Композиционно поэма делится на 4 части: — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Композиционно поэма делится на 4 части:

2020-05-10 894
Композиционно поэма делится на 4 части: 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1 часть - Вступление

2 часть - Перед отлетом

3 часть - Сын за отца не отвечает

4 часть - О памяти

Работа с текстом.

Какие факты биографии легли в основу поэмы?

(Семья Твардовских, как и миллионы других русских семей, насильственно была раскулачена (отец имел кузницу) и сорвана со своих мест и с малыми детьми и жалкими пожитками брошена на север, в Зауралье).

"Личная драма Твардовского"

19 марта 1931 года роковая, черная дата семьи Твардовских. Без всякого суда, без приговора - приказ: одеться, взять все необходимое. Поданы подводы. В Ельне - сборный пункт высылаемых.

Подоспели вернувшийся из Донбасса Трифон Гордеевич и выпущенный из тюрьмы Константин. В товарных вагонах - по 50 человек в каждом, с маленькими детьми - везли их 7 суток в скотских условиях.

В Северном Зауралье, глухой тайге, на реке Ляле, устроен был лагерь "спецпереселенцев".

Александр об этом не знал. Ему написали. Он ответил теплым письмом, что-то обещал. Второе письмо приводит в книге "Родина и чужбина" Иван Твардовский: "Дорогие родные! Я не варвар и не зверь. Прошу вас крепиться, терпеть, работать. Ликвидация кулачества - не есть ликвидация людей, тем более - детей".

Далее что-то вроде: ":писать я вам не могу:"

Это было как бы признанием того, что "мы - кулацкая семья".

"На том все и закончилось, - добавляет Иван Трифонович, - больше он не писал и о судьбе нашей ничего не знал до 1936 года

Чтение "вступления" (1 часть поэмы).

О каких былях и о какой самой большой плате говорит поэт во вступлении? Чем вызвано его стремление к живым и павшим отнестись"?

(Жестокое было время, бесчеловечное, жестокие судьбы, суровые нравы. Многие беспричинно арестовывались, "дела невиновных высасывались из пальца", многие были сосланы или расстреляны. На сюжет последней поэмы, безусловно, накладывалась и вся тяжесть судьбы родителей и братьев поэта, беззаконно брошенных на гиблое спецпоселение за Урал, и связанная с этим собственная рана на душе.

Во вступлении читаем о сторожевом знаке, который верно служит поэту на его поэтическом пути. Что это за сторожевой знак, который не позволяет "кривить душой", является "залогом речи нелукавой", заставляет, "чтоб слову был двойной контроль"? (Страдания и гибель многих сотен репрессированных не дают поэту "кривить душой" и напоминают о большой плате).

Работа над 2 частью поэмы (1 глава).

Задание:

Передать содержание первой главы. Как в первой главе переданы чувства и настроения юности? Насколько точен поэт в передаче надежд, устремлений своих молодых героев? (О чем тогда люди мечтали). Что говорит о них "завет начальных дней"?

Читаем:

Готовы были мы к походу:

Как раскрывается в ней искренность и чистота устремлений друзей - "мыслителя и поэта"? Как связаны их слова:

Из-за отцов своих и дедов
Еще вдобавок доберем, -

с последующими частями поэмы?

Почему при чтении этой светлой главы вдруг возникает ожидание беды?

Читаем:

:запевы юных петушков:
:они как будто отпевали
конец ребячьих наших дней:

Как заражает нас поэт чувством тревоги?

Читаем:

И в предотъездном нашем часе:

Вывод:

С грустью и горечью вспоминает поэт в главе "Перед отлетом" себя тогдашнего, не предвидевшего, как вскоре "сорвется с места край родной", да и позже не распознавшего всей драмы, совершавшейся в деревне.

Читаем:

И невдомек нам было вроде:

Проблематика поэмы:

 поэтическое и гражданское осмысление трагических событий, связанных с периодом сталинщины. Цель одна - разоблачение культа личности Сталина и реабилитация невинно репрессированны.

Работа над 3 частью поэмы (2 глава).

"Сын за отца не отвечает", -
Сказал он, высший судия:

"Сын за отца не отвечает" - так называется центральная глава. Поэт ведет речь и о себе, и о своем отце, и о тысяче таких же сыновей и отцов. Какую долю "отец народов" уготовил их "детям" - эта проблема стала центральной в поэме.

Вопросы:

Что для поэта и миллиона его сограждан стоит за словами, давшими название 2-й главе? (Поэт вскрывает беззакония, творившиеся под знаком культа личности Сталина).

Как показал Твардовский великую трагедию народа, своей страны? (Свои мысли подтвердить текстом).

Какая участь ждала детей репрессированных - так называемых кулацких сынков?

Краткая историко-литературная справка:

Сталинская репрессивная машина коснулась Твардовского лично, сделав его одним из "клейменых сыновей", неотступно (и до конца жизни!) травимых сверхбдительными гонителями:

А как с той кличкой жить парнишке,
Как отбывать безвестный срок, -
Не понаслышке,
Не из книжки

Толкует автор этих строк.

В 1930 и ближайших следующих годах Твардовский постоянно ощущал на себе "несмываемую отметку" на челе - клеймо "сына кулака". Сколько обсуждений на собраниях, косых взглядов, враждебных выкриков, требований "разоблачить" кулацкого сынка должен был он пережить!

Продолжаем работу с текстом. Читаем дальше:

О годы юности немилой: до слов:закон

Какие слова равносильны крику души поэта?

:Ты именуешься отродьем,
Не сыном даже, а сынком:

("младенец вражеских кровей", как сказано дальше):

А как с той кличкой жить парнишке:
Как страшно!
:Когда твой родитель в кромешный,
В тот самый список занесен.

:руку жмет тебе с опаской
друг закадычный твой.

 (с болью, горечью, иронией, с отвращением и презрением к "отцу - вождю всех народов").

Вывод:

Из этого воспоминания можно понять, как сильно была изранена душа молодого поэта и семейной, и общекрестьянской трагедией. Мы видим, как мучительно трудно Твардовский прорывается к такой откровенности, такой обобщенности, в сердце которой судьба твоей семьи.

Читаем еще раз отрывок:

:О годы юности немилой,
Ее жестоких передряг.
То был отец, то вдруг он - враг.
А мать?
Но сказано: два мира,
И ничего о матерях:

Какой смысл вкладывает поэт в слово "кулак"?

Как рисует судьбу своего отца, судьбу русского крестьянства?

Какие чувства вызывает этот рассказ?

Читаем:

В узлах из жил и сухожилий: до слов:кулак.

Только перед смертью уже поседевший поэт смог написать о своем отце (и обо всех репрессированных отцах!) такие мудрые и яркие слова.

В понимании Твардовского (кулак) это тот, кто

:Горбел годами над землей,
Кропил своим бесплатным потом,
Смыкал над ней зарю с зарей:
Одним словом, "хозяин".

Описание отцовских натруженных рук считается лучшими строками поэмы.

Каково поведение, моральное состояние отца во время выселения?

Из воспоминаний брата поэта.

":Выдержали мы тогда и все остались живы благодаря нашему отцу: его редкостная преданность семье, его помощь и просто беспримерная жизнестойкость вселяли жажду превозмочь недуг, устоять, выжить, во что бы то ни стало. Отца Иван вспоминает как "преданнейшего семьянина и мужественного человека труда", спасшего "своих горемык".

Образ Сталина

Каким запечатлен во второй части поэмы "отец народов"? В черновиках поэмы Твардовский отобразил некоторые портретные черты "судеб вершителя земного":

:руки у него были
Как рачьи скрючены клешни
Сплошной мозолью, точно пятки (пастуха)
Покрыты были и не по росту
Крупны, окалиной обожжены.

Как показан "отец народный" Сталин в поэме?

Тиран, диктатор. Сталин в поэме не велик, скорее принижен. Он то, к чему меньше всего подходит слово "вождь", это всего лишь злая, ничтожная игрушка в руках того самого народа, который, прежде чем стать "лагерной пылью", сделал его богом на земле.

Почему ночь, когда умер Сталин, автор поэмы называет "благой"?

Глава заканчивается словами:

:Но за всеобщего отца:
Мы оказались все в ответе,
И длится суд десятилетий,
И не видать еще конца.

ВЫВОД:

Поэт бросает горький упрек своему поколению, своему народу, который допустил такое.

Поэма адресована современной молодежи, обращена к ее духовно-нравственным, идеологическим поискам и устремлениям. "Вам - из другого поколенья", - взывал поэт, - необходимо помнить, что история не делится на отрезки, события ее не распределяются по чинам и званиям: КАЖДЫЙ ОТВЕЧАЕТ ЗА ВСЕ, что было в прошлом, совершается в настоящем и произойдет в будущем).

НЕТ, ЗАБЫВАТЬ ТАКОЕ НЕЛЬЗЯ!

Потому последняя глава названа "О памяти".

В последней главе многократно слышим ключевые слова поэмы: "забыть", "забвение", "память", "правда", "быль", "боль".

Поэма - воспоминание, поэма - исповедь стала воззванием, обращением к народу воспрянуть духом, раскрепостить сознание и чувство и возродить достоинство человека:

:Кто прячет прошлое ревниво,
Тот вряд ли с будущим в ладу.

Забыть то, что было, невозможно. Настоящее и будущее немыслимы без прошлого, без его тяжелых уроков. Переосмыслить прошлое, очистить свою совесть, покаяться, задуматься о том, как можно поправить ошибки (если еще можно), необходимо. И если это сделано, то:

Читаем последние строки поэмы:

:и впредь как были - будем -
Какая вдруг ни грянь гроза, -
Людьми
Из тех людей,
Что людям,
Не пряча глаз,
Глядят в глаза.

Цена покаяния. "Если мы не скажем,то никто не скажет". А.Т.Твардовский-главный

VI. Итог урока.

Читая поэму А. Твардовского, следуя за его мыслью, разделяя его чувства, убеждаемся: все мы в долгу перед прошлым и будущим, каждый из нас отвечает за свое время, которое это будущее готовит. Но не бывает ответственности без чувства памяти, сопричастности жизни. Поэма Твардовского - живая боль о времени, когда внушалось: "Предай в пути родного брата: и зверствуй именем вождя", а "рукоплесканья в честь отца народов заглушали боль народа.

Чтобы этого никогда не повторилось, мы должны знать правду, какой бы горькой она ни была: Слишком велика плата "за эти были" - миллионы погибших, искалеченные судьбы оставшихся в живых. Память, убеждает нас поэт, должна уберечь от повторения страшных ошибок.

Жизненное кредо Твардовского - отвечать за все, поэтическое - правда; за лирическим героем поэмы встает образ поэта - гражданина. Он учит нас милосердию, высокой нравственности, гражданственности, учит быть "людьми из тех людей, что людям, не пряча глаз, глядят в глаза".

Последняя поэма Твардовского "По праву памяти" звучит как покаяние за совершенное некогда предательство собственного отца во имя сталинской мертвой догмы.

 

 


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.