Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Топ:
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Интересное:
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Дисциплины:
2020-05-10 | 379 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Песколовки предназначены для выделения из сточных вод тяжелых минеральных частиц (главным образом песка). Принцип действия горизонтальной песколовки основан на том, что при движении потока сточной воды, каждая находящаяся в ней тяжелая нерастворимая частица под действием силы тяжести перемещается вниз со скоростью, равной гидравлической крупности.
Длина горизонтальной песколовки L, в пределе которой частица с гидравлической крупностью u0 при средней скорости потока V опустится на глубину Н, вычисляется по формуле:
L= , (40)
где k – коэффициент, учитывающий несовершенство режима работы песколовки (расслоение песка в подводящем канале и другие факторы);
V – средняя скорость движения воды в песколовке при расходе Q и площади живого сечения ω=ВН;
H – глубина протока в песколовке;
В – ширина песколовка;
u0 – гидравлическая крупность осаждаемых частиц песка.
Значение коэффициента k (по В. Калицуну) рекомендуется для горизонтальных песколовок принимать по таблице 6 в зависимости от средних размеров частиц.
Таблица 6
Средний диаметр частиц d, мм | 0,15 | 0,2 | 0,25 | 0,3 | 0,35 | 0,4 |
Гидравлическая крупность u0, мм/с | 13,2 | 18,7 | 24,2 | 29,7 | 35,1 | 40,7 |
Коэффициент k | - | 1,67 | 1,38 | 1,16 | 1,11 | 1,08 |
С использованием приведенных зависимостей может производиться расчет горизонтальных отстойников различных типов, позволяющих выделять из потока взвешенные частицы [5].
Напорный гидротранспорт
Перемещение (транспортирование) различных твердых частиц потоком жидкости (воды) по трубам за счет перепада давления в трубе называется напорным гидротранспортом.
При турбулентном режиме движения потока гидросмеси в трубе твердые частицы в результате пульсации скоростей и давления участвуют в турбулентном перемешивании. Для поддержания твердых частиц во взвешенном состоянии и на преодоление сопротивления их движению затрачивается дополнительная механическая энергия по сравнению с обычным потоком жидкости.
Дополнительные потери удельной механической энергии ∆hw при движении гидросмеси обычно выражают в виде относительных удельных потерь (гидравлического уклона):
Δ i = , (41)
где ℓ – длина трубопровода, на котором дополнительные потери равны ∆hw.
Относительные удельные потери механической энергии при гидротранспорте можно выразить следующей функциональной зависимостью:
|
∆ i =(Vs, ρ0, μо , ρт, ds, z, β, D, k, α, Со), (42)
где Vs –средняя скорость гидросмеси;
ρ0, μ 0– плотность и вязкость жидкости;
ρт – плотность частички транспортируемого материала;
ds – диаметр частички;
β, z – параметры, характеризующие форму частиц и гранулометрический состав транспортируемого материала;
D – диаметр трубопровода;
k – шероховатость трубопровода;
α – угол наклона трубопровода;
Со – объемная концентрация гидросмеси.
Для определения гидравлических потерь при транспортировании гидросмеси получило распространение, следующее выражение:
i s= i о+∆ i, (43)
где i о – гидравлический уклон при движении воды в трубе:
i о= , (44)
λ - коэффициент гидравлического трения.
При гидротранспорте абразивных материалов, например, песка, происходит уменьшение первоначальной шероховатости труб, т.е. имеет место шлифовка внутренней ее поверхности. В связи с этим было установлено, что при расчете напорного гидротранспорта при определении коэффициента λ следует использовать формулы для гидравлически гладких труб.
Наиболее подходящей формулой, как было установлено экспериментами, для вычисления λ является формула П. Конакова для гидравлически гладких труб, при Re>105.
λ= , (45)
Гидравлические потери в трубопроводе при движении гидросмеси:
hℓs= i sℓ. (46)
На рис. 4 представлены кривые изменения i s от средней скорости в трубе V и плотности гидросмеси. Несущая жидкость – вода.
На этом рисунке кривая 0 - изменение гидравлического уклона в зависимости от скорости движения воды в трубе, кривые 1,2,3,4 – при движении потока гидросмеси плотностью ρs1, ρs2, ρs3, ρs4, соответственно. Плотности гидросмеси, показанные на рисунке 4, представлены в возрастающем порядке: ρs4>ρs3>ρs2>ρs1>ρо.
|
Минимальные гидравлические потери (гидравлический уклон) имеют место при средних скоростях, равных критической скорости Vкр. При повышении плотности гидросмеси (концентрации) увеличиваются гидравлические потери и критическая скорость. Критическая скорость Vкр является одним из основных параметров при определении гидравлических потерь в трубопроводе и оптимального режима перемещения гидросмеси.
В связи с этим наиболее достоверные зависимости по определению hws и Vкр, связаны с проведением экспериментальных исследований, в основу которых входят параметры представленные соотношением (42).
Получение теоретического решения для определения hеs в связи со сложностью физического процесса перемещения частичек в потоке представляет собой весьма большие трудности. Имеющиеся теоретические формулы разных авторов не в полной степени соответствуют данным, полученным на основании экспериментальных исследований, выполненных на гидравлических стендах и в натурных условиях [6].
Достаточно обширные экспериментальные исследования по гидротранспортированию однородных материалов были проведены Р. Дюраном в лаборатории в Гренобле [20]. В качестве транспортируемых частиц использовался в основном однородный песок крупностью d=0,2,0,44 и 2,04 мм при диаметрах трубопровода D=104;150;253;380 и 406мм. Трубы в опытах имели различную шероховатость k. Кроме песка применялись в опытах корундовый порошок, частички пластмассы и гравий крупностью до d=25мм. Объемная концентрация гидросмеси изменялась до Со=23%.Относительная плотность гидросмеси в экспериментах была в пределах =1,5до3,95.
Используя теорию размерности и результаты опытов Р. Дюран предложил для определения ∆ i следующую зависимость.
∆ i =В0 i оСо[ ]n, (47)
где В0 – эмпирический коэффициент, получаемый в результате проведения эксперимента; В0=81;
n – показатель степени, n=1,5.
После включения плотности частиц песка и жидкости в коэффициент В0 формула Дюрана приобретает следующий вид
∆ i =В i 0Со[ ]1,5. (48)
Для однородного кварцевого песка плотностью ρт=2680кг/м3, В=176.
Согласно исследованиям Боннингтона для сравнительно однородного материала В=150, а по данным Бабкока и Коха В=80 [19].
В формулу 10.47 входит число Фруда
Fr= (). (49)
В зависимости (47) коэффициент лобового сопротивления Сφ характеризует размеры частиц (крупность) и форму частиц.
В исследованиях Р. Дюрана по нахождению критической скорости использовалась труба D = 150мм, по которой транспортировался песок и измельченный каменный уголь разной концентрации.
|
Критическая скорость по Дюрану:
Vкр=K[2gD()]0,5, (50)
где К – коэффициент, определяется в зависимости от концентрации Со и диаметра частиц.
После обработки опытных данных, Дюран предложил критическую скорость находить по зависимости:
Vкр= . (51)
Исследования гидротранспорта разнородных песчаных и песчано-гравийных грунтов в трубах диаметром D=104÷500мм с различными концентрациями были проведены в различных институтах России. Транспортируемый материал был весьма разнообразен как по крупности, так и по форме частиц.
По предложению Л. Животовского для учета неоднородности грунта принимается осредненное значение коэффициента Сφср в зависимости от размеров фракции (грунта). Для определения ∆i Л. Животовским на основании экспериментов была предложена следующая формула:
∆i =165 i оСо[ ]1,4. (52)
Критическая скорость по Л. Животовскому:
Vкр=6,5Со0,36 . (53)
Коэффициент лобового сопротивления Сφср при гидротранспорте существенно влияет на гидравлические потери в трубопроводе. Сφср определяется в зависимости от коэффициента а с, характеризующего гранулометрический состав грунта. Значение а с находится по следующей формуле
а с= , (54)
где а 1, а2, а i – коэффициенты, зависящие от крупности частиц грунта, определенной гранулометрическим составом (рис.3);
Р1,Р2,Рi – процентное содержание размеров фракции в грунте, соответствующий значениям а 1, а 2, а i.
В таблице 7 приведены значения коэффициентов, а в зависимости от размеров частиц грунта содержащихся во фракции
Таблица 7
Размер фракции мм | 80÷ 40 | 40÷ 20 | 20÷ 10 | 10÷7 | 7÷5 | 5÷3 | 3÷2 | 2÷1 | 1÷ 0,5 | 0,5÷ 0,25 | 0,25÷ 0.1 | <0,1 |
а | 1,75 | 1,8 | 2,0 | 2,0 | 1,9 | 1,7 | 1,5 | 1,2 | 0,7 | 0,4 | 0,1 | 0,02 |
Коэффициент лобового сопротивления Сφ ср находится по значению ас, определяемой по формуле (54).
Анализ отечественных натурных экспериментов по определению гидравлических потерь показал, что в формуле (52) число 165 можно рекомендовать изменить на значение86, а формулу (53) представить в виде:
Vкр=4,9Со0,33(). (55)
На основании обработки имеющихся экспериментальных данных, для определения i s применительно к песчаным и песчано-гравийным грунтам была предложена следующая формула:
i s= i о[(1+2()3], (56)
где V0– средняя оптимальная скорость потока гидросмеси в трубе;
|
V – фактическая средняя скорость гидросмеси в трубе.
Оптимальная скорость вычисляется по зависимости:
Vо=5,6· а· , (57)
где а – поправочный коэффициент зависящий от крупности частиц. В случае d≤10мм, а =1. При d>10мм a =1,05-1,9 [4,13];
Ψ* - коэффициент транспортабельности, параметр, определяющий фракционный состав материала (грунта).
Для разнородного материала средневзвешенное значение коэффициента транспортабельности:
Ψ*= , (58)
где Ψ* i - коэффициент транспортабельности для определенной фракции грунта (материала) d i;
Р i процентное содержание фракции d i.
Значения Ψ* i - определяются в зависимости от фракции грунта по таблице 8
Таблица 8
Фракция грунта материала, мм | Ψ* i | Фракция грунта, мм | Ψ* i |
0,05-0,1 | 0,02 | 2-3 | 1,5 |
0,1-0,25 | 0,2 | 3-5 | 1,3 |
0,25-0,5 | 0,4 | 5-10 | 1,9 |
0,5-1 | 0,8 | 10 и более | 2 |
1-2 | 1,2 |
Критическую скорость в трубе предлагается вычислять по формуле:
Vкр=8,3 (59)
Методика определения гранулометрического состава материала не дает действительной картины распределения частиц по форме и размерам. Следовательно могут достаточно существенно различаться определяемые величины Сφ и Ψ*, это будет сказываться на расчет гидротранспорта.
Кроме этого наличие в достаточно большом количестве пылеватых и глинистых частиц в песчаном грунте приводит к уменьшению гидравлических потерь вычисляемых по предлагаемым формулам.
Расчет гидротранспорта сводится к определению критических скоростей и гидравлических потерь.
Работа гидротранспортной установки должна осуществляться при скоростях достаточно близких к критическойскорости. Правильное вычисление Vкр, как уже отличалось раньше, позволяет предотвратить осаждение сравнительно крупных частиц на дно трубы. Однако следует отметить, что при работе гидротранспортной установки расход гидросмеси и крупность материала изменяется со временем. В результате чего на дно трубопровода будет происходить осаждение твердых частичек. Слой осажденного материала – слой заиления и его называют телом заиления.
Образовавшийся слой заиления высотой ∆hs уменьшает живое сечение трубопровода. Высота слоя заиления для горизонтального трубопровода может быть вычислена по формуле:
∆hs=0,4D , (60)
где Qs кр критический расход, Qsкр=Vкр ;
Qs – расход гидросмеси.
Потери относительной удельной энергии в заиленных трубопроводах определяют по следующей зависимости:
i з=К i кр, (61)
|
где i кр – гидравлический уклон, соответствующий Vкр;
К – поправочный коэффициент при критической скорости движения гидросмеси.
К=f().
Значение коэффициента К приведены в таблице 9.
Таблица 9
1 | 1,1 | 1,2 | 1,3 | 1,4 | 1,5 | 1,6 | |
К | 1 | 1,013 | 1,024 | 1,035 | 1,045 | 1,054 | 1,063 |
Для наклонных трубопроводов удельные гидравлические потери и критическая скорость вычисляются по следующим формулам:
i sн= i о+(i s– i о)cоsα; (62)
Vкрн=Vкрcоsα, (63)
где α – угол наклона трубопровода, по которому перемещается гидросмесь.
А. Юфиным для вертикальных труб удельные гидравлические потери было предложено определять по следующим формулам:
Для восходящих потоков гидросмеси:
i вос= i о(1+ ). (64)
Для нисходящих потоков:
i н= i о(1– ), (65)
где i о – удельные потери напора при движении воды;
dср – средний диаметр частиц, см;
D – диаметр трубопровода, см;
u0 – гидравлическая средневзвешенная крупность частиц, см/с;
V – средняя скорость в трубе, см/с.
При расчете гидравлических потерь в местных сопротивлениях учитывается плотность гидросмеси. Опытами установлено, что гидравлические потери в местном сопротивлении увеличиваются на величину :
hws=ζ , (66)
где ζ – коэффициент местных сопротивлений.
Безнапорный гидротранспорт
Безнапорный гидротранспорт осуществляется в открытых руслах: бетонные, земляные каналы (канавы), деревянные и железобетонные лотки, безнапорные трубы. Сечение каналов и лотков обычно прямоугольное или трапецеидальное.
Расчет безнапорных гидротранспорта сводится к определению геодезического уклона и размеров русла, расхода гидросмеси.
Основной зависимостью для расчета является формула Шези:
V=С .
Коэффициент Шези определяется по формуле Маннинга:
С= R1/6 ,
где n – шероховатость поверхности русла;
R- гидравлический радиус.
Принимается для деревянного покрытия русла n=0,013, металлического – n=0,011, земляного канала – n=0,015, бетонного или железобетонного – n=0,013.
Оптимальная (расчетная) средняя скорость в русле может быть вычислена по формуле А. Царевского:
Vоn=64 а · , (67)
где а – коэффициент, учитывающий неоднородность транспортируемого материала (грунта).
а = 0,2 (68)
d0-80ср – осредненная величина крупности частиц материала от 0 до 80%;
dср0-80= его грансостава;
dср– средняя величина крупности всего материала;
R – гидравлический радиус русла, м;
uocp– средневзвешенная гидравлическая крупность частиц материала.
uocp= ,
u0 i – гидравлическая крупность частиц размером d i.
Для определения оптимальной скорости рекомендуется также следующая формула в основу, которой входит критическая скорость в русле:
Vоn=КнVкр, (69)
где Кн – коэффициент надежности, зависящий от вида транспортируемого материала (грунта), Кн=1,1÷1,3.
Для песчаных грунтов Кн=1,2, для песчано-гравийных Кн=1,3.
Критическая скорость в русле находится по следующей зависимости:
Vкр=В , (70)
где В – параметр характеризующий вид транспортируемого материала. Для песчаных и песчано-гравийных грунтов В=3÷3,8.
Геодезический уклон русел определяется по формуле Шези, для воды:
. (71)
При гидротранспорте по руслу гидросмеси вводится поправочный коэффициент, учитывающий плотность гидросмеси и вид транспортируемого грунта.
Уклон русла канала при гидротранспорте:
i s=К i 0= , (72)
где Vоn - оптимальная средняя скорость в русле.
В таблице 10 приведены знания коэффициента K.
Таблица 10
Средние скорости потока м/с | |||||||||
Глубина,м | 1 | 2 | 3 | 1,5 | 2 | 3 | 2 | 3 | 4 |
Плотность гидросмеси ρs,кг/м3 | Глины, суглинки К | Супеси, мелко и среднезернистый песок К | Крупнозернистый песок и песчано-гравийный грунт К | ||||||
1050 | 1,25 | 1,15 | 1,1 | 1,3 | 1,2 | 1,1 | 1,4 | 1,35 | 1,2 |
1080 | 1,4 | 1,3 | 1,25 | 1,4 | 1,4 | 1,2 | 1,6 | 1,4 | 1,35 |
1100 | 1,45 | 1,4 | 1,3 | 1,6 | 1,45 | 1,40 | 1,9 | 1,7 | 1,5 |
1120 | - | 1,45 | 1,4 | - | 1,6 | 1,45 | - | 1,9 | 1,65 |
1190 | - | 1,6 | 1,45 | - | 1,6 | - | - | - |
При расчете лотков в некоторых случаях применяются таблицы для определения уклонов русел i s и оптимальных скоростей Vоn [7].
|
|
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!