ее сроки зависят от исходного состояния здоровья детей на момент поступления их в оздоровительное учреждение.

Специальные исследования определили три типа адаптации:

· благоприятный, который наблюдается у 80% практически здоровых детей и больных в стадии стойкой ремиссии. При этом типе адаптационный период занимает от 3 до 5 дней;

· замедленный – он характерен для 15% детей, часто болеющих, физически ослабленных, а также поступивших в оздоровительное учреждение после перенесенных заболеваний. У этих детей адаптационный период занимает 5-7 дней;

· неблагоприятный тип отмечается у 5% детей с отягощенным анамнезом (как правило, хронические больные), а также имеющие в дополнение к основному диагнозу изменение функционального состояния сердечно-сосудистой, нервной и других систем. Такой тип адаптации затягивается до 7-10 дней.

Чтобы адаптировались все 100% детей, поступающих одновременно в оздоровительное учреждение, потребуется 7-10 дней.

Анализ результативной стороны детской адаптации позволяет говорить о четырех ее уровнях:

1) Оптимальный, характеризуется высокими адаптационными результатами при адекватных усилиях;

2) Избыточный (высокий), которому соответствуют высокие результаты адаптации, достигнутые благодаря значительному психическому и моральному напряжению;

3) Низкий, обусловлен недостаточной требовательностью ребенка к себе;

4) Дезаптационный, характеризуется неумением приспособиться к жизни в лагере и, как правило, сопровождается плохим эмоциональным самочувствием, невротическими реакциями.

Основной показатель достижения детьми того или иного уровня адаптации – наличие или отсутствие затруднений, возникающих в ходе их приспособления к новым условиям жизнедеятельности.

Под затруднениями понимаются преграды или помехи, которые не дают ребенку возможности перейти к следующему этапу деятельности, обнаруживают несоответствие между требованиями деятельности и возможностями ребенка; это переживания детьми ситуации, когда усилия, затрачиваемые на достижение цели, значительно превосходят результат. Ребенок старается войти в жизнь коллектива, но у него возникают непреодолимые проблемы во взаимоотношениях, как со сверстниками, так и взрослыми.

Объективные критерии, характеризующие успешность адаптации, таковы:

· адекватность поведения (дисциплинированность, участие в предлагаемых видах деятельности, проявление интереса к делам отряда и др.), спонтанность и естественность;

· стремление реализовать свои творческие возможность;

· вовлеченность ребенка в жизнедеятельность отряда (согласование личных и коллективных интересов и ценностей, стремление завоевать авторитет среди сверстников, завоевание статуса и стремление к его повышению, принятие внутригрупповой роли и др.);

· проявление способности к самоконтролю, к организации собственной деятельности, к соблюдению порядка, к общению со сверстниками и взрослыми;

· терпимое отношение к временным неудачам и помехам в жизни и деятельности отряда и своим собственным;

· способность к поиску конструктивного выхода из сложных (неожиданных) ситуаций.

Осмысление сущности и содержания адаптационных затруднений детей позволяет выделить обуславливающие их причины. Таковыми являются индивидуально-личностные детерминанты (определили), к которым относятся особенности нервной системы, тип темперамента, специфические черты характера, адаптационные способности, адаптационный опыт и ценностные ориентации личности.

Детям с сильным типом нервной системы присущи самоуверенность, повышенная самооценка, стремление к первенству, низкий уровень тревожности. Обычно они быстро привыкают к новой обстановке.

Иная картина наблюдается у детей со слабым типом нервной системы. Им зачастую свойственны неуверенность, недовольство собой, сниженная самооценка, робость, застенчивость, высокий уровень как общей, так и ситуативной тревожности. У них отсутствует способность к быстрому переключению с одного вида деятельности на другой. Они постоянно находят поводы для переживаний. В то же время преобладающей направленностью этих детей является ярко выраженная установка на творческое решение задач, также им свойственна устойчивость мотивов, увлечений.

В ходе исследования процесса адаптации детей с различным темпераментом выявлены такие особенности, как адаптивная гибкость детей с сангвиническим темпераментом – активных, подвижных, быстро отзывающихся на окружающие события, сравнительно легко переживающих неудачи и неприятности. Более медленная, но также стабильная адаптация наблюдается у детей с преобладанием флегматических черт – несколько медлительных, внешне невозмутимых, с устойчивыми стремлениями и более или менее постоянными намерениями, со слабым внешним выражением душевных состояний.

Наибольшие трудности испытывают дети с холерическим темпераментом – быстрые, порывистые, неуравновешенные, склонные к бурным эмоциональным вспышкам и резким сменам настроения, и меланхолическим – легкоранимые, подверженные глубоким переживаниям даже незначительных неудач, внешне вяло реагирующих на окружающее. Реакции этих детей неадекватны изменениям внешней среды: у холериков эмоции выплескиваются на окружающих, что не всегда нравится, меланхоликам же свойственна «самоагрессия», которая может привести к психическим расстройствам.

Изучение адаптационных затруднений показало, что для правильного прогноза поведения и управления детьми, вожатому полезна информация об адаптационном опыте ребенка. Этот опыт включает в себя самочувствие ребенка в семье (отношения с родителями, старшими и младшими братьями и сестрами, другими родственниками); в школе (отношения с одноклассниками, учителями, опыт вхождения в новые коллективы при смене школы), на отдыхе в оздоровительных лагерях в предыдущие годы.

Дети, имеющие богатый положительный опыт адаптации, относительно легко привыкают к новым условиям, без труда вливаются в новый коллектив. Те, у кого адаптационный опыт мал или носит отрицательный характер, будут испытывать затруднения, в той или иной степени.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.091 с.