Контрольные вопросы:
1. Назначение законодательства о градорегулировании?
2. Публичные субъекты, уполномоченные ограничивать права использования и изменения объектов недвижимости?
3. Документы территориального планирования и градостроительного зонирования?
4. Технология зонального установления прав использования и изменения объектов недвижимости?
5. Разрешение на строительство?
6. Информация о градорегулировании?
7. Участие граждан в градорегулировании?
8. Содействие местному градорегулированию со стороны государства?
9. Метаморфозы зонирования. Три типа систем градорегулирования?
Назначение законодательства о градорегулировании состоит в том
| |
10.Основные итоги и текущий этап развития законодательства о градостроительной деятельности в России?
1)
| | | | | | | |
| чтобы определить права для владельцев недвижимости (или лиц,планирующих ее приобрести) в части видов разрешенногоиспользования и параметров изменения объектов недвижимости
| | | обеспечить контроль за соблюдением этих прав.
| |
|
|
| | желание стало появляться, и совпал он спериодом активной индустриализации и сопровождающей ее урбанизации, когда неконтролируемая строительная деятельность одних частных субъектов стала приносить ощутимый ущерб недвижимой собственности других
| |
| | Законодательство о градостроительной деятельности начинает формироваться относительно поздно и при этом почти одновременново многих странах
| |
|
Вплоть до начала XX в. владельцы недвижимости использовали почти исключительно по своему усмотрению и не проявляли желания делиться им
| |
2)
Градостроительная документация подразделяется на следующие виды
| |
3)
| | | | | | | |
| | документы территориального планирования
| | | документы градостроительного зонирования
| | | документация по планировке территорий
| |
|
|
| |
состоит в предоставлении так называемого пакета прав, когда свободавладельцев использовать и изменять недвижимость реализуется врамках установленных ограничений
| |
.
Универсальный способ решения этой задачи
| |
4)
.Каждый из этих видов деятельности, всвою очередь, еще более детализируется.Переложение принципа «пакета прав» на территорию городапроисходит путем формирования-выделения ограниченного числатипов территориальных зон, которые соответствуют определеннымклассам использования недвижимости.
Если в соответствиис Градостроительным кодексом выдано разрешение, то застройщиквправе законно осуществлять строительство или реконструкциюзданий
| |
Бумагаподтверждает соответствие разделов проектной документацииобъекта плану участка и межевания территории
| |
чтобы получить разрешение на строительство индивидуального жилого дома, требуется несколько документов
| |
5)
регулирование градостроительной деятельности, осуществляемое органами государственной власти,органами местного самоуправления с участием граждан иправообладателей земельных участков и объектов капитальногостроительства (посредством публичных слушаний и иных формучастия) в соответствии с законами и иными нормативнымиправовыми актами в области градостроительной деятельности.
| |
6)
| | | |
| |
|
| | Положения об участии общественности и частных лиц в процессеградорегулирования носят своего рода «инфраструктурный» характер,т.е. представлены практически во всех разделах законодательстваразвитых зарубежных стран
| |
7)
| | | | | | | |
| | | | |
|
|
| |
|
| | «каждодневное»рутинное градоустроительное право
| |
«Законодательство о градорегулировании за рубежом»,
| |
8)
Указанные метаморфозы зонирования не являются нормой. Это,безусловно, отклонения. В практике и дальше неизбежно будут появляться частные случаи отклонений от эволюционного развития.Однако механизм правового градорегулирования достаточно надежени вряд ли позволит маятнику эволюции резко вырваться из области этической реальности и двинуться в запредельные области тотального равенства или хаоса всеобщего экономического произвола.Как было показано ранее, этическая реальность поддерживается балансом общественных и частных интересов. На шкале эволюционного развития отмечены три вида возможных соотношений этих интересов:
| |
Все, что описано в разделе относится к, которое осуществляется почтиисключительно на местном уровне. В развитых зарубежных странахградоустройство и градорегулирование не являются функциямицентральной власти, государства. Города обладают значительнойстепенью самостоятельности и свободы как в сфере осуществлениясвоей собственной градостроительной политики, так и в сфереэкономической деятельности. При этом государство берет на себя обязательство путем тонкой «прилаженной» к конкретному местуналоговой и кредитно-финансовой политики создать (привзаимодействии с муниципалитетами) такие выгодные дляпотенциальных инвесторов условия, при которых на одну единицугосударственных вложений можно было бы привлечь 5—7, а иногда иболее единиц частных инвестиций. И это приносит успех. Подобнаягосударственная градостроительная политика ныне проводится почтиво всех развитых странах.
9)
На третьем этапе появилось первое базовое условие в виде политических и законодательно оформленных установок на развитие рыночных отношений и рынка недвижимости. Появился первый закон оградорегулировании, который, однако, не утверждал норм зонального регулирования (второе необходимое условие). Тем не менее,отсутствие в законодательстве прямых запретов на применение зональных принципов в градорегулировании позволило некоторым органам местного самоуправления в инициативном порядке подготовить проекты правил землепользования и застройки. Первый такой документ был введен в действие в Великом Новгороде до появления в федеральном законодательстве норм о градостроительном (правовом) зонировании.
| |
Следует подвести основные итоги рассмотренных этапов развития законодательства о градостроительной деятельности в России. С точки зрения наличия минимально необходимых условий для возникновения и развития института правового градорегулирования итоги состоят в следующем:
| |
10)
| | | | | | | |
| На первом этапе имелись все три условия: рынок недвижимости;базовые законы, содержащие нормы зонального градорегулирования;местные документы градостроительного зонирования. Однако они не привели к развитию законодательства о градостроительной деятельности по причине наступления второго этапа.
| |
| | На втором этапе были упразднены все три базовых условия,определяющих возможность возникновения правового градорегулирования, и возникло социалистическое градостроительство административного типа, функционировавшее по принципу «приказ исполнение».
| |
|
|
| | На четвертом и пятом этапах возникло второе условие: вфедеральных законах появились нормы о градостроительном(правовом) зонировании. Это способствовало созданию третьегоусловия, которое должно обеспечиваться на местах: активизировалсяпроцесс подготовки и принятия правил землепользования и застройкив ряде городов Росси. В общей сложности за этот период было принятооколо 15 таких правил(6).
| |
| | | В начале шестого этапа с принятием Градостроительного кодекса РФ(2004) и Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» от 29 декабря2004 г. были установлены правовые последствия, наступающие поистечении определенного срока при отсутствии правилземлепользования и застройки. Была установлена норма, согласнокоторой с 1 января 2010 г. при отсутствии правил землепользования изастройки не допускается предоставлять частным лицам длястроительства земельные участки, выделенные из составагосударственных или муниципальных земель.
| |
|
Тест
1)Порядок вступления, изменения, прекращения права на недвижимость регулируется:
а) гражданским законодательством
б) законами о земле
в) налоговым кодексом