Порядок и процедура оказания содействия — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Порядок и процедура оказания содействия

2020-05-10 103
Порядок и процедура оказания содействия 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Третейское разбирательство.

Международный опыт.

Международный коммерческий арбитраж и внутренний арбитраж (третейское разбирательство) представляют собой две ветви одного правового феномена. Однако следует иметь в виду, что если любой международный коммерческий арбитраж по своей сути является третейским судом, то не всякий третейский суд может отвечать требованиям, предъявляемым к международному коммерческому арбитражу.

При этом международный коммерческий арбитраж имеет тенденцию к унификации, в то время как внутреннее третейское разбирательство в большей степени отражает особенности национального правопорядка.

Российское законодательство идет но пути дифференцированного регулирования международного коммерческого арбитража и внутреннего третейского разбирательства. В практическом плане это означает принятие двух законов: Закона о международном коммерческом арбитраже и Закона об арбитраже (третейском разбирательстве). В то же время в некоторых иных государствах арбитраж регулируется на монистических началах, т.е. путем принятия единого закона (Швеция, Австрия).

Основное различие между международным коммерческим арбитражем и внутренним третейским разбирательством состоит в том, что в рамках первого рассматриваются споры с участием субъектов различной национальной принадлежности (либо их предприятий, находящихся в различных правопорядках), в то время как внутренние третейские суды рассматривают споры с участием лиц одной национальной принадлежности. Однако указанное определение носит слишком общий характер. Основания для определения внутригосударственной или международной природы спора различны в зависимости от специфики национального права той или иной страны[2]. Национальные законы, регулирующие международный коммерческий арбитраж, формулируют положения, уточняющие круг субъектов, которые могут обращаться в международный коммерческий арбитраж конкретного правопорядка, и тем самым разграничивают международный и внутренний арбитраж. Так, в соответствии с п. 3 ст. 1 Закона о международном коммерческом арбитраже в международный коммерческий арбитраж по соглашению сторон могут передаваться споры, возникающие из гражданско-правовых отношений, при осуществлении внешнеторговых и иных видов международных экономических связей, если коммерческое предприятие хотя бы одной стороны находится за границей либо если любое место, где должна быть исполнена значительная часть обязательств, вытекающих из отношений сторон, или места, с которым наиболее тесно связан предмет спора, находятся за границей, а также споры, возникающие в связи с осуществлением иностранных инвестиций на территории РФ или российских инвестиций за границей.

Регулирование деятельности международных коммерческих арбитражей имеет место за счет источников международного права, а также примыкающих к ним национальных законов (как правило, законов о международном коммерческом арбитраже), в то время как источником регулирования деятельности внутренних третейских судов являются, как правило, национальные законы об арбитраже.

Российский закон, регулирующий внутренний арбитраж, использует два термина для обозначения «не российских» третейских учреждений — «иностранное арбитражное учреждение» и «международный коммерческий арбитраж».

Под иностранным арбитражным учреждением понимается организация, созданная за пределами Российской Федерации и выполняющая на постоянной основе функции по администрированию арбитража вне зависимости от того, является она юридическим лицом или действует без образования самостоятельного юридического лица. Таким образом, иностранное арбитражное учреждение в смысле Закона об арбитраже (третейском разбирательстве) может и не быть международным коммерческим арбитражем, оставаясь внутренним третейским судом, рассматривающим споры в определенном национальном правопорядке. Необходимость признания решений такого внутреннего арбитража иной национальной юрисдикции может возникнуть в случае постановки вопроса об исполнении его решения при нахождении на территории РФ имущества, принадлежащего участнику соответствующего арбитражного разбирательства.

Международное арбитражное (третейское) разбирательство

Международное арбитражное разбирательство – это передача разрешения спора третьей стороне (арбитру), решение которого окончательно и обязательно. Обращение в арбитраж осуществляется по добровольному соглашению государств, но решение арбитра является обязательным. Компромисс (третейская запись) – это соглашение спорящих сторон о передаче спора в арбитраж.

Организационное оформление третейский способ разрешения международных споров получил в начале XX в., после Гаагской конференции 1899 г., на которой была подписана Конвенция о мирном разрешении международных споров. Участники Конвенции учредили Постоянную палату третейского суда. Конвенция предусматривала составление списка из 150–200 лиц (по четыре судьи от каждого договаривающегося государства), из которых государства могли выбирать одного или более арбитров для рассмотрения спора. Гаагская конференция 1907 г. учредила два органа: Международную призовую палату и Третейский суд. Однако попытки создания этих третейских судов не увенчались успехом.

Подробные правила арбитражного разбирательства содержатся в Гаагских конвенциях 1907 г., Общем акте 1928 г. (с поправками 1949 г.), в Образце правил арбитражного разбирательства (разработаны Комиссией международного права и одобрены ГА ООН в 1958 г.). Все эти правила имеют рекомендательный характер.

Арбитраж по рассмотрению межгосударственных споров в основном имеет разовый характер (изолированный арбитраж или арбитраж ad hoc). Учреждается по соглашению сторон для рассмотрения конкретного дела. После разрешения спора прекращает свое существование. Может быть предусмотрен в качестве средства разрешения споров в международном договоре.

Обязательное арбитражное разбирательство предусматривают Мирный договор 1947 г., Дунайская конвенция 1948 г., Венские конвенции о праве международных договоров 1969 и 1986 г.

Институционный арбитраж действует постоянно, не прекращает своего существования после разрешения конкретного спора; как правило, рассматривает споры в сфере определенных международно-правовых отношений. Учреждается в соответствии с нормами конкретных международных соглашений либо в рамках общей арбитражной договоренности между отдельными государствами. Например, Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. определила создание специального постоянно действующего арбитража по некоторым вопросам морского права.

Особый вид международного арбитража – Постоянная палата третейского суда в Гааге. Состоит из двух постоянных органов: Международного бюро и Административного совета. Бюро играет роль канцелярии, Совет контролирует деятельность Бюро. Сам третейский суд – это список лиц (граждан государств – участников Гаагских конвенций), из которого спорящие стороны выбирают арбитров. Арбитры должны "быть известны своими познаниями в международном праве, пользоваться личным уважением и быть готовы выполнять обязанности третейского судьи". Палата компетентна рассматривать споры между государствами – участниками Конвенций, между государствами – не участниками и государствами – участниками, между государствами и международными организациями.

В 90-е гг. XX в. Постоянная палата третейского суда приняла комплекс правил рассмотрения споров:

  • – Факультативные правила арбитражного рассмотрения споров между двумя государствами 1992 г.;
  • – Факультативные правила арбитражного рассмотрения споров между двумя сторонами, из которых только одна является государством, 1993 г.;
  • – Факультативные правила арбитражного рассмотрения споров между международными организациями и частными лицами 1996 г.;
  • – Факультативные правила примирения 1996 г.;
  • – Факультативные правила арбитражного для следственных комиссий 1997 г.

Между странами – членами ОБСЕ действует Стокгольмская конвенция по примирению и арбитражу 1992 г. Арбитраж в рамках Хельсинского процесса (Итоговый документ Венской встречи 1989 г.) представляет собой обязательное приглашение третьей стороны, если спор не может быть урегулирован другими мирными средствами.

В международной практике и доктрине отмечаются преимущества арбитража перед судебным разбирательством: третейский суд более гибок и менее формален; стороны пользуются практически неограниченной свободой в выборе судей и установлении правил арбитражного разбирательства; спорящей стороной могут быть не только государства, но и другие субъекты международного права.

Третейское разбирательство.

Международный опыт.

Международный коммерческий арбитраж и внутренний арбитраж (третейское разбирательство) представляют собой две ветви одного правового феномена. Однако следует иметь в виду, что если любой международный коммерческий арбитраж по своей сути является третейским судом, то не всякий третейский суд может отвечать требованиям, предъявляемым к международному коммерческому арбитражу.

При этом международный коммерческий арбитраж имеет тенденцию к унификации, в то время как внутреннее третейское разбирательство в большей степени отражает особенности национального правопорядка.

Российское законодательство идет но пути дифференцированного регулирования международного коммерческого арбитража и внутреннего третейского разбирательства. В практическом плане это означает принятие двух законов: Закона о международном коммерческом арбитраже и Закона об арбитраже (третейском разбирательстве). В то же время в некоторых иных государствах арбитраж регулируется на монистических началах, т.е. путем принятия единого закона (Швеция, Австрия).

Основное различие между международным коммерческим арбитражем и внутренним третейским разбирательством состоит в том, что в рамках первого рассматриваются споры с участием субъектов различной национальной принадлежности (либо их предприятий, находящихся в различных правопорядках), в то время как внутренние третейские суды рассматривают споры с участием лиц одной национальной принадлежности. Однако указанное определение носит слишком общий характер. Основания для определения внутригосударственной или международной природы спора различны в зависимости от специфики национального права той или иной страны[2]. Национальные законы, регулирующие международный коммерческий арбитраж, формулируют положения, уточняющие круг субъектов, которые могут обращаться в международный коммерческий арбитраж конкретного правопорядка, и тем самым разграничивают международный и внутренний арбитраж. Так, в соответствии с п. 3 ст. 1 Закона о международном коммерческом арбитраже в международный коммерческий арбитраж по соглашению сторон могут передаваться споры, возникающие из гражданско-правовых отношений, при осуществлении внешнеторговых и иных видов международных экономических связей, если коммерческое предприятие хотя бы одной стороны находится за границей либо если любое место, где должна быть исполнена значительная часть обязательств, вытекающих из отношений сторон, или места, с которым наиболее тесно связан предмет спора, находятся за границей, а также споры, возникающие в связи с осуществлением иностранных инвестиций на территории РФ или российских инвестиций за границей.

Регулирование деятельности международных коммерческих арбитражей имеет место за счет источников международного права, а также примыкающих к ним национальных законов (как правило, законов о международном коммерческом арбитраже), в то время как источником регулирования деятельности внутренних третейских судов являются, как правило, национальные законы об арбитраже.

Российский закон, регулирующий внутренний арбитраж, использует два термина для обозначения «не российских» третейских учреждений — «иностранное арбитражное учреждение» и «международный коммерческий арбитраж».

Под иностранным арбитражным учреждением понимается организация, созданная за пределами Российской Федерации и выполняющая на постоянной основе функции по администрированию арбитража вне зависимости от того, является она юридическим лицом или действует без образования самостоятельного юридического лица. Таким образом, иностранное арбитражное учреждение в смысле Закона об арбитраже (третейском разбирательстве) может и не быть международным коммерческим арбитражем, оставаясь внутренним третейским судом, рассматривающим споры в определенном национальном правопорядке. Необходимость признания решений такого внутреннего арбитража иной национальной юрисдикции может возникнуть в случае постановки вопроса об исполнении его решения при нахождении на территории РФ имущества, принадлежащего участнику соответствующего арбитражного разбирательства.

Международное арбитражное (третейское) разбирательство

Международное арбитражное разбирательство – это передача разрешения спора третьей стороне (арбитру), решение которого окончательно и обязательно. Обращение в арбитраж осуществляется по добровольному соглашению государств, но решение арбитра является обязательным. Компромисс (третейская запись) – это соглашение спорящих сторон о передаче спора в арбитраж.

Организационное оформление третейский способ разрешения международных споров получил в начале XX в., после Гаагской конференции 1899 г., на которой была подписана Конвенция о мирном разрешении международных споров. Участники Конвенции учредили Постоянную палату третейского суда. Конвенция предусматривала составление списка из 150–200 лиц (по четыре судьи от каждого договаривающегося государства), из которых государства могли выбирать одного или более арбитров для рассмотрения спора. Гаагская конференция 1907 г. учредила два органа: Международную призовую палату и Третейский суд. Однако попытки создания этих третейских судов не увенчались успехом.

Подробные правила арбитражного разбирательства содержатся в Гаагских конвенциях 1907 г., Общем акте 1928 г. (с поправками 1949 г.), в Образце правил арбитражного разбирательства (разработаны Комиссией международного права и одобрены ГА ООН в 1958 г.). Все эти правила имеют рекомендательный характер.

Арбитраж по рассмотрению межгосударственных споров в основном имеет разовый характер (изолированный арбитраж или арбитраж ad hoc). Учреждается по соглашению сторон для рассмотрения конкретного дела. После разрешения спора прекращает свое существование. Может быть предусмотрен в качестве средства разрешения споров в международном договоре.

Обязательное арбитражное разбирательство предусматривают Мирный договор 1947 г., Дунайская конвенция 1948 г., Венские конвенции о праве международных договоров 1969 и 1986 г.

Институционный арбитраж действует постоянно, не прекращает своего существования после разрешения конкретного спора; как правило, рассматривает споры в сфере определенных международно-правовых отношений. Учреждается в соответствии с нормами конкретных международных соглашений либо в рамках общей арбитражной договоренности между отдельными государствами. Например, Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. определила создание специального постоянно действующего арбитража по некоторым вопросам морского права.

Особый вид международного арбитража – Постоянная палата третейского суда в Гааге. Состоит из двух постоянных органов: Международного бюро и Административного совета. Бюро играет роль канцелярии, Совет контролирует деятельность Бюро. Сам третейский суд – это список лиц (граждан государств – участников Гаагских конвенций), из которого спорящие стороны выбирают арбитров. Арбитры должны "быть известны своими познаниями в международном праве, пользоваться личным уважением и быть готовы выполнять обязанности третейского судьи". Палата компетентна рассматривать споры между государствами – участниками Конвенций, между государствами – не участниками и государствами – участниками, между государствами и международными организациями.

В 90-е гг. XX в. Постоянная палата третейского суда приняла комплекс правил рассмотрения споров:

  • – Факультативные правила арбитражного рассмотрения споров между двумя государствами 1992 г.;
  • – Факультативные правила арбитражного рассмотрения споров между двумя сторонами, из которых только одна является государством, 1993 г.;
  • – Факультативные правила арбитражного рассмотрения споров между международными организациями и частными лицами 1996 г.;
  • – Факультативные правила примирения 1996 г.;
  • – Факультативные правила арбитражного для следственных комиссий 1997 г.

Между странами – членами ОБСЕ действует Стокгольмская конвенция по примирению и арбитражу 1992 г. Арбитраж в рамках Хельсинского процесса (Итоговый документ Венской встречи 1989 г.) представляет собой обязательное приглашение третьей стороны, если спор не может быть урегулирован другими мирными средствами.

В международной практике и доктрине отмечаются преимущества арбитража перед судебным разбирательством: третейский суд более гибок и менее формален; стороны пользуются практически неограниченной свободой в выборе судей и установлении правил арбитражного разбирательства; спорящей стороной могут быть не только государства, но и другие субъекты международного права.

Порядок и процедура оказания содействия

10 декабря 2019 года Верховный Суд (ВС) РФ принял долгожданное постановление № 53 «О выполнении судами Российской Федерации функций содействия и контроля в отношении третейского разбирательства, международного коммерческого арбитража» (Постановление). В этом обзоре будут рассмотрены наиболее важные аспекты Постановления, способные оказать влияние на дальнейшее развитие проарбитражного подхода в России. Текст обзора предоставлен редакции Закон.ру Российским арбитражным центром.

 


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.