Тема 20 «Анализ финансовых результатов деятельности            организации» — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Тема 20 «Анализ финансовых результатов деятельности            организации»

2020-06-02 186
Тема 20 «Анализ финансовых результатов деятельности            организации» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Методические указания

Цель изучения темы – получение знаний о порядке проведения анализа фи­нансовых результатов с помощью балансового метода, изучения объема, сос­тава, структуры и динамики прибыли (убытка), оценки причин, вызывающих из­менение, о проведении факторного анализа и рентабельности с использованием отчета о финансовых результатах.

В результате изучения темы должны быть сформированы навыки проведе­ния итогового и прогнозного анализа прибыли (убытка), оценки уровня и дина­мики показателей финансовых результатов, факторного анализа прибыли от про­даж, прочих доходов и расходов, оценки причин, вызывающих изменения, и ана­лиза рентабельности.

В процессе изучения темы следует обратить внимание на порядок расчета аб­солютных показателей прибыли (убытка) и относительных показателей рента­бельности, на формирование основных показателей прибыли (убытка), таких как выручка и полная себестоимость продукции, работ, услуг, влияние управленческих и коммерческих расходов, на анализ проведения методом цепных пос­тановок.

Финансовые результаты характеризуют успешность, прибыльность деятель­ности организации за определенный период и отражаются абсолютными по­казателями прибыли (убытка) и относительными показателями рентабельнос­ти. Прибыль и рентабельность отражают эффективность деятельности экономи­чес­кого субъекта.

В организациях проводится итоговый (ретроспективный) и прогнозный (перс­пективный) анализ прибыли.

Цель итогового анализа – дать количественную оценку причин, вызвавших изменение прибыли, налоговых платежей из прибыли в бюджет, выявить влияние расходов на производство изделий на изменение прибыли или влияние на прибыль изменения цен, вызванных рыночной конъюнктурой.

Основным источником информации является Отчет о финансовых резуль­татах. Для более детального анализа привлекаются и другие данные (другие формы бухгалтерской отчетности, статистическая отчетность, данные финан­совых планов, внутренняя отчетность, данные учета).

Финансовые результаты деятельности экономического субъекта характери­зуются суммой полученной прибыли (убытка) и уровнем рентабельности.

Прибыль как конечный финансовый результат деятельности организации  представляет собой положительную разницу между общей суммой доходов и зат­ратами (расходами) на производство и реализацию продукции с учетом других хозяйственных фактов.

Убыток, напротив, – это отрицательная разница между доходами и расхода­ми по всем хозяйственным фактам.

По составу элементов, формирующих прибыль, в экономическом анализе раз­личают: прибыль от продаж, прибыль до налогообложения и чистую
прибыль.

Анализ финансовых результатов начинается с изучения объема, состава, структуры и динамики прибыли (убытка) до налогообложения в разрезе основных источников ее формирования, которыми являются прибыль (убыток) от про­даж и сальдо прочих доходов и расходов. Анализ проводится в несколько этапов:

1) оценка уровня и динамики прибыли до налогообложения;

2) оценка структуры прибыли до налогообложения и ее динамики;

3) факторный анализ прибыли до налогообложения в разрезе слагаемых;

4) определение дальнейших направлений анализа прибыли с целью поиска резервов ее роста.

При проведении факторного анализа прибыли до налогообложения в разрезе слагаемых можно использовать балансовый метод.

Поскольку качество прибыли (убытка) до налогообложения определяется ее структурой, то целесообразно обратить особое внимание на изменение уде­ль­ного веса прибыли от продаж в прибыли до налогообложения. Его снижение рас­сматривается как негативное явление.

Дальнейший анализ позволяет изучить причины и факторы, повлиявшие на изменение слагаемых прибыли до налогообложения. Анализируются основные источники формирования прибыли (убытка) до налогообложения: прибыль (убы­ток) от продаж и сальдо прочих доходов и расходов – в отдельности.

Факторный анализ прибыли от продаж выполняется на основании аналити­ческих расчетов, на базе чего делается вывод о влиянии на отклонение прибыли (убытка) от продаж изменений величин каждого из элементов, определяю­щих ее формирование.

Далее проверяется выполнение условия оптимизации прибыли от продаж, а именно сравниваются темп роста выручки (ТР В) с темпом роста полной себес­тоимости

(ТР с/с):ТР В > ТР с/с

Данное соотношение темпов роста показывает снижение удельного веса пол­ной себестоимости в выручке (нетто) от продаж и, соответственно, повышение эффективности текущей деятельности коммерческой организации.

Факторный анализ прибыли от продаж позволяет:

– оценить резервы повышения эффективности производства;

– сформировать управленческие решения по использованию производст­вен­ных факторов.

Прибыль от продажи продукции в целом по организации зависит от четы­рех факторов: объема продаж продукции в натуральных измерителях (q), структу­ры продукции (стр), затратоемкости отдельных видов продукции (ЗЕ) и уров­ня цен (p).

Влияние фактора затратоемкости можно детализировать по видам расходов: изменение затратоемкости отдельных видов продукции в части себестоимос­ти продаж, в части коммерческих расходов, в части управленческих расходов.

Методика факторного анализа основана на способе цепных подстановок.

Поэтому сначала необходимо дополнительно рассчитать показатели выруч­ки, себестоимости и прибыли по базовым нормам и ценам, пересчитанным на фактический объем:

– выручка по базовым ценам, пересчитанным на фактический объем. Для это­го по каждому виду продукции фактический натуральный объем (qi1) умножается на базисную цену (pi0), а затем полученные данные суммируются по всем видам продукции:

   n

В’ = ∑ qi1 · pi0;

 i=1

– себестоимость по базовым нормам, пересчитанным на фактический объем.

Для этого по каждому виду продукции фактический натуральный объем (qi1) умножается на базисную затратоемкость (ЗЕi0), а затем полученные данные суммируются по всем видам продукции:

 n

с/с’ = ∑qi1 · ЗЕi0.

i=1

Увеличение объема продаж (выпуска продукции) связано с ростом расходов, и себестоимость продукции изменяется пропорционально росту или сниже­нию объема выпущенной продукции. Рост объема продукции приводит к изме­нению только переменных расходов, поэтому увеличение объемов влечет сни­жение расходов на рубль или единицу продукции (эффект масштаба). Значит, более объективно на фактический объем пересчитывать только переменные затраты (ЗЕперЗi0), а постоянные затраты берутся на уровне базисного периода (ПЗ0):

 n

с/с’ = ∑qi1 · ЗЕперЗi0 + ПЗ0.

 i = 1

По данной методике производится перерасчет себестоимости продаж и ком­мерческих расходов. Управленческие расходы берутся на уровне базисного пе­риода, так как они относятся к условно-постоянным расходам.

Прибыль – по базовым нормам и ценам, пересчитанным на фактический объем. Для этого необходимо из выручки по базовым ценам, пересчитанным на фак­тический объем, вычесть себестоимость по базовым нормам, пересчитанным на фактический объем:

Пр’ = В’ – с/с’.

Методика факторного анализа прибыли от продаж включает в себя следующие этапы:

1) определяется общее изменение прибыли от продаж;

2) определяется абсолютное отклонение: ΔПрп = Прп1 – Прп0;

3) определяется относительное отклонение: ΔПрп% = ΔПрп · 100;

Прп0

4) определяется влияние объемов продаж. При этом необходимо учесть эф­фект операционного рычага.

Эффект операционного рычага заключается в том, что любое изменение объе­мов продаж приводит к более сильному изменению прибыли от продаж.

Операционный рычаг (операционный леверидж) – количественная оценка изменения прибыли в зависимости от изменения объема реализации. Зная опе­рационный рычаг, можно прогнозировать изменение прибыли при изменении выручки.

Анализ сальдо прочих доходов и расходов ведется в разрезе формирующих его доходов и расходов.

По итогам аналитических расчетов делается вывод о влиянии изменения сум­мы прочих доходов и расходов в целом и отдельных их элементов на измене­ние величины сальдо прочих доходов и расходов.

Анализ формирования чистой прибыли (убытка) ведется в разрезе опреде­ляющих ее элементов, которыми являются прибыль (убыток) до налогообложе­ния, отложенные налоговые активы, отложенные налоговые обязательства, те­кущий налог на прибыль. В ходе анализа изучаются объем, состав, структура и динамика чистой прибыли.

Прежде чем рассматривать факторный анализ чистой прибыли, необходи­мо изучить то, как она формируется.

Успешность деятельности хозяйствующего субъекта характеризуется абсо­лютными и относительными показателями. Абсолютный показатель – это сум­ма прибыли или убытков. Относительный показатель – уровень рентабельности.

 

Показатели рентабельности можно разделить на две группы:

– показатели, характеризующие рентабельность организации;

– показатели, характеризующие рентабельность продукции.

На основании отчетности можно рассчитать следующие показатели:

– рентабельность активов: отношение прибыли к средней величине активов;

– рентабельность собственного капитала: отношение прибыли (предпочтительно чистой) к средней величине собственного капитала;

– рентабельность производства (производственных фондов): отношение прибыли к сумме основных производственных фондов и запасов.

Рентабельность производственной деятельности предприятия показывает, насколько эффективно используются материальные фонды.

Рентабельность основных средств: отношение прибыли к средней стоимости основных средств организации.

Чем выше значение данного показателя, тем эффективнее осуществляется использование основных средств организации.

Рентабельность продаж является индикатором ценовой политики организации и её способности контролировать издержки.

Нормальное значение рентабельности продаж определяется отраслевыми и прочими особенностями работы организации. При одинаковой финансовой эффективности для организаций с длительным циклом производства рентабель­ность продаж будет выше, для «высокооборотных» видов деятельности – ниже.

Рентабельность продаж показывает, прибыльная или убыточная деятельность организации, но не дает ответа на вопрос, насколько выгодны вложения в данное предприятие. Чтобы ответить на этот вопрос, рассчитывают рентабельность активов и собственного капитала.

Данный показатель в торговых предприятиях и предприятиях общественного питания определяется процентным отношением прибыли от реализации товаров (продукции общественного питания) к товарообороту;

– рентабельность затрат: отношение прибыли от продаж к себестоимости реализованной продукции.

Данный показатель отражает эффективность затрат организации и показывает, сколько прибыли приносит 1 руб. затрат предприятия.

 

Источники: [2, 4, 10, 57]:

Вопросы для самоконтроля:

1. Какова цель и задачи анализа финансовых результатов?

2. Какие источники информации используются при проведении детального анализа финансовых результатов?

3. Состав элементов, характеризующих формирование прибыли. Как они определяются?

4. Как проводится анализ прибыли до налогообложения?

5. Порядок проведения факторного анализа прибыли от продаж.

6. Анализ проведения прочих доходов и расходов.

7. Проведение анализа чистой прибыли по отчету о финансовых результатах.

8. Как рассчитываются показатели рентабельности в целом по организации и показатели, характеризующие рентабельность продукции?

 

Задания и методические указания по выполнению контрольной работы

 

Целью выполнения контрольной работы является проверка степени усвое­ния студентами теоретического материала по указанным темам, а также их способности применять теоретические знания, полученные при изучении дисциплины «Бухгалтерский учет и анализ», для решения практических задач, связанных с ведением бухгалтерского учета и проведением анализа. Исходя из поставленной цели, задания контрольных работ сформулированы таким образом, чтобы в каждой задаче происходило освоение навыков ведения бухгалтерского учета и проведения анализа по единым правилам и нормам, установленным нормативными и законодательными актами, регулирующими учет и отчетность в Российской Федерации.

Контрольная работа является одним из видов контроля результатов освое­ния студентами дисциплины и способствует привитию навыков ведения бухгал­терского учета и проведения экономического анализа.

Задание по контрольной работе состоит из теоретической части и задачи.

При выполнении контрольной работы студенты выбирают самостоятельно из перечня одно задание для ответа в письменной форме и задачу.

Практическая часть контрольной работы состоит из сквозной задачи.

В табл. 3.1 приведены варианты теоретических заданий и задач, которые студенты должны выполнить самостоятельно, представив решение задачи в соответствующих формах бухгалтерской отчетности, утвержденных Министерством финансов РФ.

Перед решением задачи необходимо приводить ее условие, без этого контрольная работа к проверке не принимается. В контрольной работе представлены три варианта задач. Представлена алфавитная схема распределения теоретических заданий и задач, которой следует руководствоваться при выборе контрольных заданий.

 

Таблица 3.1 – Варианты теоретических заданий и задач

Начальная буква фамилии студента Номер теоретического задания Номер задачи
А 15 3
Б 1 2
В, Г 14 1
Д, Е 2 3
Ж, З 13 2
И, К 3 1
Л, М 12 3
Н, О 4 2
П, Р 11 1
С, Т 5 3
У, Ф 10 2
Х, Ц 6 1
Ч, Ш 9 3
Э, Ю 7 2
Я 8 1

 

Курсовая работа – неотъемлемая часть образовательного процесса, представляет собой заключительный этап изучения данного курса и является одним из основных видов самостоятельной работы студентов.

Она призвана углубить знания, полученные студентами в ходе теоретических и практических занятий по изучаемой дисциплине, привить навыки самостоятельного изучения материала по исследовательской деятельности, подбору и обобщению источников для ее написания.

 

3.1. Теоретические задания по выполнению контрольной работы

Задание 1. Сущность, цели и содержание бухгалтерского учета в современ­ных условиях хозяйствования

Для раскрытия данного вопроса необходимо:

– исследовать историю зарождения и развития и основные направления бухгалтерского учета;

– определить информационную роль бухгалтерского учета в современных условиях;

– раскрыть основную цель, задачи и принципы бухгалтерского учета в свете действующего Закона о бухгалтерском учете;

– охарактеризовать объекты и их содержание в Законе о бухгалтерском учете.

Задание 2. Нормативное регулирование бухгалтерского учета в Российской Федерации

Для раскрытия данного вопроса необходимо:

– проанализировать систему нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ;

– раскрыть основные направления развития бухгалтерского учета и отчетности в РФ;

– оценить сочетание государственного и негосударственного регулирования бухгалтерского учета.

 

Задание 3. Учет денежных средств

Для раскрытия данного вопроса необходимо:

– описать теоретические подходы к учету наличных и безналичных денежных средств;

– раскрыть учет кассовых операций, документов и переводов в пути;

– раскрыть учет операций по расчетным счетам и другим счетам в банке;

– раскрыть учет денежных средств в иностранной валюте;

– раскрыть учет подотчетных сумм.

Задание 4. Учет источников финансирования долгосрочных инвестиций

Для раскрытия данного вопроса необходимо:

– изложить теоретические аспекты долгосрочных инвестиций, их классифи­кацию и оценку;

– раскрыть учет приобретения объектов основных средств;

– раскрыть учет капитальных вложений по строительству объектов;

– дать характеристику учета источников финансирования долгосрочных инвестиций.

 

Задание 5. Учет основных средств

Для раскрытия данного вопроса необходимо:

– раскрыть понятие основных средств, их классификацию и оценку;

– описать порядок начисления и учета амортизации основных средств;

– раскрыть порядок учета расходов на содержание и восстановление основных средств;

– описать особенности учета аренды основных средств.

Задание 6. Учет нематериальных активов

Для раскрытия данного вопроса необходимо:

– описать нормативные акты, регулирующие учет и отчетность нематериальных активов;

– описать учет поступления и выбытия нематериальных активов;

– описать порядок начисления и учета амортизации основных средств.

Задание 7. Учет материалов

Для раскрытия данного вопроса необходимо:

– охарактеризовать нормативные акты, регулирующие учет и отчетность материалов;

– раскрыть порядок учета приобретения и расхода материалов в производстве;

– охарактеризовать аналитический учет материалов на складах и в бухгалтерии;

– описать учет реализации и прочего выбытия материалов.

Задание 8. Учет готовой продукции и товаров

Для раскрытия данного вопроса необходимо:

– раскрыть сущность, цели и содержание бухгалтерского учета выпуска продукции;

– раскрыть учет наличия и движения готовой продукции;

– описать порядок документального оформления готовой продукции и товаров;

– описать порядок расходов на продажу продукции и товаров.

Задание 9. Учет расчетов и текущих обязательств

Для раскрытия данного вопроса необходимо:

– описать учет расчетов с поставщиками и подрядчиками;

– описать учет расчетов с покупателями и заказчиками;

– раскрыть порядок создания и учета резервов по сомнительным долгам;

– охарактеризовать учет расчетов с разными дебиторами и кредиторами;

– описать учет расчетов с участниками (учредителями) по вкладам в уставный капитал;

– описать учет расчетов с подотчетными лицами;

– описать учет расчетов с работниками организации по прочим операциям.

Задание 10. Учет оплаты труда и расчетов с персоналом

Для раскрытия данного вопроса необходимо:

– раскрыть учет обязательств перед персоналом и расчетов по оплате труда;

– описать порядок начисления заработной платы за отработанное и неотработанное время;

– раскрыть учет удержаний и вычетов из заработной платы;

– раскрыть синтетический учет  и аналитический учет оплаты труда.

Задание 11. Учет расчетов по налогам, сборам и иным обязательным пла­тежам

Для раскрытия данного вопроса необходимо:

– описать особенности учета налога на прибыль в свете ПБУ 18/02;

– описать порядок учета налога на добавленную стоимость;

– раскрыть правила начисления сумм в фонды социального страхования.

Задание 12. Учет расходов

Для раскрытия данного вопроса необходимо:

– описать порядок признания расходов и дать характеристику группировки расходов;

– раскрыть методы учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции, работ, услуг;

– дать характеристику расходов по обычной деятельности организации;

– раскрыть характеристику прочих расходов организации.

 

Задание 13. Учет доходов и финансовых результатов

Для раскрытия данного вопроса необходимо:

– дать характеристику учета доходов по обычной деятельности                организации;

– раскрыть характеристику прочих доходов организации;

– раскрыть структуру и порядок формирования финансовых результатов и налога на прибыль.

Задание 14. Учет операций в иностранной валюте

Для раскрытия данного вопроса необходимо:

– описать порядок оценки активов, обязательств и операций организаций в иностранной валюте;

– раскрыть аналитический и синтетический учет операций по счету 52 «Валютные счета»;

– раскрыть правила отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности курсовых разниц.

Задание 15. Учет капитала и резервов

Для раскрытия данного вопроса необходимо:

– раскрыть теоретические подходы к организации учета уставного капитала;

– раскрыть теоретические подходы к организации учета резервного и добавочного капиталов;

– описать порядок учета нераспределенной прибыли (убытка);

– описать порядок учета целевого финансирования.

3.2. Практические задания по выполнению контрольной работы

 

Задание по контрольной работе по практической части (сквозная задача) сос­тоит из трех вариантов. Студент выбирает один из них, руководствуясь табл. 3.1.

Решение задачи должно опираться на применение плана счетов, утверж­ден­ного Минфином Российской Федерации 31 октября 2000 г. и введенного в дейст­вие с 2001 г. (с дополнениями и изменениями).

Практическая часть контрольной работы составлена на примере организа­ции, основным видом деятельности которой является производство продукции.

Организация имеет расчетный счет и самостоятельный баланс. Организационно – правовая форма – Общество с ограниченной ответственностью (ООО).

Режим налогообложения – общий.

Условие задачи содержит:

а) вступительные цифровые данные на 1 декабря 2018 г. в виде остатков по синтетическим счетам (табл. 3.2);

б) перечень фактов хозяйственной жизни, происшедших в организации за декабрь (табл. 3.3);

в) форму журнала регистрации фактов хозяйственной жизни (табл. 3.4).

 

Таблица 3.2 – Остатки по синтетическим счетам на 01.12.2018 г., тыс. руб.

Счет

Сальдо на 01.12.2018

Дебет Кредит 01 8 956 500 – 02   5 149 250 04 835 000   05   147 500 07 370 000   08 825 000   09 1 620   10 2 600 000 – 19 191 650   20 12 550 – 43 145 865   50 750   51 647 600 – 60 – 302 500 62 945 375   68 – 56 105 69 – 63 650 70   153 050 71 460   76 (прочие дебиторы) 7 590 – 76 (алименты)   1 990 77   1 415 80 – 7 000 000 82   1 700 000 83   300 000 84   460 000 99   204 500 Итого 15 539 960 15 539 960

Таблица 3.3 – Факты хозяйственной жизни за период с 01.12.2018 по 31.12.2018 гг.    по вариантам (тыс. руб.)

п/п


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.102 с.