Организация и структура спасательных служб в СССР и за рубежом — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Организация и структура спасательных служб в СССР и за рубежом

2020-05-10 181
Организация и структура спасательных служб в СССР и за рубежом 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В Советском Союзеначало организации сети спасательных станций было положено еще в 30-е годы; окончательно ее современная структура оформилась в 1959 г. Горная спасательная служба СССР работает при Управлении альпинизма Всесоюзного совета добровольных спортивных обществ и организаций, она объединяет 16 контрольно-спасательных пунктов, расположенных на Кавказе, Памире и Тянь-Шане. Добровольные спасотряды действуют в Крыму, на Урале, на Камчатке. Спасательными работами в горах у нас занимаются две организации профсоюзов — туристская и альпинистские спасательные службы.

Вся деятельность нашей спасательной службы направлена на решение следующих основных задач:

1) профилактика и контроль за безопасностью альпинистских мероприятий;

2) организация и проведение спасательных и поисковых работ;

3) расследование несчастных случаев в альпинистских мероприятиях;

4) подготовка кадров спасательной службы;

5) контроль за охраной окружающей среды.

Первая из названных задач — определяющая. От качества ее выполнения зависит вся остальная работа спасательной службы, уровень безопасности в альпинизме. Конкретно она выражена в следующих направлениях:

1) проверка и подготовка учебных и тренировочных мест занятий, учебных маршрутов;

2) наблюдение и изучение состояния лавиноопасных и камнеопасных склонов, возможных селевых потоков в районе, горных троп и переправ через горные реки;

3) составление и регулярное обновление картотеки маршрутов района;

4) получение от центральных органов метеослужбы прогнозов погоды по району и своевременная передача информации о погоде спортивным группам, выходящим в горы;

5) контроль за обучением в альпинистских мероприятиях основам первой доврачебной медицинской помощи, а также за приобретением навыков в организации и проведении альпинистами спасательных работ в горах;

6) проверка готовности к выходу на восхождения учебных и спортивных групп, прием контрольных сроков прохождения маршрутов и контроль за их выполнением;

7) координация работы спортивных групп в высокогорной зоне;

8) контроль за соблюдением мер безопасности в учебных и спортивных восхождениях.

Важный раздел работы контрольно-спасательных пунктов (КСП) — организация добровольных спасотрядов на местах, проведение занятий и сборов по совершенствованию специальной и спортивной подготовки добровольцев-спасателей. КСП служат центрами альпинистской жизни. На базе КСП планируются и проводятся все мероприятия, связанные с деятельностью низовых секций альпинизма.

Учитывая огромные пространства, особенно в Средней Азии, на которые распространяется деятельность немногочисленного контингента штатных работников КСП, следует признать особо важной их работу по созданию и сплочению добровольных спасотрядов, статус которых необходимо упорядочить и всемерно поддерживать.

В последнее время значительное место в деятельности КСП занимает охрана природы высокогорья, носящая в основном профилактический характер. Инструктора КСП, проверяя деятельность альпинистских мероприятий, обращают повышенное внимание на чистоту биваков, на сохранение природы в местах, наиболее часто посещаемых альпинистами. На Кавказе, в частности, инструктора КСП проводят большую работу по охране реликтовых растений — рододендронов, в Средней Азии под жесткий контроль и охрану взята арча.

Широко развита спасательная служба и в горных районах Западной Европы. Первые попытки ее организации относятся к 1896 г., когда в Австрии была создана горная спасательная служба. В 1897 г. аналогичная служба возникла во Франции, а в 1902 г. Швейцарский альпинистский клуб создал сеть постоянных спасательных станций во всех главных альпийских долинах. В Англии горноспасательная служба начала создаваться в 1933 г., в Шотландии— в 1964 г. В Италии спасательные работы в горах проводили Итальянский Альпийский клуб и Ассоциация альпинистов Средиземноморья. В 1953 г. была организована спасательная служба.

Есть спасательные службы в ФРГ, ГДР, Польше (при спорткомитете), Болгарии, Румынии (при спорткомитете), Югославии, Испании, Швеции (при полиции), США и Канаде. Как правило, эти организации состоят из добровольцев, объединенных под эгидой Красного Креста. В Чехословакии горноспасательная служба работает в системе Комитета по физической культуре и спорту.

Краткие сведения о спасательных службах некоторых европейских стран приводятся в табл. 9. Они взяты из разных источников и относятся к разным годам.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

 Пример тактического плана спасательной операции

Рассмотрим пример составления тактического плана для случая, требующего участия нескольких подразделений и привлечения подносчиков.

Получена информация: 14/VII при спуске с вершины Острая группы Иванова (4 человека) участник Петров сорвался в 18.45 в районе «рыжего» жандарма и получил травму головы, а также многочисленные ушибы. Требуются: помощь врача и средства транспортировки. Группа обеспечена табельным снаряжением. Сообщение получено по аварийной радиосвязи 14/VII в 20.00.

Проводим оценку ситуации и возможностей комплектования и обеспечения спасотряда. На основе этой оценки определяем задачу спасательной операции, планируем все ее элементы, после чего составляем тактическую схему и распорядок работ, взаимодействия и связи. В ходе работ может возникнуть необходимость изменить тактическую схему или распорядок. Такие изменения должны быть строго обоснованы требованиями выполнения задачи или необходимостью обеспечения безопасности.

Устанавливаем элементы разрабатываемой спасательной операции: состояние пострадавшего требует немедленной помощи врача и транспортировки на носилках; поставленная задача: максимально быстрый подход головной группы с врачом; ускоренная и по возможности щадящая транспортировка в сопровождении врача.

Состав подразделений спасотряда при выходе:

I выход — головная группа 4 человека, альпинисты высокой квалификации, в том числе врач и радист;

II выход — группа с тросовым комплектом в составе 8 человек, альпинисты высокой квалификации;

III выход (при необходимости, в отсутствие вертолета)—группа с дополнительным снаряжением 4 человека, квалифицированные альпинисты;

транспортировочный отряд — 20 человек, начальник отряда —

старший инструктор.

Наличие технических средств и средств связи (спасательное снаряжение без учета снаряжения группы спасателей):

I выход — веревка основная 2X60, крючья скальные — 20, ледовые— 5, карабины—15, радиостанции: «Недра-П», «Карат»—1, «Виталка С» — 1;

II выход — тросовый комплект, носилки универсальные, веревка основная 1X60, крючья скальные —20, ледовые — 5, карабины — 20,радиостанция «Виталка С»—1;

III выход — снаряжение, затребованное I и II выходами по радио,

радиостанция «Виталка С»— 1,

транспортировочный отряд — акья, бивачное снаряжение, веревка основная 1X40.

Маршрут по этапам и погода (см. рис. 21):

Лагерь — хижина. Тропа. На переправе натянуть перила.

Хижина — перевал. По гребню морены. Можно использовать снежники рядом с мореной.

Перевал — Русский бивак. Крутые расчлененные скалы. Страховка через выступ. Опасность вызванных камнепадов.

Гребень Русского бивака. По гребню возможна подвесная дорога со стороны ледового желоба.

Русский бивак — вершина. Крутые стены и плиты. Страховка крючьевая.

Погодные условия удовлетворительные.

Возможность использования авиации: посадка вертолета возможна на ледник под перевалом, в крайнем случае — на морену под ледником.

Составляем тактическую схему.

/ выход. Головная группа выходит из лагеря 14/VII в 22.00, имея осветительные средства. До перевала ее сопровождают 4 подносчика. При подъеме к Русскому биваку группа маркирует маршрут, при подъеме к месту аварии оставляет перила и маркирует крючья, в верхней части использует веревки пострадавшей группы.

// выход. Группа со спасательным снаряжением выходит из лагеря 15/VII в 2.00. До перевала ее сопровождают 8 подносчиков. Подъем до Русского бивака и выше проводится после установления взаимодействия с головной группой во избежание опасности камнепада. Двигаться плотной группой, используя перила и естественные укрытия. При подъеме после Русского бивака порядок движения должен обеспечить первоочередное прибытие к месту аварии носилок и тросового комплекта. На перемычке Русского бивака остается двойка для приема сверху пострадавшего с сопровождающим и для взаимодействия с III выходом.

/// выход. Группа с дополнительным снаряжением выходит из лагеря тогда, когда получена информация от головной группы. До перевала ее сопровождают 4 подносчика. Группа поднимается до Русского бивака, используя маркировку. По возможности очищает маршрут спуска. Вместе с группой II выхода подготавливает подвесную дорогу на перемычке Русского бивака и спуск ниже его. Соблюдать осторожность, учитывая возможность падения сверху камней.

Транспортировочный отряд. Выходит из лагеря 15/VII в 11.00. Темп движения, учитывая подготовленность участников, должен быть таким, чтобы сохранить их работоспособность. На переправе отряд навешивает перила, на перевале подготавливает прием головного отряда и разворачивает пункт питания для всего спасотряда. При необходимости готовит под перевалом площадку и соответствующую сигнализацию для посадки вертолета.

Спуск спасотряда. Пострадавшего с сопровождающим с места аварии спускают на тросе. Спасатели спускаются, пользуясь перилами, после того, как нижняя группа с пострадавшим уйдет по подвесной дороге на Русский бивак. С Русского бивака пострадавшего с двумя сопровождающими спускают на тросе. Спасатели налаживают параллельные перила, чтобы при необходимости оказать помощь сопровождающим при спуске и не угрожать друг другу. Спасателям, снимающим снаряжение, спускаться двумя группами, собираясь в укрытиях. После перевала пострадавшего транспортируют на носилках или по снежнику в акье, организуя страховку основной веревкой. На перевале снятое снаряжение проверяется, учитывается и перераспределяется. Спуск в лагерь проводится организованно по подразделениям.

Руководитель спасательной операции находится в альплагере, а начальники подразделений — со своими группами.

Составляем распорядок работ, взаимодействия и связи для того же примера.

Головной отряд

/ выход — головная группа 4 спасателя (включая врача) и 4 подносчика.

Выход из альплагеря                         14/VII в 22.00

Приход в хижину                               15/VII в 0.00

Приход на привал                                                 2.00

(подносчики возвращаются в лагерь)Приход на Русский бивак    6.00

Приход на место аварии                             10.30

Оказание помощи, выбор и согласование

пути спуска, организация систем спуска

пострадавшего и спасателей, подготовка

пострадавшего к спуску                     10.30—12.30

Начало спуска пострадавшего                    12.30

Начало спуска спасателей                           13.00

Спасательное снаряжение указано в тактической схеме.

// выход — группа со спасательным снаряжением (8 человек) и группа подносчиков (8 человек)— до перевала.

Выход из альплагеря                         15/VII в 2.00

Приход в хижину                                         4.00

Приход на привал                                       6.00

(установить взаимодействие с  I выходом)

Приход на Русский бивак                            9.00

Приход на место аварии                             12.00

Начало спуска пострадавшего на Русский

бивак                                                             12.30

Спуск пострадавшего совместно с    головной

группой до Русского бивака                                 12.30—16.00

Часть группы II выхода устанавливает взаимодействие с III выходом и совместно с ним готовит дорогу на гребне Русского бивака и спуск далее вниз. Спасательное снаряжение согласно тактической схеме.

III выход — группа спасателей (4 человека) со снаряжением, затребованным I и II выходами, и группа подносчиков (4 человека)—до перевала.

Выход из альплагеря                                   15/VII в 8.30

Приход на перевал и установление взаимодействия со II выходом        12.00

Приход на Русский бивак                                              14.00

Подготовка пути для спуска с Русского

бивака на перевал                                                 14.30—16.00

Спуск пострадавшего и спасательного отряда от Русского бивака до перевала                                                             16.00—17.30

Спасательное снаряжение согласно уточнениям по радио с I и II выходами.

Примечание. Спуск спасотряда и снятие снаряжения производятся по параллельным маршрутам во избежание опасности вызванного камнепада.

Транспортировочный отряд (20 человек)

Выход из альплагеря 15/VII в 11.00

Приход на перевал                 16.00

Приготовление обеда для головного отряда до 18.00

Начало спуска пострадавшего с перевала 17.30

Приход с пострадавшим в альплагерь 20.00

Спасательное снаряжение согласно тактической схеме.

Эвакуация пострадавшего

При использовании вертолета эвакуация производится с ледника Уллучат, из района перевала в 18.00. Эвакуация пострадавшего из альплагеря на автотранспорте (в зависимости от состояния больного и указаний врача) осуществляется 15/VII в 22.00 или 16/VII в 7.00 с обязательным сопровождением врача.

К плану взаимодействия подразделений прилагаются расписание и порядок радиосвязи, перечень кодовых сигналов ракетами или другими средствами и те указания по маршруту, порядку работы и взаимодействия, которые сочтет необходимым дать руководитель спасательных работ. Выписки из этих документов выдаются начальникам групп для ознакомления с ними членов спасотряда.

Спасательные операции считаются законченными, когда все подразделения возвратятся в лагерь и сдадут снаряжение.

Приложение 2

Ситуационные задачи

Общие замечания

Учебные занятия и восхождения альпинистов строго регламентированы правилами и методическими указаниями, обеспечены предупредительно-спасательными мероприятиями — словом, предусмотрено все, чтобы избежать ситуаций, которые могут привести к аварии. Однако действительные условия восхождений настолько разнообразны, сложны, переменчивы, что подобные ситуации в горах практически неизбежны, и нужно готовиться самим и уметь готовить молодых альпинистов к их преодолению. Ошибочно полагать, что, сделав большое число восхождений и многократно пройдя практические учебные занятия, альпинист обязательно приобретет достаточный опыт и запас знаний для преодоления любых ситуаций. Лишь изучая чужой опыт на разборах, тщательных и добросовестных, пользуясь материалами о несчастных случаях, анализируя собственные сложные положения, можно накопить самые различные варианты решений.

Предлагаемая подборка ситуационных задач имеет целью ввести в обучение и тренировку раздел, который до сих пор выпадал из рассмотрения, а именно приобретение альпинистом опыта принятия решений, если внезапно возникла критическая ситуация или она неотвратима в самое ближайшее время. Возможно ли не допустить развитие ситуации из критической в аварийную и каким образом.

Задачи условно разбиты на три группы: 1) технические, требующие для решения устройства какой-то системы из наличного снаряжения; 2) по организации страховки, требующие определить ошибку в страховке и наметить пути ее исправления; 3) тактические, требующие принятия решения по тактике движения группы (здесь эти задачи не рассматриваются).

Методические указания

Использовать ситуационные задачи можно в процессе индивидуального или группового обучения. Для тех, кто предполагает в будущем вести учебную работу, следует подготовить также задачи на критические ситуации, возникающие в учебных занятиях и восхождениях.

Авторы не рекомендуют использование ситуационных задач в виде наглядных пособий — настенных стендов или плакатов. При обучении нельзя упускать специфику критической ситуации — неожиданность и быстротечность. Такого рода задачи надо ставить только во время урока или экзамена и при этом ограничивать время решения реальными условиями задачи. Решению ситуационных задач можно не посвящать отдельный урок, а завершать ими соответствующие темы или разделы. техники и тактики альпинизма.

Любая задача может иметь несколько решений. Оптимальное решение зависит от подготовленности и физических возможностей группы, наличия снаряжения и особенно от правильной оценки фактора времени. Результатом решения задач должно быть не только приобретение опыта действий в критических ситуациях, но и совершенно четкое понимание того, что при некоторых видах передвижения безусловно обязательны предохранительные или аварийные системы (например, при движении по отвесам это система «беседка — грудная обвязка», при движении по закрытому леднику — надетые на ноги стремена со схватывающими узлами, завязанными на страховочной веревке).

Здесь приведен только минимум задач, каждый инструктор или тренер должен стараться расширить их круг и тематику.

Приобретенные прочные навыки решения ситуационных задач и накопление вариантов решений позволяют вводить в непосредственную альпинистскую работу элементы идеомоторной подготовки. Это значит, что в момент выполнения каких-либо приемов альпинистской техники, когда возможно возникновение критической, а то и аварийной ситуации, каждый альпинист в связке мысленно «проигрывает» оптимальный вариант своих действий в этой ситуации, расчленяя его на ряд последовательно выполняемых элементов. Следует, однако, учитывать, что идеомоторная подготовка выполнения действий требует определенной тренировки в процессе межсезонной психологической подготовки альпиниста.

Навыки решения ситуационных задач и соответствующая психологическая тренировка дают альпинисту уверенность, что при выбранном варианте решения и правильных действиях все должно окончиться благополучно и предварительное продумывание не вызовет у него судорожных, полных панического страха действий. Он сам быстро и четко выполнит необходимые приемы и так же четко будет руководить действиями товарищей по группе.

Порядок решения задач

1. Внимательно ознакомиться с ситуацией задачи, попытаться «войти в положение» группы и каждого из участников.

2. Определить значение фактора времени при оценке ситуации.

3. Выяснить очередность действий или последовательность оказания помощи.

4. При решении двух первых групп задач установить приемы или системы, которые необходимо осуществить.

5. Решить, какое снаряжение требуется, его оптимальное или минимальное количество, что можно сделать при отсутствии специального снаряжения.

6. Из нескольких возможных решений выбрать и обосновать оптимальный вариант.

7. Рассмотреть, как участник, оказавшийся в критической ситуации, может выйти из нее без помощи товарищей.

8. Рассмотреть вариант, когда ситуация усложняется тем, что участники не видят и плохо слышат друг друга.

9. При решении тактических задач кроме вышеприведенных вопросов необходимо также выяснить: оптимальный путь с точки зрения безопасности, возможностей группы, затрат времени; возможности вынужденного бивака (отсидки), учитывая состояние группы, погодные условия, наличие снаряжения и питания, условия взаимодействия.

Условия задач

Технические задачи.

1. При одновременном движении связки со взаимной страховкой один из участников срывается и срывает второго: а) первый улетает на отвес, второго веревкой укладывает на полку; б) первый падает на полку, получив повреждения, второго веревкой сдергивает на отвес.

2. При движении связки с попеременной страховкой сорвался первый участник и был удержан страховочной веревкой на отвесе; при срыве он получил травмы.

3. Траверсируя стенку с крючьевой страховкой, первый участник сорвался и повис в воздухе на грудной обвязке.

4. Поднимаясь по стене с крючьевой страховкой на двойной веревке, первый участник срывается. При срыве получил травмы.

5. При подъеме по стене первый участник срывается. Промежуточные крючья вырвались, и он повисает на всю длину страховочной веревки. При срыве получил травмы.

6. Две «двойки» поднимаются по стене. Участник, идущий впереди, при траверсе сорвался на пятом крюке на 6 м вниз. Получил травмы рук. Первый участник второй «двойки» поднимается на зажимах, второй находится в 30 м ниже.

7. При подъеме по стене первая «двойка» навесила на ней 20 м перил (один их конец висит свободно). При движении первого участника из второй «двойки» на зажимах он от удара камня сверху потерял сознание и повис на перилах.

8. При спуске дюльфером предпоследний участник группы опрокинулся и «завис» на самостраховке схватывающим узлом.

9. Последний участник группы при спуске дюльфером опрокинулся и «завис» на самостраховке схватывающим узлом.

10. Группа находится на полке и подготовилась к дальнейшему свободному спуску по стене. В этот момент со склона над группой сорвалась снежная лавина.

11. На крутом ледовом склоне сорвался и повис на страховочной веревке первый участник. При срыве получил травмы.

12. При движении по закрытому леднику «четверкой» первый участник провалился в трещину и был удержан вторым. При падении получил травмы.

13. При движении по закрытому леднику «четверкой» второй участник, идущий на скользящем карабине, провалился в трещину; был удержан от дальнейшего падения веревкой, идущей от первого к третьему, и повис на карабине посредине трещины.

14. При движении по закрытому леднику «четверкой» провалился в трещину первый участник и увлек за собой второго. Оба они были удержаны третьим и четвертым участниками. Первый при падении получил травмы.

15. При движении по закрытому леднику провалился в трещину второй участник из «тройки» и был удержан третьим. При падении получил травмы.

16. При движении по закрытому леднику «двойкой» первый участник провалился в трещину и задержался в глубине трещины на «пробке».

17. При движении по открытому, разорванному и крутопадающему леднику «тройкой» сорвался второй участник и сорвал третьего.

18. При движении «двойкой» по снежному гребню второй участник при срыве сорвал первого. Оба задержались на крутом склоне перед входом в желоб.

19. При одновременном движении вниз по крутому снежному склону сорвался второй в связке и не смог задержаться.

20. При спуске по снежному гребню сорвался второй в связке.

21. При одновременном движении «тройки» по снежному гребню третий в связке вышел на карниз, обрушил его и сорвал второго.

22. Первый в связке выходит по снежному гребню на склон. Выше по склону в направлении связки срывается лавина.

23. При переправе через реку по бревну на середине реки сорвался участник и повис ниже по течению на вытянувшихся перилах на своей самостраховке: а) на скользящем карабине; б) на схватывающем узле.

Задачи по организации страховки (рис. 45—53). В задачах (24—32) следует определить ошибки в организации страховки и указать пути их исправления.

Тактические задачи.

Решения задач

1,а.Второй участник закрепляет основную веревку и с самостраховкой на схватывающем узле или жумаре поднимается на гребень; еще раз закрепляет основную веревку в удобном месте над первым участником и организует самостраховку. При наличии второй веревки сбрасывает конец ее с петлей первому и организует его подъем способом «грудь-нога». При отсутствии второй веревки надо спуститься, освободить конец основной веревки и, снова поднявшись с самостраховкой на гребень, сбросить этот конец первому с той же целью. При невозможности организации такой системы подъема организовать подъем системой полиспаста.

1,б. Если первый участник находится в сознании, он должен любым способом закрепить веревку. Второй, повисший на отвесе, использует свою аварийную систему, т. е. надевает на ноги стремена и со схватывающими узлами или жумарами поднимается до гребня. Закрепляет основную веревку, спускается с самостраховкой на ней к первому и, оказав ему помощь, принимает решение о вызове спасотряда или продолжении движения самостоятельно.

2. Решение аналогично задаче 1.

3. Из-за отсутствия беседки у сорвавшегося необходимо быстро освободить его от зависания. При наличии второй веревки надо от последнего крюка опустить веревку со стременем; если же сорвавшийся имел на основной веревке свою аварийную систему (стремена со схватывающими), он должен надеть стремена на ноги и разгрузить грудную обвязку, а затем подняться к крюку.

4. Закрепить обе веревки. По одной из них подняться на жумарах к верхним крючьям. После этого, спускаясь, освободить одну веревку из карабинов. Затем, постепенно выдавая нагруженную веревку, второй веревкой подтянуть сорвавшегося к пункту страховки. Оказать первую помощь, принять решение о вызове спасотряда или о самостоятельном движении.

5. Закрепить веревку. Забить дополнительные крючья. Организовать подъемную систему полиспаста. Поднять сорвавшегося на полку. Оказать первую помощь, дать сигналы бедствия и по радио вызвать спасотряд.

6. Закрепить веревку. Первый из второй связки поднимается по перильной веревке, а затем по веревке первой связки, продевая снятую перильную веревку в карабины, продвигается к последнему крюку; забивает еще один крюк и блокирует их. После этого он спускается на жумарах к сорвавшемуся. Выполняет для себя самостраховку на схватывающем узле. Снимает с себя страховочную веревку и надевает карабин с этой веревкой на сорвавшегося. Поднимается на жумарах и возвращается к второму участнику из первой связки, выключая поочередно из карабинов веревку своей связки. Затем с помощью этой веревки подтягивает сорвавшегося ко второму участнику второй связки, выдавая соответственно веревку первой связки.

7. Четвертому участнику остановиться, или возвратиться, или подняться до площадки; его веревку закрепить. Верхнему участнику забить еще один крюк и сблокировать крючья. После этого свободный конец двойной веревки выбрать вверх через карабины, предварительно развязав на ней нижний узел. Сбросить этот конец нижнему участнику, который должен его закрепить. Надеть на сблокированные крючья еще один карабин и включить в него ненагруженный конец веревки. Приподнять любым способом повисшего участника и выключить проводник нагруженной веревки из карабина, чтобы двойная веревка осталась пропущенной во второй карабин. Нижний освобождает и выдает ненагруженную веревку, и пострадавшего медленно спускают на полку. Когда спуск окончен, веревку закрепить и дополнительно застраховать пострадавшего.

После оказания помощи принять дальнейшие решения о необходимости вызова спасотряда.

8. Нижние концы веревок закрепить. Спускающийся участник должен попытаться поправить веревку на бедре, подтянувшись или повиснув на схватывающем узле. При наличии еще одной веревки сбросить конец ее с узлом проводника зависшему участнику, чтобы он прицепился, и подтянуть его вверх. Если он опрокинулся и беспомощен, верхний, убедившись в надежности закрепления веревки, спускается к нему на жумарах.

Удерживая его перед собой на весу, распутывает спусковую веревку, а затем, навесив на нее еще одни стремена, налаживает спуск потерпевшего на них.

9. Нижние концы веревок закреплены. Спускающийся должен попытаться поправить спусковые веревки на бедре или сбросить их с ноги или через голову. Повиснув на схватывающем узле, использовать свою аварийную систему (стремена со схватывающими), чтобы не висеть на грудной обвязке, и продолжить спуск на стременах. Если же спускающийся опрокинулся и беспомощен, то время для его спасения крайне ограничено и единственной возможностью для оказания помощи будет попытка подняться к нему лазаньем, используя спусковые веревки исключительно только для самостраховки схватывающим узлом.

10. Закрепить страховочную веревку участника, приготовившегося к спуску. Лечь на полку, заклинившись в угол к стене.

11. Закрепить веревку. Подойти с самостраховкой к последнему крюку. Забить еще один крюк и сблокировать оба. Спуститься на самостраховке к пострадавшему, подрубить ему ступень или лохань. Оказать первую помощь. В зависимости от травмы принять решение о дальнейших действиях: вызвать спасотряд, поднять на прорубленные ступени или снять веревки и организовать спуск по склону.

12. Закрепить веревку, идущую к провалившемуся в трещину. Организовать закрепление второго ее конца. Одному из участников спуститься на жумарах к пострадавшему и оказать ему первую помощь максимально тепло одеть. Определить способ подъема его из трещины. Вверху организовать подъемную систему. Поднять пострадавшего на беседке или в рюкзаке с сопровождающим (под веревки на краю трещины подложить что-нибудь, чтобы они не врезались в склон).

13. Первый и третий не двигаются, чтобы также не сорваться в трещину. Четвертый помогает закрепить веревку сперва третьему, затем первому. Если провалившийся в трещину работоспособен, дать ему свободный конец и вытащить. В противном случае между вторым и третьим участниками, возможно ближе к краю трещины, завязывается узел через который не сможет пройти карабин. Затем третий очень осторожно выдает веревку так, чтобы второй опустился в трещину и повис - (при проскальзывании своего карабина до узла) на веревке, идущей к первому. Освободившийся конец веревки переносится на другую сторону трещины, и пострадавшего на двух веревках вытаскивают из трещины.

14. Четвертый участник закрепляет веревку, после этого освобождается и закрепляет веревку третий. Если имеется свободный конец веревки, его сбрасывают второму участнику, и, после того как он освободит основную веревку, выбирают слабину. Второй спускается к первому, оказывает ему первую помощь и принимает решение о способе подъема из трещины. Если свободной веревки нет, второй спускается к первому, используя аварийную систему.

15. Первый участник закрепляет веревку, после чего нужно выяснить состояние провалившегося в трещину и принять решение о способе его подъема с помощью двух веревок (например, способом «грудь-нога»). Для этого при необходимости обе веревки переносят на одну сторону трещины, а при наличии у провалившегося травмы один из оставшихся наверху спускается к нему для оказания помощи.

16. Верхнему участнику надежно закрепиться самому, затем с помощью ледоруба закрепить веревку. Осторожно определить край трещины и установить состояние провалившегося в нее. Если он работоспособен, сбросить ему второй конец веревки и, подложив под веревку на край трещины какие-либо предметы, поднять его способом «грудь-нога». Если провалившемуся требуется помощь, спуститься к нему на стременах, оказать ее, одеть максимально тепло, усадить в беседку или рюкзак и, поднявшись наверх, с помощью системы полиспаста поднять пострадавшего.

17. Первому участнику прыгнуть в ближайшую трещину. После рывка использовать свою аварийную систему (стремена со схватывающими) и подняться к краю трещины. Чтобы не быть увлеченным в нижнюю трещину, ему следует, не выходя из трещины, закрепить веревку, забив ледовый крюк или просунув свой ледоруб в узел проводника на веревке, вбить его в поверхностный фирновый слой. Затем первый участник поднимается из трещины и выясняет состояние сорвавшихся. Дальнейшие действия аналогичны задачам 14 и 16.

18. Каждый из сорвавшихся с максимальной осторожностью закрепляется на месте, надежно вбив носки ног. Затем один из них при надежной самостраховке поднимается в три такта до глубокого снега и организует страховку второго участника. Второй во время работы первого не меняет своего положения закрепления и только после организации страховки начинает двигаться в три такта вверх к гребню.

19. Первый участник, повернувшись налево, вгоняет ледоруб до головки, выбивает надежные ступени и всем телом прижимает головку ледоруба, чтобы выдержать рывок. Второй криком предупреждает о срыве и, если попытки переворота на живот и самозадержания ледорубом не удаются, тормозит при скольжении на спине вбиванием пяток, раскинув руки в стороны.

20. Первому соскользнуть с гребня налево и, максимально используя ледоруб, предотвратить свое падение в глубину, а также самортизировать рывок от падения второго участника. После рывка с большой осторожностью закрепиться и организовать самостраховку. Первой связке выяснить состояние участников второй связки и надежность их положения, а затем поочередно поднять обоих на гребень, предварительно закрепив их веревку на гребне. Если первая связка наблюдала за движением второй, то после срыва, при надежной страховке, она может попытаться задержать падение второй связки.

21. Решение аналогично задаче 20. При этом первый участник должен принять все меры для предотвращения своего падения при обрыве веревки.

22. При невозможности избежать лавины сделать все, чтобы при срыве оказаться по разные стороны гребня. При падении стараться удерживаться на поверхности лавины.

23. а. Если есть свободная веревка, конец ее пронести по бревну за петлю самостраховки и, заведя за нее, возвратиться. Затем двойной веревкой подтянуть тонущего к бревну или берегу. При невозможности сделать это освободить один конец перил и, надежно удерживая его, спустить по бревну вниз по течению, чтобы человека течением прибило к берегу на скользящем карабине.

23, б. Освободить, сохраняя натяжение, оба конца перил и затем, не давая слабины, один конец их выдавать, а другой выбирать, чтобы таким образом подтащить человека к берегу. Следует еще раз напомнить, что самостраховка на схватывающем узле при переправах недопустима.

24. На таком рельефе страховать через плечо нельзя. Самостраховка не предотвращает срыв страхующего с площадки. Самостраховку надо отнести назад и сделать короче. Страховать через карабин, создав дополнительное трение веревки пожарным узлом, применив «восьмерку» или шайбу Штихта.

25. Мало веревки для протравливания. При рывке страхующего поднимет и ударит головой о карниз, чего не предотвратит самостраховка. Следует оставить больше веревки для протравливания. Самостраховку сделать короче и закрепить внизу. Место для страховки вынести из-под карниза.

26. Страховка через штопорные крючья ненадежна. Самостраховка через штопорный крюк недопустима. Ледовый крюк для самостраховки забивается не в склон, а в нишу. Руки страхующего находятся слишком близко к крюку и нет запаса веревки для протравливания. Для удобной стойки при страховке следует вырубить еще одну ступень выше и впереди.

27. Страховочные перила перекрещиваются. Правый нижний крюк забит под карниз, и карабин навешен без петли.

28. Страхующий находится под первым в связке. Самостраховка должна быть короче. Страховка только руками ненадежна. Забиваемый крюк не на крюкоулавливателе.

29. При выходе на скалы забить крюк, вырубить лохань, снять кошки, убрать ледоруб. Если это невозможно, обеспечить на скалах крючьевую страховку.

30. Перила на гребне, да еще длиной в две веревки, неэффективны и опасны. Закреплени


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.118 с.